+ Более 80 лет назад в нашей стране начались массовые репрессии. Они коснулись и жителей нашей деревни.
Мы должны бережно хранить память о прошлом, любить историю своей большой и малой родины и эти чувства передать следующим поколениям. Но кто поможет донести до нас память о дедах и прадедах наших земляков, их братьях, матерях, сёстрах, бабушках и дедушках? Конечно, их собственные дети и внуки, которые являются живой связью времён.
Тема учебно-исследовательской работы «Дети репрессированных родителей»»
Цель работы: знакомство с людьми, прошедшими события политических репрессий в 30-х годах на территории села Курдым.
Здесь рассматривались такие задачи:
- ознакомление с историей политических репрессий;
- выявить и изучить судьбы детей репрессированных граждан нашего села;
- развивать чувство сопричастности и уважения к прошлому своего народа;
- дать нравственную оценку историческим событиям.
Для этого использовались такие методы:
- поисково-исследовательские;
- интервью, беседа;
- изучение литературы о периоде 20-30-х годов.
Использованные ресурсы:
- интернет;
- учебники;
- рассказы очевидцев событий.
Вложение | Размер |
---|---|
deti_repressirovannykh_roditeley.doc | 71 КБ |
deti_repressirovannykh_roditeley.pdf | 1.05 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени народного поэта Башкортостана
А. К. Атнабаева с.Старый Курдым муниципального района
Татышлинский район Республики Башкортостан
Исследовательская работа по теме:
Дети репрессированных родителей
Выполнил:
ученик 10 класс Хаматов Азамат
Руководитель: учитель истории
и обществознания Гатауллина Р.Ф.
Село Старый Курдым 2013 год
Оглавление
Введение
Более 80 лет назад в нашей стране начались массовые репрессии. Они коснулись и жителей нашей деревни. Есть в ней героические и трагические, белые и чёрные страницы. Время сглаживает всё. Но остаётся человеческая память.
Мы должны бережно хранить память о прошлом, любить историю своей большой и малой родины и эти чувства передать следующим поколениям. Но кто поможет донести до нас память о дедах и прадедах наших земляков, их братьях, матерях, сёстрах, бабушках и дедушках? Конечно, их собственные дети и внуки, которые являются живой связью времён.
Тема моей учебно-исследовательской работы «Дети репрессированных родителей»»
Цель работы: знакомство с людьми, прошедшими события политических репрессий в 30-х годах на территории села Курдым.
Здесь рассматривались такие задачи:
- ознакомление с историей политических репрессий;
- выявить и изучить судьбы детей репрессированных граждан нашего села;
- развивать чувство сопричастности и уважения к прошлому своего народа;
- дать нравственную оценку историческим событиям.
Для этого использовались такие методы:
- поисково-исследовательские;
- интервью, беседа;
- изучение литературы о периоде 20-30-х годов.
Использованные ресурсы:
- интернет;
- учебники;
- рассказы очевидцев событий.
История политических репрессий
Историю, мой друг, нельзя остановить;
Тем более нельзя историю забыть!
Забыв своё «вчера» - предашь грядущий день,
Взрастишь в своей душе невежество и лень…
Ты хочешь сесть и ждать? Тихонечко скулить
О том, как тяжело тебе сегодня жить,
С самим собой за мир вступить не смея в бой,
За Светлую мечту не смея встать горой!?
Чтоб переделать мир- известно, как начать.
Конечно, не всегда случится побеждать,
Но если Гражданин и хочешь смело жить,
Давать тепло и свет, гореть, а не чадить,
Твой выбор не богат – пожалуй в первый ряд!
Да, тем кто впереди труднее во сто крат,
Но радость от борьбы и счастье – тоже им!
Ты докажи себе, что можешь быть таким.
Истоки, истина – однокоренные слова. Откуда мы пришли, с каким багажом, какой хотим правды? Ответы на эти вопросы ищут журналисты, политики, историки, наверное, и мы сами.
Один из пластов истины, горький и трагический, был до недавнего времени закрыт в ведомственных архивах. После выхода январского 1989 года Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» началось изучение архивных уголовных дел. В них - искалеченные адской репрессивной машиной судьбы тех, кто пострадал за свои политические и религиозные убеждения, за неосторожное слово, по доносу завистника и клеветника. И просто за то, что кто - то наспех приклеил ярлык кулака или буржуазного националиста. К сожалению, многим возвращено честное имя посмертно. В своей работе я хочу рассказать о живых свидетелях тех трагических событий, которые уцелели, выжили и сохранили память о своих репрессированных родителях. Они нам завещают хранить её и передавать потомкам. Она бесценна!
Политические репрессии у нас обычно связывают с именем Сталина. В действительности же они были и при Ленине. А после Сталина их продолжали все его приемники. Придя к власти незаконным путём, большевики установили режим, несовместимый с правом и свободой. Произвол и насилие с самого начала исходили из центра через лозунги и призывы, указания и декреты. А потому большинство репрессированных актов никогда не публиковались, их можно найти только в архивах.
Согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны от 24 июня 1942 года «О членах семей изменников Родине» подлежали аресту и ссылке в отдалённые местности СССР на срок в пять лет совершеннолетние члены семей лиц (военнослужащих и гражданских), осуждённых судебными органами или Особым совещанием при НКВД СССР к высшей мере наказания (расстрелу) по ст. 58-1 «а» УК РСФСР за измену Родине в различной форме. Членами семьи изменника Родине считались: отец, мать, муж, жена, сыновья, дочери, братья и сёстры, если они жили совместно с ним (ней) или находились на их иждивении к моменту совершению преступлению или к моменту мобилизации в армию в связи с началом войны. Нередко с этими лицами отправлялись в ссылку и их дети.
Село Старый Курдым в 30-е годы.
Двадцатые и тридцатые годы вошли в историю как годы великих переломов и коренных изменений. По всей стране усиленными методами проводились преобразования, не обошли они стороной и наше село.
В 20-е годы в нашем селе насчитывалось 124 двора, проживало 641 человек.
До коллективизации каждая семья должна была платить налоги за дом, землю, за скот, даже за то, что росли во дворе деревья.
Ветеран Великой Отечественной войны и труда, учитель истории Хужи Ахметов написал: «в 1929 году 28 хозяйств объединились в артель. Земля, орудия труда становятся общими. Очень тяжело проходила агитация по привлечению жителей села в артель. Во многих семьях, только один член семьи соглашался вступать, остальные были против». Не всех устраивала политика новой власти. В 30-е годы в Курдыме создается артель имени Карла Маркса. Первым председателем стал Касим Атнабаев, это был отец известного народного поэта Ангама Атнабаева. В этом же году была открыта начальная школа. В 1932 году его сменил Шарип Зарипов, главный бухгалтер Ахнаф Киеков. В это время в артели была проведена ревизия. В колхозном амбаре нашли излишки зерна. После чего последовали аресты.
Были репрессированы:
Фаезхан Каюмов (держал много овец и коз);
Гильмулла Нухов (держал лошадей, имел приспособление для сушки зерна);
Бадретдин Садретдинов (держал много скотины);
Котлыйахмет Фазлыйахметов (держал водяную мельницу).
Вряд ли получится описать судьбу каждого, кто подвергся репрессиям, каждого ребёнка, которого лишили отца и матери, каждого, кто скитался беспризорником по стране, судьбы умерших от непосильного труда в лагерях, от отсутствия лекарств и ухода в эшелонах спецпереселенцев. Но следует сделать всё возможное, чтобы собрать как можно больше свидетельств и воспоминаний очевидцев.
Судьба детей репрессированных родителей
Судьба детей репрессированных родителей – это особая история. Многих детей репрессированных родителей, сосланных на поселение или в ссылку, ждали большие испытания. Ужасные условия быта, голод, тяжелый труд…
И всё это вдали от родного края, с клеймом «врага народа».
Ветеран труда Муратова Кадрия Фаисхановна. Она родилась в 1925 году. Ветер репрессий застиг её семью, когда ей было всего пять лет. Всего лишь зато, что отец отдал корову брату Хабибрахману, им навязали ярлык кулака. Согласно приказу ОГПУ № 44/21 раскулаченные семьи первой и второй категории подлежали выселению в отдаленные регионы страны незамедлительно. Не подвергались немедленному выселению семьи, не имеющие в своем составе трудоспособных, женщины с грудными и малолетними детьми, беременные, больные, калеки. Они переводились в третью категорию и должны были расселяться внутри района. Таков порядок выселения раскулаченных семей был в идеале, на бумаге. Практика крупномасштабного репрессивного механизма депортации крестьянских семей порождала совершенно непредвиденные драматические и трагические ситуации. Так и случилось с этой семьёй.
«У нас отобрали всё имущество и отправили на станцию Янаул, маму, сестру мамы, отца, меня и двух моих братьев, а оттуда на товарном поезде на север. Со спецпереселенцами обращались как с животными. Ехали в товарных вагонах, в которых находились мужчины и женщины, старики и дети. В вагоне отсутствовала печь для обогрева. Люди, сидя на полу, находились в пути две-три недели. Сначала мы жили в палатках, потом построили барак. Как только выжили те пять лет, что мы там находились?! Спасибо природе и отцу. Брат и сестры с раннего утра до позднего вечера работали на лесоповале. Это были голодные годы. Спасло только то, что отец охранял картофельное поле. Он приносил по пять, шесть картофелин и так смог спасти нашу семью от верной гибели, хотя многие семьи так и не смогли вернуться в родные земли.
После пяти лет репрессий, в марте, за хорошую работу брата Хакима нам было разрешено вернуться домой, вспоминает Кадрия Фаисханова. Нужно было начинать все заново. Но главные испытания были еще впереди. Вернувшись в родное село, мы поселились в доме дяди Хабибрахмана. Построили из досок небольшой дом. Вскоре заболел и умер брат Хаким, после него нас покинула и мама, а отец практически всё время болел после приезда. Моим воспитанием занималась сестра мамы. Когда я вспоминаю детство, становится горько и обидно. За что? За что лишили меня детства?»- говорит Кадрия апа, долгожительница нашего села. Судьба приносила один удар за другим. В 1945 году умер отец Кадрии опа. Но эта мужественная женщина, которая пережила период репрессии, Великую Отечественную войну, смерть близких ей людей не отчаялась, а продолжала жить и ждать своего счастья. После смерти отца она стала работать в магазине, в селе Юсупово. Житель этого села Батыр Давлетгараев вспоминает, что эта девушка была всегда приветливой и очень доброй. Здесь же она познакомилась со своим будущим мужем Ануаром, родом из села Аксаитова и в 1953 году вышла замуж. Вернувшись в родное село, Кадрия опа стала работать на почте, и здесь она показала себя добросовестной и любящей труд. Всегда пользовалась уважением людей. За хорошую работу была назначена начальником почтового отделения. Но главным её счастьем стали родившиеся одна за другой две дочери, которые сегодня окружают её заботой и вниманием. Хочется вспомнить строки стихотворения Анатолия Жигулина, прошедшего сталинские лагеря:
Как случилось такое,
Понять не могу,
Я иду под конвоем,
Увязая в снегу.
Не в неволе немецкой.
Не по черной золе
Я иду по Советской.
По любимой земле.
Наверное Файзыхан Каюмов не редко задавал себе вопрос: «За что меня сделали врагом народа?» Не считал себя виновным, потому что, как показала дальнейшем его реабилитация, он не был не в чем виноват. Он показал себя сильным человеком, имеющим несгибаемую волю. Он очень любил свою родину, народ и верил, что есть честные служащие, которые во всем разберутся. Какие силы поддерживали обреченных на правовой беспредел в решении их судеб, сегодня трудно представить. Сколько горя, поломанных судеб, смертей!
…И молчали и эти, и те,
И учили детей немоте,
А не -то Соловки на года,
А не-то не сюда, не следа…
В ночь-полночь подъезжал «Воронок»,
И ни Бог, и ни черт не помог.
Убиенных безмолвны устах,
Ни могилы тебе, ни креста.
В этом стихотворении описывается напряженная обстановка 1937 года. Именно в этом году был арестован отец Шайхлисламовой Машхуды Ибатуллиной. Сейчас ей очень трудно вспоминать об этом страшном времени. Само слово «Репрессия» вызывает в ней чувство тревоги. Настолько сильно запали в ее сердце события тех времен. Ее отец был настоящим тружеником, который всегда старался для своей семьи, для своих детей. У них отобрали все. Ее мать не хотела рассказывать своим детям об этих событиях. Когда она умирала, она очень жалела, что не может даже оставить на память Машхуде вышитое полотенце. Но все таки Машхуда апа говорит, что она счастлива, что дожила до сегодняшних дней, вырастила детей, что ее жизнь не закончилась в те трагические годы, как закончилась судьба многих людей.
В том же 1937 году был арестован отец Сахии Имамутдиновны, внучки известного просветителя Гали Чокрыя, она родилась в селе Акбулатова в 1921 году, но вся её сознательная жизнь связана с нашим селом. 5лет назад Сахия Иммамутдиновна умерла, но не говорить об этой женщине не возможно. Её родители были учителями и наверно это повлияло на выбор её профессии, закончила Бирский педагогический институт, факультет татарского языка и литературу. В 1946 году она вышла замуж за жителя села Курдым, учителя Батыргарая Давлетбаева. С большой трогательностью он рассказывает о жизни своей жены: «отца Сахии по ложным доносам арестовали в 1937 году и посадили в тюрьму на 8 лет, отобрали всё имущество, мать Райхана с восьмью детьми на руках осталась на улице. Сахия рассказывала, что они жили в старой бане. Больше отца живым они не видели, даже документы о его смерти никто им не выдал. В 1939 году зимой от болезни умерли сразу старший брат Мидхат и младший Науфал. Вовремя Великой Отечественной войны умерли ещё два брата Нажат и Тауфик. Сколько горя выпало тогда на молодую девушка». Всю свою жизнь она и её муж посвятили великому делу, учить детей и воспитали своих прекрасных пятерых детей. Нет наверное в нашем селе такого человека который бы не знал эту семью, а читая стихи написанные её и мужем, можно увидеть насколько это талантливые и мудрые люди. Сейчас Батыргарай Давлетбаев, которому исполнилось 92 года, с нежностью хранит память о Сахие Имамутдиновне.
В книге «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицын напишет: «Весь XX век жестоко проигран нашей страной… Мы сидим на разорище…» Деревня периода коллективизации, раскулачивания, политических репрессий - настоящее разорище, великая трагедия и кровоточащая рана на теле народа.
Заключение
Долго шла наша страна восстановлению справедливости по отношению тем, кому прикрепили ярлык «врага народа», «лишенца», «кулака» и др. Десятилетиями режим молчал о числе репрессированных. Лишь в период перестройки были обнародованы отдельные крайне противоречивые сведения. К сожалению, тайна остается не раскрытой. До сих пор неизвестно, сколько дел невиновных пропустили через органы внесудебной репрессии и советские суды. Неизвестны также сведения о выселенных крестьян, депортированных народах, о членах семей «врагов народа» и других репрессированных, в отношении которых уголовные дела не возбуждались.
Миллионы невинных людей, ставшие жертвами репрессивной политики и практики раскулачивания, прошли через правовой беспредел и беззаконие, грабеж и насилие, попрание элементарных прав человека, тяжкие испытания и экстремальные условия жизни. Они на протяжении нескольких лет испытывали голод и холод, массовые эпидемии, каторжные условия труда, слышали предсмертные стоны своих стариков, детей.
Многие выстояли и выжили в этих тяжелейших условиях: получили образование, стали квалифицированными специалистами, доказали свой патриотизм в годы Великой Отечественной войны, получили гражданские права, заняли достойный социальный статус в обществе, став учеными, государственными и политическими деятелями.
Действительно, беседуя с Кадриёй Муратовой и Машхудой Ибатуллиной, - понимаешь, что это люди удивительных душевных, моральных и нравственных качеств. Пройдя через множество тяжких испытаний, они не утратили доброты, чуткости, способности понимать, сочувствовать и в любой момент приходить на помощь ближнему. Они не перестали любить страну, отвернувшуюся от них.
Около миллиона спецпереселенцев так и не смогло вернуться на свою малую родину, которая дала им жизнь. Их прах навсегда остался в вечной мерзлоте заполярной тундры и Якутии, таежных землях Севера и Сибири, в степях Казахстана, в торфяниках Синявинских болот. Одни умирали в сорокаградусные морозы в младенческом возрасте, другие уходили из жизни, так и не познав блаженство любви; беспомощные старики умирали в товарных эшелонах или лагерных бараках тяжелой, мучительной смертью. Это жестокая реальность. Об этом свидетельствуют исторические факты.
Совсем скоро мы вступим самостоятельную взрослую жизнь, мы должны сделать все возможное, чтобы и будущее России и ее настоящее было светлым и радостным, а жизнь каждого россиянина достойной. И чтобы мы были поколением, хранящим в сердце память о трагическом прошлом, любящим Родину.
Литература
Приложение
Без сердца что поймём?
Горячо - холодно
На горке
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Будьте как солнце!