проект по экономике
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 33 Конкурс «Шаг в будущее» Секция: Экономика Тема: «Развитие малого инновационного предпринимательства: проблемы и пути решения». Выполнила: Шиянова Анна 9«Б» класс 2014 г.Слайд 2
В условиях развития современной экономики вопрос о малом инновационном предпринимательстве достаточно актуален. Актуальность подтверждается и тем, что на основании проведенного опроса среди учащихся 9-11 классов было выявлено, что есть те, кто хочет заниматься предпринимательством, открыть свое дело. Но вместе с этим недостаточно точно опрошенные представляют себе, как их дело будет развиваться, с какими проблемами они могут столкнуться. Интересен тот факт, что многие искаженно понимают термин «инновационный», который сейчас достаточно модно.
Слайд 3
Цель проекта - анализ проблем функционирования малого инновационного предпринимательства, а также путей решения возникающих при этом проблем. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач : дать понятие и сущность малого инновационного предпринимательства, его отличительные черты и функции; осветить основные преимущества и недостатки функционирования малого инновационного предпринимательства; рассмотреть стратегию и модели развития малого инновационного предпринимательства; проанализировать проблемы развития малого инновационного предпринимательства, их причины, основные пути решения выявленных проблем в целях прогрессивного развития с учетом опыта, анализа ошибок; сделать выводы по проведенной работе, дать определенные навыки и знания одноклассникам и сверстникам о малом инновационном предпринимательстве, о проблемах с них связанных.
Слайд 4
Объект исследования - малое инновационное предпринимательство, проблемы его развития, пути их решения. Предмет исследования - влияние развития малого инновационного предпринимательства на все сферы общественного благосостояния. Теоретическое значение работы - введение в научный оборот результатов, полученных в ходе исследования, а также своих предложений по повышению эффективности развития малого инновационного предпринимательства. Практическое значение работы заключается в том, что данные представленной работы могут быть использованы в дальнейшем при исследовании вопросов малого инновационного предпринимательства, его роли в развитии и повышении экономического благосостояния субъектов экономических отношений.
Слайд 5
хотели бы вы открыть свое дело? кол-во опрошенных да нет затрудняюсь ответить 90 8 29 53 100% 8,80% 32,20% 59%
Слайд 6
Как вы понимаете термин «инновационный» кол-во опрошенных лучшие технологии что-то нового затрудняюсь ответить 90 5 62 23 100% 5,50% 68,50% 26%
Слайд 7
Инновационное предпринимательство - высшая стадия предпринимательской деятельности, предоставляющая клиентам новые решения их проблем, а также выявляющая новые инновационные возможности для собственного бизнеса. Инновационное предпринимательство можно рассмотреть как общественный технико-экономический процесс, приводящий к созданию прогрессивных по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений. Малое инновационное предпринимательство - экономический процесс, который приводит к созданию новых, улучшенных по своим свойствам товаров (продукции и услуг), а также технологий путем практического использования инноваций, реализуемых предприятиями малого предпринимательства.
Слайд 8
По способу организации инновационного процесса на предприятии в малом предпринимательстве можно выделить три модели инновационного предпринимательства: На основе внутренней организации, когда инновация создается и осваивается внутри предприятия его специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту. На основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями. На основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.
Слайд 9
Сценарий развития МИП Альтернативы в рамках сценария 1. Развитие бизнеса самостоятельно Собственное производство, доработка собственными силами с целью продажи в дальнейшем лицензии с привлечением инвестиций, на собственные средства, с привлечением или без привлечения кредитов, с привлечением средств акционеров 2. Продажа лицензии на разработку Полная (эксклюзивная), частичная 3, Создание совместного предприятия Объединение с малым предприятием, объединение с крупным предприятием, с несколькими предприятиями, объединение с международными партнерами 4. Стратегическое партнерство Кооперация с крупным бизнесом, кооперация с малым бизнесом - создание альянсов, кооперация в рамках ГЧП Сценарии развития малого инновационного предпринимательства
Слайд 10
Показатели инновационной активности предприятий РФ в 2010, 2012 гг. Категория бизнеса/ Наименование показателя Доля предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных предприятий, % Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг предприятий, % Затраты на технологические инновации предприятий, млн. руб. год 2010 2012 2010 2012 2010 2012 Малое предпринимательство 4,1 5,1 1,38 1,48 6 793,5 9 479,3
Слайд 11
Численность/Годы 2007 2008 2009 2010 2011 малых предприятий (включая микропредприятия) 1137,4 1347,7 1602,5 1621,8 1836,4 индивидуальных предпринимателей 3400 2742 2653,3 1914,2 2487,2 Всего 4537,4 4075,6 4240,2 3510,8 4307,7 Критерии отнесения предприятий к сектору малого предпринимательства в России.
Слайд 12
Препятствия для развития малого предпринимательства в среднем по России
Слайд 13
Пути решения проблем малого инновационного предпринимательства 1. Финансовая поддержка инновационной деятельности 2. Создание правовой базы инновационных процессов. 3. Обеспечение трансфера инновационных технологий 4. Стимулирование и мотивация инновационной деятельности. 5. Кадровое обеспечение инновационного процесса. 6. Формирование информационной инфраструктуры инновационной деятельности . 7. Повышение общественной востребованности инновационной продукции. 8. Регулирование международных аспектов инновационных процессов
Слайд 14
В рамках реализации программы развития малого инновационного предпринимательства должны быть решены следующие задачи: 1. Стимулирование отраслевой реструктуризации параллельное наращивание сектора малого инновационного предпринимательства 2.Создание долгосрочного механизма поддержки деятельности малых инновационных компаний в рамках инновационной системы
Слайд 15
Развитие малого инновационного предпринимательства имеет приоритетное значение, поскольку оно увеличивает скорость внедрения инноваций, тем самым повышает конкурентоспособность предпринимательских структур, а также той или иной территории в целом. На основе выполненного исследование можно сделать вывод, что малое инновационное предпринимательство - неотъемлемый элемент современной экономики. Однако данный элемент обладает своими проблемами, пути решения которого должны реализовываться и приносить положительные тенденции. Показанная в исследовании модель функционирования малого инновационного предпринимательства в инновационной системе на основе выделенных функций данного сектора и на этой основе обоснована необходимость разработки и реализации программы развития малого инновационного предпринимательства.
Слайд 16
Спасибо за внимание.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 33
Конкурс «Шаг в будущее»
Секция: Экономика
Тема: «Развитие малого инновационного предпринимательства: проблемы и пути решения».
Выполнила:
Шиянова Анна
9«Б» класс
Учитель:
Маркова Галина Александровна,
учитель истории «Школа № 33», г. Электроугли,
контактный телефон: 8-903-684-50-77 (моб.)
e-mail: history422@mail.ru
2014 г.
Содержание.
Глава I Малое инновационное предпринимательство: понятие, отличительные черты, функции. 5
Понятие «Малое инновационное предпринимательство». 5
Функции малого инновационного предпринимательства. 8
Глава II Стратегия развития малого инновационного предпринимательства 9
Преимущества и недостатки малого инновационного предпринимательства 9
Стратегия развития, модели малого инновационного предпринимательства 1
Глава III Проблемы развития малого инновационного предпринимательства: проблемы и пути решения. 5
Проблемы малого инновационного предпринимательства. 5
Пути решения проблем малого инновационного предпринимательства. 8
Список использованной литературы. 28
Приложение……………………………………………………………………....30
Введение.
В современной экономике все большее значение приобретает малое предпринимательство, которое за последние годы все выше поднимается в структуре экономической системы безопасности. Особое место в структуре последнего занимает малое инновационное предпринимательство, которое за последние годы динамично начало развивается. Данный факт свидетельствует о четко установившейся тенденции к усилению научно-технологической составляющей системы общественного производства. Одна из важнейших задач при этом - развитие малого инновационного предпринимательства как ключевого субъекта национальной инновационной системы [1].
В условиях развития современной экономики вопрос о малом инновационном предпринимательстве достаточно актуален. Также актуальность подтверждается тем, что на основании проведенного опроса среди учащихся 9-11 классов было выявлено, что есть те, кто хочет заниматься предпринимательством, открыть свое дело. Но вместе с этим недостаточно точно опрошенные представляют себе, как их дело будет развиваться, с какими проблемами они могут столкнуться. Также интересен тот факт, что многие искаженно понимают термин «инновационный», который сейчас достаточно модно. (Данные опроса приведены в приложении)
Цель проекта - анализ проблем функционирования малого инновационного предпринимательства, а также путей решения возникающих при этом проблем.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Методологическую основу работы составили общенаучный и связанные с ним методы (логический, сравнительный методы, метод анализа).
Теоретической базой проектной работы являются научная литература, работы специалистов в области малого предпринимательства, его инновационной составляющей, статистические данные.
Практическая значимость: результаты работы можно использовать при освещении вопросов развития малого инновационного предпринимательства, повышении его роли и эффективности функционирования для роста экономического благосостояния общества и государства, а также показать пути развития, выбор которых позволит достичь большего экономического роста экономических субъектов.
Объект исследования - малое инновационное предпринимательство, проблемы его развития, пути их решения.
Предмет исследования - влияние развития малого инновационного предпринимательства на все сферы общественного благосостояния.
Теоретическое значение работы - введение в научный оборот результатов, полученных в ходе исследования, а также своих предложений по повышению эффективности развития малого инновационного предпринимательства.
Практическое значение работы заключается в том, что данные представленной работы могут быть использованы в дальнейшем при исследовании вопросов малого инновационного предпринимательства, его роли в развитии и повышении экономического благосостояния субъектов экономических отношений.
Глава I Малое инновационное предпринимательство: понятие, отличительные черты, функции.
Понятие «Малое инновационное предпринимательство».
Инновационное предпринимательство - это высшая стадия предпринимательской деятельности, предоставляющая клиентам новые решения их проблем (новые изделия, услуги, технологии и др.), а также выявляющая новые инновационные возможности для собственного бизнеса, т.е. решения внутренних проблем (структурные изменения и т.п.).
С другой стороны, инновационное предпринимательство можно рассмотреть как общественный технико-экономический процесс, приводящий к созданию прогрессивных по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.
Необходимость точного определения понятия «инновация» при формировании инновационного предпринимательства обусловлена рядом обстоятельств:
Из вышесказанного можно сделать вывод, что малое инновационное предпринимательство - экономический процесс, который приводит к созданию новых, улучшенных по своим свойствам товаров (продукции и услуг), а также технологий путем практического использования инноваций, реализуемых предприятиями малого предпринимательства.
При рассмотрении вопроса о субъектах малого инновационного предпринимательства необходимо обратить внимание на факт существования двух подходов к пониманию категории «субъекты предпринимательства». Это правовой и экономический. В рамках первого подхода, субъект предпринимательства - хозяйствующий субъект, т.е. лицо, осуществляющее экономическую деятельность, т.е. это - юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие ряду законодательно установленных критериев (предельной численности работников, предельной годовой выручке и т. п.). В рамках второго подхода под субъектом предпринимательства понимаются человек, объединенная группа лиц, часть общества и государство в целом, противопоставляемые преобразуемому объекту - предпринимательскому процессу.
В связи с тем, что малое инновационное предпринимательство рассматривается как частный случай предпринимательства, то его субъекты являются частным случаем субъектов предпринимательства. «Предприниматель – не единственный субъект предпринимательства. И потребитель, и государство так же относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если предприниматель не работает в одиночку), и партнеры по бизнесу... Однако основным контрагентом предпринимателя выступает потребитель, а также государство, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника» [2].
Из сказанного выше делаем вывод, что субъекты малого инновационного предпринимательства определяются через способность регулировать, направлять и осуществлять предпринимательские процессы. В данном контексте к субъектам можно отнести сами малые инновационные предприятия, их собственников, инвесторов и донорские организации, трудовые коллективы, а также муниципальные образования, регионы и государство в целом. Экономические интересы учредителей малого инновационного предпринимательства значительно более разнообразны. Их можно разделить на следующие группы (табл. 1).
Таблица 1.
Группировка учредителей по целям создания МИП
Учредители МИП | Основная цель создания МИП |
Инициативные предприимчивые исследователи и разработчики | Объединение усилий для практического применения результатов интеллектуальной деятельности с целью получения дохода и повышения своего научного статуса |
Предприниматели | Получение прибыли путем создания и распространения инноваций |
Научные и образовательные учреждения | Практическое применение результатов интеллектуальной деятельности |
Крупные научно-производственные объединения и научно- исследовательские институты | Создание готовых к реализации на рынке инновационных продуктов и услуг на основе разработок «материнской» организации |
Отраслевые НИИ и промышленные предприятия | Рыночное «дублирование» лабораторий и отделов посредством производства и реализации наукоемкой продукции |
Инновационную направленность малых организаций обеспечивают его характерные признаки.
Отличительной особенностью малого инновационного предпринимательства является доступность в качестве сферы деятельности широкого круга людей, которая обусловлена тем, что функционирование малого инновационного предпринимательства не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Производство на малом предприятии более экономично.
Функции малого инновационного предпринимательства.
Основными функциями МИП в инновационной системе являются:
Глава II Стратегия развития малого инновационного
предпринимательства.
Преимущества и недостатки малого инновационного
предпринимательства.
Преимущества:
Недостатки:
Стратегия развития, модели малого инновационного
предпринимательства
Стратегия развития малого инновационного предпринимательства имеет огромное значение при его функционирование в условиях современных экономических тенденциях. Однако выбор этой стратегии развития зависит в первую очередь от выбора учредителей малого инновационного предпринимательства.
По способу организации инновационного процесса на предприятии в малом предпринимательстве можно выделить три модели инновационного предпринимательства:
Наиболее широко распространена вторая модель - фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами. Относительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки». Например, в нашей стране использование такой модели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множества самостоятельных организаций проблематично из-за плохого финансового состояния крупных промышленных предприятий и неблагоприятных перспектив на заполнение портфелей заказов научных организаций. Что касается третьей модели, сравнительно новой для российской экономики, то, несмотря на множество проблем, уже накоплен определенный опыт использования венчурного финансирования инноваций.
Инновационное предпринимательство как процесс, включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием
(проектом). Важное значение для инновационного предпринимательства приобретает именно первая стадия - поиск новой идеи. Но даже очень перспективная идея сама по себе не гарантирует предприятию-новатору автоматический успех на рынке. Для того чтобы достичь намеченных целей и получить монопольную сверхприбыль от инновационной деятельности, предпринимательская фирма должна соответствовать определенным требованиям.
В современной российской действительности существуют как возможности, позволяющие достаточно эффективно интегрироваться в мировую экономику, так и глубокие проблемы, тормозящие этот процесс. [3]
В экономической действительности немало причин, тормозящих развитие малого инновационного предпринимательства. При анализе факторов, препятствующих развитию малых инновационных предприятия, на первый план выходят следующие:
Таблица 2.
Сценарии развития малого инновационного предпринимательства
Сценарий развития МИП | Альтернативы в рамках сценария |
1. Развитие бизнеса самостоятельно | Собственное производство, доработка собственными силами с целью продажи в дальнейшем лицензии с привлечением инвестиций, на собственные средства, с привлечением или без привлечения кредитов, с привлечением средств акционеров |
2. Продажа лицензии на разработку | Полная (эксклюзивная), частичная |
3, Создание совместного предприятия | Объединение с малым предприятием, объединение с крупным предприятием, с несколькими предприятиями, объединение с международными партнерами |
4. Стратегическое партнерство | Кооперация с крупным бизнесом, кооперация с малым бизнесом - создание альянсов, кооперация в рамках ГЧП |
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что для отечественного малого инновационного предпринимательства наиболее предпочтителен четвертый сценарий - «Стратегическое партнерство», который позволяет сохранить юридическую самостоятельность и использовать при этом все преимущества кооперации в рамках реализации инновационных проектов. Стратегическое партнерство в рамках альтернативы «Объединение с малыми предприятиями» предполагает высокий уровень развития и интеграции системы малого инновационного предпринимательства. Наиболее активно такие объединения создаются и функционируют в зарубежных странах и реализованы в виде кластеров, построенных по либеральной и дирижистской модели [4]. Процесс объединения малых инновационных предприятий в странах с либеральной моделью (США, Великобритания, Канада, Австралия) носит эволюционный характер, основанный на действии рыночных сил. Кластеры в рамках этой модели создаются по принципу «снизу вверх», затем поддерживаются властями всех уровней власти. Дирижистская модель кластерной политики характерна для стран с высокой степенью вмешательства государства в экономику (Франция, Япония, Сингапур, Южная Корея) и предполагает активное участие государства в создании инфраструктуры в наиболее значимых кластерах. Попытки государственной власти создавать кластеры «сверху вниз» в России малоэффективны, поскольку этот уровень развития малого инновационного предпринимательства и его горизонтальных взаимодействий еще недостаточен для активизации этих процессов, а сильное вмешательство государства может привести к возникновению иждивенческих настроений, лоббированию интересов, что приводит к быстрому затуханию кластера.
Глава III Проблемы развития малого инновационного предпринимательства: проблемы и пути решения.
Проблемы малого инновационного предпринимательства.
Малое предпринимательство - инновационное по своей природе, однако в условиях экономики знаний это его качество усиливается, он превращается в ключевой фактор трансформационных изменений:
во-первых, малое предпринимательство выступает в качестве институциональной структуры, которая обеспечивает подвижность и динамизм экономической системе, способствует быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития;
во-вторых, благодаря современным информационным технологиям, меняющим существенным образом саму модель функционирования различных структур, обеспечивается доступ малых предприятий к новым видам деятельности и увеличивается доля малого предпринимательства на мировом рынке товаров и услуг. Переход нашей страны к рыночной модели хозяйствования сопровождался резким спадом во всех отраслях, объём капиталовложений сократился на 70% [5]. В тот период, ни о каких серьёзных инновациях не было речи. Наука практически не финансировалась государством. Несмотря на это в последние годы в ряде отраслей происходит постепенное обновление инновационной базы в производстве, это существенно не меняет ситуацию, поскольку количество предприятий, осуществляющих это обновление, крайне мало. Кроме того, предприятия, обладающие свободными инвестиционными средствами, предпочитают «вкладываться» в импортные технику и технологии (около 60% основных фондов заменены за счет закупок зарубежного оборудования), что ведёт к импортозависимости. Например, в современном российском экспорте определяющими являются сырьевые товары и товары невысокой степени переработки. Тогда как доля экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта составляет в России менее 3%, и примерно соответствует уровню Индии, тогда как в Китае этот показатель растет и приближается к 25%.[6]. (графики см. приложение). В результате основная тяжесть финансового обеспечения инноваций ложится на предприятия, которые в условиях дефицита собственных денежных средств вынуждены значительную часть ресурсов использовать на поддержку действующего производства и в достаточно редких случаях - на освоение новых технологий и конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Наиболее эффективной формой коммерциализации результатов научной деятельности, является выведение инновационной продукции на рынок в рамках именно малого предприятия. Как показывает опыт государств с уже сложившейся рыночной организацией экономики, малое предпринимательство весьма способствует прогрессу в сфере хозяйствования. Малые фирмы тратят на содержание одного ученого в два раза меньше, чем крупные, а нововведений на одного занятого создают в четыре раза больше, чем в крупных предприятиях. [7]
Анализ инновационной деятельности, позволяет сделать вывод о том, что, отечественная научно-техническая сфера оказалась еще не готова к работе в условиях рыночных реформ. Согласно статистическим данным, доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого предпринимательства варьируется по разным оценкам от 1,4 до 3,5%. [8]
Кроме того, из всех малых инновационных предприятий России не более 10% можно назвать по-настоящему инновационными. Отметим, что данные выводы следуют из того, что эти 10% проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке, то есть, ориентированы на рынок. Остальная же, большая масса предприятий свою истинную инновационную составляющую утратила. [9]
На основе вышеизложенного, вывод о крайне низкой финансовой обеспеченности инновационной сферы в Российской Федерации, несмотря на тот факт, что в последние годы введена программа помощи малому предпринимательству очевиден. Однако в области инноваций этот показатель еще низок. К числу наиболее заметных негативных последствий экстенсивного развития экономики в России следует отнести преобладание на предприятиях многих отраслей морально устаревших основных фондов с высокой степенью износа и высоким уровнем ресурсоемкости выпускаемой продукции. В течение нескольких лет шел процесс свертывания научного потенциала страны и инвестиционной активности, который не позволял нашей стране на равных включиться в мировой рынок, в процессы инновационной деятельности. Вывод следующий, что в промышленном парке оборудование, отработавшее до 10 лет, составляет 30%, до 15 лет - около 23%, более 15 лет - не менее 16%. Степень износа основных производственных фондов оценивается на уровне 50-53%. Средний коэффициент устранения активной части оборудования многие годы не покрывает сроки его старения, не обеспечивает технологические параметры точности, надежности, качества, безопасности, экологической чистоты.
Недостаточная загрузка части производственных мощностей, утяжеленная структура российской экономики старыми технологиями производства в конечном итоге привели к тому, что многие предприятия по уровню производительности труда и качеству характеристик выпускаемой продукции не соответствуют жестким конкурентным требованиям мировых товарных рынков. Слабым звеном организационно-экономического механизма управления экономикой является также механизм
управления инновационной деятельностью.
Пути решения проблем малого инновационного предпринимательства.
Немаловажную роль в процессе реализации путей по предотвращению проблем развития малого инновационного предпринимательства играет такой важный экономический субъект как государство. Поддержку инновационного предпринимательства со стороны государства в целом можно свести к следующим моментам:
В качестве конкретных форм государственной поддержки инновационной деятельности можно выделить следующие:
1. Финансовая поддержка инновационной деятельности. Финансирование инновационного процесса имеет целый ряд особенностей: во-первых, инновационная деятельность нуждается в крупных вложениях, которые, при равных условиях намного выше, чем финансовое обеспечение текущего, уже налаженного производства; во-вторых, инвестиции в инновационную деятельность, особенно в создание первых образцов инновационного продукта, относятся к категории «рискового капитала»; в-третьих, во всех развитых государствах объем и способы финансирования используются как средство поддержки и стимулирования инновационной деятельности.
Источники капиталовложений в инновационную сферу разнообразные: государственные структуры, коммерческие банки, финансово-промышленные группы, концерны, международные фирмы и организации, частные лица и др. Благоприятными для развития инновационной активности являются кредиты специализированных фондов и других целевых источников, так как они предоставляются на льготных условиях. Одним из основных источников инвестиций являются накопления самих предприятий, которые складываются из части прибыли и амортизационных отчислений. Объем накоплений зависит от эффективности работы предприятия напрямую.
2. Создание правовой базы инновационных процессов. Совершенствование правового регулирования объектов интеллектуальной собственности является одним из важнейших направлений развития инновационной деятельности. Особое место здесь отводится государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов. Ученые-изобретатели заинтересованы в установлении новых правовых норм, эффективно регулирующих правоотношения между авторами, работодателями и государством. Для большинства субъектов малого инновационного предпринимательства вопрос совершенствования законодательства охраны интеллектуальной собственности как никогда важен.
3. Обеспечение трансфера инновационных технологий. Трансфер (передача) в производство научно-технической разработки - важный этап в процессе движения инновационного продукта. Однако на этом этапе «застревает» не одна инновация. Это происходит преимущественно из-за инертности и косности производства, отсутствия мотивации персонала во внедрении новшеств и стимулов производства в технологической модернизации.[10]. Трансфер технологий осложняется отсутствием механизма передачи результатов разработок, созданных в государственных научно-исследовательских организациях и вузах, в промышленность.
4. Стимулирование и мотивация инновационной деятельности. Стимулирование интеллектуальной деятельности - необходимое условие успешного продвижения в сфере инноваций. Взаимная заинтересованность всех субъектов, вовлеченных в процесс создания, производства и распространения инновации, является обязательным условием успеха. Стимулирование их деятельности, как отчетливо показывает мировой опыт, - двигатель всего процесса. [11]. В рамках рыночной экономики процесс стимулирования труда варьируется, в связи с различной мотивацией собственника, получающего прибыль и наемного работника, живущего на зарплату. В научно-технической сфере, на первом этапе инновационного процесса, где происходит воплощение идеи в некий первоначальный образец будущего инновационного продукта центральные фигуры - высококвалифицированные специалисты: научные работники, инженеры, конструкторы. От их таланта и трудолюбия зависит успех дела. Крайне низкая оплата интеллектуального труда работников науки и образования из государственного бюджета вызвала разнообразные негативные последствия, ослабление интеллектуального потенциала нации, что подрывает возможности инновационного развития.
5. Кадровое обеспечение инновационного процесса. Колоссальная проблема, возникшая в связи с новой моделью инновационной экономики, - фактическое отсутствие профессиональных менеджеров инновационных процессов, сочетающих в себе инженерные знания и навыки бизнесмена. Необходима трансформация под все эти задачи вузовских программ для подготовки специалистов в области менеджмента, маркетинга, права, патентоведения и развитие системы дополнительного профессионального образования.
6. Формирование информационной инфраструктуры инновационной деятельности. В сложившихся современных условиях актуальность информации совершенна очевидна. Во многих развитых странах грамотно построенная информационная составляющая инфраструктуры поддержки является основой успешного ведения инновационной деятельности. Информационная инфраструктура представляет собой комплекс определенных взаимосвязанных структур, таких как региональные информационные сети, региональная система государственных центров научно-технической информации, институты, поддерживающие малое предпринимательство. [12]. В сети Internet размещена различная информация по инновационной проблематике, техническая и патентная информация. Однако наиболее ценный для предпринимателей вид данных, касающийся информации о рынках, оказывающий непосредственное влияние на решение задач инновационного развития бизнеса, находится в строгом дефиците.
7. Повышение общественной востребованности инновационной продукции. В условиях рыночной экономики общественная востребованность инноваций проявляется как обычный платежеспособный спрос на них. Спрос на инновации проявляет себя на технологическом рынке. Современный технологический рынок представляет собой весьма сложную экономическую структуру, которая действует не только в национальных рамках, но и выходит на глобальный уровень. Предметом купли-продажи являются здесь не только товары в явном виде, но и патенты на различные технологические новшества, лицензии и т.д. Таким образом, востребованность производством, государством, обществом есть та атмосфера, в которой только и может существовать активно функционирующая инновационная система.
8. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Функционирование национальной инновационной системы должно осуществляться не как автономного организма, обособленного от мировых инновационных процессов, а во взаимодействии с ними. Страны заинтересованы в тесном международном сотрудничестве в области - в иностранных инвестициях в наукоемкое производство, в получении новейших технологий, в совместных инновационных проектах, в продвижении своих разработок на мировой рынок наукоемкой продукции. Между тем, у ученых имеются разработки, реализация которых может принести стране значительную прибыль. Разработчики новой техники имеют мало опыта деятельности в конкурентной рыночной среде и на этом сильно проигрывают. В развитых странах социально-экономическая инфраструктура. Государственная политика, направленная на создание оптимальных условий для развития системы коммерциализации новейших научных идей, поможет обеспечить обмен достижениями между отраслями, альтернативный способ применения нововведения и сформировать новые рыночные сектора.[13]
В рамках реализации мероприятий по развитию малого инновационного предпринимательства основной упор был сделан на следующие способы:
На мой взгляд, малое инновационное предпринимательство необходимо рассматривать как самостоятельный элемент современной экономической системы. При этом особенности функционирования малых форм предприятий в инновационной сфере, их направленность на сотрудничество прежде всего местными организациями и предприятиями обуславливают необходимость решения вопросов развития сектора, в том числе, и на региональном уровне.
В рамках реализации программы развития малого инновационного предпринимательства должны быть решены следующие задачи:
Заключение.
В ходе выполнения работы мною сделаны следующие выводы.
В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребности потребителей в разнообразной высококачественной продукции. Решением этих проблем и занимается инновационное предпринимательство.
Значимость малого инновационного предпринимательства огромна. Это обусловлено его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность в сжатые сроки обеспечить привлечение людских, финансовых и организационных ресурсов к подготовке и выпуску серийных образцов новой продукции. Анализ тенденций позволяет выделить наиболее важные условия, которые обеспечивают успешное развитие инновационной деятельности:
производством, с целью снижения издержек производства [14].
Очевидно, что реализация проекта по развитию инновационной деятельности зависит, в первую очередь, от грамотного проектного финансирования самих предприятий и организаций, а здесь, к сожалению, кроме общих цифр, характеризующих объемы, ничего больше нет. Как показывает опыт ряда организаций и фирм малого инновационного предпринимательства можно решить такие актуальные проблемы, как: активизация предпринимательских сообществ и развитие здоровой конкурентной среды, вытеснение с рынка неэффективных производств и предприятий, а также максимальное приближение к потребителю производимых товаров и услуг [15].
