проект, направленный на изучение инфраструктуры района, выявление проблем и поиск путей их разрешения
Таловский муниципальный район Воронежской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
VII областной конкурс «Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления».
Конкурсная работа (проект)
«Состояние жизнеобеспечения населения
на территории Таловского муниципального
района: проблемы и пути их решения».
Выполнила: Тимофеева Виктория ученица 10«Б» класса МКОУ Таловская СОШ
Научные руководители:
Китаева Н.С. (учитель истории и обществознания);
Королевская Е.С. (учитель истории и обществознания).
2014год
Содержание
Введение. 3
Раздел 1. Характеристика объектов социальной инфраструктуры района. 4
Раздел 2. Проблемы, возникающие в сфере жизнеобеспечения населения Таловского муниципального района. 6
Раздел 3. Пути решения проблем МСУ. 9
Заключение. 10
Источники и Интернет-ресурсы. 11
Приложение 1. 12
Введение.
В настоящее время достаточно много внимания уделяется органам местного самоуправления, в том числе их реформированию. Наряду с Конституцией РФ, определяющей основы местного самоуправления в стране, существует ряд нормативных актов, регламентирующих сферу местного самоуправления. Основным правовым атом является Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он «устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления».[1]
Перечень вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления достаточно широк и разнообразен. Нами была выбрана тема состояния жизнеобеспечения населения, которая в настоящее время выглядит наиболее актуальной, т.к. социальные вопросы не могут не волновать граждан, имеющих активную гражданскую позицию.
Мы начали свою работу по данной теме в прошлом году и в текущем решили продолжить изучение состояния объектов инфраструктуры района.
Таким образом, в качестве объекта исследования нами была выбрана социальная инфраструктура Таловского муниципального района.
Под термином «инфраструктура» понимаются «отрасли экономических, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества».[2]
Согласно толкового словаря – «жизнеобеспечение – это обеспечение сохранения и нормального протекания жизни».[3] К объектам систем жизнеобеспечения населения относятся: система здравоохранения, коммунально-энергетическая система, транспорт, связь, обеспечение жильем, продовольствием и предметами первой необходимости, бытовое обслуживание. От уровня развития данных инфраструктур зависит качество жизни населения.
Цель исследования: выявить проблемы, возникающие в сфере жизнеобеспечения населения района и наметить пути их решения.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
Раздел 1. Характеристика объектов социальной инфраструктуры района.
Для наиболее точной и объективной характеристики социальной инфраструктуры Таловского муниципального района нами был изучен доклад о работе администрации района за 2013 год.
1.1. Дорожное хозяйство и транспорт.
Общая протяженность автомобильных дорог на территории Таловского муниципального района составляет 1149,6 км, из них:
-региональные автомобильные дороги общего пользования 417,2 км, ремонт и содержание которых осуществляется за счет средств областного бюджета.
Обслуживание и ремонт дорог проводится филиалами ООО «Хопер – Автодор» и ОАО «Воронежавтодор». Объем финансирования работ по содержанию и ремонту дорог составил 70,54 млн. рублей.
-дороги общего пользования местного значения 732,4 км. Эти дороги содержатся и обслуживаются за счет бюджетов поселений и дорожного фонда.
В 2013 году отремонтировано 4,8 км дорог в р.п. Таловая, п. Абрамовка, с. Новая Чигла, с. В. Тишанка и п. Высокий на сумму 17,78 млн.р. Выполнен ремонт дворовых территорий многоквартирных домов в р.п. Таловая и поселках института им. Докучаева на сумму 4,2 млн. руб.
Пассажирские перевозки осуществляются ОАО «Таловское АТП» согласно утвержденной маршрутной сети, которая включает в себя 18 маршрутов между населенными пунктами и 1 маршрута на территории городского поселения. Кроме этого по территории района проходят 4 междугородних маршрута.
В 2013 году за счет средств областного бюджета был получен и вручен автобус ПАЗ-3205.[4]
1.2. Здравоохранение.
Сеть лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих медицинскую помощь населению района, в 2013 году осталась без изменений.
Мощность по району 225 больничных коек, общая поликлиническая мощность– 922 посещения в смену.
Кроме того, 30 Фапов оказывают медицинскую помощь.
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в БУЗ ВО «Таловская РБ» 18,25, абсолютное число врачей -75, в 2012 году -78,
средним медицинским персоналом – 82,2; абсолютное число медсестер -339, в 2012 году -327.
