Данная работа посвящена 70-летней годовщине строительства на территории Калмыцкой АССР участка железной дороги "Кизляр - Астрахань" (1941-1943 гг.)
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа Цебековой Любы | 146 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уланэргинская средняя общеобразовательная школа»
«ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ НАШИХ ВЕТЕРАНОВ»
Посвящается 70-летней годовщине строительства на территории Калмыцкой АССР участка железной дороги Астрахань-Кизляр (1941-1943 гг.)
Подготовила: Цебекова Любовь Сергеевна
учащаяся 8 класса
МКОУ «Уланэргинская СОШ»
Адрес ОУ: 359154, Республика Калмыкия,
Яшкульский район, п. Улан-Эрге,
ул. Коломейцева, 29.
Дом. адрес: 359154, Республика Калмыкия,
Яшкульский район, п. Улан-Эрге,
ул. Новая, 10. тел. 89627707986
Руководитель: Долгаева Баира Борисовна
учитель МКОУ «Уланэргинская СОШ»
Адрес ОУ: 359154, Республика Калмыкия,
Яшкульский район, п. Улан-Эрге,
ул. Коломейцева, 29. тел. 89374624232
п. Улан-Эрге, 2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 | |
Глава I. На стройке оборонного значения | 5 | |
Глава II. Воспоминания тыловиков - ветеранов войны села Улан – Эрге Республики Калмыкия | 8 | |
2.1. Бадмаева Ц.Б. | 8 | |
2.2. Бадма-Халгаева А.А. | 9 | |
2.3. Дорджиев И.Б. | 10 | |
2.4. Дорджиева А.Б. | 11 | |
2.5. Пономарева Е.Н. | 11 | |
Глава III. Дорога Жизни и Победы | 13 | |
Заключение | 15 | |
Приложение | 16 | |
Список сокращений | 27 | |
Список литературы | 28 |
ВВЕДЕНИЕ
В сентябре 2011 года на уроке истории и культуры родного края мы, учащиеся 8 класса МКОУ «Уланэргинская СОШ» Республики Калмыкия, узнали о том, что этот месяц отмечен важной юбилейной датой в истории Калмыкии, а именно 70-летним юбилеем начала строительства на территории Калмыкии участка железной дороги Кизляр – Астрахань. В годы войны эта дорога имела огромное значение для всей страны. Прочитав газетную статью «Стройка оборонного значения» (см. приложение 1) решила узнать, есть ли в нашем поселке люди, которые помнят те времена, люди, которые сами строили эту дорогу.
После встречи со специалистом сельского муниципального образования выяснилось, что в поселке действительно проживают ветераны труда, войны, труженики тыла, которые были строителями железной дороги. Так появилась тема для написания работы.
Данная исследовательская работа называется «Великий подвиг наших ветеранов». Она посвящена 70-летию строительства железной дороги Кизляр-Астрахань в годы Великой Отечественной войны.
Цель работы - рассказать о тружениках тыла, ветеранах войны моего поселка, которые принимали участие в строительстве железной дороги. В данной работе пытаюсь решить взаимосвязанные задачи. Во-первых, осветить события военной истории 1941-1942 годов. Во-вторых, описать людей с их практическими действиями, участвовавших в событиях.
Данная проблема в настоящее время актуальна, так как мы должны всегда помнить о том, что рядом с нами живут пожилые люди, которые в те грозные военные годы ценой своих неимоверных усилий, а некоторые и ценой своей жизни приближали победу, мы должны быть всегда благодарны ветеранам войны и труда, труженикам тыла.
Для выполнения этой работы (с сентября 2011г. по июнь2012 г.) была собрана необходимая информация. Был изучен газетный материал и литература, архивные документы фонда Национального архива, информация Национального музея, а также проведено интервью с участниками строительства и записаны их воспоминания.
При написании работы большой ценностью для меня стала книга «Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Документы и материалы». (Элиста, 2005 г.). История участия калмыцкого народа в Великой Отечественной войне отражена в следующих изданиях: это «Очерки истории Калмыцкой АССР». Эпоха социализма. (Издательство «Наука», Москва, 1970 г., стр. 282-284), книга «История Калмыкии с древнейших времен до наших дней» том II (Элиста, ГУ «Издательский дом «Герел» 2009 г., стр. 460-461), «Во имя победы над фашизмом!» Кичикова М.Л. (ККИ, Элиста 1970г.) а также книга Б.Б. Городовикова «Орденоносная Калмыкия» ( ККИ, Элиста, 1972 г. стр. 74)
При встрече с ветеранами села записаны их воспоминания, сделаны фотографии, изучен наградной материал и фотографии из личного архива.
