Исследовательская работа по изучению уровня мотивации к обучению у школьников 2-11 классов.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ
Оценка уровня школьной мотивации
у обучающихся 2-11 классов МКОУ «Новосидоровская СОШ»
Выполнили: Левина В., Клыгина М.,
обучающиеся 10 класса
Руководитель: Борисова Л.Г.
учитель биологии
С. Новая Сидоровка 2013
Оглавление
1.Введение………………………………………………………………………………………………..3
2.Основная часть………………………………………………………………………………………....4
2.1. Понятие школьной мотивации……………………………………………………………………..4
2.2.Уровни учебной мотивации…………………………………………………………………………5
2.3. Внешние и внутренние мотивы…………………………………………………………………….5
2.4. Исследование особенностей учебной мотивации обучающихся………………………...………8
2.5.Уровень мотивации у обучающихся 2-4 классов………………………………………………...16
2.6. Уровень мотивации у обучающихся 5-8 классов………………………………………………..17
2.7. Уровень мотивации у обучающихся 9-11 классов………………………………………………20
3.Заключение……………………………………………………………………………………………21
4.Литература…………………………………………………………………………………………….24
5.Приложение 1…………………………………………………………………………………………25
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Этой проблемой занимались Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Эльконин Д.Б.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания психолога оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.
На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации.
Изучение мотивов учебной деятельности было выбрано потому, что именно эта деятельность является ведущей на протяжении всего школьного возраста, а следовательно и мотивы, побуждающие ее, должны иметь существенное значение для детей в этот период психического развития.
Проблема формирования учебной мотивации – пожалуй, одна из самых сложных педагогических проблем. Педагогов всего мира волнует вопрос: «Как сохранить интерес маленьких учеников к учебе?» Ведь когда дети приходят в школу, они хотят учиться, они гордятся своим новым социальным статусом. Но как быстро гаснет огонек любопытства в детских глазах – учеба становится трудом, часто неприятным и даже непосильным.
Гипотеза исследования: все обучающиеся МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» имеют высокую мотивацию к обучению.
Цель работы: исследование мотивации обучения школьников методом анкетирования.
В работе поставлены следующие задачи:
Предмет исследования: мотивация учения.
Объект исследования: обучающиеся со 2 по 11 классы МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа».
Методы исследования:
• Теоретический - анализ психологической литературы по проблеме мотивации.
• Диагностирование (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа)
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в деятельности педагогов, работающих в начальных классах, в среднем и старшем звене, для работы по формированию учебной мотивации обучающихся. В работе так же даны рекомендации педагогам по повышению внутренней учебной мотивации у обучающихся.
2.1. Понятие школьной мотивации
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), в другом случае – как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас).
По определению мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и др. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые побуждают и направляют активность человека .
В реальной жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Взаимодействие мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает действие другого.
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности.
Таких типов отношения к учению несколько: отрицательное, безразличное (или нейтральное), положительное (познавательное, инициативное, осознанное), положительное (личностное, ответственное, действенное).
Для отрицательного отношения школьников к учению характерно следующее: бедность и узость мотивов; познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату; не сформированы умения ставить цели, преодолевать трудности; учебная деятельность не сформирована; отсутствует умение выполнять действие по развернутой инструкции взрослого; отсутствует ориентация на поиск разных способов действия.
При положительном (аморфном, нерасчленном) отношении школьников к учению в мотивации наблюдаются неустойчивые переживания новизны, любознательности, непреднамеренного интереса; возникновение первых предпочтений одних учебных предметов другим; широкие социальные мотивы долга; понимание и первичное осмысление целей, поставленных учителем. Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу и инструкции, а также простых видов самоконтроля и самооценки (также по образцу).
При положительном (познавательном, осознанном) отношение школьников к учению мотивация характеризуется переопределением и доопределением задач учителя; постановкой новых целей; рождением на этой основе новым мотивов; осмыслением соотношения своих мотивов и целей. Учебная деятельность включает тогда не только воспроизведение по образцам учителя задач, способов действий, но и возникновение самостоятельно поставленных целей, а также выполнение действий по собственной инициативе.
2.2. Уровни учебной мотивации:
1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования, ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.)
2.3. Внешние и внутренние мотивы
Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся живой основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если исследователь сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и теми планами, которые были намечены. Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности.
Как известно мотивы могут делиться на внутренние или внешние мотивы.
Мотив является внешним, если главной, основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения.
Надо сказать, что поведение человека довольно часто определяется преимущественно внешними причинами. Наилучший путь выявления характера мотивации – это искренний ответ на такой вопрос: «Будете ли вы заниматься этим делом (самообразованием, танцами, посещение педсоветов и т.д.), если в будущем вас не будет ждать ни какое-либо поощрение за его выполнение, ни наказание за его невыполнение?» если вы честно признаетесь себе, что не станете заниматься данным конкретным делом на таких условиях, то ваша мотивация является внешней. Если же, напротив, ваш ответ будет положительный, то ваша мотивация внутренняя. Иначе говоря, мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности.
Специфическая особенность внутреннего мотива состоит в том, что он не может быть ни какой-либо конкретной вещью (пакетиком сладостей или магнитофоном), ни социальным отношением (статусом, престижем, властью и т.п.), ни всеобщим средством для приобретения того или другого (деньгами).
Внутренний мотив – это всегда в принципе неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела. Внутренний мотив в отличие от внешнего никогда не существует до и вне самой деятельности.
В известной басне И.А. Крылова оба этих крайних случая мотивации поведения олицетворяются Муравьем и Стрекозой. Однако в реальной жизни одинаково невозможны ни общество, полностью состоящее из Муравьев, ни общество состоящее из одних Стрекоз. По-видимому, и отдельный человек, и общество в целом неспособны выжить, если нарушен естественный баланс их внешней и внутренней мотивации.
Когда речь заходит о демотивированности школьников, обычно имеют в виду снижение интереса к учебе, т.е. снижение ее внутренней мотивации. Данный негативный процесс начинается у многих школьников, как правило, с переходом из начальной в среднюю школу и особенно усиливается в подростковом возрасте. Многочисленные исследования и опросы подростков показывают, что параллельно с этим процессом падает успеваемость учащихся, ухудшается усвоение ими учебных предметов и соответствующих знаний, умений и навыков, падает эффективность обучения в целом. Совокупность всех этих негативных процессов получила в психологии название «внутреннего отхода от школы». Многочисленность отрицательных эффектов такого «отхода» общеизвестна. Они убедительно показывают, насколько важной является задача оптимального сочетания внешних и внутренних мотивов в деятельности учащихся, и, следовательно, задача активизации, стимулирования внутренних стимулов учебы.
Если начать расспрашивать учащихся, действительно получающих удовольствие от самой учебы, от самих занятий в школе и дома, о том, что же они чувствуют, что отличает их переживания в ходе внутренне мотивированных учебных занятий, то скорее всего они назовут следующие особенности своих субъективных состояний:
а) ощущение полной (умственной и физической) включенности в свою деятельность, в то, что в данный момент делаешь;
б) полная концентрация внимания, мыслей и чувств на деле, исключающая их сознания посторонние мысли и чувства;
в) ощущение того, что четко знаешь, что следует делать в тот или иной момент работы, ясное осознание ее целей и задач, полное подчинение требованиям, идущим от самой деятельности;
г) четкое осознание того, насколько хорошо, насколько успешно делаешь свое дело, ясная и определенная обратная связь в деятельности;
д) отсутствие беспокойства, тревоги перед возможными ошибками, неуспехом;
е) ощущение того, что субъективное время как бы сжимается, останавливается, тогда как объективное время, напротив, идет очень быстро, «летит»;
ж) утрата обычного чувства четкого осознания себя и своего окружения, как бы «растворение» в своем деле.
Весьма примечательно, что все эти семь показателей, или признаков, субъективного состояния внутренней мотивированности в деятельности, в равной степени присущих как детям, так и взрослым.
2.4. Исследование особенностей учебной мотивации обучающихся
В практической части исследовательской работы мы использовали методику изучения мотивации обучения у школьников, разработанную Лукьяновой М.И., Калининой Н.В.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
у младших школьников
Анкета
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему, Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы …
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии мною денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали;
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как …
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что …
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
у подростков
Анкета
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое предложение и предложенные варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
а) получения хороших отметок;
б) продолжения образования, поступления в институт;
в) поступления на работу;
г) того, чтобы получить хорошую профессию;
д) саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;
е) солидности.
