История школы с.Землянка, Новосергиевского района, Оренбургской области
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.doc | 171.5 КБ |
Районная конференция юных исследователей
«Новосергиевский край-земля родная»
Номинация: «Образование»
Тема: «История Землянской школы»
Автор:
Семенова Дарья
ученица 8 класса
МОБУ «Землянская ООШ»
Руководитель:
Семенова Оксана Владимировна
учитель истории
МОБУ «Землянская ООШ»
2014 год
Содержание
1. Введение
2. Становление школьного образования в нашей местности …… ...
3. Школьная жизнь в годы войны……………………………………..
4. Школа в послевоенные годы…………………………………………
5. История детского движения в школе……………………………….
5. Наша школа на современном этапе…………………………………
6. Заключение…………………………………………………………….
7. Литература……………………………………………………………..
8. Приложение…………………………………………………………….
1. Введение.
Школьные годы являются очень важными в жизни каждого человека. В современном обществе образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется значительное внимание. Развитие нашего государства во многом зависит от того, какие знания получают сегодня ученики, от профессиональной деятельности учителя, от работы каждой школы.
Образование в нашей местности имеет большую историю. В 2013 году исполнилось 120 лет с момента открытия школы в селе Землянка. Нам, сегодняшним школьникам, интересно узнать, какой была школа в разное время, кто работал учителями, как учились в годы войны, кем стали выпускники школы, что изменилось в школьной жизни.
Цель работы: проследить развитие системы образования в нашей местности, роль педагогов в воспитании молодых поколений.
Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:
- изучить краеведческий материал по развитию образования в нашей местности;
- обобщить материал по истории школы, собранный в школьном историко-краеведческом музее;
- записать воспоминания ветеранов педагогического труда, проживающих в нашем селе;
- узнать о судьбах выпускников школы.
В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: образование играет важную роль в жизни страны и в судьбе каждого человека; система подготовки молодых поколений в нашей стране постоянно развивается, совершенствуется, возрастают требования к профессиональным качествам педагогов.
Объектом и предметом исследования в ходе работы были: история школы в селе Землянка, педагогическая деятельность учителей школы, судьбы выпускников.
При проведении работы мы использовали различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью. Мы познакомились с краеведческой литературой, проанализировали статистические сведения о распространении грамотности в нашей местности в 19 веке, познакомились с материалом по истории школы в областном и районном архивах и в нашем школьном музее. Изучение истории школы является одним из направлений поисковой деятельности нашего школьного музея на протяжении многих лет, поэтому в музее собрано большое количество фотографий, статей из газет, грамот, оформлена экспозиции «История школы», проводятся экскурсии.
В ходе работы мы систематизировали и обобщили тот материал, который уже был собран, а также пополнили экспозицию музея новыми фотографиями, сведения, воспоминаниями по истории школы. Мы встретились и побеседовали с бывшими учителями школы, выпускниками школы, а также попросили рассказать о своей педагогической деятельности учителей школы, которые давно в ней работают.
2. Становление школьного образования в нашей местности.
Вехи становления
МОУ «Землянская основная общеобразовательная школа»
1893 год - трехклассная церковно-приходская школа.
1900 год – построено новое здание школы
1925 год - преобразована в четырехклассную школу и становится центром ликвидации безграмотности в селе.
1939 год - школа становится семилетней
1949 год – пристроен класс и зал
1962 год - преобразована в восьмилетнюю
1964 год – пристроено новое здание, 4 классные комнаты
1989год- школа получает статус неполной средней школы.
1991 год – сдано новое типовое здание школы
История школы.
МОУ “Землянская основная общеобразовательная школа”- сельская школа с общей численностью 58 человек.
Статус муниципального общеобразовательного учреждения получила в 2001 году. Учредитель школы - администрация Новосергиевского района. Новое типовое здание сдано в 1991 году. Оно построено по индивидуальному проекту на 108 мест.
Школа в нашем селе была основана 15 сентября 1893 году. Это была трехклассная
церковно-приходская школа. Занятия велись в одном классе при сельской Михайло-Архичеинской церкви (1869). В 1900 году церковным ведомством построено здание школы. В школе была одна классная комната и кухня. С детьми занимались о трое наставников. Большая часть учебного времени отводилась на изучение закона Божьего.
Из отчетной ведомости по культурно-просветительским учреждениям губернии: «с.Землянка. Оренбургской губернии Покровской волости.
Год открытия: 1900г. церковно-приходская школа.
Кем открыта: церковным ведоством
Сколько лет, месяцев не работало учреждение до революции, после революции: с 1917 года по 1924 года
Почему не работало: За неимением средств на содержание школы, а также и учителей.
Здание.
Год постройки – 1900г
Специально выстроенное.
Имеется одна комната и кухня
Построена из дерева, крыта железом
Комнаты: класс – 100 кв/аршин 8 окон
Учительская 40 кв/аршин 2 окна
Раздевалка 21 кв/аршин 1 окно
Кухня 12 кв/аршин 1 окно
Угол классный 18 кв/аршин
Инвентарь: парт: 5-местных - 20 шт.
Столов - 3 шт.
Стульев - 2 шт.
Шкафов - 2 шт.
По опись за 1906 год
Число наставников – 3
Число учеников: мальчиков – 74, девочек – 25
По описи за 1916 год
Число наставников – 2
Число учеников: мальчиков – 63, девочек - 28
Первым учителем на селе был Чирков Иван Степанович.
После Октябрьской революции трехклассная школа была преобразована в четырехклассную и стала центром ликвидации безграмотности в селе. Ликбез посещали как молодые люди, так и люди старшего возраста.
6 марта 1924 года школа возобновляет свою работу. Было набрано два классе в 1классе: 67 учеников (мальчиков-52, девочек-15), во 2 классе – 15 учеников (мальчиков-12, девочек-3). По окончании учебного года 17 мая все оставлены на повторный курс обучения.
В школе работал один учитель - Мясникова Клавдия Ивановна, 1900 г.р., беспартийная, казачка,
стаж работы – 8 лет,
образовательный ценз: педагогические курсы
вознаграждение: 27 рублей.
1925-1926 учебный год
Землянская школа первой ступени. Здание одноэтажное
Местонахождение: оренбургская губерния, Оренбургский уезд, Покровская волость, селение Землянка, улица на Красной площади.
Педагогический персонал содержится за счет вол.бюджета (два учителя)
Школа существует самостоятельно, занятия производятся в две смены.
