Работа посящена экологическим проблемам и здоровьсбережению.Публикуется в рамках проекта "Я-гражданин России"
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_gorod_v_zdorovoy_rossii.docx | 152.93 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №1 города Азова
XIV Всероссийская акция
"Я - гражданин России"
Коллективный проект:
"Здоровый город в здоровой России"
Выполнила
команда учащихся МБОУ СОШ №1
члены экспериментальной
группы
исследователей природы «Ювента»
Руководитель:
учитель биологии и химии
Минина Светлана Николаевна
2014г.
Содержание.
Введение.
I.Актуальность и важность темы, её проблематика.
II.Аналитический раздел.
III. Определение деятельностной парадигмы.
IV.Информационный блок .
V. Реализация плана действий по модулям.
МОДУЛЬ 1: Общая экологическая ситуация в России, Ростовской области, состояние водного бассейна реки Дон
Цель
Водные ресурсы и их защита
Программа действий и ее реализация.
МОДУЛЬ 2:Исследование статистических данных по некоторым характеристикам здоровья азовчан и учащихся МБОУ СОШ №1
Цель
Встречи с компетентными людьми.
Некоторые показатели демографии и состояния здоровья.
Реализация плана действий
МОДУЛЬ 3. Опасные социальные явления в современном обществе
Цель
Об изменениях в законодательной базе в отношении курения.
Предпринятые шаги в реализации плана.
Модель единого информационного пространства по профилактике культуры межличностных отношений молодежи
I.Актуальность и важность темы, её проблематика.
Тема: «Здоровый город в здоровой России»
Мы любим Россию! Гордимся её героическим прошлым, по достоинству оцениваем её сегодняшние успехи, надеемся на светлое будущее и дальнейшее процветание. Олимпиада в Сочи всколыхнула наших граждан. Олимпийский огонь зажёг сердца соотечественников. Мы всё можем! Прежде всего можем и должны стать здоровой нацией. Чтобы приблизиться к этим целям наша молодёжь должна принять здоровый образ жизни. Поэтому мы, члены экспериментальной группы исследователей природы «Ювента»,учащиеся МБОУ СОШ №1, принимаем участие в XIV Всероссийской акции "Я - гражданин России". Будущее страны в наших руках. Мы в силах изменить негативное отношение молодежи к природе, своему здоровью, мы это сделаем для себя и для своих потомков. Россия - наша страна, и какой она будет, зависит от каждого из нас. В нашем городе высокий уровень смертности 17,2 человек на 1000 человек. Мы задались вопросом почему? Что влияет?
В последнее время принято во всем обвинять экологию. Этот термин склоняется «направо и налево». Да, очевидно, что расположение города в устье Дона, использование воды из реки, степень очистки которой недостаточна, не способствуют долгожительству. Поэтому распространены желчно - каменная болезнь, болезни почек, сердца, процветает онкология. Это волнует общественность нашего города, администрацию и, непосредственно, объединение «Водоканал». Однако, эти проблемы так просто не решить. Нужны дополнительные средства для введения новых современных систем очистки, новое экологическое мировоззрение, формировать которое надо с детства.
В прямой зависимости находится состояние здоровья человека и пагубные социальные явления. Алкоголь, курение, наркомания и сопутствующие им заболевания надрывают здоровье нации, прежде всего молодежи. Борьба с ними - долг каждого здравомыслящего человека.
Видение указанных проблем определило работу над проектом «Здоровый город в здоровой России».
II. Аналитический раздел.
Цель.
Изучить информационные источники, проанализировать их содержание, выработать программу действий по привлечению молодых людей к реализации общественно-значимого социального проекта улучшения экологии, социальной обстановки и здоровья в ближнем окружении своего города, школы, друзей, горожан.
Задачи.
1)Познакомиться с правовой информативной базой по проблемам демографии, состояния природных ресурсов региона и влияния их на состояние здоровья
2) Собрать информационные материалы по выбранной теме, провести их структурирование по разделам, в целях увеличения информированности общества.
3) При выполнении проекта распределиться в группы по сферам деятельности, встретиться с компетентными специалистами-экспертами.
и разработать программу действий по реализации социального проекта.
5)Организовать природоохранные акции и мероприятия по здоровому образу жизни, которые позволят уменьшить распространение опасных социальных явлений и будут способствовать улучшению состояния природной среды, здоровья и продолжительности жизни.
