Воздух – неотъемлемая часть в жизни каждого человека – это один из источников жизни. Влажность влияет не только непосредственно на самого человека, но на окружающий его мир. В работе поставлена цель: расширить знания о влажности воздуха, исследовать зависимость влажности воздуха в различных помещениях от изменения температуры. В данной работе приведены результаты измерения влажности воздуха в различных помещениях школы при разной температуре, магазине, аптеке, проведен анализ на соответствие полученных показаний с санитарными нормами. Люди весьма восприимчивы к влажности, поэтому влажность воздуха необходимо контролировать.
Вложение | Размер |
---|---|
vlazhnost_vozdukha_ogorodnikova_e.doc | 433 КБ |
Ямало – Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Новопортовская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
VII районная заочная научно-исследовательская конференция
учащихся «Мы выбираем жизнь»
Влажность воздуха и ее значение
исследовательская работа
Выполнила: Огородникова Евгения Андреевна, ученица 10 класса, МОШИ «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Руководитель: Кондратова Галина Борисовна, учитель физики, МОШИ «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Новый Порт,
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Физические параметры влажности воздуха
1.1.Парциальное давление водяного пара
1.2.Абсолютная влажность
2. Приборы для измерения влажности воздуха
2.1. Гигрометр _
3. Изменения влажности воздуха
3.1. Изменения влажности в атмосфере Земли
3.2. Суточные и годовые колебания влажности
4. Влияние влажности воздуха на комнатные растения
4.1.Признаки, свидетельствующие о недостатке влажности воздуха
5. Способы изменения влажности воздуха
6. Влажность воздуха и климат в помещении
7. Влажность воздуха и ее значение для человека
8. Практическое определение влажности в разных помещениях Новопортовской школы, магазине «ЛЕВ», аптеке с. Новый Порт
Список используемой литературы
Влажность воздуха и ее значение для человека
Огородникова Евгения Андреевна,
ЯНАО, Ямальский район, с. Новый Порт, МОШИ «Новопортовская школа-интернат
среднего (полного) общего образования», 10 класс
Введение
…у нас нет другого пути…кроме оценки плотности насыщенного пара при любой температуре.
Уильям Томсон (Кельвин)
Комфортные условия для нашего организма и окружающих нас предметов складываются из многих оптимальных составляющих: температура, шум, влажность, запыленность и других. Зачастую, создавая комфортную среду в своём доме или на предприятии, в первую очередь, мы ориентируемся на самые ощутимые параметры – систему отопления (температура), плотно закрываемые окна (шум), иногда вентиляция. Влажность воздуха обычно остается незаслуженно обойденной нашим вниманием. А это важнейший параметр, который влияет на наше здоровье и комфорт в доме. Спортсменам и гляциологам, летчикам и морякам, конструкторам паровых котлов и тепловых машин и даже домохозяйкам, развешивающим белье для просушки, - всем, так или иначе, нужны точные сведения о влажности воздуха и других свойствах паров.
Воздух – неотъемлемая часть в жизни каждого человека – это один из источников жизни. Человек не может жить без воздуха. А что такое воздух, из чего он состоит и как влияет на человека? …В 1756 году Блэк, тогда еще студент Эдинбургского университета, установил сложный состав атмосферного воздуха и тем самым нанес удар существующей более 2000 лет гипотезе, утверждавшей, что атмосфера состоит лишь из «воздуха» и водяного пара [2]. Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара, содержание которого имеет важное значение для человека наряду с температурой и давлением атмосферы.
От влажности зависит рост растений, интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. Испарение влаги имеет большое значение для поддержания температуры тела постоянной.
Влажность влияет не только непосредственно на самого человека, но на окружающий его мир. Для разных продуктов питания тоже существует определенная влажность, при которой она сохранится свежей намного дольше.
Цель исследовательской работы: расширить знания о влажности воздуха, исследовать зависимость влажность воздуха в различных помещениях от изменения температуры.
Задачи исследования:
Объект исследования: влажность воздуха.
Предмет исследования: причины изменения влажности воздуха и ее влияние на самочувствие человека.
Методы исследования: отбор и анализ литературы, классификация, обобщение, проведение исследований, обработка результатов эксперимента, вывод.
