Учебно-исследовательская работа, в которой рассматривается гендерный подход в обучении иностранному языку.
Цель работы: выяснить – кому легче выучить иностранный язык, т.е. у кого, мальчиков или девочек лучше развиты способности к изучению иностранного языка?
Исследуя данную тему, мы ставили следующие задачи:
- проанализировать литературу по данной теме;
- провести исследование среди девочек и мальчиков нашей школы;
- проанализировать и сделать выводы по полученным результатам;
Исследование данной темы мы начали с анализа литературы по проблеме.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что у мальчиков способности к изучению иностранного языка ниже, чем у девочек. Попытаемся доказать или опровергнуть данную гипотезу в ходе исследования.
В работе применены следующие формы и методы:
1. Анкетирование учащихся школы;
2. Собеседование с учащимися;
3. Анализ литературы по теме.
Материалом для исследования послужили: результаты анкетирования, четвертные и итоговые оценки по иностранному языку среди учащихся нашей школы, результаты участия мальчиков и девочек в олимпиадах и конкурсах по английскому языку, количество медалистов среди мальчиков и девочек в школе.
Вложение | Размер |
---|---|
исследание, английский язык, гендерный подход | 78.72 КБ |
Республика Марий Эл
Отдел Образования МО «Городского округа город Козьмодемьянск»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3г.Козьмодемьянска»
Учебно-исследовательская работа
Кому иностранный язык легче дается: мальчикам или девочкам?
Выполнил: Левушкин Антон, 9 а класс, МОУ СОШ №3 г.Козьмодемьянска. Научный руководитель: Учитель английского языка Штин Е. Ю.
Козьмодемьянск
2013г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Психологические особенности мальчиков и девочек
Глава II. Кому иностранный язык легче дается: мальчикам или девочкам?
2.1 Кто в чем сильней? ..................................................................................8
2.2 Как учить иностранный язык?...............................................................9
2.3 Мальчики – девочки: как их учить? ………………………………… 12
Исследовательская часть……………………………………………. …15
Заключение………………………………………………………………….17
Приложение …………………………………………………………………19
Литература ……………………………………………………………….....22
Актуальность проблемы, рассматриваемой в моей работе, заключается в том, что с давних времен в народе действует сильный стереотип относительно умственных способностей разных полов. В давние времена всегда хотели, чтобы в семье рождался мальчик, так как он умный и смышленый, сможет работать, семью поднимать на ноги и решать любые проблемы. А девочка что – волос длинный, ум короткий, какой с нее прок кроме как рождать детей да кашу варить? Времена прошли, но стереотипы до сих пор себя не исчерпали. Правы ли были наши предки относительно умственного развития разных полов? Ученые заверяют – умственные способности зависят ТОЛЬКО от наследственности и воспитания.
В школе мы изучаем много разных предметов. Причем, по одним предметам преуспевают одни учащиеся, по другим – другие. Считается, что девочки имеют большие способности в изучении гуманитарных предметов, а мальчики – в изучении точных наук. Так ли это? Мы решили найти ответ на этот вопрос. Если конкретнее, нас интересует изучение иностранного языка мальчиками и девочками: одинаковые ли у нас способности, или девочки природой наделены большими способностями к изучению иностранного языка.
Иностранный язык - язык иной страны. Это действительно необычный удивительный и достаточно сложный предмет, на котором дети учатся общаться на иностранных языках. Цель обучения иностранным языкам необычна - обучение иноязычной культуре. Кому иностранный язык выучить легче? Мы решили провести исследование и сделать соответствующий вывод.
Ведущими на начальной ступени являются развивающий и познавательный аспекты иноязычной культуры. В любой системе обучения начальная ступень (а именно, первый год обучения) специфична. Согласно данным исследований ученых, психологов, в двенадцать лет завершается сенситивный период развития ребенка, после которого его возможности, его предрасположенность к усвоению языка резко идет на убыль, поэтому необходимо успеть до 11-12 лет дать (а ученикам - взять) как можно больше.
Цель работы: выяснить – кому легче выучить иностранный язык, т.е. у кого, мальчиков или девочек лучше развиты способности к изучению иностранного языка?
Исследуя данную тему, мы ставили следующие задачи:
- проанализировать литературу по данной теме;
- провести исследование среди девочек и мальчиков нашей школы;
- проанализировать и сделать выводы по полученным результатам;
Исследование данной темы мы начали с анализа литературы по проблеме.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что у мальчиков способности к изучению иностранного языка ниже, чем у девочек. Попытаемся доказать или опровергнуть данную гипотезу в ходе исследования.
Материалом для исследования послужили: результаты анкетирования, четвертные и итоговые оценки по иностранному языку среди учащихся нашей школы, результаты участия мальчиков и девочек в олимпиадах и конкурсах по английскому языку, количество медалистов среди мальчиков и девочек в школе.
В работе применены следующие формы и методы:
1. Анкетирование учащихся школы;
2. Собеседование с учащимися;
3. Анализ литературы по теме.
Глава 1. Психологические особенности мальчиков и девочек
1.1 Отношение к учебе мальчиков и девочек.
Выявлено, что девочки 6–7 лет, в сравнении с их сверстниками мальчиками, имеют более развитый вербальный компонент интеллектуального развития, что находит свое отражение в более широком словарном запасе, большей речевой беглости, легкости извлечения слов из памяти также в более быстрых темпах формирования понятийного мышления. Девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения. У девочек более правильная и сложная речь, неречевые задачи они предпочитают решать речевым способом.
В отношении эмоциональной сферы доказано, что девочки несколько менее тревожны, чем мальчики. Повышенная тревожность у девочек, как правило, сопровождается замедлением темпов интеллектуального развития. Можно сказать, что девочки хотят пойти в школу и стать ученицами не столько потому, что им хочется овладевать новыми знаниями, а скорее потому, что это одобряется семьей, окружающими людьми и обеспечивает новые возможности социальных достижений.
У девочек лучше развит социальный интеллект, они менее тревожны и агрессивны, а значит, у учителя с ними будет гораздо меньше проблем, чем с мальчиками.
В присутствии мальчиков девочки, которые, как известно, созревают раньше, больше озабочены впечатлением, которое производят, чем учебой. А мальчики свое внимание пока еще не могут выразить иначе, как через насмешки и обидные замечания. Уроки превращаются в войну полов. Тем более, что мальчикам на фоне явно повзрослевших ровесниц приходится чувствовать себя очень неуверенно.
Психологи знают, что учить ребенка с «правополушарным» мышлением нужно иначе, чем с «левополушарным». Девочки, как правило, «правополушарные», поэтому они более подвержены эмоциям, всю получаемую информацию должны «пропустить» через себя и прочувствовать. Девочки очень ярко воспринимают критику, особенно от старших, поэтому ее нужно дозировать. Мальчики же (и это известно «любому учителю) обладают потрясающей способностью «не слышать" наставлений и нотаций. Включается так называемый механизм сенсорной защиты в мозгу, который «срабатывает» при долгом эмоциональном напряжении
Как показали исследования, учителя, как правило, ставят девочкам более высокие оценки, чем мальчикам, потому что девочки лучше ведут себя на уроках. Исследование успеваемости школьников, начиная с шестилетнего возраста, показали, что выставляемые оценки зависят не только от способностей к учебе, но и от таких качеств, как внимательность и собранность.
В рамках этого исследования, результаты которого были опубликованы в журнале «Человеческие ресурсы» («Journal of Human Resources»), была проанализирована успеваемость более 5,8 тысяч школьников в возрасте от 6 до 12 лет по таким предметам, как английский язык, математика и естественные науки.
Ученые сравнили оценки, полученные учениками при тестировании, с оценками, выставленными учителями за текущую успеваемость. Оказалось, что с самых первых дней обучения у мальчиков оценки были ниже, чем можно было предположить по результатам тестирования. Результаты исследования согласуются и с тем, что в Великобритании на экзаменах на аттестат об общем среднем образовании (GCSE) почти 65% девочек получают пять хороших оценок, и лишь 50% мальчиков достигают таких же результатов. Среди студентов университетов количество девушек растет гораздо быстрее, чем число юношей.
Ученые из Университета штата Джорджия и Колумбийского университета, которые проводили исследование, пришли к любопытному выводу. Оказывается, такое несоответствие оценок можно объяснить тем, что при оценке учеников, учителя учитывают, насколько они прилежны в учебе, насколько они способны работать самостоятельно и как часто им требуется помощь окружающих, как часто они нарушают дисциплину и насколько умеют общаться с окружающими.
С учетом всех этих качеств, девочки обладают преимуществом – причем, когда мальчики начинают вести себя так же, как их одноклассницы, соответственно улучшаются и их оценки. Один из авторов исследования Кристофер Корнуэлл (Christopher Cornwell) утверждает: «Способность, которую учителя считают самой важной при оценке учеников, это так называемое «отношение к учебе».
Само «отношение к учебе» - понятие довольно приблизительное, и оно лишь в общих чертах позволяет определить, какие чувства испытывает ученик по отношению к школе в целом. Оно включает в себя шесть аспектов в оценке школьника – внимательность, настойчивость, стремление к знаниям, самостоятельность, способность переключать внимание и собранность.
Корнуэлл утверждает: «На то, как складываются школьные годы ребенка, зачастую влияет то, как учителя оценивают его успеваемость, то есть, школьные отметки. Именно от оценок зависит способность учиться дальше в старших классах и даже в вузе. Кроме того, именно оценки, полученные в школе, играют, как правило, самую главную роль при поступлении в университет.
По словам ученого, проведенное исследование позволяет объяснить тот факт, что среди выпускников университетов преобладают девушки – их более 60%, а это, по его мнению, может в будущем привести к вытеснению мужчин с рынка труда. И, тем не менее, ученый считает, что, несмотря на то, что девочки лишь недавно начали перегонять мальчиков, своим врожденным превосходством в учебе они отличались всегда.
«Я убежден, что эта разница между мальчиками и девочками возникла не мгновенно, она существовала всегда, - говорит Корнуэлл. Нельзя же сказать, что девочки внезапно стали более прилежными, а мальчики вдруг стали несобранными и неугомонными. Они всегда таким были, и к учебе всегда относились по-разному.
Просто раньше это не оказывало такого влияния на уровень образования, как сейчас. В прежние времена женщины не стремились, да и не имели особых возможностей приобретать профессию и работать, поскольку их многое сдерживало, например, отсутствие надежных средств регулирования рождаемости.
«Утверждения о том, что мальчики и девочки учатся по-разному, не соответствуют данным современной нейропсихологии. Ученые смогли обнаружить лишь несколько различий в параметрах мозга у детей разного пола, помимо большего объема мозга у мальчиков и более раннего завершения его роста у девочек - при этом ни одно, ни второе никак не связано с процессом обучения», - пишут авторы статьи.
Ученые отмечают, что ряд исследований показал у взрослых мужчин и женщин значимые различия, например, в процессах запоминания информации, но ни одно из них не дает достаточно серьезные аргументы для использования разных подходов в обучении. Кроме того, выводы о взрослых нельзя автоматически распространять на детей - эти различия могут быть сформированы как раз условиями среды, подобными раздельному обучению.
Мальчик или девочка: кто умнее?
Ну конечно, умны те и другие. Но почему мальчики дольше учатся читать и писать, а девочки лучше учатся в младших классах, а потом сдают позиции?
