Наша цель: создать красочный и интересный путеводитель по музеям, находящимся в нашей гимназии.
Наши задачи:
· создать путеводитель, в котором будут описываться музеи нашей гимназии;
· заинтересовать слушателей и убедить их, что музеи могут быть очень интересные;
· подтолкнуть слушателей на создание музеев в своих школах.
Сегодня очень многие школы имеют свои музеи, которые готовы предложить учащимся, родителям, гостям учебного заведения свои программы, приняв участие в которых, каждый не только вникнет "в суть материала", но и получит несомненное удовольствие от экскурсии. Наша гимназия тоже имеет свои музеи, и о некоторых из них мы предлагаем узнать из нашего путеводителя. Первый маршрут - Школьный музей Боевой Славы 9 гвардейского истребительного авиационного краснознаменного, ордена Суворова III степени Одесского полка.Второй маршрут - Школьный музей «Боевой славы воинов-интернационалистов». Третий маршрут – литературный музей притчи. Этот музей находится в кабинете литературы, а наш класс – хозяева этого кабинета. Притча прочно вошла в нашу жизнь вместе с музеем. Мы подготовили оформление кабинета, активно участвуем в создании собственных притч, проводим экскурсии для младших школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc_zakonchennyy.doc | 117 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 2072
НПК «Диалог культур»
СЕКЦИЯ «КУЛЬТУРА В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА»
Проект: «ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ШКОЛЬНЫМ МУЗЕЯМ»
Работу выполнили: ученицы 8 «Б» класса
Вахрушина Екатерина,
Тюленева Полина,
Мухина Елизавета
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Шарова Любовь Николаевна
МОСКВА - 2014
Наша цель: создать красочный и интересный путеводитель по музеям, находящимся в нашей гимназии.
Наши задачи:
Сегодня очень многие школы имеют свои музеи, которые готовы предложить учащимся, родителям, гостям учебного заведения свои программы, приняв участие в которых, каждый не только вникнет "в суть материала", но и получит несомненное удовольствие от экскурсии. Наша гимназия тоже имеет свои музеи, и о некоторых из них мы предлагаем узнать из нашего путеводителя. Всего в нашем путеводителе пока только три маршрута:
Первый маршрут - Школьный музей Боевой Славы 9 гвардейского истребительного авиационного краснознаменного, ордена Суворова III степени Одесского полка. В нашем путеводителе рассказывается об истории создания этого музея, о самых интересных экспонатах и немножко об истории самого полка. Также в путеводителе содержатся экскурсионные материалы и впечатления гостей.
Второй маршрут - Школьный музей «Боевой славы воинов-интернационалистов». Этому музею всего лишь несколько лет от роду. Но он является центром активных связей гимназии и воинов-интернаионалистов. В нашем путеводителе мы не только показываем экспонаты музея, но и рассказываем о той огромной работе, которая проводится этим музеем.
Третий маршрут – литературный музей притчи. Этот музей находится в кабинете литературы, а наш класс – хозяева этого кабинета. Притча прочно вошла в нашу жизнь вместе с музеем. Мы подготовили оформление кабинета, активно участвуем в создании собственных притч, проводим экскурсии для младших школьников.
Есть в гимназии и другие кабинеты-музеи, так что наш путеводитель будет развиваться по мере развития музеев.
Итак, путешествие начинается. И первая наша остановка - школьный музей Боевой Славы 9 гвардейского истребительного авиационного краснознаменного, ордена Суворова III степени Одесского полка или, как мы его называем, музей 9 ГИАП.
Этот военно-исторический музей был создан в 1978 году, через четыре года после открытия средней школы, которая в то время имела богатые традиции патриотического воспитания молодежи. Первые экспонаты и материалы для музея передал школе Николай Алексеевич Верховец – бывший комиссар 9 ГИАП. За прошедшие с момента образования годы музей не раз пополнялся новыми экспонатами. Своими вещами и документами делились ветераны полка, которые приходили в нашу гимназию на традиционные встречи накануне Дня Победы. Экспонаты также собирали учащиеся школы во время поисковых работ.
Основные разделы экспозиции музея:
Чтобы легче можно было представить как боевые действия, так и походный быт летчиков, в музее выставлены модели самолетов, подлинный летный костюм и шлем участника 9 ГИАП, армейские шинели и фуражка. В витринах находятся фрагменты оружия и обмундирования, личные знаки советских и немецких солдат, найденные учениками нашей гимназии на местах боев. Кроме того, в музее хранятся вырезки газетных статей о выдающихся летчиках 9 ГИАП, о крупных исторических событиях страны; на стене в музее размещены фотографии школьных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне.
Актив школьного музея, в котором состоим и мы, подготавливает выставки к праздничным датам, занимается склейкой моделей самолетов, выступает на конкурсах, разрабатывает художественный дизайн экспозиций и подготавливает выступления для встреч с ветеранами. Иногда в музее проводятся экскурсии для учеников 1-5х классов. Так как школьники пока еще маленькие, то все проводится в игровой форме. Например, после одной из экскурсий для младших учеников устроили конкурс-игру «Первоклассники спешат на помощь 9 ГИАП». Ученикам надо было ответить на разные вопросы, связанные с 9 ГИАП, а также на другие вопросы, относящиеся к теме Великой Отечественной войны.
Для учеников 6-11х классов в музее был установлен телевизор для просмотра исторических и документальных фильмов о Великой Отечественной войне, включая достаточно подробную информацию о передвижении советских и немецких войск
В Приложении 1 вы можете ознакомиться с экспонатами музея.
Второй маршрут - Школьный музей «Боевой славы воинов-интернационалистов».
Сейчас, когда на нашей планете войны или военные конфликты стали почти обычным делом, мы должны воспитывать в себе с детства такие понятия, как солидарность, бескорыстие, милосердие, добрая воля. А ещё каждому человеку необходимо научиться испытывать чувство национальной гордости, патриотизма, чувство Родины. А настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии, а через неё – и чести Отечества! Примером мужества и героизма стали подвиги советских солдат во времена афганской войны.
27 ноября 2012 года по приказу директора нашей гимназии был создан «Музей боевой славы воинов интернационалистов» - структурное подразделение государственного образовательного учреждения, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов посвященных Афганской войне (1979-1989 гг). Целью создания такого музея послужили: гражданско - патриотического воспитания обучающихся; расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования; развития социальной активности и творческой инициативы, обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов, источников по истории Афганской войны, имеющих воспитательную, и познавательную ценность; овладения практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности; овладения практическими навыками поисковой и исследовательской деятельности; развития детского и молодежного самоуправления; формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом практической деятельности, областью науки или искусства, а также с историей, интересами и задачами каждого конкретного образовательного учреждения. Основными функциями «Музея боевой славы воинов-интернационалистов» являются: создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности государственного образовательного учреждения музейными средствами и методами; организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы; осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности; документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку; постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы. В экспозиции нашего музея представлены многие экспонаты, повествующие о героях Афганской войны. Но особенно дороги те, которые имеют отношение к выпускникам нашей школы.
Герои нашего времени.
27 декабря 1979 года начался ввод войск в Афганистан. После этого началась Афганская война. Это продолжительное политическое и вооруженное противостояние сторон: правящего коммунистического режима Демократической республики Афганистан при военной поддержке ограниченного контингента советских войск в Афганистане с одной стороны, и моджахедов, сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран, и ряда государств исламского мира- с другой.
