Как убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков?
Вложение | Размер |
---|---|
sodruzhestvo_matematiki_i_literatury.pptx | 2.59 МБ |
Слайд 1
Презентацию подготовила ученица 10 класса МОУ «СОШ №1 р.п . Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» Тарабрина Анастасия Руководитель: Боровикова Е.И. 2014 1 Исследования на тему: « Содружество математики и литературы » Научно-практическая конференция « Я и мир вокруг »Слайд 2
2 Стр. Постановка проблемы…………………………………………3 Актуальность моей работы …………………………………..3 Цель работы…………………………………………………….3 Задачи……………………………………………………………3 Методы…………………………………………………………..3 Введение…………………………………………………………4 Поиск, исследование и анализ математических задач в литературных произведениях: Говоря о каком – то персонаже, писатели нередко указывали его рост ……………………. 5 Захватывающие сюжеты и математические рассуждения……………………………………………..6 Почему сказка, а не быль?.............................................9 Магическая теория чисел в литературе…………10 Заключение………………………………..……………..13 Используемые ресурсы……………………………………… 14 Содержание
Слайд 3
3 Задачи Подобрать математические задачи в литературных произведениях. Разобрать решение отобранных задач. Провести анализ полученных в ходе решения результатов. Провести занятие в 6 классе и познакомить учащихся с математическими задачами в литературных произведениях . Повести рефлексию проделанной работы и сделать вывод. Постановка проблемы Как убедиться, что литература существует не только для литераторов, а математика – не только для математиков? Актуальность моей работы Разрушить стереотип несовместимости таких наук, как математика и литература и доказать наличие между ними тесного взаимодействия. Цель работы Доказать существование связи между литературой и математикой . Методы Поиск Изучение Анализ Сравнение Обобщение
Слайд 4
4 Математика известна с древних времён. Если вспомнить такие великие государства прошлого, как Древний Рим, Древняя Греция, Османская империя в Турции, то можно заметить, что все архитектурные и художественные шедевры создавались с использованием математики. Знания математики требовались не только при строительстве, но и при создании литературно – художественных произведений. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». Читая художественные произведения, мы нередко можем встретить в них придуманные автором математические задачи. Проблема заключается в том, что не все читатели при прочтении обращают внимание на затейливые авторские головоломки, да и сам автор не всегда осознанно, зачастую между делом, ставит их в своих романах, повестях, рассказах. Грамотное использование математических фактов делает художественное произведение достоверным и реальным. Попробую это доказать . Введение
Слайд 5
5 Когда я перевела все единицы, то получилась, что 1 вершок=4,445см,тогда умножаем на 3 вершка и получаем : 4.445см*3= 13.335см. А теперь насчет ушей 1 аршин= 71.12см. Вы можете представить себе этого конька-горбунка ? Если его рост 13 см, а уши 71см ? Поиск, исследование и анализ математических задач в литературных произведениях Говоря о каком – то персонаже, писатели нередко указывали его рост … Ершов «Конек-горбунок » Двух рожу тебе коней- Да таких каких поныне Не бывало и в помине; Да еще рожу конька Ростом только 3 вершка, На спине с двумя горбами Да аршинными ушами».
Слайд 6
6 Дело в том, что раньше рост человека составлялся из аршин и вершков, а поскольку рост взрослого человека редко бывал менее двух аршин (142см), в данном случае речь идёт именно о двенадцати вершках сверх двух аршин, то есть примерно 195 см. А вот о коньке-горбунке можно сказать следующее: в правильном переводе рост будет примерно 65 см, но уши так и останутся 71см. Вот такой литературный курьез ! И.С. Тургенев «Муму » И.С. Тургенев своего героя в начале рассказа «Муму» так описывает. «Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим: мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения». Проведем перевод старинных единиц измерения в современные. Вершок – 4.445 * 12 = 53 см. Кого Тургенев считает богатырем? Человека ростом ниже 1 метра? Конечно, нам сразу кажется, авторы этих произведений не знали математики и не умели переводить единицы измерений.
