Работа,занявшая 2 место в районной конференции НОУ в секции "Журналистика"
Вложение | Размер |
---|---|
nou_lena_pechat.docx | 63.2 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 179
Автозаводского района г. Н. Новгорода
Научное общество учащихся
Проект «Создание спецвыпуска школьной газеты»
Выполнила: Чемонина Елена,
ученица 9а класса
Научный руководитель:
Малышева Е.Е.,
учитель русского языка
Нижний Новгород
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
ГЛАВА 1. Вёрстка.
1.1.Вёрстка. Что она в себя включает. 5
1.2. Имидж газеты и её номер. 7
ГЛАВА 2. Жанровая система номера
2.1.Функция жанра в издательстве. 8
2.2. Какие существуют жанры? 9
ГЛАВА 3. Формирование номера
3. 1. Каковы цели и задачи, поставленные для создания проекта. 10
3.2 Формы подачи материалов 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
ЛИТЕРАТУРА 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом СМИ играют все большую роль в жизни человека. Они не только несут определенную информацию, развлекают, но и формируют мироощущение человека, задают стереотипы его поведения. Особенно большое влияние СМИ оказывают на формирование личности детей и подростков. Школьная жизнь как поток: разнообразна, стремительна и напряженна. Дети не столько учатся, сколько живут в школе. То же можно сказать и о многих учителях, которые отдают все свое время и силы образованию и воспитанию.
С каждым годом появляется все больше периодических изданий для детей и подростков. Все они замечательные, но хотелось бы иметь именно школьную газету, в которой освещались бы важные и значительные события в жизни школы. В нашей школе это газета «Школьный МИКС».
В этом году наша школа отметила свой 50-летний юбилей - важнейшее событие в жизни образовательного учреждения. К этому знаменательному дню редакция решила подготовить специальный выпуск газеты, посвященный этому празднику. Важную роль спецвыпуска отмечают и сами школьники. Среди 7-11 классов было проведено анкетирование. На вопрос «Есть ли необходимость издания спецвыпуска газеты, посвященного юбилею школы?» ни один человек не ответил отрицательно. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что все опрошенные признают необходимость издания спецвыпуска школьной газеты.
Актуальность данного проекта состоит в том, что учащиеся школы признали необходимым издание специального выпуска газеты. 50-летний юбилей – грандиозное событие в жизни школы. Ведь 50 лет – это определённый срок, высокая ступень, на которую нужно было подняться. Это повод, чтобы посмотреть назад и понять, какой путь остался позади, сколько всего пройдено и достигнуто. Этот проект способствует привлечению детей и подростков к участию в работе СМИ. Реализация проекта позволяет создать базу для развития творческого потенциала школьников.
Цель работы – подготовить спецвыпуск школьной газеты «Школьный МИКS», посвященный юбилею школы. Цель определила решение конкретных задач:
1) Собрать материал об истории школы;
2)исследовать информацию о вёрстке, об оформлении спецвыпуска;
3) изучить материал, об особенностях жанров публикаций, продумать, какие жанры будут входить в спецвыпуск;
4) сформировать номер газеты.
ГЛАВА I
ВЁРСТКА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЁРСТКИ
Вёрстка— процесс формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы. Что понимают под единообразием верстки? Единообразие верстки — это одинаковый характер верстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы, в частности: равенство всех спусков на начальных полосах, примерное равенство отбивок всех заголовков и подзаголовков различных рангов, примечаний в тексте, сносок, подписей под рисунками, одинаковый способ заверстки однотипных иллюстраций (вразрез или в оборку), одинаковая отбивка колонтитулов и колонцифр, сигнатур и норм и т. п.
Верстка непосредственно связана с композицией номера, которая во многом определяет ее особенности. Но, несмотря на общую основу, у этих двух процессов своя специфика, которая определяется различием задач, стоящих в каждом случае перед дизайнером и верстальщиком, а также разницей в количестве и характере материалов.
