Лечебные свойства многих растений еще мало или вовсе неизвестны человеку. Многие лекарственные растения часто примитивно применяются для лечения только одного известного в народе заболевания, что говорит о неосведомлённости населения по данному вопросу. Это и послужило основанием для изучения и обобщения имеющихся сведений о лечебном действии растений нашей местности.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа на тему
«Лекарственные растения
окрестностей села Барлук
и их использование в лечебных целях»
Работу выполнила
Ученица 6 А класса
Непомнящих Алена
Руководитель:
Учитель географии
Лакушина О.Е.
Содержание
Введение
Основная часть:
1. Список растений вошедших в гербарий
2. Результаты анкетирования
3. Результаты опроса населения, работника аптеки.
4. Описание лекарственных растений, их свойств и применения в лечебных целях.
Выводы
Тема. Лекарственные растения окрестностей села Барлук и их использование в лечебных целях.
Цель: изучение свойств лекарственных растений окрестностей села Барлук.
Задачи:
Объект исследования: лекарственные растения окрестностей села Барлук и их свойства.
Гипотеза: лекарственные растения окрестностей Барлука и их свойства недостаточно применяются жителями в лечебных целях.
Актуальность: Лечебные свойства многих растений еще мало или вовсе неизвестны человеку. Многие лекарственные растения часто примитивно применяются для лечения только одного известного в народе заболевания, что говорит о неосведомлённости населения по данному вопросу. Это и послужило основанием для изучения и обобщения имеющихся сведений о лечебном действии растений нашей местности.
Методы исследования:
Введение.
Тысячи лет назад первобытные знахарки лечили раны, полученные на охоте в схватке с мамонтом, саблезубым тигром или пещерным медведем, а также болезней, угнетающих человека. Именно знахарка первая узнала о целебных свойствах растений и научилась их использовать в своей практике. Именно она узнала их магическую силу и научилась готовить целебные снадобья. Только потом все это на вооружение взяли шаманы, жрецы, маги и врачи. Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели.
История изучения и использования лекарственных растений на территории нашей страны уходит в глубокое прошлое. Миллионы лет, в течение которых шла эволюция человека, накапливались эти знания и передавались из поколения в поколение.
Первые записи о лекарственных растениях встретились в наиболее древнем из известных нам письменных памятников, принадлежавших шумерам, жившим в Азии на территории нынешнего Ирака за шесть тыс. лет до н. э. Знаменитый врач Древней Греции Гиппократ (469-377 гг. до н. э.) дал научное обоснование применению лекарственных растений, упомянув в своем сочинении 236 видов, которые тогда применялись в медицине. Его считают основоположником современной научной медицины. В Изборнике великого князя Святослава Ярославича 1076 г. приводятся сведения о лекарственных растениях, использовавшихся на Руси. Начиная со средних веков широкое распространение получают травники - реестры лечебных трав с указанием их целительных свойств.
У каждого народа имеется собственный опыт врачевания травами и свой букет лекарственных растений, исходя из особенностей местной флоры. В своей работе я предприняла попытку изучить некоторые лекарственные растения нашего села и их лечебные свойства.
Мною было проведено анкетирование обучающихся и работников нашей школы, посещена местная аптека, изучен спрос населения села на лекарственные растения, изучены свойства лекарственных растений и возможность их применения в лечебных целях.
Основная часть.
1. Список растений, вошедших в гербарий:
2. Результаты анкетирования.
Отдельным учащимся и работникам школы было предложено ответить на вопросы анкеты:
1. Какие лекарственные растения вы знаете?
2. Какие лекарственные растения вы используете в лечебных целях?
Таблица 1.
№ | Лекарственное растение | 6 «А» класс | 6 «Б» класс | 8 класс | 10 класс | Работники школы | |||||
знаю | использую | знаю | использую | знаю | использую | знаю | использую | знаю | использую | ||
1 | Облепиха | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 2 | 1 |
2 | Шиповник | 3 | 3 | 0 | 0 | 2 | 2 | 5 | 2 | 4 | 3 |
3 | Полынь | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 2 |
4 | Пустырник | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 2 | 4 | 1 |
5 | Петрушка | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
6 | Багульник | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 2 |
7 | Тысячелистник | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 0 | 5 | 1 | 3 | 2 |
8 | Клюква | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
9 | Смородина | 1 | 3 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 |
10 | Подорожник | 4 | 0 | 2 | 1 | 4 | 3 | 9 | 5 | 4 | 2 |
11 | Черемуха | 3 | 2 | 5 | 4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
12 | Малина | 6 | 7 | 5 | 8 | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 1 |
13 | Алоэ | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 0 | 4 | 2 | 2 | 1 |
14 | Береза | 1 | 0 | 1 | 1 | 4 | 0 | 7 | 2 | 3 | 1 |
15 | Ромашка | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 | 2 | 4 | 1 |
16 | Лопух | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | 2 | 0 | 0 |
17 | Клевер | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
18 | Крапива | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 5 | 5 | 3 | 6 | 2 |
19 | Солодка | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
20 | Чистотел | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 9 | 3 | 2 | 1 |
21 | Кора дуба | 0 | 0 | 3 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 |
22 | Календула | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 4 | 5 |
23 | Иван чай | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 1 | 2 | 1 |
24 | Пижма | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 | 2 |
25 | Боярышник | 1 | 0 | 0 | 1 | 4 | 1 | 1 | 0 | 3 | 1 |
26 | Лапчатка | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
27 | Одуванчик | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
28 | Пастушья сумка | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 0 | 2 | 1 |
29 | Чабрец | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
30 | Черноголовник | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
31 | Белозор | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
32 | Брусника | 5 | 3 | 6 | 5 | 4 | 3 | 0 | 0 | 0 | 1 |
33 | Боровая матка | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 |
34 | Спорыш | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 |
35 | Толокнянка | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 2 |
Всего | 20 | 12 | 15 | 13 | 13 | 8 | 21 | 14 | 27 | 26 |
Результаты анкетирования показали, что учащиеся и работники школы знают некоторые лекарственные растения. В основном это ягодные кустарники, кустарнички и травы. Используют лекарственные растения в ограниченном количестве.
3. Результаты опроса населения, работника аптеки.
Таблица 2.
№ | Название | Цена |
1 | Душица (трава) | 47,95руб. |
2 | Лен (семена) | 42,20руб. |
3 | Рябина (плоды) | 36,50руб. |
4 | Можжевельник (плоды) | 42,00руб. |
5 | Пижма (цветки) | 43,90руб. |
6 | Шиповник (плоды) | 77.00руб. |
7 | Хвощ полевой (трава) | 38,85руб. |
8 | Валериана (корневища с корнями) | 74,50руб. |
9 | Бадан (корневища) | 62,55руб. |
10 | Сабельник болотный | 59,50руб. |
11 | Фиточай «Анастасия» | 85,40руб. |
12 | Кора осины | 52,20руб. |
13 | Таежный знахарь | 68,60руб. |
14 | Фиточай «Курильский чай» (рассыпной) | 68,25руб. |
15 | Фиточай «Курильский чай» (в пакетиках) | 74,85руб. |
16 | Боровая матка таежная | 79,55руб. |
17 | Чага березовый гриб | 59,85руб. |
18 | Ортосифона тычиночного листья | 59,65руб. |
19 | Фиточай «Байкальский № 17 очищающий организм | 63,95руб. |
Результаты опроса населения и беседа с работником аптеки помогла составить список чаще всего востребованных трав. Из таблицы 2 видно, что многие лекарственные растения произрастают в окрестностях села Барлук и могут быть заготовлены самостоятельно. Средняя стоимость сбора трав составляет 59, 38коп. самостоятельный сбор лекарственных трав помогает сохранить средства , потраченные на травяные сборы, предлагаемые в аптеке.
4. Описание лекарственных растений, их свойств и применения в лечебных целях.
Применение: прикладывать молодые листья к ранам, нарывам, порезам; свежевыжатый сок подорожника помогает при хронических поносах. Это средство так же полезно при воспалении полости рта и дыхательных путей. При кашле заливают молодые листья подорожника кипятком и пьют этот отвар с добавлением меда. Отварив сушеные листья подорожника, можно приготовить напиток против засорений желудка.
Настой из листьев и сок растения назначают при остром и хроническом гастритах, заболеваниях желудка и кишечника, а наружно - для лечения нагноившихся ран. Семена обладают обволакивающим, мягчительным, нежным слабительным действием.
Вывод.
1.Результаты анкетирования показали, что учащиеся и работники школы знают некоторые немногие лекарственные растения. В основном это ягодные кустарники, кустарнички и травы. Используют лекарственные растения в ограниченном количестве.
2. Результаты опроса населения и беседа с работником аптеки помогли составить список чаще всего востребованных трав. Из таблицы 2 видно, что многие лекарственные растения произрастают в окрестностях села Барлук и могут быть заготовлены самостоятельно. Средняя стоимость сбора трав составляет 59, 38коп. самостоятельный сбор лекарственных трав помогает сохранить средства, потраченные на травяные сборы, предлагаемые в аптеке.
3. Учащиеся школы, взрослые работники школы и села мало знают о полезных свойствах лекарственных растений. Этим летом мы членами школьного лесничества более подробно изучим растения: пополним коллекцию гербария, изучим лекарственные свойства растений, создадим дополнительные буклеты о лекарственных растениях.
Большое - маленькое
Упрямый зяблик
Кто должен измениться?
Пчёлки на разведках
"Морская болезнь" у космонавтов