Объектом исследования явились числа калмыцкого языка, обладающие сакральными, символическими значениями, несущие в себе этнокультурную семантику, обозначающие национальные особенности миропонимания, мировидения народа.
Вложение | Размер |
---|---|
naibolee_znachimye_chisla_v_kulture_kalmykov.doc | 106.5 КБ |
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
МБОУ «Комсомольская гимназия имени Б.Басангова»
Номинация «Культурное наследие»
Название работы «Наиболее значимые числа в культуре калмыков»
Автор работы:
Ученица 11б класса
Джанаева Айта
МБОУ «Комсомольская гимназия имени Б.Басангова»
359240
РК Черноземельский район
пос.Комсомольский
ул.Аллея Памяти, 9
Руководитель: Алхастова Этери Якубовна,
учитель математики и информатики,
стаж работы 20 лет, I КК
МБОУ «Комсомольская гимназия имени Б.Басангова»
359240
РК Черноземельский район
пос.Комсомольский
ул.Лермонтова, 8/1
89371912149
alhastova_71@mail.ru
2013г.
Оглавление
Введение
Мир построен на силе чисел.
Пифагор.
Актуальность темы исследования. Введение национально-регионального компонента в систему образования является важной неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Это стало весьма актуальным в связи с повсеместным возрождением национальной культуры в различных ее областях. Знания истории своего народа, его культуры, искусства, быта помогают человеку глубже осознать свои исторические корни, проследить этапы становления самобытности народа, место и значимость культурного наследия калмыцкого народа в системе мировых культур. Это одна из важнейших задач в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Не случайно в систему народного образования включаются предметы, изучающие религию, культуру и искусство калмыцкого народа.
Символика – это есть ключ к пониманию духовного мира. Человеку необходимы символы для того, чтобы можно было невыразимое ввести в область ощущаемого, осязаемого, а затем осмысленно разобраться в этом.
Объектом исследования явились числа калмыцкого языка, обладающие сакральными, символическими значениями, несущие в себе этнокультурную семантику, обозначающие национальные особенности миропонимания, мировидения народа.
Целью настоящего исследования является раскрытие числовых представлений предков калмыков в тесной связи с образом их кочевого быта, выявление особенностей использования сакральных чисел в языке, фольклоре и мифологии калмыцкого народа.
Для реализации сформулированной цели потребовалось решить следующие основные задачи:
Предметом исследования являются языковые единицы калмыцкого языка с числовым показателем, встречающиеся в мифологии, духовной культуре, фольклоре, астрологии калмыцкого народа.
Материалы исследования. При написании работы использовались:
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный материал
может быть использован материал в качестве методического пособия на уроках калмыцкого языка, на уроках ОРКСЭ, при проведении занятий по изучению традиций калмыцкого народа.
Числа были не слепо выброшены в мир:
они подчиняются гармоническому порядку…
/А.Кестлер/
Каждый народ имеет свою способность видеть мир так, а не иначе, более того, каждый человек, анализируя различные явления действительности, сознательно или бессознательно составляет свое представление о мире и человеке.
Представления о числе в калмыцкой культуре заслуживает особого внимания. Роль чисел в мифологии, магии и религии уже исследовались разными учеными. Их символическое значение, возникшее в древности и средневековье, сохранялось до начала XX века, а порою проявляется и в наши дни. Счет и первые числовые операции возникают на самых примитивных стадиях человеческой истории. С помощью счета и числа человек осваивает и время, и пространство, закладывает основы математических, астрономических и других естественнонаучных знаний.
Числа служат связующим звеном между объектами материальной и духовной культуры калмыков. С помощью чисел люди во все времена не только осмысливали окружающий мир, микро – и макрокосмос, не только умозрительно воспроизводили его структуру и законы бытия, но и определяли собственное в нем место, роль и поведение. Число играло первостепенную роль в ритуальных, культовых отправлениях, в фольклорных и древних литературных текстах.
