Работа выполнена на основе коллекции кукол в костюмах народов, населяющих территорию России. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russk_kostyum.doc | 80 КБ |
Районный фестиваль
«Проектная деятельность и компьютерные технологии»
В КАЖДОМ ПОСАДЕ
В СВОЁМ НАРЯДЕ
Автор: обучающаяся 4В класса
МОУ СОШ № 5 УКМО
Литвинова Рената
Руководитель: Судакова Татьяна
Александровна, учитель
начальных классов
высшей категории
г. Усть-Кут
2013 год
Оглавление
I. Методический паспорт 2
II. Подготовительный этап
1. Анкета
2. Беседа на классном часе «Дружат дети всей Земли»
3. Изготовление современного костюма в русском народном стиле
4. Создание коллекции «Куклы в народных костюмах России»
III. Введение 3
1. Актуальность выбранной темы
2. Гипотеза
3. Цели и задачи исследования
4. Объект исследования
IV. Основная часть 5
1. Литературный обзор по теме
2. Элементы русского костюма
3. Орнаменты
V. Выводы и предложения 8
VI.Источники и литература 9
I. Методический паспорт
По форме организации – индивидуальный
По срокам выполнения – среднесрочный
По результатам выполнения – комплексный (познавательный, творческий, информационно-поисковый, исследовательский)
По комплексности – межпредметный (окружающий мир, история, фольклор, литературное чтение, технология, живопись)
По характеру контактов – внутришкольный
2
«Во всяком воспитании должны приниматься
во внимание нравы и обычаи нашей эпохи и
сословия, дух времён, в котором мы живём,
национальность нашего народа, одним словом-
культура всей современности и
непосредственно нашего окружения»
Адольф Фридрих Дистервег
II. Введение
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. С этой книгой вы сможете совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую, и увидеть каким разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело меня к теме проекта «Национальный женский костюм российских губерний и его элементы в современной моде». Я провела опрос среди учащихся 4 классов нашей школы.
Проведенный социологический опрос подтвердил актуальность и правильность выбранной мной темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма, 90% респондентов дали положительный ответ.
3
Гипотеза исследования: знание художественных особенностей русского народного костюма, и связанных с ним обычаев и обрядов позволяет нам создать одежду в народном стиле.
Цель исследования: выявить, как влияют исторические особенности русского народного костюма на создание современной одежды в народном стиле.
Задачи исследования:
- привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству;
- выявить, какие функции выполнял народный костюм;
- вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребёнком по созданию коллективного проекта;
- через участие в создании проекта способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;
- воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело;
- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, внимание, речь;
4
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Литературный обзор
1.1 Русский костюм – источник творчества
Народный костюм на Руси представлял собой сложившиеся комплексы одежды сочетавшие в себе особые черты, характерные для того или иного сословия. Говоря об общей характеристике костюма надо отметить многослойность одежды и достаточно простой покрой, одинаковый для всех слоев населения. Главным отличим социальных групп служит количество вещей и качество материала из чего одежда изготовлена .
Взглянув на карту России, понимаешь, как огромна наша страна. Отличительная её черта – многонациональность. Каждый народ имеет свою культуру, вероисповедание, жизненный уклад и ценности, а это значит если мы такие разные, то и одежда наша различна.
Русский костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
Объектом моего исследования стала небольшая коллекция кукол в женских народных костюмах российских губерний.
Изучая костюм северорусских губерний (Вологодская, Архангельская, Псковская), а также губерний центральных районов, видно сходство в его комплексном составе.
В каждой губернии существовала своя мода. Пересмотрев много информации, делаю вывод, что наряд, его фактура зависели от многих факторов: территориальное расположение, так северяне одевались в более закрытую, тёплую и тёмную по цвету одежду. Различия были в расцветке, орнаменте, в зависимости от вероисповедания менялись украшения, обереги. Но любой костюм состоял из трёх обязательных частей – это головной убор, обувь и сам костюм.
1.2 Элементы русского костюма
Рассмотрим элементы женского костюма северорусских губерний. Женщины носили так называемый сарафанный комплекс одежды:
РУБАХА – длинная рубаха шилась из домотканого льняного полотнища и видные ее места (рукава, горловина) украшались узорами, они выполняли роль оберега.
САРАФАН – шился из холста, чаще ткани были набивными из домотканой пестряди, позже из фабричной ткани - шелка или парчи. Во второй половине 19 века в гардеробе зажиточных крестьян появились сарафаны из шерсти –
5
ШТОФНИКИ. В Архангельской губернии подол украшали кружевом, самым популярным орнаментом был распустившийся цветок.
символизирующий жизнь. Из сарафанного комплекса нельзя не отметить
свадебный костюм Псковской губернии. Сарафан был распашной, передняя часть и подол расшивались узорными лентами из серебряных нитей.
ДУШЕГРЕЯ – появилась позже в костюме зажиточных крестьян и считалась разновидностью зимней одежды. В Московской губернии душегрею шили из белых сыромятных овчин мехом внутрь, праздничные душегреи оторачивали мехом. В Архангельской губернии носили короткий тулуп, который имел обычно однотонную расцветку.
