Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Николаевка и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей. Бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека.
Вид исследования – теоретическое.Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках изобразительного искусства, окружающего мира и уроках православной культуры мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека.
При написании работы были использованы материалы книги А.М. Лисицына «Край трех Иргизов», материалы школьного музея, статьи из районной газеты «Ивантеевский Вестник», «Сельская Ярмарка», а также воспоминания старожилов села. Был проведён социологический опрос среди учителей, учащихся нашей школы, прихожан нашего храма. Совершили экскурсию по территории церкви.
При изучении истории церкви были использованы разные методы и формы работы: поисковый опрос, работа с газетными публикациями, экскурсия, беседа, наблюдение.
Слайд 1
Автор: Бабухина Юлия Игоревна с. Николаевка, МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Николаевка», 3 класс Руководитель: Рощупкина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Николаевка» с. Николаевка, 2014 Районная научная конференция школьников «Инициатива молодых» секция Проблемы гуманитаризации: история, краеведение История Храма села НиколаевкаСлайд 2
Я считаю себя счастливым человеком, потому что я живу в прекрасном селе, с красивым названием Николаевка. В августе 2013 года наше село отметило свое 185-летие. Я очень люблю свою малую Родину. И мне очень интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и все что с ним связано. Я узнала, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. В нашем селе есть Молельный дом Казанской Божьей Матери, но он был открыт не так давно. Значит, до его открытия в нашем селе все-таки должна бы быть церковь? Вот тогда-то я решила провести свое исследование и собрать по возможности материал об истории храма нашего села. Тема исследовательской работы – «История храма села Николаевска» Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Николаевка и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей. Задачи: Найти сведения о возникновении села Николаевка и строительстве православного храма в селе. Изучить историю храма: разрушение и восстановление. Проанализировать отношение населения к церкви. Исследовательская работа актуальна , так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема. Проблема : что является причиной рождения, закрытия и возрождения церкви в нашем селе? Гипотеза: я предполагаю, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.
Слайд 3
План исследовательской работы Найти сведения о возникновении села Николаевка, строительстве православного храма в селе, о разрушении и восстановлении храма. Совершить экскурсию в нынешний Храм села. Проанализировать отношение населения к церкви. Годом образования села Николаевка можно считать август 1828 года По проведенной переписи населения в 1849 году в селении проживало уже «1649 душ обоего пола и возраста».
Слайд 4
Росло поселение и, соответственно, вставал вопрос о развитии села, в том числе об образовании населения. Во второй половине 19-го века, в 1851 году, была построена церковь, с прибытием настоятеля начинает работать церковно-приходская школа. Церковь именуется в честь «Казанской» иконы Божьей матери. И с тех пор икона Божьей Матери «Казанская» является покровительницей нашего села. По рассказам некоторых старожилов, в то время было принято гордиться тем, у кого в селе церковь краше и выше. Своим храмом гордились наши предки. Церковь была самой высокой из всех церквей, стоящих в соседних селах. Церковь занимала важное место в ходе крестьянской жизни. В село во время церковного праздника стекались жители со всех окрестных деревень, находившихся порой довольно далеко. Церковь была регистратором всего течения семейной жизни (рождение, брак, смерть – официально фиксировались ею). Церковно-приходские школы для многих крестьян были единственным источником грамотности. 23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении Церкви от государства и школы от церкви. С 1929 года началась массовая компания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов из храмов. Постепенно многие Церкви стали закрываться, другие бездействовали. Николаевский Храм постигла участь многих русских Храмов. В 1930-е годы Церковь в селе Николаевка закрыли. А в 1934 году переоборудовали под зернохранилище. Колокола были сняты и переплавлены. Иконы рубили и сжигали. Правда, часть икон николаевцы сохранили у себя. (В последствии, многие иконы вернулись в новый Храм).
Слайд 5
Собирая материалы по истории Церкви нашего села, мне очень хотелось найти фотографию Церкви. Но не у кого из сельчан такой фотографии не оказалось. У Целых Василия Ивановича сохранилась фотография, где была сфотографирована бригада, убиравшая хлеб, когда церковь была уже под зернохранилищем, но на ней видно только ворота. На другом фото Церковь видно вдалеке. В 1965 году Церковь окончательно была снесена. Так как церковь была сделана из сруба, ее растаскивали по бревнышку. Купала и кресты снимали и переплавляли. Из воспоминаний Рощупкиной Антонины Ивановны 1938 г.р. : «Наша Церковь в честь Казанской Иконы Божьей Матери. Я помню, какой она была, когда её уже превратили в зернохранилище. Она тогда еще вся сверкала и светилась. Копия нашей церкви сохранилась и по сей день действует в селе Волчанка Пестравского района Самарской области. ( в интернете мы нашли фото церкви села Волчанка. Её недавно отремонтировали и покрасили.) Помню когда разрушали Церковь. Купола и кресты зацепляли тросами и три трактора тащили её в сторону юга. Она очень долго не поддавалась, но все равно не устояла. Сначала полетели кресты, потом купола. Центральный крест ушел глубоко в землю и весь изогнулся, его потом раскопали и перенесли на кладбище, поставили на могилу.
Слайд 6
В 2007 году на собрании в Храме, по благословению Батюшки, Отца Владимира, на месте где стояла Церковь, было решено поставить крест. 8 ноября 2007 года поставили Крест на том месте, где раньше стояла Церковь». Во время экскурсии в школьный музей, руководитель Васильева Н. П. показала нам крест, который сохранился у одной из жительниц села. По всей видимости, этим крестом Батюшка благословлял прихожан. А также в нашем школьном музее есть церковная книга на старославянском языке, по которой священнослужители вели службу в церкви. Более 40 лет в селе не было Храма. Но не удалось вытравить веру из людских сердец, стереть из памяти. Пожилые женщины всегда останавливались и крестились около святого места. А на большие церковные праздники собирались молиться святым сначала на кладбище, потом в доме Моргачевой В.П. или Якуниной А.А.. Одним из главных для нашего села церковных праздников – престольный праздник, который отмечают 4 ноября, День Казанской Божьей Матери.
Слайд 7
С марта 2006 года в нашем селе действует Молельный дом в честь Казанской Божьей матери. Он был открыт благодаря Анатолию Владимировичу Лупареву, пожертвовавшему свое жилье в пользу верующих. Содействие и финансовую помощь в деле открытия Молельного дома оказали депутат районного собрания – Любовь Григорьевна Каленова и глава КФХ – Владимир Васильевич Целых. Возобновились службы. По большим церковным праздникам к нам приезжает батюшка Отец Владимир. Службы стали постоянными. Робко, неуверенно вначале, затем более радостно стали заглядывать в Молельный дом дети. Многие жители села принесли в дар иконы, сохранившиеся их мамами и бабушками из разрушенной церкви. Все они находятся в хорошем состоянии. 28 августа 2006 года в православный праздник Успения Пресвятой Богородицы, к нам, в Николаевку, в молебный дом, вернулась наша икона Казанской Божьей Матери. Главная икона престольного ряда, некогда украшавшая иконостас Николаевской Церкви. Это событие для всех верующих людей стало знаковым. Житель села Бартеневка Михаил Иванович Телешев передал ее в наш молебный дом.
Слайд 8
У Иконы Казанской Божье Матери Поставили свечи за здравие Беседа с прихожанами Поем рождество
Слайд 9
Посещение Молельного Дома Опрос учителей и учащихся нашей школы
Слайд 10
В анкетировании принимало участие 45 человек. В результате проведенного анкетирования на вопрос: Верите ли вы в Бога? – 100% опрашиваемых ответили, что веруют в Бога. Все из опрошенных крещенные, т.е – 100 %. На вопрос: Знаете ли вы, как называется Молельный до нашего села? 50%- ответили – нет. Считаете ли восстановление храмов правильным делом? – 100% - ответили - да. На вопрос: Знаете ли вы, как называется Молельный до нашего села? 50%- ответили – нет. Большинство участников, 76% , обращаются к Богу в трудную минуту, произнося « Господи, помоги! » . 24% участников кроме « Господи, помоги! » , благодарят Его « Слава Тебе, Господи! » .
Слайд 11
Вывод На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение Храма в нашем селе. Когда в селе есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей. Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков. Список литературы А.М. Лисицын «Край трех Иргизов», стр.72, стр. 242. В.А. Карташов «Очерки по истории русской церкви», с 133. Газета «Ивантеевский Вестник» от 8 сентября 2009 года №76-77 Газета «Сельская Ярмарка» от 3 сентября 2009 года № 36 Интернет-ресурсы http :// school 19 sz . ucoz . ru http :// www . bibliotekar . ru / r
А теперь — мультфильм
Что общего у травы и собаки?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Нарисуем попугая цветными карандашами
Два Мороза