Проект направлен на изучение национальных традиций и их места в современной российской семье
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 437.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САЙГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВЕРХНЕКЕТСКИЙ РАЙОН ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«МОЙ ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
По направлению Я и моя школа
На тему « В семье единой»
Автор: Егоров Сергей, учение 3 класса МБОУ «Сайгинская СОШ»
Научный руководитель: Рогожникова Надежда Фёдоровна,
учитель начальных классов
п. Сайга
2011
Оглавление
Введение 3
Проблема 3
Гипотеза 3
Цель 3
Задачи 3
Методы 4
Актуальность 4
Этапы реализации 5
Основная часть 6
Работа над реализацией проекта 6
Анкета 6
Результаты анкетирования по национальности 7
Рецепты 9
Обряды 10
Заключение 12
Литература 13
Приложение № 1 Работа над проектом 14
Приложение № 2 В гостях у семьи Егоровых 15
Приложение № 3 Народные традиции марийцев 18
Приложение № 4 Коллаж 20
Введение
Тема проекта: «В семье единой»
Краткое описание проекта: В процессе работы над проектом выясняется содержание понятия «национальные традиции» на примере семейных традиций учеников нашего класса, принадлежащих к различным национальностям. Мы выясним, действительно ли в наших семьях сегодня по-прежнему сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение народные ценности в обустройстве дома, в образе жизни, трудовой и досуговой деятельности, в воспитании детей.
Проблема:
мало знаем о своих национальных корнях.
Гипотеза:
захотелось узнать кто такие марийцы, где они проживают, какие народы им родственники.
Цель проекта:
сбор материала о народных традициях, бережно хранимых в наших семьях, об особенностях национальных культур.
Задачи проекта:
Методы:
исследование, поисковый, изучение литературы, социологический опрос, анализ, сравнение, сопоставление полученных результатов.
Актуальность проекта
На занятиях по курсу «Я – гражданин» мы познакомились с понятием «национальные традиции». Все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции. Россия - страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свою культуру. Но как традиции проявляются в сегодняшней жизни? Сохранились ли они? Где мы можем их наблюдать? На эти вопросы наш учитель предложил нам найти ответ самостоятельно. Посёлок Сайга является для этого очень подходящим, ведь в нём проживают представители самых разных народов, попавшие сюда в период строительства железной дороги «Асино–Белый Яр» 1968-1969 гг. Многонациональность делает жизнь поселка богаче, разнообразнее. Иногда мы пренебрегаем национальной культурой, считая ее вымирающей. На самом деле, мы впитываем национальную культуру «с молоком матери», потому что семейные традиции всегда восходят к национальным традициям. Работа над проектом поможет нам собрать материал о культурных традициях, рассказать о национальном многообразии всем ребятам нашего класса и школы, научит относиться к ним бережно и с уважением.
Этапы реализации:
Предполагаемый продукт:
Основная часть
Работа над реализацией проекта:
Мы представляем проект «В семье единой». Идея этого проекта у нас появилась при изучении курса «Я гражданин». Где мы познакомились с темой «Россия – многонациональная страна».
Вначале мы изучили понятие – национальные традиции. В толковом словаре мы узнали, что
традиция – 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
На подготовительном этапе разработали совместно с Надеждой Фёдоровной анкету для родителей «Наша семья и национальные традиции». В неё вошли следующие вопросы:
Анкета
1.ФИО____________________________________________________________
2. Национальность _________________________________________________
3. С какого года проживаете в Сайге? _________________________________
4. С какими событиями связан ваш приезд в Сайгу? _____________________
5. Сохраняете ли вы связь с исторической Родиной вашей семьи?
__________________________________________________________________
6. Ваши любимые семейные праздники? ______________________________ 7. Национальные блюда, которые вы готовите? _________________________ 8. Как в воспитании ваших детей вы придерживаетесь традиций? _________
По результатам опроса наших родителей, бабушек и дедушек мы пришли к следующим выводам. В нашем классе учатся представители русского, чувашского, селькупского и марийского народов.
Результаты анкетирования по национальности
Нам стало интересно, где они живут, какие у них обряды, обычаи, костюмы, национальная кухня. Поэтому решили побольше узнать об этих народностях. Первыми решили изучить марийскую национальность.
Мари́йцы (прежнее название на русском языке — черемисы, на тюркском– чирмыш, а сами себя называют — мари). Происходят из семьи финно-угорских народов, родственные им мордва и удмурты.
Живут в основном в республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев. Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала. Выделяют три группы марийцев: луговые (или лесные), горные, восточные. Горные марийцы живут преимущественно на правом берегу Волги, луговые — на левом, восточные — в Башкирии и Свердловской области.
Для традиционной религии марийцев характерно представление о верховном боге – Кугу Юмо, которому противостоит носитель зла – Тереметь. Обоим божествам приносили жертвы в особых рощах. Руководителями молений были жрицы – карт. В 18–19 веках началось массовое обращение марийцев в христианство. За свою веру мари жестоко преследовались. Вырубали священные рощи. Но до сих пор сохранилось немало сторонников марийской веры. Это способствовало сохранению национального сознания мари, они сохранили свой язык, традиции, культуру.
Высшим правилом марийцев было уважительное отношение к любому человеку «Старших почитайте, младших – жалейте» говорит народная пословица. Святым правилом считалось накормить голодного, помочь просящим, предоставить ночлег путнику.