Особенности проекта, организационный блок
Временные рамки проекта сентябрь 2013-май 2014
Участники проекта – учащиеся школы, потенциальные партнеры из местного сообщества, координаторы- ЭГИП «Ювента», руководитель учитель биологии и химии Минина С.Н.
Модули проекта
Модуль 1 – Общая демографическая и экологическая ситуация в России, Ростовской области, состояние водного бассейна реки Дон
Модуль 2- Исследование статистических данных по некоторым характеристикам здоровья азовчан и учащихся МБОУ СОШ №1
Модуль 3-Опасные социальные явления в современном обществе и противопоставление им.
III.Определение деятельностной парадигмы.
1группа-отв. Палуб Артем-работа с информативно- правовой базой, определяющей состояние демографических показателей, природной среды региона с акцентированием наводных ресурсах;
2 группа –отв. Бугаенко Екатерина - законодательство в отношении опасных социальных явлений, выпуск буклетов
2 группа- отв. Мотыхляева Анна– обзор статей местной прессы по теме исследования, подготовка публикаций в газету «Азовская неделя», на сайт школы
3 группа- отв. Соколова Владлена –отбор материала, характеризующего состояние здоровья азовчан, а также учащихся МБОУ СОШ №1
4группа-отв. Зыбайлова Инна - проблема курения и его распространения среди подростков, социологический опрос, анкетирование
5группа-отв.Любимова Екатерина -проблемы наркомании и СПИДА как грозных социальных явлений
6 группа-отв. Беляева Ксения - фоторепортажи, плакаты, установление связей, организация встреч с компетентными специалистами-экспертами
IV.Информационный блок
Численность населения страны по состоянию на 1 января 1992 г. составляла 148,5 млн человек, по состоянию на 1 января 2000 г. - 146,9 млн человек . Сокращение за 1992-2000 гг. составило 1,6 млн человек. По состоянию на 1 января 2010 г. численность населения России - 141,9 млн человек. Сокращение численности населения в 2000-2010 гг. составило уже 5 млн человек!
Рост смертности в России начался еще при Брежневе, в 1970-е годы, и продолжался вплоть до середины 1990-х. С 1995 года, однако, смертность в России пошла на спад и в 1998 году опустилась до уровня ниже 2 млн. человек в год.
Однако за последние десять лет тенденция к росту смертности обрела новую силу, достигнув в 2003 г. нового пика - в 2,37 млн человек. Понизить смертность ниже уровня 2 млн. человек в год до сих пор так и не удалось.
Чрезвычайно высокий уровень смертности в России - следствие совокупности причин. Почти 60% от всех смертей происходят из-за болезней сердечно-сосудистой системы, еще около 15% - от онкологических заболеваний, примерно по 4% - от заболеваний органов дыхания и пищеварения.
Сокращение численности населения России:
Численность населения России в 1950-2010 гг.
Россия занимает аномально высокое место по числу смертей от внешних причин (12,5% от общего числа смертей, или более 260 тысяч человек ежегодно, - это примерно вдвое больше, чем в Китае или Бразилии, и в 4-5 раз выше, чем в странах Запада).
Главные из внешних причин смерти в стране - убийства, самоубийства, смерть в ДТП. Низкий уровень личной безопасности, низкие уровень и качество жизни, нездоровая обстановка в стране - вот главные объяснения такой высокой смертности от внешних причин.
Сверхсмертность вызвана высоким уровнем заболеваемости населения, основные причины которого - неправильный образ жизни, плохая экология.
Ключевая причина сверхсмертности россиян - пьянство. Это признают сами власти: вот выдержки из постановления главного государственного санитарного врача Г. Онищенко №46 от 29.06.2009 "О надзоре за алкогольной продукцией":
"Реальное душевое потребление алкоголя с учетом оборота спиртсодержащей продукции, в том числе парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии и другие виды продукции, в России составляет около 18 литров чистого спирта на человека в год".
"По данным медицинской статистики сегодня 2,8 млн. россиян вовлечены в тяжелое, болезненное пьянство, что составляет 2% от всего населения страны…"
"В 2008 г. смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя (по данным Росстата), составила 76 268 человек…"
Остается только вдуматься в названные Онищенко цифры: 18 литров на душу населения в год! При этом официальные данные Росстата дают всего 9,8 литра - значит, остальное - неучтенное потребление суррогатного алкоголя, особо опасного для здоровья!
