Причины и последствия сокращения численности учащихся в сельских школах состоит из введения, трех глав и заключения. Во второй главе дана общая характеристика проблемы, подробно рассказана история школы и выявлены основных причинах сокращения численности учащихся школ, в третьей – указывается на историческую демографическую информацию, а в четвертой – роль демографических прогнозов и численность учащихся школы на будущее. В заключении составлен свой прогноз жизни села и школы. Работа дополнена таблицами, графиками, анализом статистического материала
Вложение | Размер |
---|---|
issl._r.doc | 234.5 КБ |
issl._rabota_9_kl.ppt | 1.57 МБ |
МБОУ «Даниловская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА».
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
(На примере МБОУ «Даниловская СОШ»)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ВЫПОЛНИЛИ:
Ученики 9 класса
Баранова Оксана
Царёв Артём
РУКОВОДИТЕЛЬ:
учитель географии
Гальцова Любовь Юрьевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа»
Школьная научно – практическая конференция учащихся МБОУ «Даниловская СОШ»
Вид работы: исследовательская
Тема работы: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ
(На примере МБОУ «Даниловская СОШ»)
Выполнили: учащиеся 9 класса
Баранова Оксана
Царёв Артём
Научный руководитель: Гальцова Любовь Юрьевна
2014 год
Содержание
с.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика проблемы…………………………………………………………...5
2. Результаты исследований…………………………………………………………………...6
2.1 Динамика численности учащихся в МБОУ «Даниловская СОШ»
за последние 5 лет …….………………………………………………………………………..6
2.2 Динамика численности учащихся в МОБУ «Даниловская СОШ»
на 5 лет вперед…………………………………………………………………………………7
2.3.Основные причины сокращения учащихся в сельских школах………………………...8
2.4. Кто будет жить на селе? /Результаты опроса среди учащихся 9 -11 классов МБОУ «Даниловская СОШ»/………………………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………………………11
Приложение …………………………………………………………………………………...12
Введение.
Школа...
Каким теплом, каким светом, какой нежностью и радостью наполняется сердце каждого, когда он слышит это простое коротенькое слово.
Школа – это самое главное в жизни каждого человека. Здесь он не только учится читать, писать, не только познает мир, но и заводит лучших друзей, приобретает неоценимый жизненный опыт. Это своего рода стадия жизни человека, когда он обучается, взрослеет не только физически, но и духовно и готовится к вступлению во взрослую жизнь.
На фоне реформ последнего десятилетия сельская тема выглядит особенно болезненной как в сфере экономики вообще, так и в образовании в частности. Выживет или нет село? Выживет или нет сельская школа? Последние годы малочисленные сельские школы закрывают, перевозят учеников в соседние школы на автобусах. Из школ увольняют учителей, многие из которых в итоге становятся хроническими безработными. Ведь самой жизнью давно подтверждена справедливость нехитрой формулы: живет школа — живет село — живет Россия. Школа является центром устойчивого развития любого села, и большого, и маленького.
Так в 2004г произошла реструктуризации 2 школ: Тимошинской основной общеобразовательной школы, средней общеобразовательной школы п. Южный, а в 2009году Коровинской основной общеобразовательной школы. На школу выделены два автобуса, которые подвозят детей с деревень: д. Софроново, д. Коровино, д. Коровино, п. Южный, с. Синжаны.
Сохранение сельских школ и сохранение российских деревень – это две взаимосвязанные проблемы и решать их нужно вместе. О вымирании российских деревень говорится давно и имеется много литературы, статистических данных. Тема реструктуризации школ широко рассматривается в СМИ и на интернет форумах. Высказываются разные мнения. Но большая часть склоняется к тому, что не смотря ни на что, сельскую школу нужно сохранить. А это значить, необходимо возрождать деревни и решать демографическую проблему.
В Даниловской школе учились мои родители. Познаю мир и готовлюсь к вступлению во взрослую жизнь я. В этом году пошло 12 человек в 1 класс. Доучиться ли они в этой школе? Будет ли жить наша школа? А если не будет школы, будет ли жить деревня?
В последние 10 лет малочисленные сельские школы закрывают, перевозят учеников в соседние школы на автобусах. Ведь самой жизнью давно подтверждена справедливость нехитрой формулы: живет школа — живет село — живет Россия. Школа является центром устойчивого развития любого села, и большого, и маленького. Эта тема актуальна сегодня и поэтому мы решили привлечь внимание других людей к этой теме.
