С этой работой учащаяся 7 класса выступала на районной научно-исследовательской конференции школьников "Первые шаги в науку". В работе отражена история появления процентов и главный упор сделан на решение задач различных видов, встречающихся в учебниках И.Зубаревой "Математика 5, 6 кл.", А.Мордковича "Алгебра 7кл." и олимпиадных задач.
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение к проекту "Проценты:хочу всё знать" | 25.69 КБ |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Задача №875. (учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 5 класс)
В школе 750 учеников. Шахматный кружок при Доме детского творчества посещают 6% всех учащихся этой школы. Сколько учащихся этой школы посещают шахматный кружок?
Решение:
1) 750:100*6=45 учащихся или 750*0,06 = 45
Ответ: 45 учащихся.
Задача№281.( учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 6 класс)
Мотоциклист проехал 120 км, 30% из которых- по шоссе. 60% оставшегося расстояния он ехал по грунтовой дороге, а далее- по лесной тропе. Сколько километров мотоциклист проехал по лесной тропе?
Решение:
1) 120*0,3 = 36 км мотоциклист проехал по шоссе;
2) (120-36)*0,6 = 50,4 км мотоциклист ехал по грунтовой дороге;
3) 120-(36+50,4) = 33,6 км мотоциклист ехал по лесной тропе.
Ответ: 33,6 км
Задача №14.29. (задачник, А.Г. Мордкович. 7 класс)
В магазин поступили учебники по физике и математике. Когда продали 50% учебников по математике и 20% учебников по физике, что составило в общей сложности 390 книг, учебников по математике осталось в 3 раза больше, чем по физике. Сколько учебников по математике и сколько по физике поступило в магазин?
Решение:
Пусть Х учебников по физике и У учебников по математике. Зная, что продали 50% учебников по математике и 20% учебников по физике, и это составило 390 книг, составим уравнение: 0,5х + 0,2у=390.
А так как после продажи учебников по математике осталось в 3 раза больше, чем по физике, составим второе уравнение: 0,8у*3=0,5х.
Из первого и второго уравнений составим систему уравнений.
0,5х + 0,2у=390,
0,8у*3=0,5х.
Решим эту систему методом подстановки.
Из первого уравнения выразим переменную у через х: у=1950-2,5х и подставим во второе уравнение: 2,4(1950-2.5х)=0.5х, отсюда следует что х= 720, тогда у=1950-2.5*720=150.
Ответ: в магазин поступило720 учебников по математики, 150 учебников по физике.
Задача № 884 (учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 5 класс)
В обувной магазин с оптовой базы привезли 800 пар обуви, что составило 10% всей партии обуви, поступившей на оптовую базу. Сколько пар обуви поступило на оптовую базу?
Решение:
1) 800:10*100=8000 пар или 800:0,1 = 8000
Ответ:8000 пар.
Задача №284. ( учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 6 класс)
Зимой цену на бананы повысили на 1,44 р., что составило 18% их осенней цены, а весной цену подняли ещё на 25%. По какой цене бананы продавались весной?
Решение:
1)1,44:0,18=8 р. – осенняя цена.
2)8+1,44=9,44 р. – зимняя цена.
3)9,44+9,44*0,25=11,8 р. –весенняя цена.
Ответ: 11 р. 80 коп.
Задача № 589. ( учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 6 класс)
1) В магазине батон хлеба стоит 6,7 р., а на лотке цена такого же батона 6 р. На сколько процентов дешевле продаётся батон с лотка, чем в магазине?
2) Определите, на сколько процентов батон хлеба в магазине дороже чем с лотка?
В таких задачах всегда удобно за 100% принимать то, с чем сравнивают, и решать с помощью пропорций.
1)Решение:
6,7 р. – 100%
6р. –х%
х= 6*100:6,7≈89,5% ; 100%- 89,5=10,5%
Ответ: на 10,5%
2) Решение:
6р. – 100%
6,7р – х%
х= 6,7*100:6≈111,6% ; 111,6%-100%=11,6%
Ответ: на 11,6%.
Задача№591. ( учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 6 класс)
В результате дефолта (так называется экономический кризис, который случился в России в 1998 г.) цены на импортные товары выросли примерно в 5 раз. До дефолта кроссовки стоили 200 р. На сколько процентов новая цена кроссовок выше старой? На сколько процентов старая цена кроссовок ниже новой?
Решение:
Ответ: 400%, 80%
Задача:№609 ( учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 6 класс)
Для организации коммерческой деятельности предприниматель взял ссуду в банке под 10% в месяц в размере 60 тыс. р. И приобрёл на эти деньги по оптовой цене товар. Товар был распродан в течение месяца по розничной цене.
Ответ: 36 000 р., так как 60000*0,6 = 36000
Ответ: 32400 р. так как 36000 – (36000*0,1) = 32400
Ответ: 1620 р. так как 32400*0,05 = 1620
Ответ: 32400 – 1620 = 30780 р.
Ответ: нет, так как (60000 + 30780):2 = 45390 р., а это меньше той суммы, которую надо отдать в банк.
