Работа для конкурса научных проектов школьников «Создание этнографического уголка «Казачий кордон в школьном дворе».
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_ugolka.doc | 372.5 КБ |
«СОЗДАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО УГОЛКА «КАЗАЧИЙ КОРДОН»
В ШКОЛЬНОМ ДВОРЕ»
УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Автор: Богославский Павел, учащиеся 9 класса МБОУ ООШ №10
Руководитель: Романова Татьяна Васильевна учитель географии.
Зовут меня Богославский Павел. Я учусь в 9 классе в селе Марьина Роща муниципального образования город-курорт Геленджик. Когда наша школа вышла на краевой конкурс кабинетов кубановедения, стал вопрос о создании в школьном дворе этнографического уголка. И учитель географии Романова Т.В. и кубановедения Калачева Галина Алексеевна и наш казачий класс задумались о том, что бы такое сделать, чтобы этого не было ни у кого.
Одним это было не под силу и мы решили пригласить казаков из Кабардинского Хуторского Казачьего Общества, родителей, привлечь администрацию школы, заведующую школьным музеем, ну и, конечно, всех учеников школы.
Вопрос о том что, как, и из чего будем строить, чем украшать, как использовать в дальнейшем вызвал много споров. Но, в конце - концов все вопросы были решены, распределены все роли.
И вот что из этого получилось.
Актуальность проблемы.
* «Любовь к Родине начинается с любви к малой родине». Именно под этим лозунгом проводятся все мероприятия школьного музея, которые направлены на то, чтобы дети научились любить Родину через любовь к своему прошлому.
* Очень важно своевременно заложить в детские души чувство гордости за свой край, ознакомить с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, особенностями быта кубанцев.
* В нашей школе исследовательские проекты и работы учащихся нравственно- патриотической направленности занимают важное место и практикуются не первый год. Ученики считают, что, если школьник хотя бы раз участвовал в разработке и реализации социально значимого проекта, то успех в дальнейшей учебе обеспечен. Ведь в процессе разработки детского проекта ребенок получает конкретные познавательные и исследовательские навыки: работы с архивами, справочниками, энциклопедиями, учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать и оценивать результат, создавать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
* Наша школа находится в селе Марьина Роща, где местные жители чаще приезжие, а коренных осталось совсем мало. Приезжее население не знает истории, традиций, уклада жизни кубанских казаков, поэтому мы считаем, что познакомить их с жизнью кубанцев поможет школьный музей и создание этнографического уголка во дворе школы.
Главная цель проекта: создание условий для формирования у учащихся чувства любви к малой Родине через приобщение к традиционной культуре кубанского казачества.
Участники проекта: группа учащихся 9 класса, родители, заведующая школьным музеем, представители Районного Геленджикского и Кабардинского Хуторского казачьих обществ.
Руководители проекта: учителя географии Романова Т.В. и кубановедения Калачева Г.А., высшая квалификационная категория.
Вид проекта: долгосрочный, учебно-познавательный с 1 сентября 2012 года по 12 сентября 2013 года.
Цель проекта:
Создание во дворе школы этнографического уголка «Казачий кордон».
Задачи проекта:
Продукт проекта: Этнографический уголок во дворе школы.
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов реализации, предварительная работа с коренными жителями села, представителями казачьих обществ, учениками и их родителями, выбор и заготовка материалов;
2-й — собственно изготовление элементов уголка: изготовление плетня, макета пограничного шалаша, колодца с корытом для лошадей, коновязи, элементы редута и частокола, пограничной вышки, божницы, посадка растений.
3-й — обобщающий (заключительный): открытие этнографического уголка «Казачий кордон», обобщение результатов работы их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, разработка экскурсий и проведение для учащихся других школ.
Предполагаемые результаты:
кубановедения и внеурочной деятельности младших школьников.
Ресурсы проекта:
План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов реализации, предварительная работа с учащимися класса, представителями казачьих обществ, родителями, выбор и заготовка материалов;
Проект был предложен на обсуждение в школьное научное общество «Эврика» и получил одобрение. Для реализации проекта нужны определенные затраты: материал, исполнители. Инициативная группа обратилась к родительской общественности и казакам. В начале сентября состоялась встреча атамана школы с атаманами Геленджикского Районного и Кабардинского Хуторского казачьих обществ. Были решены вопросы разработки проекта. Атаманы одобрили решение учеников и решили поддержать их. На общешкольном собрании, где присутствовали и атаманы, составили план реализации проекта, наметили ответственных за конкретные мероприятия.