Цель нашей работы - исследовать причины и последствия сокращения численности учащихся в сельских школах на примере муниципального образовательного учреждения МБОУ «Даниловская СОШ», Меленковского района, Владимирской области.
Задачи:
-изучить динамику численности учащихся МБОУ «Даниловская СОШ»;
-выявить причины сокращения учащихся в школе;
-определить проблемы и перспективы развития данной школы.
Проблема.
МБОУ «Даниловская СОШ».
Методы исследования.
В ходе своей работы мы использовали разные методы исследования.
Исторический метод мне помог выявить исторические этапы становления нашей школы. Много пришлось работать со статистическими данными, проводить их анализ. Среди статистических методов можно выделить вторичные, которые предполагают сбор информации существующей в опубликованном виде. Данная информация необходима для общего ознакомления с характером проблемы и служит основой для практических исследований и решения поставленных задач.
Также из статистических методов использовался метод группировки и обобщения показателей при проведении практических исследований.
Метод анкетирования и анализ статистических данных дали возможность составить прогнозы на будущее.
Для того чтобы цифровые показатели лучше воспринимались, я построила диаграммы, использовав графический метод.
Любое исследование не может обойтись без сравнительного метода. Нам пришлось сравнивать прошлое, настоящее и будущее нашей школы.
Сбор теоретического материала из литературы проводился в школьной библиотеке, сельской библиотеке, Интернете, были использованы документы предоставленные директором школы и сельской администрацией.
Результаты нашей работы можно использовать на уроках географии при изучении населения России и своего края. Администрация школы и Даниловского сельского поселения могут использовать графики, показывающие перспективы роста численности детей.
1. Общая характеристика проблемы.
Говоря о проблемах образования на селе, надо заметить, что село и школа неразрывно связаны, и обсуждать, и оценивать отдельно проблемы школы было бы неверно.
«Село живет, пока жива школа» - говорят в народе. Как это верно, и как это, вместе с тем, прискорбно: когда не осталось больше другого связующего звена, другого стимула для жизни села. Совхозы и колхозы развалились вместе с СССР, а государство не смогло ничего дать этим людям взамен. До недавнего времени хозяйство еще как-то держалось, по привычке, а сейчас все расстроилось окончательно: работать негде, и спиваются не только старики, а молодые парни, которым бы жить и работать, но у их родителей просто напросто нет денег, чтобы отправить парня учиться дальше. Как у Н.В. Гоголя в «Тарасе Бульбе»: «Казаки были бы повинны и достойны смерти, если бы напились в походе, на войне, на трудной, тяжкой работе; но они сидели без дела. […] Как, же может статься, чтобы на безделье не напился человек? Греха тут нет». Так и сейчас в деревне.
С каждым годом все малолюднее в деревнях. Умирают старики, уезжает в другие края молодежь. Кто уехать не может, тот перебивается случайными заработками, и планомерно спивается… соответственно, нет детей на селе, учить в школе некого…
Сокращение численности учащихся в сельских школах явилось одной из причин закрытия и реструктуризации школ.
Основной причиной закрытия послужило так называемое нормативно - подушевое финансирование, когда деньги школе выделяются в зависимости от числа учеников. Выходит, что чем больше школа, тем больше денег она получает. Маленькие сельские школы в таких условиях становятся невыгодными, поэтому их ликвидируют. В каждом субъекте РФ установлен свой «нижний порог» наполняемости.
Идея закрытия малокомплектных сельских школ исходит от Министерства образования и науки РФ. Волна закрытий началась с Постановления Правительства РФ от 17.12.2001 года «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности».
За время реструктуризации были созданы новые модели общеобразовательных учреждений на селе: базовая школа, которой были выделены 2 автобуса для подвоза учащихся. Так в 2004г произошла реструктуризации 2 школ: Тимошинской основной общеобразовательной школы, средней общеобразовательной школы п. Южный, а в 2009году Коровинской основной общеобразовательной школы. Автобусы подвозят детей с деревень: д. Софроново, д. Коровино, д. Коровино, п. Южный, с. Синжаны.
Рядом со школой находятся и социокультурные образовательные комплексы: библиотека, администрация Даниловского сельского поселения, почта под одной крышей).
Местные власти стремятся закрывать "убыточные" школы, перевозить детей в школу на автобусах, увозить их довольно далеко от своей деревни. Если учесть погодные условия зимой, гололед, снег, большие расстояния, то учеба для малышей становится не только делом подвижническим, но и опасным.
Наша Даниловская СОШ, к счастью, не попала под волну реструктуризации. Но всё же данная проблема актуальна и для нас. Из-за малой численности начальные классы были объединены. Сейчас один учитель ведёт два класса: 1-2 и 3-4 классы.
В связи с этим всё чаще стоит вопрос: сможет ли выжить наша школа в современных условиях? Повысится ли численность учащихся?
Ход исследования
Для этого мы исследовали динамику численности учащихся за последние пять лет и определили приблизительную динамику на пять лет вперед. Вот что получилось.
3. Результаты исследований.
3.1. Динамика численности учащихся в МБОУ «Даниловская СОШ»
за последние 5 лет
В условиях демографического кризиса, миграции сельской молодежи, наиболее образованной и перспективной части сельского социума, в город и нестабильной работы сельхозпредприятий, совершенно очевидно, что сеть общеобразовательных школ не может оставаться прежней. Сегодня идет процесс сокращения численности сельских школ, их реорганизация. Такая же ситуация и в нашей школе.
Историческая справка.
Наша школа была основана в 1931 году как начальная.
В 1953 году школа стала восьмилетней, в 1954 году - девятилетней, в 1955 году - десятилетней.
В июне 1956 года был первый выпуск учащихся, окончивших десятилетнюю школу.
В 1958 году школа называлась "Средняя трудовая общеобразовательная с производственным обучением". Обучение длилось 11 лет.
В 1958 году - обязательное восьмилетнее образование.
В 1964 году правительство приняло решение о восстановлении в средней школе 10 классов. Школа стала полной средней общеобразовательной.
В старой школе было всего 6 кабинетов, поэтому обучение шло в 2 смены. Работать в таких условиях было крайне неудобно: нельзя было позаниматься дополнительно, не было места для занятия кружков. Физкультура шла прямо в коридоре, потому что спортивного зала не было. Шум, топот мешал вести уроки в кабинетах. В школе не было столовой, а значит не готовились горячие завтраки. Существовал буфет, в котором можно было купить бутерброд с чаем, что отрицательно влияло на здоровье. Много места занимали печи.
В конце 70-х годов работать в старой школе было уже небезопасно. Государство выделило деньги на строительство новой школы. Строительство шло быстро, это радовало.
В 1974году было построено новое двухэтажное здание, и школа получила статус основной. Новую школу пустили в действие во 2 четверти 1981-1982 учебного года.
События 90х годов в нашей стране привили к резкому снижения рождаемости. И численность учащихся резко сократилось, что поставило школу под угрозу реструктуризации. Наполняемость школы поддерживается за счёт подвоза в школу детей из других деревень. Численность обучающихся: 74 человека (Школа оказывает образовательные услуги семьям, проживающим в 8 – ми населённых пунктах, расположенных в муниципальном образовании Даниловское сельское поселение: д.Иватино, с.Коровино, с.Синжаны, д.Тимошино, д.Софроново, п.Южный, д.Пичугино, д.Данилово. Подвоз осуществляется 2-мя автобусами).
Проанализировав статистические данные, полученные у администрации школы, мы составили динамику численности школьников за последние пять лет.
Динамика численности учащихся МБОУ «Даниловская СОШ»
Таблица 1
Численность учащихся в МБОУ «Даниловская СОШ»
Учебные годы | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 |
Численность учащихся, всего | 75 | 76 | 75 | 72 | 74 |
Численность учащихся в 1 классе | 3 | 7 | 4 | 7 | 12 |
Как видно из таблицы 1 диаграммы, численность учащихся школы с 2009 по 20014г остаётся примерно на одном уровне. В 2013 году учебный год закончили 72 ученика, а в а в этом году 74 ученика. Прибыли новые ученики в 6 и 8 классы. Сокращение учащихся происходило в основном из-за сокращения численности первоклассников. Количество первоклассников прибавилось в этом году на 5 человек. Если в 2009-2010 учебных годах обучалось 3 первоклассников, то в 2010-2011 учебном годах их стало7, в 2011-2012г сократилось на 3 ученика, в 2013- 2014г увеличилось на 5 человек.
Сокращение первоклассников связано с сокращением рождаемости в наших краях в конце 90х. Многие молодые семьи часто заводят только одного ребенка, реже двух и редко можно встретить семью с двумя и более детьми. В этом учебном году в нашей школе многодетных семей всего 7, чуть больше с двумя детьми – 20 семей.
3.2. Динамика численности учащихся в МБОУ «Даниловская СОШ»
на 5 лет вперед
В перспективе наблюдается повышение численности и населения, и учащихся. Для того, чтобы узнать сколько учащихся придет в первый класс в будущие 5 лет, мы обратились в администрацию Даниловского сельского поселения. В первый класс принимают 6,6 летнем возрасте. По году рождения не сложно посчитать: это дети 2007 года рождения до марта месяца.
В этом учебном году в школе обучается 74 учащихся, выпускников 7, а на следующий учебный год должны прийти 10 первоклассников. Тогда в 2014-2015 учебном году будет: 74-7+1=77 учащихся. Таким же методом я подсчитала количество школьников на 5 лет вперед.
Рис. 2 График динамики численности учащихся
МБОУ "Даниловская СОШ" на 5 лет вперед
Таблица 2
Динамика численности учащихся в МБОУ «Даниловская СОШ»
на пять лет вперед.
Учебные годы | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
Численность учащихся, всего | 77 | 80 | 81 | 78 | 75 |
Количество выпускников | 7 | 7 | 7 | 7 | 4 |
Количество первоклассников | 10 | 13 | 14 | 9 | 6 |
Как видно из таблицы 2, количество учащихся в МБОУ «Даниловская СОШ» в последние годы увеличивается. Если в этом учебном году в школе обучаются 74 ученика, то в 2015-2016 учебном году будет уже 80 учеников, численность учащихся увеличится на 3 ученика. ( Количество первоклассников до 2016 учебного года увеличивается, а в последующие годы опять наблюдается небольшое сокращение. Но следует иметь в виду, что прогноз количества первоклассников сделан по прописке микрорайона школы. Многие молодые семьи состоят на прописке в домах своих родителей в деревнях, а сами снимают квартиры в городах. У них там работа, пусть пока не постоянное, но жилье. Их дети, хотя они прописаны, некоторые даже живут и ходят в дошкольное учреждение в деревне, в школу пойдут в городе. Сейчас в школу ходят 12 первоклашек.
3.3.Основные причины сокращения учащихся в сельских школах
Для нашего поселения характерны те же причины сокращения учащихся, что и для других сельских школ:
Отток молодёжи из сельской местности был всегда, но в последнее время этот процесс стал массовым и вскоре привёл к тому, что в деревнях и сёлах остались только старики и старухи, да несколько молодых семейных пар не пожелавших уезжать из родных мест. Хотя наша деревня находится в 20 километрах от города Меленки в живописной местности, этот процесс тоже достаточно ощутим.
Население покидает родные места чаще всего из-за отсутствия работы. Промышленных предприятий нет в нашем поселении, их также мало в городе и в районе. Сельскохозяйственное предприятие на территории микрорайона школы 1: «ООО «Мелагро» и 1 ЧП «Вилков». Оно и является посёлкообразующим предприятием. На данном предприятии работают жители с разных деревень Меленковского района. Но из-за низких зарплат и непрестижных профессий молодёжь не идёт туда работать. Все, в основном, уезжают в разные города.
Также одной из основных причин уменьшения числа учащихся в школах является сокращение рождаемости. Спад рождаемости является реакцией населения на снижение уровня жизни, по существу, отражает не связь воспроизводства с экономическими показателями (реальными доходами, динамикой цен, затратами на воспитание ребенка и т.д.), а его зависимость от психологического фактора - "неверия в лучшее будущее". Причинами возникновения этого "неверия" могут в одинаковой мере являться как экономическая, социальная, так и политическая нестабильность. В посёлке наблюдается большое распространение однодетных и неполных семей, уменьшение числа регистрируемых браков и рост числа разводов.
Молодым людям просто нечем стало заниматься в родном посёлке: ни хорошей работы, ни развлечений, ни перспектив. Молодые парни, вместо того, чтобы жениться и обзаводиться детьми, спиваются. В наших посёлке есть холостяки, страдающие хроническим алкоголизмом, вызванный не столько наследственностью, сколько переживаниями по поводу безработицы, безденежья и безрадостных перспектив. Им может, и хотелось бы обзавестись семьей, детьми, но как их содержать? Молодые девушки уезжают в города и стараются устроить свою жизнь там же.