а) не было школы;
б) не было учебников;
в) не воля родителей;
г) мне не хотелось бы учиться;
д) мне не было интересно;
е) не мысли о будущем;
ж) не долг перед Родиной;
з) не хотел поступить в ВУЗ и иметь высшее образование.
а) хорошие отметки;
б) приложенные усилия и трудолюбие;
в) мои способности;
г) выполнение домашнего задания;
д) хорошую работу;
е) мои личные качества.
II
а) получить высшее образование;
б) мне пока не известна;
в) стать отличником;
г) состоит в учебе;
д) получить хорошую профессию;
е) принести пользу моей Родине.
а) слушать и запоминать все, что сказал учитель;
б) усвоить материал и понять новую тему;
в) получить новые знания;
г) сидеть тихо, как мышка;
д) внимательно слушать учителя;
е) получить пятерку.
а) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;
б) тщательно продумываю все ее аспекты;
в) сначала стараюсь понять ее суть;
г) стараюсь сделать так, чтобы работа была выполнена полностью;
д) обращаюсь за помощью к старшим;
е) сначала отдыхаю.
III
а) различные игры по изучаемой теме;
б) объяснения учителем нового материала;
в) изучение новой темы;
г) устные задания;
д) классное чтение;
е) общение с друзьями;
ж) стоять у доски, то есть отвечать.
а) он мне нравится;
б) он легкий;
в) он мне интересен;
г) я его хорошо понимаю;
д) меня не заставляют;
е) мне не дают списать;
ж) мне надо исправить двойку.
а) они несложные;
б) остается время погулять;
в) они интересные;
г) есть настроение;
д) нет возможности списать;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
IV
а) мысли о будущем;
б) родители и (или) учителя;
в) возможная покупка желаемой вещи;
г) низкие оценки;
д) желание получать знания;
е) желание получать высокие оценки.
а) ожидаю похвалы;
б) мне интёресна выполняемая работа;
в) мне нужна высокая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
а) хороших знаний;
б) моего везения;
в) добросовестного выполнения мной домашних заданий;
г) помощи друзей;
д) моей упорной работы;
е) помощи родителей.
V
а) настроения;
б) трудности заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных мной усилий;
д) моего везения;
е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем.
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) я уверен, что отвечу хорошо;
е) иногда мне так хочется.
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI
а) выполняю его повторно;
б) теряюсь;
в) нервничаю;
г) исправляю ошибку;
д) отказываюсь от его выполнения;
е) прошу помощи у товарищей.
а) анализирую его повторно;
б) огорчаюсь;
в) спрашиваю совета у учителя или у родителей;
г) откладываю его на время;
д) обращаюсь к учебнику;
е) списываю у товарища.
а) сложные и большие;
б) легко решаемы;
в) письменные;
г) не требуют усилий;
д) только теоретические или только практические;
е) однообразны и их можно выполнять по шаблону.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Анкета
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для ...
а) дальнейшей жизни;
б) поступления в вуз, продолжения образования;
в) саморазвития, совершенствования;
г) будущей профессии;
д) обретения места в обществе (вообще в жизни);
е) создания карьеры;
ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.
2. Я бы не учился, если бы ...
а) не было школы;
б) не было необходимости в этом;
в) не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь;
г) не чувствовал, что это необходимо;
д) не думал о том, что будет дальше.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за ...
а) знания;
б) успехи в учебе;
в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;
г) способности и ум;
д) трудолюбие и работоспособность;
е) хорошие отметки.
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить образование;
б) создать семью;
в) сделать карьеру;
г) в развитии и совершенствовании;
д) быть счастливым;
е) быть полезным;
ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;
з) пока не определена.
5. Моя цель на уроке ...
а) получение информации;
б) получение знаний;
в) попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала;
г) выбрать для себя необходимое знание;
д) внимательно слушать учителя;
е) получить хорошую отметку;
ж) пообщаться с друзьями.
6. При планировании своей работы я ...
а) обдумываю ее, вникаю в смысл;
б) сначала отдыхаю;
в) стараюсь выполнить все аккуратно;
г) выполняю сначала наиболее сложную ее часть;
д) стараюсь выполнить ее побыстрей.
III
7. Самое интересное на уроке — это...
а) обсуждение интересного мне вопроса;
б) малоизвестные факты;
в) практика, выполнение заданий;
г) интересное сообщение учителя;
д) диалог, обсуждение, дискуссия;
е) получить отличную отметку;
ж) общение с друзьями.
8. Я изучаю материал добросовестно, если ...
а) он мне очень интересен;
б) он мне необходим;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) без всяких условий, потому что делаю это всегда;
д) меня заставляют;
е) у меня хорошее настроение.
9. Мне нравится делать уроки, когда …
а) их мало и они несложные;
б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;
в) это мне потребуется;
г) это требует усердия;
д) я отдохну после школы и дополнительных занятий;
е) у меня хорошее настроение;
ж) материал или задание мне интересны;
з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
IV
10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают) …
а) мысли о будущем;
б) конкуренция и мысли о получении аттестата;
в) совесть, чувство долга;
г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;
д) ответственность;
е) родители (друзья) или учителя.
11. Я более активно работаю на занятиях, если …
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтоб на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.
12. Хорошие отметки — это результат ...
а) моего напряженного труда;
б) труда учителя;
в) подготовленности и понимания мной темы;
г) моего везения;
д) моего добросовестного отношения к учебе;
е) моего таланта или способностей.
V
13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит …
а) настроения и самочувствия;
б) понимания мной учебного материала;
в) моего везения;
г) активной подготовки, прилагаемых усилий;
д) заинтересованности в хороших отметках;
е) внимания к речи учителя.
14. Я буду активным на уроке, если (так как) ...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) твердо уверен в своих знаниях;
е) мне иногда так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), я ...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI
16. Сделав ошибку при выполнении задания, я ...
а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи у товарищей;
г) нервничаю;
д) продолжаю думать над ним;
е) отказываюсь от его выполнения.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я ...
а) обращаюсь за помощью к товарищам;
б) отказываюсь от его выполнения;
в) думаю и рассуждаю;
г) списываю у товарища;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они ...
а) требуют большого умственного напряжения;
б) не требуют усилий;
в) требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаблону»;
г) не требуют сообразительности (смекалки);
д) сложные и большие;
е) однообразные и не требуют логического мышления.
2.5. Уровень мотивации у обучающихся 2-4 классов
Изучение мотивации обучения у обучающихся 2 класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Количество баллов | Уровень мотивации обучения | ||
высокий | средний | низкий | |||
1 | Алексеева К. | 38 | + | ||
2 | Бабкина И. | 33 | + | ||
3 | Белоусова В. | 28 | + | ||
4 | Борисова Е. | 41 | + | ||
5 | Иванов К. | 28 | + | ||
6 | Игнатова М. | 34 | + | ||
7 | Константинов Н. | 41 | + | ||
8 | Кормаченко Д. | 39 | + | ||
9 | Куликов А. | 31 | + | ||
10 | Литвин Е. | 39 | + | ||
11 | Раховский Ю. | 39 | + | ||
12 | Русский В. | 34 | + | ||
13 | Старцев К. | 21 | + | ||
14 | Фалькова А. | 34 | + | ||
15 | Чернышева М. | 25 | + | ||
16 | Чунина А. | 39 | + | ||
Итого: В % | 544 | 2 12,5% | 8 50% | 6 37,5% |
Изучение мотивации обучения у обучающихся 3 класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Количество баллов | Уровень мотивации обучения | ||
высокий | средний | низкий | |||
1 | Боричевская О. | - | - | - | - |
2 | Воронин М. | 31 | + | ||
3 | Давыдова Т. | 38 | + | ||
4 | Дырман А. | 28 | + | ||
5 | Жиляков Д. | 40 | + | ||
6 | Козионова А. | 33 | + | ||
7 | Михайлова К. | 38 | + | ||
8 | Никитин Г. | - | - | - | - |
9 | Никитин С. | 36 | + | ||
10 | Осипова Т. | - | - | - | - |
11 | Плешивцева О. | 40 | + | ||
12 | Солонина М. | - | - | - | - |
13 | Сошников А. | 38 | + | ||
14 | Стенникова С. | 36 | + | ||
15 | Степанов С. | - | - | - | - |
16 | Федорова В. | - | - | - | - |
17 | Чухнина Т. | 36 | + | ||
18 | Юрьевцев П. | 39 | + | ||
Итого: В % | 433 | 0 | 10 83,3% | 2 16,7% |
Изучение мотивации обучения у обучающихся 4 класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Количество баллов | Уровень мотивации обучения | ||
высокий | средний | низкий | |||
1 | Бывальцева Е. | - | - | - | - |
2 | Вяткина В. | 35 | + | ||
3 | Высоких А. | 40 | + | ||
4 | Кочкурова К. | 34 | + | ||
5 | Кривоткач И. | 39 | + | ||
6 | Клюева А. | 36 | + | ||
7 | Масленникова А. | 36 | + | ||
8 | Новикова С. | 39 | + | ||
9 | Плесовских Е. | 45 | + | ||
10 | Санаева С. | 30 | + | ||
11 | Скаредин М. | - | - | - | - |
12 | Теплов Д. | - | - | - | - |
13 | Филимонова Н. | 44 | + | ||
14 | Чернышов А. | 39 | + | ||
15 | Чернышева Ю | 38 | + | ||
Итого: В % | 455 | 2 16,6% | 9 75% | 1 8,4% |
2.6. Уровень мотивации у обучающихся 5-8 классов
Изучение мотивации обучения у обучающихся 5 класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Количество баллов | Уровень мотивации обучения | Мотив | |||
высокий | средний | низкий | внешний | внутренний | |||
1 | Верхотурцев К. | 40 | + | + | |||
2 | КухаренкоА. | 84 | + | + | |||
3 | Лобзин Д. | 95 | + | + | |||
4 | Ляпунова Е. | 83 | + | + | |||
5 | Мокеева А. | 95 | + | + | |||
6 | Никитин С. | 66 | + | + | |||
7 | Никитина Е. | 86 | + | + | |||
8 | Обогрелова Ю. | 57 | + | + | |||
9 | Обласов Е. | 94 | + | + | |||
10 | Офтина Д. | 107 | + | + | |||
11 | Паклин К. | 80 | + | + | |||
12 | Панов Д. | - | - | - | - | - | - |
13 | Перунов А. | 61 | + | + | |||
14 | Плотников А. | 76 | + | + | |||
15 | Подкорытова А. | 46 | + | + | |||
16 | Рябов А. | - | - | - | - | - | - |
17 | Степанов А. | - | - | - | - | - | - |
18 | Усенкова А. | - | - | - | - | - | - |
19 | Чепис К. | 118 | + | + | |||
20 | Чугаев О. | 94 | + | + | |||
Итого: В % | 1282 | 5 31,25% | 6 37,5% | 5 31,25% | 16 100% |
Изучение мотивации обучения у обучающихся 6 класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Количество баллов | Уровень мотивации обучения | Мотив | |||
высокий | средний | низкий | внешний | внутренний | |||
1 | Вишнягова К. | 145 | + | + | |||
2 | Давыдов С. | 72 | + | + | |||
3 | Ерошкин И. | 76 | + | + | |||
4 | Иванова К. | 80 | + | + | |||
5 | Кутыгин В. | 92 | + | + | |||
6 | Ковалев Д. | 65 | + | + | |||
7 | Логунов Е. | 25 | + | + | |||
8 | Михайлова А. | 80 | + | + | |||
9 | Поникарова В. | - | - | - | - | - | - |
10 | Раховский И. | 65 | + | + | |||
11 | Санаева А. | 100 | + | + | |||
12 | Соколов Н. | 42 | + | + | |||
13 | Осипов В. | 61 | + | + | |||
14 | Юрьевцев И. | 56 | + | + | |||
Итого: В % | 959 | 2 15,4% | 7 53,8% | 4 30,7% | 1 7,7% | 12 92,3% |
Изучение мотивации обучения у обучающихся 7 класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Количество баллов | Уровень мотивации обучения | Мотив | |||
высокий | средний | низкий | внешний | внутренний | |||
1 | Бабкина С. | - | - | - | - | - | - |