КОКОШНИК, ЛЕНТА – ленту носили молодые девушки. Волосы под лентой собраны в одну косу. Кокошник - нарядный головной убор с высокой передней частью. Его носили замужние женщины. В Вологодской губернии носили кокошник-сборник. В Архангельской губернии кокошник состоял из трех деталей (очелья, задника, донца) Очелье украшали рельефным золотым- шитьем, а низ бахромой, поверх надевали шаль. Она плотно прилегала к голове, у шеи крепилась булавкой. Шаль расшивали золотыми нитями. Позже появились большие платки – убрус. В Вологодской губернии носили платок - аглицкий с узором, в Московской губернии с конца 19 века носили платок из шерстяной пряжи с набивным рисунком.
В сравнении с сарафанным комплексом, так называемый поневый комплекс южнорусских губерний, является более древним нарядом и состоит из следующих элементов:
РУБАХА – в Тульской губернии рубахи шили из кумача, рукава и обшивка ворота оформляли перетычкой. В Новгородской губернии для пошива праздничных сенокосных рубах использовали ситец красного, алого или розового цвета.
ПОНЕВА – юбка, которую надевали поверх рубахи. Обычно имели темные цвета (черный, синий, коричневый), подол расшивали лентами, либо пришивали тесьму красного цвета. В праздничном варианте расшивали клетки нитями белой шерсти.
ЗАПОНА - (завеска, фартук, передник)
В Новгородской губернии фартук украшали вышивкой, кружевом и полосами фабричной ткани. В праздничном костюме Воронежской губернии завеску шили из той же ткани, что и рубаху, украшали вышивкой, цветочным и геометрическим орнаментом.
6
СОРОКА – маленькая шапочка с невысокой тульей и гребнем сзади. В Воронежской губернии сорока спереди и по середине была из бархата малинового, бордового, и зеленого цветов. Расшита золотыми нитями,заднюю часть украшали бахромой. Замужние женщины Рязанской губернии покрывали голову кичкой.
ПОЯС. Обязательным элементом всех костюмов был пояс. При помощи пояса крепились все элементы одежды.
ЛАПТИ – самая распространенная обувь на Руси. Позже появилась кожаная обувь без каблука. Изначально сапоги шили на одну ногу, а в процессе носки они приобретали нужную форму.
1.3 Орнаменты
Что касается орнамента на одеждах мною были отмечены различия в значении символов. В вышивке северян преобладают мотивы земли и солнца, как символов богатства, плодородия и счастья, а вышивальщицы южнорусских губерний изображали птиц, деревья и человеческие фигуры. В 19 веке был жив обряд чтения узоров. Для изготовления одежды на Руси использовались в основном домотканые холст и сукно. Древнерусская одежда имела свои особенности. Некоторые её виды шились с рукавами длиннее рук, их обычно собирали в мелкие складки, и если их распустить, то работать было невозможно. Отсюда и поговорка про плохо сделанную работу, спустя рукава.
7
IV. Выводы и предложения
Проведя небольшую исследовательскую работу, можно сделать вывод, что все костюмы, отличаясь друг от друга, при этом имеют общие черты. Определенный отпечаток на формирование костюма наложило соседство с коренным нерусским населением – украинцами, белорусами и другими народностями. Национальную одежду некоторых из них я представляю в своей коллекции.
С годами юбки делались короче
А женский гардероб все богател
Все силуэты как бы, между прочим
Двадцатый век переменить сумел.
Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют людей для создания настоящих шедевров современной моды. Для многих известных модельеров русский народный костюм- это неиссякаемый источник вдохновения.
В 1910 году Поль Пуарэ – французский модельер, очарованный великолепием и широтой русской души, вводит некоторые элементы в свою линию одежды – рубахи – косоворотки, парчовые платья и меховые шапки.
Законодательница французской моды Коко Шанель использует изящно декорируемые женские крестьянские платья, рубашки, отороченные мехом, жилеты.
Анализируя творчество Вячеслава Зайцева, отмечаю явное присутствие народных мотивов. Его первая коллекция – это фуфайки, сделанные из ярких хлопчатобумажных тканей на ватине, юбки из павловопассадских платков. Сам Кутюрье говорит: «В своём творчестве я верен русским, национальным, народным мотивам. Просматривая современные коллекции и показы, убеждаешься в том, что модельер находит всё больше идей для того, чтобы во всей красе своих произведений показать, как разнообразна и неиссякаема палитра красок в современной моде, которая берёт своё начало из элементов простой крестьянской одежды.
8
V. Источники и литература:
1.Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.
2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002
3.Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.
4.Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.
5.М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.
6.Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.
7.Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.
8.Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.
9. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
10.А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
11.Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004 г.
12.Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.
13.Н.Г. Новосад. Искусство одеваться. Свердловск: Сред.-Урал.издательство, 1998 г. 14.Источники интернета
9
Дымковский петушок
Астрономический календарь. Май, 2019
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Ребята и утята
Усатый нянь