3.4. Кто будет жить на селе? /
Результаты опроса среди учащихся 9 -11 классов МОУ «Даниловкая СОШ»/
Будущее население нашей местности сегодня учиться в школе. Все мы хотим быстрее окончить школу и стать самостоятельными, взрослыми и устроить свою жизнь. Каждый видит свое будущее по-разному. Вернуться ли учащиеся нашей школы в родные края? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов нашей школы. Нас интересовали такие вопросы:
В опросе участвовали 20 учащихся школы. На классных часах они получили вопросы и вернули свои письменные ответы. Ответы были разные у кого длинные развернутые, а кто-то ответил коротко и ясно. В таблицах в приложениях 1-3 приведены их короткие, обобщенные ответы.
Все 20 учащихся, после окончания учебы в школе собираются продолжить учебу различных учебных заведениях: кто собирается поступить ВУЗ, кто в техникум, а кто уже после 9 классе собирается получить среднее специальное образование в училищах г. Меленки.
На второй вопрос опроса 60% учащихся (12 учащихся из 20) ответили, что планируют устроиться в городах. Большинство желающих остаться в городе – это учащиеся 9,11классов.
Согласно полученным ответам, большинство молодых ребят очень любят свою малую родину, но они хотят выбрать профессии, для которых в посёлке практически нет работы. Большинство учащихся волнуют вопросы, связанные жильем и работой. Еще одна причина, почему молодежь уезжает из деревни в город – значительное различие в стандартах городской жизни и сельской. Молодым хотелось бы, чтобы были кафе, кинотеатр, тренажерный зал и др. Причем, главное для них не качество, а разнообразие. В деревне остаются только те, кого "не принял" или "выбросил" обратно город.
Вполне возможно, что их жизненные пути сложатся совсем по-другому. Может быть, кто-то передумает и останется в деревне. Но из проведенного мной опроса можно сделать вывод, что желающих остаться в деревне крайне мало. Молодежь уезжает из деревни с согласия родителей, иногда и с напутствия. Тогда кто же будет жить в деревне через 10-15 лет? Чьи дети будут ходить в школу?
Заключение
Наши исследования показали, что хотя для нашей деревни и характерны те процессы, которые наблюдаются во всех сельских поселениях (сокращение рождаемости, миграция, старение населения), но они проявляются не настолько остро. В перспективе наблюдается пусть не большое, но всё-таки повышение численности. Это с учётом только прописки по месту жительства. А близость к городу и живописная местность (деревню окружает лесной массив) делает нашу деревню привлекательной для строительства. Поэтому в ближайшее время не ожидается отток молодых семей, а соответственно появятся и школьники. Будем надеяться, что наша школа приобретёт свое былое величие, и выпускники будут оставаться в своём родном поселении.
Мы считаем, что на проблемы сокращения учащихся в сельских школах, должны обратить внимание не только мы, жители и учащиеся этих исчезающих деревень, но и правительство и местная власть.
Надо стимулировать приток молодежи в деревню, дать им работу, организовать хозяйство, может, открыть новые предприятия, тогда и дети в школе появятся, и жизнь наладится на селе, и зерно России не придется покупать за границей.
В настоящее время, местная администрация много внимания уделяет благоустройству сельской местности. Деревня Иватино, находящаяся на территории Даниловского сельского поселения, полностью газифицирована, люди живут в благоустроенных домах со всеми удобствами. Есть цент досуга и творчества, где работают интересные и любящие своё дело люди. Для жителей деревни они организовывают концерты местной самодеятельности и праздничные народные гулянья. В них принимают участие как дети (воспитанники детского сада и школьники), так и взрослые (пенсионеры, учителя, поселковая администрация). Так же имеется библиотека, где можно найти много интересных книг для любого возраста. А политика кредитования молодых семей, живущих на селе, проводимая администрацией поселения привлекает молодые семьи на постоянное место жительства. Близость города, машины во многих семьях, такси и автобусное сообщение, позволяет людям устроиться на работу в город Меленки.
Жильё, работа, досуг – это то, что позволяет людям остаться на селе.
Список использованной литературы
Интернет-ресурсы
Приложение 1.
Таблица проведения опроса среди учащихся 9 класса.
№ | Ф. И. О. | Год рождения | Чем будут заниматься после окончания школы? | Вернуться ли в свою деревню? | Если да, то чем займутся? Если нет, почему? |
1. | Баранова Оксана | 1998 | Учиться в колледже | Наверное | Не знаю |
2. | Дарьина Светлана | 1998 | Учиться в 10 кл. | нет | Буду жить в городе, больше возможностей найти работу. |
3. | Киселёва Анастасия | 1999 | Учиться в колледже | Да | Как сложатся обстоятельства |
4. | Рубахин Александр | 1998 | Учиться в училище | да | Не знаю |
5. | Страдов Дмитрий | 1999 | Учиться в колледже | Да | Семьёй, работой |
6. | Царёв Артём | 1998 | Учиться в колледже | Не знает | |
7. | Чванов Максим | 1998 | Учиться в колледже | Наверное да | Будет видно |
Приложение 2.
Таблица проведения опроса среди учащихся 10 класса.
№ | Ф. И. О. | Год рождения | Буду поступать в | Вернуться ли в свою деревню? | Если да, то чем займутся? Если нет, почему? |
1. | Добрынина Ольга | 1997г | ВУЗ | да | Если найду работу |
2. | Назарёнков Дмитрий | 1997г | ВУЗ | да | работать |
3. | Сухарников Денис | 1998г | ВУЗ | Нет | Не знаю |
4. | Илюшкина Карина | 1998г | ВУЗ | Нет | Нет работы |
5. | Куликова Наталья | 1997г | ВУЗ | Нет | Нет работы |
6. | Синёв Евгений | 1997г | ВУЗ | Да | Не знаю |
7 | Южакова Виктория | 1997г | ВУЗ | Да, если найду работу | Постараюсь найти работу |
Приложение 3.
Таблица проведения опроса среди учащихся 11класса.
№ | Ф. И. О. | Год рождения | Буду поступать после окончания сред. школы в: | Вернуться ли в свою деревню? | Если да, то чем займутся? Если нет, почему? |
1. | Чванном Павел | 1996 | Колледж | возможно | Если найду работу |
2. | Вилкова Ксения | 1996 | ВУЗ | Да | |
3. | Кострова Татьяна | 1996 | вуз |
| Нет работы. |
4. | Савин Сергей | 1996 | Дальнейшее обучение | нет | Данная специальность не востребована в деревне |
5. | Голякова Ирина | 1996 | вуз | Нет | Нет работы |
6. | Балуков Андрей | 1996 | ВУЗ | Нет | Нет работы |
Приложение 4.
Сводная таблица опроса среди учащихся 9- 11 классов
МОБУ «Даниловская СОШ»
Количество участников в опросе | Желают поступить | После учебы останутся в | Не вернуться в деревню, потому что: | |||||
Нет работы или жилья | Нет условий, развлечений и | Скучно, мало молодежи | ||||||
ВУЗ | Колледж | Училище | городе | деревне | ||||
20 | 11 | 5 | 2 | 12 | 8 | 12 | 0 | 0 |
РЕЦЕНЗИЯ
на работу учениц 9класса МБОУ «Даниловской СОШ» Барановой Оксаны и Дарьиной Светланы по теме: «ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ (На примере МБОУ «Даниловская СОШ»)
Рецензируемая работа по теме: «Причины и последствия сокращения численности учащихся в сельских школах» состоит из введения, трех глав и заключения. Во второй главе авторы дают общую характеристику проблеме, подробно рассказывают историю школы и основных причинах сокращения численности учащихся школ, в третьей – указывают на источники демографической информации, а в четвертой – роль демографических прогнозов и численность учащихся школы на будущее. В заключении авторы составляют свой прогноз жизни села и школы. Тема раскрыта полностью, глубоко и содержательно. Своей работой авторы пытаются привлечь внимание к этой актуальной проблеме. Работа дополнена таблицами, графиками, анализом статистического материала.
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Даниловская средняя общеобразовательная школа» Тема исследования: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ (На примере МБОУ «Даниловская СОШ») Работу выполнили : Ученики 9 класса Баранова Оксана Царёв Артём Руководитель: учитель географии Гальцова Л. Ю.Слайд 2
МБОУ «Даниловская СОШ»
Слайд 3
Актуальность исследования В последние 10 лет малочисленные сельские школы закрывают, перевозят учеников в соседние школы на автобусах.. Ведь самой жизнью давно подтверждена справедливость нехитрой формулы: живет школа — живет село — живет Россия. Школа является центром устойчивого развития любого села, и большого, и маленького. Эта тема актуальна сегодня и поэтому мы решили привлечь к ней особое внимание других.
Слайд 4
Цель работы: причины и последствия сокращения численности учащихся в сельских школах на примере муниципального образовательного учреждения «Даниловская СОШ» Меленковского района.
Слайд 5
Задачи исследования: изучить динамику численности учащихся МБОУ «Даниловская СОШ»; выявить причины сокращения учащихся в школе; определить проблемы и перспективы развития данной школы.
Слайд 6
Проблема Сохранение сельских школ и сохранение российских деревень – это две взаимосвязанные проблемы и решать их нужно вместе.
Слайд 7
Гипотеза: Будет ли жить наша школа?
Слайд 8
Методы исследования: Исторический метод нам помог выявить исторические этапы становления нашей школы. Метод группировки и обобщения показателей использовали при проведении практических исследований. Метод анкетирования и анализ статистических данных дали возможность составить прогнозы на будущее. Графический метод использовали для постройки диаграмм. сравнительный метод помог сравнить прошлое, настоящее и будущее нашей школы.
Слайд 9
Ход исследования: Мы изучили историю нашей школы. До 1912 года дети учились в церковно – приходской школе. Это дети зажиточных крестьян. Их обучали грамоте, читать Евангелие и Псалтырь. В 1912 г земство построило трёхклассную школу. Так Даниловская школа начала своё существование как земская начальная трехклассная. Преподавали ученикам письмо, арифметику, закон Божий и Евангелие. В 1917 году был издан Декрет «Об отделении церкви от государства и школы». Началась перестройка образования. Земские школы были переформированы в начальные, школа стала начальной четырехклассной. До 1923 года образование и школы влачили жалкое существование. Виной тому была гражданская война.
Слайд 10
Ввиду увеличения количества детей на селе, в 1929 году было построено здание школы в д.Данилово. Открылись новы классы. Школы были призваны заниматься воспитанием молодых граждан в духе коллективизма. В 1949 году был принят закон об обязательном семилетнем образовании. Даниловсая школа стала семилетней. Микрорайоном школы стали пункты: п. Южный, Коровино, Тимошино, Каменки, Дмитриево. Из дальних деревень учащиеся жили на квартирах. В классах было по 42 ученика, по три параллели каждого класса. В эту школу ходили дети из д. Данилово и половина из д. Софроново. В каждом доме любой деревни было очень много детей , от 7до 9 человек. Деревни были многолюдны, школы переполнены.
Слайд 11
Вот такая была школа в 1929 году
Слайд 12
В 1953 году вместо семилетнего в школах вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. С 1953 года школа стала восьмилетней, в 1954 году – девятилетней. Большое количество детей желало учиться, а десятилетние школы в районе были только две: в г. Меленки и с. Бутылицы. Немногие могли ходить в эти школы пешком. Возникла необходимость в десятилетней школе. В 1955 году школа стала десятилетней. Новый курс в развитии школы нашёл своё воплощение в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР». В 1958 году школа называлась "Средняя трудовая общеобразовательная с производственным обучением". Обучение длилось 11 лет. В школах открывались мастерские, школьные фермы, изучались предметы по основам с/х.
Слайд 13
С подъёмом сельского хозяйства увеличивался уровень жизни на селе, увеличивалась рождаемость. Самая высокая численность детей на селе, ввиду высокой рождаемости, приходится на 60 – 70 годы. Возникла необходимость в увеличении школьных классов. Старая школа стала мала. Государство выделило средства на строительство новой школы. Новую школу пустили в действие во 2 четверти 1981 - 1982 учебного года.
Слайд 14
В деревнях была работа, численность населения большой, наполняемость классов тоже. Отток молодёжи из села был всегда, но в последнее время он стал массовым. Население покидает родные места из-за низких зарплат и отсутствия престижной работы. А это значит из – за старения населения и сокращения рождаемости происходит сокращение учащихся в сельских школах.
Слайд 15
С 90-х годов начался отток населения из села в город. Число учащихся в школе уменьшалось. Возникла необходимость в укрупнении школ. Началась реструктуризация сельских общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Основной причиной закрытия школ послужило так называемое нормативно- подушевое финансирование, когда деньги школе выделяются в зависимости от числа учеников. Выходит, что чем больше школа, тем больше денег она получает. Маленькие сельские школы в таких условиях становятся невыгодными, поэтому их ликвидируют. В каждом субъекте РФ установлен свой «нижний порог» наполняемости.
Слайд 16
Так в 2004г произошла реструктуризации 2 школ: Тимошинской основной общеобразовательной школы, средней общеобразовательной школы п. Южный. В 2003 – 2004г в школе был 101 ученик; В 2004 – 2005г после присоединения этих школ стало 133 ученика. Число учащихся увеличилось на 32 человека. У школы появился шанс дальнейшего существования. В 2009г в результате реструктуризации присоединилась Коровинская основная общеобразовательная школа. До присоединения было 74 ученика, стало 90 . Число учащихся увеличилось на 16 человек.
Слайд 17
Тимошинская основная общеобразовательная школа Средняя общеобразовательная школа п.Южный
Слайд 18
В настоящее время: В школе 74 ученика (Школа оказывает образовательные услуги семьям, проживающим в 8 – ми населённых пунктах, расположенных в муниципальном образовании Даниловское сельское поселение: д.Иватино, с.Коровино, с.Синжаны, д.Тимошино, д.Софроново, п.Южный, д.Пичугино, д.Данилово. Подвоз осуществляется 2-мя автобусами).
Слайд 19
Мы провели исследование динамики численности учащихся за пять последних лет (2009 – 2014г).
Слайд 20
Динамика численности учащихся МБОУ «Даниловская СОШ»
Слайд 21
По графику видно, что количество учащихся 1 класса увеличивается, а общее количество учащихся остаётся примерно на одном уровне. ,
Слайд 22
График динамики численности учащихся МБОУ "Даниловская СОШ" на 5 лет вперед По графику видно, что численность первоклассников до 2016-2017г увеличивается, увеличивается и общая численность учащихся. С 2017-2018г уменьшаются. Следует иметь в виду, что прогноз количества первоклассников сделан по прописке микрорайона школы.
Слайд 23
Мы провели анкетирование учащихся 9 -11 классов Вопросы анкеты: 1.Чем будут заниматься после окончания школы? 2.Вернуться ли они в родную деревню, после того как получат профессию? 3.Если да, то чем они займутся? Если нет, то почему? Сводная таблица опроса учащихся 9 – 11классов Кол-во участников опроса Желают поступить После учёбы останутся и желают остаться Не вернуться в деревню 20 ВУЗ – 12 Колледж–5 Училище-2 10 класс - 2 В деревне – 12 Уедут в город - 8 12 – из- за невозможности найти работу 8 – хотят жить в городе
Слайд 24
1. Все 20 учащихся, после окончания учебы в школе собираются продолжить учебу различных учебных заведениях: кто собирается поступить ВУЗ, кто в техникум, а кто уже после 9 классе собирается получить среднее специальное образование в училищах г.Меленки. 2. 60% учащихся (12 учащихся из 20) ответили, что планируют устроиться в городах. Большинство желающих остаться в городе – это учащиеся 10- 11классов. 3. Большинство молодых ребят хотят выбрать профессии, для которых в Даниловском поселении практически нет работы. Основная причина, по которой ребята уезжают в город - Отсутствие достойной работы
Слайд 25
Выводы: Наши исследования показали, что хотя для нашего поселения и характерны те процессы, которые наблюдаются во всех сельских поселениях (сокращение рождаемости, миграция, старение населения), но они проявляются не настолько остро. В перспективе наблюдается пусть не большое, но всё таки повышение рождаемости. А близость к городу и живописная местность (деревни окружает лесной массив) делает наше поселение привлекательным для строительства. Особенно это касается д. Коровино, где строятся новые дома, а старые принимают привлекательный вид. Многие жители этой деревни не собираются никуда уезжать. В глубине души есть маленькая надежда, что наша школа будет жить, приобретёт свое былое величие, и выпускники будут оставаться в своём родном поселении.
Слайд 26
Результаты нашей работы можно использовать на уроках географии при изучении населения России и своего края. Администрация школы и посёлка могут использовать графики, показывающие перспективы роста численности детей.
Слайд 27
Список использованной литературы 1.Андреев Е.М., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Ожидать быстрого снижения смертности в России не приходится // Вопросы статистики. - 2003. - 11. - С. 23. 2.Баранов А.Б. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения // Вопросы экономики. - 7. - 2000. - С. 115. 3.Кадакин В.В. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Республики Мордовия // Директор сельской школы. -- 2005. -- 4. -- С. 8--55. 4.Полян.П Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен: Монографический сборник.– М.: ОГИ, 2001 - 560с. 5.Сельский учитель: Сборник очерков/ (Сост. В. Б. Стрельцова ). – М.: Педагогика,1980.- 176 с.; 8 л. Ил. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя). С 29. Интернет-ресурсы http://upr.1september.ru/2001/07/3.htm
Слайд 28
Спасибо за внимание!
Северное сияние
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Усатый нянь
Разлука
Ручей и камень