Исследовательская работа посвящена изучению классификации прозвищ у подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
Классификация прозвищ | 175.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» г. Перми
Секция: Русский язык
Классификация прозвищ
(на примере учащихся 8-9 классов)
ААвтор: Шапова Эдуарда, ученица 8Б класса.
РРуководитель: Логинова Ольга Валерьевна, учитель русского языка.
р
Пермь, 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Заключение………………………………………………………………...12
Список литературы………………………………………………………..13
Приложения……………………………………………………………….15
Выражается сильно российский народ!
И если наградит кого словцом,
то пойдет оно ему и в род, и потомство,
и утащит он его с собою и на службу,
и в отставку, и в Петербург, и на край света.
И как ни хитри и ни облагораживай свое прозвище...
не поможет: каркнет само за себя прозвище
во все воронье горло и
скажет ясно, откуда вылетела птица.
Н.В. Гоголь
Введение:
Русский язык-это один из богатейших языков мира. На нём говорит 288 миллионов. В нашей огромной многонациональной стране знание русского языка жизненно необходимо, иначе мы просто перестанем понимать друг друга. Русский язык начал развиваться в І тысячелетии до нашей эры. Он занимает четвёртое место в мире по распространению. Изучение русского языка очень увлекательно и полезно.
Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только назвать тот или иной предмет, но выразить разнообразные оттенки значения, как говорящий оценивает предмет.
И мы должны хорошо знать свой язык, поэтому я хочу в него «углубиться». Я считаю, что эта тема актуальна на сегодняшний день, так как интересно узнать, что-то больше про то, чем мы так часто пользуемся. Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в каких- либо изданиях.
Из выше сказанного следует цель нашей работы:
Выяснить, какие прозвища бытуют в среде учащихся 8-9 классов школы №132, как они образовались.
Для реализации цели мы поставили следующие задачи:
3) Выявить процентное соотношение каждой группы прозвищ.
Глава 1 Обзор литературы
Наука, изучающая прозвища и клички, называется ономастика.
Прозвище - Название, даваемое человеку по какой-н. характерной его черте, свойству[1].
Другие считают, что это — неофициальное имя человека, животного, предмета и т. п.[2]
Прозвища - неотъемлемая часть жизни школьников, важная составляющая их общения. Они определяют межличностные отношения внутри школьного коллектива, лаконично и ёмко характеризуют носителя и автора прозвища, особенности ситуации, в которой происходит именование. Именно эти факторы определили актуальность нашей работы. ( С этим согласятся все дети и подростки).
Дело в том, что сортировать и классифицировать окружающих людей – практически наша вторая натура, хотя наша классификация не всегда бывает, точна и положительна. Но прозвища – это не всегда плохо. Если бы не ярлыки и классификации, вероятнее всего, человеческое общение было бы гораздо беднее. Придумывая прозвища, мы создаём упрощённые обозначения некоего информационного массива, которые часто облегчают процесс общения на работе и дома, с друзьями, родственниками и незнакомыми людьми. Если кто-то, описывая своего друга, скажет, что тот – просто «сгусток энергии» или «без царя в голове», вы сразу поймёте, что он имеет в виду. К сожалению, такие прозвища могут привести также к негативным стереотипам и непониманию, становясь помехой в общении и порождая предрассудки. В отличие от имени, прозвище, как правило, отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя, происхождение их носителей и прочее, а также фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Почему мы придумываем прозвища? Мы начинаем это делать, когда замечаем в человеке какой-либо характерный отличительный признак, нравится он нам или нет. Придумывая прозвища, мы классифицируем людей – почти так же, как мы классифицируем животных, архитектурные сооружения и виды искусства – это удобный способ запоминания их отличительных черт и хранения их в памяти. Прозвища могут даваться в разные периоды жизни и во многих случаях могут быть известны довольно ограниченному кругу лиц. Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Однако первые в нашей жизни прозвища мы получаем от родителей и близких нам людей. Независимо от культурных условий каждый маленький ребенок оказывается буквально осыпан разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем. Пока ничего не известно о том, как младенец разбирается во всем этом многообразии, как начинает принимать имя как свое собственное. У прозвищ есть одно любопытное свойство: прозвища часто говорят не меньше об их авторе, чем о предмете разговора. Как в старинной поговорке: «Когда ты показываешь на когото пальцем, три пальца показывают на тебя». Попробуйте проверить. То же самое с прозвищами. Когда вы награждаете коголибо прозвищем, особенно нелицеприятным, оно часто бросает тень на вас так же, как и на описываемого вами человека. Следовательно, типоведение посвящено ещё и самоанализу.
1.2. История возникновения прозвищ.
