Атмосфера -представляет собой ункальную среду, благодаря которой загрязнения разносятся на значительные рассояния, поэтому изучение состояния воздушного бассейна в пределах г. Лахденпохья выполнено с целью "Дать оценку антропогенного воздействия на экологическое состояние воздуха в пределах г. Лахденпохья".В работе показано состояние воздушного бассейна Карелии на основе данных государственного доклада "О санитарно-эпидемиологческой обстановке в РК в 2011 году". Выявлено влияние авомобильного транспорта, котельных города на состояние воздушного бассейна.Исследования воздуха методом лихеноиндикации. Выводы - наибольшие загрязненя воздуха наблюдаются вблиз автомобильных дорог, г. Лахденпохья - один из экологически чистых городов Карелии. Предложения - перейти на более экологически чистый вид топлива для ккотельных - природный газ, умеьшить количество котельных в городе.
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie.docx | 31.42 КБ |
Оленева Анастасия
ученица 6б класса
МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Руководитель Страйбулова А. Н.
Учитель географии МКОУ « Лахденпохская СОШ»
Исследование воздуха в городе Лахденпохья
Основополагающий вопрос «Экология души – это экология мира?»
Введение
По своим климатическим характеристикам и экологическим параметрам Республика Карелия относится к территориям повышенного дискомфорта для проживания людей, поэтому она отнесена к регионам, объединяемых общим понятием "севера". Помимо сурового климата, человека на Севере окружает особая природная среда, которая резко отличается от таковой в средней полосе и более южных широтах. Ее характеризует более бедный видовой состав, а также повышенная чувствительность к различного рода неблагоприятным антропогенным воздействиям. Низкая устойчивость северной природы и невысокая способность северных экосистем к восстановлению объясняется малым количеством вещества и энергии, вовлекаемых в круговорот (на 1-3 порядка меньше на единицу площади, чем в более южных зонах). Такие особенности предъявляют особые требования к контролю за состоянием окружающей среды и хозяйственной деятельности человека на Севере.
Атмосфера имеет громадное значение для жизни: обеспечивает кислородом живые организмы, необходима для дыхания человека, участвует в процессе фотосинтеза, защищает от космических тел нашу планету..
Атмосфера представляет собой уникальную среду, благодаря которой загрязнение разносится на значительные расстояния, в том числе привносится и выносится за пределы Карелии и России в результате движения атмосферы. Поэтому изучение состояния воздушного бассейна в пределах нашего города считаю актуальной темой.
Цель моей работы «Дать оценку антропогенного воздействия на экологическое состояние воздуха в пределах г. Лахденпохья»
Задачи
\
Основная часть
1.Состояние воздушного бассейна в Карелии
По проблеме загрязнения воздуха в Карелии я обратилась в Интернет, использовала государственный доклад “О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Карелия в 2011 году» стр 6, «Гигиена атмосферного воздуха», статью «Экологическая ситуация в Карелии»
Мониторинг за состоянием атмосферного воздуха в Карелии позволяет выделить (условно) четырех экологически напряженных зоны загрязнения вредными веществами от промышленных предприятий с центрами в Костомукше, Петрозаводске и Кондопоге, Сегеже, Питкяранте.
Состояние атмосферного воздуха зависит от многих причин, наиболее значимыми из которых являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
В государственном докладе “О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Карелия в 2010 году” говорится следующее: «В последние 5 лет объемы выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в республике уменьшились на 18 %, и основная часть выбросов (около 82%), как и в предыдущие годы, приходится на промышленные центры республики - города Кондопога, Костомукша, Петрозаводск, Питкяранта, Сегежа, пгт Надвоицы.
Практически половина валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (около 47 %) является вкладом передвижных источников транспорта, преимущественно, автомобильным. При этом, доля выбросов вредных веществ от автотранспорта к общему валовому выбросу вредных веществ в атмосферу на территории г. Петрозаводска составляет около 90 %.
Основная доля вредных автомобильных выбросов приходится на оксид углерода (около 63 %), оксид азота (примерно 23 %) и летучие органические соединения (около 11 %).»
Исследования атмосферного воздуха не проводились в 7 районах республики: Муезерском, Калевальском, Олонецком, Лоухском, Лахденпохском, Суоярвском, Пряжинском в связи с отсутствием в них крупных промышленных предприятий.
2. Роль транспорта и котельных в загрязнении воздуха
Я провела исследование влияния транспортных средств на состояние воздуха
Метод учета транспортных средств на улице Ленина
Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения воздуха в городах. Загрязнение происходит по трем основным направлениям:
• отработанные газы через выхлопные трубы;
• картерные газы;
• испарение топлива.
В отработанных газах двигателей содержится более 200 химических элементов и соединений.
В городских условиях от 30 до 40 % общего движения транспорта составляют режимы разгона и торможения, когда увеличивается расход топлива и выбросов в атмосферу. При интенсивном движении 1500 -2000 машин в час создаются опасные условия для загрязнения воздуха. Санитарные требования по уровню загрязнения и шума допускают поток транспорта в жилой зоне не более 200 автомашин при уровне шума от 35 до 45 децибел
Я провела подсчёт машин проезжающих через улицу Ленина Таблица учёта потока транспортных средств за неделю (в течение часа) на улице Ленина Приложение 1, таблица 1, Подсчитала сколько транспортных средств проезжает (в Среднем) за 1 час, день, неделю, месяц, год.(Приложние1 таблица 2)
Мои расчёты (примерные) количества транспортных средств которые проезжают по улице позволяют сказать , что транспорт загрязняет воздух , но, это загрязнение не велико.
В городе сейчас 18 котельных . Самые крупные на Советской улице, , на фанерном комбинате, во втором городке (Хуухканмяки) и в других частях города. Котельные города работают на каменном угле и отходах лесопиления. Поскольку количество котельных уменьшилось, меньше загрязняющих веществ поступает в атмосферу.
3. Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников (метод лихеноиндикации)
Лишайники очень чувствительны к загрязнениям воздуха, особенно на них оказывает губительное воздействие сернистый газ, который уже в концентрации 0,08 - 0,1 мг/м в кубе угнетает большинство лишайников, а в концентрации 0,5 мг/м в кубе губителен практически для всех видов. Установлено, что при повышении уровня загрязненности воздуха первыми из города исчезает кустистые формы, затем листовые и, наконец, наиболее устойчивые - накипные. На основании исследований выделяются зоны лишайников, которые позволяют судить о степени загрязненности атмосферного воздуха:
• лишайниковая пустыня – полное отсутствие лишайников, самые неблагополучные районы города;
• зона соревнования - лишайниковая флора бедна;
• нормальная зона - периферийная часть города, лесопарки, парки, старые кладбища, здесь встречаются многие виды лишайников;
Я на даче аккуратно с деревьев взяла различные виды лишайников
Уснея и Пармелия, разные виды кладонии. Затем я приклеила их на картонку размером 50 на50 мм
Затем я прикрепила лишайники скотчем к дереву у дороги и вдали от дороги и следила за их изменением.
В результате наблюдений лишайники изменились: листовые и кустистые изменили свой цвет и размер. Они стали погибать.
В результате наблюдений я сделала вывод, что наиболее чувствительны к загрязнениям воздуха листовые и кустистые формы.(приложение1)
Я провела второе исследование с лишайниками. Взяла два участка для наблюдения : один у дороги, второй в парке примерно 150-200м от дороги. Наблюдала наличие различных форм лишайников на деревьях(приложение2) В результате наблюдений я установила что на участке, который расположен в парке деревья имеют кустистые листовые и накипные формы, причем больше лишайников с южной стороны На втором участке у дороги на деревьях лишайники присутствовали накипные лишайники. Я сделала вывод, что у дороги происходит загрязнение воздуха автотранспортом. обрастание лишайниками деревьев определенного вида в зависимости от близости автострады, неодинаково
4. Исследование загрязнения воздуха по снежному покрову
Я взяла пробу снега с 1 квадратного метра (до самого грунта). Снег раскладывается в пронумерованные пакеты. Содержимое пакетов растопила, довела до комнатной температуры. Для определения рН можно использовала индикаторную бумажку, смочив ее водой и сравнив ее цвет со шкалой цветности.
Снег может иметь как кислую, так и щелочную реакцию, в зависимости от преобладания тех или иных загрязняющих веществ. Если в снег попадают основания различных кислот, он приобретает кислотную реакцию. Выпадение соединений металлов, ароматических углеводов защелачивает снег. При фильтровании на фильтре видны загрязнения.
Заключение
В ходе исследования я пришла к следующим выводам
Предложения В будующем необходимо построить одно крупное предприятие для отопления домов, это будет способствовать уменьшению загрязнений воздуха в городе. В качестве топлива использовать природный газ, как экологический чистый вид топлива
Государственный доклад “О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Карелия в 2011 году”
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Без сердца что поймём?
Весенние чудеса
Знакомые следы
Финист - Ясный сокол