Состояние здоровья людей значительно ухудшается от современного темпа жизни. Мы все прекрасно понимаем, что наше здоровье зависит во многом от нас самих. И поэтому необходимо найти те способы, которые смогут улучшить здоровье, повысить умственные способности, снизить возбудимость и эмоциональное напряжение.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_1.docx | 389.6 КБ |
Ямало – Ненецкий автономный округ
Надымский район Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды»
Районная научно – практическая конференция «Здоровье – категория социальная»
Релаксация, как средство для снятия стресса и утомляемости
Исследовательская работа
Автор работы:
Капустина Диана
обучающаяся 5а класса
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2 п. Пангоды
Научный руководитель:
Сычугова Разина Асбаповна
учитель физкультуры
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2п. Пангоды»
п. Пангоды
2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………..
Аннотация……………………………………………………………
Актуальность…………………………………………………………
История возникновения и развития релаксации………………….
Методика исследования, результаты………………………………
Заключение………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………..
Приложение 1……………………………………………………….
Приложение 2……………………………………………………….
Состояние здоровья людей значительно ухудшается от современного темпа жизни. Мы все прекрасно понимаем, что наше здоровье зависит во многом от нас самих. И поэтому необходимо найти те способы, которые смогут улучшить здоровье, повысить умственные способности, снизить возбудимость и эмоциональное напряжение.
Возможно релаксация универсальный способ от многих заболеваний.
Целью представленной исследовательской работы является определение влияния релаксации, в форме дыхательной гимнастики, мышечных усилий и расслаблений и представление образа.(на английском тоже).
Актуальность данной исследовательской работы состоит в том, что проблема борьбы со стрессом и психологическим утомлением из проблемы чисто медицинской перерастает в социальную. Из-за недооценки способов восстановления и поддержания психологического и эмоционального состояния здоровье и успеваемость многих учеников снижается. С этим надо что-то делать: например, активнее информировать школьное сообщество о существовании такого расслабления как релаксации.
Даже небольшое количество отведенное в течении дня на релаксацию физическими упражнениями позволяет подавить стрессовое состояние, утомляемость и напряжение. Я в своем исследовании использовала в основном практическую литературу. Книги А. Г. Назаровой «Как профилактика и снятие детских стрессов», Фиона Той «Искусство расслабления: релаксация» 1998г. Помогли мне в исследовательской работе необычайно эффективная релаксационная техника, которая была изобретена американским доктором Эдмундом Джэкобсоном в 1920 году. Методика основана на простом физиологическом факте: после периода напряжения любая мышца автоматически расслабляется. Следовательно, чтобы добиться глубокой релаксации всех мышц организма, нужно одновременно или последовательно сильно напрягать все эти мышцы.
Учитель не будет прописывать лекарство
Вместо этого он пробудит интерес ребенка
К своему организму, а также к причине и
Возможности предотвращения болезни.
Томас Эдисон
Все мы желаем быть здоровыми, но не все можем в полной мере похвалиться своим здоровьем. Почему же все таки, несмотря на разработку и увеличение новых лекарственных препаратов, новых полезных продуктов питания, с каждым годом среди подрастающего поколения наблюдается рост недуг, таких как, астма, диабет, лейкемия, болезни сердечно – сосудистой системы, нервные нарушения? Сохранение здоровья детей одна из важнейших задач на сегодняшний день. Дети, не приученные или не умеющие заботиться о своем здоровье, психологически ущербны и не адаптированы в реальной жизни. Школьники, имеющие проблему со здоровьем, трудно учиться.
Да, нам нужно научить рационально тратить свою энергию, адекватно реагировать в сложных ситуациях, которые нам предоставляет современное общество. Не приходится сомневаться в том, что, дети рождаются психически неодинаковыми даже в одной и той же семье. Многофакторность наследственности плюс многофакторность среды порождают бесконечное разнообразие психических свойств.
Ученные все больше убеждаются, что больше болезней имеет психическую природу, следовательно, нужно помочь ребенку создать гармонию в своем организме и учиться гармонировать с окружающим миром. Существует утверждение китайской медицины: сердцу вредит - бурная радость, легким – огорчение, селезенке – обеспокоенность, печени – гнев, а почкам – страх. А одним словом эти частые эмоции приводят, так или иначе, постепенно к стрессовым ситуациям, и нам детям без посторонней помощи в этих ситуациях не справиться.
Однажды на перемене я увидела такую картину: мальчики младших классов играли и один мальчик нарушил правила игры и должен выйти из круга, но он так бурно на это отреагировал, затопал ногами, закричал, заплакал. И я решила спросить, что случилось, а он мне ответил, что он не хочет выходить из круга и хочет продолжать играть, не смотря даже на то, что он нарушил правила игры. Я в свою очередь попыталась объяснить, что так нельзя поступать, но он настаивал на своем и никого не хотел слушать и продолжал плакать и капризничать. И мне стало очень интересно, а можно ли было избежать такой ситуации?
