В данной работе собраны материалы о значении школьной формы и ее влияние на учебный процесс.
Вложение | Размер |
---|---|
pochueva_2.docx | 484.51 КБ |
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №42»
Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа
МБОУ ДПО «Научно-методический центр»
Школьная форма – ступенька к успеху
Исследовательский проект
Почуева Полина Евгеньевна ученица 4 «а» класса Руководитель: Дзотцоева Эрика Эдуардовна учитель английского языка |
2012
Введение
Заинтересованность к данной теме появилась у меня после того, как в одной из школьных стенгазет о Великобритании меня увлекли фотографии английских школьников, точнее их школьная форма. Она мне очень понравилась своей стильностью и захотелось побольше узнать об истории создания школьной формы в Великобритании и в России.
Учителя помогали мне в поиске материала, который наткнул меня на мысль о том, что внешний вид ученика каким-то образом влияет на его успехи в учебе.
Я считаю, что тема моей работы актуальна, так как вопрос внешнего вида в современных школах требует немедленного решения, потому что школьная форма влияет на результат учебы.
Объектом исследования моей работы является отношение учащихся к школьной форме.
Предметом исследования является качество знаний учащихся.
Гипотеза: Можно предположить, что наличие школьной формы оказывает прямое воздействие на качество учебы учащихся.
Цель моей работы – сформулировать основные аргументы, которые помогут поменять отношение учеников к внешнему виду в школе и понять, что школьная форма положительно влияет на качество знаний. Для достижения этой цели в работе мною решаются следующие задачи:
Глава 1. Значение одежды в жизни человека
«Встречают по одежке, провожают по уму» - гласит русская пословица, которая стала уже стереотипом. В дословном переводе с латинского слово «костюм» означает «образ жизни» и именно с него мы преподносим себя окружающим. Причем с этим утверждением согласны многие психологи, в том числе и знаменитый Уильям Сорлби.
К примеру, вы устраиваетесь на работу, и ваш внешний вид влияет на шансы на успех. В идеале, собеседование работодателя должно длиться полчаса. В нашем неидеальном мире все происходит быстрее – побеседовали 10 минут и вам вежливо отказали. На самом деле решение работодатель принимает первые четыре минуты, а остальное время уделяют вам из вежливости. И это подтверждают исследования многих психологов. Мнение о вас складывается до того, как работодатель заглянет в вашу анкету. А отрицательный результат устройства на работу – всего-навсего неподходящий внешний вид.
Или возьмем для примера школу. Мы, учащиеся, очень часто оцениваем учителей или администрацию по их внешнему виду. Замечая всякие мелочи, а потом еще и обсуждаем их.
Психологи, изучающие значение одежды в человеческом обществе считают, что для мужчин одежда – прежде всего символ их социальной принадлежности. Женщины же через одежду стараются подчеркнуть свое очарование. Но определенная категория людей, к которой могут относиться как женщины, так и мужчины, одеваются, чтобы продемонстрировать свою профессию или бизнес. А вкус одеваться и отношение к одежде укрепляются в нашем сознании с детства.
Первые впечатления о человеке и роль одежды очень важны. Практически во всех компаниях, государственных учреждениях, торговых центрах существует понятие дрескода, и это не зря. Одежда стала символом многих профессий, например, шахтеров, врачей, продавцов, офисных работников и т.д. Форма дисциплинирует коллектив, что, в свою очередь, влияет на качество работы. В учебных учреждениях происходит то же самое.
Поэтому во многих странах мира вопросу школьной формы придают большое значение. В Японии, например, форма строго регламентирована. А в Америке форму носят не только в школах, но и в детских садах.
