Работа посвящена 95-летию ВЛКСМ и 70-летию комсомола Кемеровской обласи.
Комсомол играл важную роль в судьбе нашей Родины. Комсомольцы с большим энтузиазмом брались за любое дело. К этим великим делам комсомола оказались причастными и героини нашей учебно – исследовательской работы.
В своей работе мы собрали сведения о комсомольской юности земляков на примере судеб наших героинь, которые в настоящее время являются руководителями музеев образовательных учреждений города. Благодаря исследованиям нам стала ближе и понятнее часть истории страны, связанная с расцветом комсомола.
Вложение | Размер |
---|---|
komsomolskaya_yunost_moikh_zemlyakov.docx | 59.9 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Киселёвского городского округа
«Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»
Комсомольская юность
моих земляков
(учебно - исследовательская работа на городскую конференцию
учебно – исследовательских работ обучающихся по краеведению
«Люби, знай и помни»)
Номинация: история детского движения
Минаева Екатерина,
обучающаяся объединения «Радуга»
МАОУ ДОД «ДДЮТЭ»,
ученица 7класса
Бычкова Лилия,
обучающаяся объединения «Радуга»
МАОУ ДОД «ДДЮТЭ»,
ученица 7класса
Руководитель:
Кубарь Светлана Викторовна,
педагог дополнительного образования МАОУ ДОД «ДДЮТЭ».
Киселёвск 2014
Содержание
Введение ………………………………………………….…….……..…..…3
Глава 1. Достижения комсомола …………………………….………....6
Глава 2. Комсомольцы – беспокойные сердца …………….…………..7
Глава 3. Комсомол как школа жизни …………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованных литературы и источников ……………..….........15
Приложения…………………………………………………….……………....16
Введение
2013 год – год 95-летия Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодёжи и 70-летия комсомола Кемеровской обласи.
В период подготовки к юбилею мы впервые услышали о ВЛКСМ и немного познакомились с историей этой организации. Из кинофильма «Юность комсомольская Кузбасса», специально приобретённого нами в областной организации ветеранов комсомола, мы узнали о героических подвигах комсомольцев Кемеровской области (источник №1).
Нам стало интересно «Знают ли о комсомоле наши сверстники?». Для этого мы провели опрос среди 72 активистов музеев образовательных учреждений, обучающихся 5-9 классов школ города. Вот результаты нашего опроса (приложение 1):
- что такое ВЛКСМ знают 11% ребят;
- день рождения комсомола назвали 14% опрошенных;
- где в Киселёвске представлены ордена комсомола указали 4% респондентов;
- На вопрос «Каково влияние комсомола на развитие истории нашей страны» ответили 11% обучающихся, которые считают, что:
Отсюда можно сделать вывод, что современные подростки не обладают достаточной информацией о ВЛКСМ, но радостно то, что 62% ребят в анкете высказали желание узнать о комсомольской организации больше. Это подчёркивает актуальность нашей учебно-исследовательской работы на сегодняшний день.
В 90-х годах прошлого века другой стала наша страна. Появились другие, менее нравственные ценности у людей, не существует молодежной организации. Но живы ветераны комсомола, которые могли бы передать молодому поколению знания и свой богатый опыт работы в комсомоле.
В честь 95-летнего юбилея комсомола в Доме детского туризма, где мы обучаемся, состоялся вечер воспоминаний «Юность комсомольская моя», на котором присутствовали руководители и активисты музеев образовательных учреждений города (приложение 3). На вечере мы встретились с людьми, судьбы которых неразрывно связанны с комсомолом.
В процессе рассказов ветеранов комсомола мы сделали вывод, что опыт, который получили они в свое время в молодежной организации, важный, ценный и полезный, потому что комсомол - это действительно «школа жизни». А организаторские способности пригодились им в дальнейшей жизни и помогают заниматься патриотическим воспитанием молодежи и сегодня. Ведь воспитание на личном примере всегда достигало лучших результатов.
В своей работе мы собрали сведения о комсомольской юности земляков на примере судеб наших героинь, которые в настоящее время являются руководителями музеев образовательных учреждений города: Михайловой Л.П., Актёловой Л.М., Мухаревой Л.А., Кокориной Г.В.и Чистоедовой С.С.
