Изо дня в день мы имеем дело с деньгами – покупаем на них необходимые вещи, расплачиваемся ими за разные услуги. Но что же такое - деньги?
Каждая монета и каждая банкнота – уникальный документ истории и экономики. Они могут рассказать очень многое, раскрыть удивительный мир искусства и науки, поведать истории из прошлого.
Вложение | Размер |
---|---|
a_v_dengakh_li_schaste.docx | 960.65 КБ |
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов
младших школьников
«Я - исследователь»
Направление: «Гуманитарное»
Тема:
«А в деньгах ли счастье?»
Автор:Пуляевский Давид Янович,
2 «А» класс, МАОУ СОШ № 12,
Село Дивноморское
Руководитель проекта:
Шепова Елена Викторовна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 12.
г. Геленджик 2013г.
Аннотация.
Изо дня в день мы имеем дело с деньгами – покупаем на них необходимые вещи, расплачиваемся ими за разные услуги. Но что же такое - деньги?
Каждая монета и каждая банкнота – уникальный документ истории и экономики. Они могут рассказать очень многое, раскрыть удивительный мир искусства и науки, поведать истории из прошлого.
Цель исследования: изучить историю появления денег, что может о себе рассказать та или иная монета, и назначения их в нашей жизни.
Задачи исследования:
- изучить литературу по теме;
- провести анкетирование среди учеников моего класса;
- взять интервью у моих родителей и тете, которые занимаются коллекционированием монет.
- посетить музей денег;
Изучив литературу, я узнал, что деньги появились очень давно, что некоторые люди- нумизматы занимаются коллекционированием монет.
Взяв интервью и проведя наблюдения, я понял, что без денег прожить невозможно, так на них мы приобретаем все необходимые для жизни и существования вещи. Но наличие большого количества денег не приносит людям счастье, а дает лишь временную радость. А еще большую радость приносит занятие коллекционированием монет.
«А в деньгах ли счастье?»
Автор: Пуляевский Давид.
Краснодарский край, село Дивноморское,
МАОУ СОШ № 12, 2 «А» класс.
План исследования
Однажды по телевизору я услышал такую фразу: «Не в деньгах счастье». Я задумался, а можно ли стать счастливее, если у тебя много денег. Почему взрослые стараются заработать больше денег. Кто такие богатые люди? И откуда вообще появились деньги?
Гипотеза: Наличие большого количества денег приносит людям счастья.
Методы исследования: наблюдение,сравнение, беседы со взрослыми, изучение научно-популярной литературы по теме, анкетирование.
План работы.
1.Изучить научно – популярную литературу по теме исследования.
2. Провести анкетирование среди учеников нашего класса.
3. Взять интервью у взрослых.
4. Посетить музей денег.
5.Рассматривание монет и изучение их истории. Сравнение монет одного достоинства в разные годы чеканки.
Историография вопроса.
У каждой местности есть свои природные особенности. Одна из них богата рыбой, другая глиной, третья – съедобными и целебными растениями. Люди издавна ценили эти природные богатства. Но только одним не проживешь. У кого-то есть теплые меха. У соседей – мясо. У племен, живущих дальше, - залежи камней, и из них можно сделать разнообразные орудия, охотничье и боевое оружие.
И люди начали обмениваться друг с другом. Такой торг-обмен продолжался в течение многих столетий.
Главным богатством народов, населявших нашу страну в древности, были меха соболей, куниц, лисиц, бобров, белок, шкуры медведей, волков, оленей, лосей.
Даже заморские купцы, чтобы совершить обмен преодолевали трудный путь.
Меха были признаком богатства: ими собирали дань, их приносили в жертву богам. Так, купца в вожском городе Итиле в ХII в. похоронили в собольей шапке; князь лежал в могиле под собольим одеялом.
Проделав огромный путь, сменив тысячи хозяев, на Русь попадали деньги далеких Мальдивских островов – раковины каури. Эти раковины хорошо знали на Руси. Они упоминаются в документах вплоть до 16 века под названиями ужовка, жуковинка, жернова. В Сибири они ходили до начала 19 века. Цена раковины зависела от ее цвета.
На Русском Севере – в Карелии, Лапландии, Финляндии с древнейших времен такую же роль играли куски карельской березы.
В Древней Руси богатство, деньги, серебро называли скот. В латинском языке слово деньги происходит от слова скот. Это объясняется тем, что деньги первоначально появились у кочевых народов и скот был главным предметом обмена.
Постепенно жившие на территории нашей страны племена объединялись. Образовывались государства – княжества. Они торговали между собой и с дальними соседями, заимствовали у них знания, обычаи. Так на Русь попали монеты государств, где они уже давно стали условным символом обмена, платежа за товары. В это время монеты делались из драгоценных металлов – серебра, золота, которые можно было использовать для изготовления украшений и других ювелирных изделий. Поэтому деньги ценились не только как деньги, но и сами по себе, как металл. Когда археологи находят такие монеты на территории нашей страны, они узнают много нового о торговых связях Древней Руси, о том, какими путями шли иностранные купцы и в какие отдаленные места они проникали.
В древнерусских письменных источниках упоминается такое название денежной единицы, как гривна. Гривна означала вес серебряного обруча, которым расплачивались за товары. Иногда их носили на шее как украшение. Со временем вид гривн изменился и стал представлять серебряные слитки. К началу 14 века появилась новая единица денег – рубль (брусок серебра весом в 200 граммов), название которого получилось из-за того что слитки стали рубить на части.