Очень ответственное отношение к школьной форме и ее внешнему виду в Великобритании. А эта страна, согласно статистическим данным, попадает в десятку лучших стран по качеству школьного образования. Информация взята из данных международного мониторинга, проводимого с 2000 года школой PISA (Programme for International Student Assessment) (Приложение 1). Этот мониторинг охватывает 65 стран и осуществляется ведущими научными организациями мира. Увы, позиция России стабильно оказывается в четвертом десятке, т.е. ближе к концу списка (см. Приложение №1). Не прослеживается ли в этом связь с внешним видом школьников? Кстати, Великобритания – это место рождения школьной формы. Сейчас каждый четвертый английский школьник может не беспокоиться о том, что ему надеть на занятия. Во всех школах есть своя униформа, хранящаяся в школе и выдаваемая всем ученикам бесплатно.
Согласно историческим фактам единая одежда для учеников школ появилась в Англии в середине XIV века. В 1552 году была основана школа Christ’s Hospital для сирот и детей из бедных семей. Форма была похожа на рясу: синее длинное пальто, бриджи до колен и желтые чулки. Она появилась во времена правления Тюдоров и много последующих образовательных учреждений повторили этот стиль школьной формы, который получил название «bluecoat schools». Сине-окрашенные материалы были экономичны и подразумевали скромный покорный статус ученика. Примерно в таком виде форма сохранилась до наших дней, единственная разница в том, что в наши дни ученики Christ’s Hospital не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.
В начале XIX века первыми стали вводить форму британские интернаты, потом в государственных школах, а в 1870 году в Британии вышел указ, по которому государство гарантировало школьное образование каждому ребенку и его обеспечение формой.
Опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в XVII веке пригодился директорам английских школ. Богатым мальчикам было чем похвастаться перед скромно одетыми одноклассниками и учителями. Они имели около 20 рубашек, множество шейных платков, несколько вышитых жилетов, 4-7 пар панталон, шляпы, перчатки, обувь на каблуках и все из дорогих тканей. Знакомая ситуация.
Частные школы тоже ввели собственную форму, как, например, в школе Итона или Севеноукс, где мальчики носят блейзеры и брюки, а девочки – блейзеры и килты.
В лондонской школе Элизабет Гаррот Андерсен ученики разрабатывают собственную школьную форму. Сейчас многие традиционные английские школьники одеты в блейзеры, кепки и короткие брюки-шорты и очень гордятся традициями своей страны.
Сейчас традиционно английский школьник одет в блейзер, кепку и короткие брюки-шорты, и носит обязательно кожаный ранец и шарф соответствующего цвета школы.
Что касается нашей страны, то еще в Российской империи требования к гимназической форме прописывались в Своде Российских законов, где до мельчайших подробностей было описано, как гимназисты должны быть одеты. После октябрьской революции гимназическая форма была отменена и она вернулась только в 1948 году благодаря И. В. Сталину, большому любителю формы и порядка.
В советские времена коричнево-синяя школьная форма вновь завоевала своих сторонников. Кстати, и школьное образование в нашей стране в то время было на высоте.
А что происходит сейчас во многих школах, где наблюдается хаос во внешнем виде учеников? И становиться не понятно, пришли ли дети учиться или все же находятся в спортзале. Это же, я считаю, является одной из немаловажных причин школьной неуспеваемости: в повседневной одежде учащиеся не настроены усваивать информацию учителя, ведь их внешний вид не способствует внутренней концентрации на учебе.
Школьная же форма наоборот:
Но, несмотря на приверженность учителей к школьной форме, Министерство образования РФ может сейчас только рекомендовать администрациям школ и родителям ее введение. К сожалению, эти рекомендации поддерживают не все школы, а, в основном, престижные лицеи или гимназии. А зря. Ведь, действительно. В школах, где нет единой формы, учителям приходиться прилагать гораздо больше усилий для борьбы с вызывающим поведением отдельных учеников.
Я считаю, что форма является неотъемлемой «частью» ученика и тем фактором, который влияет на взаимоотношения в классе, т.к. она несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков. Когда одни ученики одеты в дорогие костюмы из дорогих бутиков, а другие – в одежду из магазина Second Hand, то разница в доходах их семей становится заметна. Дети из малообеспеченных семей по этому поводу сильно комплексуют, «закрываются в себе». А это же приводит к неуспеваемости и нарушению отношений с одноклассниками, а, следовательно, и к не сплоченности школьного коллектива.
