Исследовательская работа выполнена учащимися 3 класса. В работе представлены способы заучивания таблицы умножения.
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_umnozheniya.odt | 188.75 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Комаровская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
Тайны таблицы умножения на 6,7,8,9.
Выполнили:
ученицы 3-б класса
Лёвина Дарья, Малкова Варвара
Руководитель:
Офицерова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
п.Кудьма
2014
Содержание
Введение.................................................................................3
Глава 1
1.1. История возникновения таблицы умножения..............4
1.2.Способы запоминания таблицы умножения..................
2.Экспериментальная часть......................................................
Заключение.............................................................................
Список литературы................................................................
Приложение 1..........................................................................
Приложение 2............................................................................
Введение
Дважды два – четыре, дважды два – четыре, это всем известно в целом мире! А дальше? Ну как выучить эту трудную таблицу умножения, да еще желательно быстро, а потом помнить ее всю жизнь. Можно конечно заглянуть на оборотную сторону 12 листовой тетради в клеточку и узнать, что семью восемь пятьдесят шесть, а девятью семь шестьдесят три. Ну, а если таковой под рукой не оказалось?
В 3 классе мы начали изучать таблицу умножения, и столкнулись с тем, что таблица умножения до 5 запоминается легко, а на 6,7,8,9 запомнить сложно.
Проблема: Как выучить таблицу умножения без зубрёшки?
Объект: Таблица умножения
Предмет: Способы запоминания таблицы умножения.
Цель: Определить эффективные способы запоминания таблицы умножения на 6,7,8,9.
Задачи:
1.Изучить историю таблицы умножения.
2. Выявить способы запоминания таблицы умножения.
3.Провести исследование и выявить самые эффективные способы.
Методы исследования: Изучение и обобщение, сравнение,эксперимент.
Практическая значимость: Эта работа поможет нам выучить таблицу умножения на 6,7,8,9.
1.Теоретическая часть
1.1. История возникновения таблицы умножения
В древнем японском городе- Нара археологами была найдена самая древняя деревянная табличка с фрагментом таблицы умножения. Судя по тому, что иероглифы, которыми записаны цифры напоминают китайское письмо скорее всего, она была просто скопирована из китайского учебника арифметики того времени.(см.Приложение 1 рис1) А откуда она взялась в Китае? Не исключено, что именно там ее впервые и придумали.
Эту версию подтверждает находка, сделанная китайскими археологами на юге страны. Там была обнаружена дощечка, содержащая фрагмент таблицы умножения, возраст которой ученые оценили в 2700-3000 лет.
На основании этой находки ученые Китая предложили гипотезу, согласно которой впервые таблица умножения была составлена в Древнем Китае, а потом проникла в Индию, а оттуда в страны Передней Азии и Европу. Однако этой версии противоречат многие находки, сделанные ранее. Например, в Индии в свое время были обнаружены более древние варианты таблицы умножения, возраст которых оценивается в 3000-3200 лет.
Не исключено также и то, что данная система устного счета появилась независимо в разных местах. Авторство таблицы умножения приписывается знаменитому греческому математику Пифагору (570-490 годы до н.э.),
Впервые же в школьную программу она была введена в Англии в конце Средних веков. Правда, это была таблица умножения до 12, которую, кстати, юные британцы проходят, и по сей день. А вот в Индии ученики до сих пор зубрят исходный вариант таблицы — до 20.
1.2. Способы запоминания таблицы умножения.
1 способ: Таблица умножения на пальцах.
Умножение на 6, 7, 8
Большую часть примеров из этих столбиков мы уже выучили и устрашающее 8×3 — это то же самое, что и уже изученное 3×8. Поменяв местами множители, можно вспомнить, чему равно произведение.
А значит, останется запомнить всего лишь 6 «незнакомых» примеров:
6×7=42
6×8=48
6×9=54
7×8=56
7×9=63
8×9=72
Эти примеры можно научиться считать на пальцах:
Пусть мизинцы будут обозначать пятерки, безымянные — шестерки, сред ние — семерки, указательные — восьмерки, большие пальцы — девятки.
Точно также можно умножить 7 на 8 или 8 на 9.
Умножение на 9
Быстро проверить умножение на 9 можно и на пальцах:
Положите руки ладонями на стол;
Мысленно пронумеруйте пальцы от мизинца левой руки до мизинца правой (мизинец левой руки — 1, безымянный левой руки — 2 и так до мизинца правой руки, который, соответственно, будет 10)(см.Приложение 1.рис.3)
Назовите число, на которое хотите умножить девятку. Допустим, это число 3:
Загните палец, которому был присвоен порядковый номер 3 (это будет средний палец левой руки);
Пальцы, которые остались слева от загнутого, обозначают десятки (у нас это мизинец и безымянный — два пальца, т. е. 2 десятка, число 20);
Пальцы, которые остались справа от загнутого, — это единицы. У нас справа остались 2 пальца левой руки + все 5 пальцев правой — итого 7 пальцев, 7 единиц;
2 десятка (20) + 7 единиц (7) = 27. Это произведение 9 и 3.
