Данная работа представляет собой исследование с одной стороны исторических событий ВОВ, с другой - событий из жизни членов семьи ученицы 3 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
kozhemyakina_p_issledovatelskaya_rabota.docx | 44.54 КБ |
Управление образования администрации
округа Муром Владимирской области
Iокружная научно-практическая конференция
младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку»
Секция «Науки об обществе»
ТЕМА: «История моей семьи в истории России».
Выполнила – ученица3 «А» класса
МБОУ СОШ № 20
Кожемякина Полина
Руководитель -
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 20
Ефимова Светлана Юрьевна
Муром 2014
Содержание.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Простой деревенский паренек.…………….……………………… …..6
1.1. История жизни моего прадеда…………………….………………..6
1.2. Война…………….…………………………. ……… ……………….7
Глава 2. Герой Земли Муромской. ……………………………………………...8
2.1.Знает вся страна ……………………………………………………….8
2.2. Маленькая крепость «Цитадель Модина». ………………………….9
2.3. Ордена во время глубокой обороны. ……………………………….10
Глава 3. Подвиг майора Модина………………………………………………..10
3.1. Особая миссия. ……………………………………………………….10
3.2. Долгожданная помощь так и не пришла. ………. …………………11
3.3Саперы майора Модина. …………………………………………….12
3.4. Неисправная пушка «Эрликон». . …………………………………..13
3.5. Подвиг. ………………………………………………………………14
3.6.Награда нашла своего героя. ………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы и источников…………………………...16
Приложения……………………………………………………………………...17
Введение.
В современном обществе, где мы растем без войны, историю своей семьи и своей родины мы узнаем по старым фотографиям, архивам семьи, письмам, которые оставили деды и прадеды.
Великая Отечественная война закончилась 69 лет назад, мои сверстники не слышали рева самолетов и свиста пуль, не видели зарева пожарищ и взрывов бомб,не знали ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим.… Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу. О войне моё поколение знает только из книг, кинофильмов, спектаклей.Но главное – рассказы ветеранов, они, как живой родник питают нашу благодарную память. В каждой семье есть своя история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!
Актуальность: изучая историю войны, мы должны объединиться в борьбе за мир. А наше поколение, воспитанное на примерах мужества и героизма дедов и прадедов, не должно допустить мировую военную катастрофу!
Цель исследовательской работы:
На примере биографии моего прадеда Б.Ф. Модина – Героя Советского Союза, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества!
Задачи:
1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.
2) Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.
3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.
4) Сохранить память об офицере - Герое советского Союза Борисе Федоровиче Модине,воевавшего с 22 июня 1941 года по 1943год.
Объект исследования: биография моего прадеда Бориса Федоровича Модина - офицера Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
-изучение и анализ семейных фото и документальных источников,
-систематизация и обобщение рассказов- воспоминаний родственников, писем с фронта,
-посещение музея школы №28, которая носит имя Героя Советского Союза - Бориса Федоровича Модина,
-анкетирование одноклассников.
Практическая значимость
Работа будет востребована в школьный музей, можно использовать при работе над рефератами и во внеклассной работе. Она будет интересна моим родственникам, будущим детям.
Этапы проекта:
1) Подготовительный (сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников, интервью у ветеранов войны,посещение музея школы №28).
2) Основной (участие в классном празднике «История моей семьи в истории моего города», подготовка мультимедийной презентации).
3) Защита проекта.
Историография
Проводя исследования, я изучила историю моего прадеда, узнала много нового и неизвестного мне до сих пор, посетила музей школы №28, которая носит имя Героя Советского Союза - Бориса Федоровича Модина [1 ],
рассказала своим одноклассникам и гостям на классном празднике «История моей семьи в истории моего города»[2]о своем знаменитом прадеде, что придало мне гордости за него и мою семью. Провела анкетирование по теме моего исследования среди учащихся 3-х классов[3], в котором приняли участие 52 человека. Результаты анкетирования [4]показали, что большинство учащихся знают и интересуются историей жизни своих предков, которые прославляли их семью, защищая Родину. Знания их получены из бесед с родственниками, из прочитанных книг, просмотров кинофильмов.
1.Простой деревенский паренек.
1.1.История жизни моего прадеда.
