Проблема современных школьников – это низкий уровень развития орфографической грамотности. Наибольшую сложность составляет запоминание слов, написание которых необходимо запоминать. Чаще при работе с такими словами учитель опирается на механическое запоминание с опорой на зрительный образ слова. Мы считаем, что применение этимологического анализа словарных слов способствует осмысленному запоминанию, основанному на психических свойствах памяти, воображения и мышления.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 28.51 КБ |
Министерство образования и науки республики Бурятия
МОУ Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М
Этимологический анализ слов
как средство развития
орфографической грамотности
Выполнил: Голощук Ефим
учащийся 11 «А» класса
Усть-Баргузинской СОШ
Руководитель: Рубцова А.Д
учитель русского языка и литературы
Усть-Баргузинской СОШ
Оглавление.
1.Введение.
2.Этимология как наука.
3.Этимологический анализ слова
4.Ложная этимология как одна из причин орфографических ошибок.
5.Этимологический анализ как один из методических приемов обучения орфографии.
6.Дидактический материал для работы со словарными словами.
7.Исследование эффективности этимологического анализа в повышении орфографической грамотности.
8.Выводы
9.Список используемой литературы.
Введение.
Проблема и актуальность исследования.
Проблема современных школьников – это низкий уровень развития орфографической грамотности. Наибольшую сложность составляет запоминание слов, написание которых необходимо запоминать. Чаще при работе с такими словами учитель опирается на механическое запоминание с опорой на зрительный образ слова. Мы считаем, что применение этимологического анализа словарных слов способствует осмысленному запоминанию, основанному на психических свойствах памяти, воображения и мышления.
Понимание является необходимым условием запоминания. Поняв, с помощью этимологического анализа как образовалось словарное слово, можно легко усвоить его написание, не прибегая к заучиванию. Таким образом, можно значительно сократить количество слов для запоминания. Этимологический анализ позволяет привить интерес к урокам русского языка, путем занимательных упражнений, развить языковое чутье, расширять кругозор сделать запоминание более легким, расширить словарный запас ученика. Ребенок будет легче и уверенней употреблять слово в устной и письменной речи, если происхождение слова дойдет до его сознания. С работы над словом начинается формирование связной речи. От качества работы учителя на данном этапе будет зависеть дальнейшая судьба слова: войдет ли оно в активный словарь учащегося или останется
в пассивном запасе.
Цель исследования: экспериментально доказать эффективность этимологического анализа слов в повышение орфографической грамотности.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по теме исследования.
2. Представить систему заданий по работе над словарными словами.
3. Экспериментально доказать эффективность этимологического анализа в повышении орфографической грамотности.
Объект исследования: словарные слова в учебниках русского языка для начальной школы, изучаемые с помощью этимологического анализа.
Предмет исследования: этимологический анализ слов.
Гипотеза: применение этимологического анализа слова на уроках русского языка способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания словарных слов, углубляет знание языка, повышает интерес к нему.
Методы исследования:
I. Теоретические методы:
1.Анализ методической и научной литературы по теме.
2.Проектирование путей исследования.
II.Эмпирические методы:
1. Эксперимент.
III. Методы обработки и интерпретации полученной информации.
1.Количественный анализ.
2.Графический метод.
2. Этимология как наука.
По трактовке Касаткина Л.Л. этимология (от греч. «etymon» - истинное значение слова и «logos» - учение). Это раздел языкознания, который занимается изучением происхождением слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях. Этимология основывается на закономерных звуковых и морфологических изменениях слов в процессе эволюции языка, учитывает регулярные переходы одних типов лексического значения слова в другие.
Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает и данные других наук – истории, археологии, этнографии. Комплекс собственно лингвистических сведений о слове, исторических и культурных сведений о называемой им вещи позволяет строить более или менее правдоподобные гипотезы о происхождении слова. При этом ученые-этимологи стремятся исключить случайные связи и ассоциации данного слова с другими.