Разрабатывая композицию номера, приходится иметь дело с множеством различных статей и заметок (со всем, что отобрано для публикации) и распределять их по полосам, компоновать в разделы, рубрики, определяя место каждого материала. При верстке полосы решаются в принципе те же задачи, но в ином масштабе. Характер материалов, которые должны быть здесь напечатаны, уже в основном определен; теперь необходимо организовать и разместить их на ограниченном пространстве полосы, а также выделить важнейшие. Причем речь идет не только о распределении материалов на полосе, но и о размещении каждой статьи и заметки в отдельности, о ее конфигурации, постановке ее текста на различное количество колонок и т.д. Эта задача связана с остальными элементами технического оформления — с выбором шрифтов для набора текста и заголовка, с определением формата набора и т.п.
В процессе верстки необходимо так расположить и оформить материалы газеты, чтобы читатель смог быстро разобраться в ее содержании, найти то, что его интересует; кроме того, верстка должна помочь обратить внимание читателя на главные материалы номера и побудить его прочитать их. Степень соответствия верстки этим требованиям — главный критерий оценки ее качества. Верстка хороша, если она помогает читателю, упорядочивает собранные и подготовленные для публикации материалы, организует их в единое целое — номер. Если же верстка не облегчает, а затрудняет восприятие материалов — значит, она выполнена некачественно.
При оформлении издания необходимо придерживаться следующих принципов вёрстки:
– Подчиненность содержанию. Все элементы формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр и т.д.).
– Единство стиля (динамичный «молодежный», «деловой» стиль, «ретро»). Все элементы, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом. Узнаваемый стиль держится на деталях; в эффективном дизайне не бывает мелочей.
– Контрастность (контраст большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, черного и белого, черного и серого, прямого и наклонного, прямоугольного и ступенчатого, прямоугольного и овального и др.) помогает не только привлечению внимания, но и его удержанию.
– Принцип пропорциональности проявляется, например, в том, что размер элементов дизайна («бруски» текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, подложек, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства и др.)
– Направленность – принцип, предполагающий последовательное восприятие дизайна. Эффективное оформление «ведет» читателя по газетным полосам, страницам.
– Экономность и сдержанность означают сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным и понятным.
– Экспериментальность – принцип, предполагающий постоянную нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового: импровизационные решения дизайнера в рамках утвержденной научно разработанной композиционно-графической модели; ее совершенствование; отработка в специальных выпусках оригинальных приемов, освежающих, но не разрушающих модель, действующую в течение определенного, достаточно продолжительного, времени.
– Системность – без системного подхода дизайнер не сможет реализовать, например, такие из выделенных нами принципов, как «единство стиля», «целостность»… Системность суть любой проектной деятельности, в том числе и дизайна.
Следование перечисленным выше принципам дизайна повышает удобочитаемость газеты, позволяет улучшить её внешний вид. Как было упомянуто выше, без четко определенной содержательной части просто нельзя приступать к работе над формой издания.
Общим для всех газет принципом верстки является ее зависимость от содержания материалов номера. Значимость этих материалов, их тематическая направленность, особенности содержания определяют особенности их размещения в номере и на каждой полосе, ту или иную степень их выделения, приемы их технического оформления.
Выделение достигается с помощью различных средств верстки и технического оформления, прежде всего — выдвижением важнейших материалов номера вперед. Не случайно в газетной практике бытует термин «первополосный материал»: он означает, что содержание какой-либо статьи или заметки настолько важно, что она достойна помещения на первой полосе, с которой читатель начинает ознакомление с номером. Несмотря на оправданное желание «закрепить» материалы основных разделов и рубрик газеты на относительно постоянных, привычных для читателей местах, при необходимости следует менять их расположение в номере, выдвигая важнейшие на данный момент разделы вперед.
Кроме общих для всех газет основ верстки, существуют особенности, характерные для каждого из изданий. Это и понятно: ведь верстка как один из главных компонентов внешней формы газеты в значительной мере определяет ее лицо. Как и другие элементы газетной формы, верстка, конечно, зависит прежде всего от характера и направления материалов газеты, а также от ее типа, формата и объема. Ее особенности связаны и с запросами, и с требованиями читателей данного издания.