Фактический курс обучения в школе двухлетний. Преподавание ведется на русском языке. В отчетном году занятия по программам:
ШКМ – нет,
интерната – нет,
снабжение учащихся пищей – нет,
мастерских – нет,
здание деревянное специально выстроенное, собственное. Покрыто железом. Требует текущий ремонт, желательно сделать пристройку. Летом 1925 года здание ремонтировалось: засыпка завалинка, побелка, вставка стекол, починка парт. 40 рублей израсходовано на ремонт.
Общая площадь – 64,5 кв.метров
Общая кубатура в метрах – 192,5 кв.м
Квартира учителя – 15 кв.м
Сторожа – 6 кв.м
Итого: кол-во комнат - 3
Площадь 85,5 кв. м
Инвентарь: парт 5-и местных 20 шт (требующих ремонт)
Столов – 3 (годных 2)
Стульев – 2 (годных 2)
Шкафов – 2 (годных 2)
Учебники: книги для чтения – 106, других – 32
Библиотеки – нет
Учащихся: 1 класс – 78 (мальчиков – 62, девочек – 16)
2 класс – 11 (мальчиков- 10, девочек – 1)
Переведены из 1 класс 20 мальчиков и 7 девочек
Оставлены на повторный курс; 1класс – 51 (мальчико-42, девочек – 9)
2 класс – 11 (мальчиков – 10, девочек – 1)
Вновь принято в течении года в 1 класс 19 учеников (мальчиков – 10, девочек – 9)
Численность по спискам к концу учебного года – 108 учеников (мальчиков-82, девочек-26)
Педагогический персонал школы две женщины (беспартийные0 вакантных мест - нет
образовательный ценз: прослушила курсы по переподготовки в 1917 г. губернские двухмесячные, в 1925г. – губернские педагогические курсы 1 месяц
пед. стаж – 9 лет
Образовательный ценз: Оренбургское женские епархиальное училище, прослушала курсы в 1922 г. губернские 2 месячные
Пед.стаж – 6 лет
Преподаватели принимали участие в районных конференциях, учувствовали в кружках в качестве руководителей.
Кол-во проведенных праздников – 6 (вечеров)
Членов школьного совета – 5 человек (число заседаний 7)
Число родительских собраний – 5
Расход:
Ремонт – 40 рублей
Отопление и освещение – 10 руб 12 кооп
Письменных принадлежностей – 2 рублей
Хоз. расходы – 5 рублей
Обучение проходило с октября по май.
Педагогический состав:
«Алфавитная книга уездных преподавателей с наименование сельских школ
за 1937 год Землянская школа»
В 1938 году учительница Землянской начальной школы Мелекессова Анна Алексеевна написала статью в районную газету «Путь к коммунизму» о своей работе в школе ликбеза. «С неграмотными и малограмотными я начала заниматься еще осенью. Мне тогда мало помогали. Учащиеся не были обеспечены учебниками, тетрадями и другими учебными пособиями, не велась разъяснительная работа. Вследствие этого, в моей школе посещаемость всегда было не более 5-6 человек.
С середины ноября месяца, когда пленум сельского совета взялся за дело ликвидации неграмотности и малограмотности, получилась другая картина. Занятия стали проходить регулярно. Все 26 допризывников посещают занятия аккуратно.
Скажу о себе, как я подготавливаюсь и даю уроки. К занятиям я готовлюсь как можно лучше, стараюсь давать урок ярко, интересно. На уроках использую наглядные пособия.
10 декабря выполнена контрольная работа по арифметике. Плохой отметки никто не получил. Учащиеся: Шматов П., Чирков С., Ярцев Н., Радцов М., Цыцылин Н., Пожидаев И. и другие получили отличные отметки».
Районная газета «Путь к коммунизму»
1937-1938 учебный год
«Готовимся к зимним каникулам»
«Скоро каникулы, в которые мы будем отдыхать, чтобы набраться новых сил для учебы. К встрече и проведению этих каникул мы готовимся. Прежде всего мы все взяли обязательство встретить каникулы отличными отметками. Заключили на это между собой соревнование. Организовали мы кружки: драматический, хоровой, физкультурный, струнный. Для струнного кружка заведующий школой купил 2 балалайки и гитару. Все кружки готовятся к выступлениям. Мы также читаем газеты, рассказы, особенно – как живут и помогают борьбе своего народа против фашистов дети героической Испании». Ученики Землянской начальной школы: Сосоева Клавдия, Мишенев Миша, Пахомова Рая, Романов Толя.
Районная газета «Путь к коммунизму»
1939-1940 учебный год
«Назначить в школу заведующего»
В селе Землянка до 1939 года была начальная школа. В 1939-40 учебном году открывается дополнительная группа. Школа в основном к учебному году готова. Отремонтирована, имеет хороший внешний и внутренний вид, топливом обеспечена на всю зиму. Учителя школы обеспечены топливом на 1-й квартал. Хуже дела обстоят с учителями школы. В школу требуются 6 учителей, у нас их 5. Наглядные пособия разбросаны, учета в хозяйстве нет. Нет заведующего школой.
Списки педагогического состава
1939- 1940 уч.год
Землянская начальная школа
№ | Ф.И.О. | должность | Стаж работы | образование |
1 | Половинкин максим Николаевич | директор | 1 год | педучилище |
2 | Филатова Елизавета Никитична | учитель | 1 год | Зоотехникум |
3 | Бусурова Евдокия Максимовна | Учитель 4 кл 26 часов | 4 года | Педучилище |
4 | Мелекессова Анна Алексеевна | Учитель 3 кл. 24 часа | 4 года | 2-й курс |
5 | Домахина Раиса Николаевна | Учитель 3 кл. 24 часа | 4 года | 2-й курс техникума |
6 | Цицилина Александра Ивановна | Учитель 2 кл. 24 часа | 5 лет | Заочница 3-й курс педучилища |
7 | Ноздрюхина Анна Андреевна | Учитель 1 кл. 24 часа | 2 года | Заочница 2-й курс педучилища |
3. Школьная жизнь в годы войны.
Школа продолжала работать и в тяжелые годы войны. Дети быстро взрослели и с большой ответственностью относились к учебе и труду. В 1941 году директор Землянской школы ЗубареваИ.П. ушел на фронт и его заменила учитель начальных классов Басурова Е.М.
Приказ
По Новосергиевскому отделу Народного образования от ____ 1941 года
§ 1
Ввиду ухода в ряды РККА Зубарева И.П. директора Землянской НСШ назначить директором Землянской НСШ Бусурову учительницу данной школы.
Заведавание учебной частью передать Лукинской З.М.
Тов. Бусуровой школу от Зубарева принять по акту.
Директору Н-Сергеевской ср.школы произвести с т.Лукинской немедленно расчет и направить в Землянскую НСШ.
Зав.Рай ОНО
Приказ
По Новосергиевскому отделу Народного образования от ____ 1941 года
§ 1
Ввиду ухода в ряды РККА учителя Землянской НСШ т.Ладо И.Н. Назначить в место т.Ладо в Землянскую НСШ, учительницу Новосергиевской ср.школы т. Лукинскую З.М. с одновременным освобождение ее в Новосергиевской ср.школы.
Зав.РОНО
Ушли на фронт учителя, их ученики, почти все мужское население села защищать Родину, а школа продолжала работать. Тяжело было: не хватало педагогов, не хватало учебников и тетрадей, не хватало топлива, не хватало еды, а самое главное не хватало спокойствия – постоянно тревожили вопросы: «А как там на фронте?», « Все ли я сделал, чтобы помочь победить?». Учителя военной поры… Их жизнь, их ежедневный труд они скромно считают обыденностью, а мы, нынешнее поколение, с уверенностью скажем: «Это был подвиг».
Ярцева Мария Ивановна
Родилась в 1923г. в с.Землянка в крестьянской семье. Семи лет она лишилась родителей, осталась одна бабушка, которая заменила ей отца и мать. В 1931г. стала учиться в школе, окончила ее и с 1936 по 1939г. продолжила образование в Новосергиевской неполной средней школе. С детства мечтала стать учительницей. И вот мечта сбывается – она студентка Чкаловского педагогического училища. Проучившись год очно, из-за материальных затруднений перешла на заочное обучение. И с 1940г семнадцатилетней девушкой она переступила порог школы полноправным учителем. 4 года проработала в Горной и Иртенской школах, а с августа 1944г. и до ухода на пенсию в Землянской школе.
Медаль «За достойный труд», «Ветеран труда», грамотами РОО и ОБЛОНО, а главное глубокое уважение бывших ее учеников, их родителей, односельчан является достойной наградой. (приложении №1)
Вспоминает Ярцева Мария Ивановна
«Весть о войне застала меня в городе Оренбурге, во время сессии в педучилище. А работала я в это время в поселке Контузлы Новосергиевского района. На сессию ездила во время 35- дневного отпуска. Закончила сессию, вернулась на работу, к своим ученикам, но жизнь началась совсем иная, как для каждого из жителей села, так и для школы. В августе 44 - ого года я вернулась в родную Землянку. Школа дряхленькая была, холодная, топили и ремонтировали своими силами. Сами же заготавливали дрова, летом делали кизяк, но топливо приходилось экономить, да так, что порой от холода замерзали чернила в пузырьках. Обеспечение школы в то время было наискуднейшее. Когда кончались чернила, писали марганцовкой. Планы педагоги писали на старых книгах. Мне, молодой учительнице, приходилось ходить в мужских, суровых (…), в единственном платьице, по верх которого одевалось(…)с тужуркой. Ребята донашивали вещи ушедших на фронт отцов и старших братьев. Питались в основном картошкой да хлебом, испеченным из картофеля просяной муки. Новосергиевский район находился далеко от фронта, и снаряды не разрушали дома и школы, но горе приходило в каждый дом. Гибель родных на фронте переживали всей школой.»
Журавлева Надежда Яковлевна
Родилась 27 ноября 1920г. на ст.Казалинск в Казахской ССР в семье железнодорожника. Окончила там семилетнюю школу в 1936г. с 1936г. училась в Новосергиевской средней школе, училась хорошо, на 4 и 5. после окончания школы поступила заочно в учительский институт на математическое отделение. С 1939 по 1942г. работала математиком 5-7 классов в Хуторской неполной средней школе. С 1942по 1976 работала в Землянской семилетней школе 35,5 лет, из них 21 год - математиком 5-7 классов, 14 лет учителем начальных классов. Во время войны приходилось работать вместе с учениками: копнили, молотили подсолнухи, выращивали огород, отпусков не было. Имеет награды: «Ветеран труда» и медаль «50 лет Победы в ВОв 1941-1945г.». Общий стаж-42 года.
Вспоминает Журавлева Надежда Яковлевна
«Началась война… В годы войны в тяжелых условиях приходилось работать не только нам, учителям, но и ученикам. Невольно вспоминается зима. В классах такой холодище, что замерзали чернила. Дети за партами сидели в фуфайках, шубейках – да кто в чем мог!
И это несмотря на то, что топку готовили заблаговременно. Учителя вместе с родителями учащихся летом делали кизяк, которым отапливались помещения. Да что это за топливо?!
Мальчиков на лошадях посылали в лес за дровами. О тетрадях в то время дети и понятия не имели. Какие-то листочки из архивных бумаг использовали они для письменных работ.
Летом и школьники, и учителя работали в поле. Вручную пололи пшеницу, просо. Зерновые колхозники успевали скашивать до зимы… Но на полях оставался неубранный подсолнечник. В выходные дни, в каникулы мы отправлялись в поле и срезали шляпки. И каково было работать нам, взрослым утопающим по пояс в снегу, да еще в сильные морозы?! А что уж говорить о детях! Тем не менее, мы все делали возможное, чтобы не пропал урожай.
А вечерами, в зимнее время собирались в помещении сельского Совета при свете коптилки, вязали шерстяные носки для солдат. Варежки вязали с двумя пальцами, чтобы солдатам удобнее было нажимать на курок.»
Учителя-фронтовики нашей школы
Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле, могут сменить указку на автомат.
В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Были среди них и педагоги нашей маленькой школы.
Учителя – ветераны… Как много общего в их фронтовых биографиях. 17 – 20 – летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями. По – разному сложились их фронтовые судьбы.
Радцев Николай Иванович
Родился 20 декабря 1920 года в селе Землянка Покровского района. Односельчане очень тепло вспоминают Николая Ивановича. Всегда стройный, гладко выбритый, скромно но со вкусов одетый, он был приветлив добр ко всем. Первым жизненным университетом для него явилась Великая Отечественная война. На фронт он попал в 1941 году. В боях и сражениях был тяжело ранен. Попал в госпиталь. После лечения его признали негодным к дальнейшему прохождению службы. И поэтому в 1944 году Николай Иванович вернулся домой в родное село. Сразу же пошел работать военруком в школу, затем работал учителем физкультуры. А после окончания пединститута до 1962 года – учителем русского языка и литературы.
