Во 2 половине 20 века компьютер плотно вошёл в жизнь каждого школьника. Теперь он заменил общение с друзьями, письма, чтение книг, игры... При всех плюсах компьютер может создавать и неприятности. За последние 4 года на 7 % выросла заболеваемость детей и подростков нашей школы. Мы решили проверить, на сколько в этом виновато бесконтрольное и чрезмерное использование компьютера.
Вложение | Размер |
---|---|
4_-_plan_issledovaniy.docx | 50.01 КБ |
5_-_nauchnaya_statya.docx | 139.37 КБ |
6_-_prilozheniya.docx | 64.19 КБ |
9_-_prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.07 МБ |
Влияние чрезмерного использования компьютера на здоровье школьников.
Комиссаренко Виолетта Вячеславовна
РФ Мурманская область п.г.т. Зеленоборский
МБОУ СОШ №6, 6 а класс
План исследований
С появлением Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. в общем, некоторым людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократил время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры, в которые играют их дети. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.
Сколько времени проводят за компьютером школьники, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на здоровье учащихся? Вот те вопросы, которые мы ставили перед собой при выполнении этой работы.
Цель исследования заключается в следующем: сопоставив данные анкетирования учащихся и состояние их здоровья, доказать, что чрезмерное использование компьютера влияет на здоровье школьников.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние здоровья школьников за последние 4 года.
2. Выяснить, какое время большинство школьников проводят за компьютером
3. Выяснить, что школьники знают о мерах профилактики при работе с компьютером
4. Составить рекомендации по профилактике заболеваний органов зрения, дыхания, опоры и движения, а также зависимости от компьютера
Этапы работы:
1. Теоретический
1.1. Знакомство с методами исследовательской деятельности.
1.2. Анализ источников о проблеме использования компьютера человеком.
1.3. Определение факторов, влияющих на состояние здоровья человека.
1.4. Характеристика основных заболеваний, которыми страдают учащиеся, их причины, симптомы и профилактика.
2. Практический (исследовательский)
2.1. Составление анкет и проведение анкетирования учащихся.
2.2. Обработка данных анкетирования и составление диаграмм, оформление презентаций.
2.3. Анализ заболеваемости обучающихся школы. Оформление результатов анализа.
2.4. Разработка рекомендаций для безопасной работы на компьютере для обучающихся школы и педагогического коллектива.
Оценить здоровье учеников, влияние компьютера на него и разобраться в природе появления заболеваний помогло следующее:
Основные направления, на которые необходимо обратить внимание, это:
Анализ школьной медицинской документации показал, что в 2012/ 13 учебном году на 7% увеличилось количество детей, имеющих отклонения в развитии и здоровье. Так, количество детей с нарушениями зрения увеличилось с 98 в 2010 году до 119 в 2013, органов пищеварения – с 5 до 8, дыхания – с 19 до 24, нервной системы – с 27 до 28, а с аллергическими проблемами – с 12 до 19 человек соответственно.
Методики для определения концентрации внимания.
Методика Мюнстерберга представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты.
Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом.
После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.
бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокурорг
урстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтелевизорболджщэхюэлгщбпамять
шогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспекта
кльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбь
юконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпр
ткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилонтования
Оценка результатов
В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время - это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Приведены пять таблиц для пяти попыток. Необходимо регистрировать время, затраченное на эту работу.
Оценка результатов
Концентрация внимания на хорошем уровне - если на каждую из таблиц затрачивается время не более 40 секунд включительно.
Концентрация внимания на достаточном уровне - если на каждую из таблиц затрачивается не более 50 секунд.
Концентрация слабая - если на каждую из таблиц затрачивается время более 50 секунд.
Методика «10 слов»
Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.
Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).
1. Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.
2. Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.
3. Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.
4. Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.
5. Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.
Оценка результатов
Концентрация внимания хорошая, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.
Тема: Влияние чрезмерного использования компьютера на здоровье школьников
Комиссаренко Виолетта Вячеславовна
РФ Мурманская область п.г.т. Зеленоборский
МБОУ, СОШ №6, 6 а класс
Научная статья
Содержание:
Введение:
Вторая половина 20-го века – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Получение, хранение, обработка и передача информации происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем это сделал бы человек с помощью обычных средств связи. За свое, относительно не долгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека, он уже не заменим на работе, помогает детям в учёбе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений для них. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье.
