Тема: «Цвет и школьный кабинет»
Влияние цветовой гаммы в оформлении кабинетов на настроение учащихся
Гипотеза:
Цветовая гамма в оформлении кабинетов школы влияет на настроение учащихся.
Обоснование проблемы.
В нашей школе много кабинетов, есть светлые и не очень, большие и поменьше.
Все кабинеты выглядят по разному: разная палитра оттенков в цветовом решении интерьера, разная мебель, разные полы и оформление окон.
Занимаясь в разных кабинетах у учащихся возникает разное эмоциональное состояние. Мы задумались над этим и решили обратить внимание на то, как цветовая гамма в оформлении кабинетов влияет на настроение учащихся.
Мы знаем что есть такая наука цветоведение, она то нам и поможет.
Актуальность
У учеников много уроков, занятий, большая психологическая и физическая нагрузка.
Это всё влияет на эмоциональное состояние в том числе и на настроение.
Настроение играет большую роль в образовательном процессе.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 651.22 КБ |
МБОУ «Ясненская СОШ №7»
Пинежский район. Архангельская область
Проект исследование
«Цвет и школьный кабинет»
Влияние цвета
в оформлении кабинетов
на настроение учащихся
Выполнили:
ученицы 7а класса
Борина Юлия,
Савина Ольга
Руководитель:
Житова М.В.
учитель ИЗО и черчения
2012г.
Тема: «Цвет и школьный кабинет»
Влияние цветовой гаммы в оформлении кабинетов на настроение учащихся
Гипотеза:
Цветовая гамма в оформлении кабинетов школы влияет на настроение учащихся.
Обоснование проблемы.
В нашей школе много кабинетов, есть светлые и не очень, большие и поменьше.
Все кабинеты выглядят по разному: разная палитра оттенков в цветовом решении интерьера, разная мебель, разные полы и оформление окон.
Занимаясь в разных кабинетах у учащихся возникает разное эмоциональное состояние. Мы задумались над этим и решили обратить внимание на то, как цветовая гамма в оформлении кабинетов влияет на настроение учащихся.
Мы знаем что есть такая наука цветоведение, она то нам и поможет.
Актуальность
У учеников много уроков, занятий, большая психологическая и физическая нагрузка.
Это всё влияет на эмоциональное состояние в том числе и на настроение.
Настроение играет большую роль в образовательном процессе.
Нами были изучены следующие вопросы:
-Основы цветоведения
-Взаимодействие цветов
-Цветовая гармония
-Психология цвета
-Цвет в интерьере
Анализ и результаты исследовательской работы
“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан” - с помощью этой классической фразы мы ещё в детстве успешно запоминали основные цвета солнечного спектра. Ведь вся эта цветовая гамма всегда много значила для психологии человека, зачастую определяя его душевный настрой и создавая психологический комфорт, либо дискомфорт. Поэтому к цветовому решению своего учебного пространства мы должны подходить с особой тщательностью.
Перегружать помещение цветовой гаммой не стоит. Желательно выбрать не более пяти цветов (а ещё лучше два-три плюс их оттенки).
Сначала подбирается доминирующий цвет, а затем - подчёркивающие его, т.е. вспомогательные.
Многие известные люди в мировой истории думали над этим вопросом.
Гёте (великий немецкий поэт и мыслитель) разрабатывал учение о цветовой гармонии и чувственно-нравственном действии цветов.
К — красный.
КО — красно-оранжевый.
О — оранжевый.
ЖО — желто-оранжевый’
Ж— желтый.
ЖЗ — желто-зеленый.
З—зеленый
СЗ — сине-зеленый.
С—синий.
СФ — сине-фиолетовый.
Ф — фиолетовый.
КФ — красно-фиолетовый. 6-секторный круг Гёте
И наш земляк М.В.Ломоносов предложил гипотезу о трехкомпонентности цветового зрения, не утратившую ценности и в наши дни. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности — для наших глаз необходим цветовой баланс. Сочетание двух дополнительных цветов вызывает гармоничное ощущение потому, что один из них является суммой двух основных цветов. Таким образом, в каждой паре взаимодополнительных цветов присутствуют три цвета.
(Гипотеза М. В. Ломоносова
Представление о биофизическом восприятии цвета в середине XVIII столетия впервые ввел М. В. Ломоносов. Это было его «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее, июля 1-го дня 1756 года говоренное». Основные положения гипотезы Ломоносова:
количество основных цветов сведено к трем (красный, зелёный, жёлтый) — это то минимальное число цветов, которые в различной комбинации позволяют получить все цветовые тона (правда, не все воспринимаемые цвета);
воздействие на глаз различно по характеру, но едино по своей природе («коловратное движение эфира»);
необходимость и достаточность анализа трёх зон спектра.