Эта война не прошла стороной мимо нашей гимназии. Простые, обычные мальчишки, такие же, как мы, ходили когда-то по этим коридорам, сидели за этими партами, и никто не мог предположить, что им предстоит выполнять интернациональный долг в Афганистане
Валерий Свиридов родился в Москве в семье рабочих. Окончил 8 классов школы № 792 (ныне гимназии № 2072) и поступил в профтехучилище, выучился на слесаря радиоаппаратуры, пошел работать в НИИ точных приборов. В марте 1983 года Валеру призвали в ряды Советской Армии. Затем он попал в Афганистан. Он был надежным другом и сослуживцем.
Володя Сидоров после нашей школы закончил 164-е училище, пошел в техникум, работал мастером, от военкомата проходил дополнительную подготовку. Когда началась война в Афганистане, попал в учебный центр Афганского полка, был сапером.
А затем Володя попал в тот самый 345-й отдельный парашютно-десантный полк в провинцию Баграм. Он был участником всех боевых операций с 1982 года. Он оставался таким же простым парнем, был спортсменом, комсоргом, был настоящим воином, мужчиной.
Его сослуживцы рассказали, что в тот роковой день он чувствовал, что погибнет. Был 1983 год, они уходили в 3 часа ночи на Пачихан. Захватили кишлак. Должны были располагаться на ночлег, но начались выстрелы. Солдаты заняли оборону, душманы продолжали обстрел, Володя первым кинулся к оружию, но был убит.
Солнце жарит нещадно, под плюс пятьдесят,
И надежды войной искалечены.
А на склоне горы двое наших ребят
Пулемётным огнём изрешечены.
Им с утра приказали занять высоту,
Пулемёт на плечо – и на горушку.
Но спустя сотню метров на эту версту
Накатилося горькое горюшко.
Наверху уже ждал вас душманский расчёт
И патронами ленты набитые.
Пополам прострочил вас с горы пулемёт –
И упали вы, кровью облитые.
Разведрота внизу не смогла за часы
Головы приподнять для спасения –
Так лупили с горы бесноватые псы,
Опьянев от крови и везения.
Всё закончилось плохо, конечно, для них –
Их «вертушка» спалила ракетою.
Но и мы, потеряв двух парней молодых,
Удручились такою победою.
Нас судьба призвала не на шумный парад,
Где прилюдно блистают наградами.
Всею мощью своей непокорный Герат
Расправлялся с чужими солдатами.
Володя Сидоров погиб в1983 году, при обороне афганского кишлака. За мужество и отвагу он был награжден медалью «За боевые заслуги», медалью «Воину –интернационалисту от благодарного афганского народа» и орденом Красной Звезды посмертно.
Пулеметчик рядовой Валерий Свиридов погиб в бою при выполнении боевого задания 1 октября 1984 года, с честью выполняя свой интернациональный , патриотический и гражданский долг. Он был награжден Орденом Красной звезды и медалью «Воину –интернационалисту от благодарного афганского народа».
Я не знаю, зачем
И кому это нужно.
Кто послал их на смерть,
Недрожавшей рукой.
Только так беспощадно,
Так зло и ненужно
Отпустили их в Вечный Покой!
Ребят похоронили на Николо-Архангельском кладбище.
В нашей гимназии были установлены мемориальные доски нашим выпускникам: Свиридову Валерию и Сидорову Владимиру. С тех пор встречи с воинами – интернационалистами стали желанными и частыми. И благодаря этим людям, при их поддержке и помощи, по инициативе директора Ларисы Николаевны Валишиной в 2013 году был создан «Музей боевой славы воинов-интернационалистов». Мы гордимся выпускниками нашей школы и храним память о них в наших сердцах.
В Приложении 2 вы можете ознакомиться с экспонатами нашего музея.
Третий маршрут – литературный музей притчи.
Одно из уникальных явлений отечественной педагогики - создание школьных музеев и предметных кабинетов-музеев.
В гимназии №2072 создана сеть предметных кабинетов-музеев, которые способствуют расширению образовательного пространства, становятся лабораториями, где с помощью учителя ребенок совершает открытия.
Предметные кабинеты-музеи используются как компонент учебно-воспитательного процесса, применяются методы как классной, так и внеклассной работы.
В кабинете литературы №35 создан музей «История притчи». Кабинет-музей «История притчи» организован в целях:
Кабинет - музей является:
результатом поисково-исследовательской деятельности детей и взрослых в избранном направлении;
средством творческого самовыражения его создателей;
формой приобщения к поисково-исследовательской, культурно – образовательной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
фактором организации личностно ориентированного воспитания, включения в общественно полезную деятельность учащихся;
центром работы по возрождению, сохранению и развитию литературных традиций.
Создание кабинета-музея литературы «История притчи» базируется на истории жанра притчи. Притча - небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. Реальность в притче явлена вне хронологических и территориальных примет, без указания конкретных исторических имен действующих лиц. Притча обязательно включает объяснение аллегории, чтобы читателю был ясен смысл иносказания, претендует на общечеловеческое обобщение, не обращая порой внимания на частные вопросы
Создание такого кабинета является стимулирующим началом для серьёзного увлечения литературой и успешной социализации учащихся, вовлечения их в творческий поиск. В литературе в последние годы резко активизировался интерес к жанру притчи, Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно. В ходе работы над созданием кабинета-музея литературы «История притчи» была разработана Концепция и программа развития кабинета-музея, собран теоретический материал и подготовлены экспозиции кабинета-музея. На данный момент экспозиции кабинета состоят из тематических баннеров: «Религиозные притчи»; «Притчи народов мира», «Психологические и юмористические притчи», «Современные литературные притчи», а также библиотеки притч, литературоведческой литературы по данной тематике, предметов, на которые составлены притчи, работ учащихся, выполненных в виде рисунков, презентаций, видео и рассказов. Открытие кабинета-музея литературы состоялось в апреле 2010 года. В программе работы кабинета-музея предусматриваются как экскурсии, лекции, так и подготовка, защита рефератов и творческих работ, зачеты по прослушанному курсу, поисковые исследования, конкурсы, викторины и т.д.
Новым подходом в этом направлении стало создание интерактивных методик, например, таких, как создание банка видео-притч. Очень интересным и зрелищным станет виртуальный музей притчи. Учащиеся, создающие видео-притчи, не только познают жанр литературы, но и осваивают компьютерные технологии.
Музейная педагогика дает возможность:
Так, например, я в своём кабинете разработала и провожу цикл музейных занятий «Библейские притчи», «Современные литературные притчи», «Притчи народов мира». Сборники психологических притч тоже используются учащимися старших классов как один из способов познать себя, оценить свои поступки и действия.
Работа предметного кабинета-музея литературы может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.
Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.
Как один из вариантов технологии индивидуального обучения используется метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
В планах развития предметного кабинета-музея использование нетрадиционных форм проведения урока:
Притча – это искусство слова попадать в сердце. В античности притча входила в число "прогимнасм" - подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ритора. Все эти упражнения имели цель – подготовить ученика к использованию притчи как одного из средств аргументации в публичной речи.. Притчи можно использовать в самых разных случаях: в качестве аргумента в беседе, споре, дискуссии, в разрешении конфликтных ситуаций, при публичном выступлении и т.д.В этом учебном году поставлен задача - разработать элективный курс, направленный на использование притчи в качестве основного инструмента в подготовке устного выступления.
Основные разделы курса:
Сейчас разрабатывается новая экспозиция «Притча - школа красноречия: новые техники и технологии овладения притчей». Одним из важных направлений работы кабинета-музея в текущем учебном году является создание видео-притч учащимися и накопление видео-банка притч. В течение учебного года в кабинете-музее проходят экскурсии, притчи используются при подготовки выпускников к написанию варианта С ЕГЭ.
В Приложении 3 вы можете ознакомиться с экспонатами Музея Притчи.
Никто меня не любит
Вода может клеить?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Басня "Две подруги"
Л. Нечаев. Яма