Самые первые прозвища возникли более тысячи лет назад. Источником их являлись древнерусские имена, которые очень походили на прозвища. Множество русских фамилий были основаны на прозвищах, которые, в свою очередь, появляются на основе названий предметов, животных, человеческих свойств и так далее. Получается, что значение корня фамилии в некоторой степени отображает, какими были предки этого рода. Учеными доказано, что самые первые прозвища возникли очень давно. Источником их являлись дохристианские, т.е. древнерусские имена, которые после принятия Русью христианства не исчезли бесследно, а перешли в прозвища, а затем на основе прозвищ появились фамилии. Можно предполагать, что в 12 веке прозвища уже существовали в речи. О том, что древнерусские именования людей трудно разделить на прозвища и имена, свидетельствует словарь В.И.Даля, в котором есть словарные статьи к словам «рекло» и «имя», из которых видно, что эти слова: «имя», «рекло», «прозвище» - стоят в одном ряду как синонимы. Рекло (по В.И.Далю) – имя, придаваемое человеку по святцам, кроме крестного; давалось родителями при рождении или при молитвовании, иногда содержалось даже в тайне. В старинных документах иногда можно найти самые необыкновенные прозвища. Например, в одном из документов есть запись, сделанная в 1495 году. В ней упомянут крестьянин Игнатко, который носил прозвище... Великие Лапти (слово великий употреблено здесь в старом своем значении «большой»)
1.3. Научный подход
Типоведение – это конструктивный ответ на неизбежность прозвищ. Его основная идея такова: раз уж мы это делаем, лучше делать это по возможности профессионально, объективно и конструктивно. Этому и посвящена книга «Типы людей»[3].
«Типы людей» – книга о типоведении – организованном и научно обоснованном подходе к придумыванию прозвищ, который уже более сорока лет использовались людьми, семьями, корпорациями и правительствами, желающими более успешно взаимодействовать друг с другом. Типоведение – несложная наука, она быстро и естественно входит в нашу жизнь. Применяя типоведение хотя бы иногда, учителя смогут лучше учить, а студенты – учиться, служащие – работать, а начальники – управлять. Типоведение помогает влюблённым любить, а родителям – воспитывать детей. И абсолютно всем оно помогает принимать себя и других такими, как есть. А самое главное – типоведение очень интересно!
У прозвищ есть одно любопытное свойство: прозвища часто говорят не меньше об их авторе, чем о предмете разговора. Как в старинной поговорке: «Когда ты показываешь на кого-то пальцем, три пальца показывают на тебя». Попробуйте проверить. То же самое с прозвищами. Когда вы награждаете кого-либо прозвищем, особенно нелицеприятным, оно часто бросает тень на вас так же, как и на описываемого вами человека. Следовательно, типоведение посвящено ещё и самоанализу.
Глава 2 Материалы исследования и результаты
Для того, чтобы классифицировать собранный нами материал, необходимо обратиться прежде всего к классификации собственных имен. В различных источниках даются различные классификации, в них можно обнаружить много сходств, есть, естественно, и различия, но в основном они не существенны.
З.П. Никулина с точки зрения семантической мотивированности (признаков, лежащих в основе номинации) разделяет прозвища по следующему принципу:
Прозвища, указывающие на внешний вид в целом: Райская птичка, Растрёпа, Гиббон, Панночка, Чернильница.
Прозвища, характеризующие именуемого по отдельным деталям одежды, обуви, аксессуарам: Флот, Очкарик, Семьдесят Пятый.
Прозвища, указывающие на особенности походки и осанки: Черепаха, Хромыль, Старушка, Корга, Косогор.
Прозвища, указывающие на рост и особенности телосложения: Длиннота, Стропила Огородная, Жирный, Кладовая Сала, Голубятник.
Прозвища, указывающие на особенности отдельных частей тела: на пигментацию: Вишенка, Пестрая, Рыжая, Грузинка, Сметана; на форму и величину: Большеголовый, Носорог, Полтинник, Ушастик, Чебурашка; на недостатки, связанные с отсутствием естественно необходимых элементов внешности: Лысый, Камбала, Стекляшка.
З.П. Никулина в своей работе "Из наблюдений над группой прозвищ по внешнему признаку" также отмечает, что обычно прозвища по внешнему виду указывают на какую-нибудь одну особенность именуемого, но иногда они концентрируют несколько внешних признаков человека: Хрюша (толстый и беленький), Глист (худой, тело белое), Мышка (маленький, подвижный), Оглобля (высокий, тонкий, нескладный), Батя (высокий, старше сверстников). Некоторые прозвища даются по контрасту: Куколка.
