Отечественная война 1812 года вошла в историю как один из самых выдающихся этапов многовековой борьбы народа России с иностранными завоевателями за свободу и независимость.
Победа над французской армией Наполеона остается одной из самых ярких страниц героической истории нашего Отечества, олицетворением воинской доблести, мужества, стойкости и славы.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Недаром помнит вся Россия..." | 157 КБ |
МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа
Яльчикского района Чувашской Республики»
Работа ученицы 8 класса
МБОУ «Шемалаковская ООШ
Яльчикского района ЧР»
Егоровой Татьяны
Руководитель Анисимова М. В.
апрель 2012
План
I. Введение
II. Цели и задачи исследования
III. Память – это духовное богатство
IV. Обобщения и выводы
V. Интернет – ресурсы
VI. Использованная литература
«Двенадцатый год – это народная эпопея, память о которой перейдет в века и не умрет, покуда будет жить русский народ»
М.Е.Салтыков-Щедрин
«Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши: потомство сохранит их в памяти своей».
М. Кутузов
Зарыли в землю много ржавой стали
Все, кто у нас пировал в гостях!
Как памятник стоит на пьедестале,
Так встала Русь на вражеских костях.
К нам, древней славы неусыпным стражам,
Взывает наше прошлое, вели,
Чтоб на заржавленном железе вражьем
И впредь стояла русская земля!
Д. Кедрин
В 2012 году Россия будет отмечать 200-летие одного из величайших событий своей истории – Победы в Отечественной войне 1812 года.
Чуть меньше двух веков отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не умаляет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе высокие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. У войны нет срока давности, нет цены. Подвиг русских солдат бессмертен.
Мы много знаем об этом времени, о людях, о "главных действующих лицах" и событиях тех и тяжёлых, и таких ярких, таких памятных для русского сознания 1812-1813 годах. Но, как кажется, куда больше мы просто ещё не знаем. Потому-то тема моего исследования мне и показалась очень важной. Она, знаю, будут интересна не только мне...
Итак, начнём:
Отечественная война 1812 года вошла в историю как один из самых выдающихся этапов многовековой борьбы народа России с иностранными завоевателями за свободу и независимость.
Победа над французской армией Наполеона остается одной из самых ярких страниц героической истории нашего Отечества, олицетворением воинской доблести, мужества, стойкости и славы.
Цели:
Задачи:
Что же заставило меня обратиться к этой теме?
Это проблемы нравственности дня сегодняшнего. Когда рушится все, что еще вчера казалось незыблемым, когда теряется то, что еще недавно представлялось прочным и светлым.
Кто может помочь решить нам эти проблемы? Только мы сами, наша память ...
В. Распутин утверждал: «Память – само по себе понятие скрепляющее и сохранительное. Нет более одобрительной силы для раскрытия и расцвета народных возможностей, нет почвы более плодоносной, чем национальная память, ощутительная, непрерывная связь поколений, живущая с поколениями прошлого и будущего».
И это неудивительно. Ведь Отечество – как кончик нити, смотанной в клубок. Назовешь себя по имени-отчеству – вспомнишь отца, назовешь отца – вспомнишь деда, назовешь по имени, отчеству деда – вспомнишь прадеда ... Без обрыва должна тянуться нить. Ведь длина ее – вечность.
Что же происходит в нашей стране с национальной памятью? Честно признаем, дела обстоят неважно. Массовые зрелища, шумные дискотеки. Культ мышцы над извилинами мозга – над душой и сердцем, главенство ударного, разрушающего звука над звуком говорящим, думающим; свобода нравов над свободой совести, над памятью.
Говорят, со стороны виднее ... В. Максимов, уехавший из страны, вернувшись назад, вынес следующее впечатление о реалиях России: «Самое ужасное – это то, что выросло поколение, которое научили смеяться над тем, что было истинно свято и серьезно. Не бояться научили, не не любить или даже ненавидеть, а смеяться».
И, размышляя о причинах этих бед, он говорит: «Чего мы хотим от поколения, которое выросло на виду изуродованных храмов со сбитыми крестами, черными мертвыми окнами и исписанными мерзостями стенами. Дети ходили в школу мимо этого позора, возвращались домой, играли на обезображенном алтаре и нечего не испытывали – ни боли, ни стыда, ни даже вопроса, зачем это строили и почему сломали. И вообще, как возможно просто ломать то, что возвели предки, и не для того ломать, чтобы что-то построить на этом месте, а сломать и оставить как знак самовольного вандализма, в назидание потомкам, у которых отняли Историю Отечества. За годы Советской власти в одной только Москве было уничтожено 426 памятников истории, культуры, национальной памяти российской истории. В разрушении нет спасения.
Как человек, лишенный памяти, превращается в манкурта, способного убить собственную мать, так и лишенный исторической памяти народ останется равнодушен к судьбе своей родины.
Наши недруги хорошо это понимали. Так, гитлеровское командование выпустило любопытный приказ, в котором были такие слова: «И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и еще раз музыку».
Созидание без святости и без серьезного ответственного отношения не бывает. Память о предках – главное и необходимое условие для возрождения. Известно, что исторические события подобны угасающим звездам – они возникают и вспыхивают только раз. Своим появлением они несут одним людям радость, другим – боль. Вадим Шефнер вопрос ставит так:
Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?
Все равно упавших не поднять,
Все равно ушедших не вернуть,
И сказала память: «Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты.
Я твои богатства стерегу,
Я тебя храню от слепоты».
В трудный час, на перепутьях лет,
На подмогу совести своей
Мы зовем былое насовсем,
Мы зовем из прошлого друзей.
И друзья, чьи отлетели дни,
Слышат зов – и покидают ночь.
Мы им не поможем, - но они
К нам приходят, чтобы нам помочь».
Был бой суровый Бородинский,
И друг, и недруг ждал его.
Здесь дважды силой исполинской
Рождалось наше торжество.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Здесь что ни памятник, то слава
Полков российских и знамен.
Здесь, что ни холм — своя Полтава,
Места, где бит Наполеон.
Здесь горсть земли берут руками
И вслух клянутся: «Сохраним»!
Горжусь я этими полями,
И славу меряю по ним.
Победу в сердце ты носила,
И ныне носишь, не тая.
Здесь подвиг твой. Здесь ты, Россия,
Здесь слава гордая твоя
Музей - заповедник «Бородинское поле» (слайды 7-9)
Музей-заповедник "Бородинское поле" - мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений (1839 год). На территории музея-заповедника в 110 кв. км расположены более 200 памятников и памятных мест, в том числе памятники на местах командных пунктов М.И. Кутузова и Наполеона, монументы на местах расположения русских войск, Спасо-Бородинский монастырь и церковь в селе Бородино - единственный свидетель сражения.
Большинство памятников установили к столетию битвы с Наполеоном: всего около сорока обелисков, и почти каждый с бронзовым орлом, ибо орел – это символ чести, верности, победы. Эти памятные знаки напоминают нам о тех, кто верность и честь проверил делом.
Орден Кутузова I, I1 и 11I степени (слайд 10)
Я хочу рассказать вам также об ордене Кутузова
Он изготовлен из золота и представляет собой изображение выпуклой пятиконечной звезды, поверхность которой выполнена в виде расходящихся лучей. В середине – круг, покрытый белой эмалью с золотым лавро-дубовым венком по окружности, перевитым внизу красной эмалевой лентой. В центре круга – золотое рельефное изображение Кутузова на фоне серебряной кремлевской башни, увенчанной звездочкой. Вокруг изображения Кутузова, на белой эмалевой ленте, подпись: «Михаил Кутузов».
Награждались за хорошо разработанный и проведенный план операции, в результате чего противнику нанесено тяжелое поражение, а войска сохранили боеспособность.
Музей - панорама «Бородинская битва (слайды 13-15)
Центральному событию Отечественной войны 1812 года – Бородинскому сражению – посвящено уникальное произведение батальной живописи – панорама академика Франца Алексеевича Рубо «Бородинская битва». Она была создана к 1915 г. Длина полотна 115 м, а высота – 15 м. Ф.Л. Рубо, француз по происхождению, родился в Одессе, учился батальной живописи в Германии, но называл себя русским, писал только на русские темы. (Демонстрируются картины панорамы и следует рассказ.)
Со смотровой площадки перед зрителем развертывается картина напряженных боевых действий, происходивших на Бородинском поле после полудня 26 августа 1812 года, - один из кульминационных моментов сражения, когда наполеоновские войска ожесточенно штурмовали главную позицию русских войск по Семеновскому оврагу.
В стремительном порыве бегут навстречу врагу русские гренадеры, артиллеристы ведут ураганный огонь. В несокрушимом каре стоит русская гвардия, героически отражая натиск «железных людей». Самоотверженно бросаются русские солдаты на крутые склоны Семеновского оврага навстречу французским войскам.
С большой убедительной силой показана в панораме неминуемая гибель наполеоновских захватчиков. Зритель чувствует обреченность французской армии, царящие в ней тревогу и беспокойство. Сам Наполеон в смятении: многочисленные гонцы сообщают о громадных потерях, о стойкости русских, о появлении в их тылу казаков ...