Новизну нашей учебно – исследовательской работы подтверждает то, что данная тема в материалах периодической печати современности раскрыта достаточно слабо. Лишь к юбилею комсомола вышло несколько заметок, также после нашей встречи вышла статья (приложение 16) «Вспоминая комсомольскую юность» в газете «Городок» от 7 ноября 2013 года [17]. В музее школы №15 мы нашли материалы об участии Актёловой Л.М. в строительстве БАМа, об остальных героях нашей исследовательской работы ничего найдено не было.
Целью учебно-исследовательской работы является изучение комсомольской юности наших земляков и выявление влияния ВЛКСМ на формирование их жизненной позиции.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Объектом исследования явилась роль комсомола в истории нашей страны.
Предметом исследования стала комсомольская юность и жизненная позиция киселевчан.
В своей работе мы использовали литературу:
- книгу Н.В. Трущенко «Славный путь ленинского комсомола. История ВЛКСМ», из которой мы узнали о процессе зарождения, становления и развития коммунистического юношеского движения, о роли ВЛКСМ в советском обществе на всех этапах его истории [20];
- главу «Мужеству посвящается», опубликованную в книге Н.Агеева «Киселёвск город шахтёров и машиностроителей», где мы прочитали о комсомольцах города, которые в годы Великой Отечественной войны добывали уголь, многократно перевыполняя нормы [16];
- главу «Магистраль трудового подвига», опубликованную в книге Л.П. Фадеева «Золотое звено», где мы узнали о комсомольцах – строителях БАМа [21];
- статью «Комсомольский вожак Виктор Павлович Егоров», опубликованную в трёхтомнике «Киселёвск в моей судьбе», из которой мы узнали об инициативах комсомольцев машиностроительного завода имени И.С. Черных [22];
- статью «Послание из шестидесятых молодёжи нынешней», опубликованную в трёхтомнике «Киселёвск в моей судьбе», где мы познакомились с посланием комсомольцев1967 года поколению молодёжи 2000 года [19];
- статью Е. Сницкой «Выпускник идёт на стройку», опубликованную в газете «В бой за уголь» от 22 ноября 1978 года, из которой мы узнали о создании молодёжных строительных отрядов [18];
- статью Е.Романовой «Вспоминая комсомольскую юность», опубликованную в газете «Городок» от 7 ноября 2013 года, в которой прочитали о встрече бывших комсомольцев с активистами школьных музеев города, посвященной 95- летию ВЛКСМ [17];
В своей работе мы опирались на различные источники. В ходе обзорной экскурсии по городу мы узнали, что по инициативе комсомольцев машиностроительного завода имени И.С. Черных напротив общежития была создана небольшая площадь, которую украсил стенд с орденами ВЛКСМ (источник №2). Просматривая кинофильм «Комсомольская юность Кузбасса», мы убедились в том, что комсомол Кузбасса внёс огромный вклад в Победу над фашизмом во время Великой Отечественной войны (источник №1) . В управлении городского архива мы работали с фондами и с периодической печатью (источник №10). Работали с фондами музеев школ №15, №16 и №35 (источник №11). Использовали воспоминания Михайловой Л.П. (источник №4), Актёловой Л.М. (источник №6), Чистоедовой С.С. (источник №15), Мухаревой Л.А. (источник №13), Кокориной Г.В. (источник №14). А также работали и с Интернет-источниками (источники №7-9).
Нами были выбраны следующие методы исследования: анкетирование, интервьюирование, анализ источников, метод фотофиксации и систематизации.
Основными структурными элементами нашей работы являются:
Глава 1. Достижения комсомола
Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодёжи (ВЛКСМ) родился в 1918-ом году, в Москве, на первом съезде Комсомола [20]. Интересно и содержательно жили комсомольцы нашей страны. Вступая в комсомол, юноши и девушки не искали никаких выгод и благ. Только одного они хотели – бороться за Советскую власть. В 1928 году за героическую борьбу во время гражданской войны комсомол получил свой первый орден – орден Боевого Красного знамени (приложение 2).
Жизнь первых поколений комсомольцев была трудной, но романтичной. Стране не хватало угля, металла, техники, и комсомольцы трудились на заводах и в шахтах. Стране нужны были грамотные, знающие люди, и они учились сами и учили других. В 1931 году за самоотверженный труд комсомол получает вторую награду – орден Трудового Красного Знамени (приложение 2).