Так в теориях цветового зрения появилось число «три». Гипотеза Ломоносова была первой, которая содержала все основные требования, предъявляемые к теории.)
Крупные открытия в области цвета происходят в ХХ в. На их основе создаются лазеры, голография, компьютерная графика.
Результаты научных исследований все более целенаправленно используются в цветоведении, в оформлении интерьеров, создании обоев, арт – дизайне и др.
”Психология” основных цветов
КРАСНЫЙ. Для многих дизайнеров это один из излюбленных цветов, так называемой, “тёплой” гаммы (вспомним нашу особую приверженность к нему в детстве). Он вселяет в человека жизнерадостность, силу и уверенность. Красный цвет - идеальный “раздражитель” (не только для быков на корриде). Но не стоит забывать, что он также самый “агрессивный” и в больших количествах действует угнетающе, особенно на меланхоликов. По этой же причине не стоит перенасыщать красным оформление школьного кабинета. Атмосфера постоянного возбуждения, как выясняется, не всегда уместна на уроках и во время перемены.
ЖЁЛТЫЙ. Этот цвет всегда был популярен на Востоке и считается там символом вечности и величия. Он создаёт оптимистичное и бодрящее настроение и, к тому же, прекрасно сочетается с остальными цветами. Тёплые “солнечные” оттенки практически никогда не несут в себе отрицательного заряда.
ОРАНЖЕВЫЙ же годится для тех, кто хочет ещё больше усилить в интерьере ощущение “теплоты” и жизнерадостности.
ЗЕЛЁНЫЙ, представляющий собой сочетание синего и жёлтого, традиционно считается цветом покоя и гармонии. Особенно благотворен он для холериков, на которых оказывает успокаивающее воздействие.
СИНИЙ. Самый популярный среди цветов “холодной” гаммы. Оттенки синего тоже создают ощущение покоя и несут расслабляющий и “освежающий” эффект. Бледно-голубые оттенки символизируют молодость, морские - совершенство и бесконечность, а иссиня-чёрные - авторитет и власть.
ФИОЛЕТОВЫЙ. Это сочетание красного и синего имеет оригинальное психологическое воздействие. “Тёплый” красноватый оттенок приносит в фиолетовый эффект неожиданности и одновременно сдерживается “холодным” синим.
БЕЛЫЙ - С его помощью (а также светлых пастельных тонов) удаётся визуально расширить помещение. К тому же белые стены и потолок создают эффект воздушности, невесомости.
ЧЁРНЫЙ- особенно хорош для контрастного подчёркивания и выделения других цветов. На чёрном фоне они “звучат” особенно ярко и выразительно. Однако, выбирать чёрный превалирующим цветом могут только отъявленные оригиналы, ибо в больших количествах он навевает мрачное и подавленное настроение.
СЕРЫЙ- спокойный благородный, не подвержен изменениям моды, даёт ощущение безопасности. Хорошо работает фоном, особенно если есть коллекция разных картин или ярких предметов. В зависимости от расположения цвета в комнате, он может по-разному воздействовать на человека.
Исследование цветовой гаммы в оформлении кабинетов.
Цель: определить сочетаемость цветов (цвет стен, цвет парт) по трём категориям
Комбинировать цвета- значит выбрать из всего многообразия несколько цветов и сгруппировать их так, чтобы по выразительности данное сочетание создавало определенное ощущение, например живости или монотонности, тепла или холода.
Гармоничное сочетание: Это выбор сочетания цветов с учетом их особого воздействия или выразительности.
Характерное сочетание: Это группировка 2х-3х цветов по элементарным эстетическим законам: подобия, симметрии и контраста.
Нехарактерное сочетание: Вторжение в характерное сочетание 2х-3х оттенков теплого или холодного цвета не подходящего по цвету и характеру элемента.
Изучив и проанализировав различную литературу, мы исследовали цветовую гармонию используемую в оформлении наших школьных кабинетов (за основу были взяты - цвет стен, парт, пола и штор)
Цветовая гамма в наших школьных кабинетах.
Исследование цветовой гаммы в оформлении школьных кабинетов.
Исследование проходило на базе МБОУ «Ясненской СОШ№7».