Всемирная организация здравоохранения рассматривает уровень потребления алкоголя выше 8 литров на человека в год как критический, за которым следует резкий рост смертности. Россия превышает этот уровень более чем вдвое! По оценкам специалистов, ежегодно алкоголем обусловлена преждевременная смерть до 700 тысяч человек [8].
Каждый третий в России умирает из-за алкоголя. Потребление крепкого алкоголя - причина сверхсмертности.
Потребление алкоголя за прошедшие 10 лет в России выросло примерно на 25%.
Ежегодно десятки тысяч россиян умирают от наркотиков. В июне 2009 года глава Госнаркоконтроля В. Иванов говорил о 30 тысячах ежегодно умирающих от наркотиков.
В. Иванов привел ужасающие цифры:
В России насчитывается от 2 до 2,5 млн наркоманов, преимущественно в возрасте от 18 до 39 лет.
Средний возраст умирающего наркомана - 28 лет.
Каждый год армия российских наркоманов пополняется 80 тысячами "новобранцев".
По количеству наркоманов Россия опережает государства Евросоюза в среднем в 5-8 раз. А по потреблению тяжелых наркотиков занимает одно из первых мест в мире.
В сентябре 2009 г. Совет ООН по борьбе с наркотиками опубликовал доклад "Афганский опиумный обзор", в котором приводятся устрашающие цифры: Россия ежегодно потребляет 75-80 тонн афганского героина, число наркоманов в России увеличилось за последние 10 лет в 10 раз, а умирают от наркотиков 30 тысяч человек в год - это больше, чем потери Советской армии за 10 лет афганской войны. Для сравнения - во всей Европе от тяжелых наркотиков ежегодно умирают 5-8 тысяч человек.
И это - притом, что в 2002 году правительство специально создало новое ведомство, ответственное за борьбу с распространением наркотиков, - Госнаркоконтроль.
Еще одна серьезная проблема - курение. В России курение является самой распространенной привычкой: по данным Роспотребнадзора, курят в нашей стране 65% мужчин и 30% женщин, из них соответственно 80% и 50% начали курить в подростковом возрасте.
Курение является причиной 27% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний среди мужского населения, 90% смертности от рака легкого, 75% - от болезней органов дыхания, 25% - от болезней сердца. Примерно 25% курильщиков умирают преждевременно: в среднем курение сокращает продолжительность жизни на 10-15 лет.
За последние 10 лет продажи сигарет населению выросли в среднем на 25% как в абсолютном (около 430 млрд. штук в год против 355 млрд. штук в 2000 году), так и в относительном выражении (более 3 тыс. штук на душу населения в год против 2,4 тыс. в 2000 году). Это радикально хуже ситуации 1990-х годов, когда уровень продаж сигарет был в два раза меньше.
Попытки борьбы с алкоголизмом через запретительные меры времен Горбачева или царской России провалились. Акцизы на пиво и водку не решают, а еще более усугубляют проблему.
Как бороться с этим злом?
По одной из теорий, нужно развивать средний класс. Так, например, в России потребление алкоголя является социальным явлением, с одной стороны, и традицией - с другой. Существуют исследования, показывающие так называемую U-образную зависимость между количеством потребляемого алкоголя и доходами граждан: больше пьют бедные (с горя) и состоятельные (с жиру бесятся), тогда как умеренное потребление алкоголя, равно как и здоровый образ жизни, характерны для среднего класса.
Пропаганда здорового образа жизни, использование накопленного опыта станут решением этой непростой проблемы.
Этим определяется тема нашего проекта «Здоровый город в здоровой России»
Проанализировав статистические сведении, решили подойти к проблеме комплексно, по трем модулям.
V. Реализация плана действий по модулям.
МОДУЛЬ 1: Общая экологическая ситуация в России, Ростовской области, состояние водного бассейна реки Дон.
Цель.
Выявить особенности экологического состояния водного бассейна реки Дон, качества воды в Азове, внести вклад в решение экологической проблемы загрязнения воды и устранения ее негативного влияния на здоровье.
Водные ресурсы и их защита
В Санкт-Петербурге в 2010 году на международном семинаре, посвященном проблемам загрязнения окружающей среды, был оглашен список самых грязных российских городов. В черный список вошли 35 городов, среди которых город Ростов, а так как мы находимся с ним в непосредственной близости, то это касаемо и нашего города.
Проработав нормативные документы, мы узнали что в Ростовской области уделяется пристальное внимание развитию водохозяйственного комплекса. Проблема охраны водных ресурсов от загрязнения и нерационального использования решается путем осуществления целого комплекса водоохранных мероприятий.
Снижение биогенного воздействия на водные объекты – одно из основных направлений. Сюда входит строительство и реконструкция очистных сооружений канализации на территории Ростовской области, прокладка коллекторов. Эти работы проводятся уже не первый год и их реализация позволит значительно улучшить состояние всей акватории р.Дон. Ведётся реконструкция и строительство очистных сооружений канализации в гг. Семикаракорске, Цимлянске, Каменск-Шахтинский, Донецке. Очистные сооружения осуществляют сброс сточных вод непосредственно в Дон или Северский Донец, являющиеся основными водными артериями, поэтому именно они были выбраны в качестве первоочередных объектов.
Большое внимание администрация области уделяет решению проблемы подтопления территорий, восстановления и оздоровления водных ресурсов бассейнов малых рек, берегоукрепительным мероприятиям. В рамках выполнения первоочередных противопаводковых мероприятий профинансированы работы по расчистке заторов на малых реках, ремонту плотин, дамб, ГТС, берегоукрепительные работы на территории 23 муниципальных образований.
Для восстановления и оздоровления водных ресурсов бассейнов малых рек области за счет средств областного бюджета ведутся работы в Азовском районе по расчистке рек Кагальник, Мокрая Чумбурка, в Матвеево-Курганском районе - Мокрый Еланчик. Производится уборка большей части крупногабаритного мусора из русловой и прибрежной части бассейна р. Темерник, обеспечвается её санитарная проточность. Параллельно с расчисткой р. Темерник проводится ряд мероприятий по ликвидации несанкционированных сбросов.
На качество воды р. Дон большое влияние оказывают сточные воды промышленных и сельскохозяйственных объектов Воронежской и Волгоградской областей. Кроме того, значительная часть загрязняющих веществ поступает в водоток с неорганизованными сбросами и стоками с площади водосбора р.Дон.
Проводятся меры по восстановлению естественного режима подземных вод на участках, нарушенных водоотбором, орошением, шахтным водоотливом и другими источниками техногенного воздействия.
Одним из факторов риска для здоровья является питьевая вода, подаваемая населению области. Отслеживание качества воды из разводящей сети проводится в целом по области по санитарно-химическим и по микробиологическим показателям. Сейчас качество питьевой воды во многих регионах области не соответствует нормам.
Приведем некоторые сведения о состоянии окружающей среды из «Экологического вестника Дона».
Территория | % проб, не отвечающих гигиеническим нормативам | |||||
По санитарно-химическим показателям | По микробиологическим показателям | |||||
2010г. | 2011г. | 2012г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. | |
Азов | 46,1 | 76,9 | 92,0 | 57,1 | 100,0 | 61,0 |
Ростов-на-Дону | 16,0 | 5,3 | 1,0 | 70,5 | 67,3 | 47,0 |
Анализ данных лабораторного контроля за качеством воды водоёмов I категории водопользования в 2012г. в Азове и в Ростове-на-Дону показал ухудшение микробиологических показателей, но, что касается санитарно-химических показателей, то в Ростове-на-Дону они улучшились, а в Азове заметно ухудшение.
Неблагополучным по санитарно-химическим показателям среди городов Ростовской области отмечают и наш родной город Азов с 55%, что значительно меньше, чем статистика других неблагополучных городов.
Приведём некоторые данные проб воды в г.Азове:
Но в целом, можно проследить, что качество воды в г.Азове с 2011г. заметно улучшилось.
Изучая эту проблему, мы узнали, что один из путей решения проблемы качества воды - это применение установки «Гидрофлаттер».
Приведем результаты исследования. Проводился анализ различных проб воды. Сведения по анализу местной воды:
Образцы № 1,2,3 одинаковы по РН среде, но различны по содержанию: первый образец визуально содержит небольшое количество тонко дисперсной смеси. Образцы № 2 и 3 содержат осадок, по виду во втором содержится более аморфный осадок, чем в третьем. Анализ растворенной части всех трех образцов свидетельствует об одинаковом составе, включающем следующие элементы: Fe, K, Ca, Ni, Cu. Железо в случаях № 2 и № 3 составляет 90% от общей массы анализируемых сухих примесей.
Таким образом, использование установок «Гидрофлаттера» позволяет получить до тысячи тонн в сутки высоко дезинфенцированной питьевой воды. На фильтрах установки оказался конгломерат порошка металлов, который в дальнейшем может использоваться, как сырьё для промышленной металлургии, фактически –безотходное производство.
Вывод: современные методы очистки воды позволяют сделать её более благоприятной для здоровья человека.
Программа действий и ее реализация.
В связи с данной информацией мы осуществили следующие шаги:
1.К всемирному дню воды( 22 марта) запланировали для учащихся среднего звена общешкольное мероприятие – конференцию «Вода- краса природы».
2.Участвовали в акции « Кулеры в школу», благодаря чему не только в столовой, но и во многих кабинетах были установлены источники очищенной воды; «Экономь воду», «Считаем капли» ( по культуре бережного использования воды),
3. Организовали для начальной школы – мини-проекты «Выявление значения различных физических свойств воды»( мутность/прозрачность, тепловые характеристики и т.д. по материалам Фиалкова С.М. « Необыкновенное вещество- обыкновенная вода»
4. Пригласили к участию в проекте учеников школы «Дневник наблюдений: сколько воды я пью» ( в целях повысить потребление чистой воды как альтернативы сладким напиткам; анализ результатов планируется на конференции к дню воды)
5.Провели опрос « Какую воду я люблю пить»( указаны дистилированная вода, водопроводная, кипяченная, газированная и негазированная разных марок; оказалось, что наиболее популярна вода негазированная марки « Бон аква», причем выпускаемая в маленьких емкостях по 0, 5л )
6.Среди возможных путей улучшения воды в реке Дон:
Исходя из этого мы приняли активное участие
( учащимися 11 кл. разбиты клумбы на пришкольном участке, по улице Мира, у Покровского собора,)
(Мотыхляева А.)
МОДУЛЬ2: Исследование статистических данных по некоторым характеристикам здоровья азовчан и учащихся МБОУ СОШ №1.
Цель:
Изучить некоторые показатели состояния здоровья азовчан и учащихся школы, проследить взаимосвязь факторов среды, в том числе, организацию учебной деятельности, и состояние здоровья и наметить основные ориентиры в решении проблемы укрепления здоровья школьников в условиях образовательных учреждений.
Встречи с компетентными людьми.
Наша инициативная группа обратилась в гор.ЗАГС для получения информации по проблеме рождаемости и смертности. Зав.отделом Хейло Л.Б. нам отказала в данной информации.
Предприняли попытку встречи с заместителем главы администрации по социальным вопросам А.В. Кляндиным и получили необходимую информацию, исследовав документ «Постановление №903 от 29.04.2013г. (целях исполнения Постановления Правительства Ростовской области от 28.02.2013 №106 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ростовской области»)
Некоторые показатели демографии и состояния здоровья.
Мы узнали, что в г.Азове по данным переписи населения проживает 82900 чел.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста – 12,5 тыс. человек, в трудоспособном возрасте –51,8 тыс. человек, старше трудоспособного возраста – 17,8 тыс. человек.
Показатель рождаемости в 2012 г. составил 11,7 на 1000 населения, смертности –13,6 на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения 53,2% (областной показатель 62,7 %) в общем числе умерших, новообразования 18,4% (областной показатель 14,6 процента) и внешние причины 8,98% (областной показатель 6,7 процента). Средняя продолжительность жизни в Азовском районе в 2012г. составила 69,0 лет (в 2005г. – 67,0 лет).
Мы изучили принятую терминологию
Рождаемость - интенсивность восполнения популяции за счет размножения.
Различают рождаемость максимальную — образование максимально возможного количества новых особей в не лимитированной среде, и рождаемость экологическую — увеличение популяции при фактических условиях среды.
Смертность - число умерших или погибших особей по отношению к их общему числу в популяции (чаще на 100 или 1000 особей) на определенной территории; интенсивность процесса гибели особей в популяции.
Прирост населения - разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период. Служит наиболее общей характеристикой интенсивности роста населения, измеряется коэффициентом естественного прироста населения на 1000 жителей в год.
Ввоспользовавшись «Экологическим вестником Дона» и интернет-ресурсами выявили следующую картину.
Первичная заболеваемость детей (0-14 лет) за период 2009-2011 годыТбл.1
Муниципальные районы и городские округа | Новообразования | Болезни органов дыхания | Болезни органов пищеварения | ||||||
На 1000 населения | |||||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2009 | 2010 | 2011 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Азовский | 3,0 | 3,0 | 1,3 | 834,2 | 841,8 | 852,6 | 115,6 | 90,1 | 88,3 |
Первичная заболеваемость взрослого населения за период 2008-2010 год Тбл.2
Муниципальные районы и городские округа | Новообразования | Болезни органов дыхания | Болезни органов пищеварения | ||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2008 | 2009 | 2010 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Азовский район | 6,1 | 7,0 | 5,0 | 142,0 | 122,5 | 114,3 | 9,7 | 8,5 | 7,3 |
Основные демографические показатели за период 2009-2011 годы Тбл.3
Муниципальные районы и городские округа | На 1000 населения | ||||||||
Рождаемость | Общая смертность | Естественный прирост | |||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2009 | 2010 | 2011 | 2009 | 2010 | 2011 |
Азовский | 12,0 | 11,8 | 12,4 | 17,0 | 16,6 | 17,2 | -4,4 | -5,0 | -4,8 |
Кроме того, мы собрали фактический материал по характеристикам состояния здоровья учащихся МБОУ СОШ №1( сведения от медицинского работника школы Шлеевой С.И согласно документации- журналов.)
2009 год Тбл.4
Класс | кол-во | Нарушение | физ. группы | |||||||
слух | зрение | речь | сколиоз | нарушение осанки | основ. | подготов. | спец. | освобожд. | ||
1 | 55 | - | 6 | 6 | 2 | 20 | 54 | - | - | 1 |
2 | 48 | - | 6 | 2 | - | 24 | 46 | 1 | 1 | - |
3 | 131 | - | 21 | 3 | 11 | 74 | 129 | - | 2 | - |
15 лет | 120 | - | 11 | 1 | 8 | 38 | 107 | 2 | 7 | 4 |
16 – 17 лет | 119 | - | 25 | - | 28 | 32 | 101 | 1 | 8 | 9 |
Всего | 1019 | - | 150 | 15 | 94 | 503 | 938 | 8 | 38 | 47 |
2010-год Тбл.5
Класс | кол-во | Нарушение | физ. группы | |||||||
слух | зрение | речь | сколиоз | нарушение осанки | основ. | подготов. | спец. | освобожд. | ||
1 | 82 | - | 3 | 6 | - | 26 | 82 | - | - | - |
2 | 54 | - | 6 | 1 | 2 | 24 | 54 | - | - | - |
3 | 120 | - | 16 | 3 | 1 | 31 | 112 | 1 | 4 | 3 |
15 лет | 103 | - | 15 | 1 | 9 | 54 | 91 | - | 5 | 7 |
16 – 17 лет | 130 | - | 23 | - | 12 | 48 | 113 | - | 12 | 5 |
Всего | 1026 | - | 169 | 15 | 55 | 409 | 961 | 2 | 36 | 27 |
2011 год Тбл.6
Класс | кол-во | Нарушение | физ. группы | |||||||
слух | зрение | речь | сколиоз | нарушение осанки | основ. | подготов. | спец. | освобожд. | ||
1 | 77 | - | 4 | 5 | 1 | 5 | 76 | - | 1 | - |
2 | 79 | - | 2 | 6 | 1 | 28 | 78 | - | - | 1 |
3 | 119 | - | 15 | 3 | - | 10 | 106 | 1 | 6 | 6 |
15 лет | 115 | - | 29 | 1 | 3 | 18 | 98 | 2 | 11 | 4 |
16 – 17 лет | 99 | - | 24 | 1 | 2 | 14 | 88 | - | 5 | 5 |
Всего | 1012 | - | 171 | 21 | 29 | 295 | 926 | 4 | 41 | 41 |
2012год Тбл.7
Класс | кол-во | Нарушение | физ. группы | |||||||
слух | зрение | речь | сколиоз | нарушение осанки | основ. | подготов. | спец. | освобожд. | ||
1 | 81 | - | 7 | 5 | - | 6 | 81 | - | - | - |
2 | 79 | - | 6 | 4 | 1 | 5 | 76 | - | 1 | 2 |
3 | 90 | - | 17 | 3 | - | 9 | 82 | 1 | 1 | 6 |
15 лет | 124 | - | 23 | - | 3 | 17 | 108 | - | 7 | 9 |
16 – 17 лет | 137 | 1 | 39 | 1 | 3 | 18 | 114 | 1 | 11 | 11 |
Всего | 1041 | 1 | 172 | 25 | 30 | 293 | 952 | 3 | 40 | 46 |
Проанализировав количественные данные, мы преобразовали информацию и представили её в виде диаграмм.