Свой первый урок они начинали словом «война» и закончили словом «победа». Никто из учителей не вернулся с войны без наград. Уроки мужества, славы и доблести учителя – фронтовики продолжили в родном селе по возвращении домой.
4. Школа в послевоенные годы.
В 1946 году на должность директора школы был назначен Джима Николай Петрович , участник Великой Отечественной войны.
Родился 14.12.1902 г. Участник ВОВ. Был мобилизован на войну в августе 1941г. Принимал участие в боях на Ленинградском фронте в 666 гвардейском стрелковом полку телефонистом, участвовал в героической обороне Ленинграда. 22.12.1941г. был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В августе 1945 г. вернулся домой. 9 мая 1945 г. награждается медалью «За победу над Германией». Имел все юбилейные награды. С 1946 г. по 1964г. работает учителем истории и директором в школе. Под его руководством в 1959 г. произошло преобразование школы из семилетней в восьмилетнюю. Его педагогический труд отмечен знаком «Отличник народного просвещения».Министерство просвещения РСФСР
Паспорт Землянской семилетней школы
1956-1950 гг
Чкаловская область Ново-Сергиевский район
С какого года школа существует: с 1888
А как средняя (семилетняя) – 1939г.
Занятия проходят в 2 смены
Численность учащихся
1946-47 уч.год | классы | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | всего | |
Всего | 40 | 36 | 34 | 16 | 14 | 15 | 10 | 165 |
девочек | 19 | 18 | 19 | 7 | 9 | 11 | 6 | 89 |
1947-48 уч.год | ||||||||
Всего | 47 | 39 | 37 | 29 | 14 | 9 | 12 | 187 |
девочек | 21 | 17 | 18 | 16 | 8 | 5 | 8 | 93 |
1948-49 уч.год | ||||||||
Всего | 33 | 42 | 39 | 36 | 28 | 10 | 10 | 198 |
девочек | 15 | 15 | 21 | 17 | 14 | 7 | 6 | 95 |
1949-50 уч.год | ||||||||
Всего | 16 | 30 | 37 | 38 | 33 | 23 | 11 | 188 |
девочек | 7 | 16 | 13 | 19 | 17 | 14 | 7 | 93 |
Населенный пункты:
Село Землянка
Разъезд № 11
Железнодорожная будка
Мельница № 1
Характеристика школьного здания
Школа – 1988
Количество мест – 90
Общая площади – 124 кв. метра
Пристроен класс – 1949 г. 42 место и зал – 320 кв. метра
Прочие постройки: сарай и уборная.
Классные комнаты – 6
Хозяйственное оборудование школы:
Парты – 2-х местные – 42 (недостает 21)
Классная доска – 4
Стол письменный – 2
Стол учительский – 4
Стулья – 2
Часы – 1
Шкаф для книг – 1
Шкаф для учебных пособий – 1
Ведра – 2
Директор школы: 1946-50 г. Джима
На районном совещании учителей (1946 г)
Анализируя состояние учебной работы школ, тов. Неверова особенно отметила поверхностные и непрочные знания у учащихся Землянской НСШ (директор тов. Марсакова) в этой школе 160 учащихся 58 имеют отрицательные оценки.
В 1946-1947 учебном году директором Землянской НСШ назначен Джима Николай Петрович
В замечательный день печать – 5 мая 1948 года, учащиеся Землянской школы произвели посадку деревьев около своей школы. С двух сторон школа обнесена изгородью, а за изгородью посажены тополь, березки, а также плодовые деревья – яблони и вишни. Всего рассажено 186 корней деревьев и 50 корней плодовых деревьев. Каждое посаженное дерево закреплено за учеником, который любовно ухаживает за ним.
Районная газета «Путь к коммунизму»
1949 год
«Своевременно подготовить школы к новому учебному году»
Мы, учителя Землянской семилетней школы обязуемся закончить 1948-1949 учебный год с хорошими показателями, провести полный учет детей школьного возраста и охватить ох обучение в школе. По окончании работы в школе мы будем активно проводить политмассовую работу среди колхозников, чтобы обеспечить выращивание высокого урожая на колхозных полях. Весной заложим школьный сад на 500 коней плодово-ягодных и декоративных деревьев. На площади полгектара заложим опытный участок, а для оказании помощи детям погибших воинов на фронтах Великой Отечественной войны засеем 2,5 гектара зерновых культур. Заготовим в течении года 100 килограммов семян древесно-кустарниковых пород и 8 тонн местных удобрений. Весной 1949 года построим школьный спортивный городок, а зимой проведем на полях сельхозартели имени Кирова снегозадержание на площади 50 гектаров.
Поддерживая нашу инициативу общественность села Землянка обязалась помочь нам своевременно отремонтировать школу, пристроить помещение к школе на 2 класса, полностью заготовить топливо на весь учебный год.
Беря на себя такое обязательство мы призываем всех учителей и общественность района последовать нашему примеру, чтобы высококачественно отремонтировать наши школы к новому учебному году.
Обязательство подписали: директор школы Н.Джима, учитель И.Харченко, предсовета, секретарь первичной парторганизации А.Романов, предколхоза Я.Хромов, звеньевой А.Некрасов, колхозница Цицилина, рабочий Попов.
На районном совещании учителей (1951 г)
Проводимые экзамены показали, что Землянская семилетняя школа и ряд других школ хорошо подготовились к ним. Учащиеся 7-х класса по русскому языку изложение написали без единой отрицательной оценки. Хорошие результаты имеет Землянская школа (директор тов. Джима Н.П.) где 96,9 процента учащихся получили положительные оценки.
Районная газета «Путь к коммунизму»
«В школьном саду»
В 1948 году учащиеся Землянской школы заложили школьный сад. Благодаря хорошему уходу деревья в саду достигают 2-3 метров. В этом году учащиеся пополняют свой сад фруктовыми и ягодными деревьями. Осенью школа расширила свой сад. С южной и западной стороны имеющего сада трактором была вспахана земля, перенесена изгородь и добавлено более ста метров земли. В этой работе ребята показали свою активность и любовь к школею они в неучебное время делали изгородь и своими силами заготовили саженцы березы, дуба, осины и тополя из имеющихся лесов. Посадили 4 семилетних и 10 однолетних яблонь, смородину, вишню, серебристый и душистый тополь. За всеми посаженными деревьями для ухода закреплены лучшие пионеры и учащиеся.
Весной 1952 года учащиеся посадили 10 яблонь, 50 тополей, 4 березы, 29 дубков и 10 осин. Лучшие ученики закреплены за яблонями. Они каждый день следят за своими деревьями и усердно охаживают за ними. К таким ученикам можно отнести Цицилину Тому, Чиркову Зою, Ярцеву Шуру и ряд других.
Кроме сада, школа здесь же посеяла школьный учебно-опытный участок, в котором посеяны зерновые культуры, огородные, бахчевые и многолетние травы. Посеяли также семена белой акации, которые прислал школе бывший инспектор районо Токмаков Георгий Прокофьевич.
В 1952 году школьники принимали участие в воскресниках по лесопосадкам. 4 мая участники воскресника посадили гнездовым способом 15 гектаров желудей. В этот день хорошо потрудились учителя: З.Н.Джима, Н.В.Соколов, М.И.Ярцева, Л.В.Агафонова и учащиеся: секретарь школьной комсомольской организации т. Волосова, комсомольцы Н.Мантров, З.Богданова, Т.Цицилина, Т.Марсакова, и К.Неверов.
На период школьных каникул в с. Землянка будет открыт пионерский лагерь. В нем за лето отдохнет более 150 детей трудящихся района. Оборудование лагеря начнется 15 июня, а открытие его состоится 21 июня. Первыми в лагерь приедут дети рабочих и служащих райпотребсоюза, Заготзерно и других организаций.
Районная газета «Путь к коммунизму»
22 мая 1952 года
«Первые экзамены»
В Землянской семилетней школе начался ответственный период учебного года – переводные экзамены. Педагогический коллектив школы сделал все необходимое, чтобы провести их организованно. Для подготовке учащихся к экзаменам выделена отдельная комната. Она оборудована всевозможными наглядными пособиями. Учителя проводят консультации. На видном месте вывешено расписание экзаменов. 20 мая на первый экзамен пришли ученики четвертого и пятого классов. Четвертый класс сдавал экзамены по русскому письменно, а пятый арифметику. В четвертом классе диктант на тему «Пионеры помогли» написали на отлично ученицы Цицилина Тамара, Чиркова Зоя, Цицилин Николай. 19 учеников написали диктант на «хорошо» и 5 на «Посредственно». Хорошие результаты экзамена по русскому языку в этом классе – результат кропотливой работы ученицы Ярцевой Марии Ивановны, давшей учащимся полные и прочные знания.
1 марта 1953 года в колхозе имени Кирова был проведен воскресник по снегозадержанию. На поля в этот день вышли колхозники, комсомольцы. Они провели задержание снега путем устройства валов на площади 250 гектаров. Организованно вышло в этот день на воскресник и более 100 учащихся Землянской семилетней школы. За день ими проведено снегозадержание на 170 гектаров. Вместе со взрослыми хорошо поработали Михаил Домахин, Анатолий Цицилин, Петр Неверов, Шура Ярцева, Мария Лысенко, ученики 3 и 4 класса Ваня Мельников, Шура Мантров, Виктор Некрасов и Валя Чиркова.
Январское учительское совещание работников образования в 1954 году.
Из выступления директора Землянской школы Н.Джима «Учителя Землянской семилетней школы, выполняя постановление партии и правительства, улучшают учебно-воспитательную работу, стремясь приблизить школу к колхозному производству, привить детям любовь к сельскому хозяйству. При изучении животных проводятся экскурсии на животноводческие фермы колхоза имени Кирова, учащиеся с увлечением работают на пришкольном участке, оказывают большую помощь колхозникам в уборке урожая, зимой занимаются снегозадержанием. Однако и у нас имеется очень много серьёзных недостатков, особенно в преподавании русского языка и математики, о чем свидетельствует неполная успеваемость по этим предметам. В нашей школе плохо еще работают комсомольская и пионерская организации, потому что работники райкома комсомола очень редко там бывают».
В 1958 году учащиеся нашей школы за четвертую четверть учебного года собрали и сдали в сельмаг 7785 кг. железе, 318 кг. макулатуры и уничтожили 3094 грызуна, на полях родного колхоза имени Кирова. В соревнованиях между классами на первенство по школе, переходящий красный вымпел держат учащиеся 3-4 классов (учитель Н.П.Джима). больше всех собрали металлолома Нина Шматова 310 кг., Валя Козлов – 300 кг, Коля Красов (3 кл) – 243 кг и Люба Романова ( 1кл) – 155 кг. Ученик 7 класс Коля Пожидаев уничтожил 420 грызунов.
Зима 1961 год, идут зимние каникулы. Рады им учащиеся Землянской школы. Елку украшали, аттракционы готовили, клубный зал убирали. И все это делалось дружно и с любовью. А когда к ёлке всё было готово, в село Землянку въехала колхозная автомашина. В кузове ее размещались музыканты духового оркестра. – Откуда они, к кому приехали?, - спрашивали ребята. «К вам, ребята, - отвечали музыканты. Это председатель колхоза т.Каширский направил нас: «Поезжайте, - говорит он, _ повеселите ребят». Ребята были рады, первый раз они танцевали и играли под звуки духового оркестра. Весело прошла ёлка. За время каникул учащиеся посмотрели три кинокартины, для них было организовано массовое катание на льду, катание с горы, проведен шахматно-шашечный турнир учителем математики Калядиной Валерии Тихоновны. В личном первенстве среди девочек первое место заняла Семенова Валя из 5 –го класса, среди мальчиков 1-2-3 места поделили Семенов Анатолий (7кл), Репьев Петя (6 кл), Ярцев Анатолий (5кл).
