Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно, тем более, невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет. Широкая образованность населения планеты необходима и для становления новой морали, т.е. духовного мира людей. Следовательно, в основе экологической культуры должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование.
Вложение | Размер |
---|---|
dallakyan_sh._susat.docx | 20.13 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сусатская средняя общеобразовательная школа»
Публицистика в защиту природы и культуры
Выполнила ученица 10 класса
Даллакян Шушаник
Руководитель:
учитель биологии и химии
Балкова Елена Александровна
х.Сусат
Ростовская область
2010 г.
Понятие "Экология" вызывает в нашем сознании уже сформированную ассоциацию с загрязнением окружающей природной среды и попытками справиться с этими негативными явлениями. Однако более глубокие размышления над проблемами нарушенного равновесия и необходимостью его восстановления вызвали к жизни, кроме признанных массовым сознанием, новые понятия: "экология человека", "экология общества", "экология образования", "экология воспитания" и, наконец, «экология и культура».
Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно, тем более, невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет. Широкая образованность населения планеты необходима и для становления новой морали, т.е. духовного мира людей. Следовательно, в основе экологической культуры должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование.
Я думаю, что смысл современного экологического воспитания заключается в том, чтобы поставить над ценностью природообразовательной деятельности нравственные высшие ценности человека. При этом принцип ценностного равноправия всего живого представляется как основа экологического воспитания. Писатель М.М. Пришвин отмечал: "…может быть, это самое трудное, приучить себя к доверию, в котором скрывается уважение к внешнему миру в том смысле, что он на тех же правах существует, как я".
Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное формирование на их основе экологической этики и культуры, на мой взгляд, и есть путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения.
Многие известные деятели в воспитании и образовании огромную роль отводили природе. Книги Игоря Акимушкина, Евгения Чарушина, Виталия Бианки, Сергея Михалкова, Ивана Соколова, Леонида Леонова, Владимира Солоухина, Д. Мамина - Сибиряка отличаются острой наблюдательностью природных явлений, глубокой и чувственной проникновенно изложения и высоким личным патриотизмом. Они воспитывают любовью к природе высоконравственные личностные качества доброту, заботу, отзывчивость, ответственность и любовь к родному краю, готовность действовать в защиту окружающей среды.
Как много нового и увлекательного, неожиданного и интересного можно узнать о жизни растений и животных из произведений известных поэтов и писателей. Они с большой человеческой любовью раскрывают всю прелесть и загадочность, земную красоту природы, которая возвышает духовный потенциал человека. Вот отрывок из произведения Бианки «Лесной оркестр»: «Наступило лето. Идут самые длинные дни. В лесу распевают соловьи. Птицы поют днем и ночью. Когда они спят? Летом сон их короток. Взошло солнце. Запели все лесные жители. Скрипят жуки и кузнечики. Жужжат веселые шмели и пчелы. Радостно свистит иволга. Дятлы нашли сухие сучья. Это у птиц - барабан. Палочками стучит крепкий нос. Хорош лесной хор!»
Канадский писатель и художник-анималист, автор сказов о животных-героях Сетон-Томпсон написал серию сказок, которые читаются детьми с огромным удовольствием, они трогают и волнуют душу, заставляют всем сердцем участвовать в событиях произведений.
А язык стихов еще более красочен и впечатляющ!
Иван Никитин в стихотворении "В гостях у рябины" писал:
Вот-вот и морозы нагрянут,
Осенние краски увянут,
И только рябина одна
По-прежнему будет красна.
И станет гореть на ветру. Разгораться.
Притихшие птицы к рябине слетятся,
Ягоды вкусной в гостях поклюют,
Согреются возле огня и споют.
К. Паустовский отмечал: «До боли в сердце любим мы эту необыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то в глубине сердца будем знать, что защищаем и этот клочок земли. Он научил нас видеть и понимать прекрасное».
Действительно, в самом обычном проявляется красота и сила жизни: нет некрасивых растений, животных, географических ландшафтов. Например, гусеницу можно представить с радостью и удивлением или с неприязнью, отвращением и даже страхом. А гусеница своей своеобразной окраской, оригинальным строением любопытна и привлекательна. Надо только получше, повнимательнее рассмотреть и изучить ее. Я считаю, что нужно с детства учить детей видеть прекрасное в самых обычных проявлениях природы, побуждать к благородным действиям и поступкам по отношению ко всему живому.
Н.Кайгородов писал: «Мне рисуется в далеком будущем такой замечательный идеал: с появлением первого зеленого листа на дереве двери всех классов закрываются, и все уроки прекращаются, кроме уроков природоведения, и уроки переносятся в ту великую аудиторию под открытым небом, на кафедре которой восседает самый великий в мире профессор - сама Природа».
Многие люди любят приезжать к девственной природе, чтобы порыбачить, поохотиться, просто побродить по лесу, послушать шум ветра, шелест листвы, понаблюдать восход или закат ее. Возвратившись домой, они совершенно иначе видят те проблемы, которые одолевали их раньше. Человек становится добрее, чище, терпимее, спокойнее, внимательнее, отзывчивее, уравновешеннее.
Мы не поймем себя, если забудем, как много для нас значит природа. Люди должны относиться к каждой частице природы как к бесценному творению, пока не научимся правильно использовать ее и осознавать ее значение для нас. Нет цели более благородной, чем начать эру восстановления и сохранить разнообразие жизни. Духовная, эмоциональная неразвитость наряду с экологической необразованностью является одной из причин равнодушного и даже варварского отношения к природе.
Человек и Природа едины, между ними существует гармония. Обряды и обычаи свидетельствуют о глубоком ощущении и понимании человеком Природы, её живительных сил, а также о поэтическом восприятии человеком окружающего мира.
И все же, мне кажется, любовь к природе не слабеет, а, наоборот, становится жизненной необходимостью, особенно, в больших городах, где людей буквально преследуют отравленный воздух, шум, стрессовая обстановка. Потому-то даже на крошечном пятачке земли люди устраивают цветники, сажают деревья, которые радуют глаз и успокаивают душу.
Таким образом, каждому человеку для того, чтобы выжить, необходимо формировать и повышать экологическую культуру, научиться принимать окружающий мир таким, какой он есть, научиться видеть прекрасное рядом и бережно относиться к природе.
Сказочные цветы за 15 минут
Лист Мёбиуса
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Прекрасная химия
Весёлая кукушка