Марийская семья строго следила за поведением своих детей. Бесчестием считалось, если сын уличён в каком-нибудь не хорошем деле, особенно в драке и воровстве. За это наказывали строжайшим образом. Традиционные представления до сих пор оказывают огромное влияние на жизнь марийцев. Если спросить их, в чём смысл жизни. Они ответят примерно так: сохранять оптимизм, верить в свое счастье и удачу, делать добрые дела, ибо спасение души – в доброте.
Традиционным занятием марийцев было – земледелие. Они разводили лошадей, овец. Охотились, рыбачили и занимались лесным промыслом. Развитыми художественными ремёслами является вышивка, резьба по дереву ювелирное.
Жили марийцы в деревянных избах. По образцу русских поселений.
Традиционная одежда сегодня используется в свадебных обрядах. Основной одеждой марийцев была рубаха туникообразного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (юштя).
Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку. Обувью служили кожаные сапоги (кем), а позже — валенки (мяжгем) и лапти (йын-дал) (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кэтырма).
У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем.
У каждых народностей своя национальная кухня. У марийцев тоже есть особые блюда, кушанья: суп с клёцками, вареники, слоёные блины, печёные лепёшки.
Рецепты
Коман мелна (блины трехслойные)
Для 1 слоя: мука ржаная или пшеничная 30, яйцо 1/8 шт., соль; для 2 слоя: мука овсяная или крупа манная 5, молоко несвернувшееся (кефир или простокваша) 16, сметана 10;
для 3 слоя: крупа овсяная 15, сметана 25.
Пресное крутое тесто из ржаной муки, яиц и соли раскатывают в тонкую лепешку толщиной 1,5-2 мм по размеру сковороды. Лепешку слегка зарумянивают в жарочном шкафу, затем смазывают густой смесью овсяной муки, несвернувшегося кислого молока (или простокваши, кефира) и сметаны. Блин снова зарумянивают и затем замазывают третий слой, представляющий собой овсяную крупу, которую в течение 8-10 часов вымачивали в сметане. После этого блины выпекают, смазывают топленым или сливочным маслом и подают горячими - целиком или разрезанными.
Вареники
Картофель 350,
мука пшеничная или овсяная 25,
яйцо 1/4 шт,
лук репчатый 30,
сало свиное 50,
сметана 15,
специи, соль
Натертый сырой картофель слегка отжимают и смешивают с овсяной или пшеничной мукой, яйцами, солью. Массу разделывают на круглые лепешки и на середину каждой кладут фарш. Лепешки складывают пополам, придавая изделиям форму полумесяца, и обжаривают во фритюре. Фарш готовят из смеси свиного сала, нарезанного мелкими, кубиками, мелкорубленого репчатого лука, черного перца и соли. Подают вареники со сметаной.
Традиционные черты оживают сегодня в обрядах: свадьбах, похоронах, рождении детей.
Марийцы-язычники применяли оригинальные способы имянаречения. Имя определял карт — языческий жрец. В одном случае он быстро произносил пришедшие на ум имена, высекая при этом огонь из кремния. При произнесении, какого имени загорался трут, тем именем и нарекал новорождённого. Жрец иногда брал ребёнка в руки в тот момент, когда он плакал, и перечислял имена. Считалось, что при подходящем имени ребёнок переставал плакать. Чтобы определить нужное имя, иногда перед тем, как ставить хлеб в печь, каждому караваю давали имя. По имени лучше испёкшегося каравая и нарекали ребёнка. По марийскому обычаю имя мужчины употреблялось с именем отца, которое ставилось на первое место, а собственное имя человека — на второе место. Например, Актанай Паймас (Паймас Актанаевич).
После принятия христианства, стали называть детей по христианскому именнику, но именами необычными, отличными от окружающих русских христиан, например, Ксенофонт Никанорович, Климентий Германович, Капитолина Фаддеева.
При работе над проектом я изучил национальные традиции марийского народа.
Мои бабушка Любовь Григорьевна и дедушка Владимир Семёнович Егоровы – марийцы. Бабушка родом из горных марийцев, а дедушка из лесных марийцев. Приехали из Марий Эл в Сайгу в 1976г. на строительство местной подстанции. И остались здесь жить.
Во время встречи с Любовь Григорьевной и Владимиром Семёновичем мы узнали, что они до сих пор сохраняют связь с родственниками. Переписываются, шлют подарки и поздравления к праздникам. Ездили на родину вместе с детьми. Показывали марийские достопримечательности. Обучали родному языку. Их старшая дочь, моя тетя, после окончания нашей школы уехала в Марий Эл учиться, и получать профессию.
Несмотря на то, что так долго прожили в Сибири, бабушка и дедушка с уважением относятся к традициям своего народа, не забывают национальные блюда, слушают музыку с марийскими мотивами, просматривают видео фильмы о родных местах. Хотят, чтобы дети не забывали своих корней.
Заключительная часть
Вывод: Работа над проектом помогла нам понять, что такое национальные традиции. Мы убедились, что хранителем национальных традиций является семья. В семьях, где чтут традиции, царит дружба, любовь и уважение и это укрепляют семью.
Список использованных источников
1. Большая советская энциклопедия
2. Интернет ресурсы
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
Приложение № 1
Работа над проектом
Приложение № 2
В гостях у семьи Егоровых
Приложение № 3
Народные традиции марийцев
Астрономический календарь. Май, 2019
Тупое - острое
Стеклянный Человечек
Растрёпанный воробей
Дымковский петушок