Исследовательский проект "Лингвистические ошибки вокруг нас" (Ошибки в рекламных объявлениях г. Сальска Ростовской области)
Вложение | Размер |
---|---|
issled_proekt_reklama.odt | 23.48 КБ |
oshibki_v_reklame.odp | 858.35 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №2 г. Сальска
Кафедра филологических дисциплин
Исследовательская работа
Тема «Лингвистические ошибки вокруг нас
(Рекламные объявления как источник распространения и укоренения в устной и письменной речи сальчан лингвистических ошибок)»
Автор работы
Погорелова Диана Алексеевна
7 «А» класс
Руководитель
Романенко Ольга Анатольевна
учитель русского языка
г. Сальск
2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I. Из истории рекламы ……………………………………………………..1
2.1. Возможные причины появления орфографических ошибок
в рекламных объявлениях города Сальска . . . …………………..…………. .2
3.1. Возможные причины появления пунктуационных ошибо в рекламе города Сальска………………………………………………………..3
IV. Речевые (стилистические) ошибки в рекламных объявлениях г. Сальска ………………………………………………………………...……4
V. Грамматические ошибки в рекламных объявлениях …………………..5
Заключение…………………………………………………………………….6
Список литературы…………………………..………………………………..7
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего исследования: «Лингвистические ошибки вокруг нас: (Рекламные объявления как источник распространения и укоренения в устной и письменной речи сальчан лингвистических ошибок)».
Идея осветить данную проблему возникла в связи с бесчисленным множеством найденных нами ошибок: орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых - в рекламных объявлениях, распространенных на территории г. Сальска.
По нашему мнению, большое количество прослушиваемой и просматриваемой рекламы не может не повлиять негативно на язык детей и подростков.
Молодёжь – это универсальный потребитель массовой информации и рекламы, что, безусловно, пагубно сказывается на устной и письменной речи большинства подростков.
Существует реклама, которая построена на принципе ошибки. Мы считаем, что создатель такой рекламы не уважает ни себя, ни людей. Ему важно прорекламировать свой товар! Он уверен, что придумал оригинальный ход. Подобный приём обычно используют, чтобы привлечь внимание потребителя. Но, плохо владея нормами русской речи, рекламодатели часто попадают впросак, неточно, грамматически неправильно оформляя текст.
Мы протестуем против такого небрежного, невнимательного отношения к языку рекламодателей и призываем их задуматься о последствиях влияния безграмотной рекламы не только на обучающихся, ещё только овладевающих нормами русского литературного языка, но и на эстетические чувства владеющих им в совершенстве !
Все найденные речевые погрешности в текстах рекламных объявлений мы классифицируем по подгруппам: орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, стилистические недочёты.
Цель данной исследовательской работы - выявить орфографические, пунктуационные, речевые ошибки в текстах рекламных объявлений, распространенных на территории г. Сальска, и наметить пути их искоренения.
Задачи исследования:
• проанализировать и классифицировать исследуемый материал ;
• выявить причины появления распространенных ошибок в рекламных объявлениях г. Сальска.
Объектом исследования данной работы являются рекламные объявления и призывы, написанные на баннерах и щитах, в местных газетах, на ценниках и этикетках товаров в магазинах г. Сальска.
Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, речевые ошибки.
Гипотеза: орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции; если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи овладевающих языком.
Основные методы и приемы: работа с научной литературой, сбор информации (рекламные объявления с ошибками), анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.
Материал для исследовательской работы был собран на территории города Сальска.
I. ИЗ ИСТОРИИ РЕКЛАМЫ
Уже в древности использовались самые простые рекламы. Сначала они носили только устный характер. Слово «реклама» по латыни звучит как «reclamare», что означает – «выкрикивать, объявлять».
Начиная с 6-ого тысячелетия до нашей эры, появляются письменные рекламы.
В 1839 году была изобретена фотография! Естественно, теперь рекламный текст начинают дополнять фотографиями.
В 1878 году один предприниматель, по фамилии Метцель, открыл фирму объявлений и выдвинул такой лозунг: «Объявление есть двигатель торговли».
Реклама прошла долгий и сложный путь собственной эволюции. Казалось бы, качество современной рекламы должно превосходить своих исторических предшественников! Однако мы наблюдаем обратный процесс, вследствие безответственного отношения к своей работе деятелей рекламы. Неужели орфографические, пунктуационные и речевые (стилистические) ошибки стали уже нормой! Для современных создателей рекламы зачастую важнее креативность мышления разработчика, эксклюзивные идеи, влияющие на восприятие рекламы потенциальным покупателем, чем грамотность и «добротность». Необходимо научить население видеть ошибки, понимать причины их появления.
Актуальность нашей работы заключается в провозглашении внимательного, уважительного, бережного отношения к языку, "созданному нашими великими предшественниками".
Чтобы проанализировать орфографические ошибки в рекламе, необходимо понять, что такое орфография, орфограмма. Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
Такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой.
Проанализировав рекламные объявления из указанных выше источников, мы нашли орфографические ошибки в написании словарных слов с непроверяемыми гласными, удвоенными и непроизносимыми согласными, слов с Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных, слов с Ъ, примеров дефисного написания слова.
Так, на улице Ленина, 37 г. Сальска красуется рекламный плакат:
«Обувь кожанная от 10-40 размеров»
Допущена ошибка в написании слова "КОЖАНАЯ", в суффиксе которого необходима Н, покольку это относительное прилагательное со значением "материала".
В ларьке на автовокзале продавцами написан от руки ценник на товар с наименованием «Жолтый полосатик».
Слово "ЖЁЛТЫЙ" написано с О после шипящей, хотя всем известно из программы 5-го класса о том, что в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё.