В годы Великой Отечественной войны, советские люди знали, что воюют за свое молодое социалистическое государство и право жить. В самых ожесточённых боях всегда первыми были коммунисты и комсомольцы. 7 тысяч комсомольцев страны получили высокое звание Героя Советского Союза.
Огромный вклад в Победу над фашизмом внес комсомол Кузбасса, образованный 7 февраля 1943 года. С первых дней областная комсомольская организация жила интересами и заботами страны и области. Среди главных её задач была подготовка и отправка молодёжи на фронт. Каждый третий из ушедших не вернулся с полей сражений. 11 тысяч 422 комсомольца Кузбасса за боевые заслуги награждены орденами и медалями. Из них 46 удостоены звания Героя Советского Союза. А в тылу кузбасский комсомол направлял подростов для работы на промышленных предприятиях и на селе. Только за 1944 год, молодые шахтёры, работая во неурочное время, добыли 700 эшелонов угля сверх плана. Из книги Н. Агеева «Киселёвск город шахтёров и машиностроителей» мы узнали о клятве проходчика киселевской шахты №4 Владимира Ковзеля, который рассказывал: «Когда меня приняли в Ленинский комсомол, я дал слово работать за двоих. Получая комсомольский билет, я заявил, что буду работать ещё лучше. В марте 1943 я дал 253 процента» [1].
За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны и за большую работу по воспитанию молодежи в 1945 голу комсомол получает третью награду – орден Ленина (приложение 2).
Комсомольцам послевоенных лет казалось, что все героическое уже позади. Но это было не так. Они строили электростанции на реках Сибири, возводили новые города и поселки. Четвертую награду – орден Ленина комсомол получил в 1948 году за героический труд в период восстановления разрушенного войной хозяйства страны и в связи с 30-летием со дня рождения (приложение 2).
В 1956 году комсомол получает пятую награду - третий орден Ленина, за освоение целинных и залежных земель (приложение 2).
1968 году за выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев в становление и укрепление советской власти Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодежи был награждён орденом Октябрьской революции (приложение 2).
Комсомол имеет шесть орденов, а это значит, что ВЛКСМ играл важную роль в судьбе своей Родины.
Глава 2. Комсомольцы – беспокойные сердца
1.1. На Целину по комсомольской путёвке
(Из воспоминаний Михайловой Л. П.)
В пятидесятых годах прошлого века Россия голодала. Средняя урожайность зерновых в стране не превышала 9 центнеров с гектара. Пришлось использовать государственные резервы. Поэтому 2 марта 1954 года Пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Пленум обязал партийные, профсоюзные и комсомольские организации «...развернуть разъяснительную работу среди молодёжи с целью привлечения добровольцев, желающих выехать на постоянную работу по освоению новых земель» (источник №9). В обиходе появилось новое слово: целинник.
В 1955 году Любовь Павловна Михайлова оканчивала педагогический институт, училась она очень хорошо и могла сделать карьеру у себя на Родине - на Северном Кавказе. Но судьба распорядилась иначе. Комитетом комсомола института был брошен клич «На целину по комсомольской путёвке». Комсомольцев, желающих поехать на целину, было много, выбрали самых активных и ответственных. Вместе с дипломом об окончании института Любовь Павловна получила и комсомольскую путёвку в Сибирь, на освоение целинных и залежных земель (источник №3).
Родители не хотели отпускать дочку в холодную Сибирь, ведь она родилась на море и к холодам не привыкла. Но комсомолка Люба всегда была самостоятельной, и в этом случае сама выбрала свою судьбу: она с небольшим чемоданчиком в руках поехала на целину (источник №4). На вокзале был митинг. Подсоединили к поезду несколько вагонов с будущими целинниками, и через Москву покатили на Алтай. Ехали долго - девять суток. Но дорога промелькнула быстро, молодые парни и девчата пели песни и мечтали о светлом будущем на новой земле. Приехав на неосвоенную землю, Любовь Павловна увидела большие палатки (приложение 5), в которых жили целинники. Они спали на матрасовках, набитых травой, умывались и стирали бельё в реке. Но молодые целинники не унывали: на работу шли с песнями. Особенно любили распевать «Едем мы, друзья, в дальние края, станем новоселами и ты, и я!». По вечерам танцевали прямо на улице.