Гипотеза: если уметь измерять и знать, как можно изменить влажность воздуха в помещениях, где большую часть своего времени проводит человек, овощехранилищах, складах магазинов, аптеке, то долгое время будут сохраняться продукты питания, лекарственные препараты, будет самочувствие человека хорошим, что непосредственно повлияет на его активную жизнедеятельность и здоровье.
Новизна работы: В своей работе я расширила знания о влажности воздуха и ее характеристиках, способах измерения. Мною проведено исследование по измерению влажности в различных помещениях школы, магазине, аптеке, проведен анализ на соответствие полученных показаний с санитарными нормами.
Вопрос о влажности воздуха и ее значении изучался мною по учебной и научной литературе [2,3,4], медицинским статьям [2,3,4], также был изучены САНПины (Гигиенические требования к видео дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарные правила и нормы и др.).
1.Физические параметры влажности воздуха
Водяной пар в воздухе, несмотря на огромные поверхности океанов, морей, озер и рек, не является насыщенным: атмосфера – «открытый сосуд». Перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах нашей планеты в данный момент испарение воды преобладает над конденсацией, а в других, наоборот, преобладает конденсация.
Содержание водяного пара в воздухе – его влажность – характеризуется рядом величин.
1.1.Парциальное давление водяного пара
Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое воздухом на находящиеся в нем тела. Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называют парциальным давлением (или упругостью) водяного пара. Парциальное давление p водяного пара принимают за один из показателей влажности воздуха [1,2]. Его выражают в единицах давления – паскалях или миллиметрах ртутного столба.
1.2.Абсолютная влажность
За характеристику влажности воздуха может быть принята плотность водяного пара , содержащегося в воздухе. Эту величину называют абсолютной влажностью и из-за ее малости выражают в граммах на кубический метр. Абсолютная влажность и парциальное давление водяного пара связаны уравнением Менделеева – Клапейрона [1]: p = /M*RT; где р - давление, - плотность водного пара; М – молярная масса; R – универсальная газовая постоянная; Т- абсолютная температура. ρ=
1.3.Относительная влажность. Знание парциального давления водяного пара или абсолютной влажности ничего не говорит о том, насколько водяной пар в данных условиях далек от насыщения. А именно от этого зависит интенсивность испарения воды и, следовательно, потеря влаги живыми организмами. От этого же зависит быстрота высыхания тканей, почвы, увядание растений и многое другое. Величину, показывающую, насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению называют относительной влажностью.
Относительной влажностью воздуха называют выраженное в процентах отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при той же температуре р0: = p/р0*100% или = /0*100%,
где - абсолютная влажность, а 0 – плотность насыщенного водяного пара при данной температуре [1, 2].
1.4.Точка росы. При охлаждении влажного воздуха при постоянном давлении его относительная влажность повышается, так как чем ниже температура, тем ближе парциальное давление пара в воздухе к давлению насыщенного пара. В конце концов, пар становится насыщенным. (рис.1) Пусть при температуре t1 парциальное давление водяного пара равно р1. Состояние пара изобразится при этом точкой А. Если охладить воздух до температуры tr при р1 = const, то пар станет насыщенным и его состояние изобразится точкой В.
Температура tr, до которой должен охладиться воздух, чтобы находящийся в нем водяной пар достиг состояния насыщения (при данной влажности воздуха и неизменном давлении), называется точкой росы. [1]
Рис.1
0
Давление насыщенного водяного пара при температуре воздуха, равной точке росы, и есть парциальное давление водяного пара, содержащегося в атмосфере.
При охлаждении воздуха до точки росы начинается конденсация паров: появляется туман, выпадает роса.
2. Приборы для измерения влажности воздуха
2.1. Гигрометр. Точку росы определяют с помощью прибора, называемого конденсационным гигрометром. Гигрометр представляет собой металлическую коробку, передняя стенка которой хорошо отполирована. Коробка окружена полированным кольцом, отделенным от нее теплоизолирующей прокладкой. Коробка соединена с резиновой грушей. Внутрь коробки наливают легко испаряющуюся жидкость - эфир и вставляют термометр. Продувая через коробку воздух с помощью груши, вызывают сильное испарение эфира и быстрое охлаждение коробки. По термометру замечают температуру, при которой появляются капельки росы на полированной поверхности стенки. Это и есть точка росы, так как появление росы указывает, что водяной пар стал насыщенным [1,2].
Определение точки росы - наиболее точный способ измерения относительной влажности.
2.2. Волосной гигрометр (Приложение I)
Первый волосяной гигрометр был создан в 1783 году швейцарским естествоиспытателем Соссюром. В том же году Соссюр опубликовал статью, в которой доказал, что при одних и тех же температуре и давлении влажный воздух легче сухого [1].
Действие гигрометра другого типа – волосного – основано на способности обезжиренного человеческого волоса удлиняться при увеличении относительной влажности. Между двумя металлическими стойками (1) укреплен обезжиренный человеческий волос. Один конец волоса закреплен на верхнем штифте, которым можно с помощью гайки регулировать натяжение волоса. Другой конец волоса нагружен небольшой гирькой и перекинут через блок, на котором укреплена стрелка (2) с противовесом. При изменении влажности воздуха длина волоса изменяется и стрелка по шкале (3) указывает относительную влажность воздуха в процентах. Волосной гигрометр применяют в тех случаях, когда в определении влажности воздуха не требуется большой точности.
2.3. Психрометр (Приложение II)
Психрометр состоит из двух термометров. Резервуар одного из них остается сухим, и термометр показывает температуру воздуха. Резервуар другого окружен полоской ткани, конец которой опущен в воду. Вода испаряется, и благодаря этому термометр охлаждается. Чем больше относительная влажность, тем менее интенсивно идет испарение и тем меньше разность показаний термометра. При относительной влажности, равной 100%, вода вообще не будет испаряться и показания обоих термометров будут одинаковы. По разности температур термометров с помощью специальных таблиц, называемых психрометрическими, можно определить относительную влажность воздуха. Психрометрами обычно пользуются в тех случаях, когда требуется достаточно точное и быстрое определение влажности воздуха [1,2].
2.4. Инфракрасный гигрометр
Современный прибор для определения количества водяного пара в воздухе - инфракрасный гигрометр – способен работать в условиях, когда все другие приборы практически непригодны. Он основан на сравнении потоков инфракрасного излучения двух волн разной длины, проходящих через слой воздуха. Одна волна поглощается водяным паром, другая – нет [3].
2.5. Вовремя определить степень потери влаги в любых предметах и окружающем их воздухе помогают влагомеры, которые широко используются в мебельном производстве, строительстве, столярном деле. Эти приборы могут измерять влажность бетона, мебели, влажность стен и всего помещения при ремонтных работах, укладке паркета и др. [7]
3.Изменения влажности воздуха
Влажность — это содержание влаги в нашем воздухе. Влажность воздуха имеет большое значение при некоторых технологических процессах, лечении ряда болезней, хранении произведений искусства, книг и т.д. Водяной пар поступает в атмосферу в результате процесса испарения с поверхности. Испарение зависит от температуры испаряющей поверхности и от относительной влажности воздуха. Насыщенный воздух не может вместить больше пара, если температура его не повысится. При повышении температуры, он удаляется от насыщения, при понижении, наоборот, в нем может начаться конденсация. Так происходит, например, летней ночью при ясной погоде, соприкасаясь с холодной поверхностью, оставляет на ней капельки росы. При отрицательной температуре выпадает иней. В воздухе, охлаждающемся от поверхности или от пришедшего холодного воздуха, образуется туман. Он состоит из мелких капелек или кристалликов, взвешенных в воздухе. В сильно загрязненном воздухе образуется густой туман с примесью дыма – смог [4].
3.1. Изменения влажности в атмосфере Земли
Влажность воздуха земной атмосферы колеблется в широких пределах. Так, у земной поверхности содержание водяного пара в воздухе составляет в среднем от 0,2% по объёму в высоких широтах до 2,5% в тропиках. Относительная влажность φ очень высока в экваториальной зоне (среднегодовая до 85% и более), а также в полярных широтах и зимой внутри материков средних широт - здесь за счёт низкой температуры воздуха. Летом высокой относительной влажностью характеризуются муссонные районы (Индия - 75-80%). Низкие значения φ наблюдаются в субтропических и тропических пустынях и зимой в муссонных районах (до 50% и ниже). С высотой φ быстро убывает. На высоте 1,5-2 км упругость пара в среднем вдвое меньше, чем у земной поверхности. На тропосферу (нижние 10-15 км) приходится 99% водяного пара атмосферы. В среднем над каждым м2 земной поверхности в воздухе содержится около 28,5 кг водяного пара. [4]. Если бы прекратился круговорот воды в природе, то за год с поверхности Мирового океана испарился бы слой воды толщиной около 1,1 м. [5].
3.2. Суточные и годовые колебания влажности
Суточный ход упругости пара над морем и в приморских областях параллелен суточному ходу температуры воздуха: влагосодержание растет днём с возрастанием испарения. Таков же суточный ход в центральных районах материков в холодное время года.
Более сложный суточный ход с двумя максимумами - утром и вечером - наблюдается в глубине материков летом. Суточный ход относительной влажности φ обратен суточному ходу температуры: днём с возрастанием температуры. Годовой ход упругости пара параллелен годовому ходу температуры воздуха; относительная влажность меняется в годовом ходе обратно температуре. [4]
4. Влияние влажности воздуха на комнатные растения
Этой важной характеристике воздуха зачастую не уделяют должного внимания. Между тем, родиной многих наших комнатных растений являются влажные тропические леса, поэтому часто им приходится очень трудно в сухом воздухе наших квартир, классных комнат с центральным отоплением. Обычно влажность воздуха меньше максимальной, т.е. существует так называемый дефицит насыщения. Чтобы определить его, измеряют относительную влажность воздуха и затем указывают, насколько отличается процентное содержание водяного пара в воздухе от максимально возможного при данной температуре. В наших широтах в помещениях с центральным отоплением зависимости от времени года относительная влажность воздуха составляет от 65% (зимой) до 75% (весной). Если мы обратим внимание на то, в каких условиях растут у себя на родине наши комнатные растения, то поймем, что, например, тропические виды больше всего нуждаются в тепле и относительно высокой влажности воздуха - около 90%. Правда, в комнате они успешно растут и при несколько меньшей влажности - от 55 до 60%. К сожалению, обычно воздух в наших классных комнатах еще суше. Зимой, с началом отопительного сезона, его влажность еще больше уменьшается, не может поправить дела и регулярное проветривание. Даже если за окном в холодную погоду влажность воздуха составляет 90%, в комнате, классе этот воздух нагревается, и при этом его относительная влажность значительно уменьшается.
4.1.Признаки, свидетельствующие о недостатке влажности воздуха
Большинство растений привыкло к более влажному воздуху, чем тот, что окружает их в наших помещениях. От недостатка воды в воздухе они страдают гораздо чаще, чем от ее избытка. В сухом воздухе растения начинают испарять через устьица на листьях больше воды, и их водный баланс нарушается (Приложение III):
5.Способы увеличения влажности воздуха
Существует несколько способов повышения влажности воздуха в комнате.
5.1. Опрыскивание. С помощью этого простого и действенного метода можно увеличить влажность воздуха в непосредственной близости от растения (Приложение IV). Лучше всего опрыскивать растение утром, чтобы за день листья обсохли. Избегайте опрыскивания, если на листья попадают прямые солнечные лучи: капельки воды на них могут сыграть роль линзы, и растение пострадает от ожога. Кроме того, следует иметь в виду, что некоторые виды растений нельзя опрыскивать, потому что на листьях и цветах у них могут появиться пятна гнили. Особенно это касается растении из семейства геснериевых, таких как ахименес (Achimenes hybrida), глоксиния (Sinningia), узамбарская фиалка (Saintpaulia) и стрептокарпус (Streptocarpus). Кроме того, не очень хорошо относятся к опрыскиванию бегония, примула, аладиум двухцветный и кальцеолярия. [4].
5.2. Приборы и устройства, с помощью которых можно увеличить влажность воздуха
Резервуары с водой между ребер радиатора хотя и увлажняют воздух, но, как правило, недостаточно. Гораздо эффективнее использовать электрический увлажнитель воздуха (Приложение V). Он разбрызгивает маленькие капельки воды, которые сразу же рассеиваются в воздухе, не оседая на растения, мебель, ковры и т.п. Комфортная для любого человека, домашних животных и всего, что нас окружает, влажность воздуха колеблется от 50% до 60 %. Поддержать её могут только бытовые или промышленные атомайзеры (в зависимости от размеров помещений). [8]
5.3. Растения в "водяной постели" (Приложение VI)
Можно обеспечить растениям некоторый запас влаги, который будет способствовать также увеличению влажности воздуха. Например, поместить горшок с растением в водонепроницаемый контейнер и заполните промежуток между горшком и стенками контейнера торфом или галькой. Торф время от времени нужно смачивать, так чтобы он всегда был влажным. В горшок с галькой налить столько воды, чтобы, нижние камешки были мокрыми. Вода не должна покрывать камешки целиком, дно горшка должно оставаться сухим.
5.4. Группировка растений. Растения прекрасно могут и сами помочь себе, если только их сгруппировать так, чтобы растения, испаряющие много влаги, оказались рядом с теми, которые предпочитают высокую влажность воздуха. Листья растений испаряют воду и способствуют повышению влажности воздуха, а это улучшает самочувствие людей. Конечно, для улучшения климата в помещении используют, прежде всего, такие растения, которые испаряют большое количество влаги. Например, циперус поглощает в день около литра воды. Только два процента этой жидкости растение усваивает, а остальное вновь испаряет. Еще больше повысится влажность воздуха в помещениях, если устроить комнатный садик с крошечным водоемом или дендрарием: посадить несколько красивых растений и поместить туда, например, какой-нибудь причудливый камень, к которому присоединен насос. Благодаря этому фонтанчику климат в комнате значительно улучшится. Кроме того, журчание воды действует успокаивающе и создает уютную атмосферу. [8]
5.5. Искусственное вызывание дождя. В 1880 году шотландский морской инженер Апткен открыл, что конденсация водяного пара при образовании тумана, облаков и дождя происходит на определенных микроскопических частицах, таких как морская соль, мельчайшие пылинки и т.д. На этом открытии основаны некоторые современные работы по искусственному вызыванию дождя [4].
6. Влажность воздуха и климат в помещении
Не только растения, но и люди обычно чувствуют себя лучше во влажном воздухе. Оптимальной для нас является относительная влажность воздуха от 45 до 55% при температуре 18 - 24°С. В наших квартирах влажность обычно ниже, поэтому может возникнуть сухость слизистых оболочек и дыхательных путей и, как следствие этого, развивается кашель и хрипота. В некоторых помещениях мы чувствуем себя не очень хорошо, хотя и не можем понять причины этого. Непрерывное уничтожение влаги в воздухе производится системами отопления, плитой на кухне, компрессором холодильника, другими бытовыми и промышленными устройствами. Все эти очень полезные и необходимые в хозяйстве приборы постоянно осушают наш воздух. А кондиционер во время своей работы забирает драгоценную влагу из воздуха квартиры или дома и выливает ее конденсатом на улицу. Мы, как и все живые организмы, потребляем и отдаем воду со слизистых оболочек и со всей поверхности кожи, поэтому губительный сухой воздух действует на нас постоянно. При этом человек в среднем больше 20 часов в сутки проводит в закрытых помещениях.
При низкой влажности в обогреваемом помещении любая древесина начинает отдавать воздуху свою влагу. При её потере мебель, полы и остальная древесина ссыхается и расходится, образуя деформации и трещины на поверхности. Такие же явления происходят с текстилем, бумагой, отдельными видами пластмассы, фарфором, воском, овощами, фруктами и другими гигроскопическими материалами, которые всегда стремятся достигнуть равновесия с окружающей их средой и способны выделять и поглощать влагу. В полиграфии при быстром высыхании бумага скручивается и съеживается, что приводит к разрыву и задиранию бумаги и даже смещению печатных красок при прохождении через печатный станок. В музеях и других местах хранения ценных скульптур и картин резкие перепады влажности могут привести даже к уничтожению произведений искусства.
Открытыми окнами можно немного компенсировать потребление влаги, но проветривание действует в случае, когда на улице температура выше, чем в доме, а количество влаги в природном воздухе достаточно. Холодный воздух в отопительный сезон после попадания в дом расширяется, поэтому содержание в нём влаги снижается в несколько раз.
