РЕФЕРАТ
ТЕМА: «История головных уборов»
РОССИЯ
ПЕРМСКИЙ КРАЙ
ГОРОД ЛЫСЬВА
МБОУ СОШ № 11
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
БЕЛКАНОВА КРИСТИНА
РУКОВОДИТЕЛЬ:
ПШЕВОРСКАЯ Г.В.
Вложение | Размер |
---|---|
referat.zip | 904.85 КБ |
РЕФЕРАТ
ТЕМА: «История головных уборов»
РОССИЯ
ПЕРМСКИЙ КРАЙ
ГОРОД ЛЫСЬВА
МБОУ СОШ № 11
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
БЕЛКАНОВА КРИСТИНА
РУКОВОДИТЕЛЬ:
ПШЕВОРСКАЯ Г.В.
План.
1. Вводная часть.
2.Головные уборы древности.
3. Мода головных уборов средневековья.
4.Головной убор- предмет искусства.
5.Заключительная часть.
.
Цель: развивать познавательные интересы, творческие способности в
области исторических наук; стимулировать способность применять
приобретенные знания об исторически сложившемся межкультурном
взаимодействии.
P.S. К реферату составлен фильм- презентация. В фильме представлены головные уборы в соответствии с текстом реферата.
ТЕМА: « ИСТОРИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ».
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Коренной мотив забот об убранстве головы - утилитарный. В процессе деятельности человека волосы в беспорядке попадают на лицо, шею, плечи, причиняют человеку неудобства и неприятные ощущения, мешают видеть, слышать, есть и косвенно - правильности труда, а иногда и представляют и опасность при бегстве, при прохождении через густые заросли.
Голова покрывается чтобы защитить голову от различных климатических и атмосферных влияний - от зноя, холода, дождя, ветра .Отсюда, смотря по цели и месту, разнообразие форм и материала головного покрова.
Для удержания волос в порядке жители стран с теплым климатом в основном носят головные уборы из легких тканей, а жители холодных стран пользуются головными уборами из меха. Уже первобытным людям был известен целый ряд разновидностей головных уборов- меховые или кожаные, шапки и капюшоны, диадемы , налобные повязки. В античной моде головные уборы имели преимущественно практическое значение.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ДРЕВНОСТИ.
Когда-то головной убор служил символом власти, могущества. На голове носили символы государственной власти, показывая свое могущество перед людьми своего народа. Так, например, в Древнем Египте только фараон мог носить большой плат из полосатой ткани, на который надевалась корона. Все остальные , кроме рабов, довольствовались париками из растительного волокна. Головные уборы не служили символом красоты , а скорее показывали социальное неравенство.
В Древней Греции и мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, лишь во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями.
На разнообразие форм головных уборов влияли не только климатические условия, но религиозные верования, которые оставили отпечаток в истории
практически каждого народа и что самое интересное оставили отпечаток и на современной моде. Культ тотемов вызывал религиозный обычай одеваться с головой в шкуры почитаемых животных, украшать себя перьями священных птиц, цветами и листьями священных деревьев- обычай, практиковавшийся не только во время религиозных церемоний, но во время
военных действий, играющих важную роль в повседневной жизни первобытных обществ.
Отсюда известные головные уборы индейских воинов из перьев, рогов и изображений у шаманов, шляпы и диадемы из чешуи аллигаторов в Средней Америке, такие же уборы из чешуи маниса у малайцев, фантастические уборы у рукейнов из Центральной Америки- головной убор из перьев, украшенных надкрыльями жуков.
МОДА ГОЛОВНЫХ УБОРОВ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Из сферы религиозной и военной причудливые уборы перешли и в обыденную жизнь, постепенно утрачивая свое прежнее назначение и становясь предметом украшения. В средневековье и мужчины и женщины носили накидки, плащи с капюшонами. Капюшоны имели самые разнообразные формы. Иной раз конец капюшона бывал такой длинный, что свисал ниже пояса.
Гугель- средневековый капюшон, переходящий в воротник, который покрывает плечи: был элементом мужской моды во второй половине 14 века и типичен для готического модного силуэта. Вытесняет из моды шляпу и становится предшественником монашеского куколя. С точки современной психологии частое ношение капюшона без необходимости может рассматриваться, как защитная реакция на окружающий мир, возможно , что психологическое подсознание руководило и жителями средних веков ведь в жизни их подстерегало немало опасностей. Мода на капюшоны была вытеснена более открытыми головными уборами, но это не означает, что капюшоны были забыты окончательно. В период конца 20 –начала 21 века капюшоны пользуются большим успехом среди молодежи и как порой кажется, что подростки прячутся от окружающего мира.
В средние века головные уборы становятся украшением и предметом роскоши. Люди декорируют их плюмажем, мехом, лентами, драгоценностями. Даже головы еретиков, приговоренных к сожжению, венчали колпаком с острым верхом из картона, на котором рисовали языки пламени и чертей.
ГОЛОВНОЙ УБОР-ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА.
Головной убор наконец стал предметом особого искусства. Тщеславие, рутина, праздность высших классов, этикет сделали из убора объект самого тщательного культивирования , серьёзной жизненной заботы.
Вуаль - это редкотканная прозрачная шелковая или шерстяная ткань, которую носили женщины, чтобы закрыть лицо- получила своё распространение еще в средние века. В странах Ближнего Востока женщины закрывали лицо довольно густой вуалью - паранджой не только на улице, но и дома, так как в странах Ближнего Востока царит патриархат и женщина является существом бесправным, считается, что она не имеет права показывать свое лицо никому кроме своего супруга.
Как украшение на шляпу появляется вуаль в Европе в эпоху позднего средневековья. При бургундском дворе в 14- 15 веках господствовал целый культ вуалей: женщины носили их прикрепленными на генин. В 16 веке вуали исчезают, а сначала 19 века вновь обретают свою актуальность. Несмотря на убеждения, что эти вуали нового времени, которые закрывали лицо наполовину портили цвет лица, вызывали покраснения кончика носа, ослабляли зрение, ничто не могло их устранить пока не прошла мода на них, а это произошло накануне Первой Мировой войны.
Важным фактом в истории уборов в позднейшие периоды явилось влияние центральной власти и примеры, подаваемые отдельными правителями. Дважды в новейшее время явилась реакция в пользу простоты уборов. Это движение оставило в наследство обычай коротко стричь волосы у мужчин и гладкой прически у женщин.
В 14 и 15 веках в Европе господствовала французская мода. Шапки были длинными и острыми, как конусы- генин. Предполагают, что генин придумала и ввела в моду 1395 году Изабелла Баварская.
Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута, придворные имели генин до 2 футов. Каркас изготавливался из твердой бумаги или накрахмаленного полотна, и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставлялся только треугольник- посреди лба.
В 15 веке вид и форма головного убора указывали на род занятий человека: нотариус ходил в бобровой шапке с полоской четырехугольной тульей, художники и врачи предпочитали берет. В 15-16 веках мода на береты распространилась среди женщин и мужчин. Берет - мягкий плоский головной убор круглой или квадратной формы- часто сделан из бархата, украшали вышивкой и перьями. Удивительно, но берет не теряет актуальности и в наши дни.
Так же в 16 веке получила распространение большая шляпа из фетра. В помещении и на улице мужчины не расстаются со шляпой. Даже за столом её не снимают.
Дамы носили такие же шляпы, как кавалеры. Однако , чем выше становилась дамская прическа, тем более высокой и сложной шляпы она требовала. Для защиты волос от ветра и песка появился головной убор- кибитка.
В начале 18 века поля шляп стали пригибать в нескольких местах. Появляется треуголка- шляпа с полями, сдавленными в три угла. В эпоху рококо её носят и женщины, в 17- 18 веках треуголка становится частью униформы. В конце 18 века её вытесняет двуугольная шляпа.
В Англии все носят цилиндр- высокую шляпу с небольшими полями. Цилиндр стал повседневным головным убором- сначала он был цветным, но со временем он стал строго однотонным.
В 1835 году Гибус изобрел складной цилиндр на проволочном каркасе- легко складывался до формы блина и прятался под мышку.
Постепенно цилиндр и касторовая шляпа сближались, и после 1850 года появилось нечто похожее на котелок. Котелок имеет узкие ровные поля и жесткую куполообразную чудью, он всегда черного цвета. Так же был популярен и капот – небольшая, высоко налетая дамская шляпа, носили преимущественно пожилые дамы.
Заключительная часть.
Если проследить тенденцию моды на головные уборы в нашей современности то можно сделать следующие выводы , что все головные уборы описанные выше имеют место быть и в нашей жизни .Только функции их предназначения немного иные, так как в наше время головные уборы имеют тенденцию выполнять роль как средством украшения, так и средством защиты. Это относится как к мужской, так и к женской моде .И здесь же напрашивается народная мудрость «Всё новое- хорошо забытое старое».
Золотая хохлома
Три загадки Солнца
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Этот древний-древний-древний мир!