Качество верстки газеты в основном определяется квалификацией верстальщиков. Нередко именно мастерство верстальщиков определяет характерные черты верстки и оформления того или иного издания, особенно при выпуске однотипных газет, выходящих в примерно равных условиях, решающих одинаковые задачи и предназначенных для одного круга читателей. Особенности верстки газеты во многом зависят и от технической оснащенности типографии.
Обычно из нескольких возможных вариантов верстки выбирают тот, который обеспечивает быстрейший выпуск номера и наиболее высокий уровень его оформления. Верстка должна облегчать производство и выпуск номера, а не осложнять и задерживать их.
ГЛАВА II.
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ ГАЗЕТНОГО НОМЕРА.
Особенности содержания специального номера газеты — целевого, выпускаемого к празднику, юбилею, знаменательной дате, или тематического, все материалы которого посвящены какой-либо одной теме, — определяют и особенности его композиции и оформления. Для того чтобы оформление спецвыпуска не было однообразным, необходимо разносторонне подать избранную тему с использованием различных газетных жанров и форм подачи материалов. Возможно более разнообразной, необычной должна быть и композиция такого номера, определяющая яркую верстку и оформление. Тематический номер нужно надлежащим образом иллюстрировать, в его оформлении очень часто используют дополнительный цвет.
Основная задача при оформлении газет состоит в умелом размещении материала на полосе, выделении главного. Средства воплощения оформительского замысла, делающего материал более заметным, - умелое использование гарнитур, кегля и начертания шрифтов, шрифтовое и композиционное выделение заголовков на полосе, выразительное иллюстрирование материала.
Отдельные части газетного набора имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций на полосе.
Первую страницу газетного номера не зря называют его витриной, титульным листом или титулом поскольку она должна дать читателям представление о его содержании. Верстка и оформление первой полосы имеют ряд особенностей, связанных с тем, что здесь помещают самые оперативные и самые важные сообщения, официальные документы и тому подобные материалы. Следует также учитывать, что ее полезная площадь меньше, чем у остальных страниц номера, поскольку здесь размещается заголовочная часть газеты.
Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть. Основные ее элементы: название газеты; постоянный призыв; название организации, помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой.
Выпускные данные — это основные данные об издании, включающие в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание, в частности, для книжных изданий — фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и печать, количественные показатели издания (формат бумаги и доля листа, объём в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер заказа.
Планируя первую страницу номера, прежде всего решают вопросы, связанные с версткой и оформлением передовой статьи.
Передовица («флаг номера») т. е. программная, установочная статья, помещаемая на первой полосе газеты или журнала и выражающая мнение редакции или учредителя по каким-либо важным вопросам текущего момента. Она должна привлечь внимание читателя и быть прочитана. Она помещается «на открытие» полосы — сразу же под названием газеты. Для дополнительного выделения заголовок передовой статьи набирают ярким крупным четким шрифтом. Текст передовицы лучше набрать более крупным шрифтом, чем остальные материалы страницы. Однако решение набирать передовые статьи выделительными шрифтами (полужирным или курсивным) вряд ли можно признать удачным: такой текст трудно читается. В некоторых газетах передовицу набирают на широкий формат, иногда одновременно обрамляя ее линейками, из—за чего она красиво выглядит и хорошо выделяется на полосе.
Передовая статья — один из элементов, формирующих лицо газеты, поэтому, избрав какой—либо вариант ее верстки и оформления, следует придерживаться его в дальнейшем, не пытаясь менять оформление из номера в номер.
На первой странице можно сообщить читателям о содержании номера, для чего нередко используют яркую «афишку» или содержание — перечень всех входящих в издание статей или отдельных произведений, разделов с указанием номеров страниц, на которых они начинаются. Сообщения о важнейших материалах с указанием страниц, на которых они напечатаны, набирают крупными шрифтами, группируют в одной общей рамке или в нескольких рамках и устанавливают на видном месте полосы.