Районная газета «Ленинская искра»
1967 года
«Так работают учителя Землянской восьмилетней школы»
Педагогический коллектив школы за последнее время добился немалых успехов в повышении успеваемости учащихся. В прошлом учебном году она составила 97,8 процента, в первом полугодии 1967-1968 года – 95 процентов. Причем не менее половины учащихся, а их 140,- учатся только на 4 и 5. вопросом повышения успеваемости занимается весь коллектив школы, а особенно лучшие преподаватели. Класс Марии Ивановны Ярцевой 5 лет заканчивает учебный год без второгодников. Она руководитель секции начальных классов, помогает молодым учителям. У нее учится, овладевает педагогическим мастерством Вера Григорьевна Шнякина, работающая первый год учителем. Активные помощники Веры Григорьевны – родители. С ними учитель часто встречается дома, на классных родительских собраниях и на поклассном родительском всеобучем. Четвертый класс Людмилы Александровны Шевченко в прошлом учебном году был лучшим в школе. Из 17 учащихся 5 закончили учебу с отличными и 7 с хорошими оценками. Она решила вести его до 8 класса. Сейчас преподает в нем математику и является его классным руководителем. Успеваемость детей не снижается и в этом учебном году. В чем успех и других преподавателей школы? Сказать, что они хорошо готовятся и проводят уроки, будет мало. Глубокие знания, разнообразие методов подачи учебного материала, постоянный контроль за самостоятельной подготовкой учащихся, наконец, постоянное внимание тем детям, которые слабо или трудно успевают, постоянная готовность прийти им на помощь – вот основное и главное в их работе. Немалое значение имеет использование наглядных пособий. Они закреплены за каждым учителем и каждый их пополняет. Наглядные пособия применяются на уроках математики, биологии и других. В школе многие учителя повышают свое образование. Все учителя старших классов учатся заочно. Нина Петровна Шамшурина и Валентина Григорьевна Чиркова – на третьем курсе факультета русского языка и литературы института. Антонина Петровна Красова – на биологическом, Тамара Ивановна Бергман – на втором курсе физико-математического, Вера Васильевна Рожкова – на историческом факультете, Вера Григорьевна Шнякина – на факультете начальных классов Орского педагогического института. Через 2 года все учителя старших классов будут иметь высшее образование. Кроме того, учителя обучаются в школе основ марксизма-ленинизма, каждый имеет план самообразования. Все учителя старших классов принимают активное участие в массово-политической работе среди населения. Они политинформаторы, выступают с лекциями в сельском клубе и на фермах.»
История детского движения в школе
Следуя веяниям времени, в 1926г. была организована пионерская организация, в 1942 году была организована первая школьная комсомольская организация.
На страницах районной газеты «Путь к Коммунизму» в 1936 году можно прочитать о пионерах нашей школы. «Пионеры Землянской начальной школы, готовясь в 10 всесоюзному съезду ВЛКС, решили сделать детскую постановку, организован хоровой кружок». « Землянские пионеры к 8-му марта решили выделить дежурных к многодетным женщинам, чтобы дать им возможность посещать женские собрания и вечера». Тов. Зацепин
Пионеры и школьники Землянской семилетней школы в 1949 году приняли активное участие в выполнении исторического решении партии и правительства о ликвидации засухи в нашей стране. Под руководством старшего пионервожатого Н.Радцева учащиеся школы собрали 134 килограммов семян декоративных и плодово-ягодных деревьев. Ученик 4 класса Н.Радцев собрал 12 килограммов, В. Колупаев 10 килограммов, другие пионеры и школьники по 7 и 8 килограммов. Семена сданы в Покровский гослесопитомник. Сбор семян продолжается.
В 1951 году силами комсомольцев, пионеров и школьников старших классов Землянской семилетней школы дан концерт художественной самодеятельности в краснознаменной тракторной бригаде №6 Ново-Сергиевской МТС. Учащиеся исполнили много песен, продекламировали ряд стихотворений.
Во время летних каникул школьников в с. Землянке с 3 июля будет открыт районный пионерский лагерь. В нем будут отдыхать после напряженной учебы дети трудящихся района.
Пионерский сбор в 1959 году
в Землянской семилетней школе
пионеры и учащиеся школы заблаговременно начали подготовку к очередному пионерскому сбору, посвященному памяти Сергея Мироновича Кирова, чье имя носит наш колхоз. Они проводили беседы с октябрятами о красном галстыке, красном знамени, законах юных пионеров, разучивали торжественное обещание, готовили выступления к пионерскому сбору. Старшая пионервожатая учительница Ольга Даниловна Долгова и пионерка Бергман Тамара проводили беседы и чтение художественной литературы и жизни С.М.Кирова. Разучивались песни и стихи. Правление колхоза выделило 200 рублей для премирование учащихся , которые лето хорошо поработали в колхозе. Педколлектив закупил ценные подарки. В 7 часов вечера пионеры празднично одетые построились по отрядам. Против строя пионеров выстроились, также празднично одетые октябрята, лучшие ученики 3-4 классов, которые изъявили желание вступить в пионеры. После торжественного обещания лучшие пионеры подвязывают вновь принятым пионерам галстуки. Старшая пионервожатая обращается к принятым пионерам: «Юные пионеры, за дело Коммунистической партии будьте готовы!» Громко и твердо звучит ответ «Всегда готовы!» После торжественной линейки под громкие звуки горна и барабана, с пионерским знаменем заходят все в просторный класс и садятся. Доклад о жизни и деятельности С.М.Кирова сделала О.Д.Долгова. Все пионеры, затаив дыхание, слушали этот интересный доклад. Секретарь партбюро колхоза имени Кирова т. Мантров Иван Гаврилович рассказал ребятам историю колхоза. Он в своем рассказе говорил, каким был колхоз, когда организовался в 1930 году. тракторов и других машин не было. Колхоз постепенно рос, теперь в нем есть тракторы, комбайны, автомобили и другие сельхозмашины. Он рассказа, сколько зерна, мясо, молока продал государству колхоз в этом году. от имени правления колхоза и партийной организации т.Мантров выразил благодарность учащимся, которые летом помогали колхозу во всех работах. В заключении выразил надежду, что учащиеся и в следующим году примут активное участие в шефстве над молодняком крупного рогатого скота и еще лучше и больше будут помогать колхозу летом на всех сельскохозяйственных работах. Затем премируются лучшие участники в сельскохозяйственном производстве. Тов. Мантор сообщил, что лучше всех работал ученик 7 класса Красов Коля, выработавший 440 трудодней. Ему вручен ценный подарок. Тонких Витя и Семенов Т. получают библиотечки. Ценные подарки также получили: Неверов Толя, Радцева Клава, Богданова Клава, Заценин Валя, Гатарыч Валя. Затем началась художественная часть. Первыми выступили вновь принятые пионеры. Они исполнили литературный монтаж: «Песни советских школьников». Ученица 3 класса пионерка Романова Люда, читает стихотворение «Знамя Ленина». Пионеры шестого класса исполняют песню «Замучен тяжелой неволей». Пионеры 5 класса исполняют песни «Ленин всегда с тобой» и «Взвейтесь кострами». Козлова Валя прочитала отрывок из рассказа о Сереже Кострикове, Дедловский Володя прочитал стихотворение «Пионерский галстук»
Много интересного в жизни пионерской организации было в 1962 году. Пионеры Землянской семилетний школы переписывались с китайскими пионерами. Не забывали и тех, кто учился раньше в этой школе. Регулярно школьники переписывались с бывшими пионерами. Большим праздником для учащихся явилась встреча со штурманом Еремеевым Юрием, с моряком Шматовым Владимиром, с офицером Советской Армии Цицилиным Анатолием.