7. Влияние влажности воздуха на человека
Влажность воздуха, существенно влияя на теплообмен организма с окружающей средой, имеет большое значение для жизнедеятельности человека. Люди весьма восприимчивы к влажности. От нее зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи. В зависимости от степени влажности воздуха по-разному ощущается действие температуры. Высокая температура воздуха в сочетании с низкой его влажностью переносится человеком значительно легче, чем при высокой влажности. При высокой влажности, особенно в жаркий день, испарение влаги с поверхности кожи уменьшается и поэтому затрудняется терморегуляция человеческого организма. В сухом воздухе, напротив, происходит быстрое испарение влаги с поверхности кожи, что приводит к высыханию слизистых оболочек дыхательных путей.
В воздухе с большой относительной влажностью испарение замедляется и охлаждение незначительно. Жара труднее переносится при высокой влажности воздуха. В этих условиях затруднен отвод тепла за счет испарения влаги. Поэтому возможен перегрев тела, нарушающий жизнедеятельность организма. Для оптимального теплообмена человеческого организма при температуре 20-25С наиболее благоприятна относительная влажность порядка 50%.
Температура в жилых помещениях должна быть не ниже 18◦С, а в угловых комнатах – не ниже 20◦С. Температура для учебных помещений не должна быть ниже 16 – 18 ◦С для спортивного зала – 16◦С; для рекреаций, коридоров, лестничных пролетов, столовых – 14◦С. Относительная влажность воздуха в комнатах и школьных помещениях должна составлять 40 – 60%, а его подвижность – от 0,1 до 0,15 м/с. [6]
Оптимальные и допустимые параметры температуры и относительной влажностью
воздуха в помещениях во всех учебных и дошкольных учреждениях [6].
ОПТИМАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ | ДОПУСТИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ | ||
Температура ˚С. | Относительная влажность, % | Температура ˚С. | Относительная влажность, % |
19 | 62 | 18 | 39 |
20 | 58 | 22 | 31 |
21 | 55 |
Примечание: скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с.
Для хорошего самочувствия и здоровья необходимо, чтобы относительная влажность была в пределах от 40 до 60%. Оптимальная влажность составляет 45%. Однако в наших домах и школах, в зимние месяцы, она может не превышает 20%. С началом отопительного сезона влажность воздуха в помещениях значительно снижается, что приводит к простудным и другим заболеваниям. Для ее поддержания в это время в комнате площадью 15 – 18 кв. м. должно испариться в сутки не менее 1 литра воды. Высокая влажность также при любой температуре плохо влияет на здоровье человека. Она может возникнуть из – за больших комнатных растений или нерегулярного проветривания, низкой температуры в помещении. При более высокой температуре предпочтительна влажность около 20%.
При низкой влажности воздуха необходимо пить больше воды, применять крем для увлажнения или иные способы войны с симптомами, но рациональнее ликвидировать причину с помощью современного технического прогресса, то есть использовать устройство увлажнения воздуха для поддержания комфортной влажности.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
8. Практическое определение влажности в разных помещениях Новопортовской школы, интерната, продовольственном магазине, аптеке с. Новый Порт
Так как в течение учебного года ученикам приходится больше времени проводить в школе, то не маловажную роль играет состояние влажности в учебных кабинетах. Исходя из этого, мы решили узнать, отвечает ли санитарным нормам условия наших кабинетов. Относительная влажность воздуха была измерена с помощью психрометра. Прибор устанавливался в исследуемых кабинетах на 30 минут. Измерения проводились в предметных кабинетах, мастерских, компьютерном классе, видеостудии, кабинетах заместителя директора и т. д. С целью определения условий приготовления и хранения продуктов питания, лекарственных препаратов проводились измерения влажности воздуха в школьной столовой и столовой интерната, аптеке и продовольственном магазине «ЛЕВ» (ПриложенияVII, VIII)
По результатам исследовательской работы были сделаны основные выводы:
Состояние микроклимата школьных помещений оказывает влияние на самочувствие и здоровье учащихся: а) низкая влажность вызывает быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что приводит к простудным и другим заболеваниям; б) высокая влажность также трудно переносится при высокой температуре, так как в этих условиях затруднен отвод тепла за счет испарения влаги и возможен перегрев тела.
Заключение
Рассмотрев поставленные мною вопросы, я пришла к выводу, что невидимый нами воздух (содержание в нем водяного пара) которым мы дышим и к которому мы привыкли, может влиять не только на самого человека, но и на все, что его окружает. В исследовательской работе мною были расширены знания о влажности воздуха и ее влиянии на жизнедеятельность человека. Люди весьма восприимчивы к влажности и поэтому влажность воздуха необходимо контролировать.
Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в помещениях существуют различные специальные устройства: системы увлажнения низкого и высокого давления, увлажнители воздуха и др.
Родиной многих наших комнатных растений являются влажные тропические леса, поэтому многим растениям приходится очень трудно в сухом воздухе наших домов и квартир с отоплением. От недостатка воды в воздухе они страдают гораздо чаще, чем от ее избытка.
Так как в течение учебного года ученикам приходится больше времени проводить в школе, то не маловажную роль играет состояние влажности в учебных кабинетах. Исходя из этого, я выяснила, что большинство кабинетов соответствует санитарным нормам в тёплое время (18-25˚С), и отклоняется от нормы при низкой температуре, а это может приводить к раздражению слизистых органов дыхания и, следовательно, к кашлю и нарушению работы легких, ухудшению самочувствия человека. Было отмечено, что оптимальная влажность воздуха в кабинетах с большим количеством растений.
Данная работа имеет практическое значение и может быть использована на уроках физики или факультативных занятиях, а также для самообразования учащихся, определении санитарной оценки школьной среды.
Список используемой литературы
Интернет-ресурсы:
Приложение II
Приложение III. Фото цветка
Приложение IV
Приложение V. Увлажнитель воздуха
При опрыскивании цветы (здесь - антуриум) следует прикрыть, чтобы на них не попали капли воды. |
Приложение VI
Растение "в водяной постели" (аспелениум) |
Приложение VII. 1. Определение влажности воздуха в помещениях школы 10 - 15.10.2009
Место определения влажности | tсух, ْ С | tвл, ْ С | ∆t, ْ С | φ, % |
Кабинет №11 (много цветов) | 23 | 20 | 3 | 74 |
Кабинет информатики №203 | 24 | 19 | 5 | 69 |
Кабинет видеостудии | Выше 25 | 20 | 5 и более | меньше 50% |
Методический кабинет | Выше 25 | 21 | 5 и более | меньше 50% |
Кабинет замдиректора по УВР | 14 | 13 | 1 | 88 |
Кабинет №101 | 18 | 15.5 | 2 | 74 |
Мастерские | 13 | 12 | 1 | 88 |
Приложение VII.2. Определение влажности воздуха в помещениях школы 19-22.12.2009
Место определения влажности | tсух, ْ С | tвл, ْ С | ∆t, ْ С | φ, % |
Кабинет №11 (много цветов) | 22 | 18 | 4 | 64 |
Кабинет информатики №203 | 23 | 19 | 4 | 65 |
Кабинет видеостудии | 24 | 18 | 6 | меньше 54% |
Методический кабинет | 23 | 17 | 6 | меньше 54% |
Кабинет замдиректора по УВР | 19 | 15 | 4 | 61 |
Кабинет №101 | 21 | 18 | 3 | 72 |
Мастерские | 17 | 15 | 1 | 79 |
Приложение VIII
Место определения влажности | tсух, ْ С | tвл, ْ С | ∆t, ْ С | φ, % |
Столовая интерната | ||||
Мясной цех (переработка мяса) | 18 | 14 | 4 | 60 |
Овощной цех | 16,5 | 14,5 | 2 | 78 |
Сухой цех | 14 | 12 | 2 | 76 |
Банкетный зал | 17 | 13 | 4 | 59 |
Обеденный зал | 18 | 16 | 2 | 79 |
Школьная столовая | ||||
Обеденный зал | 20 | 16 | 4 | 63 |
Кухня | 21 | 15 | 6 | Меньше 50% |
Овощной склад (картофель, апельсины, сыпучие продукты и др) | 20 | 16 | 4 | 63 |
Гастрономический склад (консервированные продукты, молоко и т.п.) | 20 | 15 | 5 | 54 |
Магазин «ЛЕВ» | 24 | 20 | 4 | 66 |
Аптека (по показанием психрометра в аптеке) | 22 | 16 | 6 | 48 |
Хитрый коврик
Этот древний-древний-древний мир!
Для чего нужна астрономия?
За чашкой чая
Ворона