И я принялась анализировать эту ситуацию: время подходило к обеду, прошло три урока, может этот мальчик уже устал, поздно вечером лег спать, а может еще и на уроке плохо поработал и получила отметку, которая его не устраивает, да ещё и в игре не получил положительных эмоций, вот и произошел такой психологический взрыв.
Значит для этого мальчика нагрузка велика, но ведь уроки не отменить, а как можно ему помочь в этой ситуации? Нужен отдых, какое то расслабление, избавить организм от стрессового состояния, негативных эмоций. А чем можно помочь, когда уроки в школе ещё не закончились? Ну, конечно, это физминутки, подвижные игры, а может просто сесть и что- нибудь приятное представить, успокоиться, подышать или наоборот выполнить физические упражнения в виде мышечного напряжения или расслабления. И я вспомнила, что как то, на одном из уроков ОБЖ, мы разбирали тему о здоровом образе жизни. И учитель коснулся темы о снятии эмоционального напряжения на организм, что есть такая методика, которая может снизить уровень агрессивности и стрессового состояния организма за несколько минут, не только у детей, но и взрослых – это релаксация.
Объект исследования – психическая и эмоциональная неуравновешенность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – воздействие релаксации на психическое и скорее просто - эмоциональное состояние ребенка и утомляемость всего организма.
Гипотезы:
Если на переходе от устойчивого эмоционального, психологического состояния к стрессовым ситуациям воспользоваться релаксацией, то эмоциональное состояние детей может сохраняться до конца учебного дня.
Цель:
Определение влияния релаксации в форме дыхательной гимнастики и физическими упражнениями.
Задачи:
2. Проанализировать результаты теста, составить графики.
3. Разобраться в механизме воздействия релаксации на человека.
Методы исследования:
-эксперимент;
-тестирование;
- составление графиков;
- сравнение;
- анализ.
История возникновения и развития
Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
История развития методик Релаксации своими корнями уходит в глубокую древность. В традициях многих народов можно найти оригинальные методики, позволяющие человеку быстро восстановить силы, сконцентрироваться на решении задачи, продемонстрировать нетипичные способности. Системы боевой подготовки профессиональных воинов обязательно включали в себя изучение психофизиологических методов саморегуляции. Зачастую в бою побеждал не самый сильный, но самый медитативный боец. Современная история методик Релаксации, началась с работ Франса Месмера (1734 - 1815. Ф. Месмер вошел в историю психотерапии, прежде всего благодаря разработанному им методу внушения. В нашей стране наибольший вклад в изучение гипноза внесли В. М. Бехтерев (1857-1927) и И. П. Павлов (1849 - 1936). Авторитет этих ученых был настолько велик в научных кругах, что известен случай отмены Европейского конгресса, в связи с отсутствием представителей России.
Говоря об опыте вне клинического применения методик Релаксации, можно отметить работу В. Ю. Слабинского, активно использовавшего данные методики в 1993 – 1995гг.
Методика исследования, результаты.
Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Правда, есть все же одно непременное условие - мотивация, каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Занятия релаксацией очень сильное средство для борьбы со стрессом, которое к тому же не отнимает много времени. Если релаксация станет привычкой, то мы удивимся ее результатам. После правильно проведенной релаксации появляется необычайный прилив сил, приходит бодрость. На это уходит всего лишь 10-20 минут в день, но на самом деле, вы сможете сэкономить гораздо больше времени и собственного здоровья.
Разумеется, релаксация не решит всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит степень их воздействия на организм, что очень важно. С помощью релаксации можно ослабить стресс, эмоциональное состояние, но не надо ждать какого-то особенного, чудодейственного эффекта. Но благодаря релаксации можно активно бороться со стрессами.
Наблюдение 1 (Изменения столь же хороши, как и отдых)
Приходя домой из школы в течение десяти дней и, не садясь за обычные занятия, как просмотр телевизора и интернет, а заменила прогулкой на свежем воздухе, ходила в бассейн, не на тренировку, а просто плавала в свое удовольствие. Приходя домой ощущался прилив сил не физических, а именно эмоциональных, и бралась за выполнение домашнего задания совсем с другим настроением, нежели после просмотра телевизора, лежа на диване. Чувствовалось, что мое психологическое и эмоциональное состояние менялось в лучшую сторону. Даже простая прогулка тоже по своей сути является своеобразной релаксацией. Почему? Да только по тому, что одно слово, что я сегодня заменю свое обычное занятие на другое, мне не привычное уже релаксация.
Наблюдение 2 Релаксация так же проста, как и спокойное дыхание.
Для того чтобы справиться со стрессом и негативными переживаниями, иногда достаточно просто наладить дыхание. В этом поможет техника дыхания. Вы умеете вдыхать медленно? А когда сердитесь?
С помощью дыхательной гимнастики я смогла убить сразу двух зайцев. Во-первых, волей-неволей заставляла себя дышать медленно, а во-вторых, отвлечь возбужденный ум от проблемы, вызвавшей бурную реакцию, и переключить его на счет
( когда дышишь, нужно вести счет).
Я постепенно увеличивала время выдоха и добилась максимального покоя. Сразу чувствуется разница между дыханием в стрессе и размеренным дыханием в процессе релаксации. Размеренное дыхание приводит в порядок нервы, помогает справиться с раздражением и нервным срывом. Главную роль здесь играет даже не темп дыхания, а его ритмичность.
Правильное дыхание оказывает огромное влияние на здоровье человека и продолжительность жизни в целом. А поскольку это наш врожденный рефлекс, мы способны научиться регулировать этот процесс. Привыкнув к более спокойному, глубокому и ритмичному дыханию, мы создаем привычку, которая в дальнейшем становится частью повседневной жизни.
По истечении 2 недель, что я занималась релаксацией, мой пульс и ЧДД (частота дыхательных движений) стали реже, самочувствие более спокойными и уравновешенными. Стала, как то даже чувствовать себя бодрее, увереннее и спокойнее.
Наблюдение 3 (Релаксация через напряжение)
Для начала я построила график психологической устойчивости учащегося в течение учебного дня, на основе научных данных. Это время приходится на начало четвертого урока. То есть, если провести релаксацию в это время, то можно снизить стрессовое напряжение.
Далее мы с учителем физкультуры провели эксперимент с помощью теста, который должен был помочь установить воздействие релаксации на умственную деятельность. Для релаксации выбрали 2 группы учащихся во 2 классах. Смысл эксперимента состоял в том, что один раз ученики и я с ними вместе, выполняли тест в начале и конце урока без применения релаксации, а в другой раз – с применением.
Задача учащихся в ходе эксперимента сводилась к тому, чтобы карандашом в карточке отметить условными значками определенные буквы. Например, обвести кружком все содержащиеся в предлагаемом тексте буквы «О» или подчеркнуть все буквы «А». На следующем этапе эксперимента задание менялось: надо было выделять уже другие буквы в новой карточке. Насколько тщательно выбраны буквы в карточке, можно судить об уровне внимания, т.е. умственной активности. Тест помог определить выполняемость школьных заданий после проведения релаксации позволил оценить эмоциональное и психологическое состояние учеников. Через некоторое время после проведения теста, где-то через пятнадцать двадцать минут проведен комплекс мышечной релаксации. Затем я, вместе с ребятами, снова выполняли тест, но в более усложненном варианте. С помощью этих данных я составила диаграмму, где четко видно результат выполняемости. Диаграмму можно увидеть в приложении.
Кстати, после проведения сеанса мышечной релаксации, у меня и по моим опросам учеников, возникли положительные субъективные ощущения, улучшилось самочувствие, снизилась усталость, скованность и состояние тревожности, появилось ощущение приятного тепла; чувствовалась какая то бодрость.
Самое главное, что релаксация действует. Этому есть доказательство на основе полученных данных, можно заметить разницу. В той группе, где проводилась релаксация, до проведения процент выполняемости заданий был 74%, а после проведения релаксации 89% , разница как ни как видна, 15%. А в другой группе, где не проводилась релаксация процент выполнения снизился на 5%
Суть воздействия релаксации на психическую и умственную деятельность состоит в том, что при расслаблении мышц поток импульсов, идущих от них к головному мозгу, заметно уменьшается, что создает лучшие условия для гармоничной работы сознания и подсознания.
Что дает человеку релаксация?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уже много веков назад было замечено, что, определенным образом воздействуя на организм человека, можно добиться снятием утомления и улучшения самочувствия. Помощником в этом является релаксация.
Выбрав для себя способ релаксации, появилась прекрасная возможность бороться с утомлением, вялостью, напряжением, снизить стрессовое состояние организма в учебное время. Потратив, на перемене или в начале урока пять минут на релаксацию в любой форме можно быстро и легко повысить свою работоспособность.
На основе полученных данных в своем исследовании следует что, если на переходе от устойчивой работоспособности к стрессам, перенапряжению можно и нужно воспользоваться релаксацией любым для вас удобным способом: через дыхание, мышечным расслаблением, то эмоциональное и психологическое состояние сохранится до конца учебного дня.
Проведенный эксперимент в двух группах показал разницу выполняемости задания до релаксации и после него на примере теста. Но если релаксацию использовать регулярно, то результаты будут гораздо выше.
Моя разработка доступна каждому. Занимаясь своим исследованием, я ответила на многие интересующие меня вопросы. И хотела бы заметить, что здоровье каждого из нас это самое важное в жизни, а что как не эмоциональное расслабление, мышечного напряжения, снятия стресса, может быть спутником вашего здоровья.
Релаксация - хороший помощник в поддержании и восстановлении нашего здоровья
ЛИТЕРАТУРА
6. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974. - 63 с.
7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 484 с.
Приложение 1
1 группа
2 группа
Приложение 3
уровень работоспособности в течении учебного дня | 1 урок | 2 урок | 3 урок | 4 урок | 5 урок | 6 урок |
5 | 10 | 10 | 5 | 10 | 10 | |
уровень работоспособности в течении учебного дня при проведении релаксации | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Рисуем пшеничное поле гуашью
Астрономический календарь. Март, 2019
Цветок или сорняк?
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Пока бьют часы