До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают свои богатства – куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство.
Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется больше пространства, чем девочкам.
Если горизонтальной плоскости шалунам мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей... Не ругайте их – это совершенно нормально.
Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.
1.2 Мальчики и девочки: 11 различий
1. Когда мальчики хотят понравиться девочкам, они прикидываются умными. А девочки, когда хотят понравиться мальчикам, прикидываются глупыми. Мальчики прикидываются
умными, потому что понимают: при прочих равных у умного больше шансов. А девочки - для того, чтобы мальчику пришлось не так сильно напрягаться, делая вид, что он умнее.
2. Мальчики никогда не наденут ничего неудобного для красоты. А девочки никогда не наденут ничего некрасивого ради удобства. Среди мальчиков исключение составляют герои голливудских фильмов, которые любят залезать на крышу поезда в длинных плащах и валяться по грязи в белых рубашках, а также, перцы, которые идут знакомиться с родителями любимой девочки. Среди девочек исключений не бывает. Если девочка говорит, что оделась так по-дурацки для удобства, значит, она кокетничает - раз, у нее плохой вкус - два.
4. У мальчиков проблемы с индукцией. У девочек с дедукцией. Все смеются над женской логикой. Да, у девочек действительно случаются проблемы с умозаключениями от общего к частному, поэтому им тяжело даются выводы насчет того, что из чего следует: но у мальчиков все еще хуже - они не способны на умозаключения от частного к общему, так, представитель сильного пола не способен понять, что если его попросили не опаздывать на день рождения и звонить в то время, в какое он обещал, значит, и на свидание в парке тоже стоит прийти вовремя.
5. Мальчики стараются быть не похожими на девочек, а девочки хотят быть похожими на мальчиков. И это говорит в пользу того, что мальчиком быть лучше.
7. Мальчики умеют находить общий язык с компьютером, а девочки умеют находить общий язык с мальчиками, которые умеют находить общий язык с компьютерами. Никому не известно, почему у мальчиков с компьютерами все получается лучше, чем у девочек.
Есть подозрение, что у девочек просто нет никакого стимула развивать свои способности в этом направлении, если этим с таким рвением занимаются мальчики. Со времен первых мануфактур известно: разделение труда повышает его производительность, да и зачем лишать мальчиков еще одной возможности продемонстрировать свое превосходство?
8. Девочки переоценивают способность мальчиков думать, а мальчики недооценивают аналогичную способность девочек. Вопреки байкам о слабости женского интеллекта девочки способны выстраивать сложные стратегии по завоеванию, приручению, перевоспитанию мальчиков. Но эти стратегии часто не срабатывают. А все потому, что в их основе лежит сильное допущение - мальчики способны думать: "И тогда он подумает,
что я..." ничего он не подумает, и не потому, что дурак. А потому что он считает, что девочки думать не умеют, так что можно и ему не напрягаться.
9. Мальчики не такие эмоциональные, как девочки. Еще бы, с раннего детства девочек жалеют, когда они плачут, а мальчиков ругают, девочек хвалят, когда они виснут на дедушкиной шее в порыве нежности, а мальчиков призывают быть более сдержанными,
так что пусть мальчики знают: их железный характер - не их заслуга, и девочки плаксами становятся по родительской милости. Так что давайте без обоюдных претензий.
10. Мальчиков тянет к девочкам, а девочек - к мальчикам. Девочки любят собираться и ругать мальчиков вообще и своих в частности. Мальчики о девочках разговаривают не так часто, но если все же делают это, то никак не могут удержаться и обойтись без ироничных замечаний, тем не менее мальчики бегают за девочками, а девочки - за мальчиками. Странно, но факт.
11. Наука утверждает: никаких фактов в пользу того, что женские мозги устроены принципиально иначе, чем мужские, ей не известно тем не менее, очевидно, что мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне. В чем кроется причина этих различий - вопрос спорный, существует много убедительных аргументов в пользу того, что разными мужчин и женщин делает общество.
1.3 Стереотипы о способностях мальчиков и девочек.
Мы ведь хотим помочь своим детям полнее проявить их природные склонности и возможности? Но этому часто мешают давным-давно укоренившиеся стереотипы.
Например: мальчики - более способные математики. Какую же волю надо иметь талантливой девочке, чтобы сохранить интерес к любимому предмету? Ведь с раннего детства она только и слышит от взрослых: "Девочки в математике высот не достигают", "Это сейчас, в начальной школе, они отличницы - за счет прилежания и усидчивости, а мальчики еще проявят себя в естественных науках в старших классах" и т. п. Вольно или невольно внушается, что математика - вообще не девчоночье занятие. Результат закономерный - немногие девочки интересуются этим предметом и избирают потом профессии, связанные с ним.
И так не только с математикой. Когда кто-то из девочек проявляет предпринимательские склонности и способности, реакции окружающих скорее неодобрительные: кто-то удивлен, кто-то шокирован и т. п. А тезис о том, что мальчики более склонны и способны к творческой работе, в то время как девочкам на роду написано быть исполнительницами скучной и однообразной?
Или такие характерные установки: обычным мальчикам не слишком-то свойственны жалость к больным и слабым или потребность заботиться о других людях, о животных и природе. Мальчик с педагогическими наклонностями вообще воспринимается чуть ли не как чудо.
Разумеется, природная нервно-психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Сведения об этом можно почерпнуть из популярной литературы. Но общие способности ребенка, степень его творческой одаренности, социальная успешность зависят все-таки гораздо больше от индивидуальных, а не от половых различий.
Другое дело, что не всегда девочка или мальчик могут полностью реализовать свои природные способности из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов.