Слайд 7
Н. А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы » 7 Каковы же размеры островка в современных единицах длины и площади ? S= а*в, а = 1аршин=72см, в=1 сажень =216см. S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2. Можно сделать вывод, что островок то небольшой “ Вижу один островок небольшой - Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину ”
Слайд 8
Захватывающие сюжеты и математические рассуждения . – Сегодня нам надо измерить высоту площадки Дальнего Вида, – сказал инженер. – Вам понадобится для этого инструмент? – спросил Герберт. – Нет, не понадобится. Мы будем действовать несколько иначе, обратившись к не менее простому и точному способу. Взяв прямой шест, футов 12 длиной, инженер измерил его возможно точнее, сравнивая со своим ростом, который был ему хорошо известен. Герберт же нёс за ним отвес: просто камень, привязанный к концу верёвки. Герои Жуля Верна Известный роман Жюля Верна «Таинственный остров» содержит не только интересный, захватывающий сюжет, но и достаточно много математических рассуждений. В этом романе картинно описан один из способов измерения высоких предметов .
Слайд 9
Не доходя футов 500 до гранитной стены, поднимавшейся отвесно, инженер воткнул шест фута на два в песок и, прочно укрепив его, поставил вертикально с помощью отвеса. Затем он отошёл от шеста на такое расстояние, чтобы лёжа на песке, можно было на одной прямой линии видеть и конец шеста, и край гребня. Эту точку он тщательно пометил колышком. – Тебе знакомы начатки геометрии? – спросил он Герберта, поднимаясь с земли. – Да. – Помнишь свойства подобных треугольников ? – Их сходные стороны пропорциональны. – …Если мы измерим два расстояния: расстояние от колышка до основания шеста и расстояние от колышка до основания стены, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвёртый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены . Оба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее – 500 футам. По окончании измерений инженер составил следующую запись: 15 : 500 = 10 : х; 500 х 10 = 5000; 5000 : 15 = 333,3. Значит, высота гранитной стены равнялась 333 футам .
Слайд 10
Джонатан Свифт « Путешествия Гулливера по многим отдаленным странам ». Расчет на самом деле сделан, верно, если не считать маленькой арифметической ошибки. Не надо забывать, что лилипуты это уменьшенная точная копия обыкновенного человека и имеет нормальную пропорцию частей тела. Значит они не только в 12 раз ниже, но и в 12 раз уже и в 12 раз тоньше Гулливера. Получается, что объем тела Гулливера не в 12 раз, а в 12 *12 *12=1728 раз больше лилипута. Именно поэтому ему понадобиться такое количество еды . Огромное количество задач мы находим на страницах книги «Путешествия Гулливера», где описаны необычайные приключения в стране лилипутов и великанов. В стране лилипутов размеры – высота, ширина, длина, толщина всех вещей, людей, животных , растений и т.д. в 12 раз меньше, чем у нас. А в стране великанов в 12 раз больше . Лилипуты, читаем мы в книге, установили для Гулливера следующую норму отпуска продуктов: «…Ему будет ежедневно выдаваться столько съестных припасов и напитков, сколько достаточно для прокормления 1724 подданных страны лилипутов». Из какого расчета получили лилипуты такой огромный паек, ведь Гулливер только лишь в 12 раз больше лилипута ?
Слайд 11
Почему сказка, а не быль? А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане » 11 Почему авторы называли свои произведения именно сказкой, а не былью к примеру? Рассмотрим, как корабельщики рассказывают царю Салтану про чудо - явления тридцати трех богатырей: Каждый день идет там диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в скором беге И останутся на бреге Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор; Старый дядька Черномор С ними из моря выходит И попарно их выводит, Чтобы остров тот хранить И дозором обходить .
Слайд 12
12 Итак, на берег из моря выходят 33 молодых богатыря и старый дядька Черномор, который выводит их парами, то есть по двое. Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается невозможным с точки зрения арифметики. Отсюда следует, что произведение Александра Сергеевича Пушкина действительно является сказкой, что и требовалось доказать.