Во второй половине 14 века в русских княжествах появились собственные деньги. В каждом княжестве были свои монеты. Их производством занимались ремесленники. С разрешения князя они чеканили монеты всем желающим, у кого было свое серебро, в основном - торговым людям. Монеты получались разного размера и неправильной формы. Монеты украшали изображениями фантастических зверей, птиц, цветов, воинов, всадников с саблей и копьем.
В 15 веке из-за уменьшения количества серебряных монет началась их порча. Из рубля делали не 200, а больше – 225, 230 монет. У них обрезали края, а в серебро добавляли различные примеси. Порча монет подрывала авторитет государства, поэтому такое преступление приравнивалось как убийство или грабеж, а фальшивомонетчиков сурово наказывали – в России им заливали в горло расплавленные фальшивые монеты.
В 16 веке при правлении Ивана Грозного его мать Елена Глинская в 1534 оду провела денежную реформу, в результате которой стали чеканить единую монету – копейку.
Такое название монета получила из-за изображения на ней всадника с копьем. Монету делали из серебра.
При Петре 1произошла еще одна денежная реформа. Продолжительные войны того времени требовали изготовления оружия из металла. Серебра не хватало. При Петре 1 копейку стали делать из меди. Копейка по тому времени была слишком крупна достоинством, и вместо размена ее рубили на две-три части. Каждая часть ходила самостоятельно.
Екатерина II этот взамен громоздких медных денег в 1769 году выпустила бумажные ассигнации, которые стали первыми русскими бумажными деньгами. Ее портрет украшала 100-рублевая купюра.
Глядя на бумажные деньги и монеты 19 века, мы можем увидеть на них изображения императоров того времени.
После революции 1917 года не работали фабрики и заводы. Деньги печатали все, кому не лень. Печатали и изготавливали из того материала, что был под рукой: остатков меди, на газетной или тетрадной бумаге, конфетной обертке, игральных картах и даже на шелковых лентах.
Первые советские монеты были отпечатаны в 1921 году из полноценного серебра. В 1924 году на монетах в 50 копеек был изображен кузнец, а на рубле – рабочий или крестьянин. До 1961 года было проведено большое количество денежных реформ.
Практическая часть.
Я решил рассмотреть историю монет на примере монеты в 20 копеек. Моя семья занимается коллекционированием монет.
Мы с мамой рассмотрели монеты коллекции и обнаружили экземпляры 1928, 1945 и 1961 года.
Я выяснил, что монеты 1928 и 1945 года чеканили из серебра и никеля.
На аверсе первой монеты имеется герб СССР и по кругу надпись «Пролетарии всех стран объединяйтесь». На второй монете – только герб СССР.
Монета 1961 ода чеканилась из мельхиора.
Все эти монеты с 1928 по 1961 год были самыми крупными по номиналу монетами в СССР.
В Феодосии находится «Музей денег», который был открыт 15 июля 2003 года. В нем собраны монеты разных эпох и разных народов.
В этом году мне не удалось его посетить, но мы планируем поехать семьей в следующем году и посмотреть монеты разных эпох.
Еще из энциклопедии я узнал, что музеи денег есть в Харькове, в Туле, в Санкт-Петербурге. Есть музеи денег и в других странах – в Чехии, в Японии.
С целью определить, что дети знают о деньгах, я провел анкетирование среди учащихся 2 класса.В опросе принимали участие 32 человека.
Зачем людям нужны деньги?
Как можно получить деньги?
Кто такие богатые люди?
Считаете ли вы, что станете счастливее, если у вас будет много денег?
Проанализировав полученные данные, я пришел к выводу:
- деньги нужны, чтобы покупать еду и различные вещи, чтобы расплачиваться за услуги;
- деньги можно заработать, если имеешь профессию;
- богатые люди имеют много денег;
- большинство детей считает, что можно стать счастливее, если у тебя много денег.
Последний вопрос я решил задать так же родителям учеников нашего класса
Считаете ли вы, что станете счастливее, если у вас будет много денег?
Я увидел, что ответы детей и взрослых на этот вопрос разные.
Мама в интернете нашла истории о богатых людях, о людях, которые выиграли в лотерею, и мы пришли к выводу, что деньги могут осчастливить лишь на короткое время. Это даже не счастье, а временная радость в достижении цели при помощи денег. А когда цель достигнута, это чувство исчезает.
Так же я знаю, что те люди, которые коллекционируют монеты, счастливы, когда приобретают редкий экземпляр монеты.
Вывод:
В ходе исследования выяснил, что:
- что деньги появились очень давно, и со временем они изменились;
- у денег есть своя история;
- деньги можно заработать, взять в банке, получить в наследство;
Полученные результаты анкетирования привели меня в тупик. Я не могу однозначно сказать, что моя гипотеза о том, что деньги приносят счастье, подтвердилась или нет. Думаю, каждый человек для себя решает, что значат для него деньги. А мне просто нравится коллекционировать монеты и изучать с их помощью историю.
Использованная литература:
1. Мухина Е.А. Люди и деньги «О роли денег в мировой истории», 2006 г.
2. Ралихин. В. «Деньги России», 2001 г.
3. Детская энциклопедия « Я познаю мир "Экономика"»
Иван Васильевич меняет профессию
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Мороз и заяц
Неньютоновская жидкость
Сказка про Серого Зайку