исследовательская работа, посвященная обычаям и традициям казахского народа, проживающим на территории Саратовской области
Вложение | Размер |
---|---|
kazakhi.doc | 40 КБ |
Свой рассказ я начну о моей прабабушке, Джаквалиевой Авиде Сибатовне. Родилась она в Казахстане селе Казталовка. После войны в 1947 году молодой двадцатилетней девушкой приехала в гости к родным в Саратовскую область, так и осталась здесь в Питерском районе совхозе Малойзенский (п. Нива). Вышла замуж за Джаквалиева Жумаша Каниевича, участника Великой Отечественной войны. Вместе они работали в совхозе, в чабанской бригаде. Несмотря на тяжелые послевоенные годы, родили и воспитали девять детей. Все они остались жить и работать в родном селе. В 1980 году прадедушка умер, сказались тяжелые раны, полученные в годы войны. Сейчас прабабушке восемьдесят шесть лет, у нее девять внуков и шесть правнуков. Всей большой семьей ежегодно собираемся 9 мая на день рождения у прабабушки. На протяжении всей своей жизни она соблюдает традиции и обычаи казахского народа, учит уважать и не забывать свои традиции, свой родной язык. О некоторых из них я и хочу рассказать.
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Традиции – это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. Традиции также древни, как само человечество. Они носят исторический характер, ибо возникли и формировались в процессе трудовой и общественной деятельности людей, складываясь не по желанию отдельных лиц и групп, а имели под собой объективную основу. Традиции возникали как закономерное явление общественного развития и играли огромную роль в организации усилий рода и племени в борьбе с силами природы, в формировании лучших черт человеческой личности. Нарушение традиций в древние времена считалось недопустимым, и каралось неминуемым наказанием.
Обычаи - это также общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней является гостеприимство, которое относится к общечеловеческим нормам и является положительной чертой цивилизованного общества. Так, к приходу гостей готовят национальное блюдо из барана – бесбармак, его голова должна смотреть на достопочтенного гостя.
В большинстве стран, в том числе и Казахстане обычаем является уважение к старшим. Эта добрая традиция народа передаётся с другими прекрасными привычками и качествами народов. Так по этому обычаю детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, а также прислушиваясь при этом к их мудрым советам.
Не покинули казахстанскую землю и такие древние мусульманские традиции как Ораза и Айт, которые действуют в определенное время года, обязательны соблюдению верующими мусульманами.
Ораза – при наступлении этого праздника в мечете дают листок с датой, оповещающей с какое по какое число нужно держать пост, в течении которого запрещается употребление алкоголя, игра в азартные игры, чрезмерное питание. Пока держишь пост, кушаешь либо рано утром, либо поздно вечером.
Айт – при его наступлении обязательно надо звать гостей и готовить праздничное блюдо – щельпек(тонкие лепешки).
Тусау кесу – традиция, по которой старейшина недавно родившемуся ребенку завязывает ноги веревкой и водит вокруг собравшихся гостей. Через некоторое время ребенок сам становится на ноги и делает первые шаги. Всё действо сопровождается празднованием.
И наконец Наурыз – Новый год, который означает наступления кочевья и перехода аула на новое более плодородное место, где они живут до наступления следующего года. Как и у других народов это день исполнения желаний и по традиции юрта должна быть убрана и накрыт большой стол со всевозможными блюдами.
Таким образом, казахский народ, соблюдая обычаи древних, и по сей день может с гордостью сказать, что чтит и уважает своих предков.
Суйынши – сообщение радостной вести. Когда произносят «Суйынши», все сразу понимают, что человек пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно подарить что-нибудь.
«Коримдик» от слова «кору» - смотреть, видеть. Подарок, который дают за, увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного и т.д.). Значение обычая не в том, чтобы взять или дать подарок, а для выражения добрых намерений смотрящих.
Жети ата – семь поколений. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.
Араша – возглас, чтобы остановить тех, кто спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: «Араша!», «Араша!», они должны немедленно прекратить скандал. Ослушание строго наказывалось штрафом.
Токымкагар – обряд для, уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно зарезать барана, накрыть дастархан (праздничный стол), позвать гостей. Во время этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.
Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу.
Сэлемде – знак приветствия и уважения. Давно не встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Не обязательно, чтобы вещь была дорогая, но памятная.
"Бата"(словесное благословение) - ценное духовное пожелание. Это особый вид поэтического творчества, когда произносящий испрашивает присутствующим милости от Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы.
Базарлык – не очень дорогие вещи или памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки для своих близких и знакомых.
Тыйым – запрет. У казахов, как и у многих других народов существуют запреты. Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Свистеть в доме – прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты – этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему.
Кутты болсын айту – поздравление. Это древний обычай говорить «Кутты болсын!» при значительном событии, например, рождении ребенка. Традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых чувств и умение вместе радоваться.
Тизе бугу – преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.
«Воспевая волжские просторы…»
Автор: учащаяся 7 класса
МОУ «СОШ п. Нива»
Таскаринова Адина
Руководитель:
Таскаринова Алия Аскаровна
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ п. Нива»
Калитка в сад
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Как зима кончилась
Рисуем крокусы акварелью
Как нарисовать ветку ели?