В то же время художник показал непоколебимую уверенность в победе в стане русских. Полководец Кутузов мудро руководит своими войсками.
Так, в своем замечательном произведении Ф.А. Рубо поэтично, с большим патриотическим подъемом рассказал о героических подвигах русских воинов, нанесших войскам Наполеона в Бородинском сражении смертельную рану.
Советские реставраторы проделали большую и кропотливую работу по восстановлению панорамы, и теперь она экспонируется в здании, построенном в 1962 г.
Братские могилы и другие воинские захоронения 1812 года на Бородинском поле (слайды 17-24)
Недалеко от Бородинской панорамы находится братская могила 300 воинам, которые участвовали в Бородинском сражении и умерли от ран в Москве в 1812 г. На могиле установлен монументальный обелиск из серого гранита на черном полированном постаменте.
Кутузовская изба (слайды 26-27)
Деревня Фили раскинулась недалеко от Поклонной горы. В 1812 г. в ней было всего 7 изб. В одной из них, принадлежавшей Андрею Фролову, и расположилась штаб-квартира М.И. Кутузова. Здесь же состоялся исторический военный совет. В 1868 г. Кутузовская изба внезапно загорелась. Из дома удалось вынести только скамью и иконы. Но место для потомства было сохранено. Через 19 лет после пожара, в 1887 г., была построена современная «Кутузовская изба» – музей-богадельня. В июле 1939 г. музей был восстановлен. С 1962 г. «Кутузовская изба» – филиал музея-панорамы «Бородинская битва», в которой широко освещается героическая борьба русского народа с наполеоновскими завоевателями в 1812 г. Внутри избы восстановлена обстановка военного совета в Филях.
Памятники героям Отечественной войны (слайд 28)
На белокаменном пьедестале – бронзовый бюст фельдмаршала М.И. Кутузова работы Томского. Рядом – потускневший от времени каменный обелиск. В 1783 г. он был установлен как ветровой столб на Смоленской дороге, а через 100 лет офицеры гренадерского корпуса перенесли его на место, где находилась впоследствии «Кутузовская изба».
Война 1812 г. и улицы Москвы (слайды 30-34)
а) Кутузовский проспект – один из самых красивых проспектов столицы.
б) О героических страницах русской истории напоминают и соседние улицы: Багратиона, Барклая де Толли, Раевского, Платова, Дениса Давыдова, Ермолова, Василисы Кожиной, Герасима Курина. Национальный подъем, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года, выразился в декоре дома. На фасадах тех лет можно увидеть легендарную птицу Феникс, которая в огне обретала бессмертие. Она стала символом возрожденной после пожара Москвы.
в) Красивый мост через Москву-реку называют Бородинским.
г) Именами Кутузова и Багратиона названы станции метро.
Триумфальные ворота (слайд 36)
При въезде на Кутузовский проспект со стороны Минского шоссе возвышается сооружение, привлекающее внимание каждого своей красотой и величественностью. Это Триумфальные ворота – еще один памятник Отечественной войны 1812 г. Триумфальные ворота были воздвигнуты у Тверской заставы в 1827 – 1834 гг. в честь освобождения России от наполеоновского нашествия.
Автором является выдающийся русский зодчий О.И. Бове. Богатые декоративные украшения выполнены известными скульпторами И.П. Витали и И.Г. Тимофеевым. Более ста лет Триумфальные ворота были одной из достопримечательностей Москвы. В 1936 г. при реконструкции площади Белорусского вокзала ворота были разобраны, а скульптурные элементы их перевезены в Донской монастырь на территории филиала Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.
И только в 1968 г. этот замечательный памятник русского оружия начал вторую жизнь. Триумфальные ворота восстановили на Кутузовском проспекте недалеко от музея-панорамы. На Триумфальной арке восстановлены две доски с надписями. На одной из них – слова из приказа М.И. Кутузова: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем грозные дела и подвиги наши, потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества!»
Памятники в Петербурге (слайды 38-41)
В Петербурге сооружены четыре памятника героям Отечественной войны 1812 года.
После окончания войны с Наполеоном победоносные русские войска в 1814 году возвращались в столицу по Петергофской дороге. На границе города своих героев встречали жители Петербурга. Здесь по проекту архитектора Дж. Кваренги были возведены триумфальные ворота, получившие затем название Нарвских. Поначалу они были деревянными. Но через двадцать лет граница города передвинулась южнее, и здесь по проекту архитектора В. П. Стасова были воздвигнуты новые Нарвские ворота. Открытие триумфальных ворот состоялось 17 августа 1834 года. Обновленный памятник был сооружен из кирпича и покрыт медными листами.
