Проект является интегрированным (биология-экология-математика)
Вложение | Размер |
---|---|
Текст проекта. | 84.5 КБ |
Приложение к проекту | 380.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32»
г. Братска
БАЙКАЛЬСКИМИ ТРОПАМИ
Исследовательский проект
Автор: | Пронович Наталия, МБОУ «СОШ № 32», 6 класс. |
Научный руководитель: | Учитель биологии Пронович Т.В., МБОУ СОШ № 32 |
г. Братск
2013 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………3
Обзор литературы………………………………………………….....5
Методика исследования……………………………………………...9
Результаты исследования…………………………………………….9
Выводы………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………11
Список литературы…………………………………………………...11
ПРИЛОЖЕНИЕ I……………………………………………………..12
ПРИЛОЖЕНИЕ II…………………………………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ III……………………………………………………21
ПРИЛОЖЕНИЕ IV……………………………………………………23
Введение
«Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не
озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами, кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины» (из письма А. П. Чехова Н. А. Лейкину, 1890г)[1]. С этим высказыванием замечательного литератора Антона Павловича Чехова согласится житель не только нашей страны, но и любой страны мира, несмотря на то, что датировано оно концом 19 века. А вот высказывание нашего современника: «Байкал поражает красотой, богатством фауны, своей уникальностью и неповторимостью. Подсчитано, что 60% из 2630 видов животных и растений, встречающихся в озере, не встретишь больше нигде в мире» [2]. Эти слова сказаны разными людьми и в разное время, но они об одном – об уникальности и неповторимости Байкала. И с каким сожалением звучат слова об уязвимости этого драгоценного дара природы: «В отличие от множества других озер Северного полушария, Байкал сохранился в состоянии, близком к первозданному, в значительной степени благодаря тому, что его водосборный бассейн пока мало населен… Поэтому загрязнение Байкала имеет локальный характер и в основном приурочено к отдельным крупным источникам промышленных выбросов. В 1990 году группа экспертов ЮНЕСКО признала Байкал особо ценным природным объектом, достойным включения в Список Мирового Природного Наследия» (Коптюг В.А., Настоящее и будущее..,1996)[3]. Так почему же, зная об уникальности и эндемичности Байкала, о хрупкости его чистоты, люди продолжают его загрязнять, ведь это может привести к гибели озера?
Я предположила, что если ценность Байкала познается с детства, то в будущем, повзрослев, человек будет бережнее относиться к сохранению озера, а главное – такой человек будет неравнодушен к судьбе Славного моря. Кроме того, я предположила, что если не просто получить готовые сведения о Байкале, а сделать свои маленькие «открытия», можно гораздо глубже оценить неповторимость озера и почувствовать личную ответственность за его «здоровье». Это предположение и стало гипотезой моей работы.
Цель проекта – заинтересовать учеников нашей школы темой Байкала. Цели проекта я достигну, если поставлю перед собой следующие задачи:
1. Найти и отобрать материал о животном и растительном мире Байкала;
2. Создать мини-словарь байкальских терминов;
3. Создать подборку математических задач на основе данных о животных и растениях озера Байкал и прибайкальской тайги;
4. Представить мини-сборник «Байкальскими тропами» ученикам 4А, 4Б, 4В классов;
5. Провести опрос учащихся школы с целью планирования дальнейшей работы над проектом.
К сожалению, в г.Братске не во всех школах ведётся предмет «Байкаловедение», и юные братчане знают о Байкале совсем немного. Работу я считаю актуальной, так как нужно с детства знать о своём крае как можно больше, чтобы не допустить экологической беды. Говоря образно словами Н.И. Пирогова, «Будущее принадлежит медицине предохранительной»[4]. Легче предупреждать проблемы, чем их «лечить». Поэтому если с помощью своего проекта я смогу сейчас привлечь внимание учеников нашей школы к уникальному озеру, то внесу свой вклад в сохранение Байкала и предупреждение экологических проблем в будущем.
Участники проекта:
Обзор литературы
Байкал - озеро-рекордсмен. Самое глубокое и большое по объему пресной воды, самое древнее из озер. В Байкале обитает самое большое число видов растений и животных. По данным известного знатока байкальской фауны О.А.Тимошкина, «только животных в озере более 2,5 тысяч видов и подвидов, причем каждый год биологи определяют десятки новых. Даже зимой, когда озеро спрятано под метровым ледяным панцирем, в пробах воды или грунта можно наблюдать разнообразие и обилие представителей байкальской фауны: «зимний урожай» микроводорослей обеспечивает существование всех сложных пищевых взаимоотношений» [5].
Самые мелкие из животных, населяющих Байкал - простейшие. Это одноклеточные организмы, которые могут питаться бактериями и водорослями, а некоторые из них - другими видами простейших. Группа многоклеточных беспозвоночных животных представлена в Байкале наибольшим разнообразием видов, среди которых есть свои «знаменитости». Из беспозвоночных, населяющих водную толщу, пожалуй, самый известный вид - эндемик эпишура байкальская [6]. Это мелкие, размером около 1-1,5 мм, ракообразные, так называемые «веслоногие рачки». Они обитают в открытом Байкале, практически во всей его водной толще. Благодаря своему фильтрующему приспособлению - густой сети из щетинок и волосков на конечностях ротового аппарата - эпишура является самым эффективным биологическим чистильщиком байкальской воды. А еще эпишура - основной корм для омуля. Другие байкальские ракообразные - акантогаммарусы - настоящие гиганты по сравнению с эпишурой. Размер их тела составляет несколько сантиметров. Панцирь вооружен острыми шипами, придающими акантогаммарусам очень необычный вид. Акантогаммарусы обитают на дне, встречаясь до глубин несколько сотен метров. На каменистых грунтах Байкала распространены самые экзотические животные озера - пориферы или губки. Это неподвижные колонии очень мелких беспозвоночных. Форма колоний зависит от видовой принадлежности (в Байкале 16 видов губок). Дно байкальских заливов и прибрежные мелководья заселены личинками насекомых, среди которых - более 50 видов ручейников. Взрослые особи ручейников покидают водную среду обитания и тогда на берегах озера можно наблюдать их массовый лет. Особенно много ручейника в начале лета. Черная масса крылатых насекомых покрывает прибрежные камни, кустарники и даже небольшие деревья - не зря в народе ручейника называют «липочан». В это время только чрезмерно ленивый не кормится легкой добычей. Жирует медведь, собирая насекомых прямо на камнях, питается падающими на поверхность воды ручейниками хариус [7]
Разнообразна фауна байкальских рыб. Всего в озере обнаружено 52 их вида. Байкальский омуль - представитель семейства сиговых, эндемичный подвид вида, распространенного в арктическом бассейне Евразии и Северной Америки. Это основная промысловая рыба Байкала. Уникальные обитатели Байкала - большая и малая голомянки. Это небольшие рыбки (самка большой голомянки достигает длины немногим более 20 см), обитающие в открытом Байкале на разных глубинах, питающиеся эпишурой и более крупными ракообразными. Бледно-розовое или бесцветное полупрозрачное тело, большие прозрачные грудные плавники, уплощенная голова с огромным ртом - вот «портрет» байкальской голомянки. Тело большой голомянки содержит исключительно высокую (44%) концентрацию липидов, что обеспечивает рыбке нейтральную плавучесть. Оба вида являются живородящими, вымет личинок у малой голомянки происходит в феврале-марте, у большой - во второй половине лета. Несмотря на то, что запасы голомянки в Байкале огромны (по оценкам ученых, биомасса каждого вида более 50 тыс. т.), промыслового значения она не имеет, т.к. рассредоточена по всему озеру и не образует скоплений. Экологическое же значение голомянки велико - она является основным кормом нерпы, молодью голомянки питается омуль. Самые крупные из байкальских рыб - обыкновенный таймень и байкальский осетр. Байкальский осетр занесен в Красную книгу России. За свои примерно 50 лет жизни байкальский осетр может вырасти до 1,8 м при весе до 130 кг! Питающийся донными беспозвоночными и мелкой рыбой, он обычно обитает в прибрежье восточной стороны Байкала и на Селенгинском мелководье. Загрязнение рек и браконьерский вылов создают большую проблему для сохранения байкальского осетра [8]