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию влияния школьной формы на успеваемость и отношение в классе.
2.1. Социологический опрос учащихся МБОУ ООШ №42 «Ваше отношение к школьной форме».
С целью выявления отношения учащихся к форме мною был проведен опрос среди учащихся 2, 3, 4, 5, 8 классов. На вопрос «Нравится ли Вам носить форму в школе?» из 374 опрошенных 127 сказали «Да», 54 затруднились ответить и 187 ответили «Нет».
Опрос «Нравится ли Вам носить форму в школе?»
Таким образом, мы видим, что большинство школьников выразили нежелание носить школьную форму и среди основных причин отрицательного отношения к школьной форме оказались следующие:
- школьная форма не позволяет выражать ученикам свою индивидуальность.
- нет возможности показать весь гардероб модной одежды.
- нет желания быть «белой вороной».
2.2. Проведение мониторинга качества знаний учащихся в МБОУ ООШ №42 и знакомство учащихся с его результатом.
По результатам мониторинга качества знаний среди классов, где есть школьная форма, и среди классов, где ее нет, получили следующие результаты:
качество обучения в классах, где есть школьная форма | качество обучения в классах, где нет школьной формы |
Разница в процентах в пользу классов с наличием школьной формы.
В тех классах, где учащиеся носят школьную форму, процент успеваемости следующий: 35, 52, 53, 62. В классах, где школьную форму игнорируют, процент успеваемости: 14, 26, 30, 44, 50.
Эти результаты были показаны тем классам, которые были против ношения школьной формы. После приведения этих данных в пример, а также после предъявления статистических данных мониторинга качества школьного образования, учащиеся нашей школы согласились с тем, что школьная форма влияет на качество учебы.
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости школьной формы как важного аспекта учебной деятельности. А некоторые классы уже начали разрабатывать дизайн школьной формы на следующий учебный год.
Заключение
В заключение данной работы хочу сформулировать основные аргументы, которые помогут поменять отношение учеников к внешнему виду в школе.
1. Для достижения этой цели было проанализировано отношение современных психологов к вопросу о влиянии одежды на человека.
2. С помощью социологического опроса выявлено отношение и причины отношения учащихся нашей школы к школьной форме.
3.Проведен внутришкольный мониторинг, помогающий доказать значение внешнего вида тем ученикам, которым не нравиться носить школьную форму.
В тоге мы пришли к следующим выводам:
Добавить к этим аргументам можно только то, что внешний вид – это вторичный аспект по отношению к внутренним качествам человека. И очень важно научить понимать обучающихся, что проявлять свою индивидуальность через поступки и мысли гораздо важнее для жизни, чем через «красивую обертку» одежды.
Используемая литература
Результат международного исследования PISA
Страна | Естествознание | Математика | Чтение |
Финляндия | 1 | 2 | 1 |
Япония | 2 | 6 | 14 |
Гонконг | 3 | 1 | 10 |
Корея | 4 | 3 | 2 |
Великобритания | 5 | 5 | 5 |
Австралия | 6 | 11 | 4 |
Макао | 7 | 9 | 15 |
Нидерланды | 8 | 4 | 9 |
Чехия | 9 | 13 | 24 |
Новая Зеландия | 10 | 12 | 6 |
Канада | 11 | 7 | 3 |
Франция | 13 | 16 | 17 |
Бельгия | 14 | 8 | 11 |
Германия | 18 | 19 | 21 |
США | 22 | 28 | 18 |
Россия | 24 | 29 | 32 |
Италия | 27 | 31 | 29 |
Бразилия | 40 | 41 | 38 |
Тунис | 41 | 40 | 41 |
Карандаши в пакете
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
«Течет река Волга»
Мать-и-мачеха