Нарушение зрения у учащихся Тбл.8
Нарушения правильной осанки Тбл.9
Анализ частоты заболеваний учащихся одного класса (5-9), с 2008 по 2012годы Тбл.11
Реализация плана действий
В связи с данной информацией мы предприняли следующие шаги.
В анкете было представлено 8 вопросов:
Анкетирование прошли 100 человек.
Результаты оказались таковы:
Исходя из результатов анкетирования, можно увидеть, что ученики испытывают большие нагрузки в школе, многие ведут пассивный образ жизни, тем самым нанося большой вред своему здоровью. Поэтому ЗОЖ нам жизненно необходим.
5.Ведем мониторинг проветривания и влажных уборок после 3 урока, конца смены, определяем кабинеты-победители.
6.Обратились к учителю физической культуры Емельяненко А.А. за помощью в организации дополнительных занятий в малом спортивном зале школы. Со II четверти ученица 11в класса Зыбайлова Инна под руководством Емельяненко А.А. систематически проводит занятия в тренажёрном зале с желающими, а в III четверти в график занятий включились наши учителя, многие из которых пенсионеры.
7.В наше время многие дети и родители отказываются от прививок, обрекая себя на инфекционные заболевания. Мы помогаем нашему медицинскому работнику заполнять карточки – извещения о предстоящих прививках, их раздаче; доведении сведений до родителей.
Модуль 3 опасные социальные явления в современном обществе
Цель - в связи с широким распространением негативных социальных явлений, важно научиться проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье, оценивать функциональное состояние своего организма и отдельных систем органов, проводить при необходимости оздоровительные действия, понимать ценность жизни, неприятие психотропных веществ и вредной привычки курения.
Об изменениях в законодательной базе в отношении курения.
Основные моменты нового закона о курении:
Календарь изменений согласно закона
« О защите здоровья населения от последствий потребления табака».
Предпринятые шаги в реализации плана.
1.Провели школьное анкетирование и проанализировали его результаты, сделали выводы.
А).Статистика курения в МБОУ СОШ №1.
год | 7-8 класс | 9-10класс | ||
мальчики | девочки | юноши | девушки | |
2011 | 2,8% | 2,5% | 3,2% | 4,4% |
2012 | 2,2% | 2,3% | 3% | 4,7% |
2013 | 2, 5% | 2,6% | 1,5% | 2,9% |
Наблюдаемые тенденции - уменьшение распространения курения среди подростков; беспокоит превышение курящих девушек над юношами.
Б).Результаты анкетирования «Как я отношусь к курению».
Опрошенных- 120 человек; возраст-- 13 лет, 81%-процесс курения не одобряют,16 %-нейтральное отношение к курению, возможно приобщение к нему при случае, 3% -положительно отношение к курению, возможно, подросток уже приобщился к нему.
У большого числа учащихся не сформирована мотивация отрицательного отношения к курению, поэтому необходим комплексный подход к профилактике курения среди подростков, через организацию просвещения и вовлечение в разнообразные виды деятельности.
В)«Твое отношение к ужесточению законодательства в отношении курения » 72% одобряют,15% против,13% равнодушны.
Большинство опрошенных понимают не только прямое отрицательное влияние курения на организм курильщика, но и косвенное влияние-вред табачного дыма на состояние здоровья некурящих.
Г)«Причины курения»
Причины раннего курения: влияние товарищей – 25%, любопытство –23%, баловство – 20%, подражание взрослым –18 % , прочие причины-14%.
Важна просветительская деятельность и положительное влияние взрослых, прежде всего родителей; налицо справедливость поговорки «Скажи кто твой друг, я скажу кто ты!»