Этимология теснейшим образом связана со многими разделами языкознания. Так, в лексикологии исследуется семантика слова, устанавливается, как и в какой последовательности развиваются у слова значения, какое из них следует считать первичным. Многие вопросы словообразования решаются с опорой на данные этимологии. Обращаются к этимологии и исследователи морфологии, особенно в тех случаях, когда речь идет о парадигматике частей речи, о морфемной структуре слова. Данные этимологии используются и в методике преподавания языка. Так, одним из методических приемов обучения орфографии является этимологический анализ слова.
3.Этимологический анализ слова.
Этимологический анализ слова, по трактовке З.А.Потихи, обращен в прошлое языка. При помощи такого анализа устанавливается происхождение слова, его структура, значение, прежние словообразовательные связи, устанавливаются фонетические изменения.
По трактовке Л.Л.Касаткина, этимологический анализ устанавливает анализ слова, его первоначальную структуру, значение, прежние словообразовательные связи. Например, глагол маячить сейчас уже не связывается с существительным маяк от которого этимологически образован, а само существительное маяк, исторически образованное от древнерусского глагола «маять», со значением «махать» при помощи суффикса -к- (ср.: черпать – черпак ), в современном русском языке является непроизводным.
4. Ложная этимология одна из причин орфографических ошибок.
Существует в этимологии такое понятие как «ложная» или «народная» этимология. Она возникает главным образом в устной речи, когда говорящий, знакомясь с новым словом, вольно или невольно сопоставляет его с известной ему лексикой. В таких случаях звуковой обмен слова изменяется.
Т.о., народная этимология возникает на основе «переделки» родного или заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка, установления между ними семантических связей на основе случайного звукового, внешнего совпадения, без учета реальных фактов их происхождения. Например, франц. «sale» – грязный – послужило источником для образования прилагательного сальный (переосмысление произошло через созвучие со словом сало). Чаще всего ложная этимология возникает в случаях, когда человек хочет проверить написание трудного слова, происхождение которого ему неизвестно. Ученики сопоставляют слова, например: «винтилятор» - от слова винт; «до вастребования» - до вашего требования; «подрожать» - от слова дрожь; «подчерк» - от слова подчеркивать; «свещенный» - от слова свет; «спотакиада» - от слова спорт; «фиалетовый» - от слова фиалка и т.д.
Этимология слов часто увлекает людей, имеющих довольно смутное представление о языкознании. Обычно люди начинают свои этимологические изыскания уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), копатка (лопатка), копоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста. Возьмите такие примеры переиначивания слов в народных говорах, как спинжак (пиджак), полуклиника (поликлиника) и т. п. Во всех этих случаях непонятные слова иностранного происхождения «исправлялись» и «подгонялись» под какие-то известные русские слова и корни: слово пиджак —> спинжак было связано со спиной, поликлини- ка —> полуклиника — это 'наполовину клиника'.
Очень важно иметь ввиду и следующее: необходимо воздерживаться от этимологических справок в тех случаях, когда они могут натолкнуть учащихся на орфографические или даже семантические ошибки. Например, слово калач, в котором отразилось аканье (ср.: коло, колач), слово смирение восходит к слову мера, а не мир.
Бесспорно, что в подобных случаях нецелесообразно использовать этимологические справки для лучшего усвоения написания слов.
5. Дидактический материал для работы со словарными словами.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получили в период обучения грамоте в I классе. В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, будет увеличиваться. Словарно-орфографические упражнения должны быть направлены не только на запоминание определенного списка слов, но и на: 1) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов; 2) формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственных речевых высказываний; 3) развитие умений объяснять значение слов и др.