В другом гипермаркете "Магнит" на ул. Свободы, 2 рекламный постер, размером с квадратный метр, взывает: «Осчасливь иммунитет с Actimel», утверждая любителей йогурта в мысли, что в слове "ОСЧАСТЛИВЬ" непроизносимая согласная необязательна.
В газете «Компас» читаем объявление: «Брелки Зарядка батарейки (акамуляторов)».
Допущены две ошибки в правописании словарных слов: "АККУМУЛЯТОР" и БРЕЛОКИ.
В толковом словаре русского языка Ушакова - Во множественном числе существительное брелок употребляется в форме брелоки.
Так и хочется воскликнуть: "А словарь на что!"
2.1. Возможные причины появления орфографических ошибок
в рекламе г. Сальска
Подобные примеры рекламной безграмотности свидетельствуют о низкой культуре создателей данных текстов, незнании орфографических правил, отсутствии практических навыков.
III. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ Г. САЛЬСКА
Пунктуация - раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки.
Пунктограммы помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему – точнее понять текст и выразительно прочитать его.
Проанализировав рекламные объявления, мы нашли следующие пунктуационные ошибки: при обращениях, приложениях, в знаках конца предложения (отсутствие ! в побудительном по цели высказывания предложении), в употреблении кавычек в названиях предприятий, магазинов, фирм.
Так, на огромной красочной рекламной растяжке у ЖД вокзала читаем приветствие гастролирующего в г. Сальске джазового ансамбля под управлением Анатолия Кирничного: "Здраствуй Сальск".
Допущены две пунктуационные ошибки (обращение Сальск не обособлено, восклицательный знак в побудительном предложении отсутствует). Также пропущена буква «В» в слове «Здравствуй», что считается грубой орфографической ошибкой.
То же наблюдаем в призыве "Любите Сальск свой город" (отсутствие ! в побудительном предложении и запятой при распространённом приложении город, стоящем после определяемого слова)
3.1. Возможные причины появления пунктуационных ошибок
в рекламе г. Сальска
Появление пунктуационных ошибок в рекламных объявлениях мы объясняем низкой грамотностью рекламодателей.
Субъективными являются следующие причины:
IV. РЕЧЕВЫЕ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ Г. САЛЬСКА
Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.
Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Речевые (стилистические) ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их.
Примером таких ошибок в рекламе может служить объявление «Натуральный зеленый кофе для похудания».
Похудание образовано от разговорного глагола похудать и потому само приобрело значение разговорного. Существительное же похудение произошло от общеупотребительного глагола похудеть и, соответственно, является нормой для общего употребления в русском языке. Таким образом, эти слова являются полными синонимами, но различаются стилистически. Похудание — это разговорный вариант слова похудение. Если речь идет о рекламе или выступлении специалиста на радио, то, конечно, следует говорить правильно: средство для похудЕния.
4.1. Возможные причины появления речевых (стилистических) ошибок в рекламе г. Сальска
Возможно, речевые (стилистические) недочёты допускаются рекламодателями осознанно. В погоне за «понятностью», «близостью к народу» используются разговорные слова, обороты, употребления слов в несвойственных им значениях. А может быть, это обусловлено:
ОБЪЯВЛЕНИЯХ Г. САЛЬСКА
Рекламное объявление «Офис продаж всех операторов» о предоставлении услуг сотовой связи звучит двусмысленно, так как слово "ОПЕРАТОР" многозначное и может означать, например, "служащий по управлению технически сложной системой", тогда данное выражение выглядит, по меньшей мере, комично.
Подобный же комический эффект приобретает рекламное предложение«Курсы водителей. Мы учим 30 лет». Как будто бы срок обучения на водителя составляет 30 лет.
В рекламе «Используй фен, который не сушит» также налицо неоднозначность фразы, возможность двоякого понимания речи.
Нарушение правил соединения слов в словосочетание наблюдаем в высказывании «Обделочные работы». Нецелесообразное стечение звуков при образовании слов, словосочетаний, предложений, вызывающие нежелательные, часто грубые, непристойные ассоциации демонстрируется в данном примере. Также допущена ошибка в правописании слова «Объявление», которое написано без Ъ.
Грамматический недочёт в названии блюда «Селедочка по-казахский» обнаруживает ошибочное словообразование: неправильное использование суффикса наречия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав собранный материал по заданной проблеме, мы выяснили, что ошибки в наружной рекламе, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных, грамматических и стилистических норм, - результат безграмотности «авторов».
Выявленные ошибки связаны с безответственным отношением рекламодателей к своей работе.
Создатели рекламы часто игнорируют широкую возможность использования знаков препинания, т.е. не расставляют их в сложных предложениях, при однородных членах, в предложениях с обособленными членами предложения, с обращениями, что скорее всего, является следствием незнания пунктуационных норм или нежелания «утяжелять» текст.
Речевые (стилистические) ошибки, в основном, допускаются вследствие незнания правил русского литературного языка.
Практическая значимость нашей работы заключается в совершенствовании знания по предмету "Русский язык", расширении сферы применения этих знаний.
Реклама проникла во все области нашей жизни, и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную рекламу. Вспоминаются слова И.С.Тургенева: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"
Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык еще долгие годы будет «великим» и «могучим».
Хочется верить, что в недалёком будущем языковой материал рекламы г. Сальска станет образцовым!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабайцева, В.В. Русский язык : теория : учебник для 5-9 кл. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова.– М., 1998. - 287 с.
2. Иванова, В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В.Ф.Иванова. - М., 1966. – 313 с.
3. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений / С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская Академия Наук, Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М., 1993. – 960 с.
4. Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов / Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 26 изд., стер. - М., 1988. – 400 с.
5. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь. - М., 1996. - 368 с.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Рыжие листья
Рисуем весеннюю вербу гуашью
За чашкой чая
Загадочная система из шести экзопланет