Гармонист-виртуоз Виталий Королев неоднократно участвовал в конкурсах гармонистов, организованных Заволокиными.
Вложение | Размер |
---|---|
korolev_issled_rabota.doc | 66 КБ |
ПЛАН РАБОТЫ
Введение 1 стр.
1. Гармонист-виртуоз Виталий Анатольевич Королев.
1.1.Факты биографии В. Королева 3 стр.
1.2. Кровная семья. Родители. 3 стр.
1.3Дядюшка Иван Васильевич Нечаев. 3 стр.
Глава 2. Гармонь в жизни Виталия Королева.
2.1Первые мелодии. Стр.3
2.2Баян. Музыкальное образование. Стр.4
2.3. Игра на гармони. Стр.5
Глава 3. Общественная значимость личности и творчества
Виталия Королева.
3.1. Встреча с Геннадием Заволокиным. Стр. 6
3.2. Известность и популярность. Стр. 6
Заключение 9 стр.
Примечания 10 стр.
Приложения:
Не за голубую кепку
Полюбили девки крепко.
Вот и ростом небольшой,
Да играю я с душой.
Виталий Королёв.
Когда в мне в руки попал красочный журнал Геннадия Заволокина «Играй, гармонь», я обратил внимание, что на обложке портрет гармониста из Ярославской области. Им оказался житель поселка Борисоглебский Виталий Анатольевич Королев. Его очень хорошо знают мои родные и знакомые, потому что бывали на концертах с его участием в нашем Яковцевском клубе да и на районных мероприятиях. Выступал он однажды и в нашей Андреевской школе. К сожалению, 1 декабря 2007 года Виталия Королева не стало. Он умер в возрасте 61 года.
Почему этот гармонист стал героем журнала, издающегося в Новосибирске?
Я выстроил следующую гипотезу: Борисоглебская земля богата талантами. Одним из них стал гармонист Виталий Анатольевич Королев, творчеством которого заинтересовались известные на всю страну музыканты-подвижники Заволокины, пропагандирующие русскую гармошку.
Цели данной работы:
Задачи исследования:
Во время написания работы были использованы следующие методы исследования:
Глава 1. Факты биографии Виталия Анатольевича Королёва.
Виталий Королёв родился 10 сентября 1946 года в с. Михайловское Тутаевского района Ярославской области. Мама его – Мария Васильевна, кохозница, возила молоко на молокозавод на лошадях, сама фляги разгружала. До 80 лет держала коров. Отец, Анатолий Дмитриевич, участник Великой Отечественной войны, ушел на фронт добровольцем, служил в тяжелой артиллерии. После войны в колхозе работал токарем, кузнецом, бригадиром тракторной бригады. Детей было пятеро: четыре брата и сестра.
Королёв вспоминал: «Жили дружно, да и чего нам ссориться? К моему увлечению гармонью все душевно относились. Я даже старшего брата Борю и младшего Ивана немножко обучал на гармошке играть».
Всё самое главное, как считал Виталий Королев, в его жизни началось с гармошки. Дядюшка по линии матери Нечаев Иван Васильевич, всю жизнь трудился пастухом, но в родной деревне Михайловское более всего земляки ценили его как гармониста. Ни один праздник без дяди с гармошкой не обходился. Четырёхлетний племянник Виталий часто тайком подходил к его гармошке, гладил корпус инструмента. Дядя это заметил и однажды после праздника оставил гармонь Виталию, но учить его играть не стал, предложил самому учиться.
Глава 2. Гармонь в жизни Виталия Королева.
С этой гармошки и началось серьезное увлечение Виталия Анатольевича игрой. «Восторгу моему не было предела, - вспоминает гармонист, - с гармошкой я не расставался ни на минуту. Я был готов играть на ней 24 часа в сутки. Даже спать мне не хотелось. И по ночам снилось, что играю».
В соседнем селе Галкино был клуб. Там собирались так называемые «вечорки». Парни и девушки сходились, чтобы потанцевать. Единственным аккомпанементом была гармонь.
«Помню я деревенскую «козулю», ( так в Борисоглебском районе называли кадриль) у нас она называлась шестиколенной или шестизарядной, - рассказывает. - До сих пор у меня в глазах стоит эта сцена. Соберутся пар 6, встанут друг напротив друга – девушки и парни и начинают дробить. Шестиколенная козуля продолжалась не меньше 60 минут. Это было изнурительно, но очень красиво. Парни все мокрые от пота, но все равно танцуют. Через некоторое время в клубе поднималась такая пыль, что ничего не было видно. Тогда принесут веник с водой, все спрыснут, и снова начинают танцевать. Кроме козули танцевали еще фокстроты, вальсы, краковяки.
Я внимательно слушал игру, потом брал гармошку, уходил в баню и начинал тренироваться. Таким же способом учились все гармонисты. Раньше никто никого не учил - подростки сами перенимали игру по слуху. Когда я пошел в первый класс, я уже мог «сбацать» на гармошке «В лесу родилась елочка» и другие простенькие песенки. И несказанно удивил нашу учительницу, когда на новогодней елке вышел и сыграл несколько пьесок».