В 1962 году в селе Землянка силами учащихся школы был заложен парк. Жители села, учителя и учащиеся обнесли его изгородью и любовно ухаживали за ним. Выпалывали сорняки, поливали. Деревья росли прекрасно.
Пионерский костер
1964 год
Вечером в день рождения пионерской организации имени В.И.Ленина, учащиеся Землянской восьмилетней школы собрались возле приготовленного пионерского костра. Старшая пионервожатая учительница Валентина Григорьевна Чиркова в своей короткой речи рассказала учащимся историю рождения пионерской организации. Затем был зажжен костер. Учащиеся исполнили монтаж «40 лет с именем Ленина». Хор исполнил песни «Марш 26 июля», «Ленин всегда живой», «Счастье». Ученики 4а класса хорошо исполнили песни «Красный галстук», «Веселый барабанщик» весело прошел пионерский костер.
Районная газета «Ленинская искра»
1970 года
«Дела пионерские»
Наша дружина, в которой насчитывается 84 пионера, носит имя Ульяны Громовой. В начале учебного года в отрядах закипела пионерская работа. На отчетно-выборном собрании были избраны председатели советов отрядов, звеньевые. Уже проведены сборы в каждом отряде. Так, в четвертом классе был проведен сбор на тему: «Ленин и дети». В первом полугодии намечено провести сборы: «Дети разных народов», «Этих дней не смолкнет слава», «Комсомол – наш старший брат», «Первая обязанность каждого пионера» и другие. Развернулось соревнование между отрядами за высокую успеваемость. Каждую неделю подводятся итоги. Лучший отряд получает вымпел. Отряды оформили пионерский уголок, выпустили стенгазеты.» Н.Бокова, старшая пионервожатая.
«Ездили в Оренбург»
«За хорошую учебу в седьмом классе нас наградили туристической путевкой. Мы ездили в город Оренбург. Поселились на турбазе. В первый же день нам предложили билеты в драмтеатр на спектакль «Неравный брак». Потом пошли в кино. На второй день ходили в музей и кинотеатр, побывали в «комнате смеха», катались на качелях. Вечером пошли на гастроли польского цирка. На третий день были в планетарии, фотографировались, смотрели кино.» Гаврилова Надя, Ярцева Нина. Ученицы.
Ветераны педагогического труда.
Лощинина Валентина Васильевна
Работала в нашей школе с 1987 по 1999 год. В 1992 году ей присвоено звание «Отличник народного просвещения».
Труд учителя в школе был успешным и плодотворным. Большое внимание уделяла Валентина Васильевна развитию творческих способностей ребят, воспитанию в детях любви к родному краю. Рукописные журналы, альманахи, сочинения о родной земле и её людях получали признания и награды на районном уровне.
Работы ребят, созданные под руководством этого увлеченного, творчески одаренного учителя, являются предметом гордости школы.
Шнякина Вера Григорьевна
Родилась в 1942 году в с.Кулагино Новосергиевского района в семье крестьянина. В 1950 г. поступила учиться в 1 класс. После окончания школы в 1960 году немного проработала в торговле. В 1962 году поступила заочно в Орский педагогический институт им. Т.Г.Шевченко на факультет «Педагогика и методика начального образования» в 1968 г. окончила, ей было присвоено звание учителя начальных классов. Во время учебы работала в Волостновской школе, после замужества – в с.Покровка заведующей детского сада. В 1966г. переехала в с.Землянка, куда была назначена учителем истории и географии, а с 1980г. – учителем иностранного языка и биологии до пенсии. За труд награждена почетными грамотами РОО и ОБЛОНО, а в 1989г. награждена медалью «Ветеран труда», позже было присвоено звание «Ветеран труда».
Сенькина Валентина Григорьевна
Родилась, выросла и живет в с.Землянка. в 1957г. закончила семилетнюю школу. В Новосергиевской школе получила среднее образование и поставила перед собой цель – получить профессию учителя. В 1963г. окончила Оренбургское педагогическое училище. 36 лет проработала в родной Землянской школе.
В начале своего педагогического пути преподавала и немецкий язык, и биологию, и историю, и географию, и математику. В 1965г. поступила на заочное отделение в педагогический институт на филологический факультет. Закончила его в 1970г. с 1963г. вплотную стала преподавать в старших классах русский язык и литературу. За время работы в школе не раз была завучем, и.о. директора, пионервожатой. Как классный руководитель сделала 3 полных выпуска. Среди ее выпускников есть медицинские работники, продавцы, шоферы и немало педагогов. За свою многолетнюю работу неоднократно награждалась грамотами со стороны РОО и ОБЛОНО
Школьные династии.
Немало есть династий школьных, где дети идут по стопам родителей. И МОУ «Землянская основная общеобразовательная школа» не исключение. Не так давно здесь образовалась династия В.Г.Сенькиной. Ее нелегкое, но нужное и благородное дело продолжила дочь – Лучникова (Сенькина) О.А.
Ольга Анатольевна – учитель русского языка и литературы. Учась в школе, Оля уже решила, что станет учителем, и добилась своей цели.
В 1995году окончила факультет педагогики и методики начального обучения Оренбургского педагогического института. В школе работает с 1990 года. Учитель первой категории, победитель школьного конкурса «Учитель года – 2004». Награждена почетной грамотой РОО.
В 2005 году присвоено звание лауреата премии главы администрации
Выпускники - гордость школы
Кадынцева Зоя Ивановна - педагог Хабаровского института культуры. Выпускница Московского государственного библиотечного института. В библиотеках, школах, на радио она вела передачу «Клуб любознательных».
Она перенесла все ужасы войны, испытала трудности послевоенных лет. Ее родина – с.Землянка. В семилетней школе, где она училась, ее любимым предметом стала литература. После окончания семи классов Зоя Ивановна поступила на курсы гидротехников, которые закончила на отлично после этого она поступает в культпросветшколу. Оканчивает школу с красным дипломом. В свои неполные 20 лет она поступает в Московский государственный институт культуры по специальности «Преподаватель социальных дисциплин в училищах культуры». В 60-е годы приезжает с мужем в Хабаровск, в 36 лет защищает диссертацию.
Зоя Ивановна работала над вопросами развития вуза. Ей присуждено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.
Сухарева Валентина Николаевна
Родилась 11 апреля 1949 года. В 1964 оканчивает Землянскую неполную среднюю школу. 1966 г – продолжает образование в Новосергиевской ж/д школе №80. в 1971 г – заканчивает сельскохозяйственный институт и до марта 1977 г работает главным экономистом колхоза «Память Ленина». С марта 1977 г по август 1991 г работает в Оренбургском научно-исследовательском институте сельского хозяйства. В 1984 году становится кандидатом экономических наук. С сентября 1991 года Валентина Николаевна преподает в ОГАУ (Оренбургский государственный аграрный университет) в звании доцента кафедры статистики и экономического анализа.
Новицкая (Холодкова) Антонина Ивановна – родилась в с. Землянка в 1950г. Окончив восьмилетнюю школу в родном селе, продолжила образование в Новосергиевской средней школе.
Поступила и окончила Хабаровский техникум связи и по распределению работала в Ульяновском телевизионном центре.
Закончив вечернее отделение Куйбышевского планового института, по приглашению уехала работать в Тюменскую область.
В настоящее время работает заместителем директора Тюменского городского центра занятости населения. Автор многих социальных проектов. Председатель тюменской общественной организации «Женская инициатива», лауреат национальной премии общественного признания «Олимпия» за общественную деятельность.
Дедловский Владимир Михайлович – собственный корреспондент газеты «Южный Урал». Родился 23 ноября 1949 г. в селе Землянка.
После 8 класса поступил в Оренбургское педучилище, через четыре года закончил его, получил направление в Приильинскую начальную школу. Несколько лет работал учителем.
С 1976 г. стал корреспондентом районной газеты «Ленинская искра». Закончил факультет журналистики Уральского Государственного университета и в 1988 г. приглашен корреспондентом газеты «Южный Урал».
Директора школы
Половинкин Максим Николаевич 1939-1940
Зубарев И.П. 1940-1941
Бусурова Евдокия Максимовна 1941-1945
Марсакова 1945-1946
Джима Николай Петрович 1946-1954. 59-60
Махортов Федор Арсеньевич 1956-59
Колядин Николай Петрович 1960-1963
Шипилов Павел Петрович 1964 -68
Бобылев Константин Иванович 1969-1970
Шамшурина Нина Петровна 1971-1978
Сливкин Александр Петрович 1978 – 1994
Богданова Татьяна Сергеевна 1994-2012
5. Наша школа на современном этапе.
День Знаний 1 сентября 1991 года прошел по-особому, потому что занятия начались в новом школьном здании. Была введена кабинетная система, оборудована слесарная мастерская, в спортивном зале проводились интересные мероприятия, соревнования. И многие традиции были сохранены. Большая поисковая работа, которую школьники вели на протяжении многих лет, позволила создать школьный музей. Он был открыт 9 мая 2000 года в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне. Первым руководителем музея была учитель истории Семенова Оксана Владимировна. В музеи представлены следующие композиции:
- «Предметы русского быта», «Русская изба», «История села Землянка» «История Землянской школы», «Защитники Отечества», «Родословное древо» «Участники локальных войн» «Старинные деньги»
Материал об истории школы собран на основе исторических документов Областного и районного архивов, рассказов очевидцев.
Работа по сбору экспонатов в школьный музей продолжается и в настоящее время. В 2006 году наш музей получил свидетельство о регистрации как школьный историко-краеведческий музей. Учащиеся школы были победителями и призерами конференций, различных конкурсов на военно-патриотическую тематику.
Спортивная команда школы под руководством учителя физической культуры Бородина Юрия Анатольевича и тренера преподавателя ДЮСШ Семенова Александра Николаевича, занимала призовые места на многих районных и областных спортивных соревнованиях. И сейчас многие ребята в нашей школе увлекаются спортом и добиваются неплохих результатов.
В 120-летний юбилей наша школа стала еще краше и востребований. На базе школы была открыта группа дошкольного обучения для 20 ребят.
Педагогический коллектив школы небольшой, в школе работают 14 учителей. Многие из них имеют большой педагогический опыт. Некоторые учителя были выпускниками нашей школы. Это учитель русского языка и литературы Лучникова Ольга Анатольевна, воспитатель Шинкарева Любовь Михайловна, Бессмертная Светлана Михайловна, учитель географии Захарова Елена Владимировна, Бородин Юрий Анатольевич, Семенов Александр Николаевич.
Учащиеся школы встречаются с учителями — ветеранами педагогического труда: Богдановой Т.С., Шнякиной В.Г., Сенькиной В.Г., ежегодно поздравляют их с Днем Учителя. В школе сложились свои традиции. Каждый выпускной класс дарит в школьный музей свой альбом.
6. Заключение.
Изучение истории нашей школы помогло нам больше узнать о наших односельчанах, об учителях, работавших в школе в разные годы, о том, кем стали выпускники школы. Нам было очень интересно прочесть письма бывших учеников школы, которые вспоминали о своих школьных учителях, одноклассниках, хотя прошло уже много лет после окончания школы.
Мы провели экскурсии в школьном музее, рассказали ребятам об истории нашей школы. Мы еще больше поняли значение получения хорошего образования, для того чтобы потом выбрать интересную профессию, раскрыть свои способности, найти свое место в жизни. Учителя всегда старались поддерживать учеников, дать им прочные знания, воспитать в них ответственность, трудолюбие, патриотизм. Современная школа, конечно, отличается от той, которая была раньше, даже десять лет тому назад. В ней появились компьютеры, Интернет, изменились учебные программы. Но все это не меняет главного: школа - это тот мир, в котором формируется будущее.
Целью нашего исследования было проследить развитие системы образования в нашей местности, показать роль педагогов в воспитании молодых поколений. Для осуществления этой цели и решения поставленных задач мы обратились к учителям школы, к ветеранам педагогического труда, к выпускникам школы, изучили краеведческий материал в школьном музее. Мы поняли, что эта тема очень интересная, что историю школы создаем и мы, что от нас будет зависеть сохранение ее традиций.
7. Литература
I. Словари, энциклопедические издания.
1.Большой энциклопедический словарь.- М. Советская энциклопедия.- 1993.- 1628с.
2.Школьная энциклопедия «Руссика». Новейшая история .20 в.-М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.- 640с.
II. Источники.
-Материалы из фондов областного и районного архива.
III. Статьи из местной печати.
Ворона
Акварельные гвоздики
Весенняя гроза
Ах эта снежная зима
Весёлые польки для детей