Данная работа была представлена на конкурсе исследовательских работ "Я - исследователь".
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_v_mire_fantazii_bumazhnoy_kukly.doc | 919 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОУКОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«В МИРЕ ФАНТАЗИИ БУМАЖНОЙ КУКЛЫ»
Исследовательская работа
учениц 3 «а» класса
Сорокиной Елизаветы, Стрекозовой Дианы
Научный руководитель: учитель начальных классов
Анисимова Валентина Ивановна
НОВОУКОЛОВО 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАЖНЫХ КУКОЛ И ИХ ОСОБЕННОСТИ | |
1.1. История бумажной куклы 1.2. Недостатки и достоинства бумажной куклы | 6 10 |
ГЛАВА II. КАК НАРИСОВАТЬ БУМАЖНУЮ КУКЛУ | 11 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 13 |
ЛИТЕРАТУРА | 14 |
Приложения | 15 |
ВВЕДЕНИЕ
Фея знала своё дело,
И, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело,
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Всё чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно,
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже,
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
Л.Рубальская
Бумажные куклы для девочек – простая и незатейливая увлекательная игра, известная уже не одному поколению. Несомненно, все девочки любят кукол, и именно поэтому существует великое множество самых разнообразных видов кукол: одних девочки заботливо пеленают и катают в колясках, с другими ходят на прогулки и устраивают кукольные чаепития, есть куклы, которых девочки любят наряжать. Бумажные куклы относятся как раз к последней категории.
Раньше, несколько лет назад у каждой девочки была бумажная кукла, вырезанная из журнала или нарисованная мамой. Этим куклам рисовали разные наряды, от купальников до роскошных платьев. В наше время бумажные куклы уступили место куклам Барби и компьютерным играм. А ведь если вспомнить, то раньше бумажные куклы имели очень большую популярность, начиная с 19 столетия. Их рисовали и раскрашивали в ручную, а после, в 20 веке бумажных кукол стали печатать в типографиях с большим набором одежды.
Мы обратились к своим бабушкам и мамам с вопросом «Были ли у вас такие бумажные куклы?». Они ответили, что «у них были такие куколки из плотной бумаги или картона с обязательным набором разной одежды. Мы сами иногда рисовали красивые, как нам тогда казалось, платья, и были горды этими сногсшибательными нарядами. Наши бумажные куклы были школьницами, дамами, принцессами». (Приложение 1)
В настоящее время на смену рисованным бумажным куклам пришли фабричные. Всё реже и реже девочки обращаются к карандашу и бумаге для создания бумажной красавицы. Особенно актуальной эта проблема стала в настоящее время, так как покупные бумажные куклы стали доступными для приобретения. Мы узнали, в какие бумажные куклы играют наши одноклассницы? Все девочки играют купленными бумажными куклами. Теряется самобытность изготовления куклы своими руками. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.
Материалом для нашего исследования послужили электронные энциклопедии, сведения из сети Интернет о бумажных куклах наших мам и бабушек. Всё это позволяет выдвинуть гипотезу, что бумажные куклы оставались и остаются не только игрушкой, но и развивают фантазию и художественный вкус.
Исходя из этого, целью нашей работы будет исследование бумажных кукол, чтобы выяснить их особенности и рассказать об этом нашим сверстникам.
Основные задачи исследования:
1. Подобрать литературу по теме исследования.
2. Узнать, что такое бумажная кукла и ее историю.
3. Изучить недостатки и достоинства бумажной куклы.
4. Создать свой набор бумажных кукол.
5. Сделать вывод.
Объектом и предметом нашего исследования является бумажная кукла и ее особенности.
Недостаточная изученность бумажных кукол как предмета приобщения детей к аккуратности и развитию художественного вкуса, позволяющего свободно фантазировать и тут же воплощать свои мечты с помощью бумаги и ножниц, обуславливает новизну нашей работы.
В ходе исследования использованы следующие методы: анализ информации сети Интернет по данной теме; беседа; анализ результатов, обобщение полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, во-первых, полученные результаты будут способствовать более полному и комплексному пониманию бумажных кукол, во-вторых, учащиеся нашей школы и взрослые получат целостное представление о создании бумажных кукол.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАЖНЫХ КУКОЛ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
1.1. История бумажной куклы
Бумажная кукла – это распечатанная на бумаге двухмерная фигурка, к которой прилагается комплект одежды. Одежда крепится на куклу с помощью бумажных полосок, которые просто загибаются по фигуре куклы. Это может быть фигура человека или животного.
Бумажные куклы появились в XVIII веке, однако в те далекие времена их использовали иначе. Европейские дизайнеры одежды демонстрировали при помощи бумажных кукол свои творения.
Детской игрушкой бумажные куклы стали в начале XIX века. Уже в 1830-х годах американская фирма McLoughlin Brothers представила покупателям серию доступных по цене детских бумажных кукол. Барышни с нарядами продавались всего за несколько центов, а потому стали доступны широкой детской аудитории. Позже бумажным куклам стали придавать черты известных людей, актрис, популярных исторических персонажей, появляются куклы балерины, королевы, персонажи сказок. (Рис. 1)
Рис. 1
В России бумажные куклы появились в конце девятнадцатого века и быстро завоевали любовь всех девочек. Вначале их изготавливали вручную и раскрашивали. К концу 20 столетия (1983 — 1994 гг.) их стали печатать в журналах. Прежде всего, детских (например, «Веселые картинки», «Мурзилка»), а также взрослых (например, «Работница», «Крестьянка»). (Рис. 2) Были среди них и двусторонние модели бумажных кукол. (Рис. 3)
Рис. 2
Рис. 3
Очень популярна была модель куклы Барби, как среди детей, так и коллекционеров. Версия бумажной куклы Барби и ее сестры, очень хорошо продавались в 1970-ых. (Рис. 4)
Рис. 4
Позже бумажные куклы стали продаваться в виде книг, из которых нужно было по контурам вырезать и саму куклу, и ее наряды. Были и такие альбомы, где для бумажной куклы можно было изготовить мебель и создать необходимый интерьер. Это очень способствовало развитию художественного вкуса и приобщению детей к будущей профессии модельера. (Рис. 5)
Рис. 5
К слову, коллекцию кукол составляли не только вырезки из журналов, альбомов, но и собственные творения. (Рис. 6)
Рис. 6
Родители вместе с детьми сами рисовали кукол, а к ним - целый ворох разнообразных нарядов. Девочки с бумажными куклами играли «в семью». Ходили со своими куклами друг к другу в гости. Разыгрывали с помощью бумажных кукол сюжеты из реальной и выдуманной жизни людей.
Прошло более 150 лет, но эти игрушки и сейчас остаются актуальными.
Изучая историю бумажных кукол можно сделать вывод, что, создавая кукол, каждый сможет проявить себя и как художник-модельер и как конструктор-дизайнер. Потребуется для этого немногое: альбомные листы, цветная и тонированная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши, краски или фломастеры. Можно своими руками построить красочный бумажный мир: кукле с гардеробом необходимо жилище, она захочет погулять в городе, где живут другие бумажные обитатели, сходить в гости к другой кукле. Для этого ей потребуется разная одежда и аксессуары, предметы мебели, транспорт. Все это можно создать самому.
1. 2. Недостатки и достоинства бумажной куклы
Частью нашего исследования стало изучение мнения людей в блогах на различных сайтах в сети Интернет, а также мнения наших мам и бабушек.
Делая анализ комментариям, мы пришли к выводу, что у бумажных кукол есть свои недостатки и достоинства. Свои результаты мы оформили в виде таблицы.
Недостатки | Достоинства |
бумажные куклы недолговечны | бумажная кукла легкая и изящная |
быстро мнутся и приходят в негодность | можно создавать бесчисленное множество нарядов |
для создания гардероба требуются навыки рисования | не займет много места в квартире |
бумажную куклу нельзя усадить, поменять ей позу | создание нарядов для бумажной куклы – это настоящий полет творчества и фантазии |
для бумажной куклы несложно создать целый мир – дом, дачу, машину, офис | |
любимая игрушка детства |
Как мы видим, мнения разделились. Несмотря на недостатки, бумажная кукла все равно остается любимой игрушкой детей. Чтобы сделать ее прочнее, можно наклеить на картон. Если нет навыков рисования, можно вырезать и копировать одежду из разных модных журналов. А самое главное можно попробовать себя в качестве дизайнера.
ГЛАВА II. КАК НАРИСОВАТЬ БУМАЖНУЮ КУКЛУ
Бумажные куклы имеют ряд преимуществ перед обычными куклами. Они занимают мало места, дешево стоят, их можно изготовить самому. Но чтобы она радовала глаз, рисовать прелестницу стоит тщательно и аккуратно.
Чтобы узнать, как нарисовать бумажную куклу мы обратились за помощью к Лизиной маме Сорокиной Елене Сергеевне. Вот что она нам рассказала:
«Мне больше нравились почему-то односторонние куколки - те, у которых было изображение только на лицевой стороне, и одежка крепилась на бумажные клапанчики. Начинала всегда с самой куколки, рисовала, вырезала её, придумывала имя. Потом рисовала одежду - карандашами, реже фломастерами. Очень просто это делалось - фигурка куклы обводилась на белом листе, и по этим контурам было очень удобно рисовать новый наряд».
Мама Стрекозовой Дианы, Юлия Алексеевна показала нам свою коллекцию бумажных кукол. (Приложение 2)
Мы пришли в восторг. Каждая кукла имела несколько нарядов. Это были зимние, летние, весенние наряды, различные фасоны юбок и платьев.
Нам тоже захотелось создать свой набор бумажных кукол. Кукол мы назвали Лиза и Диана. Это подружки. Они такие модницы. Одежду для них мы придумали повседневную, спортивную, праздничную. (Приложение 3, 4)
Во время рисования куклы мы пользовались инструкцией:
1. Нарисуйте фигуру и нижнее белье вашей будущей куклы. Не нажимайте на карандаш, линии должны быть еле заметны, чтобы по необходимости их можно было стереть. Обведите все контуры. Раскрасьте.
2. При создании одежды вам нужно обратить внимание на некоторые детали. Учтите позу куклы, одежда должна совпадать с положением тела.
3. Обведите по контуру фигуру игрушки, одежду рисуйте вокруг этой основы. Если предмет гардероба облегающий, он должен подходить куколке точно по фигуре. Сделайте прямоугольные крепления, на которых одежда держится на кукле. Эти крепления должны находиться на плечах, в районе локтей и икр.
Работая с данной инструкцией, мы пришли к выводу, что с изготовлением самих бумажных кукол приобретаются практические навыки моделирования, которые нужны девочкам в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы изучили литературу по истории возникновения бумажных кукол, научились создавать свои модели бумажных кукол. Интересным открытием для нас стало исследование истории возникновения и развития бумажных кукол.
Проведя исследовательскую работу, мы пришла к выводу, что знать историю возникновения и развития бумажных кукол интересно и познавательно, а с изготовлением самих бумажных кукол приобретаются практические навыки моделирования, которые нужны девочкам в будущем.
В современной игровой культуре бумажная кукла представлена и востребована, в основном, как игрушка-самоделка, к которой обращаются в детстве, практически все, особенно в возрасте 7-12 лет, что связано с возможностью реализовать свою фантазию, проигрывать различные житейские сценки взрослой жизни, создавать свои собственные игры.
Мы думаем, что наша гипотеза полностью подтвердилась. Бумажная кукла учит детей аккуратности и бережливости к вещам, развивает художественный вкус, позволяет свободно фантазировать и тут же воплощать свои мечты с помощью бумаги и ножниц. Нам очень нравится эта игра, мы не хотим, чтобы её забыли. Но как можно остановить время с его компьютерными играми, куклами «Барби» и другими техническими новшествами XX и XXI века!
ЛИТЕРАТУРА
1. Бумажные куклы из советского детства [Электронный ресурс] / Блог. – 2009. - Режим доступа: http://blog.katichka.ru/?p=819
2. Детские игрушки и развивающие игры. Бумажные куклы [Электронный ресурс] / Статья. Детские развивающие игры. – 2010. - Режим доступа: http://proigrushku.ru/bumazhnye-kukly/
3. Женская энциклопедия. Бумажная кукла [Электронный ресурс] / Проект группы «Медиафорт». – 2010. - Режим доступа: http://womanwiki.ru/w/
4. Клуб бумажных кукол. История бумажной куклы [Электронный ресурс] / Статья. История куклы. - 2009. - Режим доступа: http://ksysha.ru/historidolls.html
5. Музей детства. Советские бумажные куклы [Электронный ресурс] / Блог. – 2013.- Режим доступа: http://museum-cdm.livejournal.com/11558.html
6. Российский Сервис. Бумажные куколки [Электронный ресурс] / Дневник .-2009. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3430230/post116878729
7. Сообщество «Детский блог». Всеми любимые бумажные куклы (вспомним детство) [Электронный ресурс] / Новости. – 2013. – Режим доступа: http://www.babyblog.ru/community/post/childtoys/1697311
8. Социальная сеть для всей семьи. Веселый жираф [Электронный ресурс] / Игрушки для девочек. - 2012. – Режим доступа: http://www.happy-giraffe.ru/community/14/forum/post/17635/
Отчего синичка развеселилась
Весенняя гроза
Выбери путь
Как Снегурочке раскатать тесто?
Всему свой срок