В работе пойдет речь о тех числах, которые имеют определенную значимость в калмыцкой культуре. Помимо чисел обычных, часто употребляемых в обиходной речи, в перечислении порядка, простого счета, существуют числа сакральные. К таким числам относится следующий числовой ряд – один, два, три, четыре, семь, восемь, девять, двенадцать, пятнадцать, шестнадцать, двадцать восемь, двадцать девять, тридцать, сорок девять, сто восемь.
Язык с помощью числовых наименований закрепляет абстрактные понятия, представленные в языковом сознании народа и обязанные своим существованием специфическим условиям его жизни. Значимость чисел утверждается в сознании языковой личности благодаря ассоциативным связям числовых наименований с миром как окружающей природы (например, җилин дөрвн цаг – четыре времени года, Долан Бурхн – созвездие Большой Медведицы - Семь Божеств), так и с конкретными историческими фактами и событиями, с национально-культурным контекстом.
В связи с образом быта числовые представления у кочевых народов сложились очень рано: приходилось постоянно считать множество животных в стаде, основного источника жизни и богатства. Счет нужен был для совершения обменных операций (за одну лошадь 12 овец и т.п.). Часто числовые наименования употреблялись в качестве имен людей: Арвн (десять), Зурhан (шесть), Долан (семь), Нөөмн (восемь), Тавн (пять).
Любой эпос существует во времени и пространстве. Время и пространство — основные категории картины мира. Чтобы понять поведение и традиционную культуру этноса, необходимо восстановить ту картину мира, которая сложилась в конкретный исторический период. И пространственный, и временной код тесно связаны с числовым кодом. Числовая символика находит отражение в языке. У разных народов есть свои излюбленные, предпочитаемые для символических целей числа, и в этом ярко выражается своеобразие, присущее определенным этносам культур.
У калмыков, как и у других монгольских народов, нечетные числа 3, 5, 7, 9 имеют особое сакральное значение.
Число 3 символизирует собой целостность, тройственную природу мира, его разносторонность, триединство созидающих, разрушающих и сохраняющих сил природы – примиряющее и уравновешивающее их начало, счастливую гармонию, творческое совершенство и удачу.
В калмыцком фольклоре был широко распространен специфический жанр, называемый просто «триада, или тройка» (hурвнтс). Триада представляет собой поэтический, а порой сатирический афоризм, в котором заложена определенная информация, сгруппированная по какому-либо признаку (цветовому, нравственному, по внешнему сходству, по аналогии и т.д.) в трехчленную группу. Например:
Орчлңд ор hурвн юмн цаhан: Орчлңд ор hурвн юмн хоосн:
Инәхлә – шүдн цаhан, Усн уга hол хоосн,
Көгшрхлә – үсн цаhан, Хот уга хәәсн хоосн,
Үкхлә – ясн цаhан. Экн уга толhа хоосн.
Число 3 играет большую роль и в той части калмыцкой культуры, которая восходит к буддизму: это непосредственно представления и символы раннего буддизма. Сюда можно отнести hурвн эрдни – три сокровища – Будду, дхарму, сангху – символ и образ раннего буддизма, известный во всех странах буддийского мира.
Число 3 в калмыцком героическом эпосе «Джангар» лежит в основе многих эпических сюжетов и эпизодов:
hурвн җиндмн уласн – три волшебных огненно-красных тополя,
теңгрин hурвн күүкн – три небесные девы и т.д.
Мифологическая модель, связанная с числом 3, реализуется в вертикальной структуре Вселенной: верхний мир (небожители во главе с Хурмустой-ханом), средний мир (люди), нижний мир (царство Эрлик-хана).
Число 3 активно используется и в гадательной практике калмыков. Например, в гадании на четках используется троичный код: отсчитываются по 3 бусины четок, а оставшееся количество бусин есть результат гадания: 1 бусина — байр (радость), 2 бусины — худрh (дорога), 3 бусины — бүтү (закрытый). Гадание производится 3 раза.
В калмыцких астрологических названиях существует название для созвездия Орион – Hурвн Марл (Три марала).
Число 5 связано с системой древнего счета у калмыков — с помощью пальцев руки. Существовало и гадание на 5 пальцах руки. Роль числа 5 в калмыцкой культуре определяется особой значимостью в ритуалах и обрядах, что связано с 5 первоэлементами, или стихиями (тавн махмуд), каждой из которых соответствовал один из 5 цветов. У калмыков существовал культ дерева (модн) – синий (көк), земли (hазр) – желтый (шар), огня (hал) – красный (улан), воды (усн) – черный (hар) и железа (төмр) – белый (цаhан). Каждый из этих 5 первоэлементов – это система проявления универсальной энергии – соотносится с 7 планетами (днями недели). Дням недели в калмыцкой астрологии соответствуют следующие числа: воскресенье – 1, понедельник – 2, вторник - 3, четверг – 4, пятница – 5, суббота – 6. Они активно используются в календарной системе калмыков, в народной медицине и астрологии.
Число 7, «магическая семерка», самое популярное число в мифологических системах многих народов. Число 7, как и цифра 3, — сигнал пограничного состояния между нашим и «иным» миром. Согласно калмыцкой космологии, наш мир окружен 7 горами. Душа по калмыцким представлениям, улетает за 7 гор. Чтобы ее вернуть владельцу, необходимо совершить специальный обряд «сүмс дуудх» («вызывания души»).
В калмыцких сказках, пословицах, поговорках, загадках, эпосе и обрядах 7 фигурирует часто: Үүрәсн салхларн долан җил уульдг, төрскнҗсн салхларн җирһлиннь ут-туршар уульдг – Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с родиной, плачут всю жизнь (посл.) .
Наибольшее количество употреблений в тексте «Джангара» падает на «магическую семерку». Ее мистическое сакральное значение обнаруживается в таких словосочетаниях, как дордин долан орн – 7 стран преисподней (Нижнего мира), долан там – 7 адов, долан нарни герл – свет, сияние 7 солнц, долан цаһан майд – 7 белых (священных) верблюдов, долан давхр ширмин һал – 7 «языков» испепеляющего огня (пламени).
Калмыки почитают созвездие Большой Медведицы, в которой 7 звезд, каждая из которых имеет свое название.
При совершении свадебного обряда у калмыков за невестой со стороны жениха едут родственники, число которых обязательно должно быть нечетным. Вместе с невестой в дом жениха должно приехать четное количество людей. Видимо, отсюда и пошло деление чисел на «мужские» и «женские». При проведении похоронного обряда траур продолжался в течение 49 дней, так как в течение этого срока душа покойного, якобы находилась на пути к новому своему обиталищу. На 7 и 49 дни проводятся поминки, на которые приглашают родственников и гелюнгов (священников). Это подтверждение тому, что по представлениям калмыков четные числа символизируют «этот мир», а нечетные – «потусторонний мир». Следует учесть также, что в буддийских хурулах службы по усопшим проходят только по пятницам, то есть в 5-й, нечетный день недели.
Магическое значение имеет число 9. Число предметов, используемых в различных магических обрядах, обычно равняется 9. Ритуальная ложка для совершения обряда кропления имеет 9 отверстий.
В калмыцкой астрологии понятие «менгэ» - один из параметров жизни человека - имеет 9-летний цикл. «Менгэ» - понятие, связанное с вычислением периодически повторяющегося времени через 9 дней, 9 месяцев и 9 лет. Подобно дням недели менгэ влияет на характер человека. Менгэ наступает в 1, 10, 19, 28, 37, 46, 55, 61, 73, 82, 91, 100 лет. При повторном наступлении менгэ в организме человека происходят заметные изменения. Под их влиянием физическое и эмоциональное состояние становится неустойчивым, вследствие чего человек оказывается в неблагоприятных для него ситуациях. Зная год наступления своего менгэ, можно совершить предохранительные обряды (обряд «исправления»), сохранив тем самым гармонию своего физического и эмоционального состояния. Всего менгэ – 9 и каждое в отдельности имеет свой цвет, соответствующий элемент и особое символическое значение.
Четные числа 4, 12, 28, 108 играют важную роль в культуре калмыков. С числом 4 связано горизонтальное освоение окружающего пространства, Вселенной по системе скрещивающихся осей координат: север – юг, восток – запад. Число 4 символизирует универсальную стабильность, порядок, завершенность, гармонию, рациональность, совершенное равновесие, стойкость, надежность, устойчивость и прочность. 4 предмета, 4 объекта, образующие целостность, постоянно маячат перед глазами кочевника; он постоянно при пастьбе скота ориентируется по 4 сторонам света; богатство кочевника – стадо четвероногих; туша делится на 4 четверти; 4 колеса у его повозки и т.д.
Данные представления отражаются в малых жанрах устного народного творчества – в калмыцких загадках и пословицах. На их примере мы видим, что предки калмыков наблюдали и оценивали окружающий мир, опираясь на то, что было перед их глазами, что использовали в обиходе и производили сами, исходя из кочевого образа жизни. В фольклоре и фразеологических единицах калмыцкого языка также встречается число четыре: Өмн бийәс дөрвн күн ирҗ, хойрнь девлтә, хойрнь девл уга (Үкрин өвр болн чикн) – загадка. С юга пришли четыре человека, двое одеты в шубы, двое – без шуб (Рога и уши коровы). Число 4 в эпосе главным образом отражает мифологические представления, связанные с количественно-пространственным и количественно-временным освоением мира и Вселенной. Дөрвн талк дөрвн шулм өөрдҗ ирв – с четырех сторон подступили (к Джангару) четыре шулмуса.
Число 12 – арвн хойр. Для калмыков, прежде всего, число 12 связано с двенадцатилетним животным циклом. Календарный цикл, состоящий из 12 лет, связан с периодичностью изменения солнечной активности и приблизительное соответствие солнечного года 12 лунным месяцам. Число 12 находит свое отражение в калмыцком героическом эпосе «Джангар»: Арвн хойр сүрәнь амн өөднь дәврәд, арвн цаһан хурһнь альхн талан үүмлдәд, эргдг хар нүднь йораларн арвн хойр эргәд, довтлх шоӊхрин нүд һарһад ирв – 12 отваг стали грудь распирать, десять белых пальцев сжались в кулак, его зоркие черные глаза 12 раз повернулись в глазницах и стали подобны глазам нападающего кречета.
Калмыцкий астрологический календарь использует традиции «астрологии 28 созвездий». Эти созвездия делятся на 7 групп:
«вечно устойчивые созвездия» – 3, 11, 20, 23 – дни этих созвездий благоприятны для достижения результатов, которые рассчитаны на длительное время и стабильность - возведение городов и сел, строительство храма, дома…;
«неустойчивые созвездия» - 0, 7, 12, 26 – дни этих созвездий благоприятны для духовной деятельности, принятия монашеского сана и обетов…;
«созвездия, быстро приносящие пользу» - 4, 13, 16, 25 – в дни этих созвездий благоприятна деятельность, рассчитанная на исполнение в короткий срок - изготовление украшений, шитья одежды…;
«созвездия, оказывающие негативное влияние» - 5, 8, 17, 18 – влияние этих созвездий может способствовать проявлению негативных действий – война, грабежи, разбои…;
«созвездия быстрых перемен» - 6, 14, 21, 22, 27 – в дни этих созвездий благоприятна деятельность, рассчитанная на движение – путешествие, командировка, торговля…;
«созвездия, приносящие устойчивые достижения» - 1, 9, 10, 19, 24 – дни этих созвездий благоприятны для освящения храмов, возведения фундамента дома, занятий творчеством – живопись, литье скульптур…;
«уравнивающие созвездия» - 2, 15 – в дни этих созвездий любая деятельность приводит к желаемому результату. Они особо благоприятны для занятия художественными ремеслами.
Сто восемь – священное число во всех странах буддийского мира. Его священность восходит к древнеиндийской традиции, где оно встречается довольно часто:
108 имен бога Брахмы,
108 свечей в жертвенном светильнике и т.д.
108 томов содержит Ганджур - свод священных текстов в ламаизме;
108 ступ окружают первый буддийский монастырь Монголии Эрдэнэ – Дзу;
108 масок действующих персонажей в ламаистской мистерии цам;
108 дней проходят обрядовое посвящение ученики школ в ламаизме.
Наконец, 108 зерен содержится в наиболее распространенном варианте буддийских четок. У тибетских лам бытует поверье: если обойти гору Кайлас по священной тропе 108 раз, то человек становится святым. В столице Непала одна из главных ступ, называемая Сваямбанат, окружена 108 малыми пирамидальными ступами.
Священность этого числа в эпосе «Джангар» носит вполне очевидный характер:
зун нәәмн көлтә алтн ширә – 108-ножный золотой престол, трон Джангара
зун нәәмн хората бумблв – 108-комнатный дворец Джангра,
зун нәәмн давхрта башмг – башмаки Джангра на 108-слойной подошве,
зун нәәмн частр дун – 108 мелодий гимна,
зун нәәмн хоңх – 108 колокольчиков.
Следующие наиболее значимые числа в культуре и традициях калмыцкого народа – это 8, 15 и 30. По лунному календарю в эти дни ежемесячно верующие соблюдают пост «мацг», дни, когда употребляется только постная пища. В каждый из этих дней месяца люди зажигают лампадки, крутят барабаны, внутри которых вложены молитвы, сами вслух читаю повседневные молитвы, используя четки (108 бусинок). Каждый из этих дней имеют своего бурхана – покровителя. 8-го числа поклоняются Зеленой Таре – спасительнице и покровительнице успеха в делах. Мантры Таре читают 21 раз. 15-го числа – день поклонения Будде медицины Манла, 30-го числа - день поклонения Будде Шакъямуни. Некоторые верующие калмыки, кроме этих трех дней, возжигают лампадки 2-го и 16-го числа, посвящая их Белому Старцу («Цаhан Аав»), как покровителю Вселенной, хозяину года.
29 числа каждого месяца – день Ангела («Сәкүснә өдр»). В этот день каждый человек читает мантру своего Ангела-хранителя, возжигает лампадку, перебирает четки (108 бусин), крутит домашний молитвенный барабан.
Вывод
Народ, создавший уникальный эпос «Джангар», имеет яркую культуру, которая является выражением его духовной жизни, нравственной красоты. Каждый народ самобытен и вносит свою лепту в общечеловеческую культуру, бережно храня прогрессивные традиции, обычаи и обряды. Использование прогрессивных народных традиций позволяет молодежи творчески и критически усвоить, впитать в себя все хорошее, прогрессивное, препятствует передаче из поколения в поколение национальных предубеждений, предрассудков, суеверий, национальных пережитков, национальной ограниченности и замкнутости.
Можно с уверенностью сказать, что общее свойство, присущее всем исследованным сакральным числам, - классификационное, организующее начало, с помощью которого осваивается природа и создается картина мира в представлении калмыков. Числа фиксируют в своей семантике формы кочевого хозяйствования, общественно-бытовой уклад жизни, обрядовую практику, фольклорные традиции народа.
Таким образом, некоторые совпадения в употреблении в речи определенных чисел не являются случайными. Взаимодействие исследований разного уровня, посвященных числу, помогает понять сложнейший из объектов научных исканий – человека, понять его прошлое и настоящее.
Воистину прав Пифагор, утверждавший, что числа – это ключ к пониманию гармонии мироздания.
Литература:
У меня в портфеле
Две снежинки
Лепесток и цветок
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
А теперь — мультфильм