Считаем, что в данный момент тема исследования очень актуальна, так как дети стали меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, а больше сидеть за компьютером. Вопросы, связанные с влиянием компьютера на здоровье человека, лучше рассматривать с профилактической точки зрения, чем лечить появившиеся вдруг заболевания.
Изучив данную проблему по нескольким источникам, мы заинтересовались, как часто учащиеся нашей школы используют компьютер в повседневной жизни и насколько существенно его влияние на здоровье.
Прежде всего, была выдвинута следующая гипотеза: частое использование компьютера наносит существенный вред здоровью детей и подростков.
Цель: исследования заключается в следующем: сопоставив данные анкетирования учащихся и состояние их здоровья, доказать, что чрезмерное использование компьютера влияет на здоровье школьников.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние здоровья школьников за последние 4 года.
2. Выяснить, какое время большинство школьников проводят за компьютером
3. Выяснить, что школьники знают о мерах профилактики при работе с компьютером
4. Составить рекомендации по профилактике заболеваний органов зрения, дыхания, опоры и движения, а также зависимости от компьютера
Объект исследования: Учащиеся МБОУ СОШ №6 пгт Зеленоборский.
Предмет исследования: Состояние здоровья учащихся МБОУ СОШ №6 пгт Зеленоборский.
В ходе написания исследовательской работы, были применены следующие методы:
- опроса (анкетирование);
- эксперимент (методика Мюнстерберга);
- математический (при подсчёте данных анкетирования и экспериментов);
- частично - поисковый (сбор данных медосмотров за последние 4 года);
- описательный (при анализе полученных данных анкетирования и экспериментов);
- графический (при построении таблиц и диаграмм);
- сравнительный (при сравнении данных роста числа компьютеров дома у учащихся и роста их заболеваемости, и сравнении результатов экспериментов, полученных до и после работы с компьютером).
Новизна состоит в том, что ранее в МБОУ СОШ №6 подобные исследования не проводились. Значимость и прикладная ценность исследовательской работы состоит в том, что многим обучающимся нашей школы в ходе проведения практических исследований на деле доказано негативное влияние компьютера на их здоровье при чрезмерном его использовании.
В работе проведён обзор 16 литературным (Приложение 1).
Этапы работы:
1. Теоретический
1.1. Знакомство с методами исследовательской деятельности.
1.2. Анализ источников о проблеме использования компьютера человеком.
1.3. Определение факторов, влияющих на состояние здоровья человека.
1.4. Характеристика основных заболеваний, которыми страдают учащиеся, их причины, симптомы и профилактика.
2. Практический (исследовательский)
2.1. Составление анкет и проведение анкетирования учащихся.
2.2. Обработка данных анкетирования и составление диаграмм, оформление презентаций.
2.3. Анализ заболеваемости обучающихся школы. Оформление результатов анализа.
2.4. Разработка рекомендаций по профилактике заболеваний органов зрения, дыхания, опоры и движения, а также зависимости от компьютера
Ход работы:
Ученик большую часть своего времени проводит за компьютером либо в школе, либо за подготовкой к урокам, либо для общения и игр. Возникает вопрос, в какой связи находятся здоровье учащегося и условия его существования? Ведь очень часто дети и их родители забывают о здоровье.
Оценить здоровье учеников, влияние компьютера на него и разобраться в природе появления заболеваний помогло следующее:
Основные направления, на которые необходимо обратить внимание, это:
Анализ школьной медицинской документации показал, что в 2012/ 13 учебном году на 7% увеличилось количество детей, имеющих отклонения в развитии и здоровье. Так, количество детей с нарушениями зрения увеличилось с 98 в 2010 году до 119 в 2013, органов пищеварения – с 5 до 8, дыхания – с 19 до 24, нервной системы – с 27 до 28, а с аллергическими проблемами – с 12 до 19 человек соответственно.
Полученные результаты:
Исследование влияния компьютера на здоровье школьников проводилось среди учеников МБОУ СОШ №6 п.г.т. Зеленоборский Мурманской области. Были разработаны вопросы анкеты, состоящей из 6 вопросов. (Приложение). Было опрошено 75 учеников, из них 25 – учащиеся 1 - 4 классов, 25 – учащиеся 5 – 8 классов и 25 – учащиеся 9-11 классов. Проведена обработка полученных результатов. Были выявлены учащиеся, страдающие заболеваниями органов зрения, опорно-двигательной, дыхательной, нервной системы.
В ходе практической работы у трёх групп испытуемых, добровольно пожелавших участвовать в эксперименте, проведены исследования по изменению объёма кратковременной памяти и концентрации внимания до и после работы за компьютером. В ходе последних двух экспериментов были применены ранее не использованные нами методики. Кроме того, определили изменение частоты сердечных сокращений (пульс) до, в процессе и после игры за компьютером.
Анализ полученных результатов показал, что в настоящее время 100% учащихся имеют дома компьютер. 83% учащихся так или иначе свободное время проводят за компьютером (общаются в сети или играют в игры). В 9-11 классах 98% подростков предпочитают компьютер другим занятиям (график 1).
71% учащихся 1 – 4 классов играют на компьютере с возраста до 7 лет, в 5 – 8 классах – 98%, а в 9-11 классах эта цифра снижается до 54%. Возможно, это связано с тем, что в посёлке компьютеры появились у подавляющего числа населения чуть позже, чем нынешние дети 9 - 11 классов пошли в школу, а ученикам начальных классов до поступления в школу родители не всем разрешали сидеть за компьютером (график 2).
Таким образом, можно предположить, что и риск заболеваний будет снижен, тем более, что примерно половина респондентов (60%) знают, что работать с компьютером можно не более 1-2 часов в сутки (график 3).
Через анкетирование подростков, мы попытались выяснить, насколько велика зависимость зеленоборских школьников от компьютера. На наш взгляд у 17% обучающихся наблюдается явная компьютерная зависимость: эти ребята более 5 часов в день могут проводить за компьютером. Похвально, что у учащихся 1 - 8 классов нет особых перегрузок в использовании компьютера, можно предположить о положительном влиянии и контроле со стороны родителей в среднем возрасте (график 4).
55% опрошенных, из них 37% старшеклассников испытывают постоянное желание играть в компьютер. 47% школьников не могут с лёгкостью оторваться от компьютера, и с каждым классом зависимость только возрастает. Как выяснилось, среди старшеклассников таких учеников больше, чем в среднем звене. Вероятно, эти ученики склонны к игромании, что в будущем может быть чревато негативными последствиями. 45% всех респондентов ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм (график 5).
Мы поставили ребят перед выбором: компьютер или прогулка с друзьями на воздухе - половина всех респондентов выбрали компьютер, хотя в 1 – 8 классах больше тех, кто выбрал прогулку с друзьями. А старшеклассники (11 класс) вообще ссылаются на сильную загруженность, не позволяющую тратить время на ежедневные прогулки.
Поиск информации как причина использования сети Интернет выбрали лишь несколько человек – 1%, это говорит о том, что с пользой для учёбы компьютер практически не используется, а используется исключительно в развлекательных целях (игры и общение). Общение с другом выбрали - 99% старшеклассников. Как выяснилось, очень популярен среди школьников сайт «В контакте», где учащиеся могут часами общаться через Интернет с друзьями и находить это забавным. Предпочтение ему отдают ребята всех возрастных категорий, но больше - учащиеся 9-11 классов, они хоть и ценят общение наяву (график 6).
О том, что компьютерная зависимость наступает постепенно, говорит то, что учащиеся 1 - 8 классов в 76% случаев не едят и не учат уроки за компьютером, чего не скажешь о старших ребятах (график 7).
О компьютерной зависимости несовершеннолетних говорит и то, что 25% учащихся средних классов и 69% старшеклассников хотя бы 1 раз проводили всю ночь за компьютером. Ребят начальной школы в этом списке нет, т.к. родители ещё строго контролируют режим дня своих детей (график 8).
Таким образом, уже эти данные свидетельствуют об использовании компьютера и, в большинстве случаев, отсутствия контроля со стороны родителей, как в будние дни, так и в выходные. Большинство опрошенных учащихся средних классов (66%), придя домой со школы, сразу садятся за компьютер. Хотя «пик» приходится на учащихся 9 – 11 классов. 100% старшеклассников подключены к сети Интернет ещё по дороге из школы домой (используют телефон или планшет) (График 9).