№ каб | Цвет стен | Цвет пола | Цвет парт | Цвет штор, жалюзи | Цвет основы стендов | Сочетаемость цветовой гаммы |
7 | Коричневый+ зелёный | Светло-коричневый | Охра | ----------- | Синий | Нехарактерное |
8 | Светло-зелёный | Коричневый | Охра | Синий | Охра | Характерное |
9 | Голубой | Охра | Охра | Синий | Синий | Гармоничное |
11 | Светло-зелёный | Охра | Охра | Светло-зелёный | Белый | Гармоничное |
13 | Светло-зелёный | Коричневый | Охра | Светло-зелёный | Белый | Гармоничное |
14 | Светло-зелёный | Коричневый | Охра | Светло-зелёный | Белый | Гармоничное |
15 | Светло-зелёный | Коричневый | Охра | Белый | Синий | Нехарактерное |
16 | Светло-зелёный | Коричневый | Охра | Светло-зелёный | Белый | Гармоничное |
17 | Светло-зелёный | Коричневый | Охра | Белый | Белый | Гармоничное |
18 | Бежевый | Коричневый | Охра | Белый | Светло-голубой, розовый, зелёный... | Гармонично |
19 | Бежевый | Охра | Охра | Голубой | Синий | Характерное |
20 | Бежевый | Коричневый+ желтый | Охра+ коричневый | Светло-серый | белый | Гармоничное |
21 | Молочно-желтый | Светло-коричневый | Охра | Молочно-бежебый | белый | Гармоничное |
22 | Светло-зелёный | Светло-коричневый | Охра | Светло-зелёный | Синий | Нехарактерное |
23 | Светло-зелёный | Светло-коричневый | Охра | Светло-зелёный | Синий Коричневый | Нехарактерное |
24 | Светло-зелёный | Светло-коричневый | Охра | Белый | Синий | Нехарактерное |
25 | Светло-зелёный | Светло-коричневый | Охра | Молочно-бежебый | Синий | Нехарактерное |
Было исследовано 17 кабинетов
Из данной таблицы мы видим, что
Гармоничное- 9;11;13;14;16;17;18;20;21кабинеты
Характерное- 8;19кабинеты (синий цвет стендов)
Нехарактерное-7 (многоцветие); 15;22;23;24;25 (синий цвет стендов)
Мы также провели анкету.
Анкетирование.
Цель: выявить преобладающее настроение учащихся на уроках, в зависимости от цветовой гаммы в оформлении кабинетов.
Анкета:
1. В каком кабинете вы чувствуете себя комфортно?(у вас хорошее настроение) Почему?(указать причину)
2. В какой цвет вы перекрасили бы стены в кабинетах? Почему?
Были опрошены учащиеся 5-11 классов в количестве 50 учащихся,
Из данной таблицы мы видим, что
Получили такие результаты:
№ | Вопрос | Кабинет цвет | Количество ответов |
1 | В каком кабинете вы чувствуете себя комфортно? (у вас хорошее, приподнятое настроение) | 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 все | 1 - 11 1 1 - 2 1 3 - 1 4 - 6 3 4 4 5 1 5 |
2 | В какой цвет вы перекрасили бы парты? | такие какие есть (охра) светло-зелёный чёрный фиолетовый синий белый красный, кофейный, серый, голубой, березовый, красный в белый горошек. | 21 6 4 3 2 2 1 1 1 1 |
Итог | 1- 9каб., 20каб., 24каб., все кабинеты. 2- Такие как есть(охра), светло-зелёный . |
Вывод:
Цветовая гамма, используемая в оформлении кабинетов, влияет на настроение учащихся.
В нашей школе во многих кабинетах правильно подобрана цветовая гамма и учащиеся чувствуют себя комфортно, что должно помогать им в освоении новых знаний и сохранять их здоровье.
Заключение.
Важнейшее условие цветового оформления интерьера –
гармония в сочетании различных цветов и оттенков.
В школе - прежде всего, кабинет-это место где, лучше строить цветовое решение на нюансах - то есть либо подбирать оттенки цвета, выбранного за основной, либо светлые оттенки других цветов. А уже затем на этом ненавязчивом фоне можно разместить отдельные контрастные пятна - мебель, стенды, цветочные горшки, эффектные вазы.
Контрастные цвета следует совмещать с особой осторожностью.
В кабинетах, где синий цвет стендов мешает гармоничному восприятию цветовой гаммы рекомендуем оформлять стенды более плотно, уменьшая видимость синего цвета, который вызывает ощущение холода.
Сила цветового впечатления.
Она зависит от цветовой группы (сине-зеленый цвет рядом с желто-зеленым кажется холодным, рядом с синим- теплым, оранжевый рядом с желтым -темным, а с фиолетовым - светлым), психофизиологического воздействия (большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветовой поверхности, расстояния и направления (снизу, сверху, сбоку) и силы воздействия (настроения, характера и восприимчивости зрителя).
Будем рады если нашими рекомендациями будут пользоваться при оформлении кабинетов, чтобы подобранная цветовая гамма оказывала положительное влияние на настроение учащихся.
Предлагаем ещё одну классификацию цвета
(её можно использовать при создании стендов или презентаций на урок,
ведь это тоже цветовое оформление функциональной зоны в кабинете во время урока.
Эти цветами можно пользоваться в зависимости от задачи этого урока).
Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.
1. Стимулирующие (теплые) цвета
красный — волевой, жизнеутверждающий способен побуждать к действию
оранжевый — теплый, уютный располагает к задушевной беседе
желтый — способствует к лучшему установлению контакта
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета
фиолетовый — стимулирует погружение в себя
синий — отстраняет, создает дистанцию
3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета
зеленый — освежает
оливковый — успокаивает, смягчает
желто-зеленый — раскрепощает
4. Приглушающие и подавляющие раздражение
охра - смягчает рост раздражения
коричневый, землистый - стабилизирует
темно-коричневый – смягчает возбудимость
белый, серый – гасят раздражение
темно-серые, черно-синие, зелено-синие - изолируют и подавляют раздражение
5. Пастельные цвета
розовый – вызывает чувство нежности
лиловый – усиливает замкнутость и изолированность
пастельно-зеленый - смягчает
серовато-голубоватый — вызывает сдержанность
Эти эффекты влияния цвета на состояние психики следует использовать при планировке функциональных зон кабинета в зависимости от задач работы.
Предлагаем ещё одну классификацию цвета
(её можно использовать при создании стендов или презентаций на урок,
ведь это тоже цветовое оформление функциональной зоны в кабинете во время урока.
Эти цветами можно пользоваться в зависимости от задачи этого урока).
Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.
1. Стимулирующие (теплые) цвета
красный — волевой, жизнеутверждающий способен побуждать к действию
оранжевый — теплый, уютный располагает к задушевной беседе
желтый — способствует к лучшему установлению контакта
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета
фиолетовый — стимулирует погружение в себя
синий — отстраняет, создает дистанцию
3. Успокаивающие и уравновешивающие цвета
зеленый — освежает
оливковый — успокаивает, смягчает
желто-зеленый — раскрепощает
4. Приглушающие и подавляющие раздражение
охра - смягчает рост раздражения
коричневый, землистый - стабилизирует
темно-коричневый – смягчает возбудимость
белый, серый – гасят раздражение
темно-серые, черно-синие, зелено-синие - изолируют и подавляют раздражение
5. Пастельные цвета
розовый – вызывает чувство нежности
лиловый – усиливает замкнутость и изолированность
пастельно-зеленый - смягчает
серовато-голубоватый — вызывает сдержанность
Эти эффекты влияния цвета на состояние психики следует использовать при планировке функциональных зон кабинета в зависимости от задач работы.
Использованная литература:
1. В.Ю. Медведев «Цветоведение и колористика» Учебное пособие. Курс лекций ( в электронном варианте) Издательство СПГУТД Санкт- Петербург 2005г
2. http://www.dizayne.ru/index.html сайт Дизайне.ру
http://www.dizayne.ru/txt/3sozd0200.shtml «Основы колористики. Теории цветовой гармонии»
3. Сайт «Пси-фактор» http://psyfactor.org/
http://psyfactor.org/lib/colorpsy1.htm Психология цвета. Исследования «Цвет и психика».
4. http://iemcko.narod.ru/index.html КАБИНЕТ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
5. http://www.direktor.ru/article.htm?id=54
Журнал «Директор школы» Статья «Цветы и цвет в школьном интерьере»
Бетчер Татьяна Ильинична , призер конкурса «Директор школы-2010», г. Екатеринбург
Свободная русская энциклопедия . Статья «Зрение человека», материал «Теории цветового зрения» 2.2.2 Гипотеза М. В. Ломоносова
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Весёлая кукушка
Кто грамотней?
Барсучья кладовая. Александр Барков
Свадьба в Малиновке