Е.Н. Полякова в своей работе "Из истории русских имён и фамилий" не дает точной классификации антропонимов в своей работе. В основном она рассматривает возникновение прозвищ, для этого обращается к древнерусской литературе и приходит к выводу, что древнерусские дохристианские имена в течение длительного времени превратились в прозвища. Также она отмечает, что нередко от прозвищ человека, а не от других его именований возникало название деревни, поэтому по наименованиям населённых пунктов, возникших в определённый период, можно сейчас восстанавливать прозвища людей.
Если сравнивать прозвищные именования из памятников с данными исторических, диалектных и других словарей, то можно нередко восстановить причины их появления. Множество прозвищ давалось человеку по цвету волос (Рыжий, Беляй), по характеру людей, их склонностям и поступкам (Злыдень, Верещага), в именованиях отражалось также имущественное положение людей (Разорва, Шабала). Также существует масса прозвищ, которые не прямо, а метафорически характеризуют людей, сравнивая их с животными, птицами, рыбами, предметами обихода[4].
В качестве примера приведем классификацию В.К. Чичагова, который устанавливает, по какой причине даются современные прозвища:
2) По сходству характера человека со свойствами того или иного предмета;
4) Прозвища могут быть простыми определениями: Олеха Кривой, Груня Горбатая, Петя Безносый и т.д.[5]
Материалом для исследования послужили реально существующие прозвища, носителями которых являются учащиеся 8-9 классов МАОУ «СОШ №132» г. Перми. Источником материала являются данные анкетирования, в котором участвовали непосредственно учащиеся в возрасте 15-16 лет. Удалось собрать около 100 прозвищ. Собранный материал достоверен и отвечает всем требованиям социальной квалификации.
№п/п | Группа прозвищ по способу образования | % | Примеры |
1. | От фамилии | 52 | Галуха, Гусь, Демьяшка |
2. | От имени | 20 | Жэка, Саня, Серый |
3. | От внешности | 11 | Длинный, Рыжий, Гусеница |
4. | От характера | 8 | Амур, Матрешки, Баба |
5. | От ситуации | 6 | Полный писец, Скотч, Колготки |
6. | От отчества | 3 | Колян, Палыч, Петрович |
При работе над своей темой я провела анкетирование среди учащихся 8-9 классов. Было опрошено 40 человек. Анкетирование проводилось анонимно. Используя данный способ получения информации, мы хотели проанализировать ответы и понять: есть ли у ребят прозвища, причины их появления, как ребята относятся к прозвищам и др.
Вопросы анкетирования см. в приложении 1
Результаты анкетирования.
Обработав результаты анкет, мы выяснили, что:
1. Самый распространённый способ образования – на основе фамилии учеников: Демьяшка – Демьян, Гриша – Гришаков, Васька – Васильева, Спиридон – Спиридонов и др. Происходит как бы возвращение к тем прозвищам, из которых когда-то возникли эти фамилии.
Прозвища из фамилий чаще всего не имеют никакой эмоциональной окраски, в них нет ничего обидного или особенно приятного: они нейтральны, почти как имена. И используются они чаще всего с целью подчеркнуть дружеское, близкое, приятельское отношение того, кто обращается к носителю прозвища.
2. Прозвищ, образованных от имён, гораздо меньше, но всё-таки они встречаются: лизун (Лиза), Жэка – Женя, Федя – Офелия, Альфред – Александр и др.
3. Следующая группа – прозвища, возникшие по внешним признакам человека, а также по особенностям характера, поведения, привычек. Чтобы понять данные прозвища, надо было внимательно понаблюдать за носителями прозвищ: их манерой общения, поведением, разговорами.
И вот что мне удалось собрать в данную группу. Именно среди таких встречаются прозвища, приносящие немало горьких минут, то есть обидные: «Ноздря», т.к. большие ноздри; «Сало» по фамилии, но воспринимается обидно из-за лексического значения слова; «Рыжий» по цвету волос; «Суслик», потому что мелкие черты лица.
Когда я проанализировала указанные прозвища, то поняла, что прозвище даёт гораздо более точную характеристику человеку, чем его имя.
Диаграмма классификации прозвищ.
Заключение
Список литература
Словари
Сайты
Приложение 1
Анкета «Прозвища в нашей жизни»
[1] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1991
[2] Прозвище. [Википедия. Свободная энциклопедия]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki
[3]Отто Крегер Типы людей и бизнес. [Электронная библиотека Грамотей]. – URL: http://www.gramotey.com/?open_file
[4] Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий: Книга для учащихся. - М., 1975. – С. 94-96.
[5] Чичагов В. К. История русских имён, отчеств и фамилий. – М.: Учпедгиз, 1959.
Лупленый бочок
Круговорот воды в пакете
Зимовье зверей
Твёрдое - мягкое
Кто грамотней?