По направлению департамента здравоохранения на всех факультетах ВГМА им. Н.Н. Бурденко продолжают обучение, по целевому набору и в рамках областного заказа – 34 человека.
В 2013 году приобретено в рамках программы модернизации 3 единицы спецтехники (авто «скорая помощь») на сумму 2.4 млн.руб.[5]
1.3. Образование.
За истекший 2013 год сеть общеобразовательных учреждений не претерпела изменений - 28 общеобразовательных школ. Из них 18 школ среднего и 10 школ основного общего образования, а вот дошкольных учреждений стало 10 (9 -2012 год).
В рамках программы «Модернизация образования Воронежской области» в 2013 году созданы структурные подразделения - детский сад на базе общеобразовательных школ района: МКОУ Никольской, Новотроицкой школах, открыта дополнительная группа в детском саду «Колосок».. Это позволило полностью ликвидировать очередность на определение детей в детские сады в п.Высокий, на 2-м участке НИИ им. Докучаева. Капитально отремонтирован детский сад в с. Александровка, который более 10 лет был закрыт.
В 2013 году было выделено более 20 млн. рублей на осуществление ремонта школ. Так был произведен капитальный ремонт 1 Абрамовской школы, текущий ремонт прошел в МКОУ Димитровской ООШ, Верхнетишанской СОШ, Бирюченской, Чигольской,
Октябрьской, Козловской, Абрамовской ООШ
В дополнительном образовании в районе работают ДЮЦ и ДЮСШ.[6]
1.4. Жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищный фонд района составляет 1млн103тыс.кв.м., в котором насчитывается 116 многоквартирных дома.
В районе функционирует 46 котельных, 19 которых работает на газе. Эксплуатируется 11,2 км теплотрасс. Доля потребления тепловой энергии бюджетными учреждениями составляет 52% общего производства.
Котельные эксплуатируют 4 теплоснабжающие организации: МУП Каменно-Степного сельского поселения «Оазис», МУП Таловского городского поселения «ТБО», ООО «Виктория» и ООО «ТеплоЭнергоСервис».
Содержание и обслуживание электрических сетей в муниципальном районе осуществляет Таловский РЭС филиала ОАО «МРСК – Центра» - Воронежэнерго». Всего протяженность линий электропередач 10 кВ по району составляет 666,7 км, 0,4 кВ – 742,7 км. В содержание и развитие сетей и трансформирующих мощностей за 2013 год вложено 1,8 млн. руб.
В 2013 году продолжалась работа по оснащению уличными светильниками поселений муниципального района. Всего уличное освещение насчитывает 1811 светильников, в том числе 260 установлено за год, и в 2014 году работа в этом направлении продолжается.
Важнейшим направлением социального и экономического развития села всегда была и остается газификация.
За 2013 год газифицировано 239 домовладений. На 1 января 2014 года уровень газификации муниципального района составляет 60%. Газифицировано 11176 квартир и домовладений
Протяженность газовых сетей высокого, среднего и низкого давления по району составляет 836 км. В 2013 году введено в эксплуатацию 44 км газопровода.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в Таловском муниципальном районе представлены все виды объектов социальной инфраструктуры, способные обеспечить необходимый уровень жизнеобеспечения населения района.
Раздел 2. Проблемы, возникающие в сфере жизнеобеспечения населения Таловского муниципального района.
Для выявления проблем, возникающих в сфере жизнеобеспечения граждан района, нами были проведены беседы с главами администраций сельских поселений, а также, проанализирован доклад о работе администрации района за 2013 год.
Главам администраций сельских поселений были заданы вопросы, касающиеся проблем состояния жизнеобеспечения населения подотчетных им поселений. Обобщив их ответы, мы можем сформулировать общие проблемы сёл района. Среди них – низкое качество дорог, отсутствие автобусного сообщения, доставка почты и хлеба в сёла. Данные проблемы возникают по причине не только недостаточного финансирования, но и низкой активности населения. Так, например, для реализации целевых федеральных и региональных программ, которые позволили бы улучшить качество жизни, необходимо предоставление целого ряда документов: проектов, смет и др. Многие жители сёл остаются пассивными и не принимают участия в реализации данных программ.
На основании анализа доклада о работе администрации Таловского муниципального района за 2013 год мы можем также предоставить перечень проблем жизнеобеспечения жителей района.