Любовь Павловне предложили работу в деревенской средней школе, которая в 12 километрах от Бийска (приложение 6). Первые её ученики были совсем немного младше своей новой учительницы (приложение 7). Каждое лето и весь сентябрь школьники трудились на полях, ведь сентябрь на целине был объявлен не учебным месяцем.
На целине очень активно работала комсомольская организация. На комсомольских собраниях строго спрашивали за дисциплину.
Любовь Павловна через два года вышла замуж и осталась в Сибири на всю жизнь. Она считает, что с целиной связана жизнь целого поколения комсомольцев. Освоение целинных и залежных земель было не только одним из ударных фронтов борьбы за увеличение производства зерна, но и проявлением патриотизма, верности молодежи героическим традициям своего народа.
Свою трудовую жизнь, начатую в незабываемую целинную пору, Любовь Павловна считает хоть и не совсем легкой, но яркой и красивой.
1.2. Дорога мужества и героизма (Из воспоминаний Актёловой Л.М.)
Строительство БАМа – это замечательный трудовой подвиг советского народа. С момента высадки в тайге первых комсомольцев и до торжественной стыковки в Куанде, было уложено более пяти тысяч километров железнодорожных путей (приложение 43). Вдоль магистрали выросли новые города и посёлки. Всего Ленинский комсомол направил на БАМ сорок пять тысяч своих лучших сынов и дочерей. Для большинства из них стройка стала школой гражданской закалки, общественного, профессионального и духовного роста [21].
Людмила Михайловна Актёлова уехала на БАМ из города Киселёвска в августе 1981 года в посёлок Олёкма Амурской области (источник №4). В том посёлке находился строительно – монтажный поезд, где трудился её муж, Актёлов Александр Николаевич. До пункта назначения пришлось добираться долго, т.к. железнодорожного сообщения с посёлком ещё не было. Первое время жили с семьёй в школе, а когда родилась вторая дочь, получили комнату в общежитии (приложение 18). Старшие Актёловы проработали на БАМе более 10 лет. Там же выросли их дети (источник №5).
Людмила Михайловна работала учителем музыки и была старшей пионерской вожатой в школе (приложения 23,25), где училось всего 97 детей из всех пятнадцати союзных республик. Школа являлась единственным культурным центром в посёлке (приложение 24). Педагоги с детьми устраивали праздники и концерты для всего посёлка.
Самым ярким воспоминанием того времени для Людмилы Михайловны является день 5 марта 1982 года (источник №4) (приложение 22), когда на глазах у всех жителей, на свежеотсыпанное полотно бережно опускалось железнодорожное звено, и следом проходил поезд (приложение 19). Укладывала это важное звено комсомольско-молодёжная бригада под руководством бригадира, Героя Социалистического труда Ивана Варшавского (приложение 20).
Комсомольцы БАМа своим трудом, дерзанием, мужеством приближали момент открытия сквозного движения поездов (приложение 21).
Строительство БАМа стало ещё одной замечательной страницей в летописи славных дел комсомола. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Байкало-Амурской железной дороге присвоено имя Ленинского комсомола.
1.3. Яростный стройотряд
(Из воспоминаний Чистоедовой С.С.)
«Я - комсомолка школ №16 и №35. Хочу рассказать вам об участии комсомольцев этих школ в строительстве Запсиба и важных объектов в Киселёвске», - начала свой рассказ Чистоедова Светлана Сергеевна (приложение 9).
В школе №16 всегда на высоте было туристическое движение. При директоре Хохлове Н.В. ученики несколько раз побывали на Запсибе. Ездили не только посмотреть, но и мечтали там поработать.
Весной 1960 года Светлана Сергеевна заканчивала 4-ый класс. Она помнит, как на линейке вся школа провожала комсомольцев-выпускников на главную стройку пятилетки – на строительство Запсиба (приложение 10). Маленькую девочку Свету переполняло чувство гордости за ребят и большое желание быстрее повзрослеть.