Байкальский тюлень (нерпа). Интересен сам факт обитания типично морского млекопитающего в центре огромного континента. Ученые в большинстве поддерживают гипотезу о проникновении этого вида из Северного Ледовитого океана через Енисей и Ангару, либо через Лену (как предполагают, именно по этой реке прежде проходил байкальский сток); есть версия, что байкальская нерпа - результат «местной эволюции». Так или иначе, на Байкале существует устойчивая популяция нерпы, численностью несколько десятков тысяч особей. Нерпа щенится ежегодно во второй половине зимы - первой половине весны, принося одного, редко двух детенышей. Байкальская нерпа - великолепный ныряльщик, об этом свидетельствуют такие показатели, как способность погружаться на глубину 200 метров и находиться под водой дольше 20 минут [8]
Разнообразие ландшафтов и неоднородность климата байкальского прибрежья - причины исключительного для Восточной Сибири видового богатства флоры и фауны в этом регионе.
Пестрые насекомые и паучки, в изобилии встречающиеся по берегам Байкала, могут порадовать глаз, но более памятны встречи с гнусом и неприятные моменты, когда обнаруживаешь в самых неудобных местах тела присосавшегося иксодового клеща. Пик активности клеща в Прибайкалье приходится на июнь; в августе случаи нападения его на человека очень редки [9]
Из позвоночных животных больше всего видов птиц. По берегам озера обитает множество видов куликов; непосредственно с акваторией Байкала связаны места обитания пролетных и гнездящихся в этих краях утиных - кряквы, огаря, крохаля и др. И уж конечно, немыслим образ Байкала без серебристой чайки - стаи этих птиц не увидит на озере только тот, кто проспал все путешествие. Представители семейства тетеревиных - в основном оседлые виды. Остепненные склоны сопок - типичные места обитания даурской куропатки, в лесных массивах распространены глухарь и рябчик, а в горных тундрах и альпийских лугах - тундряная и белая куропатки. Гнезда они устраивают прямо на земле, под прикрытием камней или кустарников. В районе Байкала много видов хищных птиц, самая крупная из которых - орлан-белохвост, прежде широко распространенный на Байкале, теперь малочисленный вид. Орнитологи сообщают о единичных случаях гнездования на Байкале беркута [10]
Наиболее распространенный вид рептилий - щитомордник обыкновенный - ядовитая змея, встречающаяся в каменистых степях, на склонах гор и в речных долинах.
Очень много грызунов. 30 видов встречаются практически повсеместно - от заболоченных равнин (ондатра, водяная полевка) до альпийского пояса (черношапочный сурок, алтайская и северная пищухи). Парнокопытные - кабан, лось, благородный олень (он же изюбрь), северный олень, сибирская косуля, кабарга - обитатели лесостепных равнин и склонов гор. Спасаясь от гнуса, северный олень летом мигрирует в высокогорья, поднимаясь до самых гольцов. Крупные хищники, обитающие в тайге Прибайкалья - росомаха, рысь, бурый медведь, а в лесостепи - волк. Знаменитый соболь - мелкий, но прожорливый хищник. Основной его корм - мышевидные грызуны, но способен соболь напасть и на мелкое копытное животное - кабаргу (это притом, что вес крупного самца соболя немногим более 1 кг!). Соболь - большой любитель кедрового ореха. Зверек промышляет в горной тайге, предпочитая труднопроходимые буреломы, и поясе кедрового стланика, где у него практически нет конкурентов [10].
Практическая часть
Методика исследования
6. Оформление результатов опроса в виде диаграмм.
Результаты исследования
1. Для сборника собраны данные о соболе, зайце, глухаре, лосе, волке, кедровке, филине, рыси, барсуке, кунице, медведе, нерпе, омуле, олене, бурундуке, сосне, ели (ПРИЛОЖЕНИЕ I).
2. В мини-словарик вошли 24 термина (ПРИЛОЖЕНИЕ II) [11] [12]
3. Группе учеников 4-х классов (участникам проекта) был предложен опрос. В опросе участвовало 64 ученика: 4А – 22 ученика, 4Б – 18 человек, 4В – 24 человека. В ходе обработки результатов опроса выяснили, что 27 человек (42%) узнали о Байкале из программ телевидения, 17 человек (26%) – от родителей, 20 человек (32%) узнали о Байкале из литературных источников. Отдыхали с родителями на Байкале 17 человек (26%), все – самостоятельно, «дикарями». Из 64 человек знают, что такое «эндемик», 21 человек (33%). Работа с задачами сборника и знакомство с терминами понравилось всем участникам группы – 64 человека (100%) После ознакомления с материалами сборника считают, что узнали о Байкале больше, 57 человек (89%), хотят узнать больше 62 человека (97%). Для поиска новой информации о Байкале к справочникам обратятся 23 человека (36%), обратятся к сети интернет 41 человек (64%) (ПРИЛОЖЕНИЕ III).
Выводы
1. В результате работы с литературными источниками выяснили, что наиболее часто в литературе встречаются названия байкальских ветров – верховик, шелонник, баргузин, сарма, горная; термины «эндемик», «лимнология», названия животных и растений Байкала.
2. Благодаря особому географическому положению и происхождению животный мир Байкала действительно уникален и привлекателен для изучения множеством интересных фактов.
3. Если материал о Байкале изложен в интересной форме и даёт возможность самому делать маленькие открытия, то это повышает мотивацию к изучению озера.
4. Материал об уникальности Байкала может быть использован на уроках биологии, географии, истории, математики, информатики.
Заключение
В заключение можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась и проект имеет перспективу для продолжения, так как уже сейчас ученики 4х и 6В класса продолжают собирать всё новые, и новые факты о Байкале. Собрано шесть легенд, связанных с озером, найдены интересные сведения о его происхождении (гипотезы совершенно разные – одна говорит об относительной молодости озера, а другая, наоборот – о древности). Решено организовать «Неделю Байкала», которая пройдёт в сентябре нового учебного года. Ученики 4А и 4Б классов принесли свои стихи, посвящённые Байкалу, а ученики 6В класса, обучающиеся в школе искусств, принесли рисунки, изображающие природу Байкала (ПРИЛОЖЕНИЕ IV). Поскольку нам удалось заинтересовать ребят темой Байкала, я считаю, что цель моей работы достигнута.
Список литературы
1. http://ru.wikiquote.org/wiki
2. http://www.alltravelworld.ru/travels-1125-4.html
3.Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал / Рос. академия наук, Сиб. отд-ние. Лимнол. ин-т; Науч. ред. проф. Д.Н. Эджингтон. – Новосибирск, 2002. – С. 131-140.
4. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-nikolaya-pirogova
6. «География в школе», №2, 2005 г.
8. http://www.baikaldivo.ru/library/books/fold_03/article_07.htm
9. http://irkipedia.ru/browser/437
11. http://baikal-tourist.ru/index.php/obaikale/osnivnie-svedeniya-o-baikale
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Сосна
В сосновом лесу приятно пахнет смолой. Сосны стоят свободно – прямые, как колонны. Стволы их снизу гладкие, без сучков, и только ближе к вершине виднеются боковые ветви, образующие крону. У сосны хвоя держится на ветках два, редко три года. Сосны требуют много света и не выносят затенения. В густой прибайкальской тайге не увидишь молодых сосёнок. |
№1. Сколько лет живет сосна?
+ 9
+ + = от (лет)
+
+
+ + = до (лет)
+
№2. На сколько метров вырастет сосна за 100 лет?
-80 121
10 + + -90 20 + + -120
+ - +
126 + 126 20 + 16
В сосновой шишке под каждой деревянистой чешуей у ее основания два маленьких углубленьица, и в них по семечку. Семечко охвачено с двух сторон, как щипчиками, крылышком.
№3. На сколько см за год вырастет сосна?
:
:
- = (см)
Пронович Наталия, 6В класс
Нерпа
Байкальская нерпа имеет однотонную окраску, буровато-серую с серебристым оттенком. Волосяной покров относительно высокий и густой. Длина тела до 1,5 метров. Байкальская нерпа распространена только в оз. Байкал, из которого заходит в реки Ангару и Селенгу. Зимой на поверхность льда не выходит, дышит через отверстия, которые проделывает в молодом льду. В конце апреля наблюдается массовый выход животных на лёд. Питается непромысловой рыбой: бычками, голомянкой. В феврале-марте у самки рождается один детёныш (белёк). Байкальская нерпа занесена в Красную книгу России. |
№1. Какова длина тела детеныша нерпы (в см.)?
-34 0,1 -0,1 +60 от (в см.)
-0,1 +70 -0,35 -1,15 до (в см.)
№2. Найти массу детеныша нерпы (в кг.)?
+ +
:
(в кг.)
№3. Сколько в среднем весит нерпа (в кг.)?
до
Указание: -19; ∙2; +58;
Омуль
№1. Сегодня мы познакомимся с одной рыбой, а какой, вы узнаете сами. Если вы решите пять уравнений и к каждому ответу подберете соответствующую букву из алфавита, то вы узнаете, про кого мы будем говорить. |
1) Х : 38/3 = 39/17 : 11/4
2) А ∙7/18 = (7/3)2
3) В ∙ 3,14 + 117 = 182,94
4) (-3,2) ∙ (-9) + А = 41,8
5) 20у + 1,53 = 603,375
Омуль - рыба рода сигов. На нерест идёт осенью. В России обитает в Енисее, Байкале, Лене, Оби, в реках Печоры.
№2. В каком веке впервые были получены сведения об этой рыбе?
:// + V
+1
+1
+
+///
+///
:V//
№3. Какова масса омуля (в кг.)?
Чтобы узнать массу омуля, нужно решить задачу.
Цифра 11 рассматривала свое генеалогическое дерево, где отмечены одни мужчины – числа. Стрелка идет от отца к сыну. Как звали брата деда брата отца 11?
5* 9*
8*
7* 4* 10* 1*
3* 21* 11*
№4. Какова длина омуля (в см.)?
Чтобы узнать длину омуля, нужно умножить ответ задачи на самое большое число из вставленных чисел магического квадрата.
Площадь белой зоны равна 6 см2. Какова площадь темной зоны?
42 | 4 | |
14 | 5 |
№5. Существует знаменитая разновидность омуля, а какая - вы узнаете сами.
4 | И | К | |
3 | Й | С | Л |
2 | О | А | У |
1 | Б | М | Ь |
0 | 1 | 2 | 3 |
(1,1), (2,2), (3,1), (4,2), (2,2), (3,3), (1,3), (3,2), (4,2), (4,1), (3,1), (2,1), (1,2), (2,3), (3,3), (1,3), (4,3)
Байкальский омуль подразделяется на три вида: ангарскую, селенгейскую, чивыркуйскую. Зимуют в Байкале на глубине 300 метров.
Пронович Наталия, 6В класс
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
«Чудо мира»
О красоте такой в Сибири
Наслышаны все люди в мире
Байкалом издревле зовут
И почитают, берегут.
И старый дедушка Бурхан -
Он охраняет воды там.
О нерпе сложены легенды,
Такой не сыщите нигде вы!
А рыбы все там уникальны
Откуда появились – тайна!
Быть может, тайну ту хранят
Те горы, что вокруг стоят?
Молчат, но знаю точно
Что просят нас Байкал беречь,
чтоб жизнь в нём –
продолжала течь!
Янкаускайте Софья, 4В класс
Машенька - ветреные косы
Чья проталина?
Большое - маленькое
Знакомые следы
Две снежинки