Исследовательская работа к исторической дате 95летие ВЛКСМ.В этом году отмечается 35- летний юбилей ударной комсомольской стройки. Цель исследования: изучение истории семьи в контексте истории моей Родины, истории комсомольской стройки – БАМа.
Вложение | Размер |
---|---|
komsomol_95.docx | 775.59 КБ |
27 районный туристско-краеведческий слет ”отечество» |
Их познакомил БАМ. |
Творческая работа к 95-летию ВЛКСМ; номинация «Земляки» |
Выполнила: Глотова Анастасия Андреевна ученица 10 класса «а» МБОУ «СОШ№4», с.Сотниковское, Благодарненского района, улица Советская, дом 78 Руководители: Вязник А.Н.-педагог-организатор Спиридонова Н.Н. – учитель истории |
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Введение ……………………………………… стр.2-3
II.Основная часть. Листая семейный альбом….стр4- 9
III.Заключение……………………………………стр.10
IV.Список литературы……………………………стр.11
V.Приложение…………………………………….стр.12-16
Введение
Комсомольская стройка!
Комсомольская стройка!
Чемоданы, вокзалы, спартанская койка.
И мечты и тревоги у двери райкома,
И горячие письма от мамы из дома,
И таёжный простор , и работа до пота,
Топоры и рубанки, костры и болота.
И сознанье победы, и ранней весною
Долгожданные встречи под ясной луною.
Новоселье, и Свадьбы, и в росах рассветы,
И портреты на первой странице газеты…1
Комсомол! Произносится это слово – и светлеют лица наших бабушек и дедушек. Для них это родное, близкое слово. Да и как же иначе – ведь сотни миллионов советских людей прошли в нём школу воспитания и закалки, отваги и мужества. За годы своей жизни они сроднились с комсомолом навсегда, на всю жизнь.
Титанический объём работ по строительству заводов, фабрик, шахт, железных дорог, ферм взвалили на свои плечи молодёжь, комсомольцы. Автографами комсомольского поколения 60-70-х годов стали на карте Родины новые молодые города, крупнейшие электростанции, объекты большой химии, металлургии, транспортные магистрали. Алыми флажками отмечали на карте Родины адреса ударного комсомольского строительства. А их было несколько тысяч. Ударные комсомольские… Они – романтика и пароль этапа истории того времени.
____________________________________________
1. Федоров. В. В.; БАМ строит нас. Горький; Волго-Вятское кн. изд-во; 1981.-с.31
В памяти грядущих поколений навсегда останутся образы героического труда строителей, невиданные темпы, удивляющие зарубежных специалистов, рекордные сроки, рушащие инженерные расчёты.
Листая семейный альбом.
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — был введён в эксплуатацию только в 2003 году.
«Длина пути — 4 324 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену близь Усть-Кута, проходит через Северобайкальск, огибая озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани»2.
В этом году отмечается 35- летний юбилей ударной комсомольской стройки. И я не случайно вспомнила об этой дате, ведь именно эта стройка стала началом зарождения истории моей семьи.
Моим бабушке и дедушке грустно слышать по телевидению и читать статьи в газетах о том, что БАМ пока практически не приносит прибыли. Но это не умаляет его значения. Сегодня по Северному широтному пути отправляется по 1230 вагонов в сутки. В год перевозится порядка 12 миллионов тонн грузов и около 12 миллионов человек.Это лишь один процент пассажирских перевозок России. Но если освоить мощности магистрали, ее полная загрузка позволит снизить остроту проблемы северного завоза, прекратить катастрофический отток населения с прилегающих к железной дороге территорий. Но в последнее время стали появляться и оптимистические прогнозы. Количество перевозимых грузов постоянно растет, в текущем году ожидается увеличение грузопотока в Китай, в дальневосточные порты Находку, Посьет, Ванино. Согласно государственной программе развития Сибири и Дальнего Востока объем грузоперевозок на БАМе к 2015 году должен увеличиться в 2-2,5 раза.