Слайд 13
13 И стория о том, как главные герои измеряли рост удава. Оказывается, что он составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка. А так ли это на самом деле? Используя, дополнительную литературу и интернет я узнала, что средний рост попугая = 22см, мартышки = 77см, слона =335см, удава = 10м. Выполнив, несложные вычисления я получила, что в жизни длина 1 удава = 45 попугаям ( 1000см : 22=45) =13 мартышкам (1000см : 77= 13) = 3 слонам (1000см : 335 =3) Григорий Остер. Сказка «Зарядка для хвоста ». Можно сделать вывод, что автор в своем произведении пренебрег точными данными. А значит – это произведение тоже можно считать сказкой.
Слайд 14
14 А вот число « 3» издревле считали магическим. Даже в библии 3 – это божественное совершенство. Известно выражение: « Бог троицу любит». Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Ведь в сказках всегда желания выполняются только в третий раз . Магическая теория чисел в литературе . А.С. Пушкин « Сказка о золотом петушке » « Что за страшная картина! Перед ним его два сына Без шеломов и без лат. Оба мертвые лежат ...» В этой сказке встречается число 8. Цифра «8» является четной. А у народа есть суеверное представление, что четное число связано со смертью. Так и в сказке . Через 8 дней сам царь доехал до поля боя. И что же он увидел ?
Слайд 15
15 И только желание третьей девицы ( родить для батюшки царя-богатыря ) понравилось царю. Через три дня , как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Три раза выручает царевича лебедь . В « Сказке о царе Салтане » уже с первых строк мы читаем: « Три девицы под окном Пряли поздно вечерком ». В « Сказке о попе и работнике его Балде » три раза Балда в море « веревку крутил», три раза мерился силой Балда с «посланным бесенком».
Слайд 16
16 Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Выбор чисел основан на народном представление о значении чисел. В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях » еще мы встречаемся с числом 7. В русских пословицах и поговорках слово « семь» часто выступает, как «много »: « Семеро одного не ждут», « Лук от семи недуг»…,, и в сказке Пушкина число 7 имеет значение «много». В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях » Также в поисках невесты Елисей трижды обращался за помощью: К красному солнцу К месяцу ясному К ветру буйному.
Слайд 17
17 Проведя небольшое исследования, я с шестиклассниками пришла к такому выводу, что математика и литература не так уж и далеки друг от друга. Во многих произведениях можно заметить «руку математика». На страницах книг содержится много загадок и ни одной отгадки. И я попыталась разгадать хотя бы несколько из них. Без помощников, конечно, мне бы не удалось это сделать.
Слайд 18
18 Заключение Приступая к исследованию, я ставила перед собой задачу вызвать интерес к изучению предмета «математика». Я попыталась раскрыть факты соединения художественного и математического таланта, наблюдаемого у некоторых людей. Проведя анализ некоторых произведений, могу сделать вывод, что авторы, употребляя в своих произведениях числительные и математические данные, не просто так дают готовые знания и выдают все математические секреты, а предлагают нам подумать и дают пищу для размышления. Л юбая книга откроет свои тайны только тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, а математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.
Слайд 19
Используемые ресурсы http://img810.imageshack.us/img810/250/paperscrolls4.jpg http://i005.radikal.ru/1109/fb/755ad610193c.png http://www.surguchev.ru/assets/images/Svitok/DSC07710-conv-ok-sq-s-web.jpg http://lemill.net/methods/starinnye-edinicy-izmereniya-v-rechi-narodnoi / http://skazkidetvore.ru/index.php?do=static&page=skazka_konek_gorbunok Конек - горбунок http://lib.ru/CARROLL/alisa_zah.txt / http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00772731250320194703 Муму 19
Несчастный Андрей
Рисуем домики зимой
Рукавичка
Колумбово яйцо
Рисуем зимние домики