Я горжусь своей семьей, потому что в ней мои родственники умели хорошо трудиться, были смелые, защищали нашу Родину от врагов.
Вся родня моего дедушки Модина Александра Андреевича, маминого папы, жили и живут в селе Кольдино Муромского района. Мой дед всю жизнь проработал на железной дороге машинистом. Он награжден медалями за хороший и долгий труд.
А прадедушка Модин Андрей Михайлович молодым парнем пришел работать на завод имени Дзержинского и много лет работал начальником цеха, был почетным ветераном труда. Он всегда с гордостью рассказывал моему деду о своем дяде Модине Борисе Федоровиче, герое Советского Союза. А сегодня я хочу рассказать то, что узнала о нем.
Борис Федорович Модин родился 19 мая 1922 года в деревне Кольдино в простой рабочей семье. Отец его был хорошим плотником, он уезжал на заработки в Москву. Мама работала в колхозе. Она была очень трудолюбивой, умной.
Борис был красивым парнем, с ростом 1м90см, веселым, отзывчивым и решительным. Он очень хорошо играл на баяне, любил петь, был очень талантливым во всем. В Иваньковской школе, где он учился, активно участвовал во всех школьных мероприятиях. Однажды его отец подарил сыну фотоаппарат, так мальчуган не давал проходу соседям, чтобы их не сфотографировать на память. В деревне Бориса уважали и любили, на него всегда можно было положиться.
Родители Бориса Модина не думали и не гадали, что их сын захочет стать военным. Родители у него были крестьянами единоличниками. Но когда пришла пора объединения в колхоз, одними из первых вступили в него. Более того матушку крестьяне единоглассно избрали своим председателем колхоза « Пробуждение», который был основан на базе деревни Кольдино, что находился недалеко от Мурома.
Казалось бы, мальчишке уготован один путь – в сельское хозяйство. Но душа его рвалась стать военным. Парень он был крупный, физически развитый. Всю его душу переворачивало, когда смотрел фильмы про героев гражданской войны. Сам мечтал стать офицером. Поэтому после школы поступил, не раздумывая, в Московское военно-инженерное училище. Случилось это в 1940 году. А ровно через год, в связи с начавшейся войной, их курс был выпущен досрочно.
Командир учебного взвода лейтенант Клеменко в характеристике на курсанта Б.Ф. Модина от 16 июля 1941 года писал:
«Из винтовки стреляет отлично. Из пулемета - хорошо. Физически развит отлично. В походах вынослив. Отличный строевик. Любит военное дело. Командирским языком владеет. Дисциплинирован. Требователен к себе. Отличник учебы.
Спокойный. Инициативный. Решительный.
Достоин присвоения звания «лейтенант инженерных войск Красной Армии»
Блестящая характеристика. И как точна! Лейтенант Клеменко абсолютно верно подметил все основные качества будущего офицера. А участием в военных действиях молодой офицер намного расширил их.
1.2.Война
Можно представить себе первые месяцы боев для только что получившего погоны офицера. Его сразу назначили командиром взвода саперов. Тогда наши войска вынуждено отступали практически на всех основных фронтах. У многих сердце разрывалось от того, что враг подошел к стеном Москвы, осадил Одессу, Севастополь. В руках врага остались Украина, Белоруссия, вся Прибалтика. Конечно, дорогой ценой заплатили гитлеровцы за свои победы. Но главное, что с каждым днем бои становились для них все ожесточеннее. На каждом километре русской земли они оставляли десятки трупов.
О настроении 1942 года хорошо рассказывает письмо Бориса Модина, которое он отослал своим родителям в деревню Кольдино. Мама долгие годы бережно хранила его, как одну из самых важных и дорогих для сердца своего реликвий. Борис писал:
«… Жизнь все же у меня стоит на втором плане, а на первом – разбить оккупантов, посягнувших, на нашу светлую, счастливую жизнь, на нашу священную Родину».
Воистину это слова не юноши, но настоящего мужа, который в свои неполные двадцать лет уже видел столько крови, горя, боли и слез, что иному и за долгую благополучную жизнь не увидеть.
За время боев за Северный Кавказ Борис Модин был уже достаточно опытным и грамотным офицером. Имел несколько боевых наград. Дослужился до звания капитана.
2. Герой Земли Муромской.
2.1.Знает вся страна.