Если на какой—либо из других страниц номера публикуют важное интервью, интересную тематическую подборку или иной гвоздь номера, рекомендуется специально сообщить об этом на первой странице с указанием (в редакциях его иногда называют «свистком»), где искать этот материал. Нередко в такую ссылку включают объяснение повода и цели публикации материала.
Первая страница требует яркого, броского иллюстрирования. Здесь можно установить и всего одну иллюстрацию, но она должна сразу же привлечь внимание читателей, украсить всю полосу. Хорошо смотрятся большие крупноплановые плакаты, монтажи, репортажные фотоснимки, фотопортреты, шаржи, карикатуры. В практику оформления многих газет вошел прием вверстывания фотоиллюстрации или карикатуры в передовую статью. Такая иллюстрация усиливает воздействие передовицы, украшает страницу.
Последняя страница газеты тоже имеет свои особенности верстки и оформления. Во многих изданиях здесь помещают мелкие информационные материалы, анекдоты, рекламные блоки, поэтому ее предпочитают верстать на большее число колонок. На этой странице чаще и активнее применяют приемы ломаной верстки, стремясь разнообразить и оживить подачу материалов.
Последняя страница отличается и более разнообразным иллюстрированием. Некоторые из видов газетной иллюстрации используются только на этой странице. Полезная площадь последней страницы номера несколько меньше площади внутренних полос, так как на ней печатают выходные сведения.
Тематическая страница — одна из старейших форм подачи материалов в газете. По существу, это тематическая подборка, занимающая всю полосу и посвященная важной теме или событию: юбилею, важным мероприятиям и т.п. Тематические страницы весьма разнообразны по своему характеру и целям, различаются они и подачей материала. Иногда на такой странице помещают лишь один материал — большую публицистическую или аналитическую статью, репортаж и т.п. Применяя различные приемы подачи крупного материала в газете, можно облегчить восприятие такой страницы. Рекомендуется разбить эту страницу на смысловые части с подзаголовком над каждой, использовать для оживления рисованную шапку, разнообразные иллюстрации (фотоснимки, рисунки, заставки), врезать в текст цитаты в рамках и т.п.
Чаще встречается составная тематическая страница — из нескольких материалов, посвященных одной теме, но раскрывающих ее с разных сторон. Главная задача при верстке такой страницы — сделать подачу материала разнообразной. Оформление тематической страницы, как и подборки, зависит, разумеется, от роли и значения ее материалов: в одних сообщается о фактах, в других эти факты комментируются, анализируются, в третьих их обобщают, делают из них выводы и т.д. Основой тематической страницы должен служить публицистический материал — статья, очерк, а в крайнем случае — расширенная вводка или другое выступление, играющее роль передовицы ко всей странице и обобщающее то, о чем рассказывают остальные ее материалы. Вокруг этого публицистического ядра располагаются остальные, в том числе и мелкие, материалы: заметки, сообщения и т.п.
Иллюстрация на тематической странице помогает раскрытию избранной темы, а также служит для разреживания текста, особенно если на полосе помещен лишь один большой по объему материал. Умело иллюстрированная фотоснимками и рисунками тематическая страница легче воспринимается читателями.
Тематическую страницу верстают большей частью асимметрично, что позволяет динамично расположить материалы и лучше выделить важнейшие из них. Но возможна и симметричная верстка, например, если страница посвящена юбилею.
Нецелесообразно размещать в одном номере несколько тематических страниц — это дезориентирует читателя и ослабляет эффект каждой из них. К тому же таким образом редакция лишается возможности поместить в номере материалы, посвященные другим актуальным вопросам.
Не рекомендуется публиковать тематические страницы в газете слишком часто, ибо это может привести к обратному результату: читатель устает от их потока, не успевает с ними ознакомиться и, в конечном счете, перестает обращать на них внимание.
