Актуальность работы не вызывает сомнения ввиду того, что в современном обществе проблема толерантности является животрепещущей.
В результате написания работы была выявлена необходимость и возможности воспитания толерантности в многонациональном государстве.
Обратившись к толковым словарям и проведя социологический опрос, ученица дала определение термину «толерантность».
Проанализировав нормативно-правовые документы и официальные ресурсы сети интернет, Салкина Ева рассмотрела Россию как многонациональное государство.
Анкетирование учащихся и родителей МОУ СОШ №4 показало необходимость воспитания толерантности у молодёжи. На этой основе ученица предложила ряд рекомендаций для семьи и школы. Продемонстрировала работу МОУ СОШ №4 по воспитанию толерантности.
Творческая работа имеет перспективу исследования. Возможно дальнейшее исследование проблемы толерантности в рамках муниципалитета, сотрудничество со школами, учреждениями дополнительного образования, семьями.
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnosti.doc | 101.5 КБ |
Воспитание толерантности в условиях многонационального государства.
Автор: Салкина Ева
ученица 8 класса «А»
Руководитель: Потапова Дарья Сергеевна
учитель истории и обществознания,
2014
Содержание.
Введение…………………………………………………………………..2
Заключение……………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………16
Введение.
Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей.
Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности.
В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев.
Цель работы: выявить необходимость и возможности воспитания толерантности в многонациональном государстве.
Задачи работы:
При написании работы мы использовали следующие методы: анализ и синтез, классификация, опрос, анкетирование.
1.Что такое толерантность?
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин.
В последнее время в школах нередко пишут на тему «Что такое толерантность» сочинение и другие работы, проводят классные часы и внеклассные мероприятия. А знают ли современные школьники смысл данного термина? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос мы провели анкетирование учащихся 6-8 классов МОУ СОШ №4 в количестве 140 человек.
Ребятам задавался вопрос: «Что такое толерантность?». Анализ проведённого анкетирования дал следующие результаты определения «толерантности» подростками:
35 % - уважение к людям,
24 % - терпимость к людям,
16 % - равенство людей,
10 % - любовь к людям,
15 % - затруднились ответить.
Статистика показала разность мнений учащихся, а в 15 % случаев их не знание смысла термина.
Чтобы дать определение «толерантности» мы обратились к словарям русского языка.
Для начала несколько слов о происхождении слова и его значении с точки зрения языкознания. Слово "толерантность" пришло в русский язык в XVIII веке через английский из классической латыни, в которой "tolerantia" означало "терпение, терпимость".
В разных культурах толкование толерантности имеет различные смысловые оттенки, обусловленные историческим опытом народов, преимущественно связанные с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений. В английском языке в соответствии с Оксфордским словарем толерантность понимается как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском - это «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в арабском - «мягкость, сострадание, терпение»; в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению»; в китайском - «допущение, проявление великодушия в отношении других». [13]
В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является «терпение», «терпеть», «терпимость», означающее способность терпеть только по милосердию, быть спокойным, рассудительным, великодушным, снисходительным. [14]
Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Она означает уважение, принятие и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность предполагает отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждает нормы, установленные в международных актах в области прав человека. [3]
Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». [15]
По определению академика В.А. Тишкова, толерантность - это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу».
А.Г. Асмолов отмечает, что термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение.
По мнению П. Кинга, «быть толерантным» означает терпеть, сносить, мириться с человеком, деятельностью, идеей и т.п., которого или которой в действительности не одобряешь. П. Кинг понимает толерантность как отрицание нетерпимости.
Философ Ю.А. Ищенко определяет толерантность как внутреннее активное отношение, проявляемое то ли в сострадании (и молчании), то ли в действии (и диалоге).
Толерантность, по мнению Д.В. Зиновьева, «это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение иным взглядам, нравам, привычкам» [18].
Таким образом, обобщая всё выше сказанное, мы можем сделать вывод о том, что толерантность - это термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
2.Россия – многонациональная страна.
«Конфессиональный мир, межэтническое, межрелигиозное согласие является основой для существования и дальнейшего развития Российского государства».
В.В.Путин.[21]
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие…»[4] - такими словами начинается Конституция Российской Федерации.
В современной России проживает около 200 народов и этнических групп, различных по языку, особенностям своей материальной и духовной культуры, по конфессиональной принадлежности. [19]
Президент Владимир Путин в своей речи сказал: «Мы не утратили нашу национальную культуру, язык, традиции. Россия всегда славилась, гордилась таким культурным многообразием, и в этом всегда заключалась её сила. И то, что нам удалось на протяжении тысячелетия не утратить это многообразие, сохранить его, – это чрезвычайно важно…» [20]
Согласно переписи населения в 2010 году русские составляли 77,71 % населения — 111,0 млн из 142,9 млн чел, представители других национальностей и лица не указавшие национальности составляли чуть более 22,2 % населения — 31,8 млн чел..
В 2002 году численность русских составляла около 115,9 млн из 145,2 млн жителей — 79,83 %, численность других национальностей и лиц не указавших национальности составляла около 29,3 млн чел. — 20,2 %.
В Московской области по национальности большинство населения (92,92 %) — русские; вторая по численности населения — украинцы, на третьем месте — татары. В Московской области проживает также большое количество нелегальных трудовых мигрантов, преимущественно из стран ближнего зарубежья.
В Орехово-Зуево, при численности 121 377 человек на 2013 год, проживают русские, украинцы, белорусы, татары, чеченцы, азербайджанцы, армяне. [19]
В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция.
Согласно Конституции РФ «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» (Ст.6). Соответственно, все граждане равны вне зависимости от национальной принадлежности и вероисповедания.
Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (Ст. 68 Конституции РФ).
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (Ст. 26 Конституции РФ). [4]
В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности). [15]
Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. [10]
На основании выше сказанного мы можем и должны сделать вывод о том, что исторически так сложилось, что наше государство населяют различные народы, которые приносят в него свои традиции и обычаи, свои культурные ценности. Многонациональность России на протяжении веков была славой России, её гордостью, непобедимостью и силой. Отношения между народами в истории и современности выстраиваются на основе равенства и дружбы. Это то, о чём мы не должны забывать и чему должны учить наших детей.
"Дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей не передаются по наследству,
в каждом поколении их надо воспитывать вновь
и вновь, и чем раньше начинается формирование
этих качеств, тем большую устойчивость они
приобретут"
Э.К.Суслова
Часто говорят, что в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.
Самым первым институтом воспитания для ребёнка является семья. Именно здесь должны закладываться все нравственные качества и, разумеется, терпимость и уважение к представителям других национальностей. Последнее наиболее актуально в условиях многонациональности нашего государства и постоянного притока рабочих мигрантов из ближнего зарубежья. [9]
На основе анкетирования учащихся 6-8 классов МОУ СОШ №4 города Орехово-Зуево мы выяснили, что 58 % учащихся положительно относятся к представителям иных национальностей, однако 32 % детей затруднились ответить на вопрос, а 20 % вообще высказали свой негатив в отношении переселенцев из ближнего зарубежья.
Что же может и должна делать семья, чтобы не было этих 32 % и 20 % статистики? И хотят ли самое главное этого родители?
Анкетирование родителей учащихся МОУ СОШ №4 дало следующие результаты. На вопрос «Нужно ли в семье воспитывать в детях толерантность?» 96 % родителей ответили положительно, однако 4 % - затруднились ответить на этот вопрос, а 1 % опрошенных не считают нужным воспитание в детях терпимости.
Не безынтересно, что в живой беседе с родителями мы выяснили, что они проводят со своими детьми беседы о терпимом отношении к другим национальностям, считают это нужным и важным. Кроме того, ряд семей демонстрирует смешение наций, что также служит примером терпимости и толерантности.
Однако, некоторые родители, высказали ряд проблем, связанных с воспитанием толерантности.
«Я считаю, что представители других национальностей, также должны быть толерантны к нам и нашим детям, в противном случае наши усилия просто будут безрезультатны. Мы относимся к людям также, как они к нам…»
«Зачастую представители национальных меньшинств позволяют себе вальяжное поведение, что нам с этим делать? Терпеть?»
«Сегодняшняя обстановка в стране очень сложная, терроризм… С ориентировок на нас смотрят снова «нерусские» лица. Детям трудно объяснить, что не все они плохие, ведь и во взрослой среде это порождает ненависть».
Со всем этим нельзя не согласиться, мы можем и должны надеяться на то, что наше государство сможет урегулировать и сгладить существующие противоречия, оказать поддержку семье в воспитании детей.
Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактику национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе. [21]
Однако констатация проблемы не означает, что найдены пути и способы ее решения. Следовательно, формирование толерантности требует педагогического осмысления и большой целенаправленной работы в педагогической науке.
Мы же предлагаем для родителей ряд правил, которые помогут воспитать толерантность в детях.
Для того чтобы привить толерантность своему ребенку родители, во-первых, должны научить его умению воспринимать как должные, такие этические ценности, как прощение и понимание, сочувствие и согласие, компромисс и принципиальность. Ведь толерантность, это свойство человека действовать, реагировать на житейские ситуации в соответствии со своими ценностями.
Во-вторых, личный пример родителей, пожалуй, самый важный элемент воспитания. Умные фразы и красивые слова о высоких ценностях развеются как дым как только ребенок увидит, что в реальных житейских ситуациях, родители вовсе не следуют им, не разделяют их. Если ребенок не видите уважения, терпимости друг к другу между собственными родителями, то о какой абстрактной толерантности вообще может идти речь?
Проще говоря, толерантность ребенка к миру и человечеству формируют модели взаимоотношений в семье: обращение родителей друг с другом, обращение родителей с ним самим, отношение родителей к другим людям: соседям, друзьям, знакомым… [11]
Поэтому, вот несколько простых, но трудных для постоянного выполнения правил:
1) Слушайте, что говорит Вам Ваш ребенок, проявляйте неподдельный интерес к тому, что он говорит.
2) Принимайте его таким, какой он есть, а не сравнивайте его с вашими фантазиями о нем. И уж тем более, не вымещайте на нем свое недовольство собой.
3) Научитесь снимать его эмоциональное напряжение. Пусть он всегда за помощью идет к Вам. [10]
И помните:
- Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
- Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить
любовь в этом мире. [11]
Восьмой год я обучаюсь в МОУ СОШ №4, которая расположена в Воронцовско-Пролетарском микрорайоне г.о.Орехово-Зуево. Детский коллектив школы многонационален.
По Закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «Обеспечение самоопределение личности, создание условий для её самореализации», должно обеспечивать, в частности, « интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество…». И поэтому система воспитательной работы нашей школы построена на самосовершенствовании личности, одним из принципов которой является воспитание толерантности.
Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, определим основные идеи формирования толерантности:
- согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);
- образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов;
- образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям уважительных отношений к другим людям. [9]
В педагогической практике учителей МОУ СОШ №4 г.Орехово-Зуево накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников.
Наши педагоги проводят такие мероприятия как:
Воспитание культуры толерантности мы считаем необходимо осуществлять по формуле: "родители + дети + педагог".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка: школы и семьи.
Именно на этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание, дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе делить радости и огорчения, вместе преодолеть трудности и праздновать победы.
Мы предлагаем начать с организации семейных вечеров в классе, где в атмосфере человеческого тепла и взаимной щедрости воспитывается желание "отдать, а не взять", подарить людям радость.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на наш взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом. Для этой цели мы предлагаем использовать все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
Моя школа многонациональна, но мы не делимся на своих и чужих. Конечно нам и нашим педагогам предстоит ещё огромная работа в этом направлении, но оно того стоит. Ведь как говорил Далай-Лама: «Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста».
Заключение.
В результате написания работы мы выявили необходимость и возможности воспитания толерантности в многонациональном государстве.
Обратившись к толковым словарям и проведя социологический опрос, мы дали определение термину «толерантность». Толерантность - это термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Проанализировав нормативно-правовые документы и официальные ресурсы сети интернет, мы рассмотрели Россию как многонациональное государство.
Исторически так сложилось, что наше государство населяют различные народы, которые приносят в него свои традиции и обычаи, свои культурные ценности. Многонациональность России на протяжении веков была славой России, её гордостью, непобедимостью и силой. Отношения между народами в истории и современности выстраиваются на основе равенства и дружбы.
Анкетирование учащихся и родителей МОУ СОШ №4 показало необходимость воспитания толерантности молодёжи. На этой основе мы предложили ряд рекомендаций для семьи и школы.
Материалы данной работы имеют практическую значимость, Они могут использоваться работниками образования и родителями при организации воспитательного процесса.
Список использованной литературы.
Фильм "Золушка"
Прекрасное далёко
Акварельные гвоздики
Алые паруса
О чем поет Шотландская волынка?