История появления школьной формы .
Вложение | Размер |
---|---|
dresskod_v_shkole.doc | 309 КБ |
Дресс-код в школе
Содержание:
Введение
Периодически в нашей стране возникает волна интереса к отсутствующей школьной форме. Перед началом учебного года во многих средствах массовой информации обсуждается вопрос введения школьной формы, свое мнение высказывают педагоги, ученики, родители, директора школ, журналисты, социологи, модельеры.
С проблемой справляются где как. Гдето вводят единую школьную форму, гдето просят придерживаться черно-белой или джинсовой гаммы.
А действительно, нужна ли школьная форма сегодня? Чему способствует ее введение? Нужен ли дресс-код в школе вообще?
Нынешние школьники хором ответят: «Нет!». Ведь «это уравниловка, шаблонное отождествление, лишение права на самовыражение» и т. д. Я учусь в девятом классе и прекрасно знаю, как заявляются на уроки. Это мамина помада и сапоги старшей сестры - у девочек и спортивные костюмы - у мальчиков. Какая тут учеба? Или «дископляски», или футбол. Родители уследить не могут, а учителя полномочия имеют только на замечания. Ведь ни у кого не возникает мысли придти в приличный офис или на лекции в университет в трениках. Почему? Дресскод! Гдето гласный, гдето нет, но есть он везде, кроме школы.
Целью моей работы является:
- изучение истории возникновения школьной формы;
- получить результаты социального опроса о том, что так ли необходима школьная форма сегодня.
Задачи:
- освоить историю развития школьной формы;
- подготовка вопросов к социальному опросу;
- провести социальный опрос среди учащихся.
История школьной формы в России
Школьная форма. Сколько споров и разных мнений бытует около нее. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма — изобретение советского руководства. Но это не так. История создания школьной формы уходит в гораздо ранний период времени.
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек.
Гимназист
В далеком 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. А в 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек. Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев определенных цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 – 9 лет – коричневый (кофейный), 9 – 12 лет – голубой, 12–15лет –серый и 15–18 лет–белый цвет.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалась мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
Ученицы Сапожковской женской гимназии с директором Носовой Анной Дмитриевной, 1913 год
Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся. В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.
В 1949 году в СССР единая школьная форма была введена вновь.
Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек – в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам – белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
Форма образца 1949 года
В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.
В 1985-1987 годах изменения коснулись и одежды девочек: старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы. В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия. Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.
Однако оказалось, что такой плюрализм также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды. Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились.
Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.
С 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся – элегантный, удобный, практичный.
В новом законе «Об образовании» от 29.12.2012года ст.28 п.3 подпункте 18 говорится о том, что требования к одежде обучающихся находятся на компетенции субъекта образования, т. е. школа может сама принять решение о введении единой школьной формы.
На сегодня многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать свои правила ношения одежды, так называемый «дресс-код». «Дресс-код» – слово относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности к тому или иному учебному заведению.
Так же в наше время стало негласной традицией советскую школьную форму надевать выпускницам школ на Последний звонок, когда 25 мая каждого года девушки-выпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Ктото позаимствовал форму, у когото она сохранилась в «сундуках». Получается очень нарядно и торжественно.
Отношение к школьной форме в иностранных государствах
У каждой страны отношение к школьной форме своё. Оказывается, современные ученики Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью истории их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день носят форменные галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративную принадлежность. Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена, и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах. В Польше — до 1988 года.
В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда - брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты об её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).
В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку — “матросский костюм”. К форме обычно даётся ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
В США каждая школа сама решает какие именно вещи позволено одевать ученикам. Школьную форму носят ученики престижных частных школ для детей обеспеченных родителей. Есть школы, в которых запрещено приходить на занятия в джинсах. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. В США довольно часты случаи, когда школьники, одетые в мешковатые одежды, проносят в класс огнестрельное оружие. Строгая школьная форма с облегающим силуэтом не позволяет незаметно спрятать пистолет. В 80-х гг. XX в. в США состоялись первые попытки введения школьной формы в учебных заведениях неблагополучных районов. Чиновников беспокоило социальное неравенство детей. На сегодняшний день во всех школах штата Филадельфия форма обязательна. Считается, что она делает жизнь детей безопаснее, улучшает дисциплину и снижает конкуренцию. В Канаде школьная форма существует во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды.
В Италии, напротив, не существует обязательной школьной одежды, однако во многих школах активно выступают за ее введение. По мнению учителей, она способна мотивировать учеников к более старательному обучению.
В большинстве европейских стран также нет единой формы, все ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.
Дресс-код для учителей
Что такое имидж современного учителя? Активно обсуждают школьную форму, а как насчет дресс-кода для учительского состава? Нужен ли он? Или строгий костюм априори сопровождает педагога по жизни? Дорого ли сегодня соответствовать этому пресловутому дресс-коду?
Наше первое впечатление о новом знакомом чаще всего связано с его нарядом. Многие считают, что одежда отображает внутренний мир человека и его настроение. Но это касается только «свободного стиля», когда мы одеваемся, руководствуясь собственными желаниями и вкусами. А вот отправляясь на работу, следует считаться с дресс-кодом учреждения. Немало профессий требуют соответствующего стиля одежды
Учитель «функционирует» на виду, т. е. в течение продолжительного времени находится перед глазами. Его не только слушают, «картинка» должна быть «приятна» глазу. На разглядывание — одна-две минуты, а дальше ничего не должно отвлекать.
Одежда учителей должна быть приближена к деловому или классическому стилю, не слишком насыщенных цветов. Соответственно, и макияж предпочтителен не очень яркий. В спортивном костюме и кроссовках имеет право ходить только учитель физкультуры.
Педагоги не должны злоупотреблять бижутерией и прочими ювелирными украшениями, а также открытыми костюмами, джинсами, шортами, бриджами и майками с вульгарными надписями, изображениями людей и животных.
Туфли у учителей всегда должны быть чистыми, а их каблук не должен превышать десяти сантиметров. Лучше, если это будет закрытая, классическая модель темного цвета.
Маникюр для педагога обязателен. Правда, ногти не должны быть чрезмерно длинными и допустимы лишь нейтральных тонов.
Учителям также настоятельно рекомендуют постригать и аккуратно укладывать волосы. Если у учительницы пышная шевелюра, то ей ничего не остается, как собрать ее в хвост или пучок.
Перекрашиваться в экстравагантные неестественные цвета категорически запрещено. Про парики, шиньоны, пирсинг на лице и татуировки педагогам лучше забыть. Карманы, молнии, рюши, кружева, блестки также должны уйти в прошлое.
Носить больше одного кольца на руке теперь тоже не получится, из-за чего многие любители ювелирных украшений уже сейчас очень огорчаются.
Учитель был, есть и будет эталоном для детей. Порой слово воспитателя или учителя значит для ребенка больше, чем хор родительских голосов. Во все времена новое воспринимается в штыки.
Красота учителей - страшная сила, утверждают психологи. Некоторых она стимулирует на хорошую учебу, девочки и мальчики тянутся к учителю, стараются следить за своим внешним видом. Но есть и обратная сторона - ученики отвлекаются, влюбляются, теряют голову.
По мнению психоаналитика Елены Прядкиной, проблема плохо одетых учителей, особенно учительниц - не столько в отсутствии денег, сколько в отсутствии мотивации. Большинство школ укомплектованы женщинами. В Минобрнауки пояснили, в принципе ни в каком законе не прописано, как должны одеваться педагоги. Однако в любой школе директор может, согласовав с родительским комитетом, внести в Устав пункт, по которому учителя должны придерживаться определенных норм в одежде.
Общественное мнение
Стоит ли вводить школьную форму или позволить духу демократии и дальше вырабатывать в детях собственный стиль? Этот вопрос все чаще порождает бурные дискуссии. Споры ведутся и о том, повысит ли форма дисциплину и успеваемость.
По данным социальных исследований большинство россиян (64%) считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше (31%). По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) чаще всего за введение школьной формы выступают женщины77%, из них 39% считают, что «безусловно, следует» ее вести. Социологи отмечают, что на этом фоне существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18-24 лет, среди которых преобладает отрицательной отношение к ее введении - половина опрошенных этой группы (51%) против введения школьной формы, «за» - лишь треть (38%).
Следует отметить, что современная школьная форма, строго говоря, не форма вовсе. Это, скорее, набор одежды для занятий в школе и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно и недопустимо. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.
Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. «От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие», – считает модельер Вячеслав Зайцев. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго.
Всего лишь три секунды – ровно столько времени требуется, чтобы вынести вердикт незнакомцу. Никто не оценивает интеллект - с первого взгляда о нас судят по обуви, осанке, цвету лица. Не самый демократичный способ, но такова реальность. Был проведен опрос среди руководителей кадровых служб, стилистов, кастинг-директоров и редакторов моды. Итак, что требуется и каков дресс- код, чтобы произвести хорошее впечатление?
Большинство опрошенных ассоциирует хороший внешний вид именно с аккуратностью и чистотой, а не с острой модностью и дороговизной наряда. Это значит – свежая, не помятая одежда, причесанные волосы и ровные брови, короткие ногти, натурально отполированные или покрытые тонким слоем прозрачного лака.
Сама по себе прямая спина не говорит о высоком интеллектуальном потенциале, но сгорбленная спина способна дискредитировать даже гения. Постоянное потирание носа, лихорадочные движения пальцев – все это говорит о неуверенности в себе.
Подмечено, что наличие помады свидетельствует об активности и оптимизме. Кроме того, участники опроса верят, что немного теней на веках привлекает внимание к глазам. Кожа должна быть матовой: жирный блеск указывает на нервозность и дисбаланс. Педагоги должны выглядеть опрятно, модно, но не вызывающе.
Костюм, который слишком велик, сделает свою обладательницу похожей на девочку, которая добралась до маминого гардероба, или на нездоровую особу, которая слишком быстро потеряла в весе. Слишком тесная одежда причиняет дискомфорт и отвлекает внимание.
Таково отношение окружающих к одежде.
Доводы за школьную форму
В чем же заключаются положительная сторона ношения школьной формы? Исходя из данных социальных исследований, мы выявили следующие аргументы:
- школьная форма, как и любая другая форма, дисциплинирует (44% опрошенных);
- школьная форма приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей (18%);
- строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий;
- ученик в школьной форме думает об учебе, не об одежде;
- форма исключает (во всяком случае ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные» (отмечает 53% из опрошенных);
- единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится на их здоровье отрицательно;
- школьная форма экономит деньги родителей.
Каждый из аргументов подкреплен фактами, наблюдениями, статистикой.
Знаменитый модельер Вячеслав Зайцев о школьной форме сказал следующее: «Сейчас молодежь увлекается джинсами. Но я категорически не приемлю такой внешний вид на уроках. Джинсы - расхлябанная, неделовая одежда. Она не формирует хороший вкус, чувство стиля».
Человек в деловом костюме на пляже выглядит нелепо. Но ещё более нелепо выглядит в официальном учреждении человек в пляжном наряде.
Что касается сменной обуви – она также необходима, прежде всего, в гигиенических целях. Не способствуют сохранению здоровья наших ног длительное хождение в утепленной обуви в помещении, в резиновой обуви, кроссовках, обуви на высоких каблуках. И помните, что за обувью, как и за одеждой, нужно ухаживать - чистить, мыть, просушивать.
Доводы против школьной формы
Лишь 15% опрошенных не видят никаких плюсов введения школьной формы. Причем среди молодежи 18-24 лет доля тех, кто таких преимуществ не находит, максимальна и составляет треть опрошенных (34%).
Главные недостатки школьной формы — нежелание детей ее носить (32%), потеря индивидуальности (18%). Форма – элемент уравнительного воспитания и обучения. Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы. Требования ношения школьной формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании может произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников. Также респонденты указывают на фактор затратности15% отмечают повышение финансовых расходов на обучение ребенка, а 11% — затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребенок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.
Социальный опрос
Проведя социальный опрос среди учащихся 4-11-ых классов. Мы увидели следующую картину:
Заключение
Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие, – считает модельер Вячеслав Зайцев. Возможно, для повышения собственной самооценки школьный дресс-код может оказать огромную услугу, ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго”.
Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.
В школьной форме наших дней есть и плюсы и минусы. Но все же, учитывая чрезмерную «демократичность» наших детей, форма помогает воспитывать внутреннюю дисциплину, прививает вкус. Посмотрите, в чем школьники ходят на занятия: тут и спортивные костюмы, и голые животы с пирсингом, и декольте, и «шпильки»! Самое обидное то, что старшеклассники не понимают, что школа - это учреждение, а не ночной клуб и правила хорошего тона требуют носить деловую одежду, так принято во всем мире.
В любом случае, нельзя забывать, что школа - это общественная организация, и одежда для нее должна быть пусть немного, но формальной. Поэтому не стоит потакать своему ребенку, когда он (или она) одевается в школу ярко и вызывающе. В конце концов для развлечений есть другие места: парки, клубы, кинотеатры. На уроках дети должны грызть гранит науки, а не отвлекаться, рассматривая, у кого джинсы новее и юбка короче.
Решает ли школьная форма все проблемы? Нет.
Решает ли школьная форма многие проблемы? Да.
Литература
Ссылки:
Как напиться обезьяне?
Щелкунчик
Иван Васильевич меняет профессию
Проказы старухи-зимы
Лиса Лариска и белка Ленка