Тематическая страница является основой для других форм подачи газетных материалов, в частности для тематического разворота. Разновидностью тематической страницы является так называемый спецвыпуск, рассчитанный на определенную аудиторию — на представителей какой—либо профессии, на читателей определенного возраста и т.п. Особенно часто спецвыпуски применяют в молодежных изданиях или в газетных разделах для молодежи, где можно встретить спецвыпуски для девушек, для студентов и т.д. Спецвыпуски оформляются с использованием тех же принципов, что и тематические страницы. Как правило, они выходят с известной читателям периодичностью и под особыми названиями, оформленными в виде постоянных шапок.
Ранее было сказано, что особенности содержания специального номера газеты — целевого, выпускаемого к юбилею, все материалы которого посвящены какой-либо одной теме, — определяют и особенности его композиции и оформления. Так и в нашем спецвыпуске присутствуют индивидуальное оформление, особые заголовки. В этом году наша школа отметила свой 50-летний юбилей - важнейшее событие в жизни образовательного учреждения. И нам хотелось сделать спецвыпуск особенным, праздничным, ярким.
На титульном листе мы поместили самые оперативные и самые важные сообщения. Так же большое внимание уделили передовице – передовой статье, в которой директор школы, Кузьмина Марина Евгеньевна, выразила свою любовь к школе, поздравила всех учеников, учителей и ветеранов педагогического труда с юбилеем. Так как передовая статья формирует лицо газеты, то именно в ней отражается тема спецвыпуска данного номера, и она привлекает внимание читателей.
На первой странице нашего издания каждый может узнать о содержании номера, для чего мы использовали яркую «афишку» или содержание — перечень всех входящих в издание статей или отдельных произведений, разделов с указанием номеров страниц, на которых они начинаются.
Так как первая страница требует яркого, броского иллюстрирования, то мы установили всего одну иллюстрацию, которая символизирует важнейший праздник в школе, украшает всю полосу.
В том числе и последняя страница газеты тоже имеет свои особенности верстки и оформления. Здесь мы поместили мелкие информационные материалы, стихотворения, рекламные блоки, поэтому ее мы предпочли верстать на большее число колонок. На этой странице чаще и активнее применялись приемы ломаной верстки, потому что мы стремились разнообразить и оживить подачу материалов.
В ходе исследования было выявлено, что наша газета является тематической страницей — одной из старейших форм подачи материалов в газете. Номер нашей газеты является блоком тематических страниц, состоящих из материалов, посвященных одной теме, но раскрывающих ее с разных сторон. Главная задача при верстке такой страницы состояла в том, чтобы сделать подачу материала разнообразной.
ГЛАВА III.
ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА НОМЕРА.
3.1. Жанр
Текстовые публикации в газете различаются содержанием и формой. Один из важнейших элементов формы публикации – ее жанр. Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Эти особенности жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр для своей публикации, он вынужден считаться с его особенностями и возможностями. Жанры существуют не только в журналистике. К таким же устойчивым содержательным формам произведений обращаются и в других областях творческой деятельности. Композиторы избирают для своих произведений музыкальные жанры – сонату, симфонию, концерт, оперу и др. В каждой области творчества жанры имеют свою специфику. Это относится и к журналистским произведениям – к публикациям всех известных нам типов в печатных периодических изданиях. И, прежде всего к жанрам газетной публицистики. Появление того или иного жанра, его развитие объясняется, прежде всего, потребностью в нем. Как и рождение первых газет и журналов объясняется возникновением и усилением информационных запросов представителей определенных социальных групп, формировавшихся в наиболее развитых европейских странах. Не следует думать, что известные нам сейчас жанры публицистики были когда-то выдуманы, разработаны кем-то из журналистов, пытавшихся осмыслить процесс своей деятельности. В действительности каждый из жанров публицистики возникал в результате реакции на рождение информационных запросов читателей печатных периодических изданий.
3.2. Разновидности жанров
В современной газетной публицистике используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным. В зависимости от назначения жанров они объединяются в несколько групп.