Это не значит, что надо совершенно одинаково воспитывать тех и других. Например, очень важно, чтобы в свое время ребенок осознал себя представителем своего пола. Или: даже самые свободомыслящие родители вряд ли будут сознательно ориентировать свою дочь на увлечение наиболее опасными из экстремальных видов спорта. И все же стоит иногда задуматься, насколько помогают или мешают нам некоторые стереотипы воспитания.
Наиболее часто выделяют такие стереотипы, как:
• у женщин меньше мотивации совершать какие-либо достижения
• женщины более общительны, чем мужчины
• женщины более внушаемы, чем мужчины
• у женщин по природе более низкая самооценка и самоуверенность, чем у мужчин
• у женщин лучше развито механическое запоминание
• у мужчин более развито аналитическое мышление, чем у женщин
• мужчины ориентируются на результат, а не на процесс
• мужчины адекватнее воспринимают критику
• женщины более лояльны к организации
• женщины более креативны и интуитивны
• у женщин эмоции могут заслонять дело
• в неожиданной ситуации женщины слабее
• женщины меньше думают о карьере
• мужчины не любят женские сплетни
Глава II. Кому иностранный язык легче дается: мальчикам или девочкам?
2.1 Кто в чем сильней?
Как эти особенности мужского устройства сказываются на учебе наши детей? В дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, это не сразу заметно.
В первом классе одной из московских гимназий провели такой эксперимент. Ученые спросили детей, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности: построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: а еще можно построить сарай, гараж, забор... Когда тема строительства была исчерпана, голос подал мальчик: «Когда мама солит в ведре грибы, кирпич она кладет для тяжести». Снова лес девчачьих рук - и самые разные примеры, как можно использовать кирпич в виде груза. Тему исчерпали. И снова мальчик: «Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась». Девочки бросились развивать и эту тему. А новый поворот – опять из уст мальчиков: «Можно положить на кирпич доску, получатся качели», «Кирпичи можно бросать, как снаряды»…
Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. При этом они не придают значения тщательности решения и аккуратности оформления. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку.
Девочки и женщины вообще лучше выполняют типовые, шаблонные задания, тщательно прорабатывают детали.
У девочек речь беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов лучше удаются мальчикам. Исследования обнаружили, что уже у 6-летних мальчиков есть специализация мозга для пространственного восприятия и мышления, а у девочек ее нет и в 13 лет. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.
К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К 7 годам мальчики, как правило, по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличии от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.
В газете «Школьный психолог» за 2002 год анализировались результаты Санкт-петербургского эксперимента по раздельному обучению. Вот некоторые выводы российских педагогов:
Мальчики
Девочки
2.2 Как учить иностранный язык девочкам и мальчикам?
Иностранный язык, по данным психологов, педагогов и ученых-медиков, относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания. Наиболее быстро утомляются учащиеся 5-х классов, так как их внимание неустойчиво и статистическая нагрузка достаточно трудна для подвижного детского организма. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. При изучении иностранного языка высшая нервная деятельность учащихся протекает в сфере второй сигнальной системы, которая является наиболее ранимой и относительно легко нарушается. При этом снижается внимание учащихся, тормозится акт запоминания. В связи с этим следует вспомнить, что "педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений - приняли участие в акте запоминания. Такие разнообразные методические приемы значительно повышают работоспособность учащихся, так как вовлекают в работу другие анализаторы, новые неутомленные участки коры головного мозга, изменяют характер раздражителей" (К.Д.Ушинский).
Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, во-первых, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, а во-вторых, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость и повышали работоспособность. Поэтому в ход урока включаются многократные физкультминутки (физкультпаузы) или зарядки-релаксации, в общей сложности 3-5 минут. Кроме того, работоспособность учащихся подвержена колебаниям в отдельные дни недели, претерпевает значительные изменения в течение дня, характеризуется подъемом от первого урока ко второму (врабатывание), стабилизацией ее на протяжении второго и третьего уроков (состояние устойчивой работоспособности). Поэтому при проведении физкультпауз следует обращать внимание, как на дни недели, так и на порядковый номер урока.
Обучение держится на активности, творчестве, самостоятельности учащихся. И то, и другое, и третье взаимообусловлено: творчество вызывает активность и требует самостоятельности, активность проявляется в творчестве и самостоятельности, а самостоятельность есть обязательное условие активности и творчества. Все это можно проследить при организации работы в группе. Групповая форма общения является для уроков иностранного языка необходимостью, так как коммуникативный метод предполагает обучение общению через общение.
Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое:
развивает способность к общению,
обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить,
обеспечивает обмен знаниями между учащимися,
способствует росту мотивации к учению,
укрепляет межличностные отношения,
учит лучше понимать друг друга,
повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе,
учит объективно оценивать не только других, но самих себя.
Групповое общение - промежуточное звено между парным и коллективным общением.
Прослушивание музыки - еще один момент, на который надо обратить особое внимание. При этом у мальчиков активизируется в основном, левое полушарие, обеспечивающее осмысление, а у девочек активизируется правое полушарие, девочки улавливают настроение, хорошо чувствуют эмоциональные особенности. Музыка, несущая в себе элементы точной науки - гармонический строй, темп, длительность, - вызывает в мужском мозгу реакцию, прежде всего своей упорядоченностью. Мальчик ищет в ней рациональные корни. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих мыслей, и как средство успокоения. Она играет большую роль как средство борьбы с переутомлением. Она может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии. Научные исследования показали, что построение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике. Следует отметить, что в начале недели (понедельник, вторник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед днями отдыха. В целом по громкости музыка должна лишь создавать фон, превышая обычный шум в данном помещении на 3-4 децибелла. Музыка в учебе и труде, также как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна предать детям покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление. Следует отметить, что трансляция музыкального материала с текстом может отвлечь, рассеять внимание; поэтому более предпочтительным является материал пусть и с текстом, но на незнакомом языке. Такие произведения, соответствующие ритму учебного процесса, воспринимаются аналогично мелодиям инструментальной музыки. Особое значение подбор произведений приобретает при моделировании настроения. Для этого не рекомендуется использовать модные шлягеры или популярные новинки. Опыт показывает, что достаточна длинное и универсальное воздействие без эффектов "пресыщения" оказывают лишь классические произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, И.-С.Баха, Ф.Шопена, К.Глюка, Л.Бетховена.