В 8 классе Виталий стал просить у родителей баян. Вокруг была страшная нищета, но отец пообещал купить ему инструмент. Зимой зарезали самую большую овцу и повезли продавать мясо на Сенной рынок в Ярославль. Правда, вырученных за овцу денег не хватило на баян, но, к счастью, удалось купить полубаян.
С того времени Виталий стал готовиться к поступлению в училище – купил себе самоучитель Басурманова и стал по нему разучивать пьесы. В 1964 году, после окончания восьми классов, Виталий Королев отправился поступать в Ярославское училище культуры. Ему очень хотелось учиться на оркестровом отделении, но в приемной комиссии сказали, что для этого необходимо закончить хотя бы 2 класса музыкальной школы. Однако, на прослушивании у деревенского парня обнаружились прекрасные музыкальные данные, и ему предложили поступить на хоровое отделение. Единственный вопрос, который задал Виталий: «А баян там будет»?
Получив утвердительный ответ, он отнес документы на хоровое отделение и стал студентом училища культуры.
В 1967 году Виталий Королев получил диплом с отличием и направление в Борисоглебский дом культуры. Потом, заочно закончил оркестровое отделение Московского института культуры. Предлагали талантливому музыканту играть в оркестре в Москве, но он так и остался в своем поселке Борисоглебском, ставшим за эти годы для него родным. Работал в различных должностях: руководителем хора, 20 лет отслужил преподавателем по классу баяна в детской музыкальной школе, концертмейстером народного ансамбля, вел уроки музыки в общеобразовательных школах. И все эти годы его сопровождала гармонь. Обучая других, он совершенствовал свое мастерство. В высшей степени, освоив сам инструмент, Виталий Анатольевич начал творчески подходить к исполнению русских народных песен, принося в них свое видение и оригинальные аранжировки.
2.3. Игра на гармони.
Королёв говорил, что не надо стремиться играть-угождать профессионалам, а нужно радовать широкую публику. Чтобы тебя поняли и доярка, и учитель… О своей манере игры он говорил: «Я не стремлюсь, чтобы порхали пальчики сверху- донизу по кнопочкам. Вот недавно сделал обработку русской народной песни «По муромской дорожке». Играю её просто, без вычурности и замысловатых вариаций. В напевности и простоте мелодии такая мудрость! Так зачем мудрить и усложнять прекрасное?
Играю, как душа чувствует, иной раз и глаза закроешь.. Но зрителей вижу каким-то внутренним зрением. Стараюсь, чтобы каждый звук что-то да значил, нес свою нагрузку для слуха, люблю паузы, синкопы, вздохи, замирания… Тогда это – гармонь!»
Глава 3. Общественная значимость личности и творчества
Виталия Королева.
3.1. Встреча с Геннадием Заволокиным.
Когда талантливый человек достигает совершенства в своем деле, он становится мастером. И вот однажды настал тот момент, когда имя Королева прозвучало на российском телевидении.
В феврале 1988 года в сознании Королева произошла самая настоящая революция. Случилось это, благодаря передаче «Играй, гармонь сибирская», которую Виталий Анатольевич случайно увидел по телевизору. Вели ее братья Заволокины – Геннадий и Александр.«Эта передача поставила меня с ног на голову, - говорит Виталий Анатольевич, - Послушав сибирских гармонистов, я почувствовал себя учеником, понял, что пока еще мало что умею. Мне захотелось совершенствоваться в игре на гармони. Я стал импровизировать, создавать свои произведения».
Первая встреча с Геннадием Заволокиным у Королева произошла в 1990 году. В июле в городе Иваново проходил первый фестиваль- конкурс гармонистов России, и Виталий Анатольевич получил первый приз этого конкурса – заказную Шуйскую гармонь. Правда, гармонь эту сохранить Виталию Анатольевичу не удалось. В голодные перестроечные годы пришлось выменять ее на 6 мешков картошки.
3.2. Известность и популярность.
А в 1991 году Заволокин со своей съемочной группой приехал в Борисоглеб снимать программу с участием Виталия Анатольевича. С этого времени начался большой творческий путь гармониста. Он вышел за пределы области, стал участником музыкальных конкурсов российского и международного уровней. Его гармонь звучала на больших сценах Москвы, Санкт – Петербурга, Новосибирска, Германии, Югославии, Китая…
В.А. Королев вошёл в десятку лучших гармонистов России. А виртуозная игра и неимоверная способность к импровизации позволяли называть Борисоглебского маэстро непревзойденным гармонистом страны.
Геннадий Заволокин много раз звал его поехать с ним с концертной программой по городам России, но Королев вынужден был отказаться – путешествовать не позволяло больное сердце.
Тем не менее, Виталий Анатольевич стал завсегдатаем передачи «Играй, гармонь». «В этой передаче я выступал более ста раз, - рассказывает гармонист, - когда к нам в поселок приезжал депутат Государственной Думы РФ Анатолий Грешневиков, которого очень часто показывают по местному телевидению, я ему в шутку сказал: «А меня-то, пожалуй, чаще Вас по телевизору показывают», - смеется Королев.
Чем же заслужил такую популярность сельский гармонист? Королев сам создавал аранжировки к популярным русским народным произведениям. Его обработки песен «По Муромской дорожке», «Коробейники», «Черноглазая казачка» и других признаны авторскими произведениями.
Вышел диск с музыкальными произведениями Виталия Анатольевича.
Все 13 мелодий, записанных на диске – его собственные сочинения. С виду Королев – мужичок с ноготок. Росту в нем не больше метра пятидесяти. Маленький, в неизменной голубоватой кепочке, которая стала его символом и талисманом. Со смехом рассказывает, как Геннадий Заволокин передал ему письмо одной из телезрительниц передачи «Играй, гармонь»! «Не помню как его зовут, - писала женщина, маленький в кепочке голубенькой, всю душу перевернул своей игрой – покажите его, пожалуйста, еще раз»!
А вот отзыв на игру Виталия Королева профессора Санкт-Петербурнгского государственного университета Ирины Столяровой: «Его игра оставляет ощущение праздника, которое возникает у нас обычно при встрече с талантливым человеком, - как всякий настоящий художник, он никогда не повторяет себя, внося в давно исполненные вещи новые краски, новые акценты.
…Живая русская душа, со свойственной ей «чрезмерностью», предельной напряженностью в каждом переживании, влечением к простору, воле, непосредственно раскрывается в его игре».
Полюбили русскую гармошку Королева не только земляки. Много раз он ездил со своими выступлениями в Югославию, Германию. Один из самых потрясающих случаев, происшедших в заграничных путешествиях Виталия Королева, произошел в Германии. На одном из уличных концертов, после того, как Королев сыграл «Катюшу», к нему подошел пожилой немец, снял шляпу, наклонил к гармонисту голову и показал огромную вмятину у затылка.
«Я посмотрел на него удивленно, а он только повторил несколько раз с сильным акцентом: «Шталинград», «Шталинград». Специально для него я сыграл «Подмосковные вечера», он заплакал, выгреб из кошелька все деньги, которые у него были, отдал мне, и со слезами пошел прочь».
В качестве лауреата конкурса международного фонда «Филантроп» Королев побывал в Китае. Конкурс был серьезный. Всего в нем участвовало 1074 гармониста со всей России и из-за рубежа. Жюри отобрало 39 лауреатов, среди которых оказался и Борисоглебский «Карандаш».
«Впечатления от поездки в Китай остались самые приятные, - рассказывал Виталий Анатольевич, - хотя нас предупреждали, что китайцы народ недружелюбный, и к русским относятся очень настороженно, ничего подобного я не заметил. Выходил со своей гармошкой на улицу, и народ реагировал очень доброжелательно. Просили сыграть, слушали и аплодировали. Ведь многие китайцы видели русскую гармошку в первый раз в жизни».
Вернувшись из Китая, Виталий Королев устроил в Борисоглебе свой творческий вечер. На него собрались гармонисты из Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы. На этом вечере у работников местного дома культуры родилась идея – создать в Борисоглебе музей русской гармони.
Этот музей был открыт к 645 –летию поселка Борисоглебский. Первый вклад в этот музей – «заказную» тульскую гармонь – подарок московского генерала Василия Юрьева сделал Виталий Королев.
Сам Виталий Королев – человек очень скромный, и вовсе не считал себя асом в игре на гармони. Он признавался, что за всю свою жизнь не достиг той меры мастерства, что было у его деревенского дядьки, пастуха и гармониста Ивана Васильевича Нечаева.
«Гармонь для меня … остается живым и загадочным существом, - говорил Виталий Королев, - На мой взгляд, человеческой жизни не хватит, чтобы исчерпать все возможности и понять все тайны этого простого и уникального инструмента – русской гармошки».
Заключение.
В руках маэстро незамысловатая двухрядка превращалась в удивительный инструмент, передающий все богатое многоголосие народной песни, и если будет жить гармошка, значит, будет звучать и Россия.
Когда мы слышим своих земляков с большой сцены, с экранов телевизоров, то наши глаза светятся радостью, мы испытываем чувство гордости за них, что можем с ними общаться и получать от их творчества большой заряд энергии и очень хорошо, что всегда были, есть и будут продолжатели и творцы земли Борисоглебской.
Виталий Королев внес большой вклад в развитие культурной жизни района, прославление Борисоглебского края и народного инструмента – русской гармошки. Он стал одним из организаторов Борисоглебской экспозиции Музея русской гармоники.
Примечания:
Волшебные звуки ноктюрна
Рисуем домики зимой
Рисуем акварельное мороженое
Ласточка. Корейская народная сказка
Акварельные гвоздики