Остановимся подробнее на жанрах, входящих в состав спецвыпуска школьной газеты.
1)Жанры новостной информации: заметка, репортаж.
Репортаж («С места событий»)- (от лат. reportare – сообщать, передавать)- популярный и у читателей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности, как перед автором текста, так и перед его читателем. Репортер стремится, возможно, быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик. Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. Его роль велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.
Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра – его динамичность.
Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, его «наглядность»: читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на читателей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.
Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра.
Заметка («Школа, школа, я скучаю…», «Пожелания учеников»). Цель автора заметки – возможно быстрее сообщить читателю актуальную новость – определяет основные особенности этого жанра газетных публикаций. Прежде всего, её структуру: обычно она представляет собой своеобразную перевернутую пирамиду – начинается с опорного факта, содержащего новость, и далее детализирует ее в последующих предложениях. Такое построение текста облегчает его восприятие и при необходимости его сокращение – с последних абзацев или строчек, суть сообщения остается неизменной в начальных абзацах. Стремление обеспечить оперативность передачи читателю информации, содержащейся в заметке, ограничивает ее объем: обычно она не превышает двух-трех десятков строк, нередко ограничивается в предельно лаконичном оперативном сообщении – разновидности этого жанра – всего одним-двумя предложениями. Тем же объясняются и особенности стиля заметки: в ней избегают стилистических красот, она деловита, подчас суха, но точна.
От автора заметки не требуют подробных описаний и характеристик. Но он обязан ответить на «триаду» вопросов: Что произошло? Где произошло? Когда произошло? Иногда к этому присоединяют ответ и на четвертый вопрос: Кто участвовал в событии? Этого достаточно для сообщения новости. О ее значении разъяснят в последующих репортажах и корреспонденциях.
Свои особенности – у названия заметки. Нередко заметки публикуют блоками, подборками, без заголовков – под тематическими рубриками. Чаще, однако, заметка имеет заголовок. Обычно в него выносят указание на опорный факт заметки, тогда заголовок передает ее суть.
2) Диалогические жанры: интервью, диалог и беседа.
У них общее назначение и специфический предмет отображения – с помощью этих жанров журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях. А различаются они количеством участников, их ролью и методами получения информации.
Интервью («Педагоги-ветераны»). В нем всегда участвуют два собеседника – интервьюер и интервьюируемый. При этом главную роль играет интервьюируемый, у которого журналист получает интересующую его информацию, а также узнает его мнение о фактах и ситуациях, о которых он сообщает. Эта роль изменяется в зависимости от вида интервью, которое предполагают напечатать в газете.
Подавляющее большинство текстов в этом жанре – устные интервью, материал которых журналист получает в ходе непосредственной встречи с человеком, который его интересует. Но иногда в газете появляется письменное интервью. Его текст журналист получает при невозможности личной встречи с интервьюируемым, не находящим времени для беседы с представителем газеты. В подобной ситуации журналист может, договорившись с пресс-секретарем лица, у которого он хотел бы взять интервью, направить ему письменное послание с вопросами, ответы на которые ждет редакция. Текст этих вопросов и ответов на них и публикуют в газете в форме эксклюзивного интервью.
Разновидность письменного интервью представляют и нередко публикуемые в газетах анкеты с вопросами к читателям. Ответы на такую анкету позволяют редакции получить лучшее представление о читательской аудитории газеты.
Нередко в газете появляется интервью-монолог. После единственного вопроса журналиста следует пространный ответ интервьюируемого, текст приобретает форму его монолога. Но большинство текстов в этом жанре составляют интервью-диалоги.
Интервью различают и по количеству его участников. Нередко журналисту приходится участвовать в пресс-конференции, публикуя затем текст – результат коллективного интервью.
Одно из условий успешности интервью – обеспечение фиксации информации, получаемой в ходе беседы. Оптимальный вариант – использование в течение интервью диктофона (только с согласия интервьюируемого), но при его отсутствии важнейшую информацию полезно зафиксировать в журналистском блокноте; полагаться только на свою память не стоит, она может подвести.