В 1964 году городской Совет туристов Киселёвска дал каждой школе задание: побывать на строящемся объекте и собрать краеведческий материал. Был выбран маршрут на Горную Шорию через Запсиб (источник №11). Цель поездки – поработать 3 дня на стройке, познакомиться с комсомольско-молодёжными бригадами будущего гиганта металлургии. Плохо работать нельзя было (приложение 11). Ведь все вокруг работали с таким энтузиазмом, трудились на совесть. Собранный поисковый материал о Запсибе был сохранён в музее школы (приложение 12). Светлана Сергеевна вспоминает уроки патриотизма, которые проводили они, - комсомольцы школ №16 и №35.
Весной 1978 года во Дворце угольщиков горком партии и горком комсомола собрали учеников выпускных классов города и выступили с призывом «Стройкам города – ударный труд молодёжи!». Светлана Сергеевна об этом узнала из газеты «В бой за уголь» за 22 ноября 1978 года (приложение 13). Она увидела фотоснимок, на котором светились глаза стройотрядовцев её родной 35-ой школы. Первым объектом стройотряда «Яростный» было здание музыкальной школы на Северном поселке (приложение 15). «Если не мы, то кто же?» - таков был девиз ребят. С большой гордостью говорила Светлана Сергеевна о том, что комсомольцы района Афонино, (это и мой район), не остались в стороне от больших дел (приложение 14). Они оставили добрый след в истории города, Кузбасса, комсомола.
1.4. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью
(Из воспоминаний Мухаревой Л.А.)
Немало интересных и важных дел было у комсомольцев машиностроительного завода имени героя Советского Союза Ивана Сергеевича Черных. Любовь Андреевна Мухарева с 1976 по 1983 годы (приложение 27) работала секретарём комсомольской организации прославленного завода, насчитывавшего 10 цехов и 7 технологических служб.
Любовь Андреевна рассказала нам, как молодёжь завода участвовала в соревнованиях по спортивному ориентированию (приложение 30), с удовольствием помогала селянам убирать урожай, устраивала концерты в подшефном селе (приложение 29).
Большая работа проводилась с подростками, проходившими производственную практику от училища №46. Комитет комсомола ежемесячно устраивал Дни подростка. Это был праздник для ребят: отмечали лучших производственников (приложение 31) и благодарили их родителей (источник №12).
Основным направлением в работе было военно-патриотическое. Устраивали встречи с ветеранами войны, праздники улицы Ивана Черных, проводили городские и областные слёты в воинской части посёлка Елыкаево (приложение 28).
Самыми трогательными были проводы комсомольцев завода в армию, в часть, в которой в годы войны служил наш прославленный земляк – Герой Советского Союза Иван Сергеевич Черных. Ежегодно по рекомендации комитета комсомола в бывший легендарный125-й бомбардировочный авиационный полк, дислоцировавшийся в Латвии, военным комиссариатом Киселёвска направлялось на службу 15 лучших комсомольцев-заводчан. Проводился жесточайший отбор, выбирали самых достойных. Новобранцам на память вручали электробритвы и газеты «Машиностроитель» с заметками об успехах на производстве.
Работал комсомольский прожектор, отражавший как успехи, так и недостатки в работе. Среди комсомольско-молодёжных бригад было налажено соревнование. Лучшие бригады получали переходящий кубок и вымпел.
Из трёхтомника «Киселёвск в моей судьбе» [22] мы узнали, что комсомольцы помогали в строительстве заводского общежития. Желающих безвозмездно поработать, а потом получить жильё оказалось очень много. Провели конкурс «Отделку квартир - лучшим». Гордостью комсомольцев завода стало заводское общежитие.
Но уже буквально через некоторое время комсомольцы завода выступили с новой инициативой – напротив общежития создать небольшую, но уютную площадь, которую украсил бы стенд с наградами ВЛКСМ. Мемориальный стенд «Мы рождены, чтоб сделать сказку былью» сохранился и до наших дней (приложение 32), и мы имеем возможность лучше узнать и понять историю страны, связанную с расцветом комсомола.
Комсомольцы-активисты и передовики производства имели награды: Любовь Покидова, комсорг вагонеточного цеха, была делегатом 18 съезда комсомола; комсомольцы завода представляли Кузбасс на церемонии открытия Олимпиады в Москве в 1980 году; сама Любовь Андреевна (источник №12) является полным кавалером знака Центрального комитета комсомола «Молодой гвардеец пятилетки» (приложение 33).Комсомольцы завода делали всё возможное, чтобы воплотить в жизнь свои мечты.
