Материалы данной исследовательской работы помогут в короткое время превратить территорию в цветущую зону. Зеленый городской парк это не только безопасный и красивый мир вокруг нас, но и место культурного досуга детей, молодежи, населения, а также центр семейных традиций. Благоустроить территорию городского парка; сохранить, восстановить и улучшить биологическое и ландшафтное разнообразие на данной территории возможно с помощью цветковых насаждений. Привлечение к данной деятельность школьников, способствует формированию у них «экологического мышления», воспитания людей, понимающих необходимость ответственного и бережного отношения к природе, уважения к её законам.
Развить любовь к природе, увидеть и осознать её красоту, научить заботиться о сохранности природы, создавать прекрасный мир своими руками – лежит в основе школьного экологического проекта «Не зеленый парк».
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по экологии | 347.5 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Нурлат Республики Татарстан
Научно-исследовательская работа
«Не зеленый парк».
Работу выполнила:
Борисова Ксения,
ученица 11А класса.
Руководитель:
Головенькина А.Н.,
учитель биологии
I квалиф.категории.
Нурлат, 2013 год
Содержание:
Приложение стр.13-18
По программе благоустройства города замен старому городскому парку появилась обновленная территория, по периферии засаженная саженцами молодых растений (осина, ель, яблоня, рябина, груша и береза). Центральная зона отдыха, состоит из асфальтированных дорожек и травянистых газонов. От старых, прежде густо засаженных деревьев, остались лишь единичные виды лиственницы, березы и ели.
Проблемный вопрос: Быть парку зеленым?
Актуальность и практическая значимость:
Зеленый городской парк это не только безопасный и красивый мир вокруг нас, но и место культурного досуга детей, молодежи, населения, а также центр семейных традиций. Благоустроить территорию городского парка; сохранить, восстановить и улучшить биологическое и ландшафтное
разнообразие на данной территории возможно с помощью цветковых насаждений. Привлечение к данной деятельность школьников, способствует формированию у них «экологического мышления», воспитания людей, понимающих необходимость ответственного и бережного отношения к природе, уважения к её законам.
Развить любовь к природе, увидеть и осознать её красоту, научить заботиться о сохранности природы, создавать прекрасный мир своими руками – лежит в основе школьного экологического проекта «Не зеленый парк».
Цель работы: Благоустроить территорию городского парка; улучшить и сохранить биологическое разнообразие цветковых растений с разной продолжительностью жизни на данной территории.
Задачи:
Методы исследований:
Для написания проекта была прочитаны литературные источники, сведения которых помогли сделать выбор будущих цветковых насаждений и определили необходимость провести химический анализ почвы, для установления рН среды.
Для формирования клумб выбирают декоративные растения, с учетом освещенности места посадки и почвы, особенности роста культуры и отношение её к температурному фактору.
Типы клумбовых растений:
На первом этапе реализации проекта происходит зонирование территории объекта озеленения, т.е. выделение в процессе проектирования участков или зон различных по географическим особенностям.
Функциональные зоны реализуемого проекта:
1.Зона «А»- участок на южной стороне парка, не защищенный от ветра.
2. Зона «Б» - участок на северной стороне городского парка, защищенный от ветра деревьями.
3.Зона «В»- западный участок, защищенный от ветра зданиями жилых домов и деревьями (приложение 1).
При опросе населения города Нурлат с вопросом «Каким видом озеленения можно улучшить наш городской парк?», жители города отвечали с энтузиазмом и порой вносили несколько предложений. Всего было опрошено 60 чел. Самый распространённый ответ – «С помощью формирования цветочных клумб» (приложение 2).
Школьная территория находится рядом с автодорогой. При работе двигателей автомобилей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на поверхности почвы. Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению физических и химических свойств почвы, снижают численность живых организмов, ухудшают её плодородие.
Поэтому для более эффективного роста цветковых растений, был сделан химический анализ почвы каждой экспериментальной зоны, с целью установлению рН почвы (приложение 3).
Итоги анализа (приложение 4):
зона А – рН 5,0
зона Б – рН 6,0
зона Б – рН 6,0
Значит почва в экспериментальных зонах кислая, поэтому перед посадкой семя и рассады мы перемешали почву с золой.
План мероприятий 1 года проекта:
1.Подготовка участка для озеленения. Мероприятия: агрохимический анализ почвы, планировка участка вручную, разбивка участка.
2.Земляные работы. Мероприятия: подготовка почвы под цветники, толщина слоя насыпки до 10см.
3. Озеленение. Мероприятия: посев семян однолетних растений, посадка луковиц, корневищ многолетних цветов, формирование декоративных клумб.
4.Уход за зелеными насаждениями. Мероприятия: прополка газонов, рыхление цветников, полив насаждений, мульчирование, подкормка. 5.Подготовка участков к зиме. Мероприятия: сбор семян однолетних растений; обрезка, выкапывание многолетников; вспашка земли.
Все работы связанные с озеленением городского парка цветочными растениями в экспериментальных зонах проводились учащимися 11А класса МАОУ №СОШ № 1» г. Нурлат с мая по октябрь месяцы. Ученики школы участвовали в земельных, посадочных работах, по графику ухаживали за цветочными растениями, задействованы в сборе семян и выращивание рассады.
