Исследовательская работа о профессиональном выборе в семье.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 56 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кесовогорская средняя общеобразовательная школа
IV ученические краеведческие чтения
«Кесовогорский край: история, традиции, культура»
Исследовательская работа по теме:
«Профессия по наследству»
Номинация «Корнями дерево сильно»
Выполнила:
Малышева Светлана ,
ученица 8 «А» класса
МОУ Кесовогорская СОШ
Руководитель:
Галкина Марина Анатольевна,
учитель географии
МОУ Кесовогорская СОШ
П.г.т. Кесова Гора
2014 год
Содержание
Введение стр.3
Основная часть
Заключение стр.7
Список используемой литературы стр.8
Приложение
Введение
Я считаю, что в число фамильных ценностей входит профессия. В словаре Ожегова слово семья, дом – это школа трудовых навыков и мастерства. Совместный труд сближает членов семьи. От труда всех членов семьи зависит её благополучие. Из поколения в поколение в крестьянских семьях передавались умения, мастерство возделывать землю, содержать скот, ловить рыбу, охотиться на зверей, изготовлять орудия труда, различную утварь, посуду, одежду, обувь, строить жилища, готовить пищу и многое другое. У многих семей появлялись свои мастера в том или ином деле, которые в последующем стали семейными профессиями. Складывались целые династии.
Цель исследовательской работы: выяснить, если ли в моей семье профессия, которая передается по наследству.
Задачи:
Гипотеза исследования: допустим, что профессиональный выбор в нашей семье осуществляется по принципу наследственности.
Для написания этой работы мною были проанализированы документы, фотографии из семейного архива, газетные статьи, воспоминания родственников – в основном использовался эмпирический метод наблюдения и метод социологического опроса – анкетирование.
Практическая значимость работы заключается в том, что мне совсем скоро предстоит сделать профессиональный выбор. Выбор профессии – один из самых серьезных в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти место в жизни.
Основная часть
Свое повествование я начну с моей бабушки, которую я, к сожалению, никогда не видела, Старостиной (Воробьевой) Лидии Дмитриевны. Она родилась 13 марта 1942 года в Кесове Горе, воспитывать ее пришлось маме одной в то сложное для страны время, так как шла Великая Отечественная война. Маленькая Лида, как и ее мама, Шура, так больше и не увидели своего отца и мужа, он погиб на фронте, защищая свою Родину.
После 9 мая мирная жизнь налаживается, в их жизни появляется мужчина Василий, с которым мама Лиды живут совместно и ведут быт. Мама Лиды трудится на Октябрьской железнодорожной дороге. В новой семье появляются дочери Тамара, Наталья, Галина и сын Геннадий, но, к сожалению, и в этот раз женское счастье оказалось не долгим. Так большим семейством – пятеро детей и взрослые (Шура, ее сестра Полина и их мать Наталья) живут в маленьком домике, расположенном у самой линии, этот домик и сейчас мы видим, когда переезжаем через железнодорожный переезд по дороге Кесова Гора - Кашин.
Окончив школу в 1959 году, Лидия помогает своей маме и устраивается на работу на линию, то есть на железнодорожную станцию. Меньше года отработав на линии, Лида уезжает в Кашинский район деревню Устиново, где обучает ребят грамоте. Просматривая вместе с мамой документы, замечаем, что бабушка уже в 1960 году вступила в ряды профсоюзной организации учителей. Отработав всего год, она поступает в Торжокское педагогическое училище на специальность «учитель начальных классов», а училась в училище она заочно с 1961 года по 1963 год. На мой вопрос, почему именно учитель – мама пояснила, что, наверное, тогда это была самая популярная профессия – учить и воспитывать детей.
По окончании училища она продолжает учительствовать в деревне Суходол. Эта деревня находится в 6 км от поселка и молоденькая учительница ежедневно пешком в любую погоду ходила туда на работу, ни разу не опоздав. 6 ноября 1964 года Лидия выходит замуж за Старостина Владимира Ивановича. С дедушкой я тоже знакома заочно, только по фотографиям, он родился в Кесове Горе, а по окончании школы отучился, (опять же так модно было в то время) в Ленинградском училище, где получил специальность шлифовщик 2 разряда. Но в городе оставаться не захотел и вернулся на малую родину, где отработал всю жизнь слесарем. Через два года они становятся родителями замечательного мальчугана Андрея, а позже в их семье рождается дочка Анюта, моя будущая мама.
В 1970 году моя бабушка меняет свою учительскую деятельность и устраивается на работу в детский сад №1, в народе его называют «горка». Более 10 лет она трудится воспитателем, проходя со своими воспитанниками от яслей до подготовительной группы. В 1980 году в поселке открывается еще один детский сад под названием «Ласточка», современный, двухэтажный; и в 1981 году Лидия Дмитриевна продолжает свой профессиональный труд уже там до 1989 года, до своей смерти. Стаж ее педагогической работы составляет около 30 лет, за это время было сделано немало выпусков и в начальной школе и в саду. За многолетний труд моя бабушка была награждена медалью «Ветеран труда».
К сожалению, мы уже с мамой не можем узнать, спросить о каких-то интересных событиях, о ее эмоциях, радостных моментах в профессии. Но моя мама очень хорошо помнит, что ее мама всегда спешила на работу, разговоры дома были только о работе, о ее воспитанниках, об их удивительных открытиях; она полностью жила своей работой, всю жизнь посвятила себя детям.