2 | Гилева Д. | 62 | + | + | |||
3 | Верхотурцев Д. | - | - | - | - | - | - |
4 | Кузнецов А. | 116 | + | + | |||
5 | Кузнецова И. | 57 | + | + | |||
6 | Лопарева А. | -16 | + | + | |||
7 | Лобанова А. | 52 | + | + | |||
8 | Мурадова М. | 13 | + | + | |||
9 | Неволин М. | 117 | + | + | |||
10 | Федотов А. | 56 | + | + | |||
11 | Шабурова Н. | - | - | - | - | - | - |
Итого: В % | 457 | 2 25% | 1 12,5% | 5 62,5% | 2 25% | 6 75% |
Изучение мотивации обучения у обучающихся 8а класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Количество баллов | Уровень мотивации обучения | Мотив | |||
высокий | средний | низкий | внешний | внутренний | |||
1 | Анчугова А. | 114 | + | + | |||
2 | Золотухин А. | 48 | + | + | |||
3 | Жилякова Ю. | 75 | + | + | |||
4 | Константинов А. | 42 | + | + | |||
5 | Коняхин И. | 67 | + | + | |||
6 | Лопарева А. | 75 | + | + | |||
7 | Никитина В. | 118 | + | + | |||
8 | Ситало А. | 73 | + | + | |||
9 | Смирнова В. | 105 | + | + | |||
10 | Сысолятин Д. | 51 | + | + | |||
11 | Тихонов А. | - | - | - | - | - | - |
12 | Шадрухина А. | 85 | + | + | |||
Итого: В % | 853 | 3 28% | 4 36% | 4 36% | 11 100% |
Изучение мотивации обучения у обучающихся 8б класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Количество баллов | Уровень мотивации обучения | Мотив | |||
высокий | средний | низкий | внешний | внутренний | |||
1 | Архангельская Е. | - | - | - | - | - | - |
2 | Белоусов К. | 46 | + | + | |||
3 | Горченев М. | - | - | - | - | - | - |
4 | Драгункина Надя | 118 | + | + | |||
5 | Драгункина Наташа | 78 | + | + | |||
6 | Колупаев В. | - | - | - | - | - | - |
7 | Лукьянова Л. | 58 | + | + | |||
8 | Петров Р. | - | - | - | - | - | - |
9 | Тихонова Я. | 74 | + | + | |||
10 | Тупикин Д. | 49 | + | + | |||
11 | Чекусова В. | - | - | - | - | - | - |
12 | Ярков Н. | 27 | + | + | |||
Итого: В % | 450 | 1 14,4% | 2 28,6% | 4 57% | 7 100% |
2.7. Уровень мотивации у обучающихся 9-11 классов
Изучение мотивации обучения у обучающихся 9 класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Количество баллов | Уровень мотивации обучения | Мотив | |||
высокий | средний | низкий | внешний | внутренний | |||
1 | Воротиленко К. | 96 | + | + | |||
2 | Грибанов Е. | 71 | + | + | |||
3 | Козионов В. | 99 | + | + | |||
4 | Лопарев Д. | - | - | - | - | - | - |
5 | Неволин А. | 136 | + | + | |||
6 | Никитина Л. | - | - | - | - | - | - |
7 | Никулина Е. | 89 | + | + | |||
8 | Обухова И. | - | - | - | - | - | - |
9 | Савельев И. | 124 | + | + | |||
10 | Смирнов М. | 88 | + | + | |||
11 | Смоляков А. | - | - | - | - | - | - |
12 | Уханова Т. | 121 | + | + | |||
Итого: | 824 | 5 62,5% | 3 37,5% | 8 100% |
Изучение мотивации обучения у обучающихся 10 класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Количество баллов | Уровень мотивации обучения | Мотив | |||
высокий | средний | низкий | внешний | внутренний | |||
1 | Арчеева О. | 117 | + | + | |||
2 | Игнатьев А. | 89 | + | + | |||
3 | Клыгина М. | 40 | + | + | |||
4 | Левина В. | 111 | + | + | |||
5 | Сошников Н. | 64 | + | + | |||
Итого: В % | 421 | 2 40% | 2 40% | 1 20% | 5 100% |
Изучение мотивации обучения у обучающихся 11 класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Количество баллов | Уровень мотивации обучения | Мотив | |||
высокий | средний | низкий | внешний | внутренний | |||
1 | Драгункина О. | 89 | + | + | |||
2 | Дубс С. | 70 | + | + | |||
3 | Каршина В. | 107 | + | + | |||
4 | Неволина А. | 92 | + | + | |||
5 | Пучков А. | 103 | + | + | |||
6 | Соскина Д. | 106 | + | + | |||
7 | Суркова А. | 42 | + | + | |||
Итого: В % | 609 | 3 42,8% | 3 42,8% | 1 14,4% | 7 100% |
3.Заключение
Мотивация учебной деятельности у обучающихся 2-4 классов
Среди обучающихся 2 класса высокий уровень мотивации характерен для 2 человек, средний уровень мотивации у 8 и низкий у 6. В 3 классе среди опрошенных высоким уровнем мотивации к обучению не обладает никто, у 10 обучающихся средний и у 2 низкий уровень. В 4 классе 2 обучающихся с высоким, 9 со средним, 1 с низким уровнем мотивации.
Мотивация учебной деятельности у обучающихся 5-8 классов
В 5 классе высокий уровень мотивации у 5, средний у 6 и низкий у 5 обучающихся. В 6 классе 2 обучающихся с высоким, 5 со средним, 6 с низким уровнем мотивации к обучению. В 7 классе 2 ученика обладают высоким уровнем мотивации, 1 средним и 5 низким уровнем. В 8а классе у 3 обучающихся высокий, у 4 средний, у 4 низкий уровень учебной мотивации. В 8б классе высоким уровнем мотивации обладает 1 человек, средним -2, низким – 4 обучающихся.
Мотивация учебной деятельности у обучающихся 9-11 классов
В 9 классе из числа опрошенных 5 обучающихся имеют высокую мотивацию к обучению, 3- низкую. В 10 классе у 2 обучающихся высокий, у 2 средний и у 1 низкий уровень мотивации к обучению. В 11 классе высоким и средним уровнем мотивации обладают по 3 обучающихся, низким – 1.
Процентное соотношение уровней мотивации по ступеням образования
Из данной диаграммы следует, что у обучающихся 2-4 классов преобладает средний уровень мотивации, у обучающихся 5-8 – низкий, а у обучающихся 9-11 – высокий.
Процентное соотношение уровней мотивации у обучающихся 2-11 классов
Из данной диаграммы видно, что 23,5% обучающихся имеют высокий, 46% - средний и 30,5% - низкий уровень мотивации к обучению.
Соотношение внешнего и внутреннего мотива обучения
Всего у трёх (2,6%) обучающихся из 115 опрошенных присутствует внешний мотив, большинство (87,4%) обучающихся отличает наличие внутренних познавательных мотивов.
Вывод: таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что все обучающиеся нашей школы имеют высокую мотивацию к обучению, была опровергнута. В школе есть обучающиеся со средним и низким уровнем мотивации.
4.Литература
Приложение 1
Рекомендации для классных руководителей и учителей предметников
Следует отметить, что существует целый ряд научно разработанных способов повышения мотивации в учебном процессе, используя которые можно избежать многих учебных трудностей. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:
1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.
2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
3. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
4. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
7. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
8. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
9. Учителям, работающим в среднем звене, необходимо учитывать наличие у средних школьников «подростковых установок» и не занимать жесткую позицию в отношении подсказок, а превращать тайную помощь в открытую коллективную, более широко используя методику Коллективного способа деятельности.
В заключении еще раз хотелось бы отметить, что повышение познавательной активности, успешное усвоение учебной программы, более высокий уровень освоения теоретического материала становится невозможным в ситуации, когда любые стимулы, не имеющие отношения к учебе, являются основополагающими в учебной деятельности. А одной из основных задач учителя должна стать задача повышения в структуре мотивации обучающегося удельного веса внутренней мотивации учения.
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Заяц-хваста
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
«Течет река Волга»
Голубая лягушка