Иногда, будучи за компьютером забывают чистить зубы, учить уроки, 31% учащихся 5-8 классов. Отрадно, что учащиеся начального и старшего звена класса не страдают такой формой забывчивости (график 10).
Таким образом, анализируя результаты анкетирования в целом, мы сделали вывод, что детей в большинстве случаев, интересуют компьютерные игры, и они со временем могут быть оторваны от действительности, что однозначно скажется на их умственных способностях и далее на успеваемости.
Таким образом, анализируя объём времени, которое ученики проводят в свободное время за компьютером, можно сделать предположение, что некоторых будет снижено зрение, прогрессировать различные виды искривления позвоночника, утомляемость мышц спины и кистей рук и т. д.
В ходе анкетирования мы постарались выяснить, влияет ли компьютер на психику подростков.
На вопрос: «Пребываете ли Вы в плохом настроении, если сломан компьютер?», половина (50%) опрошенных ответили утвердительно, 47% старшеклассников, 50% учащихся среднего звена и 53% учеников начальной школы не испытывают явной зависимости (график 11).
На вопрос: «Конфликтовали ли Вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет играть в компьютер?», 37 % учеников начальной школы, 50% школьников среднего звена и 78% старшеклассников ответили отрицательно (график 12).
Данные показывают, что неустойчивая психика подростков при чрезмерной работе за компьютером, явно подвержена негативному влиянию на их здоровье: расшатывается центральная нервная система, ребёнок не всегда контролирует свою реакцию на запрет со стороны взрослых. Наблюдение показывает, что подростки чаще грубят учителям, родителям, друзьям. Не всегда спокойно реагируют на замечания. Среди младших школьников наблюдается плаксивость.
Большинство школьников не испытывают острой компьютерной зависимости, а половина учащихся 5-8 классов и четверть опрошенных старшеклассников должны быть под особым контролем со стороны родителей, так как такое поведение может привести к серьёзному расстройству нервной системы.
Обобщив такие печальные данные, было решено выяснить, насколько учащиеся осведомлены о вреде компьютера и пользуются ли они здоровье сберегающими технологиями при работе с ним. На вопрос, знают ли они о вреде длительного использования на их организм, знают 100% учащихся среднего и старшего звена и лишь 30% учеников начальной школы (график 13).
Зато вопрос о профилактике некоторых опрашиваемых поставил в тупик. Ученики 1 - 4 классов слабо ориентируются в данном вопросе, ученики 5 – 8 классов знают о них только в общих чертах, а старшеклассники практически безошибочно называют меры профилактики при работе с компьютером.
Далее было решено проверить, влияет ли работа за компьютером на уровень концентрации внимания и памяти. Для этого мы воспользовались методиками Мюнстерберга. По результатам тестирования получили снижение в 2 раза уровня концентрации по сравнению с нормой. Причём, это наблюдалось как после работы с компьютером, так и до работы. Т.е. однозначно сказать, что именно в данный момент времени компьютер влияет на данную функцию организма нельзя.
Так же было решено определить, как влияют игры на изменение частоты сердечных сокращений. Для этого учащиеся измерили у себя пульс до начала игры, через 30 минут после начала и по окончании игры. В среднем на 40% наблюдалось учащение пульса во время игры. Причём, в момент окончания игры эта цифра практически не изменялась. Это доказывает, что увлечение играми влияет на нервную и сердечнососудистую системы.
Выводы:
Заключение и перспективы работы:
Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьников, мы сделали вывод, что компьютер хоть и облегчает им жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость и, как следствие, пагубно сказаться на их здоровье. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Следовательно, каждому ученику необходимо сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом им должна помочь школа.
Работа по вопросу влияния компьютера на здоровье школьников в 1 -11 классах велась в течение 6 месяцев, текущего учебного года. Проблема, поднятая нами в работе, привлекла внимание не только школьников, учителей, но и родителей. Родители стали контролировать и ограничивать пребывание их ребёнка за ПК.
Быть здоровым — это естественное желание человека. Каким образом проживать свою жизнь, решать только вам!
Список литературы (в порядке упоминания в тексте).
Приложения.
Влияние электромагнитного излучения.
Каждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Некоторые приборы, вроде тостера или холодильника, создают очень низкие уровни электромагнитного излучения. Другие устройства (высоковольтные линии, микроволновые. печи, телевизоры, мониторы компьютеров) создают гораздо более высокие уровни излучения. Электромагнитное излучение нельзя увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или потрогать, но, тем не менее, оно присутствует повсюду. [8]
Что касается влияния на человеческий организм электромагнитного излучения более низких частот - излучения очень низкой частоты и сверхнизкой частоты, создаваемого компьютерами и другими бытовыми электроприборами, то здесь ученые и защитники прав потребителей пока не пришли к единому мнению. Однако некоторые работы и исследования в этой области определяют возможные факторы риска, так, например, считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечнососудистой системы. Как и все приборы потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение, причём из бытовых приборов, с ПК по силе этого излучения могут сравниться разве что микроволновая печь или телевизор, однако в непосредственной близости с ними мы не проводим очень много времени, а электромагнитное излучение имеет меньшее воздействие с увеличением расстояния от источника до объекта.
Таким образом, компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. [1]
Компьютер и зрение.
Если вопрос о влиянии электромагнитных полей на здоровье еще спорный, то уж наверняка на зрение компьютер влияет отрицательно. В любом случае, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии. Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера.
У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными. Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как "неприятность". Со временем здесь потребуется коррекция зрения, но вмешательства медицины, возможно, удастся избежать до достижения юношеского или взрослого возраста. Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта "неприятность" может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. И некоторые офтальмологи высказывают опасение, что чрезмерное увлечение компьютером в раннем возрасте может оказать негативное влияние на мышцы, управляющие глазами, в результате чего ребенку очень трудно будет концентрировать зрение на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение. Если это произойдет, проблему коррекции зрения придется решать с помощью очков. [4]
Заболевания, связанные с мышцами и суставами.
У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название туннельного синдрома или синдрома запястного канала, а так же, приобрела статус профессионального заболевания компьютерщиков (программистов, машинистов и людей, работа которых ведётся в основном на компьютере). Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Всё это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. Стоит заметить, что боль в руках может быть вызвана не только защемлением запястного нерва, но и повреждением позвоночника (остеохондроз, грыжи межпозвонковых дисков) при котором повреждается нерв, идущий к рукам от спинного мозга. Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов, так же стоит отметить, что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки, как во время работы за столом, так и при ходьбе и т.д. [9]
Таким образом, ребёнок который и в школе за партой и дома за компьютером не сидит прямо, вполне может приобрести искривление позвоночника. Необходимо так же отметить то что, искривление позвоночника не только делает человека не привлекательным, но и может впоследствии привести к нарушению работы внутренних органов, что впоследствии скажется на его здоровье и трудоспособности.
Стресс, бессонница, нервные расстройства.
Помимо того, что длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на здоровье, что уже сказывается на психике, она ещё и связанна с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации. Важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение у детей. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает, своеобразный, эмоциональный стресс. [10]
2.2 .Признаки развития зависимости у ребенка
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часто встречается в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.[7]
Признаки зависимости:
· Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера
· Провел хотя бы одну ночь у компьютера
· Прогулял школу – сидел за компьютером
· Приходит домой, и сразу к компьютеру
· Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось)
·Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался
· Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером. [3]
В своих трудах Гордеева А. В. выделила стадии зависимости:
1). Интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
2) Втягивание. Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.
3) Полная зависимость. Люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что, как им кажется, избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики[3].
Заболевания органов дыхания.
Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связанно с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества, особенно если компьютер новый. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создаёт вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль и соответственно она оседает у вас в лёгких, в то же время работающий компьютер деонизирует окружающую среду, и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на лёгкие, так и на весь организм в целом.[1]
Хотим мы того или нет, но продолжительность сеансов работы с ПК в последние годы существенно возросла. Было бы наивно предполагать, что это незначительно сказывается на здоровье пользователей. Пренебрежение к эргономическим требованиям при работе с ПК может стать причиной стресса, повышенной утомляемости, ухудшения самочувствия, снижения остроты зрения и даже может привести к различным нервно-психическим расстройствам. Современной наукой разработан ряд простых рекомендаций, выполнение которых позволит вам не только снизить ущерб, причиняемый своему здоровью, но и значительно повысить эффективность своего труда. Если вы хотите сохранить здоровье и улучшить самочувствие при работе с компьютером, необходимо соблюдать правила, выработанные врачами. [2]
Профилактика заболеваний позвоночника и суставов.
Для профилактики вышеперечисленных заболеваний следует как можно эргономичней организовать место за компьютером, как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера и конечно же по возможности делать гимнастику, заниматься спортом.
Эргономичность рабочего места, правильное положение рук.
Во время нахождения за компьютером самым оптимальным является положение тела при котором: спина и шея прямая, ноги стоят на полу при прямом угле сгиба в коленях, угол сгиба в локтях то же прямой (900). Для этого следует:
1. Разместить монитор прямо перед вами, причём так что бы его верхняя точка находилась прямо перед глазами или выше. (Это позволит держать голову прямо, и исключит развитие шейного остеохондроза).
2. Стул, на котором вы сидите должен иметь спинку и подлокотники, а так же такую высоту, при которой ваши ноги могут прочно стоять на полу. В том случае если за одним компьютером работают люди разного роста - желательно приобрести кресло с регулирующейся высотой.
3. Расположение других часто используемых вещей, по возможности, не должно приводить к долгому нахождению в какой либо искривлённой позе, и не должно приводить к наклонам в сторону, особенно для поднятия тяжёлых предметов (именно при таком наклоне самая большая вероятность повредить межпозвонковый диск).
4. При работе с мышкой и клавиатурой клавиши нажимать плавно и без усилий, при наборе текста кладите запястья рук на стол или специальную подставку, что позволит расслабить вам руки. При работе с мышкой кисть должна быть прямой и лежать на столе как можно дальше от края. [12]
Лечебная гимнастика.
Для развития мышц спины существует множество упражнений, в основном это наклоны в разные стороны. Очень полезно плавание и упражнения на турнике. В том случае старайтесь чаще ходить за чаем, потягивайтесь и вообще, делайте как можно больше движений, даже без надобности.
Упражнение для рук.
Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.
1. Встряхните руки.
2. Сжимайте пальцы в кулаки (10 раз).
3. Вращайте кулаки вокруг своей оси.
4. Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье.
С помощью этих упражнений вы улучшите кровообращение в мышцах. [11]
Профилактика заболеваний органов дыхания.
1. Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
2. Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками (во-первых, увеличивает влажность, во-вторых, рыбки успокаивают нервы), декоративные водопады (опять же, повышают влажность, а падающая вода является естественным ионизатором воздуха, хотя конечно эффекта как после дождя с грозой не будет, но всё же).
3. После покупки компьютера, желательно включить и оставить его, на несколько часов, в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик из которого сделан корпус монитора при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.[11]
Профилактика нервных расстройств.
1. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того, что бы её было легко найти, почаще чистите мышку, что бы не бесил непослушный курсор и т.д.
2. В Интернет: не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом.
3. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице. Этот список можно продолжать ещё долго но главное, чего вы должны добиться, это того что бы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения. [7]
Профилактика заболеваний органов зрения.
1. Требования к монитору:
1.1 Количество цветов не менее 256.
1.2 Размер зерна не более 0.28 мм
1.3 Частота регенерации не менее 75 Гц
1.4 Возможность регулировки яркости и контраста изображения. [6]
2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см. от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора)
3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В то же время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете.
4. При работе одновременно с книгой и монитором, желательно, что бы они находились на одной высоте, для этого приобретите подставку для книг.
5. Как можно чаще протирайте экран монитора.
6. Чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждый час делать 10-15 минутный перерыв), причём, если с монитора переключиться на телевизор толку будет мало. [2]
Упражнения для глаз.
1. Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд
2. Быстро моргайте в течение ~5-10 сек.
3. Сделайте несколько круговых движений глазами.
4. Несколько раз поменяйте фокус, для этого смотрите сначала на какую либо точку на окне (если оно очень чистое, можно приклеить маленькую бумажку), а затем вдаль (на облака, далёкий дом и т.д.)
5. Для снятия раздражения, или для отдыха глаз возьмите заваренный чайный пакетик (уже холодный) положите на глаза и лежите ~ 10 минут.[4]
Защита от электромагнитного излучения.
1. По возможности, стоит приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у распространённых ЭЛТ мониторов (монитор с электроннолучевой трубкой).
2. При покупке монитора необходимо обратить внимание на наличие сертификата.
3. Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас.
4. Не оставляйте компьютер включённым на длительное время если вы его не используете, хотя это и ускорит износ компьютера, но здоровье полезней. Так же, не забудьте использовать "спящий режим" для монитора.
5. В связи с тем, что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами.
6. По возможности сократите время работы за компьютером и чаще прерывайте работу.
7. Компьютер должен быть заземлён. Если вы приобрели защитный экран, то его тоже следует заземлить, для этого специально предусмотрен провод, на конце которого находиться металлическая прищепка (не цепляйте её к системному блоку).[5]
3. Анкета для учащихся.
Анкета:
Просим вас помочь в проведении эксперимента.
Измерьте пульс перед тем, как вы начали работу на компьютере. Запишите данные Р1.
Через 20-25 минут вновь проведите данные измерения. Запишите данные Р2.
Измерьте пульс по окончании работы. Запишите полученное значение Р3. Спасибо.
4.Методики для определения концентрации внимания.
Методика Мюнстерберга представляет собой сплошной буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, считывая текст, как можно быстрее находить эти слова. На работу отводится две минуты.
Перед прохождением теста распечатайте его на бумаге, найдите секундомер или попросите товарища быть судьей. Каждое найденное слово подчеркивается карандашом.
После того, как испытуемый заканчивает, необходимо подсчитать количество подчеркнутых слов и сравнить с правильным ответом.
бсолнцевтргщоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокурорг
урстабеютеориянтобжеубхамаъхоккейтруицыфцуигтелевизорболджщэхюэлгщбпамять
шогеюжпждрегщкнодвосприятиейцукенгоизхъвафыпролдблюбовьавыфпросдспекта
кльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеолджнародолдждбшйрепортажждорлафывьюефбь
юконкурсйфныувскаяпрриличностьзжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпр
ткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуцтррилонтования
Оценка результатов
В этом тесте зашифровано 23 слова. Если вы не уложились за 2 минуты, это означает, что у вас концентрация внимания ниже среднего. Если за 2 минуты вы нашли все слова, это хороший результат. Если у вас даже осталось время - это отличный результат. Если вы нашли меньше, чем 23 слова, то за каждое пропущенное слово приплюсовываете 5 секунд штрафа (пороговое время ровно 2 минуты).
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках случайном порядке. Испытуемый должен как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять. Приведены пять таблиц для пяти попыток. Необходимо регистрировать время, затраченное на эту работу.
Оценка результатов
Концентрация внимания на хорошем уровне - если на каждую из таблиц затрачивается время не более 40 секунд включительно.
Концентрация внимания на достаточном уровне - если на каждую из таблиц затрачивается не более 50 секунд.
Концентрация слабая - если на каждую из таблиц затрачивается время более 50 секунд.
Методика «10 слов»
Этот тест построен на тесной связи концентрации внимания с кратковременной памятью. Испытуемому зачитывается десять случайных слов, подобранных без явных смысловых и ассоциативных связей. После единственного зачитывания предлагается воспроизвести все слова в любом порядке. Если вы работаете самостоятельно, необходимо прочитать десять слов только один раз, внимательно вчитываясь в каждое понятие, и воспроизвести их, загибая пальцы.
Приведено 5 наборов из 10 слов (для пяти попыток).
1. Книга, роза, домино, яхта, кролик, очки, кирпич, гнездо, игла, контрабас.
2. Болото, принц, кошка, магазин, парта, футбол, облако, медуза, картина, градусник.
3. Топор, гроза, вино, броня, зоопарк, самурай, фабрика, гиря, барон, руда.
4. Кино, яблоко, чайник, чудо, носорог, октябрь, финиш, кисть, зерно, бумага.
5. Капуста, шпага, подушка, дорога, пила, холм, забор, трубка, свадьба, комар.
Оценка результатов
Концентрация внимания хорошая, если после одного зачитывания удается воспроизвести 8 и более слов. Концентрация внимания удовлетворительная, если удается воспроизвести 7 слов. Концентрация внимания слабая, если удается воспроизвести менее 7 слов.
Список литературы.
Слайд 1
Влияние чрезмерного использования компьютера на здоровье школьников Автор: Комиссаренко Виолетта , ученица 6 а класса МБОУ СОШ №6 п.г.т.Зеленоборский Мурманской области Научные руководители: Томарович Л.А., учитель биологии и химии, Касьяненко В.В., учитель физикиСлайд 2
Цель и задачи Цель доказать, что чрезмерное использование компьютера влияет на здоровье школьников. Задачи: 1. Изучить состояние здоровья школьников за последние 4 года. 2. Выяснить, какое время большинство школьников проводят за компьютером 3. Выяснить, что школьники знают о мерах профилактики при работе с компьютером 4. Составить рекомендации по профилактике заболеваний органов зрения, дыхания, опоры и движения, а также зависимости от компьютера
Слайд 3
Методы опроса (анкетирование) эксперимент (методика Мюнстерберга ) математический (при подсчёте данных анкетирования и экспериментов) частично - поисковый (сбор данных медосмотров за последние 3 года) описательный (при анализе полученных данных анкетирования и экспериментов) графический (при построении таблиц и диаграмм) сравнительный (при сравнении данных роста числа компьютеров дома у учащихся и роста их заболеваемости, и сравнении результатов экспериментов, полученных до и после работы с компьютером)
Слайд 4
Основные направления проблемы, связанные с электромагнитным излучением; проблемы зрения; проблемы, связанные с мышцами и суставами; проблемы бессонницы, стрессов, нервных расстройств; проблемы органов дыхания.
Слайд 5
Анализ школьной медицинской документации На 7 % увеличилось количество детей, имеющих отклонения в здоровье. Количество детей с нарушениями зрения увеличилось с 98 в 2010 году до 119 в 2013, органов пищеварения – с 5 до 8 , дыхания – с 19 до 24 , нервной системы – с 27 до 28 , с аллергическими проблемами – с 12 до 19
Слайд 6
Полученные результаты
Слайд 7
Зависимость
Слайд 8
Признаки зависимости Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера Провел хотя бы одну ночь у компьютера Прогулял школу – сидел за компьютером Приходит домой, и сразу к компьютеру Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось) Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Слайд 9
Профилактика
Слайд 10
Выводы Здоровье школьников за последние 4 года ухудшилось, немалая роль в этом - использование компьютера Подавляющее большинство школьников проводят за компьютером чрезмерно длительное время, хотя имеют представление о вредных последствиях этого Школьники знают о мерах профилактики при работе с компьютером, но не придают этому значения Составлены рекомендации по профилактике заболеваний органов зрения, дыхания, опоры и движения, а также зависимости от компьютера
Слайд 11
Упражнение для рук 1. Встряхните руки. 2. Сжимайте пальцы в кулаки (10 раз). 3. Вращайте кулаки вокруг своей оси. 4. Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь. С помощью этих упражнений вы улучшите кровообращение в мышцах .
Слайд 12
Упражнения для глаз 1. Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд 2. Быстро моргайте в течение ~5-10 сек. 3. Сделайте несколько круговых движений глазами. 4. Несколько раз поменяйте фокус, для этого смотрите сначала на какую либо точку на окне (если оно очень чистое, можно приклеить маленькую бумажку) а затем вдаль (на облака, далёкий дом и т.д.) 5. Для снятия раздражения, или для отдыха глаз возьмите заваренный чайный пакетик (уже холодный) положите на глаза и лежите ~ 10 минут.
Слайд 13
для снятия усталости позвоночника 1. Упереться на письменный стол кистями рук, локти подвести под ребра, не отрывая ног от пола, наклонять туловище к столу, растягивая поясничный отдел позвоночника. Держать натяжение 8-10 секунд, выполнять в течение дня 3-5 раз. 2. Руки на опоре. Махи прямой ногой сначала одной, потом другой вперед и назад с увеличением амплитуды. Количество повторений по самочувствию. 3. Стоя, одна нога на опоре, боковой наклон к ноге, которая находится на опоре. Повторить 5-10 раз, постепенно увеличивая амплитуду наклона.
Слайд 14
При работе за компьютером неправильно правильно
Слайд 15
Спасибо за внимание
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Круговорот воды в пакете
Калитка в сад
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Рисуем тыкву