В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит – и себя.
Вложение | Размер |
---|---|
khegay_n._susat.docx | 21.02 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сусатская средняя общеобразовательная школа»
Публицистика в защиту природы и культуры
Выполнила ученица 10 класса
Хегай Наталья
Руководитель:
учитель биологии и химии
Балкова Елена Александровна
х.Сусат
Ростовская область
2010 г.
В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит – и себя. Эта информация обрушивается на нас ежегодно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, продукты, которыми питаемся никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, экологическая ситуация в России настолько тревожна и пугающая, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной катастрофе вовсе не преувеличены!» А в ответ- тишина…
Земля - комфортная, разумно организованная и приспособленная к жизни планета, где сочетаются лучшие образцы природы и техники, где бережно собирается энергия Солнца, ветра, вод, недр - вот тот идеал Земли, который нам представляется. Но человек, в отличие от мира природы, всё строит по законам и идеалам красоты, нередко посягая на природу или даже просто обедняя её. Его хозяйственная деятельность на планете приобретает черты стихийного бедствия. Признаки глобального экологического кризиса обширны. Это и загрязнение Мирового океана и атмосферы, наступление пустынь, обезлесение, исчезновение с лика Земли целых живых видов. Живая природа и огромна, и легкоранима.
Часы пущены, и каждый пробитый час приближает нас к пропасти. Это не устрашение. Это реальность. Где выход? Ответ однозначен: руководство страны, три ветви власти ее: законодательная, исполнительная, судебная. При условии согласованных действий. Но есть еще одна сила, на мой взгляд, способная «озеленить» общественное сознание. Это педагогика. А проще говоря - школа. Человек с самого детства должен овладевать навыками экологической культуры, то есть особенное внимание надо уделить экологическому воспитанию подрастающего поколения. Дети должны учиться бережному отношению не только к природе, но и чуткости по отношению к окружающим нас людям, взаимопониманию. Конечно, научить любить природу, понимать и уважать людей нелегко. Ежедневно нужно этого добиваться. Например, на уроках русского языка ученики пишут словарные диктанты, анализируют тексты, создают различные виды творческих работ, занимаются чтением стихотворений о родном крае, пытаются предложить свои решения экологических задач, излагают свои мысли по этому поводу и т.д. Учитель также может проводить этические беседы на различные экологические темы.
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
«Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека».
Наверное, это и есть основная цель экологического образования.
Все больше и больше людей в мире задумываются о взаимоотношениях человека и природы. По образному выражению Морриса Стренга, Генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, «или будет спасен весь мир, или погибнет вся цивилизация».
Действительно, человек своей деятельностью ставит экологическую обстановку земли на край пропасти. Влияние эрозии приводит к сокращению площадей плодородных почв. Промышленные предприятия загрязняют природу вредными выбросами, которые попадают не только в атмосферу, но и в почву, и в воду. Несоблюдение элементарных правил разведения костров в лесах приводит к губительным последствиям: пожары уничтожают значительные лесные территории, которые являются средой обитания многих видов птиц и зверей, сопровождаемые выгоранием лесной подстилки и верхнего грунта. Огонь способен за пару минут уничтожить растительность, которая росла несколько десятков лет. Кроме того, эта подстилка является средой обитания многих полезных насекомых и микроорганизмов, которые тоже играют большую роль в экосистеме.
Тревогу у экологов вызывает и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами. Сегодня нефтяное загрязнение грозит убить жизнь в океанах и морях. А ведь мировой океан не только занимает 71% поверхности планеты, но и содержит половину биомассы Земли, а океанический фитопланктон поставляет основную часть свободного кислорода в атмосферу. Роль водных ресурсов очень велика в жизни человека, поэтому необходимо принимать все меры для предотвращения дальнейшего их загрязнения.
Деятельность человека приводит к ухудшению состояния атмосферы. Это в свою очередь сказывается на растениях, животных и человеке. Все вещества, которые загрязняют атмосферный воздух, в большей или меньшей степени оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. В основном, они попадают в организм человека через систему дыхания и, естественно, непосредственно при этом страдают органы дыхания. В некоторых случаях воздействие одних из загрязняющих веществ в комбинации с другими приводит к более серьезным расстройствам здоровья, чем воздействие каждого из них в отдельности. Большую роль здесь играет продолжительность этого воздействия.
Статистический анализ позволил достаточно надежно установить зависимость между уровнем загрязнения воздуха и такими заболеваниями, как поражение верхних дыхательных путей, сердечная недостаточность, бронхиты, астма, пневмония, эмфизема легких, а также болезни глаз. Резкое повышение концентрации примесей, сохраняющееся в течение нескольких дней, увеличивает смертность людей пожилого возраста от респираторных и сердечно - сосудистых заболеваний.
В последнее время набирает обороты кризис мирового хозяйства, приводящий к значительному истощению запасов леса, нефти, газа, угля и многих других важных природных ресурсов. Из этого следует, что человек не стремится восполнить недостаток природных ресурсов, которые предоставляет ему природа, а только пользуется ими.
Д.С.Лихачев так оценивает место человека в природе: "Человек - часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего "Самосознание Вселенной" лишает смысла существования не только человека, но и все сущее, все мироздание... Такую обезглавленную природу не будет смысла сохранять".
Таким образом, если все будет происходить так и дальше без принятия необходимых мер к изменению сложившейся ситуации, то природа и все ее экосистемы станут нестабильными, то есть нависнет угроза не только над существованием живых организмов, но и самой жизни и даже, возможно, существования самой Земли. Я думаю, что угроза исчезновения человека как вида все – таки должна заставить переосмыслить ценности и поступки каждого человека. Судьба человека зависит не только от него самого. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужно объединить усилия каждого жителя Земли, пока еще есть шанс отвести нависшую угрозу над всем живым на планете.
"Морская болезнь" у космонавтов
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Мастер-класс "Корзиночка"
Разноцветное дерево
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"