В группах мальчиков используется проблемный, исследовательский метод, формирование грамматических правил шло через практические действия, уроки характеризуются высоким темпом подачи материала, многообразием нестандартно поданной информации. Работа проводится в группах, с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера.
В группах девочек используется иллюстративно-объяснительный метод обучения с опорой на зрительную память. Новый материал подавался эмоционально окрашенным, обучение осуществлялось от эмоций к логическому осмыслению. При работе используется большое количество типовых заданий и достаточное количество повторений для усвоения. Групповая работа с девочками использовалась с акцентом на взаимопомощь.
Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка в начальной школе
Начало изучения иностранного языка – приятный момент в жизни ребёнка. Он поднимается на новую ступень лестницы познания. Но часто движение вперёд в этом направлении идёт не так стремительно и успешно, как хотелось бы учителю, родителям, да и самому ученику. Стремясь научить детей основам иноязычной фонетики, грамматики, обогатить их лексический запас, учитель отодвигает на второй план индивидуальные особенности ребёнка, скорость реакции, психическое здоровье. Вследствие этого дети не могут равномерно продвигаться вперёд в усвоении знаний, так как в основе успешного обучения лежит не только традиционный возрастной принцип.
Ученики одного и того же класса на одно и то же задание могут тратить от 5 до 30 минут, особенно эта проблема актуальна для начальной школы, когда некоторые из ребят не обладают характерной для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, и начинают отставать. У таких учеников падает интерес к знаниям, появляется отрицательное отношение к предмету, что приводит к неуспеваемости. Ситуация с сильными учениками не лучше, они вынуждены работать не в полную меру своих возможностей в связи с тем, что учитель ведёт обучение, ориентируясь на “среднего” ученика. Они постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность, а это ведёт к падению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.
Основная цель дифференцированного подхода заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким образом, дифференциация предполагает собой осуществление развивающего обучения.
В начальной школе наиболее оправдано деление детей на группы на основе ведущего канала восприятия. Это позволяет добиться большего обучающего эффекта. Нетрадиционным, но достаточно действенным является гендерный подход в обучении младших школьников. Основывать обучение на типе темперамента ребёнка нецелесообразно в традиционной урочной системе, это деление больше подходит для внеурочной деятельности, например, при подготовке спектакля или концерта. А разделять на право-, левополушарников в этом возрасте затруднительно, так как у большинства детей в начальной школе правое полушарие развито сильнее, чем левое.
Применять гендерный подход возможно на любом этапе урока при работе с любым языковым материалом. Современные исследования показывают, что довольно сильные различия в поведении и обучении мальчиков и девочек обусловлены целым рядом факторов – биологических, физиологических, нейропсихологических, социальных и психолого-педагогических. Данный подход предполагает использование сильных сторон обоих полов.
У мальчиков и девочек разные каналы усвоения знаний. Девочки преимущественно воспринимают информацию на слух, к ним подходит вербальный способ обучения, а источник познания для мальчиков – глаза и руки. Для них важна наглядно-прикладная сторона обучения. Следовательно, наиболее эффективен наглядно-практический способ обучения, метод проб и ошибок. Мальчикам свойственен быстрый темп работы и повышенный уровень сложности заданий. Девочки же работают медленнее. Девочки говорят по-очереди, а мальчики спонтанно, перебивая друг друга.
Различия мальчиков и девочек в речевом поведении проявляются всесторонне. Произношение у девочек более мобильно, они раньше и легче усваивают фонетические нормативы как в родном, так и в иностранном языке. Словарный запас у девочек превышает лексикон мальчиков. В речи девочек меньше грубых грамматических ошибок. Гендерные различия проявляются и в таких видах речевой деятельности, как чтение и письмо; у девочек более ярко выражены способности к чтению и письму, нежели у мальчиков.
Гендерный подход необходимо использовать с большой осторожностью, нельзя допускать противопоставления полов. Необходимо в совокупности использовать преимущества и преодолевать недостатки тех и других.
2.3. Мальчики – девочки: как их учить?
Экспериментальные исследования показали, что наиболее успешными в современной традиционной системе обучения являются левополушарные девочки, наиболее неуспешными - правополушарные мальчики. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы традиционного обучения; академическая подготовка к уроку; задания, ориентированные на механическое запоминание, вербальные особенности, исполнительскую деятельность, прилежание, сотрудничество наиболее приемлемы для девочек (особенно левополушарных). Обучая мальчиков (особенно правополушарных) необходимо использовать проблемный, эвристический и исследовательские методы; творческую деятельность; "переоткрытие открытий", решение пространственных задач, ориентацию на практическую информацию. А эти формы и методы обучения, как известно, в российских школах применяются недостаточно. Мозг мальчиков более прогрессивная, дифференцированная, избирательная, экономичная функциональная система. У мальчиков особенно активен передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Именно эти отделы мозга отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую активность, способствует более активной самореализации.М.Ю.Бужигеева отмечает определенные различия в результатах обследования первоклассников сельских и городских школ. Наибольшими предпосылками для успешного обучения в школе обладают городские девочки, которые характеризуются лучшим развитием зрительно- моторной координации, топологических представлений, фонематического слуха. Они лучше совершают простейшие математические вычисления и операции сравнения. Наименее готовы к школьному обучению - сельские мальчики. Но еще Я. Корчак заметил: "Мальчики: ничуть не хуже, они просто другие." Неодинаково сказывается на работе мозга учащихся разного пола и утомление. У мальчиков при этом замедляются левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции), а у девочек - правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).
Мальчики в большей степени, чем девочки, подвержены школьной дезадаптации. Это объясняется не только биологическими (более высокая уязвимость нервной системы мальчиков, предрасполагающая к пограничным расстройствам психики) и семейными факторами, сколько полоролевыми особенностями развития и воспитания: воспитательное давление на девочек меньше; женский педагогический коллектив создает для девочек лучшие, чем для мальчиков, условия. В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики девочки принимают несвойственную им стратегию. Мальчики же стараются уйти из-под контроля, так как адаптироваться к несвойственному виду деятельности им исключительно трудно. Психологи и учителя отмечают, что девочкам обычно легче учиться в школе, по крайней мере, на начальной ступени.
Неодинаково сказывается на работе мозга учащихся разного пола и утомление. У мальчиков при этом замедляются левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции), у девочек - правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное
Возраст учащихся 5 класса - это качественно иная ступень развития; именно с 5 класса начинается отчет младшего подросткового возраста, что учитывается при подборе материалов, при выборе приемов работы, упражнений при организации обучения.
Психолого-педагогические ошибки приводят к возникновению дидактогении. Одна из самых распространенных дидактогений в российской школе - установка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. А мальчики, как правило, совсем другие. Они гораздо более шумные, подвижные, активные, чем какой-либо " идеальный ученик". И, находясь в ситуации педагогического давления, когда нужно просидеть 40 минут в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс. Кто такие послушные, незаметные дети? Это дети, неуверенные в себе, дети с какими-то комплексами. Мальчишка, у которого потребность в разрядке выше, чем у девочек, на уроке вертится. На него прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. В результате возникает дидактогения, которая может перерасти в школьный невроз (в 90 % случаев, возникающий у мальчиков). В связи с этим уроки для мальчиков необходимо сделать короче, грамотно чередовать физическую и познавательную деятельность.
В современной российской школе нет специальной программы раздельного обучения для мальчиков и девочек. Хотя появились учебные заведения, которые пытаются учитывать психофизиологические различия учеников разного пола. Надо ли развести мальчиков и девочек по разным классам?
Считается, что ребенок готов к школьному обучению в 6–7 лет независимо от половой принадлежности. На самом деле готовы обычно бывают девочки, так как к первому классу они по биологическому возрасту приблизительно на год старше мальчиков.
Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики, и до школы развиваются быстрее. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое, поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в речевых способностях. Но в подростковом возрасте мальчики начинают обгонять девочек в левополушарном развитии.
Был выявлен ряд положительных моментов обучения учащихся в гомогенных классах, наблюдавшихся на протяжении всех лет эксперимента:
· В обоих гомогенных классах уровень самооценки был выше, чем в смешанном классе.
· Выше был уровень мотива достижения успеха, то есть, обучаясь в гомогенном классе, ребенок больше верит в свои силы, не опасаясь насмешки со стороны. Вероятно, снижается страх негативной оценки со стороны противоположного пола.
В классах девочек необходимо использовать размеренный темп урока и предъявления нового материала с достаточным количеством повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового материала необходимо дозировать, используя и типовые задания, облегчающие манипулирование ранее полученными знаниями. Активное использование речевых навыков с объяснением, повторением, запоминанием и формулированием правил с последующим обучением применению их на практике также оказалось высокопродуктивным.
Обязательным на уроках в классах девочек должно быть использование большого количества наглядного материала, продуктивным — обучение с опорой на зрительную память. Групповые формы работы также являются эффективными, но акцент должен быть сделан на взаимопомощь. Любая выполненная работа девочек требует эмоциональной оценки с обозначением перспективы.
При условии правильной организации учебного процесса и верного выбора возраста учащихся, раздельное обучение дает хорошие результаты по адаптации учащихся, способствует формированию положительной и адекватной самооценки. Этот вид обучения позволяет создать в детском коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта, снизить уровень тревожности детей, дает установку на достижение успеха, позволяет эффективно решить проблему перехода к обучению среднем звене школе.
Класс мальчиков | Класс девочек |
Высокий темп подачи материала | Размеренный темп урока |
Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации | Достаточное количество повторений для усвоения |
Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых задач | Дозирование объема и разнообразия новой информации |
Большое количество нестандартных, логических заданий | Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями |
Минимизированное количество повторений пройденного материала | Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций ко логическому осмыслению |
Работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений | Подход к формированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике |
Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, с обязательной сменой лидера | Использование на уроках групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь |
Дозированная эмоциональная подача материала, выход на эмоции, чувства через логику | Использование большого количества наглядного материала, опора на зрительную память |
Подход к формированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом | Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы |
Согласно многочисленным исследованиям девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, зато они лучше справляются с заданиями на сообразительность.
За различием в психике мальчиков и девочек стоят особенности организации мозга. У детей непропорционально маленькое по сравнению с взрослыми мозолистое тело – образование, соединяющее два полушария мозга, поэтому обмен информацией между полушариями у них затруднен. Причем у мальчиков и мужчин мозолистое тело тоньше, чем у девочек и женщин. Поэтому у лиц мужского пола левое или правое полушарие избирательно включается в мыслительные процессы. Им трудно сопоставить информацию, обрабатываемую каждым полушарием в отдельности. Однако, несмотря на то что мозг мальчиков созревает позднее по сравнению с мозгом девочек, это более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система. Более развитые лобные ассоциации и передний мозг делают мышление мальчиков творческим.
Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, – период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики отстают. Однако мальчикам потом нужен высокий темп, и, как только начинаются повторения, закрепления, внимание у них ослабевает. Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Именно эта методика обучения применяется в школе, где от детей требуют действовать по образцу. А мальчиков надо подталкивать к нахождению принципа решения, в то время как им предлагают действовать по шаблону. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.
Традиционное школьное образование лучше подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому девочки, особенно в начальной школе, учатся лучше. Существующие методики и программы подходят левополушарным девочкам, а не правополушарным мальчикам. Поэтому правополушарные мальчики больше подвержены школьным неврозам.
Педагогическая наука накопила большой арсенал различных методов обучения, но используются они в смешанных классах без учета физиологических особенностей детей. При этом предполагается, что эти методы одинаково приемлемы как для девочек, так и для мальчиков. Однако психофизиологические различия детей заставляют говорить о необходимости дифференцированных методик преподавания. Опыт раздельного обучения пока не вошел в массовую практику. Но формальное разделение учеников на разные классы по признаку пола и при этом использование одинаковых методик обучения не имеет смысла.
Исследовательская часть.
Для изучения проблемы был проведен опрос учащихся школы, изучающих английский язык. Мною было опрошено 34 человека в возрасте от 12 до 16 лет. Им были заданы следующие вопросы:
Анализ анкетирования
100% мальчиков ответили утвердительно, мнения девочек разделились: 80% не согласны, 20% - согласны.
Среди мальчиков самым сложным видом деятельности назывались такие как аудирование и грамматика, а самым легким – говорение (в редких случаях – чтение); среди девочек – самый сложный вид деятельности – аудирование, самый легкий чтение. У девочек преобладает визуальная память, поэтому им труднее воспринимать речь на слух. Дислексия – термин, обозначающий неумение или отсутствие возможности обучения чтению. По данным недавно проведенного международного исследования, у мальчиков дислексия встречается в два раза чаще, чем у девочек.
Мальчики тратят – от 15 минут до 1 часа, а девочки – от 30 минут до 2 часов. Данный показатель указывает на то, что девочки более ответственно подходят к выполнению домашних заданий, больше нацелены на результат, т.е. на получение хороших оценок, они более усидчивы и терпеливы.
Мальчики в основном предпочитают коллективный вид деятельност под руководством учителя, а также самостоятельную, что подтверждает то факт, что у мальчиков больше развиты лидерские качества, в группе им работать сложнее. Девочки предпочли работу в группе, так как они больше ориентированы на взаимовыручку, взаимопомощь.
Мнения мальчиков разделились практически пополам, они выбрали английский язык и математику, а девочки, как ни странно все как один выбрали математику, что полностью опровергает стереотипное мнение о том, что девочки больше склонны к гуманитарным наукам, а мальчики к точным.
Подведя итоги, мы пришли к выводу о том, что наша гипотеза о том, что у мальчиков способности к изучению иностранного языка ниже, чем у девочек не подтвердилась.
Кроме того, мы подсчитали количество мальчиков и девочек, имеющих «5» по английскому языку за четверть и за год. И оказалось, что 19 девочек, 14 мальчиков изучают английский язык на отлично. Это подтверждает тот факт, что девочки более, внимательны на уроках, исполнительны, аккуратны при выполнении заданий, ответственны, терпеливы и усидчивы.
Среди победителей школьных и городских олимпиад по английскому языку 70% мальчиков, 30% девочек. Из этого можно сделать вывод, что у мальчиков лучше развито пространственное мышление, те, кто хорошо разбирается в математике, чаще всего не имеет проблем с изучением английского языка.
Заключение.
Анализируя работу, можно сделать вывод, что и мальчики и девочки имеют изначально одинаковые способности к изучению и гуманитарных и точных наук. Но под влиянием внешних факторов (воспитание в семье, отношения с учителями и одноклассниками, наличие или отсутствие мотивации к изучению того или иного предмета) развивают одни способности и теряют другие. Гипотеза о том, что у мальчиков способности к изучению иностранного языка ниже, чем у девочек не подтвердилась.
Изучение данной темы мне хотелось бы продолжить. В дальнейшем интересно было бы узнать, как эта проблема решается в процессе обучения, как это влияет на дальнейший выбор профессии? Что же в итоге, к какому результату мы приходим по окончанию школы?
От того, насколько требования, предъявляемые школой, будет адекватны возможностям мальчиков и девочек, во многом зависят не только школьные успехи, но и становление личности в целом.
В результате многолетних исследований выявлено, что у мальчиков и девочек разный мозг, они по- разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Согласно их исследованиям дети имеют разные типы функциональной организации мозга. В целом, мальчики чаще, чем девочки, ориентируются на свои телесные ощущения, а девочки чаще, чем мальчики, на зрительные. По сравнению с мальчиками, девочки оказались, в целом, менее агрессивны, у них выше самооценка, т.е. они обычно считают свои возможности достаточно высокими.
Итак, основа различий познавательных процессов мальчиков и девочек лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга. Это в свою очередь влияет на качество, стиль учебы и эмоционально-волевую сферу личности.
Нельзя обойти вниманием распространенное (в основном среди мужчин) убеждение, что мужчины умнее женщин. Статистика на этот счет говорит следующее: средний уровень интеллекта в женской популяции не отличается от среднего уровня в мужской, при этом мужчины как с очень высоким уровнем интеллекта, так и с очень низким, встречаются чаще, чем такие же женщины.
Давайте сравним некоторые статистические факты:
- в 1,5 годовалом возрасте девочка может знать до 50 слов, а мальчики достигают этой цифры только к 2 годам, а то и позднее;
- читают, пишут и рассказывают девочки намного чище и легко осваивают сложные предложения, недаром русский и литература считаются девичьими предметами и даются им легко;
- моторика, усидчивость и дисциплина также не мальчишеский конек, психологи советуют отдавать мальчиков в школу и детсад позднее, чем девочек, например в ясли стоит отдавать мальчика только по достижении им трехлетнего возраста;
- учителя первых классов хорошо знают, как девочки усидчивы и сконцентрированы на уроках в отличие от мальчиков, но девочки могут похвастаться при этом только механической памятью (грубо говоря, зубрежкой), в то время как мальчики пытаются вникнуть в суть.
Но все это не значит, что мальчики глупый и отсталый пол. Очень многие мальчики спустя годы перерастают и становятся лидерами, в то время как девочек начинает все больше интересовать своя внешность, внешний мир, противоположный пол и т.д.
Главное отличие умственного развития между девочками и мальчиками состоит в том, что мальчики более любознательны – они везде лезут, все пытаются пробовать, очень активны и неусидчивы. Девочки же предпочитают развиваться по шаблону, оттачивая каждое конкретное задание со всех сторон и изучая только то, что от них требуют.
Таким образом, можно сделать вывод, что ни один пол не может превосходить другой, потому что мальчики и девочки просто развиваются по-разному и у каждого есть своя сильная и слабая сторона.
Приложение 1.
Психологические различия
Психологические свойства | Мальчики | Девочки |
Мышление | Творческое | конкретное, прагматичное |
Восприятие | более обобщенное | более детализированное |
Внимание | более подвижное, более не устойчивое в продолжение периода врабатываемости | менее подвижное, более короткий период врабатываемости |
Активность | направлена вовне | направлена внутрь |
Особенно активен | передний мозг, лобные ассоциативные структуры (отвечает за процессы смыслообразования) | задние отделы коры головного мозга |
Способности | визуально-пространственные | вербальные |
Ориентация | на телесные ощущения | на зрительные ощущения |
Математические способности | легче справляются с геометрией (мысленные манипуляции с геометрическими формами) | Легче справляются с алгеброй (счет, манипуляции с цифрами и формулами) |
Период продуктивности работы | наступает позже, долго «раскачиваются» | наступает раньше, быстро набирают оптимальный уровень работоспособности |
Эмоциональная сфера | более возбудимы,раздражительны, беспокойны,неряшливы,несдержанны, нетерпимы, не уверены в себе | усидчивы,спокойны,аккуратны, сдержаны,терпимы,добросовестны |
Важную роль играет | слух, речь | лучшее развитие зрительно-моторной координации |
преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия) | предметно-оценочная (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения) |
Приложение 2.
Методы обучения
Мальчики | Девочки |
Проблемный,эвристический, исследовательский | Традиционный: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный |
Творческая поисковая деятельность, «переоткрытие открытий» | Исполнительская деятельность, задания, ориентированные на механическое запоминание |
Работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений | Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями |
Подход к формированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом | Подход к формированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике |
Дозированная эмоциональная подача материала, выход на эмоции, чувства через логику | Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению |
Высокий спектр разнообразной нестандартно поданной информации | Дозирование объема и разнообразие новой информации |
Минимизированное количество повторений пройденного материала | Достаточное количество повторений для усвоения |
Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, с обязательной сменой лидера | Использование на уроках групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь |
Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач | Использование большого количества наглядного материала, опора на зрительную память |
Большое количество нестандартных логических заданий | Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы |
Решение пространственных задач, ориентация на практическую информацию | Использование вербальных способностей |
Высокий темп подачи материала | Размеренный темп урока |
Ищут смысл в информации, хорошо анализируют контекст, подтекст | Достаточно быстро усваивают информацию, мало ее исследуют, стараются выдать ее обратно |
Не воспринимают повторов | Повторы вызывают реакцию более яркую, чем первый сигнал, создавая определенный запас прочности |
Материал на уроке объединяется сюжетной линий или рассказом | |
При изучении разных предметов применяют разные методы, сталкиваясь с необходимостью использовать разные типы мышления | Применяют одну и туже тактику при изучении совершенно разного материала |
Резко выражен негативизм не только к системе школьных взаимоотношений, но и к обучению вообще | Лояльно относятся к формам и содержанию обучения |
Получают рациональную информацию, ориентированную на природу, на общие закономерности окружающего мира | Получают эмоциональную, детальную, социализированную информацию |
Приложение 3.
Работа в группе мальчиков и девочек
Мальчики | Девочки |
Соревновательный дух. | Отсутствует соревновательный дух, стремятся к сотрудничеству. |
Стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу. | Сопереживают, проявляют соучастие к тем, кто слабее. |
При возникновении конфликта умеют найти выход из ситуации. | Сразу же обижаются и не желают продолжать работу. |
Важно, чтобы учитель проговорил условия и правила деятельности в группе (без этого им работа непонятна). | Важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у преподавателя. |
Обращают внимание прежде всего на то, кто и как к кому относится. | |
Разговор используют в эгоистических целях, для самовосхваления. | Разговор используют для установления социальных связей, для формирования сплоченности и для поддерживания добрых чувств. |
Преследуют одну задачу – самовосхваление. | Преследуют две задачи: во-первых, быть хорошей, во-вторых, поддерживать возможно лучшие отношения с окружающими, чтобы с их помощью достигнуть собственных целей. |
Задают вопрос ради получения информации. | Задают вопросы для установления контакта со взрослыми. |
При ответе смотрят на парту, в сторону или перед собой и если знают – отвечают уверенно. | Девочки смотрят в лицо учительнице, отвечая, ищет у нее в глазах подтверждения правильности ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. |
Список литературы.
Весенняя сказка
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Спасибо тебе, дедушка!
Серебряное копытце