Помимо вышеперечисленных мероприятий, нами был проведен социологический опрос среди учащихся 10-11 классов МКОУ Таловской СОШ. (Приложение 1)
Вывод: у большинства опрошенных отсутствует представление о МСУ; «хорошо» и «удовлетворительно» оценили работу местной администрации 37% опрошенных, ничего не знают о ее работе и затрудняются ответить 59% респондентов. Среди приоритетных проблем учащимися были выделены 1)неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие перспектив развития, 2)плохие дороги, 3)отсутствие досуга, 4)перебои в водоснабжении, 5) отсутствие местной промышленности, 6) высокий уровень безработицы. Тем не менее, большинство опрошенных считают, что улучшение жизни зависит от них самих (78%).
Таким образом, мы можем сделать вывод, что основными проблемами в сфере жизнеобеспечения населения района являются: плохое качество дорог, отсутствие автобусного сообщения, удовлетворительное качество коммунальных услуг, связи, проблемы с доставкой хлеба и продуктов первой необходимости в сёла, дефицит кадров, особенно на селе. Причинами появления данных проблем являются несоответствие финансирования исполняемым органами МСУ функциям, низкий уровень гражданской активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления.
2.1. Дорожное хозяйство и транспорт.
Несмотря на то, что на ремонт дорог и дворовых территорий было выделено более 20 млн. рублей, протяженность отремонтированных дорог составляет лишь 0.65% от общей протяженности дорог общего пользования местного значения.
Отсутствие качественных дорог с твердым покрытием создает трудности для населения муниципального района: затруднено своевременное оказание медицинской помощи, проведение противопожарных и других мероприятий. В Таловском районе расположены 23 сельских и одно городское поселение, из-за нерентабельности пассажироперевозок некоторые села сельских поселений в 2011-13 году не имели регулярного автобусного сообщения с административными центрами. Доля населения этих сел составила 0,36%. Дальнейшее улучшение (снижение) данного показателя затруднено по следующим причинам: - отсутствие дорожного движения, обеспечивающего должную безопасность выполнения перевозок пассажиров транспортом общего пользования; ввиду низкой численности населения, проживающего в населенных пунктах, не обеспеченных маршрутным сообщением; отсутствием регулярной потребности населения в осуществлении таких перевозок.
2.2. Здравоохранение.
Наблюдается снижение укомплектованности врачебными кадрами (физическими лицами) – 53%, что на 2 процента ниже, чем в 2012 году.
Численность населения Таловского муниципального района на 01.01.2013 г. составила 41 тысячи 110 человек (98,5 % к уровню 2012 года), из них 71 % проживает в сельской местности. Численность детей в возрасте до 18 лет - 7286 чел. или 17,7 %, доля пенсионеров - 35 %.
За 12 месяцев 2013 года в районе появилось на свет 323 ребенка, что меньше на 43 , родившихся в 2012 году, умерло 763 человека, это больше предыдущего года на 12.
2.3. Образование.
В районе на сегодняшний день проживает 1541 ребенок в возрасте от 3 до 7 лет. Функционирующие 10 детских садов и 8 подразделений в школах обеспечивают уровень обеспеченности мест на 100 детей дошкольного возраста 70,9 %. То есть существует необходимость в увеличении числа дошкольных учреждений.
В районе нет субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета муниципального района на оказание таких услуг. В сельской местности, с учетом данных демографического развития, с учетом удаленности образовательных учреждений друг от друга, значительного изменения показателей достичь не удалось. Например при изменении статуса образовательного учреждения уменьшится количество учащихся, желающих обучаться на старшей ступени обучения, так же это повлечет за собой затраты на содержание и обслуживание транспорта для доставки обучающихся.
Несмотря на то, что из федерального бюджета в минувшем году были выделены средства на ремонт школ, некоторые школы, в том числе и Таловская СОШ, требуют финансирования для осуществления текущего и капитального ремонта.
2.4. ЖКХ
Жилфонд характеризуется высоким уровнем изношенности и требует капитального ремонта.[7]
В стадии разработки находится проектно-сметная документация на газораспределительные сети в п. Вознесеновка, п. Покровский, п. Новоникольский, п.Первомайский, п. Шишлянников, п. Воскресенский, п. Манидинский и п. Комсомольский.
Раздел 3. Пути решения проблем МСУ.
Решение проблем, связанных с социальной инфраструктурой района, на наш взгляд, не возможно без устранения причин, по которым они возникают.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы»[8]. Тем не менее, средств местных бюджетов не достаточно для реализации возложенных на местное самоуправление функций. Мы считаем, что введение дополнительных налогов станет обременительным для населения. Но привлечение спонсоров, в лице местных предпринимателей, на наш взгляд, могло бы частично улучшить финансовую ситуацию.
Мы выяснили, что существует ряд региональных и федеральных программ финансирования, которые часто не могут быть реализованы из-за низкой активности местного населения. В свою очередь активность населения напрямую зависит от правовой грамотности последнего. Таким образом, мы считаем необходимым проведение своеобразных «ликбезов» через выступления, беседы местных чиновников с гражданами, которые также смогут повысить уровень доверия населения к власти.
Также мы определили, что основной «движущей силой» современных преобразований является молодежь. Уже несколько лет идет активное взаимодействие территориальной избирательной комиссии со всеми школами района через различные мероприятия, повышающие правовую грамотность школьников в сфере избирательного законодательства. Мы предлагаем проведение аналогичной работы органами местного самоуправления: конкурсов, олимпиад, выставок работ учащихся. Считаем возможным и введение элективного курса «Основы местного самоуправления».
Все данные мероприятия, на наш взгляд, смогут оказать существенное положительное влияние как на состояние жизнеобеспечения населения района, так и на работу органов МСУ в целом.
Заключение.
Изучение материалов, расположенных на официальном сайте администрации Таловского муниципального района позволило нам в полной мере охарактеризовать состояние жизнеобеспечения населения района. Мы можем сделать вывод о том, что в Таловском районе имеются все необходимые объекты социальной инфраструктуры, способные обеспечить нормальный уровень жизни населения: дороги, транспорт, объекты здравоохранения и образования, развито жилищно-коммунальное хозяйство.
Мы определили, что основными проблемами в сфере жизнеобеспечения населения района являются: плохое качество дорог, отсутствие автобусного сообщения, удовлетворительное качество коммунальных услуг, связи, проблемы с доставкой хлеба и продуктов первой необходимости в сёла, дефицит кадров, особенно на селе. Причинами появления данных проблем являются несоответствие финансирования исполняемым органами МСУ функциям, низкий уровень гражданской активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления.
Тем не менее хотелось бы отметить положительную динамику в развитии инфраструктуры района, основанную на улучшении финансирования деятельности органов местного самоуправления за счет средств федерального бюджета.
Для решения выявленных проблем, по нашему мнению, необходимо устранить причины, по которым они возникают. Таким образом, мы предлагаем:
Таким образом, мы можем сделать вывод, что цель исследования: выявить проблемы, возникающие в сфере жизнеобеспечения населения района и наметить пути их решения была нами достигнута.
Источники и Интернет-ресурсы
2. Основные результаты и направления деятельности органов местного самоуправления
Таловского муниципального района Воронежской области по решению вопросов местного значения и социально-экономическому развитию Таловского муниципального района Воронежской области за 2012 год и планируемых значениях на 3-х летний период. http://www.taladm.ru/
3. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова http://www.ozhegov.org/
4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html
Приложение 1.
Социологический опрос среди учащихся 10-11 классов МКОУ Таловская СОШ
Приложение 2
Дорожное хозяйство и транспорт
Здравоохранение
Образование
Социологический опрос среди учащихся 10-11 классов МКОУ Таловской СОШ
Знаете ли Вы, что такое МСУ?
Как Вы оцениваете работу
администрации гор. поселения?
Как Вы думаете, от кого зависит, в первую очередь, улучшение жизни молодежи района?
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" URL: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.ht
[2] Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова.URL: http://www.ozhegov.org/
[4] URL.: http://taladm.ru/?page_id=1217
[5] URL.: http://taladm.ru/?page_id=1217
[6] Там же.
[7] Основные результаты и направления деятельности органов местного самоуправления . URL.: http://taladm.ru/?page_id=1217
Таловского муниципального района Воронежской области по решению вопросов местного значения и социально-экономическому развитию Таловского муниципального района Воронежской области за 2011 год и планируемых значениях на 3-х летний период. URL: http://taladm.ru/
[8] Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – с. 43
Сверчок
Разноцветное дерево
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Кто должен измениться?
Почему люди кричат, когда ссорятся?