2.В центре Дворцовой площади возвышается исполинская Александровская колонна, давно уже ставшая одним из архитектурных символов Петербурга. Памятник был открыт 30 августа 1834 года. Колонна задумывалась как памятник Александру I, но, поскольку именно во времена царствования Александра и была одержана победа над Наполеоном, современники и последующие поколения русских людей воспринимали ее как триумфальную колонну, воздвигнутую в честь победы в Отечественной войне.
Александровскую колонну создавали архитектор О. Монферран, скульптор Б. И. Орловский.. На колонне установлена крылатая фигура ангела-хранителя города с крестом. Примечательно, что колонна никак не закреплена на пьедестале, удерживаясь в вертикальном положении только за счет собственного веса.
3. Третий великолепный памятник победы русских войск в Отечественной войне 1812 года — триумфальная арка Главного штаба, прекрасное сооружение, возведенная в 1819-1829 годах по проекту замечательного архитектора К. И. Росси.
Высота арки 28 метров. Она переброшена через пролет Большой Морской улицы, составляющий 17 метров.
4. Еще один памятник героям Отечественной войны 1812 года — ансамбль Казанского собора
Собор стал усыпальницей замечательного русского полководца, героя Отечественной войны М. И. Кутузова. Забальзамированное тело фельдмаршала в свинцовом гробу было 11 июня доставлено в Санкт-Петербург и 13 июня погребено в склепе. Надпись на доске из красного мрамора гласит: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813 году в городе Бунцлау».
В настоящее время Казанский собор вновь стал действующим храмом и является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. Казанский собор – архитектор Воронихин, строился с 1801 по 1811 гг.
Памятники вне России и провинции (слайды 45-51)
Памятник М. И. Кутузову в Бунцлау
М.И. Кутузов скончался во время кампании 1813 г. в прусском городе Бунцлау, ныне польский город Болеславец. В 1821 году в центре города Бунцлау был сооружен 12 – метровый обелиск. У его цоколя помещены 4 бронзовых льва в натуральную величину. На обелиске высечены надписи на русском и немецком языках: «До сих мест довел князь Кутузов-Смоленский победоносные российские войска, но здесь положила смерть предел славным делам его. Он спас Отечество свое, он открыл путь к избавлению народов, да будет благословенна память героя». В феврале 1945 г. фашисты, отступая, пытались стереть все, что связано с именем русского полководца. Советские воины во главе с рядовым Башкирцевым уничтожили более 20 фашистов, пытавшихся взорвать памятник Кутузову.
Приказ: «Всем войсковым частям фронта и отдельным военнослужащим при прохождении мимо памятника фельдмаршалу Кутузову отдавать воинские почести».
Храм Святителя Николая Чудотворца в с. Анастасово Порецкого района ЧР
Храм каменный, построен наследниками помещика А.Н. Панова в 1815г.; престолов в нем два: главный во имя Святителя Николая Чудотворца (холодный) и в приделе в честь иконы Божией Матери Казанской (теплый, устроен вместо разрушенной церкви постройки 1760г.) Длина с колокольней 27,7 м, наибольшая ширина 15 м, высота до верхнего карниза 7,5 м. На церкви одна глава. Храм обнесен кирпичной оградой.
Памятники живописи (слайды 54-67)
В зимнем дворце существует Военная галерея. Англичанин Доу и русский живописец Поляков создали 322 портрета героев Отечественной войны 1812 года. (Сообщения о героях-полководцах.)
В создании данной галереи использованы работы признанных классиков живописи: Александра Аверьянова, Карла Гампельна, Александра Зауервейда, Ивана Лучанинова, Владимира Мошкова.
Александр Юрьевич Аверьянов широко известен как мастер батальных сцен. Много картин работы Аверьянова находятся в экспозиции музея «Бородинская панорама», музея-заповедника «Бородинское поле», исторического музея в г. Малоярославце.
Карл Гампельн — глухонемой художник, живописец-портретист, гравёр и литограф, член Венской Академии художеств. Стал известен благодаря многочисленным портретам
Александр Иванович Зауервейд (1782—1844) — русский батальный живописец. Родом из Прибалтики. В 1814 году был приглашён Александром I в Санкт-Петербург для исполнения картин военного содержания и рисунков обмундирования русских войск. В дальнейшем многочисленные рисунки, офорты и картины художника лишь увеличивали его известность и признание. При Николае I был преподавателем рисования при великих князьях.
Иван Васильевич Лучанинов (1781—1824). Как и многие известные отечественные живописцы того времени начинал свой путь в изобразительное искусство с ученика Академии художеств. Он пишет картину «Рекрут, прощающийся со своим семейством», за которую получает от Академии большую золотую медаль, аттестат первой степени со шпагой и звание художника XIV класса. В том же году, развивая патриотическую тему в своей живописи, И.В. Лучанинов пишет полотно «Благословение ополченца 1812 года», на которое не менее патриотичное руководство Академии отвечает присвоением художнику звания академика.
Владимир Иванович Мошков В 1815 году один из первых русских художников-баталистов Владимир Иванович Мошков (Машков) создал картину, получившую название «Битвы народов»; это послужило поводом для присвоения Мошкову звания академика.
Литературные памятники (слайд 68)
Наши земляки в войне 1812 года (слайд 69)
В соответствии с манифестом российского императора Александра I от 6 июля 1812 г. в Казанской и Симбирской губерниях, в состав которых входила территория современной Чувашии, началось формирование народного ополчения. В ходе его создания в пределах Поволжья был образован 3-й округ в составе Казанской, Нижегородской, Пензенской, Костромской, Симбирской и Вятской губерний. Сразу же после прочтения манифеста от 6 июля, желание вступить в ополчение выразили представители городов и уездов Чувашии Непосредственное формирование ополчений Казанской и Симбирской губерний началось в самое тяжелое для страны время – в августе-сентябре 1812 г., когда Москва была оккупирована французами. В Казанское ополчение было собрано свыше 3300 человек,. Все ополчение насчитывало 5000 человек. Симбирское ополчение начало формироваться 16 сентября 1812 г. Местом сбора ополчения были назначены уездные города — Алатырь, Ставрополь, Сенгилей и Симбирск - всего по губернии — 9509 человек. Наши земляки участвовали и в заграничных походах. Летом 1813 г. ополченцы из Чувашии освобождали Герцогство Варшавское, Силезию, Богемию, Австрию и достигли Саксонии. Ряд ополченцев добровольно вступили в регулярную русскую армию и дошли до Парижа. Таким образом, ополченцы из Чувашии, совместно с представителями других областей России внесли достойный вклад в разгром французских захватчиков
Уничтоженные памятники (слайды 71-72)
1. В 1937 году раздались взрывы на Бородинском поле, которое решили перепахать и превратить в образцово-показательное поле. Так была взорвана могила Багратиона.
2. Храм Христа Спасителя, архитектор Тон. Создавался храм на народные деньги, внутри стояли плиты, где были указаны все имена участников войны 1812 г. Это был народный храм ...
5 декабря 1831 г. около 12 часов дня в центре Москвы раздалось несколько мощных взрывов. За час с небольшим был уничтожен Храм Христа Спасителя. Его строили на пожертвования всего народа в ознаменование победы над Наполеоном. Лучшие архитекторы, художники, скульпторы – Тон, Верещагин, Суриков, Клодт и др. приняли участие в работе. Это была память благодарных потомков, и теперь эту память уничтожали. Не то, что она вообще не была нужна, нет. Просто на месте собора должен был встать Дворец Советов, которого так и не возвели: почва не держала огромный Дворец. Сегодня мы восстановили храм, но память о предках вернуть уже не удалось.
Не путайте память народную и память чиновников тоталитарного государства. Еще в древности китайский философ заметил: «Слабый народ – значит, сильное государство; сильное государство – значит, слабый народ». Рассуждали так: «Человек – винтик государственной машины. Он должен быть послушен. Для этого надо сделать из него манкурта, тогда им легко управлять». Манку́рт - это взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни А потому совсем не случайны строки 1929 г.:
Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал.
Случайно им мы не свернули шею,
Я знаю – это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Рассею!
А может, лучше было б не спасать?
Память – это духовное богатство
Ибо, человек, потерявший память, – не человек.
Общество, потерявшее память, – не общество
Свое выступление я хочу закончить словами А.С. Пушкина: «Уважение к прошлому – вот черта, которая отличает образованность от дикости»
Ресурсы сети, посвященные Отечественной войне 1812 года войне
Виртуальный музей декабристов
Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России
http://lants.tellur.ru/history/
http://borodino.ru/index.php?page=map&DocID=99&__CM3__CM3=2l3085of4ojhq2sjbvurpfa7f5
http://borodino.ru/index.php?page=content&DocID=5532
http://www.imha.ru/index.php?do=search
http://yandex.ru/yandsearch?text=
Список использованной литературы
Кактусы из сада камней
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Горка
Алые паруса
Каргопольская игрушка