Исследовательская работа ученицы профильного социально - экономического класса , содержащая характеристику электорального поведения жителей России.Также имеется презентация, иллюстрирующая данное исследование.
Вложение | Размер |
---|---|
elektoralnoe_povedenie.issledovanie.doc | 69 КБ |
elektoral.poved_.ppt | 87.5 КБ |
План.
I.Введение
II. 1. Определение электорального поведения. Электорат, его функции.
2. Факторы электорального поведения.
3. Формы электорального поведения
4. Особенности поведения электората в России.
5. Опрос общественного мнения о выборах президента 4 марта 2012 года
III.Выводы
Одной из актуальных тем развития современной социологии и политологии является электоральное поведение. Это относительно молодое образование в науке, но очень важное. Для успешного формирования гражданского общества, демократии необходимо развивать политическую культуру населения, воспитывать инициативных граждан, осознанно выбирающих представителей в органы власти. Несмотря на это, как показала многолетняя практика, люди недоверчиво относятся к институтам власти, выборам, слишком сильны в них разочарование и неверие.
Изучение проблемы избирательного поведения и электоральных предпочтений позволяет составить достоверный прогноз в преддверии парламентских, президентских и местных выборов. Такие данные – основа партийных программ, стратегий поведения кандидатов, в некоторых случаях даже толчок для создания новых законопроектов.
Чтобы внести небольшой вклад в исследование данной темы, в своем реферате я постараюсь раскрыть понятие «электорат», обозначить факторы электорального поведения и проанализировать выборы Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года.
Прежде всего, дадим определение термину «электоральное поведение». Электоральное поведение- это совокупность действий и поступков граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также участие их в референдуме.1 Из данного определения ясно, что электоральное поведение проявляется в различных по уровню и масштабам общественных процессах:1)на общенациональном - выборы президента и высших представительных органов;2)на региональном уровне - выборы местных органов власти и управления;3)выборы на руководящие должности в политических партиях и общественно-политических движениях.2
Понятие «электоральное поведение» тесно связано с категорией «электорат», которая имеет несколько смысловых значений. Прежде всего данная категория означает круг избирателей, голосующих за определенную партию.
Существует более широкое значение этой категории. Например, во Франции она относиться к лицам, обладающим правом голоса и непосредственно зарегистрированным в избирательном участке.
По действующему российскому законодательству электорат-это совокупность граждан, достигших возраста 18 лет и обладающих избирательным правом. Оно наиболее приемлемо, так как обозначает территориальное расположение совокупности выборщиков и учитывает признак «гражданства».
Несмотря на различные подходы к данной категории, электорат выполняет ряд важных, социально- политических функций. Одна из главнейших - это селективная функция. В демократическом обществе формирование властной элиты путем выборов давно стало повседневным явлением.
1http://dic.academic.ru//dic.nsf/fin-enc/31880
2программа социологического исследования « Электоральное поведение молодежи в 2002 году( по материалам регионов Украины и России)
К числу наиболее значимых функций относиться легитимация государственной власти. Поэтому политические силы, желающие остаться в рамках государственно-правового пространства, добиваются своей легитимности путем привлечения на свою сторону как можно большего количества электората.
Электорат имеет право оценивать деятельность избранников народа, голосуя «за» или «против». Тем самым осуществляет контроль за деятельностью политиков, чиновников.
Контрольная функция пересекается с функцией давления, состоящей в голосовании избирателей против неугодных решений и кандидатов. Таким образом они показывают свою значимость и оказывают влияние на власть.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что электорат- это один из постулатов политической системы. Как и любой элемент этой системы электорат подчиняется закономерностям в своих действиях.
В политической науке принято выделять долгосрочные и краткосрочные факторы электорального поведения. Долгосрочными являются социальные факторы и политическая идентификация. Среди социальных факторов особое место занимают возраст, пол, образование, доход, сфера профессиональной деятельности, религиозные и национальные принадлежности.
Краткосрочные факторы включают в себя экономическую конъюктуру, влияние СМИ, воздействие политических лидеров, ведение избирательных кампаний и ряд других.
Наряду с отдельными факторами электорального поведения разработаны целые концепции.
Одной из первых в этом ряду выступает концепция (модель) так называемого «зависимого избирателя». В рамках этого подхода важнейшим фактором является идентификация избирателя с той или иной политической партией. Значительное влияние также оказывает референтная группа и сложившиеся традиции голосования за определенную партию. При этом анализ программ, позиций кандидатов не представляются важным, а процедура выборов не воспринимается строго рационально.
В основе другой модели, получившей название «рациональный избиратель», лежат подходы, распространенные в экономике. По сравнению с предыдущей концепцией здесь избиратель в значительной степени не руководствуется партийной идентификацией, предпочтение отдается социально-политической ситуации, текущим политическим событиям, позициям кандидатов по текущим вопросам. В этой связи важна оценка их прошлой деятельности, а не анализ обещаний относительно будущего.
Развитием, комбинированием выше упомянутых двух концепций выступает «когнитивная модель избирателя». На первый план выступают социальный контекст, в котором происходят выборы, социокультурные традиции общества, особенности политической культуры, а также индивидуальная система ценностей избирателя.
В данных концепциях предполагается, что избиратель отдает голос определенному кандидату. Это одна из форм электорального поведения, существуют и другие: протестное голосование, голосование против всех, конформистское голосование, которое поддерживает большинство избирателей. Наиболее интересная из них - голосование против всех. Это означает, что человек не поддерживает ни одного кандидата. Такая формулировка фигурировала в российских избирательных бюллетенях до 2006 года.3 Вышесказанные формы поведения электората не получили широкого распространения в России, а значит и освещения учеными. Хотя выделяется целый ряд особенностей поведения избирателей в Российской Федерации:
1) Отсутствие у избирателей устойчивой партийной идентификации. Это означает, что
люди не знают, какая партия выражает их интересы. Поэтому партийные предпочтения остаются неустойчивыми, а выбор кандидата ситуативен
См. 3 http://ru.wikipedia.org/wiki/против_всех
2)Электоральная активность зависит от таких факторов как доход, социальный статус,
пол, возраст. К примеру, доля определившихся со своими электоральными
намерениями (голосовать - не голосовать) среди мужчин больше, чем среди женщин.
Электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста. Установлено, что лица с высшим образованием гораздо активнее участвуют в выборах, чем лица с начальным или средним образованием. Устойчивый интерес к выборам проявляют предприниматели и руководители всех уровней. Доля политически активных растет с изменением возрастных показателей. Пенсионеры значительно активнее молодежи принимают участие в выборах.
3)Среди избирателей довольно высок удельный вес абсентеистов. Среди них довольно много молодежи, безработных, лиц с низким уровнем доходов. Причинами абсентеизма являются недоверие партиям, кандидатам и политике в целом; низкий авторитет представительных органов власти; отсутствие электоральной культуры; убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации; сомнения в правильности подсчета голосов и подведения итогов голосования.
Причины подобных феноменов выяснить довольно сложно, но если проследить ход истории, можно выявить некоторые из них.
Уже второй десяток лет в России идет трансформация политической системы: смена режима, институтов власти, изменение системы официальных политических ценностей. Намечается серьезный разрыв между поколениям, какого наша страна не знала со времен гражданской войны. В такой политической атмосфере происходит становление личности в ее гражданском статусе. Россиянам приходится учиться новой политической лексике, нормам, менять политическое сознание и поведение, чтобы в контексте новой реалии политики выразить свои жизненные интересы. Однако этот масштабный процесс идет очень медленными темпами.
Для того, чтобы убедиться в существовании этих особенностей, кратко проанализируем выборы Президента 4 марта 2012 года. Явка избирателей составила 65,34%10, что на 4,26% меньше, чем на выборах 2 марта 2008 года (тогда она составила 69,6%11). Прогнозы и опрос общественного мнения, проводимый в декабре-феврале 2012 года, показали, что выиграет В.В.Путин, второе место займет Г.А.Зюганов, третье-В.В.Жириновский. В графе социологического опроса « не пойду на выборы» фигурировала цифра от 8% до 11,7%12, в опросах в социальных сетях она составила от 12,6% до 21,2%13, но в масштабах страны непосредственно на выборах она была 34, 66%14. Из этих данных можно заключить, что еще значительный процент граждан не принимает участия в выборах, и если предпринять меры по стабилизации третьей особенности поведения электората в России, то эта цифра уменьшится. Следует также отметить, что большая часть населения РФ приняли участие в данных выборах, учитывая, что в России происходит изменение политического мышления, но данная цифра является достаточно высокой.
Чтобы исследовать выборы президента РФ не только в масштабе страны, но и на местном уровне, я провела опрос общественного мнения в городе Никольске. В нем приняло участие жители г. Никольска – представителей различных профессий: учителя, продавцы, водители, домохозяйки.
Вопрос, вариант ответа. | Процент от числа опрошенных |
1. Участвовали ли вы в выборах президента РФ 2012 года? |
См. 4, 5, 6 http://ru.wikipedia.org/wiki/против всех
а) да б) нет | 69 31 |
2.Если вы не принимали участия в выборах, то по какой причине? а) по личным обстоятельствам б) не видел достойного кандидата в) равнодушен к политике | 100 0 0 |
3. Оправдались ли ваши ожидания после выборов? а) да б) нет | 77 23 |
4. После выборов страна измениться в а) лучшую сторону б) худшую сторону в) не измениться | 31 38 31 |
5. Что заставило бы вас пойти на выборы? ( относиться только к тем, кто не участвовал в выборах) а) хорошая программа партии б) ослепительна предвыборная агитация в) сильный лидер г) другое | 25 0 50 25 |
6. Будите ли вы настраивать своих детей на участие в выборах? а) да б) нет | 93 7 |
7. Как вы считаете, честные ли это выборы? а) да б) нет | 62 38 |
Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что жители заинтересованы в участии в выборах. Существует значительная доля недоверия власти, процедуре проведения выборов, возможности изменения страны в сторону положительного вектора. Люди не видят достойного сильного лидера. Однако желание подавляющим большинством воспитывать детей в духе участия в выборах свидетельствует о тех изменениях в отношении политики, о которых я говорила раньше.
Вывод: электоральное поведения очень важный и перспективный объект научного изучения. Именно оно способствует нормальному функционированию многих общественных, особенно политических институтов. Электоральное поведение существует в различных формах и зависит от большого числа факторов: социальных, политические, экономических. В России электоральное поведение имеет несколько отличительных черт, главные из которых – переходный характер политического мышления, изменения отношения к власти, восприимчивость к экономическому положению в стране.
Что касается президентских выборов в РФ 2012 года, то как в целом по стране, так и по нашему городу достаточно высокий процент абсентеизма. Судя по опросу общественного мнения, проводимому мною, и данным по России люди заинтересованы в политике, однако большинство не видит сильного лидера. Опрос общественного мнения по городу Никольску показал, что население доверяет власти и считает выборы честными, в отличие от жителей Москвы. Электорат всей страны и нашего города предполагали именно такие результаты выборов, но насчет дальнейшего развития страны единого мнения нет.
Список литературы.
2. программа социологического исследования « Электоральное поведение молодежи в 2002 году( по материалам регионов Украины и России)
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/против_всех
4. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/54192
5. www.lomonosov_fund.ru/enc/ruencyclopedia:0126698:article
6. www.society.po//bu.ru/alisova-politsociologych33-ihtml
7. http://uchebnik-besplatno,com
8. http://works.tarefer.ru/66/100140/index.html
Домик зимней ночью
За еду птицы готовы собирать мусор
Цветение вишни в лунную ночь
Госпожа Метелица
Фокус-покус! Раз, два,три!