Работа над словарным словом должна начинаться с восприятия детьми значения слова. Приемы объяснения смысла слова различны. Это показ предмета или его изображения: дети рассматривают предмет или его изображение, называют его словом, определяют назначение, объясняют отличительные признаки этого предмета. Не менее интересным приемом объяснения слова является работа с загадкой: ученики слушают загадку, отгадывают ее и доказывают, что слово-отгадка подобрано, верно. Однако слово может быть предъявлено через текст, где дается научное или художественное описание, содержащее сообщение об основных признаках и свойствах того предмета или явления, которое названо этим словом. Анализ таких текстов поможет учителю не только организовать работу по осознанию детьми лексического значения слова, но и оказать определенное воздействие на ученика, даст верное представление о предмете или явлении окружающей действительности, обогатит память ребенка образцом научного или художественного текста.
Беспроверочное написание является одним из трудных разделов методики обучения орфографии. Словарные слова обычно заучиваются учащимися механически, а значит не осознанно, что вызывает много трудностей, т.к. в начальной школе дается большое количество слов для запоминания, которые являются непроверяемыми.
Практика показывает, что большинство словарных слов может быть проверенно на основе языка – источника. Такую проверку можно организовать с помощью этимологического анализа слова, в упрощенном и сокращенном виде – этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, об его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Т.о. этимологический анализ обеспечивает осмысленность слова, повышает правильность и точность запоминания непроверяемых написаний. Например, слово мешок произошло от слова мех, столица от слова стол, малина от слова маленький.
Некоторые виды упражнений.
1. Определите, на какой признак предмета указывают названия: валежник, веснушка, горбушка, горчичник, кисель, кочан, леденец, метель, мешок, молоток, пластинка, простокваша, пятница, рогожа, старшина, холодец, часовой, частушка.
2. Самостоятельно определите, почему эти предметы так названы в русском языке:
звери: дикобраз, косуля, лягушка, медведь, овчарка, песец;
птицы: индюк, канарейка, куропатка, малиновка, петух, синица, снегирь;
растения: гвоздика, лебеда, лиственница, ноготки, одуванчик.
3. Попытайтесь в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов: боровик, волнушка, лисичка, маслёнок, опёнок, подберёзовик, подосиновик, сморчок, сыроежка.
4. Какие предметы имеют такой цвет?
Голубой («цвет оперения шейки голубя»).
Каштановый («цвет плодов каштана»).
Коричневый («цвет коры»).
Лиловый («цвет сирени», от франц. «лилас» - сирень).
Оранжевый («цвет апельсина», от франц. «оранж» - апельсин).
Фиолетовый («цвет фиалки», то лат. «виола» - фиалка).
5. Докажите, пользуясь словарём, что данные слова имеют общий исторический корень: абрикос и апрель, голубец и голубика, гончар и горшок, капитан и капуста, пшеница и пшено.
6. Можно ли с помощью слов: Василий, Макар, Маргарита, Пётр, Роман объяснить правописание слов: василёк, макароны, маргаритка, петрушка, ромашка.
Проверьте по словарю.
7. Можно ли говорить: старый ветеран, биография жизни, свой автограф, гербарий растений, повторная репетиция.
Докажите с помощью этимологического словаря.
8. Подумайте, есть ли разница в потреблении слов ванна и ванная, картофель и картошка, помидор и томат.
Проверьте по словарю.
9. Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов невежа и невежда, одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.
10. Можно составлять различные загадки с применением этимологических справок.
а. Большеглазая, но не лягушка.
Летает, а не птица.
Стрекочет, а не сверчок.
Ловит насекомых, а не дятел.
б. Большеглазая, как рыба.
Летает, как жук.
Стрекочет, как сорока.
Ловит насекомых, как ёжик.
(стрекоза)
11. «Если мы внимательно посмотрим на поверхность воды, то увидим, что почти поверху плавают, будто торопятся, ищут чего-то маленькие рыбки. Чуть какая крошка или насекомое упадут в воду – рыбки тут как тут»,- говорит учитель. Далее спрашивает, как называются такие рыбки, почему их так назвали. Если дети не знают этого, то объясняет, что такие рыбки называются верховки, потому что плавают всегда поверху.
Задание:
Подберите однокоренные слова к названию рыбы верховка (верх, верхний, верхушка, поверху, поверхность)
12. Учитель рассказывает детям, что есть рыбки немного крупнее верховок. Они большие любительницы холодной воды, водятся в ручьях и быстрых реках. У такой рыбы мелкая, едва заметная чешуя, а на брюшке её нет вообще, поэтому рыба называется гольяном.
Задания:
1. Подберите однокоренные слова к названию рыбы гольян (голь, голая, голышом)
2. Расскажите, чем гольян отличается от верховки.
Для работы с трудными словами.
13. Какие слова в каждой подборке исторические родственники, а какие нет. Проверьте по этимологическому словарю.
* генерал, генеральный (план), гений;
* демонстрация, демонстративный, демон;
* терраса, территория, террор.
14. К словам армия, комбинезон, консерватор подобрать исторически родственные слова, которые в наше время воспринимаются как неродственные.
6. Исследование эффективности этимологического анализа в повышении орфографической грамотности младших школьников.
Эксперименты проводились в естественных педагогических условиях для учителя и учеников.
Цель: доказать эффективность этимологического анализа в повышении орфографической грамотности младших школьников.
Этапы эксперимента.
1. Подготовка соответствующих материалов эксперимента: выбор слов для диктанта, подбор этимологических справок.
2. Проведение эксперимента (2 дня).
3. Анализ результатов.
Суть эксперимента.
1. Определенному количеству детей давались карточки со словарными словами и этимологическими справками к ним (экспериментальная группа). Дома они должны были прочитать их, посмотреть от какого слова они образовались, запомнить правильное написание словарного слова, путем соотнесения его с проверочным.
Другой группе детей (того же количества) выдавались карточки без этимологических справок слов и предлагалось их запомнить (контрольная группа).
2. На следующий день все дети писали проверочные работы на тех же листочках с обратной стороны.
Результаты эксперимента:
класс
Экспериментальная гр.
Написали на «отлично»
Контрольная гр.
Написали на «отлично»
3 «А»
70%
30%
4 «А»
76%
58%
Выводы по результатам эксперимента.
Из результатов эксперимента видно, что показатель орфографического усвоения «словарных» слов в экспериментальных группах значительно выше, чем в контрольных. Эти цифры практически доказывают эффективность работы над словарными словами с применением этимологического анализа.
7. Заключение.
В данной исследовательской работе был рассмотрен подход к словарно-орфографической деятельности на уровне русского языка, который сможет помочь в преодолении трудностей детей, с которыми они сталкиваются при заучивании большого количества непроверяемых слов.
Нами был изучен теоретический материал по теме исследования, была представлена система занимательных упражнений по работе над словарными словами.
Была экспериментально доказана эффективность использования на уроках русского языка этимологического анализа. Для наглядности результаты представлены в процентном соотношении.
Т.о., этимологический анализ слов может существенно улучшить орфографическую грамотность детей, т.к. в такой работе задействована не только механическая память, но и логическое размышление самого учащегося. Этимологический анализ делает урок более интересным, необычным вносит в него элементы игры, занимательности, чем прививает интерес к русскому языку, расширяет кругозор школьника, увеличивает словарный запас, развивает речь, знакомит детей с историей и культурой русского языка и мн.др.
Применение этимологического анализа необходимо в современной школе. «Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу,»- утверждал Щерба Л.В.
Используемая литература.
1.Ванюшечкин. В.Т. Из опыта применения этимологического анализа в словарно-орфографической работе с учащимися //Русс. яз. в школе.
2. Волина В.В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
3. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.
4.Этимологический анализ слов, как методический прием при обучении орфографии. //Начальная школа №1. 1998
"Разделите так, как делили работу..."
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Философские стихи Кристины Россетти
Выбери путь