Ответ: не меньше, как на 66000 р., так как 60000 + (60000*0,1) = 66000
Задачи олимпиад «Олимпус» и «Мультитест»
Задача 1: Ручка на 25% дороже карандаша. На сколько % карандаш дешевле ручки?
Решение: Пусть х- цена карандаша, тогда 1,25х-цена ручки.
1) х:1,25х*100 = 80%
2)100% - 80% = 20%
Ответ: на 20% карандаш дешевле ручки.
Задача 2: В сентябре заводом было изготовлено 350 курток. В октябре было изготовлено на 50% больше курток, чем в сентябре, а в ноябре на 20% больше, чем в октябре. Сколько всего курток было изготовлено заводом за эти три месяца?
Решение:
1)350+(350:100*50)=525 курток – в октябре(350*1,5 = 525)
2)525+(525:100*20)=630 курток – в ноябре(525*1,2 = 630)
3)350+525+630=1505 курток – за три месяца.
Ответ: 1505 курток.
Задача 3: Сумма двух чисел равна 84, а сумма 15% первого и 30% второго числа равна 18. Что это за числа?
Решение:
Пусть х- одно число, у – другое число.
Зная, что их сумма равна 84, составим уравнение: х+у=84.
Зная, что сумма 15% первого и 30% второго числа равна 18, составим уравнение: 0,15х+0,3у=18. Составим систему уравнений.
Решим её методом подстановки, выразив из первого уравнения переменную х через у: х=84-у.
Подставив во второе уравнение (84-у) вместо х, получим 0,15(84-у)+0.3у=18.
12,6-0,15у+0,3у=18, отсюда получим у=40, тогда х=84-40=44.
Ответ:44 и 40.
Задача 4: Известно, что 15% числа равны 18. Что это за число?
Решение:
1)18:15*100=120.
Ответ: 120.
Задача 5: Уменьшаемое больше вычитаемого на 30%. Сколько процентов вычитаемого составляет разность?
Решение:
130% - уменьшаемое, 100% - вычитаемое, 30% - разность,
тогда 30:100*100 = 30%
или х – вычитаемое, 1,3х – уменьшаемое, 1,3х – х = 0,3х – разность,
тогда 0,3х:х*100 = 30%
Ответ: 30%
Задача6: На сколько процентов дробь В меньше дроби А, если
Решение:
Ответ: дробь В меньше дроби А на 25%
Задачи районных математических олимпиад Новосибирской области. (составитель Шрайнер А.А.)
1983г. : Самолёт 80% пути летел на высоте 10 км, 40% оставшегося пути- на высоте 8 км, ещё 60 км заняли подъём и спуск. Каков путь самолёта?
Решение:
Iспособ
60 км - 60% - часть оставшегося пути, которая занята подъёмом и спуском, значит на 1% приходится 10 км;
40% = 40 км – часть оставшегося пути;
1) 60 км+ 40 км= 100 км – оставшийся путь
2) 100%-80%= 20% - оставшийся путь
3) 100:20*100= 500 км – весь путь.
Ответ: 500 км.
IIспособ
Пусть х км – весь путь, тогда 0,8х км – самолёт летел на высоте 10 км
х – 0,8х = 0,2х – оставшийся путь;
0,2х*0,4 = 0,08х – самолёт летел на высоте 8 км.
Зная, что подъём и спуск заняли 60 км, составим уравнение:
х – (0,8х + 0,08х) = 60;
0,12х = 60;
х = 500.
Ответ: 500 км.
1984г. : Товар подорожал на 20%, а затем его цена была снижена на 20%. Дешевле или дороже стал стоить товар в результате и на сколько процентов?
Решение:
I.способ
Пусть х – первоначальная цена, тогда после подорожания товар станет стоить 1.2х, а после снижения 0,8*1,2х=0,96х.
х-0,96х*100=4%
Ответ: дешевле после уценки на 4%.
II.способ
1)100%+20%=120% - стоимость товара после подорожания в процентах.
2)100%-20%=80% - стоимость товара после снижения в процентах.
3)80%*120%:100= 96%
4) 100%-96%=4%
Ответ: дешевле после уценки на 4%.
2000г. : Путешественник в первый день прошёл 20% всего пути и 2 км. Во второй – прошёл 50%остатка и ещё 1 км. В третий день – 25% оставшегося пути и ещё 3 км. Остальные 18 км пути он прошёл в четвёртый день. Какова длина пути, пройденного путешественником?
Решение:
Если Х км – весь путь путешественника, то в первый день он прошёл (0,2Х+2) км,
0,5*(х–(0,2х + 2))+1=0,5*(х-0,2х-2)+1=0,5х-0,1х-1+1= 0,4х км,-во второй день
0,25*(х-(0,2х+2+0,4х))+3=0,25*(х-0,2х-2-0,4х)+3=0,25*(0,4х-2)+3=0,1х-0,5+3=(0,1х+2,5)км-в третий день
18 км-в четвёртый день.
Составим уравнение:
0,2Х+2+0,4Х+0,1Х+2,5+18=Х
0,7Х-Х=-22,5
-0,3Х=-22,5
Х=75
Ответ: 75 км.
Лист Мёбиуса
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Снежная сказка
Зимовье зверей
Круговорот воды в пакете