Имя этого командира уже осенью 1942 года узнала вся страна. На страницах самого популярного в то время журнала «Огонек» была опубликована статья о героической обороне Новороссийска. И в ней о бесстрашном офицере Модине.
В октябре 1942 года нашим войскам колосальными усилиями удалось остановить немцев на окраине города, сорвав попытку обойти Новорссийск и выйти к Туапсе и далее в Грузию. Как раз на возвышенности, между немцами и нашими войсками, батальону капитана Модина удалось каким-то чудом захватить небольшой каменный сарайчик. Он стоял на гребне высоты над знаменитой Цемесской бухтой. С одной стороны шли окопы обороняющихся защитников южного направления. А со стороны Новороссийска в 15 метрах проходили гитлеровские окопы. Для фашистов этот сараюшка был, что бельмо на глазу, что болячка в горле.
Уже на другой день немцы поняли, какой промах они совершили, отдав этот внешне ничем не примечательный сарай из грубого камня русским. Они применили все возможное, чтобы выбить оттуда защитников. Забрасывали гранатами и минами, вели беспрерывный обстрел из всех видов стрелкового оружия. Единственно, бомбежкам с воздуха он не подвергался. Немцы понимали, что для авиабомбы 15 метров не расстояние. И если их сбрасывать с высоты на домушку, то непременно они упадут и в свои траншеи на головы немецких солдат.
Сколько ни пытались уничтожить гитлеровцы его гранатами и минами, крепкие каменные стены легко удары выдерживали. Сарай словно из непробиваемой брони сделан. Но стоило немцам чуть – чуть расслабится, как из него начинали стрелять, нанося существенный уронгитлеровцам.
2.2.Маленькая крепость «Цитадель Модина».
Бойцы дивизии назвали эту маленькую крепость «Цитаделью Модина». И это было недалеко от истины. Уже на другой день после захвата сарая бойцы батальона Модина приползли сюда и начали с укрепления и углубления ходов сообщения. Уже через неделю работ крошечная территория была превращена в настоящую крепость. На окнах были устроены щели для амбразур. Установили пулеметы. В другой комнатке обустроились автоматчики. Была своя комната отдыха. Здесь проходили совещания и инструктажи разведчиков и командиров.
Командир 318 стрелковой дивизии писал в донесении в штаб армии:
«Обе атаки противника на сарайчик обиты с большими потерями для немцев. Гарнизон чувстует себя нормально.
Сарайчик – это целый Верден. Немцы не могут взять его много месяцев. Мы его барометром нашего фронта на цементных заводах называем. А с виду это просто каменный сарайчик на горе между нашей и немецкой обороной».
Не каждый сараюшка столь высокой и лестной оценки генералов удостаивался в годы войны! Да и сам капитан Борис Модин снискал среди бойцов и офицеров большую популярность и уважение. Его ценили за надежность и смекалку, профессионализм, умение обмануть врага.
2.3. Ордена во время глубокой обороны.
Уже в середине 1943 года, когда наши войска в течение многих меяцев находились в глубокой обороне на полуосадном положении, капитан Модин был награжден двумя орденами Ленина и орденом красной Звезды. А, как известно, при отступлении и обороне ордена не давали. Это при успешном наступлении их не жалели. Сапер офицер Борис Модин даже в самые тяжелые и трудные дни обороны сумел проявить себя во всем блеске.
3. Подвиг майора Модина.
3.1.Особая миссия.
Особая миссия выпала на долю Бориса Федоровича Модина во время Новороссийско - Таманской операции. Ведь немецко-фашистское командование считало Новороссийск ключом обороны всего Таманского полуострова. Оно превратило его и все окрестные высоты в крупный узел обороны.
Только в черте города и порта было построено свыше 500 оборонительных сооружений, установлено около 30 тысяч мин и фугасов. На подступах к нему установили пять линий траншей и проволочное заграждение в семь рядов. При такой обороне без инженерных и саперных войск не обойтись. Сработай они некачественно, и любая, даже мощно поддержанная артиллерией атака, вряд ли удастся.Немцы за годы войны научились прятаться от смертельно жалящего удара артеллеристов, какой бы мощи он ни проводился.
Новороссийск все-таки был освобожден к 16 сентября. А параллельно шло наступление на Таманский полуостров. Немцы назвали это укрепление «Голубая линия», считая, что именно здесь должно захлебнуться наступление русских войск. Ведь эти места очень сложны для наступающих войск. Но ничто уже не смогло остановить наступающие войска. Саперы сделали при этом все возможное, чтобы наступление не прекращалось ни на час, ни на день. Они ходили в разведку, разминировали участки предполагаемого наступления, сами ставили мины на наименее защищенных участках.
К концу октября части наших дивизий вышли к Керченскому проливу. Узкая полоса воды отделяла их от Крыма, где еще находились гитлеровцы.
В ночь на 1 ноября от Таманского полуострова отошли суда с солдатами и матросами. Это был десант. Для переправы использовали мотоботы, сейнеры, катера. Все они были переполнены людьми и боеприпасами. На середине пролива лучи вражеских прожекторов обнаружили десант. С вражеского берега море огня. Это был настоящий свинцовый ливень. Ведь десантники оказались, словно на ладони. Когда берег стал осязаемым, наши бойцы бросались в ледяную соленую воду и штурмовали заминированный вражеский берег. Они сумели даже преодолеть проволочные заграждения,- вспоминал генерал – майор Гладков, командир наступающей дивизии.
А в первых рядях шли бойцы саперного батальона под командованием майора Модина.
3.2.Долгожданная помощь так и не пришла.
К утру десантникам удалось выбить гитлеровцев из поселка Эльтиген и закрепиться на небольшом участке земли площадью два на пять километров. Они были уверены, что в эту ночь они получат подкрепления в лице 56 армии. Но из-за разыгравшегося шторма на море, пришлось оказаться от этой затеи. А в дальнейшем немцы наглухо закрыли все подходы в этом месте к отвоеванному плацдарму.
А уже на рассвете 1 ноября, не дав десантникам времени даже на крошечную передышку, немцы бросили в бой силы двух пехотных дивизий. За первый день пришлось отбить двадцать атак врага! И так в течение многих и многих дней. Долгожданная помощь так и не пришла. Командование изменило направление главного удара и перенесло его севернее. Хотя поначалу командующий 56 армией генерал Петров пытался несколько раз наступать именно на этом участке, чтобы воссоединиться с защитниками плацдарма и начать наступление по освобождению Керчи. Увы. Людей положили под пулями и снарядами немцев не одну тысячу, а достичь успеха так и не удалось. Поэтому и было принято решение о переносе направления главного удара.
А десантники жили своей жизнью. Днем и ночью отбивали настойчивые атаки врага, который хотел любой ценой сбросить в море и уничтожить. В энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.»в статье «Керченская - Эльтигенская десантная операция» есть такие строчки:
- «Особенно ожесточенные бои развернулись в районе Эльтигена. Десант 18-й армии, подвергаясь непрерывным атакам противника с суши с воздуха, был оттеснен к морю и удерживал территорию в четыре квадратных километра…»
3.3. Саперы майора Модина
40 дней истощенная и измученная горстка солдат и матросов сдерживала огромную группировку врага, которая насчитывала несколько десятков тысяч человек со всеми видами поддержки. Но именно в этой, казалось бы, совершенно безнадежной ситуации, проявились воля и характер русского человека. Одним из героев этой уникальной полуторамесячной обороны стал наш земляк Борис Федорович Модин, командир саперного батальона. В 21 год он уже носил пагоны майора и считался одним из самых талантливых и перспективных офицеров 18 ударной армии. Слава о ней гремела повсюду.
Да и как быть ей, если за первые несколько дней оборны часто под огнем врага он сумел организовать разминирование взрывоопасной территории как в тылу у десантников, так и на условной нейтральной полосе. Ему удалось не просто обезвредить, а заставть немецкие смертоносные мины служить десантникам. Саперы майора Модина сняли и переставили на наш передний край свыше двух тысяч фашистских мин. На них в ближайшие дни при наступлении подорвались пять танков и нашли смерть не ожидавшие «сюрприза» несколько сотен немецких солдат и офицеров.
3.4. Неисправная пушка «Эрликон».
После захвата плацдарма, изучая местность, майор Модин обнаружил неисправную пушку. Казалось бы, ну и что с того? Сколько их встречалось во время наступления, но сейчас была иная ситуация. Он внимательно осмотрел могучую пушку, которая имела собственное имя «Эрликон». И пришел к выводу, что ее можно починить и использовать по назначению. Но в другую сторону. Благо, снарядов немцы оставили огромное множество. Через неделю пушка была полностью отремонтированна. Проверяли ее бой на практических целях. Били прямой наводкой по баржам и кораблям немцев в керченском проливе. Несколько целей пошли на дно вместе с солдатами и грузами. Орудие оказалось не только мощным, но и точным. Не одна сотня фашистов нашла свой бесславный конец под Керчью от ее разящих ударов.
А однажды случилось и вовсе непредсказуемое. Гитлеровцы хорошо знали, что у десантников нет на вооружении зенитных пулеметов и орудий. Поэтому беспрепятственно летали на истребителях и бомбардировщиках, поливая защитников пулеметным огнем и сбрасывая на их головы сотни бомб. И однажды майору Модину пришла в голову мысль:
-А почему бы не попробовать использовать пушку против самолетов. Так и сделал. И когда над головами десантников появился очередной бомбардировщик, он лично сделал несколько выстрелов. И случилось то, чего даже он сам не ожидал. Бомбардировщик вспыхнул и рухнул вниз вместе со всем своим боезапасом. После этогослучая немцы уже не так свободно и спокойно летали на бомбометание. Уроки учат.
Почти сорок дней продолжалась осада клочка земли. В одну из немногих минут отдыха Борис Модин писал стихи, которые многие его товарищи выучили наизусть и повторяли как клятву:
Пусть бомбами и минами изрыты
Твои тропинки, балки и поля,
Ты стала неприступной для бандитов,
Родная эльтигенская земля.
Не раз с остервенением пытался
Коварный враг разделаться с тобой.
На ратный труд, как чудо, поднимался
И с беспримерным мужеством сражался
Защитник твой, суровый и простой…
3.5. Подвиг.
Увы, не дожил майор Модин до полного освобождения Крыма и Великой Победы. В первый день наступления 7 декабря 1943 года Модин во главе своего ботальона первым ринулся в атаку на врага. Ему удалось гранатой уничтожить гитлеровскую пулеметную точку, но вражеская автоматная очередь тут, же скосила его. Когда боевые товарищи подбежали к нему, он был уже мертв.
3.6.Награда нашла своего героя.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 16 мая 1944 года за храбрость, отвагу и находчивость, проявленные при высадке на Керченский плацдарм Борису Федоровичу Модину присвоено звание Героя Советского Союза. К сожалению, только посмертно.
Заключение.
Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия!Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участники Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить, и гордиться своим бесстрашным прадедушкой, и учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.
Но на нашей планете есть и такие уголки, где рвутся бомбы, погибают люди. И мы, продолжая дело дедов и прадедов не должны допустить мировую военную катастрофу; не напрасно проливали кровь, защищая мир солдаты Второй мировой войны!
Список использованной литературы и источников
Литература
1. Гладков В.Г., Десант на Эльтиген, Воениздат, 1972, Военные мемуары, 240 стр.
2.Энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.»
Источники
Приложения
-Фото (копия). Дом семьи Модиных в с Кольдино.
-Фото (копия). Мать Мария Савельевна.
-Фото (копия). Борис Федорович с отцом Федором Никитичем.
-Фото (копия). Борис Модин – курсант военного училища (1941 год)
-Фото (копия). Иваньковская неполная средняя школа, в которой учился Б. Модин.
-Фото (копия). 1938 год. Школа №35 Казанской ж\д ст. Муром.
-Фото (копия). Со школьными подругами. Подготовка к школьному спектаклю.
-Фото (копия). Керченская операция. Карта.
-Фото (копия). Эльтигенская операция ( заметка).
-Фото (копия). Лейтенант Б. Модин . Фото с фронта.
-Фото (копия).Письмо с фронта.
-Фото (копия). Письмо с фронта.
-Фото (копия).Б.Ф. Модин (1922-1943 г.г.)– герой Советского Союза
-Фото (копия). Памятник Б. Модину в с. Иваньково около школы.
2. Фотографии с классного праздника «История моей семьи в истории России»
3.Анкета среди 3 – классов по теме исследовательской работы.
4. Анализ анкеты.
Пейзаж
Колумбово яйцо
Городецкая роспись
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Лиса и волк