Проценты – это одна из сложнейших тем математики для многих школьников, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека.
К сожалению, решение задач на проценты предусмотрено в основном в 5-6 классах, а в последующих классах данной теме отдана незначительная часть учебного времени.
В умении же решать эти задачи есть большая необходимость, поскольку они встречаются в экзаменационных материалах, как в 9 , так и в 11 классе. И начинать подготовку нужно заранее, чтобы в дальнейшем рационально использовать своё время на решение остальных заданий.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_kak_nauchitsya_reshat_zadachi_na_protsenty.docx | 43.62 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
Как научиться решать задачи на проценты
(материалы на III городскую научно-практическую конференцию
школьников по математике «Шаги в науку»)
Авторы:
Никитина Кристина,
обучающаяся 7 класса
Научный руководитель:
Салпанова Н.Л.,
учитель математики
Анжеро-Судженск 2014
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Из истории происхождения процентов………………………………………..5
2. Основные типы задач на проценты, способы их решения…………….……..6
3. Решение задач по формуле сложных процентов……………………………...9
4. Задачи на проценты из экзаменационных материалов 9 и 11 класса..……...11
Заключение………………………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………………………..16
Приложения……………………………………………………………………......17
Введение
Давайте оглядимся по сторонам: значения в процентах указаны на упаковках с любыми продуктами. Значок процента «%» смотрит на нас с рекламных плакатов скидок и распродаж. В новостях проценты сразу бросаются в глаза, когда речь идет о повышении цен на товары или коммунальные услуги. Разве мы сможем расшифровать всё это, если не научимся решать задачи с процентами?
Допустим, вы купили что-нибудь через интернет и получили извещение от ближайшего почтового отделения. Или сами собираетесь послать подарок другу в другой город. Вам обязательно надо уметь разбираться с процентами, чтобы узнать, сколько денег почта захочет получить за свои услуги по пересылке.
Или возьмем банковские кредиты и ипотеку. Банки в договорах всегда пишут мелкими буквами всякие вещи, которые полезно понимать. Например, какой процент по кредиту придется заплатить банку кроме тех денег, которые вы у него «одолжили» и обязаны вернуть.
А самый близкий пример связан с ЕГЭ. Каждый год после экзаменов публикуют официальную статистику, в которой немало задействованы и проценты. И эти проценты имеют прямое отношение к будущим выпускникам. Например, процент выпускников, набравших наибольшее количество баллов, говорит о том, сколько абитуриентов имеют реальный шанс поступить в тот или иной ВУЗ. Чем их больше, тем выше конкурс. Если сравнивать их результаты со своими оценками, можно прикинуть собственные шансы на поступление.
Проценты – это одна из сложнейших тем математики для многих школьников, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека.
К сожалению, решение задач на проценты предусмотрено в основном в 5-6 классах, а в последующих классах данной теме отдана незначительная часть учебного времени.
В умении же решать эти задачи есть большая необходимость, поскольку они встречаются в экзаменационных материалах, как в 9 , так и в 11 классе. И начинать подготовку нужно заранее, чтобы в дальнейшем рационально использовать своё время на решение остальных заданий.
Поэтому мы решили сделать подборку задач на проценты из экзаменационных материалов 9 и 11 классов, решить их, и, поделиться своим опытом с другими – как научиться решать задачи на проценты.
Цель нашей работы:
Расширение знаний о применении процентных вычислений в задачах, встречающихся в экзаменационных материалах.
Задачи:
В первой главе нашей работы мы напоминаем понятие процента, знакомимся с историей его происхождения.
Вторая глава посвящена знакомству с типами задач на проценты, и способами их решения.
В третьей главе демонстрируется формула сложных процентов и её применение при решении задач.
В заключение предлагается подборка заданий из экзаменационных материалов 9 и 11 классов.
Кроме того, работа содержит приложение, где собраны все прототипы В2 и В14 из ЕГЭ, связанные с задачами на проценты.
Из истории происхождения процентов
Слово «процент» происходит от латинского pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста».
Знак «%» происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto ввел %.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды).
Проценты применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, сейчас проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.
Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).
Что такое проценты в математике?
Единственное, что нужно запомнить железно – что такое один процент. Это понятие - и есть главный ключ к решению задач на проценты, да и к работе с процентами вообще.
Один процент – это одна сотая часть какого-то числа.
Того числа, о котором идёт речь в задании. Если там говорится о цене, один процент – это одна сотая часть цены. Если о скорости, один процент – это одна сотая часть скорости. И так далее.
Запомнив, что такое один процент, вы легко найдёте и два процента, и тридцать четыре, и семнадцать, и сто двадцать шесть! Сколько надо, столько и найдёте.
А это, между прочим, основное умение для решения задач на проценты.
Основные типы задач на проценты, способы их решения
Находим процент от числа
Задача. За месяц на предприятии изготовили 500 приборов. 20% изготовленных приборов не смогли пройти контроль качества. Сколько приборов не прошло контроль качества?
Решение. Нужно найти 20% от общего количества изготовленных приборов (500).
20% = 0,2.
500 * 0,2 = 100.
100 из общего количества изготовленных приборов контроль не прошло.
Находим число по его проценту.
Задача. Готовясь к экзамену, школьник решил 38 задач из пособия для самоподготовки. Что составляет 23% числа всех задач в пособии. Сколько всего задач собрано в этом пособии для самоподготовки?
Решение. Мы не знаем, сколько всего задача в пособии. Но зато нам известно, что 38 задач составляют 25% от общего их количества. Запишем 23% в виде дроби: 0,23. Далее нам следует известную нам часть целого разделить на ту долю, которую она составляет от всего целого:
38/0,25 = 38 * 100/25 = 152.
Именно 152 задачи включили в этот сборник.
Находим процентное отношение двух чисел.
Задача. В классе 30 учеников. 14 из них – девочки. Сколько процентов девочек в классе?
Решение. Чтобы узнать, какой процент составляет одно число от другого, нужно то число, которое требуется найти, разделить на общее количество и умножить на 100%. Значит, 14/30*100% = 7/15*100% = 7*100%/15 = 47%.
Увеличиваем число на процент.
Задача. На прошлогоднем экзамене по математике 140 старшеклассников получили пятерки. В этом году число отличников выросло на 15%. Сколько человек получили пятерки за экзамен по математике в этом году?
Решение. Если некое число а увеличено на х%, то оно увеличилось в (1 + х /100) раз.
Откуда а * (1 + х /100). Подставим в эту формулу данные нам по условию задачи цифры и получим ответ: 140 * (1 + 15/100) = 161.
Уменьшаем число на процент.
Задача. Год назад школу закончили 100 ребят. А в это году выпускников на 25 меньше. Сколько выпускников в этом году?
Решение. Если число а уменьшено на х% и при этом 0 ≤ х ≤ 100, то число уменьшено в (1 – х/100) раз. И нужное нам число находим по формуле
а * (1 – х/100).
Подставляем цифры из условия задачи и получаем ответ: 100 * (1 – 25/100) = 75.
Задачи на простые проценты.
Задача. Родители взяли в банке кредит 5000 рублей сроком на год под 15% ежемесячно. Сколько денег они заплатят банку через год?
Решение. Простые проценты называются так, потому что они начисляются многократно, но всякий раз к исходной сумме. Если обозначить исходную сумму как а, сумму, которая наращивается, как S, процентную ставку как х% и количество периодов начисления процента как у, то формулу можно записать так: S = а * (1 + у * х/100). Теперь подставим сюда цифры из условия задачи и узнаем, сколько денег родители заплатят банку: S = 5000 * (1 + 12 * 15/100) = 14000.
Кстати, простые задачи на проценты можно очень легко решать с помощью пропорции. Этот метод наглядный и дает такой же результат, так что выбирать можно каждому тот способ решения, который кажется проще. Давайте решим задачу №3 про класс и процент девочек в нем, составив пропорцию.
Решение. Обозначим искомый процент девочек в классе как х, общее количество учеников примем за 100%. Пропорция выглядит так:
30–100%
14 – х%
Перемножим крест накрест левую и правую части пропорции и получим, что 30*х = 14 * 100 («30 относится к х также, как 14 относится к 100»).
Откуда найти х уже совсем несложно: х = 14 * 100/30 = 47%.
Решение задач по формуле сложных процентов
Сложным процентом называется сумма дохода, которая образуется в результате инвестирования денег при условии, что сумма начисленного простого процента не выплачивается в конце каждого периода, а присоединяется к сумме основного вклада и в следующем платежном периоде сама приносит доход.
Сложные проценты - это проценты, полученные на начисленные проценты.
Формула сложного процента - это формула, по которой рассчитывается итоговая сумма с учётом начисления процентов.
х (1+ 0,01а)n - периодическое увеличение некоторой величины на одно и то же число процентов.
где х - начальный вклад, сумма.
а – процент годовых
n- время размещения вклада в банке
Но, мы можем и уменьшать цену, поэтому эту формулу можно записать и по- другому: х(1- 0,01а)n - периодическое уменьшение некоторой величины на одно и то же число процентов.
Решим задачу: Вкладчик открыл счет в банке, внеся 2000 рублей на вклад, годовой доход по которому составляет 12%, и решил в течение шести лет не брать процентные начисления. Какая сумма будет лежать на счете через шесть лет?
Применим эту формулу к нашей задаче
первоначальный вклад – 2000
процент годовых - 12
n – 6 лет, значит
2000(1 + 0,12)6 = 2000*1,126 = 2000*1,973823 = 3947,65
ОТВЕТ: через 6 лет на счете будет лежать сумма в виде 3947 руб. и 65 коп.
Ещё одна задача: После двух последовательных снижений цен на одно и то же число процентов стоимость товара с 400 рублей снизилась до 324 рублей. На сколько процентов стоимость товара снижалась каждый раз?
Решим эту задачу по формуле сложных процентов – х (1-0,01а)n
Получим:
400*(1-0,01а)2=324
20(1 – 0,01а) = 18
1 – 0,01а = 0,9
а = 10
ОТВЕТ: стоимость товара каждый раз снижалась на 10%
Решение задач из экзаменационных материалов 9 и 11 классов
В ЕГЭ задачи на проценты очень популярны. От самых простых до сложных. В простых задачах, как правило, нужно перейти от процентов к тем величинам, о которых идёт речь в задаче. К рублям, килограммам, секундам, метрам, и так далее. Или наоборот. После этого задача становится понятной и легко решается.
«Проезд на автобусе стоит 14 рублей. В дни школьных каникул для учащихся ввели скидку 25%. Сколько стоит проезд на автобусе в дни школьных каникул?»
один процент от 14 рублей - 14/100 = 0,14 рубля. Умножим 0,14 рубля на 25. Получим 3,5 рублей. Величину скидки в рублях мы установили, остаётся узнать новую стоимость проезда:
14 – 3,5 = 10,5.
«Раньше Вася решал правильно две задачи на проценты из двадцати. После изучения темы на одном полезном сайте, Вася стал решать правильно 16 задач из 20. На сколько процентов поумнел Вася? За стопроцентный ум считаем 20 решённых задач»
Две задачки из 20 – это сколько процентов? 2 меньше 20 в 10 раз, правильно? Значит, количество задачек в процентах будет в 10 раз меньше, чем 100%. То есть 100/10 = 10.
10%. Но вот он поумнел, и решает 16 задач из 20. Считаем, сколько это будет процентов? Во сколько раз 16 меньше 20?
В 5/4 раза. Ну а теперь делим 100 на 5/4:
80%
Но это ещё не ответ! Читаем задачу снова, чтобы не ошибиться на ровном месте. Да, нас спрашивают, на сколько процентов поумнел Вася? 80% - 10% = 70%. На 70%.
«Красивая тетрадка летом стоила 40 рублей. Перед началом учебного года, продавец поднял цену на 25%. Однако, тетрадки стали покупать так плохо, что он снизил цену на 10%. Всё равно не берут! Пришлось ему снизить цену ещё на 15%. Вот тут торговля пошла! Какова была окончательная цена тетрадки?»
25% от 40 рублей - это 10 рублей. То есть, подорожавшая тетрадка стала стоить 50 рублей.
А теперь нам надо сбросить цену на 10% от 50 рублей. От 50, а не 40! 10% от 50 рублей – это 5 рублей. Следовательно, после первого удешевления тетрадь стала стоить 45 рублей.
Считаем второе удешевление. 15% от 45 рублей (от 45, а не 40, или 50!) – это 6,75 рубля. Стало быть, окончательная цена тетрадки:
45 – 6,75 = 38,25 рубля.
Рассмотрим ещё несколько не простых задач из материалов ЕГЭ.
Задача 1. После открытия торгов на бирже в понедельник акции некой компании выросли в цене на неизвестное количество процентов. А во вторник на то же самое количество процентов упали в цене. В итоге они подешевели на 4% по отношению к своей первоначальной стоимости в понедельник. На какой процент акции этой компании поднимались в цене в понедельник?
Решение. Пускай первоначальная стоимость акций это 1. В понедельник акции дорожают на х * 100%. Их стоимость в это время: 1 + х * 1. Во вторник акции дешевеют на х * 100%. Их стоимость после этого: 1 + х – х * (1 + х). После чего они стали дешевле на 4%, т.е. стали стоить 0,96.
Отсюда 1 + х – х * (1 + х) = 0,96 ↔1 – х2 = 0,96 ↔ х2 = 0,04 ↔ х = 0,2. Т.е. в понедельник акции компании дорожали на 20%.
Задача 2. Четыре пары брюк дешевле одного пальто на 8%. Подсчитайте, на сколько процентов пять пар брюк стоят дороже, чем одно пальто.
Решение. Исходя из условия задачи, стоимость четырех пар брюк – это 92% от стоимости пальто. Легко подсчитать, что стоимость одной пары брюк – это 23% стоимости пальто (92/4 = 23). Теперь умножим стоимость одной пары брюк на пять и узнаем, что пять пар брюк обойдутся в 115% стоимости пальто (23 * 5 = 115). Т.е. пять пар брюк на 15% дороже, чем одно пальто.
Задача 3. Семья состоит из трех человек: муж, жена и дочь-студентка. Если зарплата мужа вырастет в два раза, общий доход семьи возрастет на 67%. Если дочери в три раза урежут стипендию, общий доход этой семьи уменьшится на 4%. Надо вычислить, какой процент в общий доход семьи приносит заработок жены.
Решение. Из условия следует, что общий доход семьи находится в прямой зависимости от доходов мужа. Не так важно, насколько ему поднимут зарплату. В любом случае общий доход семьи вырастет на 67%. Значит, зарплата мужа составляет как раз эти 67% от общего дохода. Если стипендия дочери уменьшится в три раза (т.е. на 1/3), останется 2/3 – это и есть 4%, на которые уменьшился бы семейных доход. Можно составить простую пропорцию и выяснить, что раз 2/3 стипендии – это 4% дохода, то вся стипендия – это 6%. А теперь отнимем от всего дохода вклад мужа и дочери и узнаем, какой процент составляет заработок жены в общем доходе семьи: 100% – 67% – 6% = 27%.
Задача 4. В емкости находится 5 литров водного раствора с концентраций вещества, равной 12%. В емкость добавили еще 7 литров воды. Раствор какой концентрации (с каким процентным содержанием вещества) получился после этого?
Решение. Опишем концентрацию вещества в растворе такой формулой: С = Vвещества/ Vраствора * 100%. Изначально в растворе содержится 0,12 * 5 = 0,6 литра вещества. Когда были добавлены 7 литров воды, объем раствора в емкости увеличился. Но концентрация вещества понизилась (его объем остался неизменным). Подставим все известные нам цифры в формулу и получим ответ: 0,6/5 + 7 *100% = 0,6 /12 * 100% = 5%.
Задача 5. В свежих абрикосах 90% влаги, а в кураге, которая из них получается, только 5%. Сколько килограммов абрикосов нужно, чтобы получить 20 килограммов кураги?
Решение. Исходя из условия, в абрикосах 10% питательного вещества, а в кураге оно содержится в концентрированном виде – 95%. Поэтому в 20 килограммах кураги 20 * 0,95 = 19 кг питательного вещества. На вопрос задачи мы ответим, если разделим одинаковое количество питательного вещества, которое содержится в разных объемах свежих абрикосов и кураги, на его процентное содержание в абрикосах. Чтобы получить 20 килограммов кураги, нужно взять 19/0,1 = 190 килограммов свежих абрикосов.
Заключение
В ходе работы над рефератом мы углубили свои знания при решении задач на проценты, познакомились с формулой сложных процентов. Сделали подборку задач из экзаменационных материалов 9 и 11 классов.
Решать задачи на проценты не так уж сложно. Если усвоить основные правила и подключить воображение, можно щелкать такие задачки как орешки. Необходимо уже сейчас учиться решать подобные задачи самостоятельно, поскольку на уроках математики им уделяется очень незначительное количество времени.
В приложении мы предлагаем подбор прототипов В2 и В14 из ЕГЭ, содержащих задачи на проценты. В2 – это элементарные задачи, которые должен уметь решать каждый, В14 – задачи посложнее. Но их тоже можно научиться решать. Нужно только захотеть и приложить немного усидчивости и терпения.
Используемая литература
1 «Внеклассная работа по математике», Альхова З.Н., Макеева А.В., Саратов ОАО Издательство «Лицей»,2003.
2.«Готовимся к ЕГЭ по математике», Семенко Е.А. и др., Краснодар, Просвещение-Юг, 2005.
3. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. М. Дрофа 2003.
4. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике
Приложение
Прототипы заданий В2 на ЕГЭ
Прототипы заданий В14 на ЕГЭ
Круговорот воды в пакете
Рисуем тыкву
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Басня "Две подруги"
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"