Данная работа состоит из трех глав, последовательно отражающих время строительства железной дороги. Глава I «На стройке оборонного значения» делает обзор периода перестройки всей страны на военный лад, когда по территории республики начали прокладывать железную дорогу «Астрахань - Кизляр». Глава II «Воспоминания тыловиков - ветеранов войны села Улан – Эрге Республики Калмыкия» посвящена нашим землякам, людям, которые сами строили эту дорогу. Глава III «Дорога Жизни и Победы» повествует о победе всех тружеников – строителей железной дороги. Огромный труд увенчался успехом, когда по железной дороге пошли первые поезда и повезли все необходимое для фронта. И спустя 70 лет люди, которые сами строили эту дорогу, стали пассажирами «Поезда Памяти «Артезиан – Астрахань - 2012».
ГЛАВА I. На стройке оборонного значения
Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была самой тяжелой и самой жестокой из всех войн, пережитых нашей Родиной. Вся страна поднялась на борьбу с фашистами.
Из истории мы знаем о том, что начальный период Великой Отечественной войны был очень трудным и сложным. Многие города были захвачены фашистами, они быстро продвигались к берегам Волги и в сторону Северного Кавказа с целью овладения нефтеносными районами.
Из прочитанных источников стало известно о том, что 16 августа 1941 года состоялось решение ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о строительстве новой железной дороги от Кизляра до Астрахани. Она была запроектирована от станции Кизляр вдоль побережья Каспийского моря до станции Трусово, а затем через Волгу до Астрахани Рязано-Уральской железной дороги. НКПС № 8 – так была названа эта стройка, которая должна была обеспечить железнодорожный вывоз Бакинской нефти по кратчайшему пути.
Ее строительство организовали по принципу народной стройки военного времени с активным привлечением местного населения. Она строилась, в основном, трудящимися восточных улусов Калмыкии: «… Приволжского (5), Долбанского (11), Уланхольского (13), Лаганского (12), Черноземельского (10) и Юстинского (4) улусов [1]…» (см. приложение 2), а также на северном участке - трудящимися Астраханского округа, на южном участке за пределами Калмыкии – трудящимися ближайших районов Орджоникидзевского края и Дагестана (см. приложение 3). Железная дорога от Астрахани до Кизляра проходила в сложной природно-географической, безводной, малонаселенной и экономически неразвитой зоне. 80 % протяженности этой магистрали (280 км.) от поселка Трусово, пригорода города Астрахани, до границы с Дагестаном проходила тогда по территории Калмыкии. Для Калмыцкой республики это строительство было очень важно, так как железная дорога должна была способствовать развитию ее экономики, культуры и общего образа жизни.
Архивные документы нам говорят о том, что 30 сентября 1941 года бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) и СНК КАССР, в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК от 16 августа 1941 г. о строительстве новой железнодорожной линии «Астрахань-Кизляр», постановили:
«…1. Считать строительство железнодорожной линии Астрахань - Кизляр важнейшей стройкой республики.
2. Принять к сведению заявление начальника строительства тов. Мушкатина, что строительство дороги начато в соответствии с приказом НКПС (от) 15 сентября 1941 г.
3. Для обеспечения выполнения установленных правительством сроков открытия движения по линии направить на строительство не позднее, чем к 15 октября 1941 г. в порядке трудовой и гужевой повинности 6200 рабочих и 2150 подвод, согласно приложению… ».[2]
Из воспоминаний бывшего секретаря Уланхольского улускома ВКП(б) Э.А. Сангаева о строительстве железной дороги Кизляр – Астрахань: «… от Уланхольского улуса работало на этой стройке несколько сот человек, в основном старики, женщины и подростки. Опыта строительства железной дороги никто из них не имел. Механизмов было мало. Работа проводилась главным образом вручную. Наш участок оказался очень тяжелым. Местами надо было поднимать насыпь до 5-6 метров, а в отдельных местах – углубляться на столько же метров. Грунт был очень крепкий. …»[3]
Все эти трудности не давали результатов, решительных сдвигов в строительстве не было, и были попытки приостановки строительства железной дороги. Однако, на специальном расширенном заседании 10 декабря 1941 года бюро обкома ВКП(б) были приняты конкретные решения по оказанию дополнительной помощи строительству[4]. Были направлены люди, автомашины с прицепами, подводы. Этот факт еще раз доказывает большое значение стройки.
На стройке было развернуто социалистическое соревнование, многие перевыполняли дневные нормы. «…За самоотверженный труд 230 строителей дороги награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР…» - написал в своей книге Городовиков Б.Б.[5]
Люди работы не боялись, им было страшно, когда на них с неба обрушивался огненный шквал. Фашисты усиленно бомбили железную дорогу. В докладной записке СНК КАССР и обкома ВКП(б) в ЦК партии и СНК СССР о военном и хозяйственном положении Калмыкии на 15 августа 1942 года сказано: «… вновь построенная железная дорога Кизляр-Астрахань последние дни подвергается усиленной бомбардировке вражеской авиацией. Так, например, 15 августа 1942 г. четыре бомбардировщика бомбили станцию Улан Хол железной дороги Кизляр-Астрахань, сбросили до 80 бомб, разрушили несколько звеньев дороги. Имеются людские жертвы. В этот же день три бомбардировщика бомбили станцию Зензели, подожгли 6 железнодорожных цистерн с нефтью… »[6]
Из выше сказанного мы делаем вывод о том, что строительство железной дороги было начато и велось в очень трудных условиях, работали женщины, старики и подростки.
ГЛАВА II. ВОСПОМИНАНИЯ тыловиков -
ветеранов войны села УЛАН-ЭРГЕ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ.
На основе воспоминаний ветеранов была воссоздана картина строительных работ. Когда они вспоминают эти тяжелые годы своей жизни, у них на глазах появляются слезы. Они немногословны, сдержаны. Их головы покрыты сединой, но, говоря о своем прошлом, они видят и вспоминают себя молодыми и сильными, трудолюбивыми и жизнерадостными, такими, какими были много лет тому назад.
Строители работали в тяжелых условиях. Не хватало воды, топлива, теплой одежды и обуви. Были перебои с продовольствием. Зимой землю долбили ломами, лопатой, перевозили ее на подводах, переносили в тачках, на носилках, в мешках. Работали пожилые люди старше 60 лет, женщины, подростки и даже 12-13 летние дети. Они были погонщиками гужевых подвод, пастухами рабочего скота, сторожами на строительстве железной дороги.
В нашем селе Улан-Эрге живут пожилые люди, которые сами были участниками строительства железной дороги «Астрахань - Кизляр». Они все являются тружениками тыла, ветеранами труда, ветеранами Великой Отечественной войны. Это Бадмаева Цаган Баировна, Бадма-Халгаева Анна Андреевна, Дорджиев Иван Болдыревич, Дорджиева Анна Болдыревна. В 2010 году скончалась Пономарева Евдокия Николаевна.
2.1. Бадмаева Цаган Баировна
Бадмаева Ц.Б. родилась 8 марта 1922 года в п. Чимбя Долбанского района. Цаган Баировна родилась в многодетной семье, отец ее был рабочим в колхозе, а мать домохозяйкой. Закончив 4 класса, работала в избе-читальне библиотекарем, была заведующей детским садом в колхозе «Путь Коммунизма». Молодая девушка была грамотной, образованной, она обучала чтению и письму пожилых неграмотных колхозников. В 1941 году Цаган Баировне было 19 лет. Вспоминая то время, она говорит: «…Строили дорогу с Астраханской стороны, навстречу шли бригады из Кизляра, встретились на станции Улан-Хол. Мы работали бригадами, жили в кибитках и палатках. Весь труд был ручным. Основным транспортом были-быки, лошади, верблюды. По вечерам шила одежду...». Цаган Баировна была комсомолкой, труженицей-активисткой. Вместе с другими женщинами-активистками она шила белье, теплую одежду бойцам Красной Армии. Организовав кружки кройки и шитья, молодые девушки занимались шитьем, а также сбором мыла, сахара, папирос для солдат.
Цаган Баировна - мать – героиня, она родила и воспитала восьмерых детей. Цаган Баировна награждена орденами и медалями материнской славы, юбилейной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», ей выдано удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны»(см. приложение 4).
Сегодня у нее 19 внуков и 22 правнука. Она, как и прежде, занимается своим любимым делом – вяжет для внуков красивые вещи.
2.2. Бадма-Халгаева Анна Андреевна
Бадма-Халгаева А.А. родилась 26 апреля 1924 года в с. Магой Каспийского района Калмыцкой АССР. Закончив 4 класса, работала швеей. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 17 лет. Вспоминая то тяжелое время строительства, она говорит: «…опыта строительства железной дороги никто из нас не имел. Мы каждый день по 13-15 часов работали. Питание было очень плохое. Зимой вручную ломом и лопатой долбили мерзлую землю. Эту землю мы перетаскивали в балки, низины. Перевозили на телегах и ручных тачках. Эти телеги тащили быки и верблюды. Землю носили на носилках, в мешках. Сильно уставали. Послойно утрамбовывали земляное полотно дороги, таскали и укладывали шпалы…».
Всю свою жизнь Анна Андреевна связала с шитьем. За свое мастерство швеи Анна Андреевна награждена дипломами и почетными грамотами, а также медалью «Ветеран труда». Она по-прежнему шьет, любит сажать цветы, деревья. Бадма-Халгаева А.А. награждена юбилейными медалями, она - ветеран Великой Отечественной войны. (см. приложение 5)
2.3. Дорджиев Иван Болдыревич
15 октября 1929 года в п. Богорда Приволжского улуса Калмыцкой АССР (в настоящее время это Астраханская область Наримановский район) родился Дорджиев И.Б. В 1942 году был мобилизован на строительство железной дороги Астрахань-Кизляр. Тринадцатилетний подросток работал погонщиком-возчиком гужевого транспорта, перевозил воду, стройматериалы. С 28 апреля по 20 ноября 1942 г. Иван Болдыревич работал на 2-3 стройучастках «Строительства № 8», вблизи станции Линейная на сооружении земляного полотна, станционного и магистрального пути, придорожных и станционных сооружений. Железная дорога прошла через село Харусн, в котором жил Иван Болдыревич, семье пришлось переехать в другое село. Иван Болдыревич вспоминая время строительства, говорит: «… в жару и холод каждый день, без выходных, взрослые и дети, в основном, вручную выполняли работу по строительству дороги, чтобы уложиться в срок…».
С раннего детства приучившись к труду, он на протяжении всей жизни был механизатором. За заслуги в области механизации сельского хозяйства Ивану Болдыревичу присвоено звание Заслуженного механизатора сельского хозяйства Калмыцкой АССР.
22 апреля 1988 года Дорджиев И.Б. стал участником ВДНХ СССР - победителем Всесоюзного конкурса механизаторов агропромышленного комплекса за высокоэффективное использование техники по Калмыцкой АССР. Главный комитет Выставки достижений народного хозяйства СССР наградил Ивана Болдыревича Дипломом Почета с натуральной премией автомобилем «Москвич-412»
Иван Болдыревич – ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, награжден различными юбилейными медалями, почетными грамотами, дипломами. (см. приложение 6)
2.4. Дорджиева Анна Болдыревна
Дорджиева А.Б. родилась 3 января 1926 года в с. Хар-Толга Черноземельского улуса Калмыцкой АССР. Шестнадцатилетняя девушка приняла участие в строительстве железнодорожной линии «Кизляр-Астрахань». Анна Болдыревна работала на 4-м строительном участке вблизи станции на перронах 4-5-6 разъездов от колхоза им. Кирова Эркетеневского сельского совета. Со 2 мая по 1 октября 1942 года она была возчиком гужевой подводы. Возила грунт, воду, щебень. Вспоминая время строительства железной дороги, Анна Болдыревна говорит: «…мы жили в трудных условиях. Очень сильно уставали и боялись бомбежек фашистских самолетов. Часто были бомбежки. В результате бомбежек погибали люди, разрушалась дорога…». Анна Болдыревна – мать-героиня, награждена медалями материнской славы, юбилейными медалями в честь Победы в Великой Отечественной войне. Дорджиева А.Б.- ветеран труда, ветеран Великой Отечественной войны.
Так случилось, что Иван Болдыревич и Анна Болдыревна встретились в Сибири, полюбили друг друга и в 1953 году они создали свою семью. Вот уже больше полувека они вместе. Супруги Дорджиевы вырастили 5 детей, которые подарили им 11 внуков и 8 правнуков. (см. приложение 7)
2.5. Пономарева Евдокия Николаевна
15 января 1924 года в с. Красное Яшкульского района Калмыцкой АССР родилась Пономарева Е.Н. (в девичестве Романенко). Закончив 7 классов, Евдокия Николаевна до войны работала в совхозе «Волна Революции». В августе 1941 года была направлена на строительство железной дороги «Астрахань-Кизляр», где и проработала до ноября 1942 года в качестве разнорабочей.
Вспоминая то страшное и ожесточенное время, Евдокия Николаевна говорила: «…всех трудоспособных жителей колхоза направили на строительство дороги. Больше года мы, молодые девчата, под руководством бригадира Журбина Петра, носили землю для насыпки. Особенно было трудно зимой, когда земля была мерзлой, ее долбили кирками. Работали от раннего утра до поздней ночи, а потом на телеге ехали на стан, который находился в Басах, там жили в землянках…».
После строительства железной дороги она вернулась назад в колхоз, где до выхода на заслуженный отдых проработала в отделе кадров совхоза.
За добросовестный труд Евдокия Николаевна была награждена медалью «Ветеран труда», юбилейными медалями в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (см. приложение 8 )
В настоящее время Евдокии Николаевны с нами нет. Память о маме и бабушке хранят ее 3 детей, 4 внука и 8 правнуков. Вечная память ветеранам!
Мы должны по достоинству оценить тех участников данного строительства, которые живут и работают поныне. На сегодня так мало осталось их, кто не жалея сил и здоровья, теряя близких, строили эту железную дорогу.
Благодаря большому энтузиазму и самоотверженности строителей, в числе которых было много женщин, подростков и людей пожилого возраста, основные строительные работы весной были завершены. Трудящиеся республики не жалели своих сил для обеспечения победы. Так трудились и наши земляки – ветераны, о трудовом подвиге которых мы должны знать и помнить.
ГЛАВА III. Дорога ЖиЗНИ И победЫ.
Стройка железной дороги в годы войны была,
«Строительство № 8» имела названье она...
По этой железной дороге на фронт эшелоны шли,
И в тыл увозили грузы, и знамя Победы несли!
В книге «Орденоносная Калмыкия» Б.Б. Городовиков написал: «…На полевых работах, в животноводстве и рыбной промышленности – повсюду люди трудились образцово. Заменяя ушедших на фронт мужчин, на поля выходили учащиеся и домохозяйки…. Самоотверженность и трудовую доблесть проявили трудящиеся на стройках оборонного значения…»[7].
11 месяцев самоотверженного труда полуголодных, плохо одетых людей при частых налетах немецкой авиации увенчался успехом. 7 августа 1942 года Сталинградскому обкому ВКП(б) тов. Чуянову, Астраханскому окружному ВКП(б) тов. Голышеву, Калмыцкому обкому ВКП(б) тов. Лаврентьеву, Орджоникидзевскому крайкому ВКП(б) тов. Суслову и Кизлярскому окружкому ВКП(б) тов. Ермаковой был направлен рапорт коллектива строителей железной дороги Кизляр – Астрахань о завершении укладки главного пути « Сообщаем, что 4 августа с.г. в 17 часов укладка линии Кизляр – Астрахань была закончена. Коллектив строителей выполнил боевое задание ГКО. Всего уложено 348 км главного пути, перемещено свыше 4000000 куб. м. земли, освоено строительство на сотни миллионов рублей в сравнительно короткие сроки….» (Рапорт коллектива строителей железной дороги Кизляр – Астрахань о завершении укладки главного пути. 07.08.1942 г. Начальник строительства № 8 НКПС Левин, начальник политотдела Савинов)[8].
Городовиков Б.Б. написал: «…надо отметить, что в период летнего 1942
года наступления немецко-фашистских войск на Кавказе эта единственная рокадная дорога приобрела исключительно важное стратегическое значение, связывая оборону наших войск на низовье Волги с войсками, оборонявшими подступы к Кавказу и Закавказью…».[9]
По железной дороге шли поезда во время войны и идут в мирное время.
В 2012 году исполнилось 70 лет героическому подвигу жителей Калмыкии – строителей железной дороги Астрахань – Кизляр в период Великой Отечественной войны. В дань памяти героического подвига строителей железной дороги был организован и запущен «Поезд Памяти «Артезиан – Астрахань -2012».
Поезд был организован в конце июля 2012 года администрацией Главы РК, Правительством РК, Северо-Кавказским отделением РЖД. Поезд в составе четырех пассажирских вагонов проследовал по маршруту Артезиан (Северо-Кавказская железная дорогая) до станции Астрахань (Приволжская железная дорога). Пассажирами поезда стали 62 ветерана ВОВ и ветераны-строители магистралей из Республики Калмыкия. На станциях Артезиан и Улан-Хол состоялись торжественные митинги и возложение цветов к мемориалам погибших. В честь памятной даты на вокзалах маршрута «Астрахань-Кизляр» были открыты мемориальные доски.
Вклад в победу внесли наши славные ветераны – строители железной дороги Астрахань – Кизляр. Более 15 тысяч женщин, стариков и подростков Калмыкии участвовали в строительстве дороги протяженностью 280 км по территории Калмыкии. Мало осталось ветеранов, они заслуживают внимания, любви, благодарности, так будем же дарить им тепло и радость. Об этом надо помнить. «Огромное человеческое спасибо!» Ветеранам за победу, за мир и счастье на земле!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всех войнах России наш калмыцкий народ вместе с другими народами вставал на защиту Родины. Наши предки героически сражались и в Отечественной войне 1812 года, и в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Они приближали победу на фронтах и в тылу.
С первых дней войны труженики Калмыкии свою жизнь полностью подчинили задачам обороны страны. Люди, которые не видели и не знали, как строить железную дорогу, стали сами прокладывать рельсы и шпалы. Строители, в числе которых были и наши земляки – ветераны войны и труда Бадмаева Ц.Б., Бадма-Халгаева А.А., Дорджиев И.Б., Дорджиева А.А., Пономарева Е.Н. работали и строили железную дорогу. Выражаю свою благодарность Цаган Баировне, Анне Андреевне, Ивану Болдыревичу, Анне Болдыревне за их рассказы, за то, что они удостоили меня своим вниманием. О Евдокии Николаевне Пономаревой я узнала из рассказа Никеевой В.А. Большое спасибо Вере Андреевне.
Все железнодорожное полотно от Кизляра до Астрахани было проложено досрочно. В честь 70-летия окончания строительства железной дороги «Астрахань - Кизляр» мною опубликована статья «Великий подвиг наших ветеранов» в районной газете «Искра» (см. приложение 9). 15 октября 2012 года в честь дня рождения самого юного строителя железной дороги Дорджиева Ивана Болдыревича, в школе проведена конференция, в ходе которой была показана компьютерная презентация «Великий подвиг наших ветеранов» (см. приложение 10).
В данное время намечается оформление в школьном музее стенда, посвященного строителям железной дороги, ветеранам войны нашего села.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АССР | Автономная Советская Социалистическая Республика |
ВКП(б) | Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков |
ВОВ | Великая Отечественная война |
ВДНХ | Выставка достижений народного хозяйства |
ГКО, госкомобороны | Государственный Комитет Обороны |
КАССР | Калмыцкая Автономная Советская Социалистическая Республика |
Крайком | Краевой комитет |
НКПС | Народный Комиссариат путей сообщения |
ОК, обком | Областной комитет |
Окружком | Окружной комитет |
Политотдел | Политический отдел |
РЖД | Российские железные дороги |
РК | Республика Калмыкия |
СНК, Совнарком | Совет Народных Комиссаров |
СССР | Союз Советских Социалистических Республик |
Тов. | Товарищ |
УК, улуском | Улусный комитет партии |
ЦК | Центральный комитет партии |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Документы и материалы. стр. 12
[2] НА РК, ф.П-1, оп.3, д.584, л.17-19, подлинник
[3] Архив КИГИ РАН, д.92, л.84-86, подлинник
[4] НА РК, ф. П-1,оп.3, д.602, л. 2-3. Копия
[5] Б.Б.Городовиков «Орденоносная Калмыкия» Элиста,1972 год, стр. 74
[6] НА РК, ф. П-1, оп.3, д.374, л.56-65. Копия
[7] Б.Б.Городовиков «Орденоносная Калмыкия» Элиста,1972 год, стр. 73-74
[8] НА РК, ф. П.-1, оп.3, д.740, л.21. Подлинник
[9] Б.Б.Городовиков «Орденоносная Калмыкия» Элиста,1972 год, стр. 74
Два Мороза
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Щелкунчик
«Течет река Волга»
Лягушка-путешественница