В истории нашей страны есть немало героических периодов, о которых написано много. Положительные и отрицательные стороны любого события,
____________________________________________________
2. Федоров. В. В.; БАМ строит нас. Горький; Волго-Вятское кн. изд-во; 1981.-с.72
как правило, оцениваются спустя многие годы последующими поколениями. Героем или антигероем всех событий в истории всегда является человек. Будь он великим полководцем или обычным солдатом, министром сельского хозяйства или обычным колхозником, каждый его поступок будет иметь свои последствия.
Я очень горжусь тем, что родилась, выросла и являюсь членом большой, дружной семьи. СемьиГлотовых. Семьи, где все относятся друг к другу с уважением, где умеют веселиться в праздники, где умеют поддержать в дни печали, где помогут и словом, и делом. Где знают всех по именам, и стараются поздравлять каждого с праздниками.
А началось всё в 1971 году, когда молоденькая девушка из села Сотниковского после 8-го класса нашей школы уехала к своему родному дяде в Усть-Кут. Как вспоминает бабушка - Наталья Николаевна, это был небольшой городок с деревянными домиками. Здесь она работала и училась в вечерней школе. Поступила в строительный техникум, факультет ПГС (плановый отдел). По окончании работала сначала на строительстве домов, и железной дороги. А мой дедушка Николай Иванович жил в городе Чита. После службы на Амурев рядах Советской Армии, работал в Железногорске помощником мастера на буровой. В 1973 году он приехал в Усть-Кут по комсомольской путёвке и работал крановщиком на стройке БАМа. В разговоре дедушка не раз говорил, что работая на строительстве БАМа они с полной ответственностью давали себе отчет, что в масштабах государства СССР, БАМ был всенародной стройкой не на бумаге. «Мы это постоянно ощущали на себе и в вопросах материально-технического обеспечения, и в вопросах освещения материалов в центральной прессе, и телевидении, радио. БАМ в тогдашнее время находился по снабжению на высшей категории по отношению с другими масштабными стройками СССР. Руководство страны проявляло постоянное внимание к ходу и темпам строительства БАМ.»
Да, участок строительства БАМа — суровый край.
Лето короткое, но теплое. Зима с морозами до минус 50°С, но эти морозы при сухом климате а, зачастую, при безветренной погоде воспринимаются как наши минус 20—25°С. Снега мало, в основном он выпадает в конце осени и начале весны.
Часто дедушку спрашивают о бамовских льготах, заработках.
Год работы засчитывался как полтора, к заработной плате добавлялся районный коэффициент 1,7, десятипроцентное увеличение зарплаты в течение 5 лет. «Наша зарплата, - говорил с гордостью дедушка,- соответствовала зарплате шахтеров Донбасса в то время».
Ежегодный оплачиваемый отпуск составлял 45 календарных дней плюс дни на проезд к месту отпуска. Проезд поездом оплачивался раз в год, а самолетом — раз в три года.Естественно, льготы притягивали молодежь в эти края, но главное — здесь была особая атмосфера значимости твоего труда, виден был его результат. Были особые человеческие отношения, с которыми не так-то просто было расстаться.
«Я сам ехал туда, по собственной инициативе, и не жалею. БАМ мне дал очень много, но, пожалуй, самое ценное то, что я стал иначе смотреть на жизнь».
Дедушка с бабушкой бережно хранят книгу «Летопись трудовых достижений транспортных строителей»(приложение 1), где описываются трудовые достижения и подвиги бамовцев, и есть фотографии их товарищей. Удостоилась такой чести и лучшая подруга моей бабушки – Люба Сморкалова, как лучший штукатур БАМа(приложение 2).
Бабушка с дедушкой познакомились в 1973 году. А уже в1974 году поженились. Это была комсомольско- молодёжная свадьба. Сколько было друзей и все от души желали молодым счастья, любви. Все без исключения старались сделать свадьбу торжественной, красивой(приложение 3). С теплотой в сердце бабушка - Наталья Николаевна, вспоминает заведующую общежитием, где они проживали до свадьбы -Калитько Надежду Дмитриевну. Вспомнили и начальника СМП-286 (строительно-монтажный поезд) Василия Васильевича Блохина, который выделил на свадьбу автомобиль «Волга». После свадьбы молодожёны переехали в семейное общежитие. Это была небольшая, уютная квартира в пятиэтажном доме, где на одной площадке проживали восемь семей. Жили дружно, с семьями разных национальностей, никогда не возникали конфликты, напротив, все вместе отмечали праздники, ходили на демонстрации, участвовали в спортивных играх по волейболу, а зимой ходили на лыжах, выезжали в лес на природу отдыхать или собирать бруснику и кедровые орешки. Такие поездки вспоминаются с теплотой и с ностальгической грустью. Для поездок выделялись автобусы, выезжали с ночёвкой, вспоминаются посиделки у костра, песни под гитару, (нужно сказать, что дедушка неплохо играет на гитаре), ночёвки в палатках. Это был хороший отдых, после которого с новыми силами все принимались за работу (приложение 3-4). За свой труд и бабушка, и дедушка неоднократно награждались почётными грамотами, портреты их помещались на доске почёта, по профсоюзной путёвке они ездили на курорты, а бабушка ездила на экскурсию за границу в город Прага. Но самая большая награда - это медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», которой были награждены и бабушка, и дедушка (приложение5).
«Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» награждались активные участники строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, железнодорожной линии Бам — Тында — Беркакит, второго пути железнодорожной линии Тайшет — Лена, объектов производственной базы и жилищно-гражданского назначения за хорошую работу на строительстве, высококачественное выполнение проектно-изыскательских работ, добросовестный труд на предприятиях, в учреждениях и организациях, обслуживающих непосредственно строительство и строителей»3.
Медалью, как правило, награждались рабочие, инженерно-технические работники и служащие, проработавшие на строительстве и по его обслуживанию не менее трёх лет.
Награждение медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Ходатайства о награждении медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» возбуждались администрацией, партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями предприятий, учреждений, организаций и направлялись: на работников предприятий и организаций транспортного строительства и шефских строительных отрядов — в министерство транспортного строительства СССР, на работников предприятий, учреждений, организаций республиканского и местного подчинения — соответственно в исполнительный комитет Амурского, Иркутского, Читинского областного, Хабаровского краевого Совета народных депутатов, Президиум Верховного Совета Бурятской, Якутской АССР, которые после
_____________________________________________________
3.Голубева Т. С. Методическое пособие по истории СССР. М; Просвещение; 1986; стр. 213-214.
рассмотрения поступивших ходатайств выходили с представлением о награждении медалью в Президиум Верховного Совета СССР.
БАМ – комсомольская стройка века.
Комсомолец!
Эстафету рожденных бурей,
Закаленных, как сталь,
Ты сегодня продолжи,
Строя Байкало-Амурскую Магистраль.
(один из лозунгов комсомольской стройки)4
В апреле 1974 года состоялся XVII съезд ВЛКСМ, на котором БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой и создан штаб ВЛКСМ по шефству над БАМом. По сути, это означало, что главная молодежная организация СССР, обладавшая мощными ресурсами по управлению молодежью страны, приступила к выполнению программы по активному привлечению молодого поколения к строительству магистрали.
Деятельность ВЛКСМ по привлечению молодежи на стройку принесла свои плоды. Средний бамовец был, безусловно, значительно моложе среднего советского строителя. Среди строителей преобладали (70%) люди в возрасте до 30 лет, приехавшие со всей страны. Следует заметить также, что жизнь и работа на БАМе часто воспитывала в молодых комсомольцах отнюдь не худшие человеческие качества. Многие из тогдашних комсомольцев и сейчас не жалеют о проведенных на строительстве магистрали годах, вспоминая их как один из лучших периодов своей жизни.
Мои бабушка и дедушка получили БАМовскую закалку на всю жизнь, они привыкли к труду, любят и ценят результаты не только своего, а любого хорошо выполненного труда. Десять лет упорного, героического труда сотен тысяч строителей в суровых условиях сибирского края с его вечной
_____________________________________________
4. Голубева Т. С. Методическое пособие по истории СССР. М; Просвещение; 1986; стр. 214.