№ п/п | мероприятия | ответственные | сроки исполнения |
1 | Встреча администрации с представителями казачества | учитель кубановедения | апрель |
2 | Встреча учеников с представителями казачества | учитель кубановедения | апрель |
3 | Доставка кольев для частокола | Атаман КХКО | май |
4 | Заготовка и доставка лозы для плетня | наставник казачьего класса, ученики 8 класса | март |
5 | Доставка камня для изготовления колодца с корытом | наставник казачьего класса, ученики 8 класса | апрель |
6 | Доставка бревен и камыша для коновязи | наставник казачьего класса, родители, ученики 8 класса | март |
7 | Заготовка кольев и рогоза для изготовления вышки | наставник казачьего класса, родители, ученики 8 класса | май |
8 | Заготовка лозы для формы редута | Учащиеся школы, родители | апрель |
9 | Разучивание казачьих песен, игр и хороводов | руководитель хореографического кружка при ДК | май - сентябрь |
10 | Изучение предметов быта для казачьей заставы: седло, сбруя, хомут, подкова, лампадка, полотенце-набожник, пушка, сигнальные шары, чугунки, половики, деревянные ведра | жители села, учитель кубановедения, ученики, руководитель музея | май - август |
11 | Заготовка сена | родители | июнь |
12 | Сбор семян тыквы, семян подсолнечника | ученики | сентябрь |
2-й этап — собственно изготовление элементов уголка: изготовление плетня, макета пограничного шалаша, колодца с корытом для лошадей, коновязи, элементы редута и частокола, пограничной вышки, божницы, посадка растений.
№ п/п | мероприятия | ответственные | сроки исполнения |
1 | Изготовление частокола | наставник казачьего класса, ученики 8 класса | июнь |
2 | Изготовление плетня | наставник казачьего класса, ученики 8 класса | май |
3 | Изготовление колодца с корытом | наставник казачьего класса, родители, ученики 8 класса | июль |
4 | Изготовление коновязи и укрепление камыша | наставник казачьего класса, родители, ученики 8 класса | июль |
5 | Изготовления вышки с сигнальными шарами | наставник казачьего класса, родители, ученики 8 класса | август |
6 | Установка формы редута и укрепление его землей | Учащиеся школы, родители | сентябрь |
7 | Изготовление божницы и установка иконы | казаки | сентябрь |
8 | Изготовление макета телеги | казаки | |
9 | Размещение предметов быта для казачьей заставы: седло, сбруя, хомут, подкова, лампадка, полотенце-набожник, пушка, сигнальные шары, чугунки, половики, деревянные ведра | ученики и учитель кубановедения | сентябрь |
10 | Посадка семян тыквы, подсолнечника | ученики | март |
3-й — обобщающий (заключительный): открытие этнографического уголка «Казачий кордон», обобщение результатов работы их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, разработка экскурсий и проведение для учащихся других школ.
№ п/п | мероприятия | ответственные | сроки исполнения |
1 | Праздник открытия этнографического уголка «Казачий кордон». Исполнение казачьих песен во время проведения праздника | дети, родители, учителя, казаки | 13 сентября 2012 г |
2 | Анализ реализации проекта | педагоги, казаки | сентябрь |
Риски.
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Могут быть упущены отдельные направления проекта из-за большого объема изучаемого материала
Предупреждение рисков.
1. Распределить среди учащихся и родителей ответственных за выполнение отдельных направлений проекта.
2. Организовать методическую помощь учителя кубановедения руководителям по организации выполнения заданий к проекту.
3. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в классах родительские собрания по разъяснению.
Кто такие казаки?
При упоминании слова «казачество» люди по-разному представляют себе его содержание. У некоторых возникает образ отважного воина, мужественного защитника Отечества, неутомимого труженика и заботливого хозяина. Другие вспоминают увиденные в детстве старинные фотографии из семейного альбома. Темное сукно черкески падает свободными складками, отливает серебром газыри с чернью и пояс с набором, рука крепко сжимает причудливо загнутую рукоять сине-серой шашки… Казаки – это и народные заступники, мужественные борцы за вековое стремление русских людей к воле, и чудные звуки запавшей в сердце протяжной казачьей песни, полной печали и грусти. А чеканящие на параде шаг кадеты – надежда и будущее казачества?!
В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает определение понятия «казак». Казак – «вероятно произошло от среднеазиатского каймак – скитаться, бродить, как гайдук, гайдамак от гайда – ускок, ускочить, бежать». Действительно, слово «казак» появляется в XI веке у тюркских народов. Первоначально в это понятие вкладывался социальный смысл: так называли человека, отделившегося от своего рода-племени, лишившегося скота и кочевий и потому ставшего бродягой, скитальцем. В XIV веке на Руси казаками называли вольных людей, которым пришлось порвать со своей средой и освободиться от зависимости тем или иным способом. Эти люди продавали свое воинское умение и работали по найму на различных промыслах.
Спустя четыреста лет слово «казак» обретет тот смысл, о котором пишет В.И. Даль: «войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежавший к особому сословию казаков, легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении». Сегодня достоверно известно одно. Казаки появились на окраинах Русского и Польско-Литовского государств в XV – XVI веках. Их основу составили восточные славяне.
Вольные казаки жили на окраинах Русского государства, в «диком поле», вот главе с выборными атаманами. Крупные сообщества казаков сложились в низовьях Днепра, на Дону, Волге. На Северном Кавказе казаки образовали терскую и гребенскую общины. Первые поселились на реке Тереке, вторые ближе к гребню – отрогам гор. О том как казаки жили, служили своему народу, охраняли свои земли и будет рассказ в экскурсии, составленной мной, Богославским Павлом.
Приложение 1.
Экскурсия
Начиная с 5-го класса, мы изучаем предмет «История и культура кубанского казачества». Мы познакомились со многими темами, фактами, событиями. Изучили историю создания Кубанского казачьего войска, познакомились с укладом жизни, бытом, праздниками, обрядами кубанских казаков. Но сегодня мы познакомимся с бытом казаков на казачьем кордоне. Она отличалась от быта казака в станице.
Основная задача внешней политики России во второй половине XVIII века заключалась в том, чтобы обеспечить выход к черноморским берегам. Этому препятствовала Турция, стремившаяся к господству над горскими народами Северного Кавказа. Накопившиеся претензии друг к другу в конечном итоге вылились в первую, а потом и вторую русско-турецкую войну. В начале 80-х годов XVIII века Россия осознавала высокий авторитет в Европе и военное превосходство над Турцией. Сама Турция, раздираемая внутренними проблемами, не смогла сохранить господство на территории Северного Кавказа. Таким образом, две русско-турецкие войны периода царствования Екатерины II способствовали успешному решению стратегической задачи: Россия имела выход к Черному морю, усилила свое влияние на Кавказе, что привело в дальнейшем к оживлению торговли российской империи с народами Кавказа, а через них и со странами Востока. Однако Турция с таким положением смириться не могла, она хотела вернуть потерянные земли. Для достижения цели ею были втянуты в военные действия местные племена, которые себя считали независимыми, сыграв на вражде многочисленных этнических групп, а также снабжая их оружием и военными припасами. Активное участие по возврату утерянных земель Турцией принимала Англия, озабоченная возрастающей мощью России.
При таком положении событий, которые мешали России прекратить попытки сеять смуту на Кавказе, по личному указанию императора Николая I в 1830 году была учреждена Черноморская береговая линия. Её укрепления и форты было указано сооружать преимущественно в устьях рек и в тех бухтах, которые использовались турецкими судами для контрабандного торга. Строительство велось как солдатами регулярной армии, так и казаками, которые получили право в последствии привезти свои семьи и поселиться на постоянное место жительства. Новые земли, тысячелетиями которые топтали копыта коней кочевников, стали постепенно осваиваться: с запада заселялись казаками из Украины, а с востока - казаками с Дона. Те и другие имели одинаковую задачу: охранять земли России.
Находившегося на границе казака и его семью постоянно подстерегала опасность. Надо было так организовать жизнь, чтобы бытовые условия помогали свести к минимуму разнообразные угрозы, как со стороны адыгов, которые не смирились с потерей свободы, так и турок, черкесов.
Было решено между постами и фортами устанавливать добавочно редуты, которые находились друг от друга в 10-ти километрах, а между ними размещались пикеты (самые маленькие укрепления). Из небольших партий конных казаков состояли разъезды, которые день и ночь двигались вдоль границы от пикета к пикету. Вот такой усиленной охраной была представлена в конце 18 века черноморская береговая линия. Так что же собой представляет казачий кордон?
Перед вами находится воссозданный того времени казачий кордон. Мы видим, что он представлен земляным редутом² - бруствером, а для этого устанавливали в 2 ряда плетень, засыпая промежуток между стенками землей. Устанавливалась сверху пушка (иногда на территории кордона их было больше).
Кордон |
__________________________________________________________________
Редут |
Часть защиты была представлена и сплошной стеной из кольев и называлась она частоколом. Элемент такой защиты перед вами.
Частокол
__________________________________________________________________
²Редут - в старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером.
(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка» М., 1993 г, стр. 298)
Конечно, в обязательном порядке на кордоне устанавливалась дозорная вышка³ – площадка на трех или четырех столбах, прикрытая четырехскатной или круглой камышовой крышей. Наверх вела трехповоротная лестница. В реальном условии кордонной жизни все было попроще: не соблюдался размер, столбы добывали извилистые и кривые и их приходилось скреплять «глицами», порой вышки устраивали на 3 столбах, никакой боковой обшивки смотровой площадки не было, крыша чаще всего делалась из камыша. Камышовая колоколообразная крыша вышки подобрана кверху пучком. Из этого пучка, так похожего на китайскую прическу, выбегал высокий и прямой, как пика, шпиль, на который насажена сверху поперечная перекладина в виде буквы Т. К её концам на веревках были подвешены огромные шары, сплетенные из ивовых прутьев. Завидев неприятеля, часовой поднимал эти шары вверх, и они начинали раскачиваться на ветру, подавая сигнал тревоги, ночью эти шары поджигали, тогда свет такого факела был виден за много километров. Перекладина, с висящими по концам ее шарами, имеет вид коромысла весов, а весь этот прибор, в совокупности, имеет вид начальной буквы в слове тревога. Отдыхали часовые вышки рядом, в небольшом шалаше, который обносили стеной из двойного плетня с земляной засыпкой. За таким плетнем казак мог укрыться от черкесских пуль.
Вот на такой вышке несли службу и днем и ночью казаки, сменяя друг друга.
На таком кордоне, казак верно нес свою службу, охраняя границы государства Российского. Были периоды, когда он мог заняться и мирным делом. Так как на кордоне не было женщин, то казаки сами чистили одежду, готовили пищу, ухаживали за верным другом конем. Невозможно представить жизнь казака без коня, поэтому на кордоне в обязательном порядке строилась коновязь для защиты лошади от дождя, жары, ветра.
__________________________________________________________________
³ Вышка - «Высокая башня, а также сооружение, оборудованное на какой-нибудь вышине для наблюдения. Сторожевая вышка». (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», М., 1993 г, стр. 123, Б. Фролов «Энциклопедия кубанского казачества» (общая редакция В.Н. Ратушняка. – Краснодар: Традиция, 2011, стр. 98)
Коновязь |
И животное платило казаку такой же преданностью. Заботу о лошади со стороны казака мы видим ещё в одном элементе кордона. Это строительство корыта у колодца, чтобы конь мог в волю напиться. Сам колодец строился из подручных материалов. Это могли быть и камни, и бревна. Наш колодец выложен из камня, имеет крышку, рядом находится журавль, для того, чтобы поднимать ведром воду на поверхность.
Колодец с корытом
__________________________________________________________________
Коновязь - Место для привязывания лошадей – столб с кольцами или колья с протянутой по ним веревкой. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка» М., 1993
Традиционный уклад жизни казаков заключался в сочетании военной службы с хозяйственными занятиями. В этом ему помогали христианская вера, которая была основой духовной жизни казачества. Они считали себя защитниками христианского мира от посягательства османов. Вера учила не бояться смерти на войне, стойко переносить все невзгоды и лишения, смело и спокойно идти навстречу опасности. Поэтому казаки, начиная любое строительство, всегда возводили сперва храм, а потом все остальное. В военные действия всегда бралась походная палатка-церковь, где перед боем казак мог помолиться и исповедоваться. На нашем кордоне мы также видим в перевозном киоте икону, лампадку перед ней, которую зажигали в христианские праздники.
Вот так и нес свой трудный крест казак на границе, вот так незамысловатые элементы кордона помогали казаку пережить все тяготы и сохранить за Россией присоединенные земли.
Вот так небольшой этноуголок во дворе школы помогает нам окунуться в те далекие времена, представить нелегкий труд казака-воина, а также сделать вывод об огромном значении присоединения новых земель к России.
__________________________________________________________________
Колодец - укрепленная срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя.С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», М., 1993 г, стр. 284
Корыто – большой продолговатый открытый сосуд для стирки и для других домашних надобностей. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», М., 1993 г, стр. 298
Выводы:
кубановедения и внеурочной деятельности младших школьников.
Список литературы:
1. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», М., 1993 г
2. Б. Фролов «Энциклопедия кубанского казачества» общая редакция В.Н. Ратушняка. – Краснодар: Традиция, 2011
3. О.В. Матвеев «История кубанского казачества», учебник для 5 класса «Традиция», Краснодар, 2007
Что общего у травы и собаки?
Ворона
Рисуем акварельное мороженое
Ночная стрельба
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?