Последний этап работы над интервью – оформление полученной в его ходе информации. Журналист выстраивает текст, свободно выбирая его форму. Но в любом случае он отвечает за точность воспроизведения информации, переданной ему собеседником. Он подтверждает свою ответственность во вступлении к интервью, сообщая о его теме и представляя его участников, или своей подписью по завершении текста.
3) Ситуативно-аналитические жанры: комментарий, корреспонденция, статья и обозрение.
У них общее назначение: анализ ситуаций, возникающих и развивающихся в различных сферах жизни общества. Эти ситуации различаются не только своим характером, но и своим масштабом, они могут быть связаны с обширным или ограниченным регионом, затрагивать жизнь крупных общественных групп или даже частную жизнь граждан. Каждая из них охватывает комплекс различных фактов, воздействующих друг на друга, изменяющих ситуацию и способствующих возникновению различных актуальных проблем – вопросов, требующих скорейшего разрешения. Ситуация и связанная с нею проблема составляют специфический предмет отображения в этих жанрах.
Статья ( «Юбилей 50 лет», «Поздравляем нашу школу с юбилеем») - предметом его анализа становится крупномасштабная ситуация, возникшая в политике, экономике или любой другой области жизни общества. Обычно такая ситуация связана с возникновением и постановкой актуальной проблемы, затрагивающей интересы многих людей. В зависимости от назначения статьи используют различные ее виды. Стремясь привлечь внимание читателей к актуальной проблеме, автор пишет проблемную статью. Пытаясь оспорить чье-либо мнение и доказать свою правоту, он создает полемическую статью. Размышляя над значением научного открытия, ученый пишет для газеты теоретическую, научную статью. Если требуется показать недостатки работы какого-либо коллектива или конкретного человека, газета публикует критическую статью. Сейчас передовица редко выходит на газетную полосу, номер может открываться текстом, написанным почти в любом жанре публицистики. Но если требуется, номер открывается первой статьей газеты.
Однако независимо от времени, находящегося в распоряжении журналиста, статья должна представлять собой результат достаточно серьезного осмысления исследуемой ситуации. Автор статьи – мыслитель. В основу своего текста он кладет определенную мысль, главную идею, которую проводит через всю статью. Рассматривая результаты своего анализа, предлагает концепцию – пути и методы оптимального разрешения связанной с определенной ситуацией проблемы. И стремится убедить читателя в обоснованности своей идеи, в своей правоте. Поэтому в статье особую роль играет система аргументации, которую использует автор. Цель статьи определяет особенности не только ее содержания, но также ее формы – построения и стиля. Нередко автор статьи начинает ее с характеристики исследуемой ситуации и связанной с нею проблемы, излагает свою идею ее решения и затем обосновывает ее правоту, излагая результаты проведенного анализа. Но столь же часто используют и другой вариант: автор начинает статью с конкретного факта, яркого примера, эпизода, связанного с масштабной ситуацией, привлекшей его внимание. И затем переходит к ее характеристике, связанной с нею проблемы, изложению своей идеи ее решения. Но при самых разных вариантах построения статьи особое значение получает ее концовка. Здесь концентрируются главные выводы, к которым приходит журналист.
Для стиля статьи, в соответствии с ее целью, характерны точность формулировок, строгая последовательность в изложении мыслей автора, его идеи, связь с нею фактов, примеров, используемых в качестве доводов.
Обозрение («Так всё начиналось», «Директора», «Гордость школы»). Цель обозревателя, обращающегося к этому жанру публицистики, – дать читателю представление о целом комплексе фактов, событий и ситуаций, происходящих и возникающих в определенном месте и в определенный временной период. В зависимости от назначения текста избирают различные его формы – информационное или аналитическое обозрение. Первое лишь сообщает о фактах и событиях, произошедших в границах обозреваемого региона. Автор аналитического обозрения не ограничивается сообщением информации, но анализирует ее и делает определенные выводы. Он пользуется специфическим методом отображения жизни – ее панорамированием, как бы обозревая с высоты открывающуюся ему панораму событий. Сообразуясь со своей задачей, он обращается к различным видам жанра, создавая общее обозрение или выделяя из панорамы отдельные ее стороны. Тогда в газете появляется политическое или международное обозрение, экономическое, коммерческое, спортивное или военное. В зависимости от временного периода, к которому относится собранная информация, обозрение может быть недельным, месячным, квартальным и т.д.
Для подготовки обозрения его автору приходится пользоваться различными методами сбора информации. Менее всего – наблюдением, постоянно – изучением документов, официальных материалов, статистических данных. Все это требуется прочитать, сопоставить, сравнить, подвергнуть всестороннему анализу и главное – сделать в итоге выводы. Обозреватель прежде всего – аналитик и затем – прогнозист. Он должен выявить и представить в своем тексте тенденции развития ситуаций в тех областях жизни общества и деятельности государства, которые становятся объектами его наблюдения, показать результаты этого развития и попытаться предсказать пути и методы решения проблем, встающих перед участниками этого процесса.
В зависимости от вида обозрения определяются особенности его формы и стиля. Информационное обозрение иногда сходно с крупной информационной корреспонденцией: в нем объединены факты, образующие панораму событий, происходивших в течение определенного периода в разных частях обозреваемого региона. Аналитическое обозрение более сходно с аналитической корреспонденцией или даже со статьей: автор не ограничивается сообщением информации о том, что произошло в обозреваемый период в границах определенного региона, а создает панораму возникшей ситуации и сосредоточивается на их анализе.
4) Эпистолярные жанры: письмо.
5)Художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк.
6)Сатирические жанры: фельетон, памфлет.
Цепочку жанров газетно-журнальной публицистики завершает эссе. Это полифонический жанр, сочетающий признаки многих других жанровых форм. Его назначение – осмысление всего, что привлекает внимание автора: новых общественных явлений и процессов, возникновения актуальных проблем, значения ярких фактов и развития ситуаций в различных областях жизни общества и государства. Эссеист выступает как аналитик и обозреватель, как интервьюер и репортер, очеркист и сатирик. В его произведении органично сочетаются элементы корреспонденции и зарисовки, интервью и репортажа, но прежде всего – статьи и обозрения.
Система жанров газетно-журнальной публицистики продолжает развиваться и обогащаться. Возникают новые жанры, некоторые старые жанровые формы отодвигаются на второй план, уходят в тень. Прежние разновидности интервью – диалог и беседа, развившись, стали самостоятельными жанрами. У каждого жанра публицистики – своя жизнь. Но они не умирают, лишь по разным причинам могут уйти в жанровый запасник, арсенал, дожидаясь времени, когда средства массовой информации снова почувствуют потребность в них. Так произошло, например, с фельетоном и памфлетом, которые в последние годы исчезли со страниц большинства печатных изданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Газета – это история мира, в котором мы живем
и события которого интересуют нас больше,
чем относящиеся к прошлому, существу-
ющему лишь в памяти.
А. Шопенгауэр
Каждая школа представляет собой свой маленький мир, маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей.
Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого общества, действующей модели современного мира. В результате работы школьной редакции каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.
Создание же спецвыпуска такой газеты играет важную роль. В данном номере собраны материалы, посвященные особой дате. Ведь 50 лет - это повод заглянуть в историю школы и понять, какой путь пройден и что было достигнуто. На протяжении существования образовательного учреждения не было газеты, которая бы отражала историю школы и события, происходящие в ней, взгляды молодого поколения. Именно благодаря Юбилею школы появился первый выпуск газеты, который характеризуется разнообразием жанровых форм, особым праздничным оформлением, благодаря которым нам удалось достигнуть целостности данного выпуска.
БИБЛИОГРАФИЯ
Интернет-ресурсы:
Композитор Алексей Рыбников
Три орешка для Золушки
Сказки пластилинового ослика
Галка в чужих перьях
Вода может клеить?