мерзлотой, и на год раньше срока наступил знаменательный момент: осуществление стыковки строительных работ, которая означала окончание основного этапа – сдачу в эксплуатацию одной из самых крупных железнодорожных артерий в мире ,
новой транссибирской магистрали, проходящей на 400 километров севернее прежней, давно известной дороги.
И когда оркестр громом брызнет,
Ты поймёшь, что в ливнях и в пыли
Лучшую дорогу нашей жизни
Мы с тобою вовремя нашли…
(из песни строителей БАМа.)5
Но самым большим счастьем для семьи Глотовых было рождение детей.
Там, на комсомольской стройке, родились мой папа- Андрей Глотов и моя тётя – Евгения Глотова.
Родители их воспитали добрыми, порядочными, и трудолюбивыми. Дедушка научил моего папу делать всё по дому. Мой папа умеет строить, своими руками он обустроил наш дом, где мы живём дружной семьёй. Папа добрый, заботливый, умный. Мне кажется, что нет для него дела с которым бы он ни справился.
Тётя Женя - хорошая хозяйка, заботливая мама двоих детей, она, как и бабушка, всегда гостеприимна, вежлива, добра.
Я очень люблю своих родных и близких людей.
Родившись на БАМе наша семья окрепла и продолжает расти. И вся наша дружная семья благодарна этой стройке, что соединила сердца двух комсомольцев – Натальи Николаевны Середы и Глотова Николая Ивановича.
_________________________________________________
5. Сланцева О. П. Обреченная дорога БАМ; 1932-1941. Владивосток; 1994.с.112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономист Егор Гайдар в начале 2000-х высказывал мнение о БАМе: «Проект строительства Байкало-Амурской магистрали — характерный пример социалистической «стройки века». Проект дорогой, масштабный, романтический — красивые места, Сибирь. Подкреплённый, всей мощью советской пропаганды, экономически абсолютно бессмысленный.
Дороги умели строить — это не производить конкурентоспособную продукцию или хорошие товары народного потребления»6
Сменялись государства, правители и идеологии. И не один раз горячие головы хоронили дорогу, задуманную, как путь в будущее, но ставшую для многих символом прошлого. Но почти все, кто строил эту дорогу, называют её лучшей школой жизни.
Я задаю себе такой вопрос: «Смогло бы поколение сегодняшних молодых людей осилить такую стройку?» И отвечаю: «Да!» Несмотря на то, что современную молодёжь называют безыдейной, большая часть нынешних молодых людей способна на подвиги. Я в этом просто уверена.
___________________________________________________
6. Большая Российская энциклопедия в 30т./ Председатель научн. ред. Совета Ю. С. Осипов, ответ.ред. С. П. Кравец. Т-2-М; Большая Российская энциклопедия, 2005-766с. ил.карты. стр. 661-662.
Литература:
1.Голубева Т. С. Методическое пособие по истории СССР. М; Просвещение; 1986; стр. 213-214.
2.Зензинов Н. А. От Петербург-Московской до Байкало-Амурской магистрали. М; 1986.
3.Сланцева О. П. Обреченная дорога БАМ; 1932-1941. Владивосток; 1994.
4.Федоров. В. В.; БАМ строит нас. Горький; Волго-Вятское кн. изд-во; 1981.
5.Большая Российская энциклопедия в 30т./ Председатель научн. ред. Совета Ю. С. Осипов, ответ.ред. С. П. Кравец. Т-2-М; Большая Российская энциклопедия, 2005-766с. ил.карты. стр. 661-662.
6.Советский энциклопедический словарь, М; Советская энциклопедия; 1988, стр. 100-101.
lifeglobe.net›blogs/details?id=450
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Летопись трудовых достижений транспортных строителей
2.
Лучший штукатур БАМа- Любовь Сморкалова
3.Отдых в компании друзей
4.На отдыхе в лесу
5. Медаль За строительство БАМа
Комсомольская свадьба Глотовых
Дети – Андрей и Евгения Глотовы
Семья Глотовых
Как напиться обезьяне?
Самодельный телефон
Два морехода
Прекрасная химия
Подарок