Ежедневно употребляя слова, привычно и не вслушиваясь в них, люди порой не замечают сущности самих слов. Этимология, как "наука об истине" иногда помогает заново услышать слово, осознать его с другой стороны. Данная работа посвящена этимологическому анализу названий химических элементов, что способствует более осознанному овладению химическими понятиями и законами, а также развитию интереса к химии.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_etimologiya_nazvaniy_khimicheskikh_elementov.docx | 22.73 КБ |
МОУ Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М
«Этимология названий
химических элементов»
Выполнил: Бондаренко Денис
учащийся 11 «А» класса
Руководитель: Рубцова А.Д
Усть - Баргузин
Содержание
1.Введение 2
2.Этимология как наука 4
3.Этимологический анализ названий химических элементов. 5-7
4.Выводы 8
5.Приложение
«Этимологический словарь названий химических элементов»
1. Введение
Постановка проблемы и актуальность исследования
Ежедневно употребляя слова, привычно и не вслушиваясь в них, люди порой не замечают сущности самих слов. Этимология, как "наука об истине" иногда помогает заново услышать слово, осознать его с другой стороны. Данная работа посвящена этимологическому анализу названий химических элементов, что способствует более осознанному овладению химическими понятиями и законами, а также развитию интереса к химии. К сожалению, учителя химии еще недостаточно внимания уделяют толкованию новых, впервые вводимых в обиход химических терминов и названий, забывая, что отсутствие этимологического анализа ведет не только к плохому запоминанию новых слов, но и к поверхностному овладению теми понятиями, которые обозначаются этими словами. При ознакомлении с каждым новым термином необходимо, чтобы учащиеся не только поняли значение слова и запомнили его как буквенное целое, но и уяснили происхождение слова. Объяснение того, что обозначают химические элементы, способствует более прочному запоминанию. Одно только понятийное толкование, без этимологического анализа приводит к скорому забыванию значения многих терминов и названий. Смысл слова, которому дано всестороннее толкование, запоминается надолго еще и потому, что во время работы над ним у учащихся пробуждаются интерес и любознательность. В результате такой работы над словом легче идет процесс запоминания. В ходе исследовательской работы мы собрали и обобщили этимологические справки всех химических элементов таблицы Менделеева. Мы не случайно обратились к этимологии химических элементов, так как с периодической системы начинается познание химии.
Отсюда возникает потребность в освещении роли этимологического анализа в формировании познавательного интереса учащихся как основного компонента учебной деятельности.
Цель исследования:
Произвести этимологический анализ названий химических элементов таблицы Менделеева, собрать полный этимологический словарь по данной теме, показать значимость этимологического анализа на уроках химии.
2
Задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу по теме.
2. Анализ этимологических справок названий химических элементов.
3. Обобщить сведения по этимологии названий химических элементов.
Гипотеза: знание и использование этимологического анализа на уроках химии способствует формированию познавательного интереса к предмету.
Методы исследования:
1.Анализ и обобщение литературы по исследуемой теме.
2.Качественный анализ.
3
2. Этимология как наука
Происхождением слова и описанием его отношений с другими словами того же языка или других языков занимается наука этимология [гр. < ety-mologia < etymon истина; основное значение слова + logos понятие, учение]. Иными словами, этимология - это раздел языкознания, исследующий происхождение слов разных языков.
Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает и данные других наук – истории, археологии, этнографии. Комплекс собственно лингвистических сведений о слове, исторических и культурных сведений о называемой им вещи позволяет строить более или менее правдоподобные гипотезы о происхождении слова. При этом ученые-этимологи стремятся исключить случайные связи и ассоциации данного слова с другими.
Этимологизировать – значит устанавливать первоначальное значение слова, т.е отыскивать то исходное слово, от которого произошло рассматриваемое слово. Процесс установления прошлых словообразовательных связей называется научным анализом, а его результаты - научной этимологией.
4
3.Этимология названий химических элементов.
Когда великому русскому ученому Д.И.Менделееву было 35 лет, он уже открыл один из основных законов естествознания – периодический закон химических элементов. На основе закона он создал периодическую систему химических элементов. Когда Д.И.Менделеев составил свою таблицу , в ней насчитывалось всего только 63 элемента. Это было в 1869 году. Теперь же в таблице размещено 107 элементов. Каждый новый химический элемент нуждается в названии, которое отличало бы его от уже известных элементов. Открыватели и создатели новых химических элементов это учли. Таким образом, проанализировав этимологические справки названий всех химических элементов, мы пришли к выводу, что их можно разделить на несколько групп. Таблица Менделеева может рассказать не только о химических элементах, их свойствах, но и о странах, городах, людях, которые в ней «скрыты».
Из 107 элементов больше трети названий (43) образовано или непосредственно от собственных имён, или от таких имен нарицательных, которые сами образованы от собственных имен.
Группы химических элементов, классифицированные по определенному признаку.
1.Географические и астрономические объекты.
Америций (от англ. America), Берклий (от англ. Berkeley – город на западе США, одно из крупнейших отделений Калифорнийского университета), Галлий (от лат. Gallia – Франция), Гафний (от лат. Hafnia – Копенгаген), Гелий (от греч. helios – Солнце), Германий (от лат. Germania – Германия), Гольмий (от лат. Holmia – Стокгольм), Дубний (в честь Дубны, Международного Объединенного института ядерных исследований), Европий (в честь Европы), Калифорний (от англ. California), Лютеций (от лат. Lutetia – Париж), Магний (от греч. Магнисия – полуостров в Греции), Медь (лат. название от лат. Cuprum – остров Кипр), Нептуний (в честь планеты Нептун), Палладий (в честь астероида Паллада), Плутоний (в честь планеты Плутон), Полоний (в честь Польши), Рений (от лат. Rhenus – Рейн), Ртуть (старое название в честь планеты Меркурий), Рутений (от лат. Ruthenia – Россия), Селен (от греч. selene – луна), Скандий (от лат. Scandia – Скандинавия), Стронций (от названия деревни Strontian в Шотландии, где был обнаружен минерал, содержащий стронций), Тулий (в честь Thule – древнее название Скандинавии),
5
Уран (в честь планеты Уран), Франций (в честь Франции), Хассий (в честь немецкой
федеративной земли Гессен), Церий (в честь астероида Церера).
2.Внешние свойства и вид элемента.
Барий (от греч. barys – тяжелый), Бром (от греч. bromos – зловонный), Висмут (от нем. Wiss mat – белая масса), Вольфрам (от нем. Wolf Rahm – волчья слюна, пена, от швед. tung sten – тяжелый камень), Золото (лат. название от aurora – утренняя заря), Индий (по синей спектральной линии (индиго)), Иод (от греч. iodes – фиолетовый), Иридий (от лат. iris – радуга), Кремний (лат. название от silicis – кремень, рус. название от греч. kremnos – утес), Литий (от греч. lithos – камень), Мышьяк (лат. название от греч. arsenikon – желтый пигмент, рус. название связано с использованием в борьбе с грызунами), Никель (от нем. kupfernicel – дьявольская (негодная) медь или медь Святого Николаса), Осмий (от греч. ocme – запах), Платина (от исп. platina – серебро), Празеодим (от греч. prasios didymos – зеленый близнец), Родий (от греч. rhodon – розовый), Рубидий (от греч. rubidius – глубокого красного цвета), Сера (от лат. sulphurium – светло-желтый), Таллий (от греч. thallos – зеленый), Фосфор (от греч. phosphoros – несущий свет), Хлор (от греч. chloros – зеленоватый), Хром (от греч. chroma – цвет), Цезий (от лат. caesius – небесно-голубой), Цирконий (от араб. zargun – цвета золота).
3.Свойства элемента.
Актиний (от греч. actinos – луч), Аргон (от греч. argos – неактивный), Астат (от греч. astatos – неустойчивый), Водород (лат. название от греч. hydro genes – порождающий воду), Диспрозий (от греч. dysprositos – получаемый с трудом), Железо (лат. название от греко-лат. fars – быть твердым), Кислород (лат. название от греч. oxy genes – порождающий кислоты (ошибочное предположение А. Лавуазье)), Криптон (от греч. krypton – скрытый), Ксенон (от греч. xenos – незнакомец), Лантан (от греч. lanthanien – скрываться), Неодим (от греч. neos didymos – новый близнец), Неон (от греч neos – новый), Протактиний (от греч. protos – первый), Радий и Радон (от греч. rados – луч), Ртуть (лат. название от hydragyrum – жидкое серебро), Серебро (лат. название от argentum – светлый, белый), Сурьма (от греч. anti monos – не единственный, по другой версии – средство против монахов), Теллур (от греч. tellus – земля), Технеций (от греч. technikos – искусственный), Фтор (от лат. fluere – течь, от греч. ftorios - разрушительный).