В зоне «А» посадили однолетники – портулак, левкой, настурция, сальвия, пеларгония, петуния; из многолетников – тюльпаны, нарциссы, гладиолусы; обрамляющие растения – кохия, бурачок (алиссум) (приложение 5).
В зоне «Б» посадили многолетник: люпин; однолетники – циния, петуния, бархатцы, астры; обрамляющее растение – бурачок (алиссум), агератум,
В зоне «В» высадили многолетники – канны, однолетние растения – цинния, эшольция, петуния, бархатцы; обрамляющее растение – настурция (приложение 6).
Семена цветковых растений и рассаду взяли со школьного цветника.
Уверенность в результативности эксперимента по озеленению городского парка придали данные о схожести рН почвенной среды на центральной школьной клумбе и экспериментальных зонах в городском парке, с значениями 6,0.
Сбор семян однолетних растений осуществлялся также учениками школы. Семена большинства растений лучше собирать в сухую погоду. Особенно это важно для растений семейства астровых, у которых семена в соцветиях-корзинках при высокой влажности могут загнить. Но у культур, имеющих плоды в виде растрескивающихся стручков и коробочек (петуния, люпин, алиссум), к сбору семян следует приступать в сырую погоду или утром, пока растения еще влажные. Собирать семена после заморозков нежелательно, так как у них впоследствии может оказаться пониженная всхожесть.
Собранные семена раскладывали в коробки и сушили в теплом, хорошо проветриваемом помещении при температуре не более 30–350 С. Храним, закрыв бумагой или марлей.
В конце эксперимента в сентябре месяце были определены какие виды растений благополучно прижились и хорошо цвели в каждой зоне, а также выявлены виды растений погибших, даже при повышенной уходе.
Создание красивой цветущей зоны на территории городского парка с мая до поздней осенью возможно. Большинство цветочных насаждений являются самообновляемыми (многолетники) или требуют минимальных финансовых затрат для обновления цветников и ухода за ними, т.к. происходит сбор семян однолетников и рассада не покупается, а выращивается силами учащихся школы.
Для более эффективного роста цветковых растений, был сделан химический анализ почвы каждой проектной зоны, с целью установлению рН почвы.
Итоги анализа:
зона А – рН 5,0
зона Б – рН 6,0
зона Б – рН 6,0
Значит почва в проектных зонах кислая, поэтому перед посадкой семя и рассады мы перемешали почву с золой.
Самыми распространенными растениями, требующие минимального ухода являются:
1.Зона «А»- участок на южной стороне парка – сальвия, пеларгония, алиссум, петуния, портулак.
2. Зона «Б» - незащищенный участок на северной стороне школы – астры, циния, петуния, агератум.
3.Зона «В»- юго-восточный участок, защищенный от ветра зданием школы – циния, петуния, бархатцы, настурция.
Во всех цветниковых зонах посаженные многолетники прижились, однако самыми эффектными при цветении были канны.
Интересной особенность оказалось наличие цветов хорошо растущих в каждой из экспериментальных зон, это бархатцы, циния, алиссум. Они отлично прижились в каждой цветочной зоне, и цветение их продолжалось с середины июля по октябрь месяцы, именно у них семена и формировать красивейшие посадки использую разный окрас цветов.
Участие в данной работе школьников не только развивает заинтересованность, любознательность, самостоятельность учащихся, но и способствует формированию нравственности и духовности учеников, закладывает фундамент правильного экологического воспитания. А городской парк станет по настоящему красивым и желанным местом отдыха горожан.
Список используемой литературы:
Бойчук Ю. Энциклопедия комнатных и садовых растений. М.: Клуб семейного досуга, 2011.
Журнал «Цветники», № 4, М.: ЗАО МЕДИАТЕСТ, 2012 г.
Журнал «Цветники», № 5, М.: ЗАО МЕДИАТЕСТ2012 г.
Ланге К.П., Назаренко Н.А. Цветоводство. – К.: Куйбышевское книжное издательство, 1982.
Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. М.: Диамант, 2001.
Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Цыганков А.А. К «экологическому сознанию» через сознание»// Экология и жизнь. – 2009.-№ 11-12.-с.60-63.
Хессайон Д.Г. Все о клумбовых растениях. – М.: Кладезь – Букс, 2000.
Приложение 1.
Экспериментальные цветочные зоны на территории городского парка.
Зона «А» - незащищенный участок в южной стороне парка
Зона «Б» - северный участок, защищенный от ветра деревьями.
Зона «В»- участок на западной стороне парка, защищенный от ветра зданием жилых домов и деревьями.
Приложение 2.
Результаты анкетирования городского населения.
Приложение 3.
Определение рН почвы из проектных зон.
Приложение 4.
Результаты химического анализа почвы.
Зона «А» – рН 5,0
Зона «Б» - рН 6,0
Зона «В» – рН 6,0
Приложение 5.
Цветниковая зона «А»
Приложение 6.
Цветниковая зона «В»
Приложение 7.
Цветковые растения хорошо цветущие в экспериментальных зонах.
Приложение 8.
Цветковые растения хорошо цветущие в экспериментальных зонах.
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Домик зимней ночью
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Есть в осени первоначальной...
Лиса и волк