1.5.Школьный комсомол (Из воспоминаний Кокориной Г.В.)
В комсомол Кокорина Галина Васильевна вступала по собственной инициативе (источник №14). Пришла в комитет комсомола, написала заявление и долго-долго готовилась: учила комсомольский устав, боялась, что её не примут. Долгожданный момент наступил в октябре 1964 года, ей на грудь прикрепили комсомольский значок. Это радостное событие она помнит всю жизнь, ведь с этого момента она стала взрослой. Комсомольский билет Галина Васильевна хранит среди самых важных документов.
С 1975 по 1978 годы Галина Васильевна работала секретарём комитета комсомола города Киселёвска и возглавляла школьный отдел (приложение 35). Вся работа школьного комсомола активизировалась через городской комсомольский штаб, куда входили самые активные, самые умные и талантливые старшеклассники (приложение 36).
Ежегодно проходила городская школа комсомольского актива, на которой обучали активистов методике комсомольской работы (приложение 37). А в области существовала РБС (республика беспокойных сердец). Это комсомольское братство сохранилось до сих пор (приложение 39). Для школ города проводились коммунарские сборы. На целые сутки старшеклассники со своими молодыми учителями – комсомольцами выезжали за город, чтобы в неформальной обстановке формировать активную жизненную позицию старшеклассников.
В городе работал общественно-политический клуб старшеклассников «Я и время» (приложение 38). К комсомольцам города в рамках обмена опытом приезжали молодые парни и девчата с Кубинской народной республики, из Вьетнама и Монголии, была организована встреча с Сергеем Долматовым, чемпионом мира по шахматам среди юниоров, с Сергеем Логиновым, делегатом комсомольского съезда.
Существовало сотрудничество между комитетами комсомола школы и шефствующего предприятия. Проводились совместные турслеты (приложение 40), спортивные соревнования, субботники (приложение 41).
Летом тоже комсомольцы не сидели без дела. По инициативе городской комсомольской организации в совхозе «Бурлаки» был создан летний комсомольско - молодёжный лагерь труда и отдыха «Солнечный». Старшеклассники там работали по 4 часа на прополке и сборе урожая. Всё послеобеденное время проводили на спортивных площадках, устраивали конкурсы на лучшего чтеца, плясуна, ходили на экскурсии, в походы. Ребята трудились и на пришкольных участках, ухаживая за плодородными деревьями, высаживая и пропалывая овощи.
Комсомол всегда был хорошим наставником пионерии. Многие председатели советов дружин школ города были комсомольцами. Они вступали в комсомол, но продолжали работать с пионерами (приложение 42).
Комсомольскими организациями школ руководили энтузиасты. Они были заводилами самых интересных и увлекательных дел. А рядовые комсомольцы с большим энтузиазмом бралась за любое дело.
Глава 3. Комсомол как школа жизни
В 2013 году комсомолу исполнилось бы 95 лет. Этот юбилей в средствах массовой информации прошел практически незамеченным, а ведь раньше такие события отмечались очень широко.
Мы посмотрели в социальных сетях, как народ отзывается о комсомоле (источник №7), и получили разные толкования. Кто-то говорил о том, что в комсомоле все было заорганизованно, везде ходили строем и не могли проявить самостоятельность. Кто-то считает, что комсомол - это лживая организация, которая пыталась построить коммунизм, но ничего не получилось.
Нам захотелось спросить у наших героинь, какую роль комсомол сыграл в жизни нашей страны и в их личной жизни? Мы получили такие ответы.
«Именно в период работы в комсомоле, формировались мои мировоззренческие позиции, взгляды, убеждения, вырабатывалось умение брать на себя ответственность и выполнять порученное. Там впервые и проявились мои способности организатора. Комсомол в моей жизни – это этап, который дал очень много. Он стал своеобразной стартовой площадкой для будущего, научил работать с людьми, находить подход к детям. Благодаря комсомолу я получила свою любимую работу», - сказала Мухарева Л.А.
«Я думаю, что все-таки комсомол оставил в истории нашей страны больше положительного. И в чем было главное преимущество комсомола? Он доказывал востребованность молодежи, объединял людей, давал возможность проявлять социальную активность. У комсомола были прекрасные традиции, которые воспитывали подрастающее поколение на самых лучших примерах нашей истории. В моей биографии комсомол сыграл, бесспорно, значительную роль. Комсомол дал мне школу профессиональную. И как учителю, и как педагогу мне это потом очень пригодилось», - поведала нам Кокорина Г.В.
«Тот опыт, который получила я в свое время в молодежной организации, важный, ценный и полезный. Потому что это действительно «школа жизни». Для молодых людей, которые строили БАМ, Магнитку, которые поднимали целину, это была счастливая пора: они реализовывали себя, знакомились друг с другом, создавали семьи», - сказала Михайлова Л.П.
«Заслуги комсомола очень серьезные. Комсомол всегда и везде был впереди. Комсомол воспитывал патриотов – интернационалистов, формировал ответственность за всё, происходящее в стране и мире. Комсомол учил действовать совместно и на общее благо, а не только хватать кусок, лежащий поближе. Для меня комсомол стал школой гражданской закалки, общественного, профессионального и духовного роста», - поведала нам Чистоедова С.С.
«Комсомол не был равнодушным к судьбе своей Родины. Молодёжь с большим энтузиазмом бралась за любое дело. Исключением не была и комсомольская организация нашей 15 школы, которой руководили энтузиасты. Они были заводилами самых интересных, увлекательных дел. Это сплачивало нас, а соревнования придавали уверенность в победе. И то, что я поехала работать на БАМ, я думаю, отголоски комсомольской юности», - рассказала Актёлова Л.М.
Из всех высказываний мы сделали вывод, что комсомол в первую очередь занимался патриотическим воспитанием молодежи, повышением ее гражданской активности и ответственности. Может быть, именно поэтому все наши героини связали свою судьбу с гражданско-патриотическим воспитанием подрастающего поколения через работу руководителями музеев.
Наши героини многого добились в жизни: состоялись в профессии, достигли высот в карьере, до сих пор сохранив активную жизненную позицию. И не мудрено, ведь в комсомол принимали по персональным достоинствам и рекомендациям старших товарищей.
Заключение
ВЛКСМ объединял в своих рядах широкие массы советской молодёжи. Комсомол имеет шесть орденов, а это значит, что комсомол играл важную роль в судьбе своей Родины. Комсомольцы с большим энтузиазмом брались за любое дело: во время гражданской войны комсомол героически сражался за Советскую власть; после войны комсомольцы выводили на поля первые тракторы, самоотверженно боролись с безграмотностью; в самых ожесточённых боях Великой Отечественной всегда первыми были коммунисты и комсомольцы; после войны молодые парни и девчата строили электростанции на реках Сибири, осваивали целинные и залежные земли; в 60-х и 70-х годах 20-го столетия комсомольцы героически трудились на строительстве БАМа и работали в молодёжных строительных отрядах; немало интересных и важных дел было у комсомольцев на производстве и в учебных заведениях страны. К этим великим делам комсомола оказались причастными и героини нашей учебно – исследовательской работы.
Мы считаем, что цель нашей учебно-исследовательской работы достигнута. А именно, мы изучили комсомольскую юность наших земляков на примере ветеранов комсомола Михайловой Л.П., Актёловой Л.М., Мухаревой Л.А., Кокориной Г.В. Чистоедовой С.С. и выявили влияние ВЛКСМ на формирование их жизненной позиции. Мы узнали, что наши героини благодарны судьбе за то, что она связала их с комсомолом. Каждая из наших героинь комсомольский дух пронесла в своём сердце до нынешних дней. Комсомол повлиял на выбор профессии, и в этой профессии они имеют возможность заниматься гражданско – патриотическим воспитанием молодёжи.
Решая задачи учебно-исследовательской работы, мы познакомились с наградами ВЛКСМ и материалами о достижениях комсомольцев Кузбасса и города Киселёвска, зафиксировали воспоминания ветеранов комсомола города и выяснили, какую роль комсомол сыграл в жизни страны и в их личной жизни.
Практическое применение работы широко:
Благодаря исследованиям нам стала ближе и понятнее часть истории страны, связанная с расцветом комсомола.
Список использованных источников и литературы
Источники
Литература
Приложения
школы по ул. Дзержинского.
Рыжие листья
Пчёлы и муха
Снеговик
Самодельный телефон
Усатый нянь