6
4.Соответствующие соединения.
Азот (лат. название от греч. nitron genes – образующий селитру), Алюминий (от лат. alumen – квасцы), Бериллий (от греч. beryllos – минерал берилл), Бор (от араб. buraq – название буры), Иттербий, Иттрий, Тербий и Эрбий (по минералу иттербиту, найденному около селения Иттербю, Швеция), Кадмий (от лат. cadmia – цинковая руда), Калий (от араб. gili – поташ), Кальций (от лат. calx – известь), Марганец (от лат. magnes – магнит), Молибден (от греч. molybdos – свинец), Натрий (от древнееврейского neter – бурлящее вещество), Самарий (по минералу самарскиту), Углерод (лат. название от carbo – уголь).
5.Мифология.
Ванадий (в честь Vanadis – скандинавской богини красоты), Кобальт (от нем. kobold – гном), Ниобий (от греч. Niobe – Ниобея), Прометий (от греч. Прометей – герой, похитивший огонь у богов), Тантал (от греч. Tantalos – тантал, лидийский царь, отец Ниобеи), Титан (в честь Титанов, сыновей богини Гей), Торий (в честь скандинавского бога войны Тора).
6.Ученые (только выдающиеся ученые в области физики и химии).
Борий и Нильсборий ( в честь датского физика Нильса Бора (1885-1962)), Гадолиний (в честь финского химика Юхана Гадолина (1760-1852)), Ганий (в честь немецкого радиохимика Отто Гана (1879-1939)), Жолиотий (в честь французских физиков и общественных деятелей, супругов Фредерика (1900-1958) и Ирен (1897-1956) Жолио-Кюри), Курчатовий (в честь советского физика Игоря Васильевича Курчатова (1902/1903-1960)), Кюрий (в честь французских химиков Пьера (1859-1906) и Марии (1867-1934) Кюри), Лоуренсий (в честь американского физика Эрнеста Орландо Лоуренса (1901-1958)), Майтнерий (в честь австрийского физика и радиохимика Лизе Майтнер (1878-1968)), Нобелий (в честь шведского изобретателя Альфреда Нобеля (1833-1896)), Сиборгий (в честь американского химика Гленна Теодора Сиборга (род.1912)), Фермий (в честь итальянского физика Энрико Ферми (1901-1954)), Эйнштейний (в честь американского физика Альберта Эйнштейна (1879-1955)).
7
3.Выводы
Работа над этимологией терминов и названий позволяет устанавливать и развивать межпредметные связи химии не только с историей, культурой, но и с русским, английским, немецким и другими языками, что способствует гуманитаризации курса химии. Следует отметить, что авторы учебников по химии для средней школы проводят определенную работу в этом направлении. На наш взгляд, среди большого разнообразия учебников выгодно выделяются в этом отношении учебники О.С.Габриеляна. В них достаточно хорошо представлен исторический и культурологический подход к изучению химии. Но все же проблема обучения учащихся химическому языку на основе этимологического анализа не может считаться решенной до конца. Практика показывает, что зачастую, запомнив тот или иной термин без специального разбора, ученик не может правильно записать его или использовать. Классическим является случай, когда учащиеся даже старших классов слово "молекула" пишут через "а" ("малекула"). Такому написанию они дают следующее объяснение: "Это очень маленькая частица вещества, ее название произошло от слова "маленький". Если учитель химии своевременно объяснит, что слово "молекула" произошло от латинского корня moles - "масса", а не от русского слова "малый", такого неверного толкования ученики не сделают и не допустят ошибки при написании. Если своевременно при ознакомлении с новыми терминами учитель будет использовать этимологический анализ, это поможет учащимся осознанно воспринимать информацию, поможет избежать механического запоминания, а также расширит кругозор учащихся, создаст условия для формирования устойчивого познавательного интереса к химии.
8
Литература
1.Введенская Л.А.Этимология. - Питер,2004.
2.Абаев В.И. О принципах этимологического исследования М., 1996.
3.Уразов И.А. Почему мы так говорим. – М., 1996.
4.Волина В.В. Откуда пошли слова: Занимательная этимология слов.- М., 1996.
5.Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы. – М.,1980
6.Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. – М., 1956.
7.Львова С.И. Этимологический словарь школьника. – М., 1995.
Карандаши в пакете
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Горка
Нарисуем попугая цветными карандашами
Фильм "Золушка"