Д) Проверка утверждения: «Школьники- курильщики, как правило, отличаются пониженными умственными способностями, памятью, хуже успевают, часто нарушают дисциплину, то есть эмоционально неустойчивы». Исследование проходило по определению взаимосвязи успеваемости и курения. Опрошенных -120 человек.
Результаты: некурящих отличников- 6,8 %, некурящих хорошистов – 31,4%, некурящих удовлетворительно успевающих- 16,8%, некурящих плохо успевающих- 7,7%, курящих отличников- 0,4%, курящих хорошистов – 11,8%, курящих удовлетворительно успевающих- 17 %, курящих плохо успевающих- 7,9, некурящих успевающих- 55% курящих успевающих 29, 5%.
Закономерности трудно выявить, т.к. причины, влияющие на успеваемость, различны. Достоверно одно, курение не способствует хорошей учебе, т.к. предполагает новые «нездоровые» интересы и потребности.
2.МБОУ СОШ №1 участвует во Всероссийском проекте «Школа – территория здоровья.»
3.Мы собрали и изучили информацию по составляющим ЗОЖ, истории курения и влиянию компонентов табачного дыма на организм.
4.Активизировали процесс отрицательного отношения к курению и осознанному пониманию важности позитивного отношения к своему здоровью через:
5.Передали буклеты ЗОЖ и диски с презентациями и видео в Азовскую детскую колонию, т.к. подростки этого учреждения практически все курят с детского возраста
6.Создали группу « Мы против курения. Мир без никотина», провели опрос в социальных сетях «Ваше отношение к новым законам о курении»
7.Выдвинули альтернативной линию поведения: спорт против курения.
8.Рекламируем здоровый образ жизни:
сняли репортажи- представления команд
выпустили художественную рекламу: листовки, газеты, плакаты
участвовали в организации инсценировок, театрализованных выступлений
9.Представили проект « Выбирай здоровье, брось сигарету» на конкурс «Портфолио ученика» в соцсетях «Первое сентября»
10.Выступали на встречах с Расковой Т.Р. – специалистом наркологической службы города 27.09.2013, 6.12.2013
В целях предупреждения распространения наркомании, и сопутствующих ВИЧ и СПИД включились в работу по повышению информированности населения, прежде всего учащихся, по указанным проблемам, выявлению наркозависимых, воспитанию толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным, участию в мероприятиях по профилактике СПИДа и ВИЧ, привитие молодому поколению культуры половых отношений.
10.Учащиеся 9-11 классов прошли тест на предмет употребления наркотических веществ. Данная Всероссийская акция проводилась городской наркологической службой за счет средств Федерального бюджета. Тест показал отрицательный результат, что очень нас обрадовало.
11.Работа в этом направлении продолжается. Так, учащиеся многих классов прошли анкетирование, в том числе на сайте ФСКН в рамках Всесоюзного интернет- урока « Имею право знать», познакомились с материалами официального сайта.
12.Приняли участие в конкурсе проектной деятельности « Имею право знать», представив два проекта.(декабрь 2013)
13.Опубликовали в СМИ проект « СПИД – чума XXIвека» Любимовой Екатерины на сайте работников образования, участвовали в сетевом проекте «Алые паруса»
14.Вместе с социальной службой школы Синиловой Е.А. был организован просмотр замечательных фильмов, «Лекции профессора Жданова» против употребления психотропных веществ.
15.В апреле проходит, ставший традиционным вечер «ЗОЖ», в котором примут участие команды 8-9 классов.
ВЫВОДЫ
Нами собран материал по указанным проблемам в форме текстовых документов, видео, фото, презентациях. Создан учебный комплекс, « в карманах» которого можно найти ответы на интересующие вопросы по теме проекта «Здоровый город в здоровой России».
Ниже предложена наша модель создания единого информационного пространства по профилактике опасных социальных явлений и воспитания культуры межличностных отношений молодёжи
Модель единого информационного пространства по профилактике опасных социальных явлений и воспитания культуры межличностных отношений молодёжи.
Формы ориентации
ученической
деятельности
Сферы
индивидуального
пространства
Духовно-нравственная сфера
ФУНДАМЕНТ
Тигрёнок на подсолнухе
Неньютоновская жидкость
Пчёлки на разведках
Два петушка
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт