Аннотация
к исследовательской работе «Наши выпускники - молодые ученые».
Данная работа была запланирована как исследование в апреле 2007 года и осуществлялась историко-краеведческим кружком «Патриот». В течение лета 2007 года проводились встречи с выпускниками, их родителями, классными руководителями и учителями. Работа была очень объёмной, поступало много документов, фотографий, книг, необходимо было обрабатывать интервью и вести переписку. В дальнейшем роли кружковцев распределились следующим образом: Непомнящих Ольга – ставила на учет новые экспонаты – материалы, появившиеся в связи с исследованием, в разделе школьного музея «Летопись школы» и готовила выставку; Пушкарева Наташа – описывала содержательную часть работы; Климова Дарья – работала над структурой исследования и подготовила презентацию для защиты. Защита данной работы успешно прошла на школьной научно-практической конференции «Хрустальная Сова» 8 февраля 2008 года. На секции «Гуманитарные науки» исследование получило грамоту за 1 место.
Как результат работы кружка появилась не только исследовательская работа, но и новая большая выставка в школьном музее.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Введение. Уже несколько лет мы занимаемся в историко-краеведческом кружке «Патриот». Мы познаем историю своего поселка и края, данный процесс для нас очень интересен. Как правило, предметом исследования являются события и люди далекого прошлого. Например, в 2007 году кружок представлял работу на областной научно-практической конференции «Музей и дети», где рассказывала о судьбе мальчика Ивана, пережившего голод времен коллективизации. А в этом учебном году мы исследовали пласт истории конца 70-х – 90-е годы ХХ века. Объектом исследования стали наши современники очень молодые люди поселка, выпускники Холбонской школы, ставшие примером для подражания молодежи. Это молодые ученые, они уже в ранние годы состоялись как личности, сумели выработать в себе волевой характер, а главное добиться высоких результатов в области науки. Цель данного исследования узнать, как за столь короткий период времени они смогли многого добиться, выявить их «секрет успеха» и поделиться полученными результатами с окружающими. В связи с поставленной были намечены следующие задачи:
1. Составить список фамилий.
2. Найти информацию, по возможности фотографии и грамоты, работы изучаемых нами личностей.
3. Встретиться с выпускниками-учеными, их родителями и учителями.
4. Обработать полученную информацию и выделить главное.
5. Проанализировать информацию и сделать выводы, исходя из цели.
Ранее никто не занимался подобной работой, она показалась увлекательной и интересной.
Не составило особого труда составить список этих выдающихся личностей, т.к. они активно поддерживают связь со школой и учителя не забывают своих учеников. Получив данные – список из 7 фамилий, мы были приятно удивлены, сколько учеников нашей школы добились таких высоких результатов. Затем нужно было собрать необходимую информацию о них. Первоисточниками стали их личные дела. Конечно, информация там скудная и написано все «сухо». Лишь характеристика классного руководителя помогает лучше понять характер и узнать отношение учителя к интересуемому нас ученику. В характеристиках содержится только положительная информация, потому что эти ученики вызывали лишь положительные эмоции у преподавателей. Именно поэтому у учителей превосходное мнение о них, и они гордятся, что смогли вырастить таких ребят. Опросив классных руководителей, мы узнали много о школьных годах и о характерах «молодых учёных». В частности Шутова Н.Н., учитель технологии охотно согласилась ответить на наши вопросы. Под её классным руководством находились Постовалов А.Л. и Ковалёва О.С. Мы собрали много информации, наглядного материала, грамот, фотографий и о других выпускниках, а также удалось получить труды их кропотливой работы. Данный процесс шёл во время встреч с родителями наших молодых ученых и лично с ними летом 2007 года. Сейчас мы останавливаемся подробнее на каждой личности.
Соблюдая принцип хронологии, начинаем с братьев Миньковых, Сергея и Леонида. Нам удалось собрать лишь совсем немного сведений об их биографиях, на то было несколько причин:
Нам удалось встретиться с мамой братьев Миньковых – Александрой Лукьяновной, она являлась учительницей географии в Холбонской школе, сейчас на пенсии, живет в Иркутске, а летом посетила наш поселок, в котором все её помнят и любят.
Вот что она рассказала:
Миньков Сергей Леонидович (1952 года рождения) окончил школу в 1970г. В 1976 г. с отличием оканчивает Томский Государственный Университет, физико-математический факультет. Защитил кандидатскую диссертацию в 1982 г. в данное время преподаёт студентам ТГУ, является кандидатом физико-математических наук, занимает должность доцента.
Миньков Леонид Леонидович (1960 года рождения.) окончил Холбонскую среднюю школу в 1978г., по стопам брат поступил и отличием окончил в 1984г. Томский Государственный Университет, физико-математический факультет. Защитился в 1998г., кандидат физических наук, также доцент. Его работа связана с областью космической физики и компьютерными технологиями. Сергей и Леонид женаты, имеют по двое детей, оба и в школе и сейчас активно занимались легкой атлетикой, имели неплохие результаты. Нам особенно дорог учебник для студентов и преподавателей «Основы числительных методов», авторами которого являются Сергей и Леонид Миньковы, он издан в Томске в 2006 году, а получили мы его по почте при переписке с А.Л. Миньковой. Отмечаю, что это первые и пока последние ученые в области физматематических наук, которые являются выпускниками нашей школы. Современные школьники последние годы крайне слабо проявляют интерес к математике и физике.
В науку идут не только мужчины, Кабанова Татьяна Ильинична, другая её фамилия по мужу Сапожникова – тоже ученая кандидат социологических наук. Родилась она в 1973г. До школы посещала детсад (воспитатель Рогазинская Е.П.). Пошла в школу с 7 лет. С 1-3 класс классным руководителем была Журкина Н.Г., иногда её подменяла Алексеюк Л.В., а в 4-11 классным руководителем была Седельникова Т.Ю. При нашей встрече Татьяна Ильинична в фонды музея передала очень много грамот. Рассматривая их, мы можем сделать вывод, чем любила заниматься она, и что у неё хорошо получалось. Во-первых, есть похвальный лист похвальный лист за отличные успехи и примерное поведение в 6 классе. Следовательно, девочка примерно училась и, возможно, это помогло ей так подняться в жизни. Во-вторых, она занималась спортом, в частности настольным теннисом. По данному виду спорта она два раза занимала вторые призовые места в районных соревнованиях среди девушек. А также активно участвовала в школьных мероприятиях, в подтверждение этому грамота за активное участие в художественной самодеятельности, она также свидетельствует о её творческих способностях. Кроме того, она была пионеркой и комсомолкой, и, судя по грамотам, имела превосходные успехи в этих организациях. Командир отряда, председатель Совета Дружины в школе (вожатая Писарева Т.А.), секретарь комсомольской организации в школе (руководитель Юрлагина Г.В.). Таня награждена путёвкой во всесоюзный лагерь «Артек» в 1986г. на Трудовую смену - 40 дней. В 1989г. Кабанова Татьяна училась в областном лагере комсомольского актива «Искра». В 1991г. окончила школу. В аттестате имеются две четвёрки по алгебре и автоделу.
На выбор продолжения образования повлияла старшая сестра Наталья, которая посоветовала поступить в ЧПИ (ЧГТУ - ЧГУ) на горный факультет по специальности «Обогащение полезных ископаемых из вторсырья».
Во время учебы занималась в соцлаборатории, где руководителем был профессор, кандидат исторических наук Алёночкин Василий Иванович, который сыграл главную роль в становлении Татьяны Ильиничны как ученого.
Защитила ученую степень в 2002 году в г. Улан-Удэ (БГУ), тема диссертации «Пожилые люди: участие в трудовой деятельности в условиях перехода российского общества к рынку».
Татьяна Ильинична – кандидат социологических наук, доцент, работает в ЧГУ в институте «Экономики и управления» на кафедре «Государственное муниципальное управление и политика» (зав. – Хлызов Павел Григорьевич)
Татьяна Ильинична – автор многих работ:
1. монография – 2006г. (тема диссертации.)
2. учебное пособие: «Социальные проблемы людей пожилого возраста»
3. автореферат
4. «Теория организации» - пособие для студентов
Хотелось бы немного сказать о её двух работах, это «Социальные проблемы людей пожилого возраста» и «Теория организации». Эти две работы имеются у нас в школе. В первой работе автор рассматривает проблемы жизнедеятельности пожилых людей. Их трудовая деятельность и проблемы социального обеспечения. Работа проиллюстрирована диаграммами, схемами, таблицами, отличается хорошим литературным языком, легко читается. Во второй работе Татьяна Ильинична раскрывает понятие организации, её законы, принципы их построения и учит правильно проектировать эффективные организации и жить в них согласно законам и принципам рациональности. Причём, в этой работе у Татьяны Ильиничны имеется соавтор Хлызов П.Г.
В данное время школа находится в тесном контакте с нашей выпускницей, которая помогает осуществить проект организации лицейского класса для учащихся 10 - 11 классов в нашей школе.
Мы несколько раз встречались с Татьяной Ильиничной, когда она с двумя детьми приезжала в гости к родителям, к которым очень трогательно и уважительно относится, даже их фотографию она поместила на обложку своей монографии. Это очень простая в общении женщина, скромная, спокойная и очень ответственная. Когда мы спросили: «Что повлияло на её становление?», она выделяла три фактора:
1.Пример родителей
2.Помощь научного руководителя
3.Высокая личная ответственность во всем.
Петина Светлана Борисовна окончила МОУ Холбонскую СОШ в 1998 году. Родилась 9 мая 1981г. Родители Борис Иванович и Татьяна Тарасовна, очень скромные трудолюбивые люди. Судя по её характеристике, в первом классе она затруднялась по математике, особенно в решении задач. Были затруднения и в пересказе. По характеру спокойная, скромная, послушная, трудолюбивая, аккуратная. Пользовалась уважением среди одноклассников. Принимала активное участие в жизни класса и охотно, без упрёков выполняла поручения учителей. Классным руководителем с 4-11 класс была Седельникова Т.Ю. В 10 – 11 классах у Светланы проявляется интерес к истории родного края. Она пишет исследовательскую работу о наших земляках в годы Великой Отечественной войны. На районной научно-практической краеведческой конференции успешно выступает с данным исследованием и занимает 1 место. Окончила школу в 1998г., в аттестате четвёрки по русскому языку, алгебре, геометрии и химии. Поступает на исторический факультет ЗабГПУ и активно поддерживает связи со своим школьным научным руководителем С.А. Климовой. Она в качестве вожатой сопровождает кружок «Патриот» на археологических раскопках 2000 года на реке Нерче на памятнике Первый Буерак. Далее, во время учебного года, Светлана активно помогала внедрять в родную школу региональный компонент образования (РКО). Она проводила занятия по археологии у ребят на только, что образовавшимся спецкурсе «История Забайкалья», во время своих визитов к родителям. В 2003 году оканчивает истфак ЗабГПУ, работает в ЧГУ в «институте Социально-политических систем», зам. декана по учебной работе, на кафедре «социологии и философии права».
Кандидат исторических наук, защитилась 12.07. 2005 года в г. Астрахани. Тема её диссертации «Забайкалье в системе советско-китайских отношений в 1949- начале 1960гг.». Целью этой диссертации являлось изучение истории развития забайкальского региона в динамике советско-китайских отношений.
Сейчас Светлана Борисовна осваивает еще одну важную социальную роль, она молодая мама, растит дочь.
В сравнении с другими нашими выпускниками – молодыми учеными Светлана Петина поставила своего рода рекорд «быстрой защиты» научной диссертации – через 7 лет после окончания школы, она получает ученую степень «кандидат исторических наук».
С большим интересом мы познакомились с личностью Постовалова Алексея Леонидовича. Возможно, на выбор его профессии повлияла наследственность, т.к. в его семье несколько поколений имеют высшее образование, а его мама Постовалова Вера Владимировна превосходно преподавала математику в нашей школе. Родился в 1980г. 16 ноября в г. Чита. Ещё в детстве Алексей был очень серьёзный и целеустремленный. Его мама отзывается о нем очень хорошо. Утверждает, что в детстве, да и сейчас он был и остается примерным мальчиком с хорошими манерами и поведением. Но она с легкостью вспомнила случай, когда в первом классе, нечаянно бросив камень, разбил стекло в соседской теплице. Этот случай был единственным. Классным руководителем в начальной школе у Алексея была Журкина Н.Г. В характеристике она пишет, что он воспитанный мальчик, способности хорошие, особенно по математике и устным предметам. Любит трудиться, занимается в драматическом кружке. Активно участвует в общественной жизни класса и школы. С 5-11 классы руководителем была Шутова Н.Н. относится к нему положительно. Считает, что он компанейский и аккуратный мальчик, добросовестный и доброжелательный ученик. Благодаря своей артистичности и занятием в драматическом кружке, Алексей был великолепен на сцене. Сценки, которые он со своими товарищами разыгрывал были очень веселыми, юмористическими и нравились всем. В них они проявляли свою смелость, свободу творчества и конечно же чувство юмора. Особенно всем запомнилась пародия на бывшего директора школы Ляпину Т.А., которая, естественно, не могла не выразить своё недовольство по поводу увиденного. Алексей активно занимался спортом, в частности волейболом. Ездил на соревнования по легкой атлетике в Читу и Могочу. Всегда участвовал в олимпиадах по предметам. Часто занимал в них первые призовые места. Имел отличные математическо-физические способности. Заполнять дневник было его самым нелюбимым делом. Окончил школу в 1997г. С четырьмя четверками по русскому языку, литературе, обществоведению и английскому. Поступил в Читинский Технический государственный университет. Сначала пошел работать лаборантом, потом инженером. После пятого курса поступил в аспирантуру. Сейчас он доцент, в ЧГУ в институте «Экономики и управления» на кафедре « Государственное муниципальное управление и политика» (зав. Хлызов Павел Григорьевич), кандидат политических наук. Работал над темой: «Государственное управление предпринимательством в условиях становления рыночной экономики», защитил 22 мая 2007г., руководителем также как и у Сапожниковой Т.И. был профессор, кандидат исторических наук Алёночкин Василий Иванович. В личной жизни у Алексея, как и в деловой всё хорошо. Имеет двух детей Сашу и Настю.
Постовалов Алексей учился в одном классе с Ковалёвой Ольгой Сергеевной. Его одноклассница имеет непосредственное отношение к нашей работе. Родилась она 23 марта 1980г. В школе была «правой рукой» своего классного руководителя. В классе активно участвовала в мероприятиях и часто занимала должность старосты. В общении со сверстниками предпочитала парней. Она была очень аккуратная, не любила беспорядок. Активно участвовала в олимпиадах, в которых часто занимала призовые места. Их класс очень любил ходить в походы. Почти каждую неделю они выходили на природу. Не было такого, чтобы кто-то не пошёл. Было одно условие: если кто-то получил 2 или 3 поход становился запретом, пока не исправит оценки. Так что у них был стимул, чтобы хорошо учиться. В походах они всегда весело проводили время, разжигали костры, а зимой катались на санках. Таким образом, в классе были санкции, возможно повлиявшие на характер детей, повышали их стремление к хорошим оценкам. Ольга Сергеевна была любознательна, активна во всех внеклассных мероприятиях. Следуя из характеристики учителя, в 10 классе у Оли пропали настроение, энтузиазм заниматься общественными делами. Газета «Школьное обозрение» выпускалась под её личным руководством. Каждый класс она заканчивала с благодарностью. Сейчас она работает в г. Мирный, МПИ (Мирнинский политехнический институт), филиал ЯГУ (Якутский Гос. Университет) старшим преподавателем кафедры «Обогащение полезных ископаемых». Работает над темой: «Интенсификация процесса осветления шлалесодержащих оборотных водных систем в условиях алмазоперерабатывающих предприятий севера». В 2007 году летом состоялась очередная встреча выпускников в нашей школе, на которой присутствовал и историко-краеведческий кружок «Патриот». На встрече были и Алексей Постовалов, и Ольга Ковалева они остались простыми и приятными в общении людьми, слегка смущающиеся от внимания к своей личности.
Сахибгареев Константин Филлюрович родился 19.07.1972 г. в поселке Холбон, воспитывался в полной многодетной семье, где большим авторитетом пользовались оба родителя. Константин считает, что на его профессиональный выбор в большей степени повлияла мама, но и отец давал правильные жизненные советы. Например, когда он захотел поступать в военное училище, отец сказал, что вначале нужно пройти армию, а потом уже решать о поступлении и делать выбор. В семье придерживались демократического стиля воспитания, к детям уважительно относились, но и требовали вовремя возвращаться домой и выполнения домашних обязанностей.
Константин окончил Холбонскую среднюю школу в 1989 г. В школе его становлению как личности способствовали классные руководители: в 1- 3 классах Тамара Михайловна Михайлова, а в 4 – 10 классах Ирина Николаевна Патрина. Костя очень увлекался спортом. Это были секции и соревнования по волейболу, лыжам, легкой атлетике, его тренером был Виктор Николаевич Седельников. В школьные годы Константин проявлял разносторонние интересы, например на всю жизнь в ним остались школьные увлечения это игра в шахматы и на трубе. Он вспоминает, что парни, его одноклассники входили в небольшой оркестр, где он был трубачом.
После школы с 1989 по 1990 гг. Костя работал на Холбонском участке ПРП, РЭУ Читаэнерго.
В 1990 г. Он успешно поступает в ВУЗ, его зачисляют на первый курс Читинского политехнического института, на энергетический факультет. В 1996 г. Сахибгареев Константин Филлюрович окончил Читинский государственный технический университет (ЧитГТУ), с присвоением квалификации «инженер-электрик». А так как он был очень успешным и серьёзным студентом, Костю сразу пригласили работать в университете и заниматься научной деятельностью.
С 1996 г. по 2001 г. работал ведущим инженером-электроником, начальником сектора технического обслуживания в информационно-вычислительном центре ЧитГТУ.
С 2001 г. по 2013 г. ведущий инженер-электроник отдела АСУ ОАО «Нефтемаркет».
С 2013 г. является государственным служащим Федеральной Таможенной Службы в должности начальника отделения (г. Чита) Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала ЦЭКТУ г. Иркутск. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.
С 1996 года Константин Филлюрович успешно совмещает основную работу с преподавательской деятельностью в Забайкальском Государственном Университете. С 1996 по 2003- он занимает должность старшего преподавателя кафедры «Прикладной математики». С 2003г. по настоящее время его должность называется – доцент кафедры «Физики и техники связи». Константин Филлюрович проходит обучение в аспирантуре Забайкальского Государственного университета при кафедре «Электроснабжения». Он работает и уже готовиться к защите научной диссертации по теме «Диагностирование контактных соединений коммутационных аппаратов». Константин Филлюрович ещё является научным руководителем Выпускных квалификационных работ студентов кафедры «Физики и техники связи» ЗабГУ. Константин Филлюрович женат, воспитывает дочь.
Мы выяснили, что среди нынешних студентов, ближе всего к науке подошла Барченкова Екатерина, 1988 г.р., выпускница 2005 года. Катя студентка 3 курса ЗабГГУ, исторического факультета. Она ещё будучи школьницей занималась в нашем кружке, работала в археологической экспедиции на памятнике Первый Буерак, что в Нерчинском районе. Профессиональный выбор Екатерины был не случаен.
Сейчас она занимается археологическими исследованиями в ВАЭ, под руководством докторов исторических наук Е.В. Ковычевым и И.И. Кирилловым. На международной конференции в г. Новосибирске (апрель 2007 г.) – Катя заняла 2 место, она рассказывала о результатах работы в ВАЭ в 2006 году на археологическом памятнике в Новотроицке.
Заключение.
Заканчивая исследование, по личностям выпускников – молодых ученых, отмечаем следующие интересные особенности и общие моменты:
Считаем, что данная работа имеет большое воспитательное значение, она описывает опыт положительного становления личности. Практическое применение данной работы может быть в качестве беседы на классных часах у учащихся среднего и старшего звена. Данное исследование будет способствовать формированию чувства патриотизма к малой Родине, чувства гордости за своих земляков – молодых ученых.
Думаем, что жизненный успех, которого в столь короткий промежуток времени, добились наши выпускники, послужит положительным примером для нас, современных школьников, как проявление целеустремленности, трудолюбия, настойчивости и высокой ответственности – именно это и помогло им стать учеными.
Сказки пластилинового ослика
Рисуем "Осенний дождь"
Пустой колос голову кверху носит
Муравьиная кухня
Три коробки с орехами