Перспективы развития сектора малого инновационного и предпринимательства во многом зависят от четкой и последовательной государственной политики, направленной на стимулирование предпринимателей, занимающихся производством современной высокотехнологичной продукции. Совершенствование мер государственной инновационной политики в отношении малого инновационного предпринимательства предполагает закрепление статуса и роли малого инновационного предпринимательства.
Стратегии инновационного развития станут недвусмысленным сигналом малому предпринимательству в части направлений инновационной деятельности экономических субъектов. На основе исследования тенденций развития инновационной системы должны быть включены необходимые процессы для определения стратегических направлений развития малого инновационного предпринимательства (см. приложение рисунок 1).
Успех развития с привлечением малого инновационного предпринимательства зависит не только от способности эти новшества производить и внедрять, но от возможности остальных секторов экономики поглощать, утилизировать эти новшества, которые не подходят в системе развития. Как справедливо заметил академик В. Ивантер, «все наше развитие и наше будущее зависят от того, как мы сумеем организовать спрос... Понуждение или даже принуждение бизнеса к инновациям не только допустимо, но и необходимо» [16].
Развитие малого инновационного предпринимательства способствует реализации экономического потенциала территории, активизации конкуренции, росту налоговых поступлений; содействует вовлечению в общественное воспроизводство дополнительных трудовых ресурсов [17].
Развитие малого инновационного предпринимательства имеет приоритетное значение, поскольку оно увеличивает скорость внедрения инноваций, тем самым повышает конкурентоспособность предпринимательских структур, а также той или иной территории в целом.
На основе выполненного исследование можно сделать вывод, что малое инновационное предпринимательство - неотъемлемый элемент современной экономики. Однако данный элемент обладает своими проблемами, пути решения которого должны реализовываться и приносить положительные тенденции.
Показанная в исследовании модель функционирования малого инновационного предпринимательства в инновационной системе на основе выделенных функций данного сектора и на этой основе обоснована необходимость разработки и реализации программы развития малого инновационного предпринимательства.
Список использованной литературы.
Приложение.
Приложение 1.
хотели бы вы открыть свое дело? | |||
кол-во опрошенных | да | нет | затрудняюсь ответить |
90 | 8 | 29 | 53 |
100% | 8,80% | 32,20% | 59% |
Приложение 2.
Как вы понимаете термин «инновационный» | |||
кол-во опрошенных | лучшие технологии | что-то нового | затрудняюсь ответить |
90 | 5 | 62 | 23 |
100% | 5,50% | 68,50% | 26% |
Приложение 3.
Доля малого предпринимательства в ВВП и занятости разных стран | ||||
страна | США | ЕС | Япония | Россия |
доля в ВВП, % | 52 | 65 | 50 | 9 |
доля в занятости, % | 57% | 71,00% | 80,00% | 18% |
Приложение 4.
Показатели инновационной активности предприятий РФ в 2010, 2012 гг.
Категория бизнеса/ Наименование показателя | Доля предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных предприятий, % | Доля инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг предприятий, % | Затраты на технологические инновации предприятий, млн. руб. | |||
год | 2010 | 2012 | 2010 | 2012 | 2010 | 2012 |
Малое предпринимательство | 4,1 | 5,1 | 1,38 | 1,48 | 6 793,5 | 9 479,3 |
Приложение 5.
Экономические факторы
Приложение 6.
Внутренние факторы
Приложение 7.
Численность малых предприятий, а также индивидуальных предпринимателей за 2007 – 2011 годы
Размер предприятия | Кол-во работников | Годовой оборот |
Микропредприятия | менее 15 | не более 60 млн. руб. |
Малые предприятия | менее 100 | не более 400 млн. руб. |
Приложение 8.
Критерии отнесения предприятий к сектору малого предпринимательства в России.
Численность/Годы | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
малых предприятий (включая микропредприятия) | 1137,4 | 1347,7 | 1602,5 | 1621,8 | 1836,4 |
индивидуальных предпринимателей | 3400 | 2742 | 2653,3 | 1914,2 | 2487,2 |
Всего | 4537,4 | 4075,6 | 4240,2 | 3510,8 | 4307,7 |
Приложение 9.
Препятствия для развития малого предпринимательства
в среднем по России
Приложение 10.
Рисунок 1.
Браво, Феликс!
Свинья под дубом
Заколдованная буква
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рисуем "Ночь в лесу"