Сестра моей бабушки – Шибина Тамара Васильевна тоже посвятила себя воспитанию детей. По стопам своей старшей сестры она поступает так же в педагогическое училище города Рыбинска Ярославской области, но только на заочное отделение. Вместе с сестрой они трудились в детском садике «Ласточка», а педагогический стаж Тамары Васильевны составил 35 лет.
Их родная племянница – Сорокина Марина Николаевна, известный и уважаемый воспитатель детского сада «Ласточка», которая тоже отучилась в Торжокском педагогическом училище и вот уже на протяжении 25 лет занимается таким важным делом, как воспитание детей. В 2013 году она принимает участие в муниципальном этапе конкурса «Воспитатель года», где становится абсолютным победителем.
2.Дмитрий – внук, продолжатель семейной профессии
В очередной раз, пересматривая вместе с мамой семейные альбомы, услышав новые подробности истории своей семьи, у меня невольно возникает к маме вопрос: «А почему ты не стала учителем или воспитателем?». Лукаво усмехнувшись мне, она ответила, а разве я не занималась и не занимаюсь Вашим воспитанием, разве я не выступаю для Вас в роли учителя и воспитателя? Мне этого вполне хватит». Действительно, став сиротой в 19 лет, оставшись так рано без родительского тепла и поддержки, моя мама решила посвятить себя нашему воспитанию. Нам с Димой очень повезло, потому что она создала нам такие условия, что мы можем себя полностью реализовывать в своих увлечениях и начинаниях.
Дима – это мой старший брат, старше меня на семь лет. Когда он был маленьким, то очень любил петь песни, танцевать, рассказывать стихи. Мама даже думала, что он будет артистом. С шести лет он посещал фольклор, пел в народном коллективе «Росинка» до 9 класса. С открытием в районе добровольческого отряда «Важное дело» он активно занялся социально-значимой работой, и так активно, что его волонтерская книжка вся была отмечена трудовыми делами. Особенно ему нравилось организовывать мероприятия для учащихся начальных классов ( как подчеркивает мама - «гены взяли свое»). Поступая в 10 класс, он уже определился с будущей профессией, что будет учителем русского языка и литературы, поэтому выбрал социально-гуманитарный профиль, где глубже изучал литературу и русский язык. Окончив школу, без раздумий он едет в Санкт-Петербург – любимый город детства (с 12 лет бывал там каждые каникулы) и подает документы в университет на филологический факультет, но, к сожалению, ему не хватает двух баллов для поступления. Не отчаявшись, поступает в Санкт-Петербургский педагогический колледж имени Некрасова, обучаясь в нем, начинает свою трудовую деятельность учителем в школе.
Сегодня Старостин Дмитрий – учитель русского языка школы №298 Фрунзенского района, классный руководитель 7 класса, руководитель МО классных руководителей, руководитель школьного волонтерского отряда. Его добровольческий отряд называется «3D – давайте делать добро». За свою активную жизненную позицию, проявленную в городе Санкт-Петербург, 4 декабря 2013 года он получил "Премию МИРа", организованную молодежной общественной организацией "МИР" ("Молодежь-Инициатива-Развитие") совместно с Комитетом по молодежной политике в номинации "Доброта как стиль жизни". Получая награду, Дима обратился к участникам и гостям премии с девизом детского объединения: "Давайте делать добро всегда! Давайте делать добро везде! На всей Земле!"
В 2013 году Дима поступил на заочное отделение Санкт-Петербургского университета имени Пушкина на филологический факультет, желая стать настоящим профессионалом.
Педагогический стаж Дмитрия составляет пока еще 4 года. Значит, семейная профессия есть?!
С таким вопросом я обратилась к своим одноклассникам, предложив им ответить на два вопроса: «Есть ли в вашей семье семейные профессии?», «Хотите ли вы продолжить профессию родителей, родных?»
В анкетировании приняли участие 20 человек: 11 юношей и 9 девушек, из которых только трое дали утвердительный ответ о наличии семейной профессии: Правдина В. – область медицины (бабушка и мама), Виноградова М. – воспитатель детского сада (бабушка и мама), Лапушкина А. – финансы ( мама и старшая дочь). На вопрос, хотели ли бы Вы продолжить профессию родителей, многие затруднились при ответе, так как еще не определились с профессиональным выбором.
Заключение
Исследовав документы, фотографии из семейного архива, газетные статьи, воспоминания родственников, я пришла к выводу, что:
во-первых, я больше узнала о корнях своей семьи, о жизненном и трудовом пути своей бабушки, которую, к сожалению, никогда не видела;
во-вторых, выяснила, что основные профессии по бабушкиной линии нашей семьи связаны с педагогикой;
в-третьих, установила, что именно педагогическая деятельность и есть та семейная профессия, которую можно считать, что она передается по наследству;
в-четвертых, анализ анкет одноклассников показал, что даже среди семей моих одноклассников тоже существуют семейные профессии.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза - что профессиональный выбор в нашей семье осуществляется по принципу наследственности, подтверждается биографическими фактами. Считаю, что данная гипотеза может быть подтверждена только частично, так как не только наследственность играет важную роль, мне кажется, что огромную роль играет и социальная среда, в которой происходит формирование самосознания человека, его интересы и потребности. Потому что при выборе профессии, человек ориентируется больше на эти показатели.
Выполняя эту работу, поймала себя на мысли, что хотела бы получить профессию связанную с юридическим образованием, как у моего папы… А это уже будет другая биографическая история!
Список используемой литературы
Пейзаж
Мать-и-мачеха
Рисуем подснежники гуашью
Крутильный маятник своими руками
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками