Исследоваьтельская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
zhukova.rar | 23.54 КБ |
I. Введение
Актуальность
Очень часто в общении дети используют обзывательства, прозвища, которые обижают их одноклассников. И именно дразнилки становятся причиной многих конфликтов между детьми. Но почему же дети так любят дразнить друг друга. Всё просто, обзывалки – это очень простое и эффективное орудие манипуляции, которым можно очень много добиться от окружающих. Также тот ребёнок, который обзывается, поднимает в своих глазах самооценку, а его слова имеют прямое и очень ясное следствие. Детские дразнилки очень злят, обижают и заставляют плакать неприятеля, а значит, их можно использовать в своих целях.
Проблемный вопрос: Действительно ли дразнилка является одним из способов общения в детском сообществе?
Гипотеза: предполагаем, что дразнилки, поддевки выполняют воспитательную функцию, помогают ребёнку отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.
Цель проекта: изучить влияние дразнилок на отношения в классе.
Задачи:
II. Основная часть
2.1. Что такое дразнилка?
В словаре мы нашли толкование слова «дразнилка» - насмешливая рифмованная фраза, которой кого-либо дразнят. Синонимы – обзывалка, прозвище, кличка.
Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Изучив детские дразнилки, взрослые смогут более полно понять своего малыша: какие пороки ему более неприятны.
Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.
Дразнить – значит исследовать. Дразнилки – инструмент социальной регуляции детского поведения. Дразнение – желание в активных действиях исследовать психологические границы друг друга.
2.2. Причины появления обзывалок
Поводом для обзывалок и прозвищ может быть все, что угодно: фамилия, избыточный вес, веснушки, какие-то черты характера или внешности.
Также есть несколько причин для дразнилок.
Во-первых, это может быть просто игра. Без злого умыслы они дразнят кого-то, чтобы привлечь к себе внимание, ведь так весело, когда кто-то злится и гоняется за ними.
Во-вторых, это может быть шутка. В отличие от игры, детские дразнилки направлены на привлечение внимание окружающих, чтобы их повеселить.
Третья причина – месть и агрессия. Дети дразнятся, осознавая, что причиняют кому-то боль и досаду. Из-за мести обзываются те дети, если они не могут физически дать отпор недругу, либо завидуют новой вещице или популярности среди сверстников. Желание самоутвердиться, выделиться в глазах окружающих, доказать свое право на лидерство и превосходство, также провоцирует на обзывалки.
Четвертая причина- под влиянием популярного фильма, прочитанного произведения или игры.
2.3. Откуда дети узнают различные обзывалки?
Довольно часто дети дают прозвища другим, т.к. это принято в их семьях. И никто внутри семьи не обижается. Если дома ребенка постоянно называют пухликом, плюшкой или свинтусом, то для него это становится нормой, которую он переносит и во внешний мир.
Написанием дразнилок для детей баловались и такие известные поэты как С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто и др. Литературные дразнилки для детей более объективны. Поэт не стремится позорить конкретного ребенка, а высмеивает качества, которые характерны определенной группе детей.
Агния Барто - "Девочка-ревушка", "Девочка чумазая";
Эдуарда Успенского - "Рыжий"(мультипликационный фильм);
Сергей Михалков - "Фома";
Яков Аким - "Жадина";
Д. Родари (пер. Я. Аким) - «Джованнино-Потеряй»;
К. Чуковский (англ. фольклор) – «Робин Бобин Барабек»;
Э. Мошковская - «Лежебока»;
С. Маршак – «Дразнилка».
И, конечно же, сочиняют сами дети, демонстрируя свою фантазию и литературное творчество.
2.4. Как реагировать на обзывания?
Избежать прозвищ и дразнилок задача практически нереальная, но с ними можно бороться. Если вас обзывают, можно предложить несколько стратегий поведения:
- игнорирование. Навряд ли кому-то будет интересно продолжать обзываться, если это не получает ответной ярко окрашенной эмоциональной реакции.
- действовать нестандартно. Можно, например, согласится с данным прозвищем (если оно, конечно, не унижает вашего достоинства). Это также будет эффективно, т.к. обидчик навряд ли ожидал такой реакции.
- поговорить с обидчиком и выяснить причины, по которым он обижает.
- узнать значение дразнилки
- если вы понимаете, что обзывалка - часть игры, можно отговориться. Отговорки от дразнилок - это готовое произведение для выражения возмущения, для предотвращения ругани и драки:
- Чики-таки – стеночка! (рукой ставить преграду между собой и обзывающимся)
- Крокодил твоё слово проглотил, а моё оставил!
- Кто как обзывается – сам так называется!
Если вас обозвали, можно ответить:
- Приятно познакомиться, а меня зовут Лиза!
- Обзывайся, обзывайся!
Без подружек оставайся!
-Обзывалки, словно галки,
Встрепенулись и к тебе вернулись!
-Говоришь на меня, переводишь на себя!
-Обзывайся, хоть охрипни! Ничего ко мне не липнет!
III. Результаты исследования и выводы
Для того чтобы установить, используют ли мои сверстники дразнилки и каковы их особенности был проведен социологический опрос.
В опросе участвовали 110 человек: 48 учеников 1- х классов, 48 родителей, 14 бабушек и дедушек.
Мы задавали участникам следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты дразнилки? Какие?
2. Используешь ли ты дразнилки в своей речи?
3. Дразнят ли тебя? За что?
Приведем обобщенные результаты исследования.
При ответе на первый вопрос: «Знаешь ли ты дразнилки?» все 110 человек ответили утвердительно.
При этом мы наблюдали существенную разницу в ответах на вторую часть вопроса, где требовалось перечислить дразнилки, которые известны.
Таблица 1. Распределение известных дразнилок по категориям
На имена | На внешние признаки | На отрицательные поступки | |
Ученики | 31 | 46 | 52 |
Родители | 62 | 64 | 70 |
Бабушки и дедушки | 37 | 40 | 58 |
Итак, как видно из таблицы 1, первоклассники знают несколько меньше дразнилок в категориях «На имена» и «На внешние признаки», самыми «знающими» оказались бабушки и дедушки, кроме того, они называли дразнилки, которые сейчас совсем не употребляются в детской речи:
Едет Ваня на быке, балалаечка в руке, Балалаечка упала, быку ноженьку сломала.
Антошка-картошка, соломенная ножка, Сам с ноготок, голова с локоток.
Взрослые также называли дразнилку «Тили-тили-тесто, жених и невеста», которую не указал ни один из детей, так как дружба мальчика с девочкой не считается зазорной в нашем классе.
Дразнилки на имена – наименее распространенные у всех возрастных групп. Так, чаще всего назывались следующие:
Алка (Галка) - палка, -скакалка.
Андрей – воробей.
Вовка - морковка.
Инка (Нинка) – свинка (картинка)
Ленка - пенка.
Машка (Наташка) –какашка.
Очень много дразнилок, характеризующих внешность, знают взрослые, в речи детей их намного меньше. Так, родителями, бабушками и дедушками назывались такие дразнилки:
Беззубая карга, Тебя кошка родила, Тебя поп крестил И штаны спустил.
В нашем классе есть Затор - Вместо носа - гвоздодер!
Вот так нос: Бог семерым нес, А он одному достался!
Дорогой, дорогой, Почему такой худой? Приезжай ко мне в кишлак, Будешь толстый, как ишак.
Дядя Степа с длинным носом Приходил ко мне с вопросом: - Как убавить этот нос, Чтобы больше он не рос? - Вы купите купоросу И приставьте его к носу, Ковыряйте долотом - Нос отвалится потом.
Жирная бочка родила сыночка, А сыночек без ушей, Хоть завязочки пришей.
Жирный, жирный, Поезд пассажирный!
Жир-пром-комбинат!
Косой, косой, Подавился колбасой!
Очки, очки, Мы с тобой не дурачки!
Толстый пончик Съел батончик, А потом и говорит: "У меня живот болит".
Толстый, жирный, поезд пассажирный!
У кого рубашка в клетку - Тот похож на психтаблетку.
Вторая по наполняемости группа дразнилок, которые знают наши испытуемые – это дразнилки, высмеивающие дурные поступки или черты характера. Так, среди них упоминались:
Вображала хвост поджала И под печку убежала, А под печкой крокодил Вображалу проглотил.
Воображуля высший сорт! Куда едешь? - На курорт. На курорте пусто Выросла капуста!
Дурочка-снегурочка Лежала на печи, Ела кирпичи!
Дядя хрюша, повторюша, А по имени Индюша. Все помойки облизал, А спасибо не сказал!
Жадина соленая, На костре вареная!
Жадина, говядина, Пустая шоколадина!
Жадина, говядина, Соленый огурец На полу валяется, Никто его не ест!
Муха прилетела- Понюхала и съела.
Командир полка - Нос до потолка, Уши до дверей, А сам, как муравей!
Командир полка - Нос до потолка, Уши до лампочки, А сам лезет к мамочке!
Кто хвалится, Тот в яму провалится!
Любопытной Варваре Нос на рынке оторвали.
Любопытному на рынке Прищемили нос в корзинке.
Моряк, с печки бряк, Растянулся, как червяк!
Обманули дурака На четыре кулака, А еще один кулак - Получается дурак!
Плакса, вакса, гуталин, на носу горячий блин!
Плакса, вакса, мандарин, На носу горячий блин!
Так тебе и надо, Курица-помада!
Трус, трус белорус, На войну собрался, Как увидел первый танк - Сразу испугался!
Хвались, хвались, В яму провались. Яма, закройся, Больше не откройся.
Я скажу тебе на ушко Про зеленую лягушку. Никому не говори, Потому что это ты.
Ябеда соленая, На костре вареная!
Ябеда-корябеда, Соленый огурец, На полу валяется Никто его не ест!
Для удобства анализа мы расположили дразнилки по алфавиту, и сразу стало видно, что в дразнилкой чаще всего порицаются воображалы, жадины, трусы и ябеды, то есть высмеиваются те черты детей и их поступки, которые больше всего вредят хорошим отношениям и мешают дружбе.
При ответе на второй вопрос: «Используешь ли ты дразнилки в своей речи?» ответы первоклассников распределились следующим образом.
Таблица 2. Частота использования дразнилок в общении с другими детьми
Часто | Иногда | Никогда |
15 | 24 | 9 |
Как видим, большинство первоклассников используют дразнилки в общении с другими детьми.
При этом все ученики отмечают, что их дразнят, причем, обычно дразнилки связаны с какими-то плохими поступками – хвастовством, ябедничеством или связаны с именем ребенка.
Мы подготовили классный час «Дразнилка – опыта копилка», после которого пришли к выводу:
Наши одноклассники подобрали много дразнилок про качества своих друзей, посмеялись над дразнилками про свое имя. ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ )
Заключение
Выводы: цель работы достигнута, мы узнали много нового и важного о роли дразнилок в нашей жизни. Будем использовать их только в добрых целях. Гипотеза, что дразнилки развивают детей подтвердилась: дети учатся общаться.
IV. Литература:
Выбери путь
Одеяльце
Три орешка для Золушки
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Хризантема и Луковица