Точно также можно умножить 9 на 7 или 9 на 10..
2. способ: стихи.
Еще одним приемом запоминания таблицы умножения является использование стихотворений (рифмы).
Вряд ли вам покажется, что выучить подобное стихотворение может быть проще, чем просто таблицу умножения, но рифму можно использовать в особо сложных случаях. Например, умножение на 7 и на 8 часто вызывает трудности. И тут на помощь могут прийти стихи Марины Казариной «Про умножение» и Александра Усачёва «Умножение».(2) (приложение2)
3способ. Способ умножения на пальцах.
Этот счёт умножения однозначных чисел от 6 до 9 был изобретён до создания абака. Например, надо 6 Х 9. Для этого:
1. на одной руке вытянуть столько пальцев, на сколько первый множитель больше 5, остальные пальцы загнуть (т.е. 1-вытянуть,4-загнуть);
2. на второй руке сделать тоже самое для второго множителя(4-вытянуть, 1-загнуть);
3. в результате взять столько десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках вместе (т.е. сумму вытянутых пальцев: 4+1=5):
4. число единиц в результате равно произведению загнутых пальцев (1х4=4). 9x6=54
Этот способ умножения простой и может быть рекомендован для запоминания таблицы умножения от 6 до 9.
4 способ Русский крестьянский способ умножения
Способ этот, не похожий на наши школьные приемы, употребителен в обиходе великорусских крестьян и унаследован ими от глубокой древности.
Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду
последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоений другого числа. Вот пример:
Табл. 1
Множимое = 32 Множитель = 13
32 х 13
16 х 26
8 х 52
4 х 104
2 х 208
1 х 416
2. Экспериментальная часть
Исследование проводилось в течении 2 четверти 3 класса. Чтобы выявить самый эффективный способ умножения мы разделили класс на 4 группы. Каждая группа работала со своим способом.
1 группа- Умножение на пальцах.
2 группа - Русский крестьянский способ умножения.
3 группа- Стихи
4 группа — Умножение на пальцах 2.
В конце урока мы решили проверить какая группа лучше усвоила материал. Мы раздали каждой группе карточки с примерами на таблицу умножения.
№ группы | Количество правильных примеров/количество примеров всего |
1 | 7/10 |
2 | 4/10 |
3 | 5/10 |
4 | 8/10 |
Выявили что лучше всего запомнила группа под номером 4.
Чтобы убедиться мы решили провести эксперимент на 3-а классе.
№ группы | Количество правильных примеров/количество примеров всего |
1 | 6/10 |
2 | 5/10 |
3 | 5/10 |
4 | 9/10 |
Вывод: Мы убедились, что лучше всего таблица умножения запоминается 4 способом-таблица умножения на пальцах.
Заключение
Изучив историю мы узнали ,что ученым точно не известно где впервые стали использовать таблицу умножения.Это почти одновременно происходило и в Японии и Китае.Но авторство приписывают греческому математику Пифагору.
Существует много разных способов запоминания таблицы умножения,но больше всего нам понравились: Таблица умножения на пальцах, стихи, русский крестьянский способ.
Проведя исследование мы выявили, что самый эффективный способ-таблица умножения на пальцах.
Список литературы
1. Новейший полный справочник школьника:1-4 классы.-М.:Эк-Н72 смо,2012-576 с.
2. http://4brain.ru/memory/_kak-vyuchit-tablicu-umnozhenija.php
3.http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/interesnie-nestandartnie--sposobi-umnozheniya.html
Приложение 1
Рис.1.Деревянная табличка с фрагментом таблицы умножения.
Рис.2. Умножение на 6,7,8.
Рис.3. Таблица умножения на 9.
Приложение 2
Шесть сетей по шесть ершей -
Это тоже тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь — сорок два.
Бегемоты булок просят:
Шестью восемь — сорок восемь…
Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет -
Пятьдесят четыре.
Раз олень спросил у лося:
- Сколько будет семью восемь? -
Лось не стал в учебник лезть:
- Пятьдесят, конечно, шесть!
У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек -
Шестьдесят три.
Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять — семьдесят два (2)
Смекалка против Змея-Горыныча
Сладость для сердца
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Как нарисовать лимон акварелью
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт